Соотношение права и морали, права и политики, права и экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение права и морали, права и политики, права и экономики.



В самом обобщенном виде понятие право может быть определено как совокупность конкретных общеобязательных правил, установленных или санкционированных государством. Государство обеспечивает их выполнение с целью регулирования общественных отношений. Разнообраз­ные подходы к категории право могут быть сведены к трем:

1. Нормативный подход к праву предполагает совпадение права и писаного закона. Право содержится в текстах нормативно-правовых актов, издаваемых и охраняемых государством.

2. Социологический подход обусловлен пониманием приоритетно­сти общественных отношений, то есть право проявляется не в законах, а в конкретных действиях и поведении людей.

3. Естественно-правовой подход рассматривает право как есте­ственный дар Бога / природы, получаемый каждым человеком при рождении

В понимании права как юридической категории принято выделять:

объективное право как систему общеобязательных и формальных норм, обеспеченных силой государства и являющихся критерием правомерного и неправомерного поведения;

субъективное право как возможность конкретного лицана юридически обеспеченное поведение.

Признаки права

Право как общественный институт обладает рядом призна ков:

1общеобязательная нормативность, правовые нормы распространяются на всех лиц, которым они адресованы9 и обязательны для исполнения независимо от субъективного отношения к ним. Право должно состоять из взаимосвязанных и согласованных между собой норм..

2 Формальная определенность. Правовые нормы отличаются четкостью и однозначностью Формулировок и помещаются в законах и других правовых источниках. Субъекты правовых отношений в силу этого знают возможные и требуемыe от них варианты поведения, а также по­следствия за нарушение юридических запретов,

3. Государственная обеспеченность. Реальность соблюдения правовых норм обеспечивается и гарантируется государственной властью Это дает уверенность в стабильном правовом порядке их функционирования, в том числе в обязательном привлечении к юридической ответ­ственности нарушителей норм права.

Принципы права

Право должно также характеризоваться определенными принципа­ми:

- гуманизмом;

- равенством граждан перед законом;

- законностью;

- внутренней согласованностью;

- демократизмом,

Функции права

Проявляется социальная роль права в его функциях. Главными являются регулятивная и охранительная

Регулятивная функция проявляется путем властного правового влияния на субъектов правоотношений с целью обеспечения такого их социального поведения, которое бы отвечало общественному правовому порядку,

Охранительная дикция осуществляется властным правовым влия­нием на субьектов правовых отношений с целью охраны и обеспечения их прав и свобод, их собственности, защиты государства и общества в целом.

 

Место и роль в системе социальных норм

Социальные нормы представляют всю совокупность норм, регулирующих взаимоотношения между людьми. К социальным нормам относятся нормы морали, обычаи, традиции, эстетические, религиозные, корпора­тивные и нормы права. В жизни общества есть и такие нормы, которые не могут считаться непосредственно социальными /санитарно-гигиени­ческие, технические, биологические/.

Эстетические нормы отображают отношения людей к предметам материальной и духовной культуры с точки зрения красоты, гармонии, элегантности и качества. Решающую роль при этом играют установившиеся в конкретно-исторических условиях стандарты и взгляды относительно того, что считать красивым, модным и т.д.

Корпоративные нормы устанавливаются определенными ассоциаци­ями людей, включая как объединения граждан на некоммерческой основе /политические партии, профессиональные союзы, общества по интере­сам и пр./,так и предпринимательские структуры. Такие нормы диктуются уставами объединений и являются обязательными для их членов. При этом уставы не должны противоречить действующему законодательству.

Религиозные нормы, подобно корпоративным, касаются определен­ной общности людей /в данном случае - связанных с приверженностью к той или иной конфессии/.

Правовые нормы - это правила, установленные или санкционированные государством. Они регулируют отношения определенных лиц, да­вая им соответствующие права и возлагая на них юридические обязанно­сти /в отличие от всех других социальных норм, правовые нормы под­креплены государственным принуждением/. Среди всех социальных норм правовые занимают приоритетные позиции. Другие социальные нормы не могут выходить за рамки правовых.

Понятие и структура правовой нормы

Правовая норма - это формально закрепленное общеобязательное правило физического поведения, остановленное или санкционированное государством с целью регулирования социальных отношений и обеспе­ченное организационной, воспитательной и принудительной деятельностью.

 

ПРАВОВАЯ НОРМА

Понятие

Самым общим образом правовая (юридическая) норма может быть определена в качестве исходящего от государства и охраняемо­го им общеобязательного правила поведения, которое представляет участникам общественного отношения данного вида юридические права и налагает на них юридические обязанности. В другом опре­делении* норма права - установленное или санкционированное государством и обеспечиваемое его принудительной силой правило, регулирующее взаимоотношения отдельных лиц, органов и органи­заций.

Регулирующая роль нормы права выражается как в том, что субъект права** действует в соответствии с ее предписаниями или требует от других лиц соответствующего поведения, так и в том, что нарушение ее требований вызывает применения мер воздействия государства в лице его органов к правонарушителю.

Нормы права, как правило, выполняются добровольно и соз­нательно в силу того, что их требования соответствуют интересам и потребностям лиц, их соблюдающих. Вместе с тем, будучи государ­ственно-обязательными велениями, нормы права обеспечиваются и принудительными мерами, применяемыми в случае нарушения пер­вых.

Норма права выражает объективно обусловленную меру и форму свободы. Эта мера определяется экономическими отноше­ниями, в которых коренится «правовая природа вещей», т.е. социальная норма, обладающая в силу своей объективной природы общеобязательностью и требующая законодательного закрепления.

Правовые нормы возникают на определенном этапе историче­ского развития, когда образование новых общественных отношений приводит к перераспределению собственности внутри общества, в условиях расслоения общества на классы, формирования частной собственности. Различные позиции классов по отношению к средст­вам производства определяют характер отношений к собственности, степень реальной свободы индивидов. Свобода индивидов, выражаемая в праве, предопределена их отношением к собственности, которое должно быть субъективно осознанно и получить законодательное закрепление. Иными слова­ми, правовые нормы проявляются как отношения собственности и предшествуют закону, их закрепляющему.

Норма права - не просто разновидность социальных норм, а разновидность особая, по ряду сторон наиболее развитая, выра­жающая ту, в известном смысле высшую, нормативность, которая присуща праву, что связано с государственно-властной природой права. Все это предопределяет отправные моменты общетеоретиче­ской характеристики нормы права.

 

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. Юридическая норма – общее правило, т.е. масштаб, образец, эталон поведения людей и их коллективов.

2. Юридическая норма - правило абстрактного, обобщенного харак­тера. Нормативные предписания содержат известные моменты обобщенности, абстрагирования тех или иных индивидуальных особенностей регулируемых отношений.

3. Юридическая норма – первичный исходный элемент права как системы

Право в пределах каждой страны образует целостное системное образование, отличающееся известными чертами ограниченности. Норма является частью этого целого, но в тоже время каждая из норм не может считаться полным, исчерпывающим выражением всех норм, качеств и характеристик права.

4. Юридическая норма - государственно-властное предписание. Норма исходит от государства, поддерживается его принудительной силой, и поэтому предписывающий характер нормы приобретает властный характер.

5. Юридическая норма - явление широкое, многоплановое и. в то же время, конкретное по содержанию. Понятие "норма" при общем оп­ределении права отражает все проявления нормативности, все стороны нормативного содержания правовой системы. Вместе с тем, необходимо с предельной четкостью разграничивать норму как кон­кретное формально-определенное правило.

6. Юридическая норма - воплощение единства фромы и содержания в праве. Норма права мыслима как реальный фрагмент права, фактическое предписание, находящее прямое выражение в тексте правового акта, однако она не существует вне определенного структурно выделенного подразделения в тексте акта. Юридиче­ская норма доведена до уровня формальной определенности, т.е. до такого уровня, когда содержание нормы существует только в формально (в самом тексте) закрепленном виде. Благодаря внеш­ней форме норма является частицей права как институционного образования и через внешнюю форму (нормативный акт) обретает силу юридической нормы.

 

СТРУКТУРА

Своим логическим построением норма права отвечает на во­просы, которые неизбежно возникают в процессе ее применения: в каких случаях она должна применяться, какое поведение в данных условиях является допустимым или недопустимым, каковы те небла­гоприятные последствия, которые ожидают нарушителя данной нормы. Ответы на эти вопросы даются в различных структурных подразделениях нормы: ГИПОТЕЗЕ, ДИСПОЗИЦИИ, САНКЦИИ. Все эти части находятся в тесной связи и взаимодействии.

Логическая структура нормы права, как правило, не совпадает со статьями нормативных актов, иногда ее надо конструировать от­дельно, поскольку статьи законов излагаются лаконично. В некото­рых статьях закона может быть не одна, а две-три нормы права, а в некоторых - только отдельные ее части: гипотеза - диспозиция, гипо­теза - санкция, диспозиция - санкция. Кроме этого, в запрещающих нормах гипотеза и санкция совпадают.

Так, нормы положительного регулирования состоят из:

гипотезы - указания на условие, при наличии которого эта норма должна действовать

диспозиции - самого правила, содержащего права и обязанности регулируемых нормой отношений.

Правоохранительные нормы также делятся на две части

диспозицию - указание на запрещенное правом действие

санкцию - мера ответственности за нарушение

Санкции, как правило, выполняют охранную функцию, а именно:

санкции «штрафного», карательного характера, свойства со­стоят в лишении правонарушителя определенных благ, в возложе­нии особых обязанностей, во властном осуждении, порицании его противоправного поведения. Такие санкции делятся на уголов­ные, административные, дисциплинарные и др.;

правовосстановительные санкции направлены на восстановле­ние нарушенного состояния (отмена незаконного акта, признание сделки недействительной, взыскание долга и т. д.)

 

Для иллюстрации всего вышесказанного можно использовать следующий пример. В ст. 147 Кодекса законов про труд Украины указывается: «За нарушение трудовой дисциплины к работнику может быть применен только один из таких способов наказания:

1. выговор,

2. увольнение».

Эту статью с позиций логической структуры нормы права можно сформулировать так: если работник допустит нарушение трудовой дисциплины (гипотеза), то владелец имеет право приме­нить к нему согласно трудовому законодательству - уставу и поло­жениям о дисциплине (диспозиция) - только один из таких видов наказания:

1. выговор,

2. увольнение (санкция).

 

КЛАССИФИКАЦИЯ

1. По отраслям права:

- нормы государственного права;

- нормы гражданского права;

- нормы уголовного права;

- нормы материального права;

- нормы процессуального права;

2. По содержанию:

- основные, предусматривающие общие исходные положения ре­гулирования определенных отношений;

- конкретизирующие, развивающие исходные положения, регла­ментирующие более конкретные, частные вопросы на основе и в рамках общих норм права.

3. По характеру регулирования:

- нормы прямого регулирующего действия, устанавливающие новые самостоятельные правила и непосредственно направленные на регулирование общественных отношений;

- нормы вспомогательного регулирующего действия, преду­сматривающие отмену ранее действовавших норм, их изменение, дополнение, распространение, утверждение нового акта.

4. В зависимости от издающего органа:

- нормы законов и подзаконных актов;

- общегосударственные и местные нормы;

- нормы в указах Президента, Верховного Совета, в актах местных Советов и т. д.

5. В зависимости от действия в пространстве:

- нормы общего действия, действующие на всей территории, на которую распространяется компетенция органа, издавшего норму;

- нормы местного действия, действующие на определенной ука­занной в самом акте местности.

6. По действию во времени:

- нормы постоянного действия;

- временные.

7. По лицам:

- общие, касающиеся всех граждан или всех юридических лиц;

- специальные, распространяющие свое действие на четко очер­ченный круг лиц, органов, организаций, например, на работников милиции, пенсионеров и т. д.

- нормы, касающиеся конкретного субъекта права.

8. По характеру воздействия:

- управомочивающие - определяют правомочия граждан и других субъектов права, т.е. возможность действовать определенным об­разом;

- обязывающие - установлены в нормативном акте и обращены к субъектам права, выражают необходимость совершить какие-либо положительные действия;

- запрещающие - обязывают воздерживаться от поступков, кото­рые вредны для общества, противоречат интересам людей;

- поощрительные - используются для стимулирования полезных для общества действий, воспитания масс на положительных при­мерах;

9. Нормы права делятся также на:

- императивные - точно определяют права и обязанности субъек­тов права;

- диспозитивные - действуют в случае, если стороны правоотно­шения не установили свои права и обязанности путем соглаше­ния;

- бланкетные - отсылают к установленным в других актах прави­лам, которые необходимо исполнять.

 

ФУНКЦИИ

Нормы права исполняют общесоциальную и специальную функции в комплексе, объединяя функционирование других норма­тивных систем.

Общесоциальные нормы права составляют: экономические, политические, экологические, идеологические, информационные, организационные, ориентационные, познавательные, оценочные, гуманистические. К специально-юридическим функциям относятся регулятив­ные функции, которые в свою очередь делятся на:

- статические - юридически закрепляют определенные обществен­ные отношения;

- динамические - развивают и стимулируют развитие общества.

Нормы права также выполняют охранную функцию (государство охраняет общественные отношения и ценности).


 

 

Элементы правовой нормы

Правовая норма характеризуется наличием трех обязательных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза ; определяет условия, описывает обстоятельства, при которых вступает в действие норма и что ею следует руководствоваться. Эти условия называют термином юридические факты

Диспозиция - это центральная часть нормы. В ней. указановозможное/дозволеное / обязательное /необходимое/ или запрещенное /не допустимое/ поведение субьекта правовых отношений

Санкция показывает способы государственного принуждения при невыполнении, нарушении диспозиции. Назначение санкции в обеспечении осуществления диспозиции правовой нормы.

Правовые нормы могут иметь и факультативный элемент - поощрения. Речь идет об определенииценностей и благ, которые может получить субъект правоотношений при добровольном исполнении диспозиции нормы.

Правовые нормы различаются:

- по субьектам правотворчества /парламент, президент, правительство, судебные органы и т.д.

- по предмету регулирования /конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д./;

- по способу установления диспозиции: /императивные - формиру­ются исключительно государством и диспозитивные - субъекты правоотно­шений могут сами договориться о правилах взаимного поведения/;-

- по характеру диспозиции /уполномочивающие - указывают на возможное поведение, обязывающие - указывают на необходимое с точ­ки зрения государства поведение и запрещающие - указывают на недо­пустимое поведение/;

- по функциям в правовом регулировании /материальные - обозна­чают права, обязанности или "запреты и процессуальные - определяющие регламент, процедуру осуществления прав или исполнения обязанностей/;

- по времени действия /постоянные и временные/;

- по территориальному действию /общенациональные и местные, локальные/;

- по действию на круг субъектов /всеобщие - направленные на всех граждан, специальные - направленные на конкретную группу одно­именных субъектов, исключающие - отменяют предусмотренные законом нормы относительно определенных субъектов/;

- по роли в правотворчестве /первичные и вторичные/;

- по степени определенности содержания /абсолютно определенные и альтернативные, ситуационные/.

 

Источники права

Источники или формы права - это способы внешнего выражения и закрепления юридических норм. Виды источников права:

1. Правовой обычай - санкционированное и обеспечиваемое госу­дарством обычное правило поведения общего характера.

2. Правовой прецедент - решение судебного или административ­ного органа государства по конкретному делу, которому придается формальная обязательность при решении последующих аналогичных дел

3. Нормативно-правовой договор - формально обязательное правило общего характера, установленное на основе взаимной договоренности нескольких субъектов и обеспеченное государством.

4. Нормативно-правовой акт - письменный документ правотворческого характера, принятый народом или компетентным органом государства, в котором помещены правовые нормы. Нормативно- правовые акты

делятся на законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативно-правовой акт органа законодательной власти или самого народа, которые регулируют важнейшие общественные отношения, принимается в особом порядке и имеет высшую юридическую силу. Законы можно классифицировать следующим образом:

- основной закон /конституция/ - закрепляет правовой статус человека и гражданина, форму правления и государственного устрой­ства, система органов власти;

- конституционные или органические законы - конкретизируют и

развивают основные положения конституции;

- обычные законы по другим вопросам государственной и общест­венной жизни.

Законодательный процесс должен включать несколько стадий:

- подготовка законопроекта, его научная и финансовая экспертиза;

- законодательная инициатива - право субъектов законотворче­ской деятельности вносить проекты законов в парламент;

- обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях законода­тельного органа в первом, втором, третьем чтениях, внесение поправок и дополнений;

- работа над законопроектом в парламентских комитетах и комиссиях;

- всенародное обсуждение законопроекта в необходимых случаях;

- понятие, подписание главой государства и опубликование закона)

Подзаконные акты - это нормативно-правовые акты правотворче­ских органов государства, принимаемые в соответствии с законом, на основании закона и для исполнения закона. В нашей стране к под­законным актам относятся:

- постановление Верховной Рады;

- указы и распоряжения Президента Украины;

- постановления и распоряжения Кабинета Министров;

- приказы и инструкции министерств и ведомств;

- акты местных государственных администраций;

- решения органов регионального и местного самоуправления.

 

Система права

Система права - это система всех действующих юридических норм определенного государства. Система права имеет свою структуру - объективно обусловленную вну треннюю организацию права конкретного государства, которая состоит в единстве и согласованности всех юридических норм и в их распределении по институтам и отраслям права. Структурные элементы системыправа: нормыJ, институты, отрасли.

Понятие система права следует отличать от категории правовая /юридическая/ система.

Правовая система - это система всех юридических явлений, существующих в определенном государстве или группе государств. Она состоит из разнообразных правовых актов, деятельности правотворческих субъектов, различных видов проявлений правосознания, состояния законности и правопорядка. В настоящее время в мире принято выделять 4 правовые системы:

1. Романо-германская /континентальная/ - включает страны Западной и Центрально-Восточноз Европы. Здесь юридическая наука сложилась на основе римского права.

2. Англо-американская /англосаксонская/ распространена в США,

Великой Британии и странах Британского Содружества наций. Это систе­ма общего права, в которой приоритетные позиции занимает судебный прецедент.

3. Социалистическая сохраняет свое значение в КНР, КНДР, Вьет­наме, Кубе. Ее характеризуют гипертрофированная роль публичного права, основанного на так называемой "революционной /социалистиче­ской/ законности", где критерием правомерности сложит марксистская идеология*

4. Религиозно-общинная имеет распространение в ряде стран Азии и Африки. Она объединяет юридические, религиозные, морально-философские элементы. Регулятором общественных отношений при этом являются религиозные концепции, традиции, обычаи. Например, мусульманское право, конфуцианство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.089 с.)