ТОП 10:

Методика проведения занятий гимнастикой с детьми подготовительной и специальной мед.гр.



Подготовительная группаформируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии, физической подготовке, состоянии здоровья (без существенных функциональ­ных нарушений).Основной задачей является укрепление их здоровья, улучшение физического раз­вития и физической подготовки и перевод в основную группу. учебный материал про­ходят с ними постепенно, с облегчением сложности, сокращением длительности упражнений и количества повторений упражнений. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями, и упражнения на выносли­вость. В паузах между выполнением относительно трудных упраж­нений им рекомендуется отдых (сидя, лежа и т. п.). Несколько огра­ничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягоще­ниями, с преодолением препятствий, в эстафетах.

Специальная медицинская группа. учащиеся, имеющие значи­тельные отклонения (постоянного или временного характера) в со­стоянии здоровья или физическом развитии. От обычных уроков физической культуры освобождаются. Для них проводятся во внеучебное время специальные обязательные занятия 3 раза в неделю по 30 мин по осо­бой программе. Численность группы—до 15 человек. Программный материал группируется для учащихся двух классов (1—2-е классы, 3—4-е классы, 5—6-е классы и т. д.). Учебный материал программы рассчитан на ограниченную последовательную физическую подго­товку учащихся с целью укрепления их здоровья, физического развития, повышения функциональных возможностей и постепен­ного перевода в подготовительную, а затем и в основную группу.В программе ограничены упражнения на скорость, силу, вы­носливость, уменьшены дистанции ходьбы и бега. Полностью исклю­чены лазанья по канату, подтягивание, акробатические упражнения, упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными ста­тическими напряжениями. Учащиеся освобождаются от учебных нормативов и участия в соревнованиях. Необходим постоянный врачебно-педагогический контроль за влиянием физи­ческих упражнений на организм учащихся.

 

42. Методика обучения стойке на руках толчком одной и махом другой.Из стойкина маховой ноге, толчковая вперед и, не опуская рук и удерживая спину прямой,поставить прямые руки на пол и подать плечи вперед, толчком слегка согнутой толчковой и энергичным движением маховой ноги назад-вверх выйти в стойку на руках.При этом толчковая нога прсоединяется к маховой, а тело принимает максимально выпрямленное положение(надо потянуться носками вверх).Руки ,туловище и ноги по возможности должны составлять одну прямую линию.Стойку на руках лучше изучать, выполняя ее у стены или с помощью товарища.Страховку оказывают стоя сбоку и ограничивая руками возможность падения.

 


43.методика обучения упражнениям на гибкость (акробатика)

Гибкость-способность гимнаста выполнять движение с максимальной амплитудой. Различают активную и пас.гибкость.Оценивают гибкость путем выполнения шпагатов,моста,наклона вперед из седа ноги вместе и из положения стоя согнувшись.При развитии гибкости сначало укрепляют сухожилия, прикрепляющие мышцы к костям, путем медленных безнагрузочных движений в суставах с максимальной амплитудой. Пассивную гиб.развивают путем выполнения упражнений с отягощениями весом собственного тела, отдельных его звеньев,набивныз мячей,гантелей и др.предметов или прибегают к помощи партнера.В качестве упражнений применяют пружинящие покачивания в шпагате,взмахи ногами,наклоны в положении седа,прогибания в висе,стоя на гимнатической стенке и др.Для развития активной гибкости применяют взмахи ногой с удержанием ее в конечной точке маха.Перед выполнением упр.на гибкость надо хорошо размяться,разогреть мышцы,связки,суставы.

Для развития гибкости: Махи ногами из различных и. п., используя нижнюю или верхнюю жердь как опору для рук. Махи ногами из различных и. п., используя нижнюю или верхнюю жердь как опору для рук. Наклоны из различных и. п., используя нижнюю жердь как опору для рук или ног. Простые и смешанные висы (вис, вис широким или обратным хватом, вис сзади, вис присев, вис стоя сзади, вис лежа ноги сзади, вис лежа боком, вис прогнувшись с опорой и т.п.). Выкруты в плечевых суставах, выполняемые в смешанных висах при различных хватах (обратный хват, разный хват). Шпагаты или полушпагаты из виса стоя или виса присев хва­том за нижнюю или верхнюю жердь. Сгибания в тазобедренных суставах из виса лежа ноги сзади на нижней жерди и другие упражнения.

 

61.Особености занятий с детьми младш школьн возр.Программа начальн классов предусматривает теорит требов, котор сообщаются в ходе практич занятий(двиг режиме, закалив, правильн осанка.В практич части включены простейшие виды построения и перестроения, размыканий и смыканий, поворотов, передвиж в строю, выполнение отдельных строевых команд, ОРУ без предметов, с предмет,у опоры, на гимн скамейке(индивидуальные).Большое место отводят упр в ходьбе, беге, танц упр, прыжкам, метан, лазании, перелазании, переползании, акробатич и вольным упр, упр в равновесии представлена элементами снарядовой гимн:бревно, канат, гимн стенка, упр в висах(перекл низкая) которая расширяется и усложн к 5 классу.Добавл гимн козел, разновысок брусьяИзучается практическ материал

 


68.Для удобства размещения занимающихся в зале на площадке установлены следующие виды построения и перестроения. Построение — действия учащихся по команде или распоряже­нию учителя для принятия определенного строя. Построение в шеренгу осуществляется по команде «Класс, в одну (две, три и т.д.) шеренгу — становись!» Подавая команду, учи­тель становится лицом в сторону фронта в положение строевой стойки, а группа выстраивается слева от него. Построение в колонну осуществляется по команде: «В колонну по одному (два, три и т.д.) — становись!» Учащиеся выстраива­ются за учителем. Перестроение — действия учащихся по команде или распоря­жению учителя, связанные с переменой вида строя. Виды перестроения: перестроение из 1 шеренги в 2 и обратно; перестроение из 1 шеренги в 3; перестроение из колоны по 1 в колону по 2; перестроение уступами из шеренги; перестроение уступами из колонны по 1 в колонну по 3 или 4; построение из шеренги захождением плечом; перестроение дроблением и сведением.

 


69. Запись ОРУ без предметаПри записи комплекса каждое упражнение нумеруется римской цифрой. В этой же строчке записывается и.п., а с каждой новой строки — счет арабскими цифрами и выполняемые под этот счет действия. Конечным положением в упражнении является и. п.

Запись упражнения на каждый счет может начинаться, со строчной буквы после тире. Другой вариант — запись с большой (прописной) буквы после точки. Если вторая его половина выполняется симметрично первой - то же в другую сторону, то же с другой ноги.

За­пись нескольких одинаковых дви­жений: -2 — 3 — два пружинящих накло­на вперед.

Объединить можно и запись одного движения, длящегося бо­лее чем один счет, например:

1 — 2— встать на носки, руки вверх. При записи указываются толь­ко изменяемые положения звеньев. Из исходных положений са­мым распространенным является стойка.( стойка на ногах, на всей стопе). Наиболее простая из стоек — ос­новная, записываемая обычно о. с. Другие стойки не являются основными: стойка, руки вверх, стойка, ноги врозь, руки на пояс и т.д. Стойка, выполняемая не на прямых ногах, называется полуприседом или приседом. Если основной опорой является не стопа, то условия опоры ого­ввариваются.

И.П.-могут быть также седы, упоры, по­ложения лежа. Сед- положение сидя без дополнительной опоры, Наличие существенной опоры руками дает ос­нование определять такое положение, как упор сидя, упор сидя углом и т.п. Упор называется смешанным, если опора выполняется руками (рукой) и другой частью тела. Повороты вокруг продольной оси тела записываются словами без цифр, если они выполняются на 45°, 90°, 180° соответственно как полповорота, поворот (направо или налево), поворот кругом (налево — если не указано обратное). В остальных случаях необхо­димо указывать сторону и величину поворота, например: налево на 135°, направо кругом.

 

Положения и движения звеньев тела.Отдельные звенья тела могут одинаково располагаться относи­тельно туловища независимо от его положения в пространстве. Одинаковой должна быть и запись этих положений, например: лежа на спине, руки вперед, а не вверх!

Положения прямых рук могут быть основными и промежуточ­ными.

При основных— ладони внутрь. Направление ладоней указывается толь­ко тогда, когда оно отличается от принятого. Положения согнутых рук делятся на стандартные, производ­ные и сложные.

Стандартные: руки на пояс , к плечам , за голову, на голову, за спину, перед грудью, перед собой. Производные от положений прямых рук записываются так же, как и последние, с добавлением в начале термина «согнуть» и об­разуются путем выведения прямых рук в указанном направлении и сгибания их до отказа в локтевых суставах, кисти полусжаты в ку­лак, пальцы к плечам. Например: согнуть руки вперед

Сложные положения: указывается, куда выводятся прямые руки и куда затем сгибаются, например: руки вперед, предплечья вверх;

Движения руками:простые — это переведение рук из одного основного или про­межуточного положения в другое, когда угловое перемещение не превышает 90°; при этом записывается только следующее поло­жение рук, например: руки вперед — руки в стороны — руки вверх — наружу;дугообразные — с угловым перемещением более 90°; но ме­нее 360° — записываются следующим образом: 1) термин «дуга­ми», 2) направление начального движения, 3) конечное положе­ние, например:из и.п. — о.с: дугами назад руки вверх; круги (угловое перемещение равно 360°) могут выполняться в лицевой (фронтальной) и в боковых плоскостях — как и дугооб­разные, название они получают также по начальному движению, например:из и. п. — о. с: круг руками наружу;

Положения и движения ногСлово «нога» указывается лишь тогда, когда нельзя определить, о руке или ноге идет речь.Положения согнутых ног описывают аналогично положениям согнутых рук, только нога, в отличие от руки (рук), сгибается под прямым углом, например: согнуть правую.

Головой и туловищемпри записи наклонов не пишется слово «туловище», напри­мер: наклон вперед, наклон вправо; для наклонов головы — по­следняя указывается, например: наклон головы вправо; при записи поворотов головы и туловища эти части тела ука­зываются, например: поворот головы направо, поворот туловища налево, а запись «поворот направо (налево)» означает, что все тело, включая стопы, поворачивается в эту сторону;дуговые движения не характерны для головы и туловища, при их записи указывается, как и для движений руками, начальное движение и конечное положение, например: дугой вправо на­клон головы влево, дугой вперед наклон влево;

круговые движения головой и туловищем (ср.: руками — круги) выполняются, как правило, из и. п. с наклоном (наклон головы) вперед, реже — из наклона в другую сторону или без наклона, например: круговое движение туловищем вправо, круговое движе­ние головой влево в плоскости, близкой к вертикальной.

Если движение выполняется несколькими звеньями тела одно­временно, то его принято записывать в следующей последователь­ности: движения ног, туловища, рук, головы. Например: полу­присед, руки перед грудью, наклон головы влево; правую на шаг в сторону с наклоном вперед, руки в стороны, повернуть голову налево.

Запись общеразвивающих упражнений с предметами -записывается преиму­щественно путь предмета, а не рук, его держащих, например:мяч вверх (а не: руки с мячом вверх);

В упражнениях с обручем указываются положение его плоско­сти и направление движения.

С гимнастиче­ской палкой различают две основные группы положений: хватом за оба конца и со свободным концом (концами). За оба конца:

а) симметричные — указывается только положение центра палки относительно туловища; при перемене хвата после слова «палку» добавляется термин «горизонтально», например: палку горизонтально вниз ; если хват не меняется, записывается просто: палку перед грудью

б) асимметричные — при которых руки находятся в разных положениях; указывается положение центра палки и в чем состо­ит отклонение от симметрии, например: палку вертикально пе­ред грудью, левая сверху. Положения палки со свободным концом (концами):

а)стандартные: палку к плечу и т.д.

б)хватом одной за середину — указывается рука, ее направление и ориентация палки,в) хватом за один конец палки-указывается положение руки

направление палки, например: правую вперед или в сторону, палку вверх

г) хватом двумя руками — указывается удерживаемый конец и направление свободного конца, например: палку на голову и вле­во (рис. 54); палку к правому плечу и вверх.

 

69. При записи комплекса общеразвивающих упражнений каждое упражнение нумеруется римской цифрой. Если упражнению не дается названия, то его заголовком является эта римская цифра. В этой же строчке записывается и.п., а с каждой новой строки — счет арабскими цифрами и выполняемые под этот счет действия (IV. И.п. — стойка, руки вверх (рис. 4): 1 — присед, руки вперед; 2 — разгибая ноги, наклон вперед, коснуться ладонями пола; 3 — присед, руки в стороны; 4 — встать, руки вверх.). Можно сократить запись упражнения, если вторая его половина выполняется сим­метрично первой. Еще больше сокращается запись общеразвивающего упражнения, составленного на 8 счетов, например: 5—8 — то же с другой ноги. Объединить можно также за­пись нескольких одинаковых дви­жений: 2 — 3 — два пружинящих наклона вперед. Объединить можно и запись одного движения, длящегося бо­лее чем один счет, например: 1 — 2— встать на носки, руки вверх. При записи общеразвивающих упражнений указываются толь­ко изменяемые положения звеньев (руки к плечам, руки в стороны).

 


71Предупреждение травм.На занятиях по гимнастике необходимо особенно строго соблю­дать меры предосторожности, так как при выполнении многих гим­настических упражнений возможны срывы и падения, в результате которых занимающиеся могут получить различные травмы.Предупреждение зависит от причин вызывающих травматизм и от их решения.

Нарушения в организации занятий. Для того чтобы устранить эти причины, преподавателю надо: заранее тщательно продумывать организацию и проведение каж­дого занятия, учитывая особенности групп учащихся; предусмот­реть возможность использования в качестве помощников лучших гимнастов, лиц, освобожденных от занятий.

Нарушения в методике обучения Надо хорошо знать прин­ципы дидактики, воспитания и спортивной тренировки и уметь практически реализовывать их в учебно-тренировочном процессе. Надо решительно избегать натаскивания занимающихся на ре­зультат.

Недисциплинированность Педагог не должен оставлять без внимания любое нарушение дисциплины. Надо разъяснять значение дисциплины

Неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря и оборудования Необходима регулярная проверка состояния зала, качества инвентаря и оборудования, своевремен­ное устранение неполадок. Систематическая работа над конструк­цией гимнастического оборудования.

Несоответствие формы одежды и обуви Предусмотрены специальные костю­мы и обувь,а также использо­вать наколенники, голеностопники, эластичные бинты и пороло­новые прокладки. Категорически запрещается надевать на спортив­ный костюм различные броши, значки, цепочки и др.

Строгое соблюдение всех санитарно-гигиенических норм, необходимых для успешного про­ведения занятий. Особое значение придается личной гигиене уча­щихся Недостатки медицинского контроля за физическим состоянием занимающихся: Строгое соблюдение требований врачебного контроля за состоянием занимающихся со стороны медицинских работников, родителей учащихся, а также учителей и педагогов-тренеров.

Недооценка и неправильное применение приемов страховки и по­мощи Обучение будущих учителей приемам страховки, самостраховки и помощи.

Нарушение правил техники безопасности: Снаряды должны располагаться на достаточном удалении от стен, неподвижных твердых предметов и от расположения группы занимающихся. В том случае, когда невозможно установить их на нужном расстоянии от стены, принимаются соответствующие меры предосторожности (закрыть стену мягкими матами, усилить вни­мание к страховке и т.д.). Занимающиеся не должны мешать друг Другу, пересекать путь разбега при выполнении прыжков и акро­батических упражнений

Наряду с ними в профилактике травм большое значе­ние имеет специальная подготовка опорно-двигательного аппа­рата к большим нагрузкам.

Для подготовки лучезапястного сустава применяются враща­тельные движения кисти, подскоки и передвижения на руках в упоре лежа, из положения стоя согнувшись падение вперед в упор лежа. Подготовка голеностопного сустава осуществляется вращатель­ными движениями с сопротивлением и без него, подниманием на носках на возвышение высотой 5 см, ходьбой на пальцах в балетной обуви, балансированием на двух полусферических опо­рах стоя, продвижением вперед усилием пальцев ног, прыжками в глубину.Для подготовки локтевых и плечевых суставов применяются вращательные и рывковые движения, сгибание и разгибание рук.

Подготовка межпозвоночных сочленений к предстоящей на­грузке осуществляется с помощью прогибаний, глубоких накло­нов, различных поворотов и вращений. При этом можно исполь­зовать отягощения и оказание непосредственной помощи со сто­роны педагога или товарища.

Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма

Под страховкой понимается комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов в процессе выполнения уп­ражнений. Она осуществляется без предварительного захвата за руки или другие части тела. При исполнении сложного упражне­ния захват целесообразно делать заблаговременно, не облегчая занимающемуся его выполнение.

Различают индивидуальную и групповую страховку. Для обеспечения страховки используются специальные и тех­нические средства. К специальным относятся: ладонные наклад­ки; лямочные петли и пер­чатки; поролоновые валики, проклад­ки, маты и покрытия, предохраняющие от ударов о перекладину и жерди, а также при соскоках с бревна; ручные и подвесные пояса (лонжи); различные возвышения для удобства и надежно­сти страховки; поролоновая яма В целях безопасности батут уста­навливают на уровне пола. На его металлическую раму и аморти­заторы укладывают маты. К техническим средствам относятся раз личные тренажеры с поясом для проводки при изучении больших оборотов на перекладине и кольцах, кругов на коне и других уп­ражнений; амортизирующий пояс для страховки при разучива­нии акробатических упражнений и др.

Помощь не только исключает возможность срыва со снаряда, падения, но и является одним из методических приемов обучения. Она способствует созданию правильного представления об изуча­емом упражнении, быстрому овладению техникой его исполне­ния и применяется при недостаточном развитии у занимающихся мышечной силы, координации движений, быстроты и других спо­собностей.

Различают следующие виды помощи: проводка — действия тре­нера, сопровождающие гимнаста по всему упражнению или от­дельной его части, фазе; фиксация — задержка гимнаста педаго­гом в определенной точке движения; подталкивание — кратковре­менная помощь при перемещении гимнаста снизу вверх; поддерж­ка — кратковременная помощь при перемещении гимнаста сверху вниз; подкрутка — кратковременная помощь гимнасту при вы­полнении поворотов; комбинированные приемы — использование различных приемов, применяемых одновременно и последователь­но; серийные приемы — используются в соответствии с построени­ем комбинации: подталкивание — поддержка, поддержка — под­талкивание, подкрутка — подталкивание и т.д.

При самостоятельном выполнении упражнений большую роль в Предотвращении травм приобретает самостраховка — умение занимающегося своевременно принимать правильные решения и самостоятельно выходить из опасных положений. Для предотвра­щения возможной травмы можно прекратить выполнение упраж­нения или изменить его, создать дополнительную опору, пере­хватить руками, сделать соскок и др

 

76 Причины возникновения травм.Травмы на занятиях по гимнастике могут быть в силу целого ряда причин. К основным из них относятся следующие:
1.Несоблюдение правил организации занятий;
2.Нарушение основных принципов и методики обучения;
3.Недостаточная воспитательная работа с занимающимися;
4.Неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря и оборудования;
5.Нарушение санитарно гигиенических условий занятий;
6.Отсутствие систематического врачебного контроля и самоконтроля;
7.Недооценка или неправильное применение приемов помощи и страховки;
8.Техническая неточность в исполнении упражнений;
9.Нарушение правил техники безопасности.
Нарушения в организации занятий проявляются в проведении занятий с большим числом занимающихся, чем это полагается, или с большим количеством групп одновременно; в несоблюдении направления движения потоков занимающихся; неправильном их размещении; несвоевременном начале и окончании занятий. Для того чтобы устранить эти причины надо заранее тщательно продумывать организацию и особенности проведения каждого занятия, учитывая особенности групп учащихся; продумывать возможности использования в качестве помощников лучших гимнастов, активистов, лиц освобожденных от занятий. Отделения должны размещаться на достаточном удалении от снаряда, сбоку от него. Чтобы не отвлекаться, лучше занять положение к другим отделениям спиной. При выполнении групповых упражнений очень важно соблюдать дистанцию, позволяющую без помех выполнять задание. Любое перемещение по залу, переход для смены снарядов допустимы только по общей команде или с разрешения преподавателя.
Нарушения в методике обучения могут проявляться в недостаточно точном планировании учебного процесса, а также в нарушении принципов дидактики (сознательности и активности, доступности, наглядности, индивидуализации, научности и прочности, повторности, системности, последовательности и постепенности); принципов воспитания физических качеств (соответствия педагогических воздействий возрастным особенностям занимающихся, развивающего эффекта педагогических воздействий, сопряженного воздействия, вариативности решения двигательных задач); принципов тренировки (специализации и направленности к высшим достижениям, единства общей и специальной подготовки, непрерывности, единства постепенности и стремления к максимальным нагрузкам, волнообразности изменения нагрузки, цикличности); принципов управления подготовкой гимнастов (четкого определения перспективной цели подготовки, предвидения тенденций развития гимнастики, жесткого профессионального отбора гимнастов, многолетнего перспективного планирования подготовки гимнастов, управляемой динамичности тренировочных нагрузок, постоянного контроля и коррекции процесса подготовки); общих принципов физического воспитания (оздоровительной направленности, всестороннего развития, связи с трудовой и военной практикой), принципов воспитания (уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью к ней, воспитания с опорой на положительное и т.д.).
К причинам травм связанным с отсутствием воспитательной работы относятся:
эмоциональные срывы, часто приводящие к проявлению грубости;
нарушения занимающимися дисциплины и установленных правил поведения во время занятий и соревнований; недостаточный культурный уровень занимающихся.
К неудовлетворительному состоянию мест занятий, инвентаря и оборудования относятся несоответствие их требованиям, предъявляемых условиями занятий гимнастикой: малые размеры зала, неровность пола, отсутствие вентиляции и др. Травмы могут быть и по причине неисправности снарядов, матов, дорожек и другого оборудования и небрежного отношения к их эксплуатации.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.244.70 (0.011 с.)