ТОП 10:

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Для формирования целостной системы ЗОЖ у младших школьников необходимо решить следующие задачи:

· сформировать знания о здоровье, о факторах его формирующих, укрепляющих и разрушающих;

· укреплять физическое здоровье;

· осуществлять профилактику заболеваний;

· научить учащихся чувствовать свой организм;

· совершенствовать умения в соблюдении правил личной и школьной гигиены;

· выучить комплекс физических упражнений, направленных на укрепление и сохранение здоровья;

· содействовать правильному физическому развитию;

· учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к своему поведению;

· способствовать стремлению учащихся понять окружающих и анализировать своё отношение к ним;

· учить эффективно общаться;

· учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения;

· способствовать увеличению знаний о ЗОЖ путём обсуждения проблем;

· содействовать утверждению в жизни школьников идей красоты и доброты, физического и духовного совершенствования;

· развивать творческие способности;

· способствовать развитию эстетической и эмоциональной личности.

Среди основных направлений работы можно выделить следующие. Во-первых необходима диагностика психологического,
интеллектуального, физического функциональных состояний.

Во-вторых, необходима регулярная деятельность, направленная на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов зрения, вредных привычек, а также заболеваний нервной системы.

В третьих, нужно обращать внимание на организацию образовательного процесса. В процессе обучения необходимо
использование здоровьесберегающих технологий, введение валеологических курсов. Учебное расписание должно быть составлено с учетом рациональной нагрузки на учащихся. Важно продумать систему внеклассной работы.

Режим и рациональность питания в ОУ должны быть под контролем медицинской сестры. Очень важна правильная организация в школе физкультурно-оздоровительной работы: в неё должны входить уроки физкультуры, работа спортивных секций, спартакиады школьников, Дни здоровья, Лечебно-физическая культура, организация соревнований в субботние и воскресные дни, туристические слеты и т.д.

Большое внимание должно уделяться пропаганде здорового образа жизни. Это может быть создание в образовательном учреждении службы сопровождения (валеологической, психологической, социальной)
Для пропаганды ЗОЖ может быть использован материал предметов – биологии, валеологии, физкультуры, ОБЖ в помощь овладения методами и приемами здоровьесберегающей педагогики. В систему работу школы могут быть различные формы сотрудничества с медслужбой, с семьей,
развитие внешних связей: сотрудничество с детской поликлиникой, совместная деятельность с городской СЭС, с городским методцентром

При организации учебной деятельности важно отслеживать основные требования к уроку: выполнение нормативных санитарно-гигиенических норм, использование личностно-ориентированных технологий, создание комфортной обстановки на уроке (учитель + ученик), использование здоровьесберегающих методик.

В работе с родителями следует обращать внимание на пропаганду здорового образа жизни, создание в семье условий для здорового образа жизни.

Для проведения диагностических мероприятий можно использовать различные виды анкет. Так, на выявление знаний школьников о ЗОЖ можно предложить им анкету следующего содержания. (АНКЕТА 1)

АНКЕТА № 1

1Что такое здоровье?

1. Что приносит вред здоровью человека?

2. Сколько раз в день ты чистишь зубы?

3. Чистить зубы тебя заставляют родители?

4. Обязательно ли чистить зубы утром и вечером?

5. За какими частями тела необходим особый уход?

6. Моешь ли ты руки перед едой? Почему?

7. Как ты относишься к людям, которые курят? Почему?

8. Занимаешься ли ты по утрам зарядкой?

9. Зачем нужна зарядка человеку?

10. Часто ли ты с родителями ходишь пешком?

11. Кто убирает и проветривает твою комнату?

12. Кто следит за чистотой твоей одежды?

13. Соблюдаешь ли ты режим дня? Почему?

14. Хотел бы ты вести более здоровый образ жизни?

На выявление сформированности ЗОЖ в семье можно предложить школьникам анкету (АНКЕТА 2)

АНКЕТА № 2

Мои мама и папа (старшая сестричка братик):

1. чистят зубы утром и вечером;

2. моют руки перед едой и после прогулки;

3. регулярно принимают душ;

4. часто ходят пешком;

5. проветривают комнату перед сном;

6. прогуливаются по улице перед сном;

7. занимаются спортом (бег, плавание и др.);

8. всегда ложатся спать в 10-11 часов вечера;

9. по утрам делают зарядку;

10. поддерживают порядок в квартире;

11. всегда следят за чистотой своей одежды;

12. курят;

13. принимают витамины;

14. по выходным ходят в поход;

15. занимаются закаливанием.

 

Выявить отношений к здоровому образу жизни и готовность к формированию его поможет анкета на выявление ценностных ориентаций и составляющих здорового образа жизни (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Остановимся на некоторых направлениях работы по формирования ЗОЖ

Одним из направлений в укреплении здоровья школьников является снижение психоэмоционального напряжения, стресса, тревожности. Можно проводить различные игры и упражнения на релаксацию, отработку умений снятия стресса. Примером упражнения на снятия стресса является: Упражнение 1.

Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.

1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее

Упражнение 2.

Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

3. Напрягите и расслабьте икры.

4. Напрягите и расслабьте колени.

5. Напрягите и расслабьте бедра.

6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

7. Напрягите и расслабьте живот.

8. Расслабьте спину и плечи.

9. Расслабьте кисти рук.

10. Расслабьте предплечья.

11. Расслабьте шею.

12. Расслабьте лицевые мышцы.

13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что вы медленно плывете, - вы полностью расслабились.

Можно проводить физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями.

Для профилактики близорукости, замедления её прогрессирования можно использовать зртельно-пространственную активность в режиме школьного урока. Для профилактики близорукости полезны следующие упражнения (исходное положение сидя, каждое повторяется 5-6 раз):

1. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.

2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.

3. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.

4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

5. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).

Сохранение высокой работоспособности и здоровье детей в значительной степени зависит от их умения правильно дышать. Можно включать в физкультминутки дыхательные упражнения.Упражнение 1. «Свеча» — тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.

Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2—3 см и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя ее как свечку, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы — левая ладонь во время выдоха как бы «медленно погружается». Повторите 2—3 раза.
Упражнение 2. «Упрямая свеча» — тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что ее вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на «свечу», пламя отклонилось, но не погасло. (Левая ладонь лежит между грудной клеткой и животом.) Еще сильнее дуньте, еще сильнее! Еще! Еще!

Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2—3 раза.

Упражнение 3. «Погасить 3, 4, 5, 6... 10 свечей». На одном вдохе (без добора) «погасите» 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. А объем вдоха все тот же! Теперь — 7 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. А теперь свечек 10 или 12. Объем воздуха все тот же. Порции выдыхаемого воздуха более экономные. Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Они ритмические, прерывистые и активные. Повторите 2—3 раза.

Можно организовать в начальной школе кружок по формированию ЗОЖ, где та специальных тренинговых занятиях помочь учащимся сделать осознанный выбор в отношении своего здоровья (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Таким образом, работа по формирования у младших школьников по формирования здорового образа жизни должна быть целенаправленной. Систематической, должна охватывать все стороны жизни ребенка.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.224.8 (0.008 с.)