Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое положение президента Украины, кабинетa Министров

Поиск

Президент Украины, в соответствии с Конституцией, является главой государства и выступает от имени государства. Он является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина. Должность президента была введена в июле I99I года путем принятия соответствующих поправок в Конституцию УCCP I978 года. Президент избирается гражданами Украины на основе всеобщего, равно­го и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет /возможно избрание одного и того же лица на второй срок/. Выборы Президента Украины проводятся в последнее воскресенье октябряпятого года полномочий Президента. Ближайшие очередные выборы Президента Украины состоятся 31 октября 1999 года. В случае досроч­ного прекращения президентских полномочий новые выборы должны про­водиться в течение 90 дней со дня их прекращения. Президентом Украины может быть избран Украинский гражданин, обладающий правом голоса, достигший З5 лет, проживающий в Украине последние 10 лет перед выборами и владеющий государственным языком. Не допускается совмещение должности президента с какой-либо другой, включая должности в партиях и других объединениях граждан. В течение 30 дней после объявления результатов президентских выборов Президент Украины приносит присягу на торжественном заседании Верхов­ной Рады.

Президент Украины пользуется правом неприкосновенности на время исполнения своих полномочий. Звание Президента Украины охраняется законом и сохраняется пожизненно.

Как глава государства Президент обладает рядом полномочий Эти полномочия можно условно разделись нанесколько групп:

- полномочия общего характера /выступление в качестве гаранта государственной независимости, национальной безопасности и право-приемства, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, обраще­ние к народу и Верховной Раде с посланиями о внутреннем и внешнем положении Украины/;

- полномочия в сфере внешней политики /представление госу­дарства в международных отношениях, руководство внешней политикой,

и заключение международных договоров, принятие решений о признании иностранных государств, прием верительных и от­зывных грамот дипломатических представителей иностранных государств/;

- полномочия по решению кадровых вопросов /назначение с сог­ласия Верховной Рады Премьер-министра Украины, прекращение его пол­номочий, назначение по представлению Премьер-министра членов Каби­нета Министров Украины, руководителей других центральных органов ис­полнительной власти, председателей местных государственных админист­раций и прекращение их полномочий, назначение на должность с согла­сия Верховной Рады Генерального прокурора Украины и освобождение его от должности, назначение половины состава Совета Национального банка Украины, Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, назначение на должности и смещение с должностей с согласия Верховной Рады Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя фонда государственного имущества Украины, Пред­седателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Ук­раины, назначение трети состава Конституционного Суда Украины, уча-стие в формировании Совета национальной безопасности и обороны Ук­раины, назначение на должности и освобождение от должностей высшего командования Вооруженных Сил Украины и иных воинских формирований, ''назначение и освобождение глав дипломатических представительств Ук­раины в других государствах и при международных организациях, пер­вое назначение на должность профессиональных судей, присвоение выс­ших воинских званий, высших дипломатических рангов и иных высших специальных званий и классных чинов/;

- полномочия организационного характера /назначение вceукраинского референдума по вопросам государственного устройства, предусмотренным Конституцией /ст 156/, и по народной инициативе, прекра­щение полномочий Верховной Рады, если в течение 30 дней одной очеред­ной сессии пленарные заседания не могут начаться, назначение внеоче­редных выборов в Верховную Раду Украины в сроки, установленные Конституцией, создание, реорганизация и ликвидация по представлению Премь­ер-министра министерств и других органов центральной исполнительной власти, создание судов в определенном законном порядке, обнародование путем подписания законов, принятых Верховной Радой, создание в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, кон­сультативных, совещательных и иных вспомогательных органов и служб/;

- полномочия по контролю исполнения законов /отмена актов Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, право вето в отношении принятых Верховной Радой законов с последую­щим их возвращением на повторное рассмотрение Верховной Радой Украины/

- полномочия гуманитарного характера /решения о принятии в гражданство Украины, о прекращении гражданства, о предоставлении убежища, осуществление помилования, награждение государственными наградами, установление президентских знаков отличия и награждение ими/;

- полномочия по чрезвычайным ситуациям /принятие решения о вве­дении в Украине или отдельных местностях чрезвычайного положения, военного положения, объявление всеобщей частичной мобилизации, внесение в Верховною Раду представления об объявлении состояния в войны, принятии решения об использовании вооруженных сил в случае вооруженной arpeссии против Украины.

Президент Украины выполняет свои функции до вступления на пост новоизбранного президента. Досрочное прекращение президентских полномочий возможно в случае отставки, невозможности исполнять их по состоянию здоровья, в случае смерти, смещения с поста в порядке импичмента. Вопрос о смещении Президента Украины с поста в случае соверше­ния им государственной измены или иного преступления может быть инициирован большинством от конституционного состава Верховной Рады. Реше­ние об обвинении Президента принимается на основаниивыводов и предложений временной следственной комиссии двумя третями конституционного состава парламента. Решение о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента может быть принято тремя четвертями от конститу­ционного состава Верховной Рады после соответствующих заключений Кон­ституционного и Верховного Суда Украины.

В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины исполнение его обязанностей /с определенными ограничениями по общим, кадровым и организационным вопросам/ до избрания и вступления на пост нового Президента возлагается на Премьер-министра Украины. Высшим органом в системе исполнительной власти являемся Кабинет Министров Украины. Он ответственен перед Президентом Украины и под­контролен и подотчетен Верховной Раде.

В состав Кабинета Министров входят Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр, три вице-премьер-министра и министры. Все министры назначаются Президентом Украины /лишь кандидатура Премьер-министра требует утверждения парламентом/.

Кабинет Министров слагает полномочия после избрания нового Президента Украины. Все министры имеют права заявить о своей отставке. Отставка Премьер-министра ведет к отставке всего Кабинета Министров. Однако после отставки правительство выполняет свои полномочия до назначения нового Кабинета Министров, но не более 60 дней.

Кабинет Министров Украины обладает широкими полномочиями для элективного осуществления исполнительной власти. Он принимает меры для обеспечения государственного суверенитета и экономической самосто­ятельности Украины, для осуществления внутренней и внешней политики государства, для исполнения Конституции и законов Украины, актов Пре­зидента Украины.

За Кабинетом Министров Конституция Украины закрепила такие пол­номочия:

- принятие мер для обеспечения прав и свобод человека и гражда­нина;

- проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики, а также эффективной социальной политики;

- разработка и осуществление общегосударственных программ эконо­мического, научно-технического, социального и культурного развития;

- обеспечение равных условий развития всех форм собственности и управление объектами государственной собственности;

- разработка проекта закона о Государственном бюджете и обеспе­чение исполнений принятого бюджета;

- осуществление мер по укреплению обороноспособности и национальной безопасности, борьба, с преступностью;

- организация и обеспечение внешнеэкономической деятельности и таможенного дела;

- координация работы министерств и других органов исполнитель­ной власти.

Особое место в системе центральных органов власти занимаем Ад­министрация Президента Украины. Она служит для осуществления органи­зационной, консультативной, совещательной; помощи Президенту Украины.

 

Избирательная система

Одним из основных политических прав граждан является право на участие в управлении государством как непосредственно /через пред­ставительские органы власти /. Его осуществление производился на ос­нове избирательного права. Избирательные права реализуются с помо­щью избирательной системы. Избирательная система это правовой институт, объединяющий совокупность конституционно-правовых норм,которые регулируют общественные отношения в процессе

Формирования представительских органов государства, a также порядок организации и проведения выборов в представительские органы и учреждения.

Выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления, выборы Президента Украины, голов органов местного само­управления, участие в референдумах осуществляется на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования, Всеобщность избирательного права означает, что все граждане

Украины, которым на день выборов исполнилось 18 лет и их дееспособность не ограниченичена судом, независимо от пола, национального, расового и социального происхождения, языка, политических и религиозных убежде ний, имущественного положения, места жительства, рода и характера занятий могут принимать участие в выборах и референдумах. Равное избирательное право показывает, что каждый гражданин при голосовании обладает одним голосом. Голосование осуществляется лично

предъявлением на избирательном участке документ, удостоверяющий личность.

Прямое избирательное право означает, что все представительские органы власти и определенные должностные лица избираются непосред­ственно гражданами. Голосование осуществляется в кабинете или ком­нате для тайного голосования, запрещается присутствие кого-либо кроме голосующего. Право участвовать в голосовании - это активное избирательное право, оно предоставляется с 18 лет. Право выдвигать­ся кандидатом в депутаты и на должности Президента и голов органов местного самоуправления - это пассивное избирательное право. Оно также наступает с 18 лет за исключением выборов народных депутатов Украины /с 21 года/ и Президента Украины /с З5 лет/.

Основными нормативными актами, регламентирующими избирательное право в Украине, кроме конституции, остаются Законы Украины: о выборах народных депутатов Украины /1993 г./, о выборах Президента Украины /1991 г., с изменениями 1994 г./, о формировании местных органов власти и самоуправления /1994 г./, о формировании местных органов власти и самоуправления /1994 г./, о всеукраинском и местном референдумах /1991 г./.

В этих законах зафиксированы основные принципы проведения выборов:

- свобода, демократизм;

- гласность, открытость, равенство возможностей для всех кандидатов в проведении предвыборной кампании, финансирование выборов государством

Выборы проводятся по территориальному принципу, т.е. по из­бирательным округам. Избирательный округ - это избирательная территориальная единица, образуемая в соответствии с нормами представи­тельства для избрания одного депутата.

Сохраняющаяся избирательная система в Украине - мажоритарная абсолютного большинства, это значит, что голосование производится за конкретного кандидата. Победившим считаемся тот, кто получил более 50 % голосов избирателей от принявших участие в выборах. Выборы признаются состоявшимися, если в них приняло учасчие более 50 % граждан, внесенных в списки для голосования. Т.е. минимальное коли­чество голосов, необходимое для победы на выборах, - 25 % отсписоч­ного состава избирателей плюс I голос. Такая система у же неоднок­ратно доказывала свою неэффективносъ и несостоятельность. Ряд из­бирательных округов так и не смогли избрать своих депутатов в Вер­ховную Раду, В ноябре 1996 года парламент начал рассмотрение нового закона о выборах народных депутатов Украины. Было предложено 5 про­ектов, часть которых предполагает введение смешанной избирательной системы /т.е. такой системы, при которой часть депутатов избирается традиционно /по мажоритарной системе/ по одномандатным округам, а другая часть - по партийным спискам /по пропорциональной системе, т.е. места распределяются пропорционально количеству голосов, подан­ных за партию или предвыборный блок /.

 

Система органов правосудия

В Конституции Украины и Законе Украины "0 судоустройстве" сформулированы основные принципы правосудия /судопроизводства/:

- законность;

- равенство всех "участников судебного процесса перед законом и судом;

- презумпция невиновности;

- обеспечение доказанности вины;

- обеспечение обвиняемому права на защиту

- состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности;

- поддержка государственного обвинения в суде прокурором;

- гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами;

- назначаемость и выборность судей, коллегиальное или единоличное рассмотрение дела; - независимость судей и подчиненность их только закону;

- судопроизводство на государственном языке;

- осуществление правосудия только судом;

- обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев, установленных законом;

- обязательность решений суда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.247 (0.012 с.)