Факторы, определяющие риск здоровья. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, определяющие риск здоровья.



1.-вредные условия труда,- плохие материально-бытовые условия, -стрессовые ситуации, -гиподинамия, -непрочность семей, -одиночество, -низкий образовательный и культурный уровень, -чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансировнное питание, -курение, -злоупотребление алкоголем. (49-53% уд.вес)

2.- предрасположенность к наследственным и дегенеративным болезням. (18-22%)

3. загр.воздуха, воды, почвы, резкая смена атмосферных явлений, повыш. магнитные излучения. (17-20)

4.неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое кач-во мед. помощи, несвоевренменность ее оказания. (8-9)

Происхождение болезни имеет два источника: состояние человеческого орг-ма и внешние причины, на него воздействующие. Для предупреждения болезней- повышения жизнеустойчивости организма есть 2 способа: или удаление внешних причин, или оздоровление, укрепление орг-ма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать эти внешние причины.

К важнейшие факторы, определяющие здоровье:
1.качество условий жизни; 2.кач. образа жизни; 3.кач. наследственности человека; 4.кач. медицины.

Качество условий жизни включает в себя: кач. климатических условий (расшифровка не требуется);жизненный уровень; экологические показатели; кач. и разнообразие продуктов питания. В свою очередь/жизненный уровень определяется пятью основными параметрами: Ур-ем политической стабильности; ур-ем эк-го развития общества; ур-ем соц. защищенности (соц. гарантий) чел-ка; ур-ем доходов; ур-ем культуры общества (просвещение, традиции, ценностные приоритеты). Экологические показатели включают в себя шесть основных параметров: чистоту воздуха, воды, продуктов питания;интенсивность и характер шума;интенсивность и характер вибрации;плотность, интенсивность и характер электромагнитных излучений;сохранность визуального, звукового и ароматического природного окружения человека;кач-во созданного человеком визуального окружения. Качество образа жизни включает в себя: наличие любимой работы (работа по призванию, по способностям);соблюдение правильного ритма жизни (режим труда, отдыха, сна, питания);соблюдение принципов рац. питания (сюда не входят режим питания и кач-во продуктовОсобое место в этом перечне занимают кач-во наследственности конкретного чел-ка (об этом мы еще будем подробно говорить) и кач-во медицины. Кач-во медицины можно отнести к кач-ву условий жизни чел-ка, но это если смотреть на медицину с позиций общего здравоохранения,. здесь приоритетными явл-ся кач-во массовых профилактических осмотров, санитарно-гигие-шческих мероприятий, кач-во хирургии, достаточное кол-во мед. учр-ий и укомплектованность их кадрами, оборудованием. Если попытаться из всего перечня факторов, влияющих на здоровье, выделить наиболее важные, то, на мой взгляд, к ним относятся: кач-во наследственности, жизненный у-нь, соблюдение жизненных ритмов, рац. питание, достаточная двигательная активность, кач-во медицины и кач-во экологии. Состояние здоровья отражается во всех сферах жизни людей. Здоровье влияет на качество труд. ресурсов, на производительность обществ. труда и тем самым на динамику экономического развития общества. Здоровье приобретает роль вед. фактора эк. роста.

Образ жизни - определенный способ интеграции потребностей чел-ка и соответсвующей им деят-ти, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в к-ых находятся разные виды жизнедеятельности. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается.. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Глубинная сущность образа жизни закл-ся в соц. принципах орг-ции жизнедеятельности субъекта.

Личность способна оказывать влияние на содержание и хар-ер образа жизи группы, коллектива, в к-ом она находится.

Стиль жизни является не составной частью, а одной из форм проявления образа жизни, это способ утверждения и поддержания опред-ого единства в разнообразии процессов жизни людей. В современных словарях под «стилем жизни» понимают опред. тип, стандарт, отличную черту, характерную манеру поведения людей, субъективную сторону человеческой деятельности, выражающуюся в мотивах, формах и ориентациях решений, поступков, повседневном поведении индивида, его семьи, соц. группы или слоя.

Существует ряд причин, по к-ым необходимо изучать стиль жизни как самостоятельную научную категорию, среди таких причин следующие: 1. в одних и тех же условиях, при одинаковом уровне жизни люди организуют свою жизнь различными способами, 2., люди не всегда действуют под давлением обстоятельств, «бросают вызов обстоятельствам, поступают вопреки или ориентируются в своих поступках не на обстоятельства, а на опред. ценности». Стиль жизни – это «поведение личности, определяемое ею в соответствии с собственными потребностями и установками в пределах объективных возможностей, создаваемых типом и видом образа жизни. Стиль жизни «является не составной частью, а одной из форм проявления образа жизни». Стиль жизни – «это способ, связанный с орг-ей единства в многообразии, это сложное социальное явление, к-ое невозможно описать лишь ср-ми соц.-психолог. науки

 

 

14. Режим труда и отдыха (характеристика режима питания, организации двигательной активности, выполнения санитарных требований, гигиены, закаливания).

К осн.составляющим здорового образа жизни относят: режим труда и отдыха; орг-цию сна; режим питания; орг-цию двигат.активности; выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания; профилактику вредных привычек; культуру межличностного общения; психофизич. регуляцию орг-ма.Соблюдение режима труда и отдыха - одно из важнейших условий высокой работоспособности орг-ма чел-ка. При этом следует учитывать различия условий жизни и труда отдельных категорий людей, занимающихся разными видами деят-ти. Напр., педагоги и преподаватели работают по расписанию, т.е. в опред. часы и дни неравномерно; рабочие связаны с работой по сменам. Труд и отдых работающих в экстремальных и вредных условиях отличаются от деят-ти рабочих и служащих, к-ые выдерживают в основном график 30-40-час. недели.При соблюдении четкого режима вырабатывается опред. биолог. ритм функционирования орг-ма, т.е. вырабатывается динамический стереотип в виде сис-ы чередующихся условных рефлексов. Они облегчают орг-му выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутр. физиолог. подготовки к предстоящей деят-ти. Напр., если вы ежедневно занимаетесь ум.или физ.трудом в одни и те же часы, организм как бы «подводится» к повышенной работоспособности. Кстати, то же имеет место при регулярном режиме питания. К «запрограммированному» времени происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что способствует и обеспечивает эффективное пищеварение.Взаимосвязь процессов, протекающих в орг-ме в зависимости от вн. среды, изучает хронобиология. На закономерностях ритмичного протекания процессов жизнедеятельности орг-ма чел-ка основываются правила режима труда и отдыха. Ночью снижаются пок-ли обменных процессов, работа СС, дых. систем, темпер. тела. Пульс, частота и глубина дыхания уменьшаются. Головной мозг не получает инф-ию, нет нагрузки ни физ., ни ум.. Организм отдыхает, восстанавливается. Днем интенсивность двиг-ой активности возрастает, что в значительной степени интенсифицирует работу кардиореспираторной системы, обменных процессов. Повышаются все ф-ии ЦНС и высшей нервной дея-ти.Работоспособность человека в утренние часы постепенно увеличивается и достигает к 10-13 ч наивысшего пика. После 14 ч происходит снижение работоспособности, а к 16-17 ч следует волна повышения всех функций. Спад функциональных возможностей наблюдается, как правило, после 20 ч.Однако основные положения режима труда и отдыха должны соблюдаться. К ним относятся: • выполнение различных видов деят-ти в строго определенное время; • рац. чередование работы и отдыха; • регулярное питание, не менее 3 раз в день в одни и те же часы; • занятия целенаправленной двигат. (физ.) нагрузкой, не менее 6 ч в неделю; • пребывание на свежем воздухе, не менее 2-3 ч в день; • строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 ч в сутки, желательно, в одно и то же время.Эти простые правила способствуют укреплению здоровья, повышают жизненный стимул, продлевают функционирование всех систем на долгие годы. Питание строится на принципах: • достижение энергетического баланса;• установление правильного соотношения между осн. пищевыми веществами;• сбалансированность минеральных веществ и витаминов;• ритмичность приема пищи.Физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и др. факторов, называют рац. питанием. Важным принципом рац. питания явл. сбалансированность приема осн. пищевых веществ - белков, жиров, углеводов, растительных и животных белков и жиров. Соотношение белков-жиров-углеводов должно составлять соответственно 15% 30% – 55% суточной калорийности потребляемой пищи. В среднем су точное потребление энергии у юношей составляет 2700 ккал, девушек -2400 ккал. Потребность в энергии населения северных зон выше, чем центральной на 10-15%, в южных – на 5% ниже.Калорийность рациона на 1400-1600 ккал обеспечивается за счет углеводов (350-450г), 600-700 ккал за счет жиров (80-90г) и 400 ккал за счет белков (100г). Из общего кол-ва углеводов доля сахара должна составлять не более 25%.В процессе регулярных занятий физ. упр-ми и спортом, в зависимости от его видов, энерготраты возрастают до 3500-4000 ккал. В связи с этим изменяется соотношение осн. пищевых продуктов. Брэгг и Шелтон дают следующие рекомендации по приему пищи: • начинайте дневной прием пищи с сочных фруктов, съедайте за день хотя бы одну крупную порцию свежих овощей; • употребляйте орехи как главный источник белков; • употребляйте жиры в умеренном количестве; • избегайте животных продуктов.Одним из обязательных факторов здорового образа жизни является систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физ. нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двиг. действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физ. упр. и спортом, объединенных термином «двиг.активность». У большого числа людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двиг. активность ограничена. Это присуще и студентам, у к-ых соотношение динамического и статического компонентов жизнедеятельности составляет по времени в период учебной деят-ти 1:3, а по энерготратам 1:1, во внеурочное время соответственно 1:8 и 1:2. Установлено также автором, что в среднем двиг. активность студентов в период уч. занятий (8 месяцев) составляет 8000-11000 шаг/сутки; в экзаменационный период (2 месяца) – 3000-4000 ш.а в каникулярный период 14000-19000 шагов. Очевидно, что уровень двиг. активности студентов во время каникул отражает естественную потребность в движениях, так как в этот период они свободны от уч. занятий. Исходя из этого, можно отметить, что ур-нь их двиг. активности в период уч. занятий составляет 50-65%, в период экзаменов - 18-22% биологической потребности. Это свидетельствует о реально существующем дефиците движений на протяжении 10 месяцев в году.В связи с этим возникает важнейшая социально-педагогическая задача - определить опт., а также мин. и макс. возможные режимы двиг. активности. Мин. границы должны характеризовать тот V движений, к-ый необходим человеку, чтобы сохранить норм.ур-нь функционирования орг-ма. Этому уровню должен отвечать двигат. режим оздоровительно-профилактического характера. Оптимальные границы должны определить тот уровень физ. активности, при к-м достигается наилучшее функц. состояние организма, высокий ур-нь выполнения учебно-трудовой и соц. деят-ти. Такой режим носит оздоровительно-развивающий характер. Макс.границы должны предостерегать от чрезмерно выс.ур-ня физ. нагрузок, к-ый может привести к переутомлению, перетренировке, к резкому снижению уровня работоспособности в учебно-трудовой деят-ти. Назовем такой режим адаптированным к макс. возможностям чел-ка. Т.о. в условиях напряженного ум. труда, дефицита времени, ограниченной двиг.активности именно физ. культура и спорт приобретают, безусловно, огромное значение, являясь средством реабилитации и восстановления оптимального для молодого человека психофизиологического состояния.

Знание правил и требований личной гигиены обязательно д/кажд. культурного человека. Она вкл. в себя гигиену тела, уход за полостью рта и зубами, гигиену одежды и обуви и др. Гигиена - требования к состоянию кожных покровов, выполняющих ф-ии: защита внутр. среды орг-ма, выделение из организ­ма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др. В полном объеме они выполняются только при здоровой и чистой коже. Кожа способна к самоочищению. С чешуйками, секретом сальных и потовых желез удаляются разл. вредные вещества. Мыть тело под душем, в ван­ной или бане рекомендуется не реже одного раза в 4-5 дней. После занятий физ. упр. необходимо принимать теплый душ и менять нательное белье. Уход за полостью рта и зубами требует, чтобы после еды рот прополаскивался теплой водой. Чистить зубы рекомендуется раз в день во избежание стирания эмали. Зубная щетка не должна быть чересчур жесткой, а процедура чистки должна занимать не менее 2 мин.

Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались не мотивами престижности, а ее гигиеническим назначением в соответствии с условиями и деят-тью, в к-ых она используется. К спортивной одежде предъявляются спец. требования, обусловленные характе­ром занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она д. б. по возможности легкой и не стеснять движений.

Гигиена обуви требует, чтобы она была легкой, элас­тичной, хорошо вентилируемой, а также обеспечивала правильное по­ложение стопы.

Доп. гигиенические ср-ва вкл. гидропроцедуры, массаж, самомассаж и направлены на ускорение восстановления работоспособности. Душ оказывает температурное и механическое воздействие на орг-м: горячий и продолжительный душ понижает возбудимость, повышает интенсивность обменных процессов. Теплый душ действует успокаивающе. Кратковременные холодные и горячие души повышают тонус мышц и ССС. Кон­трастный душ – эффективное ср-во восстановления работоспособ­ности.

Приемы массажа действуют на расположенные в коже, мышцах и связках нервные окончания, оказывают влияние на ЦНС, а через нее на функциональное состояние всех органов и систем. Улучшается кровообращение, работоспособность мышц, повышается эластичность и прочность мышечных сухожилий и связок, улучшается подвижность в суставах, ускоряется ток крови и лимфы. Вот почему после массажа человек чувствует себя бодрее.

Закаливание – система мер, используемых для повышения устойчивости орг-ма неблагоприятному действию факторов окр.среды за счет тренировки защитных физиолог. механизмов путем систематического дозированного и комплексного воздействия этими факторами. Закаливание - важное ср-во профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур.Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отд. случаях почти полностью исключает их. Закаливание м. б. специфическим (повышается устойчивость к опред. фактору) и неспецифическим (повышается устойчивость к ряду факторов). Выделяют закаливания: воздухом, солнцем, водой и др., а пок-ми закаливания являются: крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и гомеостаза. Появление раздражительности, снижение аппетита, снижение работоспособности указывают на просчеты в закаливающих процедурах. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье всего человечества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 837; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.009 с.)