Дидактические основы детской логопедии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактические основы детской логопедии



Система коррекционного воспитания и обучения детей с нарушенной речевой деятельностью строится на основе общей теории обучения (дидактики), объектом изучения ко­торой являются закономерности и принципы, методы, орга­низационные формы и средства. Для работы с заикающи­мися необходимо соблюдение дидактических принципов: индивидуализации, коллективности, систематичности и последовательности, сознательной активности, на­глядности, прочности и др. Совокупность этих принци­пов и своеобразие их реализации в отношении к заикаю­щимся детям определяют все стороны коррекционного обучения.

Курс логопедических занятий представляет завершен­ную, целостную по времени, задачам и содержанию систему работы с заикающимися и разделяется на периоды (подго­товительный, тренировочный, закрепительный). В каждом периоде можно выделить ряд этапов (например, молчания, сопряженной, отраженной речи, речеручного режима и т. д.). Каждый этап логопедической работы состоит из связанных между собой занятий.

В задачи подготовительного периода входит создание щадящего режима, подготовка ребенка к занятиям, показ образцов правильной речи.

Щадящий режим заключается в том, чтобы оградить пси­хику ребенка от отрицательно влияющих факторов; создать спокойную окружающую обстановку, доброжелательное и ровное отношение; не допускать фиксации на неправиль­ной речи; определить и выдерживать режим дня; предус­мотреть спокойные и разнообразные занятия; не допускать шумных, подвижных игр, перегрузок занятиями.

Необходимо успокоить заикающегося ребенка, отвлечь от болез­ненного внимания к своему дефекту и снять связанную с этим на­пряженность. Целесообразно по возможности ограничить речевую активность заикающегося и тем самым несколько ослабить непра­вильный речевой стереотип.

Для привлечения ребенка к занятиям необходимо использовать радиопередачи, магнитофонные записи или пластинки, беседы о ли­тературных произведениях, обратить внимание заикающегося на выразительную речь окружающих людей, на положительные при­меры, продемонстрировать магнитофонные записи речи детей до ипосле занятий, особенно в случаях осознания ими имеюгцегося заи­кания.

Контрасты между плохой речью в начале занятий и правильной, свободной речью в их конце вызывает у детей желание научиться говорить хорошо. Для этой цели можно использовать выступления и инсценировки детей, прошедших курс занятий.

С первых занятий логопед отрабатывает с ребенком необходимые качества правильной речи: громкость, выразительность, неторопли­вость, правильное оформление фразы, последовательность изложения мыслей, умение уверенно и свободно держаться при разговоре и пр.

В задачи тренировочного периода входит овладение ре­бенком всеми трудными для него формами речи в разных речевых ситуациях. Опираясь на знания, умения и навы­ки, которые ребенок приобрел в первом периоде, ведут ра­боты по воспитанию навыков свободной речи и правильно­го поведения в разных формах речи и разнообразных речевых ситуациях.

В наиболее сложных случаях заикания тренировочный период начинается с сопряженно-отраженной речи. Если все требования правильной речи хорошо и легко выполняются на этом этапе, лого­пед отказывается от совместного проговаривания фраз с ребенком и предоставляет ему возможность самостоятельно копировать об­разец фразы.

Наэтапе сопряженно-отраженной речи используются разные тек­сты: заученные наизусть известные сказки, вопросы и ответы, не­знакомые сказки, рассказы.

Речевые занятия проводятся в кабинете или дома с логопедом или с родителями. Условия усложняются, если на занятия пригла­шаются посторонние люди, сверстники, которые могут присутство­вать молча или принимать участие в занятиях.

Следующий шаг в логопедической работе с ребенком — этап воп-росо-ответной речи. В этот период ребенок постепенно освобожда­ется от дублирования фраз по образцам и делает первые успехи в самостоятельном речевом общении. Целесообразно начинать с от­раженных ответов, когда взрослый задает вопрос, сам на него отве­чает, а ребенок повторяет ответ. Постепенно от коротких ответов на вопросы он переходит к более сложным. Ребенок, пользуясь ранее полученными образцами, учится самостоятельно строить слож­ные предложения. Чтобы предупредить искусственность речевых упражнений, их следует проводить на самом разнообразном мате­риале, связанном с повседневной жизнью ребенка и с программ­ным материалом: вопросы по ходу игры и др. Полезно сопровож­дать вопросами различные виды деятельности, организуемые на общеобразовательных занятиях: наблюдение за окружающим, труд, лепка, рисование, конструирование, игры с игрушками и пр.

Ответы ребенка вначале отражают его простые действия, неслож­ные наблюдения, производимые в настоящее время (Я рисую дом. На столе стоит ваза с яблоками.). Затем — в прошедшем времени, о завершенном действии или сделанном наблюдении (Я ходил вчера с папой в зоопарк. Мы видели там носорога.). Наконец — в будущем времени, о предлагаемом действии (Мы пойдем сейчас в детский парк. Там меня ждут Таня и Вова. Мы будем играть в прятки.). В этом случае от конкретного осмысливания и передачи своих непос­редственных наблюдений и действий ребенок переходит к обобщаю­щим выводам, описанию предполагаемых ситуаций и действий.

Разнообразные занятия помогают детям переносить навыки пра­вильной речи в свою повседневную жизнь.

Если ребенок запнулся, следует попросить его снова повторить фразу, мотивируя тем, что ответ был недостаточно громко произне­сен (или слишком быстро, или невыразительно). Ребенок повторит фразу свободно. Если же речевой спазм был сильный и ребенок не смог преодолеть его, целесообразно задать наводящий конкретный вопрос, который позволит ему изменить или упорядочить конструк­цию фразы.

При выборе речевых упражнений необходимо знать, в каких слу­чаях (трудные звуки, начало фразы, обстановка) у ребенка могут про­являться речевые судороги, чтобы уметь их предупредить или вов­ремя прийти на помощь. Показателем хорошо подготовленного и проведенного занятия с ребенком служит полное отсутствие у него речевых судорог.

После того как ребенок научится свободно отвечать на несложные вопросы, на занятиях используются пересказ и рассказ. Соблюдая пос­ледовательность перехода от ответов на вопросы к пересказам и рас­сказам, логопед вначале предлагает ребенку самому составлять и про­износить простые самостоятельные фразы по картинкам, затем задавать вопросы по новой картинке и отвечать на них.

От простых фраз можно перейти к более сложным, связанным по смыслу, а затем к пересказу хорошо знакомого текста сказки, рас­сказа), малознакомого (недавно или только что услышанного), к опи­санию фактов из окружающей жизни, к рассказам о своей прогулке, экскурсии, занятиях и пр.

Соответственно усложнению форм речи усложняется и обстанов­ка занятий. Они проводятся не только в кабинете или дома, но и вне их. В кабинете ведется подготовка к выходу на улицу, в обществен­ные места, репетируется предстоящая экскурсия, логопед задает воп­росы о воображаемых или окружающих предметах или явлениях. Например: «Ты видишь перед собой дом. Сколько у него этажей, ка­кого цвета крыша? Какой цветок растет на клумбе? Кто сидит на скамейке? Кто играет в мяч? Кто сидит на ветке? Какая сегодня по­года?» В дальнейшем эти вопросы усложняются, ребенок рассказы­вает об увиденном, услышанном или сделанном и, наконец, участву­ет в беседах.

После усвоения речевого материала совершается экскурсия, на которой ребенку задаются те же самые вопросы.

В процессе занятий вне кабинета ребенок учится спокойно реаги­ровать на окружающую обстановку и людей, не стесняться и пра­вильно отвечать на вопросы логопеда, сверстников и сам задавать вопросы. Занятия вне кабинета имеют большое значение для форми­рования правильной речи у заикающихся детей. Недооценка этих занятий обычно приводит к тому, что ребенок в кабинете, т. е. в при­вычных для него условиях, может говорить совершенно свободно, а вне кабинета в его речи продолжают сохраняться судороги.

В задачи закрепительного периода входит автомати­зация приобретенных ребенком правильных навыков речи и поведения в разнообразных ситуациях и видах речевой деятельности. Названные задачи наиболее активно реали­зуются на материале спонтанной речи, возникающей у ре­бенка под влиянием внутренних побуждений (обращение к окружающим с вопросами, просьбами, обмен впечатле­ниями).

Постепенно меняется степень участия логопеда в речевых занятиях с заикающимся ребенком. На первых этапах больше говорит руководитель, на последних — роль логопеда сводится в основном к тому, чтобы правильно выбрать тему речевого занятия, напра­вить ход его и контролировать самостоятельную речевую деятель­ность ребенка.. Занятия постепенно приобретают характер бесед о проведенном дне, прослушанной сказке, увиденной телепередаче и пр.

Используются творческие игры на темы из повседневной жиз­ни: «Гости и хозяйка», «За столом», «На приеме у врача», «Мага­зин», «Мама и дочка» и др., игры-драматизации на сюжеты извест­ных сказок.

В закрепительный период основное внимание логопеда и родите­лей направлено на то, как ребенок говорит вне занятий. Поэтому не следует упускать возможности поправить его, когда это нужно, в раз­говоре на прогулке, дома при подготовке к обеду, во время утреннего туалета и т. д.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.007 с.)