ТОП 10:

Оборудование логопедического кабинета



Использование современных технических средств и на­глядных пособий занимает важное место в работе логопеди­ческих учреждений.

В специальных дошкольных учреждениях и школах при­меняются модели предметов, макеты, муляжи, иллюстри­рованные таблицы, схемы.

Особое по значимости место занимают пособия для само­стоятельной работы детей (раздаточный материал, различ­ные конструкторы, разборные модели).

Логопеды могут пользоваться разными дидактическими пособиями для детей, не имеющих отклонений в развитии.

В примерный перечень оборудования для проведения ло­гопедических занятий входят следующие аппараты и при­боры: секундомер; магнитофон (с кассетами); наушники сте­реофонические, метроном, экран, диапроектор для слайдов, видеомагнитофон, АИР, электрофон, набор пластинок; эк­ран для закрывания лица логопеда; зонды, шпатели; часы.

Дидактический материал: наборы игрушек (образные, игры-забавы; строительный материал) для детей разных воз­растных групп; настольные игры (лото, домино и др.); аль­бомы для обследования и коррекции речи, предметные и сюжетные картинки; разрезная азбука; счетный материал; мозаика; набор предметов разного цвета, величины, формы.

Набор звучащих игрушек: барабан, ксилофон, дудки, губные гармошки, рояль, бубен.

Комплекты игрушек для фронтальной работы по раз­витию речи: мебель, одежда, посуда, транспорт, домашние и дикие животные, овощи и фрукты. Имеющиеся в кабине­те пособия должны быть систематизированы.

Общие требования к оформлению логопедического кабинета

Индивидуальные, групповые и фронтальные логопеди­ческие занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, размещение и площадь которых должны соот­ветствовать инструкции о проектировании специальных учреждений. Финансирование логопедических кабинетов осуществляется областным, городским и районным отделами народного образования по смете того учреждения, где рабо­тает логопед.

В логопедическом кабинете необходимо иметь шкаф для пособий и литературы, столы и стулья для проведения заня­тий. Число столов должно быть не менее 4, не считая большо­го стола для логопеда, а количество стульев — не менее 8—10.

В логопедическом кабинете необходимо иметь навесную доску, наполовину разлинованную. На ней должны быть приспособления для размещения картинок, фланелеграфа, предметов и другого обо­рудования. Необходимым в оборудовании логопедического кабине­та является настенное зеркало со шторой размером 70 х 100 см для групповой работы по постановке звуков и маленькие зеркала 9—12 см для индивидуальной работы (не менее 10).

Для удобства пользования дидактическими пособиями логопед оформляет специальную картотеку.

Оборудование логопедического кабинета на школьном пункте до­полнительно включает:

1. Специальные пособия для развития фонематической дифференцировки (набор парных предметных картинок, соответствую­щих словам с начальными звуками, близкими и далекими по звучанию, и различной звуковой и слоговой сложностью); на­боры картинок, соответствующих словам с различным место­ положением букв: в начале, в середине, в конце.

2. Наборы различных слов и картинок для составления предло­жений; набор опорных фраз для составления рассказов; фра­зы с пропущенными словами, различными по их грамматической принадлежности и по степени, характеру их связи с
фразеологическим контекстом.

3. Наборы предложений, соответствующих различным логико-грамматическим конструкциям, и пространственные схемы предлогов.

4. Наборы слов с пропущенными буквами; тексты предложений и рассказов с пропущенными словами; тексты диктантов.

5. Наборы слов: антонимов, синонимов и омонимов.

6. Наборы букв разного шрифта; цифр; элементов букв и цифр, наборы арифметических примеров и элементарных задач; наборы геометрических фигур и элементов фигур для конструирования.

7. Книги со стихами, пословицами, баснями, юмористическими
рассказами, поговорками с разработанными к ним вопросами.

8. Наборы текстов с пропущенным началом, серединой, концом.

9. Картинки, изображающие предметы и действия, сюжетные
картинки различной сложности, последовательные серии картинок, отражающие постепенно развивающиеся события; репродукции художественных произведений (картин); наборы предметных картинок с недостающими элементами.

10.Книги для чтения, сборники диктантов, азбука, географические карты, наборы пластинок.

Контрольные вопрос и задания

1. Охарактеризуйте основные типы специальных уч­реждений для детей с нарушениями речи (в системе образования и здравоохранения).

2. Раскройте основные направления в работе логопеда с родителями.

3. Выделите задачи коррекционного обучения в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

4. Расскажите об оказании логопедической помощи взрослому населению.

5. Перечислите требования к оформлению логопедичес­кого кабинета.

6. Какая документация должна быть у логопеда в разных типах учреждений?

7. При посещении специального учреждения выясните конкретные организационные условия работы.

8. Познакомьтесь подробнее с оснащенностью логопедического кабинета и документацией логопеда (в шко­ле, в детском саду, пункте и т. д.).

Литература

1. Волкова Л. С. Выявление и коррекция нарушений ус­тной речи у слепых и слабовидящих детей. Л., 1991.

2. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. М., 1983.

3. Гаранина Л. А. Вариативность организации логопеди­ческой помощи детям дошкольного возраста. Курск, 1998.

4. Дети с задержкой психического развития / Под. ред.Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984.

5. Основы логопедии / Под. ред. Т. В. Волосовец. М., 2000.

6. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая рабо­та в специальном детском саду. М., 1987.

7. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно-мето­дическое письмо о работе учителя-логопеда логопе­дического пункта при общеобразовательных учреж­дениях. М., 1996.

ГЛАВА 20. ОТБОР В СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Успешному развитию сети специальных учреждений для детей с нарушениями речи способствуют новейшие иссле­дования в области логопедической науки, охватывающие различные вопросы теории и практики.

Сюда относятся:

• совершенствование диагностики (особенно ранней) ре­чевых нарушений и дифференцированная диагности­ка, позволяющая проводить отграничение детей с ре­чевыми нарушениями от других аномалий, иногда внешне сходных, но имеющих разную природу возник­новения и требующих разных методов коррекции;

• определение оптимальных возрастных сроков выявле­ния детей с различными нарушениями речи и своевре­менная организация дифференцированного обучения;

• исследование взаимосвязи между нарушениями устной
(в дошкольном возрасте) и письменной (в школе) речи;

• теоретическое обоснование предупредительной направ­ленности работы в дошкольных учреждениях;

• разработка модели преемственности в работе дошколь­ных и школьных учреждений;

• изучение особенностей развития детей с нарушения­ми речи в дошкольном возрасте;

• разработка содержания и методов обучения дошколь­ников с учетом различных речевых нарушений;

• разработка организационных вопросов и соответству­ющей документации.

В учреждениях для детей с нарушениями речи последова­тельно осуществляется обучение и воспитание по специаль­ным программам, предусматривающим наряду со всесторон­ним развитием детей коррекцию дефектного становления речи и вторичных проявлений, вызванных первичным (ре­чевым) нарушением. Коррекционным обучением в большинстве случаев достигается реабилитация детей в условиях спе­циальных дошкольных и школьных учреждений.

Своевременное выявление детей с нарушениями речи и направление их на медико-психолого-педагогическую ко­миссию осуществляется логопедами детских поликлиник, педиатрами, психиатрами и невропатологами, логопедами детских садов, школьных логопедических пунктов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.007 с.)