Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у младших школьников.

Поиск

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный [60,с.191], Брехман И.И. [64;65], Л.Г. Татарникова [89; 90] и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и совсем мало детей признаны практически здоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

Вопросы формирования здоровой личности ребёнка интересовали ученых всегда (см. труды И.И. Брехмана [64;65], Л.С. Выготского [69,с.9-12], Г.К. Зайцева [71;72], П.Ф. Лесгафта [82; 83], Н.И. Пирогова [88,с.752], В.А. Сухомлинского [ 89,с. 224 ], Л.Г. Татарниковой [ 90; 91 ], К.Д. Ушинского [92, с.257 ] и др.). Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х - начале 80-х гг., двадцатого столетия. Однако, несмотря на немалые усилия, вложенные в разработку и реализацию программ, результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек (многие из них формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы), и неподготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.

С середины 90-х годов ХХ века появилось много научных работ воспитательно-оздоровительного направления, исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе [74 с.74-79], гигиену обучения и воспитания школьников [80 с.139], факторы риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе [85 с.114], школьную валеологическую работу [71; 72; 78; 79].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшение здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.

Цель исследования: выявить эффективные формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Объект исследования: Воспитательно-образовательный процесс в общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования: процесс формирования здорового образа жизни у младших школьников

Задачи исследования:

1. Изучить сущность понятий «Здоровье», «Здоровый образ жизни».

2. Охарактеризовать психологические особенности развития младших школьников

3. Выявить особенности организации работы по формированию здорового образа жизни младших школьников

4. Описать опыт организации работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников

Для решения задач исследования использовались методы: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, изучение опыта работы по исследуемой проблеме.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, дополнена приложением.


АНКЕТА № 1

1Что такое здоровье?

1. Что приносит вред здоровью человека?

2. Сколько раз в день ты чистишь зубы?

3. Чистить зубы тебя заставляют родители?

4. Обязательно ли чистить зубы утром и вечером?

5. За какими частями тела необходим особый уход?

6. Моешь ли ты руки перед едой? Почему?

7. Как ты относишься к людям, которые курят? Почему?

8. Занимаешься ли ты по утрам зарядкой?

9. Зачем нужна зарядка человеку?

10. Часто ли ты с родителями ходишь пешком?

11. Кто убирает и проветривает твою комнату?

12. Кто следит за чистотой твоей одежды?

13. Соблюдаешь ли ты режим дня? Почему?

14. Хотел бы ты вести более здоровый образ жизни?

На выявление сформированности ЗОЖ в семье можно предложить школьникам анкету (АНКЕТА 2)

АНКЕТА № 2

Мои мама и папа (старшая сестричка братик):

1. чистят зубы утром и вечером;

2. моют руки перед едой и после прогулки;

3. регулярно принимают душ;

4. часто ходят пешком;

5. проветривают комнату перед сном;

6. прогуливаются по улице перед сном;

7. занимаются спортом (бег, плавание и др.);

8. всегда ложатся спать в 10-11 часов вечера;

9. по утрам делают зарядку;

10. поддерживают порядок в квартире;

11. всегда следят за чистотой своей одежды;

12. курят;

13. принимают витамины;

14. по выходным ходят в поход;

15. занимаются закаливанием.

 

Выявить отношений к здоровому образу жизни и готовность к формированию его поможет анкета на выявление ценностных ориентаций и составляющих здорового образа жизни (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Остановимся на некоторых направлениях работы по формирования ЗОЖ

Одним из направлений в укреплении здоровья школьников является снижение психоэмоционального напряжения, стресса, тревожности. Можно проводить различные игры и упражнения на релаксацию, отработку умений снятия стресса. Примером упражнения на снятия стресса является: Упражнение 1.

Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.

1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее

Упражнение 2.

Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

3. Напрягите и расслабьте икры.

4. Напрягите и расслабьте колени.

5. Напрягите и расслабьте бедра.

6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

7. Напрягите и расслабьте живот.

8. Расслабьте спину и плечи.

9. Расслабьте кисти рук.

10. Расслабьте предплечья.

11. Расслабьте шею.

12. Расслабьте лицевые мышцы.

13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что вы медленно плывете, - вы полностью расслабились.

Можно проводить физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями.

Для профилактики близорукости, замедления её прогрессирования можно использовать зртельно-пространственную активность в режиме школьного урока. Для профилактики близорукости полезны следующие упражнения (исходное положение сидя, каждое повторяется 5-6 раз):

1. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.

2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.

3. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.

4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

5. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).

Сохранение высокой работоспособности и здоровье детей в значительной степени зависит от их умения правильно дышать. Можно включать в физкультминутки дыхательные упражнения.Упражнение 1. «Свеча» — тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.

Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2—3 см и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя ее как свечку, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы — левая ладонь во время выдоха как бы «медленно погружается». Повторите 2—3 раза.
Упражнение 2. «Упрямая свеча» — тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что ее вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на «свечу», пламя отклонилось, но не погасло. (Левая ладонь лежит между грудной клеткой и животом.) Еще сильнее дуньте, еще сильнее! Еще! Еще!

Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2—3 раза.

Упражнение 3. «Погасить 3, 4, 5, 6... 10 свечей». На одном вдохе (без добора) «погасите» 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. А объем вдоха все тот же! Теперь — 7 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. А теперь свечек 10 или 12. Объем воздуха все тот же. Порции выдыхаемого воздуха более экономные. Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Они ритмические, прерывистые и активные. Повторите 2—3 раза.

Можно организовать в начальной школе кружок по формированию ЗОЖ, где та специальных тренинговых занятиях помочь учащимся сделать осознанный выбор в отношении своего здоровья (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Таким образом, работа по формирования у младших школьников по формирования здорового образа жизни должна быть целенаправленной. Систематической, должна охватывать все стороны жизни ребенка.

 

 

Содержание программы 3-го года обучения

1. Режим дня, зачем он нужен (самоанализ). Активный и пассивный отдых. Переключение на другие виды деятельности как способ профилактики утомления. Биоритмы. Совы и жаворонки. Как сделать сон полезным. Сколько надо спать. Чего не следует делать перед сном. Что делает сон полноценным.

Примером такого занятия является тестирования «Совы и Жаворонки» В которого детям предлагается ответить на ряд вопросов и определить, к какому типу людей они относятся. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

2. Организм человека. Скелет и мышцы. Органы дыхания. Система кровообращения. Надежная защита организма: Кожа и ее функции. Органы чувств (См. Урок здоровья на тему «Органы чувств» ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

3. Физкультпривет! Делайте утреннюю зарядку. Умывайтесь и закаляйтесь. Виды спорта, развивающие легкие, сердце. Физкультминутки. Подвижные игры. Упражнения для профилактики сколиоза. Упражнения для глаз. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

4.Уроки Мойдодыра. Правила гигиены. Умывание и купание. Забота о глазах. Уход за ушами. Уход за зубами. Уход за руками и ногами. Забота о коже.

Так, цикл занятий «Уроки Мойдодыра». Начинался с занятия «Правила гигиены» Целями занятия: были напомнить учащимся о значении соблюдения гигиены для сохранения здоровья., и формирование привычки выполнения гигиенических требо­ваний. Дети выполняли упражнения из комплекса зарядки. Затем была организована эстафета, в результате которой дети устанавливали последовательность выполняемых детьми действий по утрам. На этом занятии ребята по группам и выполняли показывали с помощью жестов человека и его каче­ства, которые мешают ему выполнять режим дня и соблюдать навыки гигиены. Остальные ребята из других групп должны были оп­ределить, о каких качествах характера идет речь.

Детям рассказали о Вильме Рудольф, трехкратной олимпийской чемпионке, на её примере дети убедились, что здоровье человека всегда в его руках. Дети выполняли различные забавные упражнения, участвовали в эстафете. (См. игры на усвоение навыков гигиены ПРИЛОЖЕНИЕ 7).

5. Уроки Айболита. Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от болезней. Кто нас лечит. Прививки от болезней. Что нужно знать о лекарствах. Как избежать отравлений. Вредные привычки. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Правила безопасного поведения на воде. Правила обращения с огнем. Первая помощь при травмах.

6. Разговор о правильном питании. Питание – необходимое условие жизни человека. Самые полезные продукты. Как правильно есть. Маслом кашу не испортишь. Плох обед, если хлеба нет. Где найти витамины весной. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Каждому овощу свое время. Путешествие по музеям напитков. Молоко – волшебный дар.

7. Здоровый образ жизни – основа крепкого здоровья. Что такое здоровый образ жизни, и что он в себя включает. Для чего человек должен соблюдать здоровый образ жизни. Примеры из жизни людей (исторических деятелей, литературных героев, известных политиков, писателей, артистов, знакомых и др.), придерживавшихся такого образа жизни и ведущих здоровый образ жизни.

8. Итоговое занятие «День Здоровья» (Спортивный праздник см. ПРИЛОЖЕНИЕ 8).

После реализации программы в марте 2013 бы ли проведены повторные анкетирование и тестирования. Больше половины детей показали высокий уровень знаний о ЗОЖ (55%) и знаний о строении и функциях организма человека (60%). Средний и удовлетворительный уровень показали соответственно 45% и 40% детей (Таблица 3).

Таблица 3

Результаты диагностики, март 2013 г.

  Уровень знаний о ЗОЖ   Уровень знаний о строении и функциях организма человека
кол-во человек % кол-во человек %  
Высокий     Высокий    
Средний     Удовлет.    
Низкий     Неудовл.    

 

Для сравнения и первого и второго анкетирования результаты были представлены в виде диаграмм. На первой диаграмме (рис.1) отражен рост высокого уровня знаний о ЗОЖ с 25 до 55%, отсюда произошло снижение среднего уровня с 55 до 45% и падение низкого уровня до нулевой отметки.

 

Рисунок 1. Уровни знаний о ЗОЖ

 

Дети понимают ценность здоровья, 71% процент из них поставил это условие на первое место как самое важное для своей счастливой жизни, в декабре количество таких же ответов составляло 42%. В исследуемом классе многие учащиеся (76 %) делают зарядку по утрам, занимаются спортом, тогда как в начале нашего исследования таких учащихся было 35 %. Это говорит о том, что большинство учащихся класса прилагают все усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить свое здоровье.

Школьники понимают необходимость соблюдения режимных моментов, 69% детей стараются соблюдать режим дня, в начале исследования – 37%. Соблюдение навыков гигиены считают важными и их правильно выполняют 84%, в начале исследования 66%.

В целом это хорошие показатели, показывающие, что младшие школьники хорошо представляют себе, какие предпринять шаги к сохранению своего здоровья. В этом вопросе многие ребята показали, что способны самостоятельно «без подсказок взрослых» понимать, что с детских лет необходимо заботиться о здоровье.

Диаграмма 2 (рис.2) показала, что уровень знаний о строении и функциях организма человека существенно повысился.

 

Рисунок 2. Уровни знаний о строении и функциях организма человека

 

Если в декабре высокий уровень знаний показали лишь 30%, то в марте таких детей стало в два раза больше (60%). Удовлетворительный уровень знаний понизился на 10%, отметка неудовлетворительный уровень понизилась до 0.

Это говорит о том, что у детей сформированы начальные знания о строении человеческого организма. 87% детей безошибочно отвечают на вопрос о том, какой орган отвечает за выполнение тех или иных функций, в начале эксперимента 43%. Дети понимают зависимость самочувствия человека от соблюдения правил ЗОЖ.

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: валеологизация учебного процесса учащихся класса принесла положительные результаты по формированию у детей ЗОЖ, привела к переоценке детьми своего образа жизни в связи с изменением их представлений о ЗОЖ, о значении ведения ЗОЖ для сохранения и укрепления их здоровья.

Это говорит о том, что использование нами в программе формы и методы формирования знаний о ЗОЖ, такие как уроки здоровья, практические задания, развивающие и подвижные игры, литературные чтения были эффективными.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровье сберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.

В рамках реализации здоровьесберегающих образовательных технологий педагоги могут использовать такие формы учебной и внеклассной работы, как беседы, работу с книгой, утренники, игры, соревнования, уроки и праздники здоровья.

Главная задача школы в том, чтобы помочь каждому ребёнку построить фундамент его здоровья. А на эту основу уже можно будет нагружать знания. Формула должна быть такая: здоровье + знания, а не наоборот. Как это обеспечить?

Необходимо:
- построить учебно-воспитательный процесс в школе, который обес­печивал бы не только формирование глубоких и прочных знаний учащихся, но и сохранение, укрепление их здоровья, формирование мотивации к здо­ровью и ЗОЖ. Эта задача будет реализована за счет организации оптималь­ного режима обучения, применения здоровьесберегающих технологий обу­чения, введения системы непрерывного обучения школьников культуре здоровья, реализации валеологического потенциала содержания учебных предметов, организации системы внеклассной валеологической воспита­тельной работы;
- создать службу здоровья в школе, которая призвана осуществлять мониторинг и коррекцию здоровья, развитие здоровой личности учащегося, проводить оздоровительные, профилактические мероприятия, валеопсихо-логическое просвещение детей и взрослых;

- создать здоровую предметно-пространственную среду в школе (ди­зайн, световой и воздушно-тепловой режимы, мебель, оборудование, здоро­вое питание), так как перечисленные образовательные учреждения находят­ся на начальном этапе развития педагогической системы школы здоровья.

Важность приобщения младших школьников к ЗОЖ обусловлена, во-первых, негативными тенденциями состояния здоровья в детской популяции. Демографическая ситуация в нашей стране тоже складывается неблагоприятным образом. Важно не только родить ребенка, но и вырастить его здоровым, заложить фундамент здоровья, потому что в будущем этот ребенок тоже станет родителем и генетически передаст своему ребенку свое здоровье. Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детского населения не может рассматриваться в обществе в свете популярности или не популярности. От ее решения зависит будущее нации и государства, поэтому она актуальна всегда.

В качестве критериев, характеризующих представления о ЗОЖ, могут выступать полнота представлений о здоровье и возможностях его укреплении, о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья; целостный характер представлений о ЗОЖ; осознание значения ЗОЖ для здоровья; активность и самостоятельность в суждениях и высказываниях о ЗОЖ; проявление инициативы и самостоятельности при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости; перенос опыта ЗОЖ в самостоятельную деятельность.

 

Все эти мероприятия способствуют формированию у ребёнка знаний о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы I съезда валеологов. – М., 1998.

2.Алябьева Е.А.Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е.А.Алябьева.- М.:ТЦ Сфера. – 2005. – 88с.

3.Амонашвили Ш.А., Плексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. – М.: Педагогика, 2005.

4.Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.,2006, 63 с.

5.Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 2006, №2, с. 9-14.

6.Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2008, с. 49-60.

7.Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2008, с. 33-48.

8.Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России // Валеология. 2006, №2, с. 35-37.

9.Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 2004, 272 с.

10.Березин И. П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. – М., «Физкультура и спорт», 2005.

11.Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 2005.

12.Брунер Дж. Психология познания – М., 1987.,с.37

13.Бутова С.В.Оздоровительные упражнения на уроках / С.В.Бутова //Начальная школа.- №8.- 2006.-с.98.

14.Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 2007, Т.5.

15.Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2005, 269 с.

16.Васильева О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 2007, Вып.3. с. 406-411.

17.Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 2007, Вып.3. с. 420-429.

18.Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 2005.

19.Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 2005, с. 19-39.

20.Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. 2007, №1.

21.Долинский Г.К. К понятийному аппарату валеопсихологии // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. СПб, 2007.

22.Дубровский А.А. Лечебная педагогика. – М.: АПН, 2009.

23.Дубровский В.И. Валеология: ЗОЖ: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2009.

24.Елизарова Л.Н. Оздоровительная работа в начальной школе/ Л.Н.Елизарова, С.Н.Чирихин// Начальная школа. - №9.- 2005. – с.93.

25.Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 2008, 184 с.

26.Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н.Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 2005, 360 с.

27.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2009., с.123

28.Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека. 2005. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.

29.Казначеев В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии // Валеология. 2006, №4, с. 75-82.

30.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1 – 4 классы/ В.И.Ковалько.- М.:ВАКО. -2005. – 296с.

31.Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. – СПб., 2005.

32.Коростель Н. Б. От А до Я. – М., «Физкультура и спорт», 2005

33. Кулагина И.Ю.,Колюцкий В.Н. Возрастная психология.- М., 2005. 464с., с. 44

34.Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. – СПб., 2007.

35.Ленсгафт П. Ф. Избранные сочинения. – М., «Педагогика», 2008.

36.Лещинский Л. А. Берегите здоровье. – М., «Физкультура и спорт», 2005.

37.Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 2005, 40 с.

38.Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 2006, 192 с.

39.Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 2004.

40.Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра/Е.П.Митина//Начальная школа. - №6. – 2006.- с.56.

41.Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования. М.,2005., с.210

42.Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования. М.,2005., с. 211

43.Педагогика. / Под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. – М., «Физкультура и спорт», 2008.

44.Петровский Б. В. Популярная медицинская энциклопедия. – М., 2005.

45.Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 2004, с. 132-133.

46.Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 2007.

47.Психология. Словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 2005, 494 с.

48.Ракитина Л.И. Способы борьбы с усталостью учащихся и потерей внимания на уроках/Л.И.Ракитина, Г.Д.Чамовских//Завуч начальной школы. - №8. – 2007. – с.69.

49.Семенова В.Н. Валеология в практике работы школы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2008, №3, с. 56-61

50.Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2005. 365с., с. 328

51.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы/Н.К.Смирнов.- М.:АПКПРО. – 2005.- с.10.

52.Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. 2005. №5. с.6.

53.Сураева Л. Технология педагогики здоровья/Л.Сураева, О.Федорахина//Приложение к журналу “Директор школы”: “Экспресс опыт”.- №2.- 2009. – с.6-12.

54.Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/С.А.Цабыбин. – Волгоград: Учитель. – 2008.- 172с.

55.Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 2007, №2, с. 3-14.

56.Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 2007.

57.Шабунин А. В. Лесгафт в Петербурге. – Л., 2009.

 

58.Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 27 с.

59.Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р.И. Айзман. – Новосибирск, 1996. – 197 с.

60. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. /Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия,2009. - 191 с.

61. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. – М.: АСТ, 2005. – 128 с.

62. Базарный В.Ф. Программа экспресс–диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф. Базарный. – Сергиев-Посад.: Загорская типография, 2005. – 70 с.

63. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: МГУ, 2002. -

64. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье / И.И. Брехман. – Л.: Наука, 2007. – 123с.

65. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 212 с.

66. Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2005. - № 2.-С.65-66.

67. Венедиктов, Д.Д., Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения / Д.Д. Венедиктов, А.И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В.И. Кричагин // Вопросы философии. – 2009. – № 7. – С. 102–113.

68. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни /М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры.-2004.- 9.-С. 9-12.

69. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2003. – 382 с.

70. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2005. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование).

71. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга /Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. – СПб.: Акцидент, 2004. – 78 с.

72. Зайцев Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. – СПб.: Акцидент, 2008. – 159 с.

73. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин // Вестник 2005. – Т. 45. – №. 4. – С. 29–33.

74. Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения /Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. – 2005. - Т. 4, №3. - С. 74 – 79.

75. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб: ТОО ТК «Петрополис», 2006. – 416 с.

76. Казначеев В.П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы V Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2005. – 194 с.

77. Картушина Марина Юрьевна. Быть здоровыми хотим [Текст]: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М.Ю. Картушина. - М.: Сфера, 2004. - 382, [1] с. - (Программа развития).

78. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения /В.В.Колбанов. – СПб.: Деан, 2009. – 229 с.

79. Колбанов В.В. Валеологическое образование в начальной школе /В.В.Колбанов // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 41- 43.

80. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие /Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.

81. Культура – человек – философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. – 2005. – №2. – С. 58-65.

82. Лесгафт П.Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды/П.Ф. Лесгафт. - Воронеж: МОДЭК, 2008. – 410 с.

83. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И.Н. Решетень /П.Ф. Лесгафт. - М.: Педагогика, 2008. - 400 с.

84. Лисицын Ю.П. Санология – наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни / Ю.П. Лисицын. – М: 2005. –231 с.

85. Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников/ В.Ф. Матвеев, А.С. Гройсман. – М.: Просвещение,2007. – 114 с.

86. Овчинникова Л.В. Двигательная активность - неотъемлемый компонент развития личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Л.В. Овчинникова // Режим доступа: http://www.conf.muh.ru/ 071025/ thesis_32. htm. – 29.09.2009.

87. Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Л.М. Феррои, Е.О. Смирнова, И.В. Вачков и др.; Под ред. В.Н. Касаткина. - М.: Линка-Пресс, 2008. - 336с.

88. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. Сост. В.З. Смирнов /Н.И. Пирогов. – М.: Академия Пед. Наук, 2003. – 752 с.

89. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2007. – 224 с.

90. Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. – СПб.: Санкт – Пб ГУПМ, 2003. – 118 с.

91. Татарникова Л.Г. Валеология - основы безопасности жизни ребенка /Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захарович, Т.О. Калинина. - СПб.: PETROC, 2005. - 128 с.

92. Ушинский К.Д. Пед. соч.: в 6 т. Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 2007. – 257 с.

93. Формирование здорового образа жизни российских подростков [Текст]: для классных руководителей 5-9 классов: учебно-методическое пособие / [Л. В. Баль и др.]; под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. - М.: Владос, 2006. - 190, [1] с. - (Здоровьесберегающая педагогика).

94. Царегородцев, Г.И. Общая патология человека и методология медицины / Г.И. Царегородцев // Вестник РАМН. – 2008. – № 10. – С. 41–45.

95. Чикин, С.Я. Что такое здоровье? / С.Я. Чикин, Г.И. Царегородцев – М.: Знание, 2006. – 96 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Список ценностных ориентаций и составляющих здорового образа жизни

ЗАДАНИЕ Пронумеровать ценности в порядке значимости

Часть 1  
Ценности  
Хорошие друзья  
Красивая одежда  
Здоровье  
Компьютер  
Интересные игры  

 

ЗАДАНИЕ Отметить составляющие ЗОЖ, которые Вы соблюдаете

 

Часть 2  
Составляющие здорового образа жизни  
Занятия спортом  
Отсутствие привычки к наркотикам  
Общение с природой  
Отсутствие пристрастия к алкоголю  
Правильное питание  
Отсутствие привычки к курению  
Закаливание  
Гигиена рук и тела  
Режим дня  

 

 

приложение 2

КЛАСС

 

Тема беседы: «Понятие о здоровье»

 

Цель: сформировать у учащихся представление о здоровье и путях его сохранения.

Основные понятия: здоровье, социальная обстановка, здоровый образ жизни, режим дня, физическая культура, личная гигиена, вредные привычки, жизненные ситуации.

 

Ребята! Как вы считаете, какого человека можно назвать здоровым?

Ваши ответы говорят о том, что здоровый человек – это тот человек, который чувствует себя благополучно. У него отсутствуют болезни. Он в соответствии со своим возрастом физически и психически развит. Его не мучают серьезные переживания, человек живет в нормальной социальной обстановке (нет войны, нищеты, голода, а есть благоприятная семейная обстановка). Здоровье человека зависит от многих причин: от наследственных факторов, медицинской помощи, состояния окружающей среды и образа жизни. Образ жизни складывается из привычек, характера, потребностей того или иного человека, его материального состояния, традиций, существующих в семье и обществе. Для того чтобы чувствовать себя благополучным, нужно стремиться вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни включает в себя соблюдение определенного режима дня, занятия физической культурой и закаливание, правильное питание, соблюдение правил личной гигиены, воздержание от употребления алкоголя, табака, наркотиков, умение справляться с различными переживаниями и жить в обществе.

У каждого человека в соответствии с его возрастом и родом занятий существует свой режим дня. Режим дня – это последовательность действий в течение суток, включающая сон, работу, отдых, прием пищи и т.д. Для того чтобы режим дня был правильным, н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.213.76 (0.022 с.)