ГЛАВА 4. МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 4. МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ



Логопедическое воздействие представляет собой педа­гогический процесс, в котором реализуются задачи корри­гирующего обучения и воспитания.

В процессе организации корригирующего обучения боль­шое значение придается общедидактическим и специфичес­ким принципам (гл. 1).

Система логопедической работы по устранению различ­ных форм нарушений речи носит дифференцированный ха­рактер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе уче­та этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей: уровень развития речи, позна­вательной деятельности, особенности сенсорной сферы и мо­торики.

Каждый из этапов логопедического воздействия харак­теризуется своими целями, задачами, методами и приема­ми коррекции. Последовательно формируются предпосыл­ки для перехода от одного этапа к другому.

Большое место в логопедической работе занимает кор­рекция и воспитание личности в целом, учитываются осо­бенности формирования личности у детей с различными формами речевых расстройств, а также их возрастные осо­бенности.

Особое значение имеет учет личностных особенностей при коррекции расстройства речевой деятельности, связанных с нарушением головного мозга (алалия, афазия, заикание, дизартрия). В этом случае в симптоматике нарушения от­мечаются выраженные особенности формирования личности, которые носят как первичный характер, обусловленный органическим поражением мозга, так и характер вторич­ных наслоений.

Воздействие на ребенка с речевым нарушением связыва­ется с нормализацией социальных контактов с окружающи­ми людьми.

Для закрепления правильных речевых навыков в усло­виях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Ло­гопед информирует педагогов, родителей о характере рече­вого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепле­ния правильных речевых навыков не только в логопедичес­ком кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под кон­тролем педагогов и родителей.

При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

Логопедическое воздействие осуществляется различны­ми методами. Метод обучения в педагогике рассматривает­ся как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и уме­ний, на формирование умственных способностей, воспита­ние чувств, поведения и личностных качеств.

В логопедической работе используются различные мето­ды: практические, наглядные и словесные. Выбор и ис­пользование того или иного метода определяется характе­ром речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом рабо­ты, возрастными, индивидуально-психологическими осо­бенностями ребенка и др.

На каждом из этапов логопедической работы эффективность ов­ладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответ­ствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука харак­терно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко ис­пользуются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.

При устранении алалии для развития сенсорной сферы, моторики, познавательной деятельности ребенка также используются практичес­кие и наглядные методы. В то же время при закреплении правильных навыков грамматических форм словоизменения и словообразования наряду с наглядными методами применяются и словесные.

При устранении заикания в дошкольном возрасте эффективность логопедической работы достигается практическими и наглядными методами. Начиная со школьного возраста преимущественное ис­пользование при устранении заикания получают словесные методы, Щ сочетающиеся с наглядными.

К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.

Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопе­дической работе они эффективны при устранении артику-ляторных и голосовых расстройств, так как у детей форми­руются практические речевые умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различ­ными способами практической и умственной деятельности. В результате систематического выполнения артикулятор-ных упражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе поста­новки звука формируется навык его изолированного произ­ношения, а на этапе автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложе­ниях, связной речи.

Освоение правильных речевых навыков представляет со­бой длительный процесс, который требует разнообразных, систематически используемых видов деятельности.

Упражнения подразделяются на подражательно-испол­нительские, конструктивные и творческие.

Подражательно-исполнительские выполняются деть­ми в соответствии с образцом.

В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику). На начальных этапах усво­ения используется показ действий, а при повторениях, по мере усвоения способа действия, наглядный показ все более «свертывается», заменяется словесным обозначением. Так, выполнение артикулятор-ных упражнений вначале осуществляется по наглядному показу, на основе зрительного восприятия выполнения заданий логопедом, в дальнейшем они только называются.

В логопедической работе используются различные виды конст­руирования.

Например, при устранении оптической дисграфии детей учат кон­струировать буквы из элементов, создавать из одной буквы другую.

В упражнениях творческого характера предполагает­ся использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

Так, при формировании звукового анализа и синтеза определе­ние последовательности звуков сначала дается с опорой на вспомо­гательные средства, а в дальнейшем только в речевом плане, так как усвоение действия звукового анализа переносится в новые ус­ловия. И наконец, действие звукового анализа считается сформи­рованным, если оно может выполняться во внутреннем плане (ре­бенок самостоятельно придумывает слова с определенным звуком, количеством звуков, отбирает картинки, в названии которых име­ются звуки, и т. д.).

В логопедической работе также используются речевые упражнения. Примером их могут служить повторения слов с поставленным звуком при коррекции нарушений звуко-произношения.

Использование игровых упражнений (например, имита­ция действия: рубят дрова, деревья качаются от ветра, ими­тация походки медведя, лисы) вызывает эмоционально-по­ложительный настрой детей, снимает у них напряжение.

Выполнение любых упражнений способствует формиро­ванию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдается ряд условий.

• Осознание ребенком цели. Это зависит от четкости по­становки задачи, правильного показа способов выпол­нения: поэтапного выполнения сложных упражнений с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

• Систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на логопедических занятиях, вне их, на уроке, во внеклассное время с использованием разно­
образного речевого и дидактического материала и раз­личных ситуаций речевого общения).

• Постепенное усложнение условий с учетом этапа кор­рекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка.

• Осознанное выполнение практических и речевых дей­ствий.

• Самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции (хотя на начальных этапах упражнения могут выполняться с помощью логопеда, с механической помощью и т. д.).

• Дифференцированный анализ и оценка выполнения.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является вообража­емая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые дей­ствия). Например, в играх «Магазин», «Вызов врача», «На лесной опушке» дети распределяют роли, а затем с помощью масок, деталей одежды, речевых и неречевых действий со­здают образы людей или животных, в соответствии с ролью вступают в определенные взаимоотношения в процессе игры.

В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными це­лями и задачами коррекции, распределяет роли, организу­ет и активизирует деятельность детей.

С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-пси­хологическими особенностями детей.

Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элемен­тами этих объектов.

Эффективность их использования зависит от следующих условий:

• модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре алогичной ему;

• должна быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;

• ее назначение — облегчать процесс овладения навы­ками, умениями и знаниями.

Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы струк­туры предложения, слогового и звукового состава слова.

Использование модели предполагает определенный уро­вень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).

Наглядные методы представляют собой те формы ус­воения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обуче­нии наглядных пособий и технических средств обучения.

Использование пособий облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувствен­ные образы делает усвоение речевых умений и навыков бо­лее конкретным, доступным, осознанным, повышает эффек­тивность логопедической работы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рас­сматривание рисунков, картин, макетов, просмотр профилей артикуляций, диафильмов, кинофильмов, про­слушивание пластинок, магнитофонных записей, а так­же показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

Использование различных пособий способствует уточне­нию и расширению представлений детей, развитию позна­вательной деятельности, создает благоприятный эмоцио­нальный фон для проведения логопедической работы.

Наглядные средства должны отвечать следующим требо­ваниям:

· быть хорошо видны всем;

· при их подборе следует учитывать возрастные и инди­видуально-психологические особенности ребенка;

· соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;

· сопровождаться точной и конкретной речью;

· словесное описание объекта призвано способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, речи.

Использование пособий может преследовать различные цели: коррекцию нарушений сенсорной сферы (представле­ний о цвете, форме, величине и т. д.), развитие фонемати­ческого восприятия (на картине найти предметы, в назва­ниях которых имеется отрабатываемый звук), развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков), закрепление пра­вильного произношения звука, развитие лексического за­паса слов, грамматического строя, связной речи (составле­ние рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

Воспроизведение магнитофонных записей, записей на пластинках сопровождается беседой логопеда, пересказом. Магнитофонные записи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравне­ния речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.

Диафильмы, кинофильмы используются при автомати­зации звуков речи во время беседы при пересказе содержа­ния, для развития навыков слитной плавной речи при уст­ранении заикания, для развития связной речи.

Особенности использования словесных методов в лого­педической работе определяются возрастными особенностя­ми детей, структурой и характером речевого дефекта, целя­ми, задачами, этапом коррекционного воздействия.

В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы соче­таются с практическими и наглядными. При устранении дислалии, заикания и других нарушений речи в дошкольном возрасте логопед опирается на использование игрового и наглядного методов с вклю­чением словесных.

В школьном возрасте возможно использование только словесных методов без подкрепления их наглядными и практическими. Напри­мер, при устранении заикания у детей старшего школьного возраста применяются беседы о прочитанных книгах, заучивание стихотворе­ний, пересказ прочитанного, рассказ из личного опыта, дискуссии.

Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

Рассказ — это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его использу­ют для создания у детей представления о том или ином яв­лении, вызова положительных эмоций, для создания образ­ца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения сло­варя, закрепления грамматических форм речи.

Рассказ предполагает воздействие на мышление ребен­ка, его воображение, чувства, побуждает к речевому обще­нию, обмену впечатлениями. Его желательно сопровождать демонстрацией сюжетных картин (особенно в дошкольном возрасте). Перед воспроизведением текста можно провести короткую предварительную беседу, которая подготовит де­тей к его восприятию. После рассказа проводятся беседа, обмен впечатлениями, пересказ, игры-драматизации в за­висимости от задач логопедической работы.

Кроме рассказа используется пересказ сказок, литератур­ных произведений (краткий, выборочный, развернутый и т.д.).

В зависимости от дидактических задач организуются пред­варительные и итоговые, обобщающие беседы. В ходе пред­варительной беседы логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы. Например, при дифферен­циации звуков ц — ев предварительной беседе выделяется звук с, затем ц, уточняется их артикуляция на основе имею­щегося у детей опыта. Затем звуки сравниваются, обобщают­ся имеющиеся знания. Итоговая беседа проводится для зак­репления и дифференциации речевых умений и навыков.

На основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения выч­леняются существенные свойства речи и ее элементы.

При индуктивной форме беседы сначала воспроизводят­ся факты, которые анализируются, сравниваются, а затем обобщаются (от частного к общему). При дедуктивной фор­ме сначала дается обобщение, а затем отыскиваются конк­ретные факты для его подтверждения.

Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:

• опираться на достаточный объем представлений, уро­вень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;

• соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;

• активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;

• вопросы должны быть ясными, четкими, требующи­ми однозначного ответа;

• характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.

При проведении беседы ставятся разные задачи: развитие познавательной деятельности, закрепление правильного про­изношения, уточнение грамматической структуры предло­жений, закрепление навыков плавной слитной речи и т. д.

В процессе логопедического воздействия используются и разнообразные словесные приемы: показ образца, поясне­ние, объяснение, педагогическая оценка.

Пояснение и объяснение включаются в наглядные и прак­тические методы. Например, при постановке звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.

Большое значение в логопедической работе имеет педагоги­ческая оценка способа, хода и результата выполнения задания. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребен­ка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.

При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические особен­ности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще поощрять, проявлять педагоги­ческий такт при оценке их работы.

Логопедическое воздействие осуществляется в следу­ющих формах обучения: фронтальное, подгрупповое, ин­дивидуальное занятие, урок.

По характеру направленности методы логопедической ра­боты подразделяются на методы прямого воздействия (на­пример, воздействие на артикуляторную моторику при уст­ранении дислалии) и методы обходных путей (например, создание новых функциональных связей в обход нарушен­ных звеньев речевой функциональной системы при афазии).

Контрольные вопрос и задания

1. Какими факторами определяется выбор методов ло­гопедического воздействия?

2. Охарактеризуйте особенности использования в лого­педической работе практических методов обучения.

3. Дайте характеристику и раскройте особенности использования в логопедической работе наглядных методов обучения.

4. Определите словесные формы обучения и их особен­ности в коррекционно-логопедической работе.

5. Присутствуя на уроке или на логопедическом заня­тии, определите, какие методы были использованы при работе над речью детей.

Литература

1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. М., 1981.

2. Основы логопедии / Под ред. Т.В. Волосовец. М., 2000.

3. Правдина О.В. Логопедия. М., 1973.

4. Филичева Т.Е. Особенности формирования речи де­тей дошкольного возраста. М., 2000.

5. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дош­кольного возраста. М., 1957.

6. Хватцев MJ2. Недостатки речи у школьников. М., 1958.

7. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959.

8. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М. 1997. Ч. I, П.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.011 с.)