Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I этап занятий основного циклаСодержание книги Поиск на нашем сайте
1. «Играем в мяч»
Цель: сформировать у ребенка умение соотносить его первичные представления о свойствах окружающих предметов с определенными словами в речи взрослых. Задачи: • выработать устойчивость навыков наблюдения за движущимся предметом (слежение взглядом за движением мяча по прямой траектории различной длины); • познакомить малышей с новыми словами (катать, падать, вниз, большой, маленький, мой, твой), отрицательной частицей «не», вопросом «где?»; • стимулировать собственно речевую активность ребенка в эмоциональной ситуации игры; • развивать точные и направленные движения обеих рук ребенка. Оборудование: деревянная скамейка (на улице) или лавочка (в помещении ясельной группы), диван (в квартире), мячи разного размера. Место проведения: игровая комната или на прогулке.
Ход занятия
Покатайте один мяч по скамейке на глазах у детей, а затем несколько раз, когда они отворачиваются или отвлекаются, спрячьте его за спинку или под сиденье скамейки (мяч должен быть хорошо виден между досками) и попросите найти его. Речевая инструкция: «Мячика нет. Где мячик?» Когда мячик находят, каждый раз эмоционально реагируйте на его появление: хлопайте в ладоши, поощряйте детей ласковыми словами. Несколько раз каждому ребенку надо задать вопрос: «Это мяч?» При этом нужно иногда демонстрировать не мяч, а предметы окружающей обстановки: так вы учите по подражанию говорить «нет» в ситуации, когда показываемый предмет не мяч. Очень важно активизировать у ребенка употребление слова «нет» в «конфликтной» речевой ситуации (когда знакомый предмет специально называется неправильно), чтобы в дальнейшем легко можно было узнать, правильно ли малыш соотносит предмет и его название. Особое внимание на этом занятии уделяется детям, которые не употребляют слово «нет», потому что смысл для них не привязан к конкретной ситуации общения («отрицание»), и в случае необходимости они протестуют криками, выгибаниями и т. п. Игра проводится неоднократно, в следующие дни постепенно усложняется оборудование игры, используется несколько мячей разного размера и изменяется речевая инструкция: «Мячик упал. Бух — вниз. Где мячик? Дай мне мячик. Дай Коле (имя другого ребенка) мячик. Нет, это не мой мячик. Вот мой мячик!» Если дети хорошо развиты и никто из них не испытывает серьезных трудностей при выполнении заданий, это занятие проводится в форме обучения пониманию слов «большой», «маленький», когда в игре происходит замена одного мяча на другой (например, большого на маленький, когда мячик прячется за спинку скамейки или под лавочку). Речевая инструкция: «Вот мячик. Он упал. Бух. Где мой мячик? Нет, это не мой мячик. Мой — маленький (показываем соответствующий жест руками). А твой — большой (показываем соответствующий жест руками). Вот мой мячик. Возьми мой мяч. Мой мячик — маленький (вкладываем мячик в руки ребенка)».
2. «Как „говорят“ инструменты: молоток»
Цель: научить ребенка соотносить звук инструмента (игрушечного молотка) с его звукоподражательным обозначением. Задачи: • воспитывать слуховое внимание; • познакомить с предметом и новыми способами действовать с ним (стучим молотком по гвоздику, вбиваем колышки); • научить понимать названия действий (стучать, держать, забивать), слова, обозначающие место (сюда, туда, тут, там), указательные слова (вот, это); • формировать умение соотносить конкретный предмет с его изображением на картинке, названием, звукоподражанием; • стимулировать речевую активность в игровой ситуации. Оборудование: игрушечный инструмент — молоток (можно использовать несколько похожих молотков); картинка с изображением этого инструмента, деревянный набор с колышками для забивания или деревянный брусок с почти забитым в него гвоздиком с широкой шляпкой, стол, стульчики. Место проведения: игровая комната.
Ход занятия
Сначала познакомьте детей с предметом и одновременно покажите его изображение на картинке, а затем вместе с каждым ребенком по очереди «работайте» этим инструментом. Если дети очень маленькие, младше 1 года 6 мес., то целесообразно знакомить их с картинкой на повторном занятии по этой теме, а на первом занятии больше времени уделить тому, что все эти предметы называются молотками. Речевая инструкция: «Это молоточек. Вот молоточек: „тук-тук“. Я делаю „тук-тук“. Я стучу „тук-тук“». Можно передавать молоточек по очереди каждому ребенку: «Возьми молоточек. Сделай „тук-тук“. Вот так: „тук-тук“. Постучи молоточком! Вот сюда! А теперь здесь! Молодец! Дай мне молоточек» (или: «Дай Ване молоточек»). И т. д. Примечание. Не все предметы и действия, выполняемые с ними на занятиях по теме «Инструменты», могут быть для детей новыми, но принципиально новым будет именно выполнение разнообразных совместных действий ребенка со взрослым в сочетании с называнием, а также выполнение этих действий самостоятельно каждым ребенком без предварительной демонстрации взрослым. (Выполнение и действие по речевой инструкции надо многократно закрепить в игре.) Особое внимание на занятии должно быть уделено тем детям, которые умеют только брать молоточек, но не пробуют самостоятельно им постучать. Положите свою руку сверху руки ребенка, удерживающего молоток в кулачке, и, направляя движение его руки, несколько раз вместе постучите по брусочку или колышку. Обязательно сопровождайте свои действия произнесением звукоподражаний в ритме ударов молоточка: «Тук-тук-тук!» Когда знакомство с молоточком закончено, то он кладется на стол, и каждого ребенка по очереди просят: «Дай молоточек: „тук-тук“», «Возьми молоточек: „тук-тук“», «Постучи молоточком: „тук-тук“», т. е. называют и сам предмет, и действие, которое им выполняют, или звук, который он издает. При проведении этого задания целесообразно использовать разные молоточки по количеству детей в мини-группе (2—3 человека) или предлагать ребенку поочередно выполнять задания с разными молоточками. В конце занятия (или на другом занятии по этой теме) попросите найти предмет по картинке: покажите ребенку его на картинке и одновременно попросите найти настоящий предмет. Показывая на молоток в книжке, задайте вопрос «Где это?» и попросите ребенка: «Дай это». Более сложный вариант этого задания: попросите ребенка показать, на какой из двух картинок нарисован молоточек: «Где молоточек: „тук-тук“?», или задайте ему вопрос «Что это?». Когда ребенок правильно показывает или называет предмет, его хвалят (аплодисменты) и еще раз называют предмет и воспроизводят его звучание. Как правильный ответ можно засчитать и то, что ребенок просто смотрит на одну нужную картинку из двух. При многократном повторении дети начинают сами с радостью произносить эти звукоподражания. Это не всегда происходит на первом занятии. Важно помнить, что работа с молоточком должна быть организована именно как веселая игра ребенка вместе со взрослым. Если просто предоставить ребенку возможность стучать молотком, то он какое-то время поиграет один, а потом просто утратит интерес к этой игрушке. Аплодисменты, поощрительные возгласы при нахождении молотка — важнейшее условие игры с маленьким ребенком. Надо всегда в игре радоваться, находя нужный предмет, потому что именно эмоции стимулируют начало собственно речевой активности ребенка. А необходимость передавать молоток из рук в руки формирует у ребенка первичные представления об очередности выполнения любых действий, в том числе и при общении: обмен возгласами, поощрительными аплодисментами и т. п.
3. «У нас гости!»
Цель: практически усвоить в игре ритуал приветствия и прощания с гостями. Задачи: • научить каждого ребенка здороваться за руку с игрушкой; • закрепить умение использовать при прощании жест «пока-пока»; • активизировать употребление эмоциональных возгласов для выражения своей радости при встрече с гостями и облегченного слова «пока-пока» при прощании. Оборудование: игрушечный зайка. Место проведения: игровая комната.
Ход занятия
Занятие начинается с того, что ребенку говорят: «К нам пришел зайка. Ой! Зайка! Давайте поздороваемся с зайкой! Возьмем зайку за ручку: вот так!» Покажите ребенку, как надо брать зайку за ручку и здороваться с ним. Свои действия взрослый сопровождает возгласом удивления, радости при знакомстве с зайкой, стимулируя ребенка к произнесению: «Ой! Зайка!» Необходимо учитывать, что в большинстве семей не принято здороваться с маленькими детьми за руку. Более того, дети могли вообще не видеть, как взрослые люди здороваются за руку друг с другом. Однако многие дети хорошо знают, что означает слово «обними», и умеют соотносить его с радостным возгласом. Рекомендуем на первом занятии использовать прием соотнесения двух способов радостного приветствия: обнять (зайку) и поздороваться за ручку. В дальнейшем дети смогут использовать оба этих способа для приветствия другого человека, однако способ поздороваться за ручку предпочтительнее для использования в общении с большинством людей. В семьях слово «обними» обычно используется в контексте «обними маму (папу)», поэтому надо очень корректно использовать его на занятии с маленькими детьми, чтобы они не допускали в дальнейшем перенос этого действия на всех окружающих людей. Можно попросить детей сначала погладить игрушку и только потом обнять (прижать к себе) и взять в руки. При обучении жесту «приветствие» очень хорошо использовать мягкую игрушку, потому что сама фактура материала (теплый, пушистый, мягкий) очень притягательна для маленьких детей, они с удовольствием здороваются с зайкой за лапку. После того как зайка поздоровался с ребенком, надо прогуляться с ним по комнате. В зависимости от уровня понимания речи конкретным ребенком экскурсия сопровождается одним из двух вариантов комментария: 1. «Здесь мы спим. Здесь мы кушаем. Здесь мы играем. Здесь мы моем ручки» и т. д. 2. «Это наша спальня. Это наша комната». Возможно использование и смешанного варианта: «Это наша спальня. Здесь мы спим», для того чтобы напомнить все известные детям слова (изучение новых слов, обозначающих место действия, на этом занятии не проводится). После такой экскурсии можно проводить зайку к выходу и попрощаться с ним. Зайка должен попрощаться с каждым ребенком (или членом семьи, если занятие проводится дома). Речевая инструкция (зайка говорит): «До свидания, Ваня!» и машет лапкой: «пока-пока». И Ваня машет зайке ручкой: «пока-пока, зайка». Поочередно помашите лапкой зайки (движение лапкой вверх-вниз) и помогите ребенку помахать зайке. На дом всем родителям дается задание потренироваться вместе с детьми — разучить приветственные жесты.
4.1. «Прятки: „ку-ку“»
Цель: научить ребенка соотносить названия знакомых предметов с их расположением в доступных ему местах, уточнить понимание простых речевых инструкций, обращенных к ребенку. Задачи: • развивать речеслуховое и зрительное внимание при поиске знакомых предметов, умения наблюдать и удерживать в памяти, что было спрятано и где, ориентируясь сначала на показ места, куда надо прятать, и предмета, который прячут, и их называние, а затем только на вопрос («Где...? Куда...?»); • научить самостоятельно прятать определенный предмет в нужном месте, ориентируясь только на речевую инструкцию («Спрячь...»); • научить понимать практическое значение слов-действий (прятать, найти, положить, поднять), предлогов («в», «за», «на», «под»; на этом занятии учится предлог «под»); • активизировать собственную речевую активность ребенка (до-говаривание фразы вместе со взрослым: «Сейчас мы будем прятать... что?... би-би»). Оборудование (на первом занятии): одна подушка, несколько экземпляров одной хорошо знакомой игрушки (например, несколько маленьких машинок или куколок). Место проведения: игровая комната.
Ход занятия
Эта игра принципиально отличается от ее «взрослого» варианта, потому что предмет прячется на глазах у ребенка и тут же им находится, причем сначала «учится» одно место, на котором можно спрятать разные предметы, постепенно переходят к двум, трем, четырем и пяти местам, на которых можно спрятать до пяти различных предметов. На протяжении длительного времени ребенку сначала показывают, как предмет прячут под..., за..., на..., в..., а затем просят его найти. На первом занятии всегда используется только одно место (например, подушка на ковре) и несколько экземпляров одной игрушки (машинки или куколки должны быть небольшими, примерно одного размера). Сначала малыша надо многократно учить прятать один предмет. В ходе игры найденный ребенком предмет меняйте на другой такой же предмет (например, красную машинку меняйте на синюю машинку), и пусть ребенок прячет этот предмет. Важно, чтобы на занятии ребенок все время прятал разные предметы, которые можно назвать одним словом. Речевая инструкция: «Вот машинка: „би-би“. Прячем машинку. Вот сюда, под подушку. Где машинка? Поднимаем подушку. Машинка: „би-би“! Вот она!» Поощряйте ребенка, когда он нашел игрушку, погладьте по головке, похлопайте в ладоши, скажите: «Молодец! Умница!», тем самым стимулируя малыша продолжать игру. «А вот еще машинка. „Би-би“! Спрячь машинку!». Желательно, чтобы каждый ребенок спрятал на занятии две-три похожие игрушки подряд. Например, мальчики могут прятать машинки, а девочки — куколок: главное, чтобы конкретному ребенку нравилось играть в новую игру со знакомыми игрушками. Таким образом, можно не только выполнять и повторять название нового действия («прятать»), но и одновременно закреплять у детей представления о том, что похожие игрушки называют одинаковым словом («Вот машинка. А вот еще машинка. И еще машинка»). Малыши многократно выполняют одно и то же действие, потому что им предлагается каждый раз другая машинка или куколка. Затем (для детей младше 1 года 6 мес. на следующем занятии) можно переходить к игре в прятки с разными игрушками (колечки, кубики, мячики). Следить, чтобы в речевых инструкциях обязательно использовался предлог «под», глаголы «найди», «подними», «спрячь» (форма повелительного наклонения).
4.2 «Прятки: „ку-ку“»
(Цели и задачи см. занятие 4.1.) Оборудование: одна игрушка (для каждого ребенка лучше использовать свою игрушку, желательно, чтобы она могла звучать) и два предмета, с помощью которых будут прятать предмет (например, небольшая подушка и большая подушка с дивана). Место проведения: там же.
Ход занятия
На втором занятии (для детей старше 1 года 6 мес. можно проводить эту игру на четвертом занятии) подушку с дивана опустите на ковер рядом с ребенком. Большая подушка на ковре должна находиться недалеко от небольшой подушки (в поле зрения сидящего на полу или стоящего ребенка). По очереди прячьте игрушку (например, молоточек) то под одну, то под другую подушку. Речевая инструкция: «Где „тук-тук“? Куда спрятали „тук-тук“? Поднимаем подушку. Тут нет! Поднимаем другую подушку. Вот молоточек: „тук-тук“!» Обязательно поощряйте ребенка, если, находя игрушку, он сымитировал слова «вот», «тут» или произнес звукоподражания типа «тук-тук», «би-би», «ав-ав». Постепенно в ходе игры несколько раз измените положение подушек так, чтобы не только расстояние между ними увеличилось до 1,5—2 метров, но и изменилось их положение относительно пола: одна подушка пусть останется на полу, а другая займет свое место на диване. Такое взаимное расположение подушек будет определять для детей необходимость не только прослеживать взглядом вдоль одной линии, но и переводить его вверх-вниз в поиске нужного предмета. Чтобы помочь ребенку, следует сопровождать его поиски комментариями («Посмотри вниз. Что упало с дивана? Подними подушку») и избегать использования указательных жестов: ребенок должен ориентироваться именно на словесные подсказки.
5. «Звучащая игрушка: музыкальные шарики»
Цель: обучить ребенка выполнять целенаправленное действие, ориентируясь на сочетание жеста и словесной инструкции. Задачи: • научить выполнять действие по показу (указательный жест взрослого, направленный на отверстие, куда надо опустить мячик) и словесной инструкции; • научить умению производить действия «опустить» в сочетании с предлогом «в», указывающим на пространственное расположение одного предмета (мячика) относительно другого предмета (ящичка); • научить понимать слова: опусти, сюда, туда, так, не так, еще; • воспитывать навыки самоконтроля у ребенка за результатом своих игровых действий с ориентацией на их оценку взрослым («так», «не так», «туда», «не туда»). Оборудование: два набора китайских музыкальных шариков, которые издают мелодичный звук при движении, и деревянный (или картонный) ящик с несколькими круглыми отверстиями на верхней крышке. Место проведения: игровая комната (на ковре).
Ход занятия
Чаще всего маленький ребенок совершает действия с предметами, ориентируясь только на собственные желания. Например, опуская музыкальные шарики в круглые отверстия, он будет повторять это действие вновь и вновь, потому что ему нравится мелодичное звучание, издаваемое при падении. Если вы хотите добиться от ребенка целенаправленных действий, например опускания шарика каждый раз в определенное отверстие, нужно так организовать свое взаимодействие с ребенком, чтобы: • игровой материал был новым для ребенка и получить его он мог только на данном занятии, а не брать в игровой комнате в любое время; • регламентирующая ход игры речевая инструкция, обращенная к ребенку, была ему понятна и наряду с указательными жестами и словами содержала также отрицательные жесты и слова, останавливающие игру. На глазах у детей опустите два музыкальных шарика в разные отверстия в крышке ящика. Речевая инструкция: «Вот мячик. Опускаем мячик. Вот сюда, в дырочку! Смотри! Мячик упал — бух! А этот мячик вот туда: бух! — упал». Затем один музыкальный шарик дайте любому ребенку: «Опусти мячик вот сюда! Мячик опусти в эту дырочку!» Обязательно укажите на определенное отверстие. Когда ребенок выполнит задание, надо эмоционально поощрить его (похлопать: жест «аплодисменты», похвалить: «Молодец!»). Потом дайте ему еще один музыкальный шарик: «Вот еще один шарик. Опусти его туда! Мячик опусти в ту дырочку!» Покажите на другое отверстие. Ребенок может попытаться опустить мячик в предыдущее отверстие, что бывает достаточно часто, так как маленькие дети склонны скорее повторять еще раз уже выполненное действие, чем «переносить» его в другое место. Необходимо быть к этому готовым и закрыть рукой старое отверстие при попытке ребенка отправить туда мяч: «Нет, не так. Не сюда! Опусти мячик вон туда! В ту дырочку!» Как правило, дети уже достаточно хорошо знают «запретительную» интонацию, и если ее подкрепить соответствующим жестом, то они легко понимают, что надо сделать на этот раз. При таком направленном обучении ребенок не сразу, но все-таки научится прислушиваться к тому, о чем его просят, и станет опускать музыкальные шарики в нужные отверстия. Следует отметить, что не нужно бояться начинать эту игру с любым ребенком группы, даже если он, по вашему мнению, отстает от других детей в понимании обращенной к нему речи. Интересный игровой материал в сочетании с желанием ребенка получить его наряду с другими детьми поможет организовать обучающее занятие с самым непонятливым малышом. В ходе занятия необходимо также специально стимулировать детей к тому, чтобы они самостоятельно находили шарики, выкатывающиеся в разные стороны из деревянного ящика при его переворачивании, и отдавали их взрослому. Речевая инструкция: «Где мячик? Дай мне мячик!»
6. «Маленькие помощники» (итоговое занятие)
Цель: повторить пройденный материал и определить, как усвоены каждым ребенком навыки, необходимые для развития понимания речи и стимулирования активной речи. Задачи: • воспитывать слуховое и зрительное внимание, устойчивые навыки наблюдения за движущимися предметами и нахождения взглядом неподвижных предметов, прислушивания к неречевым звукам, издаваемым этими предметами; • развивать понимание речи при практическом ознакомлении со способами действий с предметами и словами, обозначающими эти действия (катать, стучать, прятать, искать и т. д.), а также называющими сами предметы (например, молоток: «тук-тук»), их признаки (большой, маленький, мой, твой), расположение в пространстве (вверх, вниз, сюда, туда, тут, там; предлоги «в», «под»); • развивать речеслуховую память и зрительное внимание при поиске знакомых предметов, умения наблюдать и удерживать в памяти, что было спрятано и где, понимание вопросительных слов (где, куда), указательных слов (вот, это); • воспитывать умение самостоятельно прятать определенный предмет в нужном месте, ориентируясь только на речевую инструкцию («Спрячь...»); • формировать умение соотносить конкретный предмет с его изображением на картинке, названием, звукоподражанием; • стимулировать речевую активность ребенка в игровой ситуации (в том числе и путем совместного проговаривания слов (ребенком вместе со взрослым), ответов одним словом на простые вопросы и т. д.); • формировать умение выполнять действие по показу, по словесной инструкции в сочетании с указательным жестом, а также только по словесной инструкции; • воспитывать навыки самоконтроля у ребенка, наблюдения за результатом своих игровых действий с ориентацией на их оценку взрослым («так», «не так», «туда», «не туда»; отрицательная частица «не», слово «нет»); • формировать умение самостоятельно ходить в течение длительного времени, присаживаться и подниматься, произвольно менять направление движения; • развивать точные и целенаправленные движения обеими руками. Оборудование: несколько экземпляров игрушечных инструментов: молоточки, некоторые из них отличаются друг от друга размерами (например, маленький и большой молоточки, резко контрастные по размеру примерно в пропорции 1: 3), две подушки, два музыкальных шарика, два-три маленьких мячика, столик, стульчики. Место проведения: игровая комната.
Ход занятия
На столе лежит брусочек с гвоздиками, рядом — одна подушка, другая подушка — на ковре, на расстоянии от стола примерно 1,5—2 метра. Пригласите в комнату двух детей и попросите каждого спрятать под подушку по одному инструменту. Речевые инструкции: 1. «Саша, вот молоток. Молоток спрячь под подушку. Вот сюда (указательный жест на подушку, лежащую на ковре)». 2. «Катя, вот мячик. Мячик спрячь под подушку. Вон там (указательный жест на подушку, лежащую на столе)». 3. «Катя! Шарик спрячь в карманчик!» (Эта речевая инструкция не предъявлялась на предыдущих занятиях, но, как правило, она хорошо понимается детьми, так как связана с действием, которое они выполняют в бытовых ситуациях достаточно часто.) Такое же задание дается и другому ребенку. Когда предметы спрятаны, в комнату приглашается третий ребенок, как правило лучше всех понимающий речевую инструкцию или уже начавший говорить. (Если игра проводится с одним ребенком, то именно он и должен прятать предметы. Взрослый помогает ему спрятать игрушки, а потом и найти то, что нужно по ходу игры.) Речевые инструкции: 1. «Ваня! Иди к столу. Посмотри. Видишь гвоздик. Сейчас мы будем его забивать. А где молоток?» 2. «Саша, где молоток? (Обращение с вопросом к ребенку, спрятавшему молоток.) Вот молоток! Саша, дай Ване молоток». 3. «Ваня, возьми молоток. Забей гвоздик». 4. «Тук-тук! (Обращение ко всем детям с целью вызвать звукоподражание во время забивания гвоздика.) Саша, забей гвоздик. Как Саша делает? Саша делает... (тук-тук). Катя, забей гвоздик. Как Катя делает? Катя делает.... А теперь еще раз Ваня забьет гвоздик. Ваня делает... (тук-тук)». Особое внимание в этой игре уделяется: • умению соотносить реальный предмет и его изображение на картинке; • называнию предмета словом и соответствующим ему звукоподражанием; • пониманию детьми слов-действий. Например, второй предмет (мячик) можно сначала не называть, а, показав одному ребенку его изображение, спросить: «Где это (лежит)? Покажи (найди). Дай мне это». Игра должна проводиться очень динамично, следует постоянно менять «роли» участников (кто прячет, а кто ищет), менять предметы, которые прячут, и места, в которые прячут. Если в игре участвуют дети с хорошим уровнем понимания обращенной речи, целесообразно использовать инструкции, регулирующие выбор больших и маленьких предметов: «Вот молоточек. Он маленький. А где большой молоточек?» Вполне допустимо просто поменять предметы под подушками (мячик положить под подушку на столе, а молоточек — на их место, под подушку на полу), и это уже будет другая игра. Детей увлекает сам процесс поиска. Следует постоянно менять задания и варьировать реплики, обращенные к детям. В частности, надо обязательно использовать: • неправильные вопросы, например, спрашивать, показывая на мячик: «Это молоточек? Этим можно забить гвоздик? Сделаем „тук-тук“? Послушай, это „тук-тук“ (несколько раз ударяем мячиком по столу и ловим его с отскока)? Да?», а также целенаправленно добиваться от детей употребления слова «нет», любого отрицательного жеста руками или отрицательного движения головой; • указательные слова там, вот, тут, туда и другие в сочетании с указательным жестом и поощрять детей к их использованию в игре; • «незаконченные» фразы, которые ребенок может закончить, произнеся вместе с вами нужное звукоподражание. Итоги этого занятия надо подводить индивидуально для каждого ребенка, оценивая у него: 1. Уровень слухового и зрительного внимания. 2. Уровень общей моторной ловкости; точность движений, выполняемых руками. 3. Наличие жестово-мимических средств общения. 4. Самостоятельную речевую продукцию, сопровождающуюся выполнением действий. Первые два показателя оцениваются как «низкий», «средний», «хороший» уровень, два последних — как «отсутствуют», «очень редкие проявления», «используются». Если ребенок плохо справляется со всеми заданиями итогового занятия, с ним надо обязательно повторить все пять предыдущих заданий дома и закрепить их индивидуально. После проведения итогового занятия каждый ребенок, как правило, уже хорошо усваивает слово «спрятали», но в его сознании оно ассоциируется прежде всего с напольной подушкой, где он и начинает искать любой предмет. Такое поведение является адекватным для маленького ребенка, так как новое слово («прятать») привязано у него к одной конкретной ситуации, предмету. Даже дети более старшего возраста, играя в «Прятки: „ку-ку“», прячут игрушку или прячутся сами всегда в одном и том же месте. Требуются дальнейшие обучающие занятия, чтобы ребенок сообразил, что «прятать» — это не место, а действие («делать невидимым»). Однако проведение таких занятий с неговорящими детьми целесообразно, потому что, называя невидимый предмет и прося ребенка его найти, мы одновременно тренируем и речеслуховую память ребенка, и его умение хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, связанные с умением запоминать названия предмета и места, где он сейчас находится. Для закрепления в домашней обстановке игры «Прятки: „ку-ку“» следует активнее использовать некоторые бытовые ситуации. Например, мама будит малыша, одевает его, и в это время они вместе прячут один носочек или ботиночек в любое место по выбору и зовут бабушку, чтобы она нашла пропажу. Бабушка в свою очередь просит ребенка о помощи («Где носочек?»), и малыш должен ей точно показать место, где спрятан носочек. Если проводить такую игру один-два раза каждый день, то это не потребует никаких дополнительных затрат времени, а малыш прекрасно выучит некоторые «укромные» места, а также названия предметов одежды, что расширит его пассивный словарный запас и создаст объективные предпосылки для появления некоторых слов в активном лексиконе.
7. «Домашняя птица: курочка»
Цель: сформировать у ребенка умение соотносить свои действия с простой (состоящей из одного задания) речевой инструкцией, не подкрепленной жестом или другими вспомогательными средствами. Задачи: • познакомить детей с новой игрушкой: механической курочкой; • сформировать у детей представление о том, как двигается курочка, когда клюет зернышки («курочка кушает»); • обучить выполнять в игре с одним предметом разнообразные действия по речевой инструкции, содержащей задание в одно действие («Поставь курочку. Помоги курочке, курочка упала. Покорми курочку»); • развивать точные движения руками, практически овладеть умением собирать пальчики в щепотку: умение поставить курочку на ноги, «кормить» зернышками и т. п.; • стимулировать собственную речевую активность ребенка: умение звать курочку («цып-цып»). Оборудование: механическая заводная игрушка — курочка, стол, стульчики, блюдце для корма (любая сухая крупа или хлебные крошки). Место проведения: игровая комната.
Ход занятия
Познакомьте детей с птичкой курочкой. Эта механическая игрушка достаточно неустойчива. Покажите детям, как она прыгает, а потом случайно опрокиньте ее на бок (курочка прекращает стрекотать и клевать, потому что в этом положении ее механизм не работает). Неоднократно повторяя это действие, показываем ребенку, как ее надо ставить на лапки. Речевая инструкция: «Это курочка. Курочка стоит. Сейчас я заведу курочку. Она прыгает. Вот так. Курочка упала (положите курочку на бок, чтобы она перестала прыгать). Я помогаю курочке (поставьте курочку на лапки). Курочка опять прыгает». Большинство городских детей еще никогда не видело живую курочку, именно поэтому знакомство начинается с механической игрушки: ее движения напоминают характерные подпрыгивания живой курочки. Далее покажите детям, как курочка клюет (зернышки или крошки). Речевая инструкция: «Это корм. Я беру крошки. (Возьмите немножко корма в щепотку.) Я кормлю курочку. (Сыпьте корм на стол, перед клювом «прыгающей» курочки.) Курочка клюет. Она кушает крошки». Надо следить, чтобы каждое ваше действие «оречевлялось», т. е. проговаривалось, что вы делаете в данный момент. Когда «знакомство» с курочкой состоялось, можно переходить к разучиванию всех продемонстрированных действий с детьми. Каждый ребенок должен обязательно выполнить одно простое действие с курочкой самостоятельно, опираясь только на речевую инструкцию.
Речевые инструкции: 1. «Ваня, дай мне курочку». 2. «..., дай мне ключик». 3. «..., заведи курочку (ключиком)». 4. «..., поставь курочку (на стол)». 5. (Курочка упала.) «..., подними курочку». 6. «..., возьми корм из блюдечка». 7. «..., положи корм... на ладошку». 8. «..., возьми корм у... с ладошки». 9. «..., покорми курочку». Действия различаются между собой по сложности, и соответственно речевые инструкции должны быть обращены к разным детям с учетом их реальных умений (один ребенок может без труда заводить курочку, потому что у него аналогичным ключиком заводится машинка, а другой с этим заданием без предварительного обучения не справится). Однако собственно речевая инструкция должна быть понятна каждому ребенку! Задание требует закрепления в течение нескольких дней.
8. «Прятки: „ку-ку“» (второй вариант)
Цель: научить детей выполнять простую речевую инструкцию, указывающую на изменение положения предмета в пространстве. Задачи: • развивать речеслуховую память детей, зрительное и слуховое внимание при поиске знакомых предметов; • помочь ребенку овладеть умением прятать предметы в окружающем пространстве, прежде всего относительно себя, а затем и относительно другого предмета (предлоги «под», «на», «в», «за»), ориентируясь сначала на показ, сопровождаемый соответствующим жестом взрослого, и речевую инструкцию, а потом только на речевую инструкцию; • стимулировать употребление указательных слов в ответ на обращенный вопрос. Оборудование: две игрушечные коляски, две подушки (на полу и на диване), игрушки небольшого размера (кубики, мячики, музыкальные шарики, машинки, куколки и др.), стол, стульчики. Место проведения: игровая комната (закрепление материала занятия может проводиться и на прогулке).
Ход занятия
Данное занятие является продолжением предыдущих занятий по этой теме (см. занятия 4.1, 4.2). Дети уже понимают, что спрятанный предмет невидим для других людей, однако пока детей учили прятать игрушки только в одном месте («под подушкой»), и соответственно в речевой инструкции, обращенной к детям, употреблялся только один предлог «под». Предлог «в» практически усваивается всеми детьми раннего возраста в ситуации «относительно себя», например, когда они положат в карман платок, конфетку, опустят в отверстие мячик, игрушку. В дальнейшем при выполнении аналогичного действия в ситуации «изменение положения одного предмета относительно другого предмета» (например, мячик опускается в отверстие деревянного ящика) ребенком усваивается глагол «опусти», который подразумевает предлог «в». Поэтому значение самого предлога «в» не актуализировано в сознании ребенка. Необходимо целенаправленно формировать у него понимание значения этого предлога при выполнении практических действий. Прежде чем переходить к обучению детей прятать предметы в другие места, необходимо выяснить, все ли дети умеют прятать предметы относительно себя и понимают значение предлогов «в», «за», «на». Пригласите детей сесть за столик и предложите каждому ребенку последовательно выполнить несколько действий. Каждое действие ребенка предваряется соответствующей речевой инструкцией: «Садись. Возьми куколку. Положи куколку на колени. Убери куколку в карманчик. Спрячь куколку за спинку». Речевая инструкция содержит не только слово «спрячь», но и другие глаголы («положи, убери»), потому что в данном случае наша цель — выяснить, обращались ли к детям раньше с такими просьбами, и для этого лучше использовать самые распространенные варианты реплик. Если кто-то из детей не справился с любым из заданий, например не сумел спрятать куколку за спинку, несколько раз помогите ребенку выполнить это действие: своей рукой направляйте руку ребенка в нужное место. Когда все дети успешно выполнят это задание, можно переходить к следующему этапу занятия: поиску предметов, спрятанных в комнате, по речевой инструкции, содержащей один из предлогов («в», «за», «на», «под»). Каждого ребенка отдельно сначала надо учить прятать игрушки «в коляски» и «под подушки», тренируя умение запоминать места, в которые прятались игрушки, и показывать их вошедшему в комнату взрослому. С помощью взрослого ребенок прячет две любые игрушки, а затем показывает эти места другому взрослому или ребенку. Речевая инструкция: «Где...? Куда... спрятали?» Рекомендуем сначала использовать музыкальные шарики или другие звучащие предметы, потому что их «голоса» могут в случае необходимости напомнить малышу, куда он спрятал нужную игрушку, а звучание вызывает дополнительную радость у ребенка при нахождении этой игрушки. Затем можно прятать и незвучащие игрушки («на стол», «на стул», «на полку», «за коляску», «за шкафчик»). Хорошо дополнительно к предлогам использовать сопровождающие речевую инструкцию жесты: • жест «на» — ладонь опускается на предмет, на котором будет спрятана игрушка; • жест «за» — ладонь, повернутая ребром в сторону предмета, за который будут прятать игрушку, движется в нужном направлении. Важно помнить, что зрительное внимание детей еще очень рассеянно, поэтому спрятать, «сделать невидимым» для них знакомый предмет можно, расположив эту игрушку в любом месте комнаты. Задания требуют закрепления в течение несколь
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.98.172 (0.015 с.) |