Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На III этапе основного цикла дети должныСодержание книги Поиск на нашем сайте
1. научиться: • участвовать в совместной речевой деятельности с близким взрослым (добавлять последнее слово в строчке знакомого стихотворения или детской потешки, правильно заканчивать короткую фразу нужным по смыслу словом); • активно включаться в ситуативную речь, которая понятна в ходе совместной игровой деятельности и в наиболее часто повторяющихся бытовых ситуациях с людьми, не являющимися постоянными партнерами в речевом общении; • отвечать на вопросы взрослого с использованием наглядной опоры (предметной или сюжетной картинки) фразой из двух-трех слов; 2. усовершенствовать: • свои произносительные навыки и некоторые элементарные способы воспроизведения слоговой структуры (двух-, трехсложные слова, односложные слова с закрытым слогом, наиболее часто употребляемые слова со стечением согласных, например выражающие уменьшительно-ласкательную форму слов); • умение в ответах на вопрос взрослого о предмете (название этого предмета и его частей, его форма, размер, цвет и другие существенные признаки) использовать некоторые грамматические формы единственного и множественного числа в соответствующих падежах (прямом и косвенных); 3. постепенно осваивать: — инициативную речь • в виде элементарных побудительных (императивных) высказываний, обязательно включающих в свой состав глагол в нужной форме, обращенных сначала только к взрослому, а затем и к своим сверстникам; • в виде простейших вопросов, или содержащих вопросительные слова (кто? что? где?), или образованных только с помощью интонации («Это вкусно?»); • в виде простейших диалогов между собой во время игры; — контекстную речь, лишенную зрительной опоры • в беседе со взрослым, используя полученные ранее знания; • при пересказе хорошо знакомых коротких рассказов и сказок своими словами или близко к тексту (сначала по вопросам взрослого, а затем самостоятельно); • при знакомстве с приемом придумывания конца сказки, рассказа. Необходимо более детально рассмотреть приемы освоения и активизации в речи детей слов, описывающих взаимодействие и взаимоотношения. Понимание слов этой группы и умение пользоваться ими достигается с помощью приемов, используемых при усвоении слов первой и третьей группы. Нужно научить детей замечать и характеризовать с помощью доступных лексических средств состояние, настроение, особенности поведения окружающих людей. Важно продемонстрировать на занятии образцы поведения при наблюдении за трудом взрослых, рассматривании картин на эту тему, в играх-инсценировках и при проведении мероприятий по уборке помещений и территории детского учреждения и составить соответствующий словарь. На III этапе целесообразно объединить сразу несколько методических приемов при проведении логопедической работы по развитию речи детей. Можно сочетать вопросы, задаваемые детям по картинкам, с проведением последующей дидактической игры с их использованием, как это сделано, например, на занятии «Собираем букет для мамы». При этом само занятие может включать и беседу с детьми о празднике 8 Марта, и показ фотографий мам с описанием их личностных характеристик (добрая, красивая, любимая), и выполнение действия (дарить) по отношению к любимому человеку. Особое значение на III этапе придается работе над содержанием сюжетных картинок, в которой нужно по возможности сочетать рассказывание по картинке с показом действий, их инсценировкой с помощью детей. При подробном рассмотрении содержания рассказа обязательно нужно обращаться к повторному выполнению детьми этих действий, подготавливая их таким образом к овладению элементами драматизации. Необходимо создать на занятии такую ситуацию, чтобы ребенок самостоятельно смог исправить речевую ошибку взрослого и использовал бы при этом нужное слово или словосочетание в своем ответе. Таким образом, на логопедическом занятии работа над формированием начального детского лексикона целенаправленно ведется с позиций деятельностного подхода с учетом ведущего вида деятельности и комплексных требований к развитию всех сторон речи. Эффективность использования разработанной нами методики формирования начального детского лексикона значительно повышается за счет активного включения семьи ребенка в процесс направленного коррекционно-развивающего обучения. Так, в ходе проведения первичного логопедического обследования детализируются и уточняются предоставленные родителями сведения о речевом развитии каждого ребенка (приблизительный объем пассивного и активного словарей, соотношение между ними; количество усвоенных лексических групп в активном словаре). Полученные результаты обследования необходимо сообщить семье ребенка. В дальнейшем на основе достигнутого к началу обучения уровня речевого развития ребенка происходит формирование у малыша полноценных навыков общения, которое осуществляется совместно с родителями в процессе направленного педагогического воздействия. В начале обучения совместно с родителями акцентируется внимание на максимальной активизации и развитии уже имеющихся у ребенка вербальных и жестовых средств коммуникации. Например, если ребенок не умеет использовать указательный жест, заменяя его в общении с близкими на недифференцированный жест всей рукой в направлении искомого предмета и восклицательный возглас, необходимо специально привлечь внимание родителей к этой проблеме. Вместе с ними определяются и конкретные приемы выработки у ребенка указательного жеста, сопровождаемого соответствующим ситуации указательным местоимением. В наиболее сложных случаях нужно, чтобы мама неоднократно в течение дня обращалась к ребенку за помощью: «Ой! Где ложка? Я не вижу! Надо есть кашу, а ложки нет. Покажи, где ложка. Вот так, молодец. Давай вместе покажем папе, где ложка». Мама при произнесении этих слов может ласково взять руку ребенка, помочь ему сложить руку в указательный жест и дотронуться до ложки. Если у ребенка возникают трудности при формировании навыков тонкой моторики, связанные с необходимостью удерживать один, два или три пальца в разогнутом состоянии, противопоставляя их остальным пальцам, сжатым в кулак, попросите родителей сделать дома необходимые картонные карточки-трафареты с различным количеством отверстий. Например, на карточке нужно нарисовать фломастером круг, внутри которого заранее вырезать круглое отверстие (диаметром с палец ребенка). Показывайте на картинку так, чтобы указательный палец «попал» в нужное отверстие: «Вот круг. Посмотри, это круг. Я показываю круг. А теперь ты покажи круг. Молодец!» В дальнейшем речевая инструкция усложняется: «Покажи мне, где один круг». Сопровождается произнесение вопроса показом указательного пальца («один»), ребенку демонстрируется инвертированный вариант этого задания: «Посмотри, вот один круг». Используйте указательный жест и слово «вот», а затем сразу поднимите палец вверх (жест «один») и произнесите соответствующее слово. Данный прием специально разучивается с родителями и в дальнейшем используется при обучении ребенка счету в пределах трех. Таким образом родители ребенка имеют возможность многократно воспроизвести и закрепить у ребенка в домашних условиях необходимые вербальные и жестовые средства общения. Особое внимание нужно обращать на создание эмоционально комфортной ситуации общения: использование несложного дидактического материала, сопровождение словесной инструкции показом соответствующего коммуникативного жеста, поощрение к выполнению нужного действия и произнесению элементарных слов поглаживанием ребенка по голове, ласковым интонированием речевой инструкции, аплодисментами при правильном выполнении задания. Родители должны привлекаться к подготовке занятий: приносить из дома необходимые игрушки, предметы быта, фотографии или вещи членов семьи. В целом разработанная система занятий позволяет осуществить комплексное воздействие на формирование начального детского лексикона в ограниченные временные сроки (в течение одного учебного года), что создает необходимые предпосылки для минимизации выраженных отклонений в развитии речи детей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.222.143 (0.008 с.) |