Коррекционно-педагогическая работа при акустико-гностической сенсорной афазии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно-педагогическая работа при акустико-гностической сенсорной афазии



При акустико-гностической сенсорной и при акустико-мнестической афазии отмечаются повышенная работоспо­собность больного и активное стремление к преодолению речевых расстройств.

При этом у него может наблюдаться состояние депрес­сии, в связи с чем логопед должен постоянно его ободрять, давать лишь посильные для выполнения домашние задания, информировать врача об угнетенном или возбужденном со­стоянии больного.

При акустико-гностической сенсорной афазии задачей коррекционно-педагогической работы является восста­новление фонематического слуха и вторично нарушен­ных экспрессивной речи, чтения, письма.

Логопед опирается на сохранные анализаторные опти­ческую и кинестетическую систему, а также сохранные функции лобных долей, которые в комплексе создают пред­посылки к компенсаторной перестройке нарушенных аку-стико-гностических функций.

Восстановление фонематического восприятия на раннем и резидуальном этапах проводится по единому плану, с тем только различием, что на раннем этапе нарушение фонема­тического восприятия бывает более выраженным.

В особо грубых случаях сенсорной афазии на раннем эта­пе восстановления применяются неречевые формы работы, целью которых является установление контакта с больным, объяснение самого факта заболевания, организация его учебной деятельности (выполнение посильных заданий), концентрация внимания. Используется списывание корот­ких слов к картинкам и решение простых арифметических примеров. Как правило, больной охотно приступает к спи­сыванию, но удерживает в зрительной памяти лишь пер­вую букву слова, а затем пишет серию букв, не относящих­ся к списываемому слову. Ему показывают его ошибки, предлагают списывать слово по буквам, разнося их по кле­точкам. В процессе выполнения этих заданий появляется частичное осознание самого факта своего заболевания. Ре­бенок, как правило, тяжело его переживает, а в дальнейшем аккуратно выполняет все задания логопеда. Этап нере­чевого периода работы может длиться несколько дней.

Работа по восстановлению фонематического восприятия содержит следующие этапы.

Первый этап — дифференциация слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку (дом — лопата, ель — велосипед, кот — машина).

К каждой паре слов подбираются картинки, а на от­дельных полосках бумаги пишутся четким почерком сло­ва. Ребенок соотносит звуковой образ слова с рисунком и подписью, ему предлагают выбрать то одну, то другую картинку, разложить подписи к картинкам, картинки к подписям.

Параллельно с этой работой начинается закрепление вос­приятия звучания отдельных слов в процессе их списыва­ния, проговаривания слова во время списывания и воспита­ния слухового контроля. Для этого берутся короткие слова, состоящие из одного-двух слогов. Воспитание акустическо­го внимания больного начинается с оживления оптическо­го внимания.

Второй этап — дифференциация слов с близкой слого­вой структурой, но далеких по звучанию, особенно в корне­вой части слова (рыба — ноги, забор — трактор, арбуз — топор). Работа ведется с опорой на картинки, подписи к ним, списывание, чтение; воспитывается акустический контроль за своей речью.

Третий этап — дифференциация слов с близкой слого­вой структурой, но с далекими по звучанию начальными зву­ками (рак — мак, рука — мука); с общим первым звуком и различными конечными звуками (клюв — ключ, ночь — ноль, лев — лес). Больному предлагается выбрать слова, на­чинающиеся с того или иного звука, опираясь на предмет­ные картинки и подписи к ним.

Четвертый этап — дифференциация фонем, близких по звучанию (дом — том, дом — дым и т. д.).

Для закрепления однозначного восприятия фонем ис­пользуются различные варианты упражнения по заполне­нию в слове и фразе пропущенных букв, слов с оппозицион­ными звуками, значение которых уточняется уже не через рисунок, а через фразеологический контекст. Например, больному предлагается вставить в текст слова туш, душ, тело, дело и т. д.

Пятый этап — закрепление акустических дифферен­циальных признаков фонем при подборе серий слов на за­данную букву из текстов.

Восстановление фонематического восприятия длится от 2 месяцев до 1—1,5 лет, так как во многих случаях понима­ние значения слова происходит лишь в контексте и трудно­сти в дифференциации близких фонем еще долго испыты-ваются при самостоятельном письменном изложении мысли.

Кроме этого, ведется работа по смысловой отнесенности слова через различные фразеологические контексты: выб­рать все изображенные на картинках острые предметы, все деревянные, металлические или стеклянные, то, что отно­сится к посуде, к орудиям труда, к обуви и т. д. Такая рабо­та, направленная на оживление различных смысловых свя­зей слова, облегчает выбор слов в процессе общения, снижает количество вербальных парафазии.

Наибольшие трудности преодоления нарушений речи наблюдаются при сочетании акустической агнозии и акустико-гностической афазии, возникающих при двустороннем поражении височных зон. Восстановление речи при этом варианте афазии опирается на сохранное чтение про себя, чтение с губ и остаточные возможности слухового восприя­тия, которые позволяют соотнести прочитанную, зритель­но воспринятую артикуляторную позицию звука, способ­ность его имитированного повторения с воспринятым на слух звуковым сигналом.

Преодоление вербальных парафазии осуществляется пу­тем установления различных признаков предметов и дей­ствий по их смежности и контрастности, по функции, ору­дийной принадлежности, по категориальному признаку. Больному предлагается заполнить пропущенные глаголы и существительные, подобрать существительные и наречия к глаголу, прилагательные и глаголы к существительному й т. п. Далеко не всегда следует поправлять больного во вре­мя его высказывания, это может травмировать его, вызвать у него раздражение, нарушить с ним контакт.

Логопед записывает вербальные парафазии в своем днев­нике и на основе их анализа подбирает серию упражнений для их преодоления.

Для преодоления многоречивости и аграмматизма боль­ному предлагается схема предложения, образцы прямых и инвертированных предложений из трех — пяти слов.

Одним из эффективных приемов восстановления экспрес­сивной речи при сенсорной афазии (как и при других ее фор­мах) является использование письменной речи. Больному предлагается писать фразы и тексты по простым сюжетным картинкам. Эта работа позволяет подыскать нужное слово, отшлифовать высказывание. Преодоление ошибок согласо­вания глаголов, существительных и местоимений в роде и числе осуществляется путем вставки пропущенных в тек­сте флексий.

Восстановление чтения, письма и письменной речи ве­дется параллельно с преодолением нарушения фонематичес­кого слуха. Восстановлению письма предшествует восста­новление чтения, опирающегося на звуко-буквенный анализ состава слова. Попытки произнесения читаемого слова, осоз­нание того, что от смешения звуков изменяется смысл сло­ва, создает базу для восстановления аналитического чтения, а затем и письма.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.10.166 (0.009 с.)