Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение права и морали, права и политики, права и экономики.↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В самом обобщенном виде понятие право может быть определено как совокупность конкретных общеобязательных правил, установленных или санкционированных государством. Государство обеспечивает их выполнение с целью регулирования общественных отношений. Разнообразные подходы к категории право могут быть сведены к трем: 1. Нормативный подход к праву предполагает совпадение права и писаного закона. Право содержится в текстах нормативно-правовых актов, издаваемых и охраняемых государством. 2. Социологический подход обусловлен пониманием приоритетности общественных отношений, то есть право проявляется не в законах, а в конкретных действиях и поведении людей. 3. Естественно-правовой подход рассматривает право как естественный дар Бога / природы, получаемый каждым человеком при рождении В понимании права как юридической категории принято выделять: объективное право как систему общеобязательных и формальных норм, обеспеченных силой государства и являющихся критерием правомерного и неправомерного поведения; субъективное право как возможность конкретного лицана юридически обеспеченное поведение. Признаки права Право как общественный институт обладает рядом призна ков: 1общеобязательная нормативность, правовые нормы распространяются на всех лиц, которым они адресованы9 и обязательны для исполнения независимо от субъективного отношения к ним. Право должно состоять из взаимосвязанных и согласованных между собой норм.. 2 Формальная определенность. Правовые нормы отличаются четкостью и однозначностью Формулировок и помещаются в законах и других правовых источниках. Субъекты правовых отношений в силу этого знают возможные и требуемыe от них варианты поведения, а также последствия за нарушение юридических запретов, 3. Государственная обеспеченность. Реальность соблюдения правовых норм обеспечивается и гарантируется государственной властью Это дает уверенность в стабильном правовом порядке их функционирования, в том числе в обязательном привлечении к юридической ответственности нарушителей норм права. Принципы права Право должно также характеризоваться определенными принципами: - гуманизмом; - равенством граждан перед законом; - законностью; - внутренней согласованностью; - демократизмом, Функции права Проявляется социальная роль права в его функциях. Главными являются регулятивная и охранительная Регулятивная функция проявляется путем властного правового влияния на субъектов правоотношений с целью обеспечения такого их социального поведения, которое бы отвечало общественному правовому порядку, Охранительная дикция осуществляется властным правовым влиянием на субьектов правовых отношений с целью охраны и обеспечения их прав и свобод, их собственности, защиты государства и общества в целом.
Место и роль в системе социальных норм Социальные нормы представляют всю совокупность норм, регулирующих взаимоотношения между людьми. К социальным нормам относятся нормы морали, обычаи, традиции, эстетические, религиозные, корпоративные и нормы права. В жизни общества есть и такие нормы, которые не могут считаться непосредственно социальными /санитарно-гигиенические, технические, биологические/. Эстетические нормы отображают отношения людей к предметам материальной и духовной культуры с точки зрения красоты, гармонии, элегантности и качества. Решающую роль при этом играют установившиеся в конкретно-исторических условиях стандарты и взгляды относительно того, что считать красивым, модным и т.д. Корпоративные нормы устанавливаются определенными ассоциациями людей, включая как объединения граждан на некоммерческой основе /политические партии, профессиональные союзы, общества по интересам и пр./,так и предпринимательские структуры. Такие нормы диктуются уставами объединений и являются обязательными для их членов. При этом уставы не должны противоречить действующему законодательству. Религиозные нормы, подобно корпоративным, касаются определенной общности людей /в данном случае - связанных с приверженностью к той или иной конфессии/. Правовые нормы - это правила, установленные или санкционированные государством. Они регулируют отношения определенных лиц, давая им соответствующие права и возлагая на них юридические обязанности /в отличие от всех других социальных норм, правовые нормы подкреплены государственным принуждением/. Среди всех социальных норм правовые занимают приоритетные позиции. Другие социальные нормы не могут выходить за рамки правовых. Понятие и структура правовой нормы Правовая норма - это формально закрепленное общеобязательное правило физического поведения, остановленное или санкционированное государством с целью регулирования социальных отношений и обеспеченное организационной, воспитательной и принудительной деятельностью.
ПРАВОВАЯ НОРМА Понятие Самым общим образом правовая (юридическая) норма может быть определена в качестве исходящего от государства и охраняемого им общеобязательного правила поведения, которое представляет участникам общественного отношения данного вида юридические права и налагает на них юридические обязанности. В другом определении* норма права - установленное или санкционированное государством и обеспечиваемое его принудительной силой правило, регулирующее взаимоотношения отдельных лиц, органов и организаций. Регулирующая роль нормы права выражается как в том, что субъект права** действует в соответствии с ее предписаниями или требует от других лиц соответствующего поведения, так и в том, что нарушение ее требований вызывает применения мер воздействия государства в лице его органов к правонарушителю. Нормы права, как правило, выполняются добровольно и сознательно в силу того, что их требования соответствуют интересам и потребностям лиц, их соблюдающих. Вместе с тем, будучи государственно-обязательными велениями, нормы права обеспечиваются и принудительными мерами, применяемыми в случае нарушения первых. Норма права выражает объективно обусловленную меру и форму свободы. Эта мера определяется экономическими отношениями, в которых коренится «правовая природа вещей», т.е. социальная норма, обладающая в силу своей объективной природы общеобязательностью и требующая законодательного закрепления. Правовые нормы возникают на определенном этапе исторического развития, когда образование новых общественных отношений приводит к перераспределению собственности внутри общества, в условиях расслоения общества на классы, формирования частной собственности. Различные позиции классов по отношению к средствам производства определяют характер отношений к собственности, степень реальной свободы индивидов. Свобода индивидов, выражаемая в праве, предопределена их отношением к собственности, которое должно быть субъективно осознанно и получить законодательное закрепление. Иными словами, правовые нормы проявляются как отношения собственности и предшествуют закону, их закрепляющему. Норма права - не просто разновидность социальных норм, а разновидность особая, по ряду сторон наиболее развитая, выражающая ту, в известном смысле высшую, нормативность, которая присуща праву, что связано с государственно-властной природой права. Все это предопределяет отправные моменты общетеоретической характеристики нормы права.
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1. Юридическая норма – общее правило, т.е. масштаб, образец, эталон поведения людей и их коллективов. 2. Юридическая норма - правило абстрактного, обобщенного характера. Нормативные предписания содержат известные моменты обобщенности, абстрагирования тех или иных индивидуальных особенностей регулируемых отношений. 3. Юридическая норма – первичный исходный элемент права как системы Право в пределах каждой страны образует целостное системное образование, отличающееся известными чертами ограниченности. Норма является частью этого целого, но в тоже время каждая из норм не может считаться полным, исчерпывающим выражением всех норм, качеств и характеристик права. 4. Юридическая норма - государственно-властное предписание. Норма исходит от государства, поддерживается его принудительной силой, и поэтому предписывающий характер нормы приобретает властный характер. 5. Юридическая норма - явление широкое, многоплановое и. в то же время, конкретное по содержанию. Понятие "норма" при общем определении права отражает все проявления нормативности, все стороны нормативного содержания правовой системы. Вместе с тем, необходимо с предельной четкостью разграничивать норму как конкретное формально-определенное правило. 6. Юридическая норма - воплощение единства фромы и содержания в праве. Норма права мыслима как реальный фрагмент права, фактическое предписание, находящее прямое выражение в тексте правового акта, однако она не существует вне определенного структурно выделенного подразделения в тексте акта. Юридическая норма доведена до уровня формальной определенности, т.е. до такого уровня, когда содержание нормы существует только в формально (в самом тексте) закрепленном виде. Благодаря внешней форме норма является частицей права как институционного образования и через внешнюю форму (нормативный акт) обретает силу юридической нормы.
СТРУКТУРА Своим логическим построением норма права отвечает на вопросы, которые неизбежно возникают в процессе ее применения: в каких случаях она должна применяться, какое поведение в данных условиях является допустимым или недопустимым, каковы те неблагоприятные последствия, которые ожидают нарушителя данной нормы. Ответы на эти вопросы даются в различных структурных подразделениях нормы: ГИПОТЕЗЕ, ДИСПОЗИЦИИ, САНКЦИИ. Все эти части находятся в тесной связи и взаимодействии. Логическая структура нормы права, как правило, не совпадает со статьями нормативных актов, иногда ее надо конструировать отдельно, поскольку статьи законов излагаются лаконично. В некоторых статьях закона может быть не одна, а две-три нормы права, а в некоторых - только отдельные ее части: гипотеза - диспозиция, гипотеза - санкция, диспозиция - санкция. Кроме этого, в запрещающих нормах гипотеза и санкция совпадают. Так, нормы положительного регулирования состоят из: гипотезы - указания на условие, при наличии которого эта норма должна действовать диспозиции - самого правила, содержащего права и обязанности регулируемых нормой отношений. Правоохранительные нормы также делятся на две части диспозицию - указание на запрещенное правом действие санкцию - мера ответственности за нарушение Санкции, как правило, выполняют охранную функцию, а именно: санкции «штрафного», карательного характера, свойства состоят в лишении правонарушителя определенных благ, в возложении особых обязанностей, во властном осуждении, порицании его противоправного поведения. Такие санкции делятся на уголовные, административные, дисциплинарные и др.; правовосстановительные санкции направлены на восстановление нарушенного состояния (отмена незаконного акта, признание сделки недействительной, взыскание долга и т. д.)
Для иллюстрации всего вышесказанного можно использовать следующий пример. В ст. 147 Кодекса законов про труд Украины указывается: «За нарушение трудовой дисциплины к работнику может быть применен только один из таких способов наказания: 1. выговор, 2. увольнение». Эту статью с позиций логической структуры нормы права можно сформулировать так: если работник допустит нарушение трудовой дисциплины (гипотеза), то владелец имеет право применить к нему согласно трудовому законодательству - уставу и положениям о дисциплине (диспозиция) - только один из таких видов наказания: 1. выговор, 2. увольнение (санкция).
КЛАССИФИКАЦИЯ 1. По отраслям права: - нормы государственного права; - нормы гражданского права; - нормы уголовного права; - нормы материального права; - нормы процессуального права; 2. По содержанию: - основные, предусматривающие общие исходные положения регулирования определенных отношений; - конкретизирующие, развивающие исходные положения, регламентирующие более конкретные, частные вопросы на основе и в рамках общих норм права. 3. По характеру регулирования: - нормы прямого регулирующего действия, устанавливающие новые самостоятельные правила и непосредственно направленные на регулирование общественных отношений; - нормы вспомогательного регулирующего действия, предусматривающие отмену ранее действовавших норм, их изменение, дополнение, распространение, утверждение нового акта. 4. В зависимости от издающего органа: - нормы законов и подзаконных актов; - общегосударственные и местные нормы; - нормы в указах Президента, Верховного Совета, в актах местных Советов и т. д. 5. В зависимости от действия в пространстве: - нормы общего действия, действующие на всей территории, на которую распространяется компетенция органа, издавшего норму; - нормы местного действия, действующие на определенной указанной в самом акте местности. 6. По действию во времени: - нормы постоянного действия; - временные. 7. По лицам: - общие, касающиеся всех граждан или всех юридических лиц; - специальные, распространяющие свое действие на четко очерченный круг лиц, органов, организаций, например, на работников милиции, пенсионеров и т. д. - нормы, касающиеся конкретного субъекта права. 8. По характеру воздействия: - управомочивающие - определяют правомочия граждан и других субъектов права, т.е. возможность действовать определенным образом; - обязывающие - установлены в нормативном акте и обращены к субъектам права, выражают необходимость совершить какие-либо положительные действия; - запрещающие - обязывают воздерживаться от поступков, которые вредны для общества, противоречат интересам людей; - поощрительные - используются для стимулирования полезных для общества действий, воспитания масс на положительных примерах; 9. Нормы права делятся также на: - императивные - точно определяют права и обязанности субъектов права; - диспозитивные - действуют в случае, если стороны правоотношения не установили свои права и обязанности путем соглашения; - бланкетные - отсылают к установленным в других актах правилам, которые необходимо исполнять.
ФУНКЦИИ Нормы права исполняют общесоциальную и специальную функции в комплексе, объединяя функционирование других нормативных систем. Общесоциальные нормы права составляют: экономические, политические, экологические, идеологические, информационные, организационные, ориентационные, познавательные, оценочные, гуманистические. К специально-юридическим функциям относятся регулятивные функции, которые в свою очередь делятся на: - статические - юридически закрепляют определенные общественные отношения; - динамические - развивают и стимулируют развитие общества. Нормы права также выполняют охранную функцию (государство охраняет общественные отношения и ценности).
Элементы правовой нормы Правовая норма характеризуется наличием трех обязательных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза ; определяет условия, описывает обстоятельства, при которых вступает в действие норма и что ею следует руководствоваться. Эти условия называют термином юридические факты Диспозиция - это центральная часть нормы. В ней. указановозможное/дозволеное / обязательное /необходимое/ или запрещенное /не допустимое/ поведение субьекта правовых отношений Санкция показывает способы государственного принуждения при невыполнении, нарушении диспозиции. Назначение санкции в обеспечении осуществления диспозиции правовой нормы. Правовые нормы могут иметь и факультативный элемент - поощрения. Речь идет об определенииценностей и благ, которые может получить субъект правоотношений при добровольном исполнении диспозиции нормы. Правовые нормы различаются: - по субьектам правотворчества /парламент, президент, правительство, судебные органы и т.д. - по предмету регулирования /конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д./; - по способу установления диспозиции: /императивные - формируются исключительно государством и диспозитивные - субъекты правоотношений могут сами договориться о правилах взаимного поведения/;- - по характеру диспозиции /уполномочивающие - указывают на возможное поведение, обязывающие - указывают на необходимое с точки зрения государства поведение и запрещающие - указывают на недопустимое поведение/; - по функциям в правовом регулировании /материальные - обозначают права, обязанности или "запреты и процессуальные - определяющие регламент, процедуру осуществления прав или исполнения обязанностей/; - по времени действия /постоянные и временные/; - по территориальному действию /общенациональные и местные, локальные/; - по действию на круг субъектов /всеобщие - направленные на всех граждан, специальные - направленные на конкретную группу одноименных субъектов, исключающие - отменяют предусмотренные законом нормы относительно определенных субъектов/; - по роли в правотворчестве /первичные и вторичные/; - по степени определенности содержания /абсолютно определенные и альтернативные, ситуационные/.
Источники права Источники или формы права - это способы внешнего выражения и закрепления юридических норм. Виды источников права: 1. Правовой обычай - санкционированное и обеспечиваемое государством обычное правило поведения общего характера. 2. Правовой прецедент - решение судебного или административного органа государства по конкретному делу, которому придается формальная обязательность при решении последующих аналогичных дел 3. Нормативно-правовой договор - формально обязательное правило общего характера, установленное на основе взаимной договоренности нескольких субъектов и обеспеченное государством. 4. Нормативно-правовой акт - письменный документ правотворческого характера, принятый народом или компетентным органом государства, в котором помещены правовые нормы. Нормативно- правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон - это нормативно-правовой акт органа законодательной власти или самого народа, которые регулируют важнейшие общественные отношения, принимается в особом порядке и имеет высшую юридическую силу. Законы можно классифицировать следующим образом: - основной закон /конституция/ - закрепляет правовой статус человека и гражданина, форму правления и государственного устройства, система органов власти; - конституционные или органические законы - конкретизируют и развивают основные положения конституции; - обычные законы по другим вопросам государственной и общественной жизни. Законодательный процесс должен включать несколько стадий: - подготовка законопроекта, его научная и финансовая экспертиза; - законодательная инициатива - право субъектов законотворческой деятельности вносить проекты законов в парламент; - обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях законодательного органа в первом, втором, третьем чтениях, внесение поправок и дополнений; - работа над законопроектом в парламентских комитетах и комиссиях; - всенародное обсуждение законопроекта в необходимых случаях; - понятие, подписание главой государства и опубликование закона) Подзаконные акты - это нормативно-правовые акты правотворческих органов государства, принимаемые в соответствии с законом, на основании закона и для исполнения закона. В нашей стране к подзаконным актам относятся: - постановление Верховной Рады; - указы и распоряжения Президента Украины; - постановления и распоряжения Кабинета Министров; - приказы и инструкции министерств и ведомств; - акты местных государственных администраций; - решения органов регионального и местного самоуправления.
Система права Система права - это система всех действующих юридических норм определенного государства. Система права имеет свою структуру - объективно обусловленную вну треннюю организацию права конкретного государства, которая состоит в единстве и согласованности всех юридических норм и в их распределении по институтам и отраслям права. Структурные элементы системыправа: нормыJ, институты, отрасли. Понятие система права следует отличать от категории правовая /юридическая/ система. Правовая система - это система всех юридических явлений, существующих в определенном государстве или группе государств. Она состоит из разнообразных правовых актов, деятельности правотворческих субъектов, различных видов проявлений правосознания, состояния законности и правопорядка. В настоящее время в мире принято выделять 4 правовые системы: 1. Романо-германская /континентальная/ - включает страны Западной и Центрально-Восточноз Европы. Здесь юридическая наука сложилась на основе римского права. 2. Англо-американская /англосаксонская/ распространена в США, Великой Британии и странах Британского Содружества наций. Это система общего права, в которой приоритетные позиции занимает судебный прецедент. 3. Социалистическая сохраняет свое значение в КНР, КНДР, Вьетнаме, Кубе. Ее характеризуют гипертрофированная роль публичного права, основанного на так называемой "революционной /социалистической/ законности", где критерием правомерности сложит марксистская идеология* 4. Религиозно-общинная имеет распространение в ряде стран Азии и Африки. Она объединяет юридические, религиозные, морально-философские элементы. Регулятором общественных отношений при этом являются религиозные концепции, традиции, обычаи. Например, мусульманское право, конфуцианство.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.169 (0.009 с.) |