Описание и анализ опыта организации работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание и анализ опыта организации работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников



 

Основными критериями сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ в данном исследовании выступили:

1. Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.

2. Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.

3. Овладение навыками, приёмами здорового образа жизни, сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.

4. Стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно – популярной литературы для детей, радио, телевидения, Интернета.

5. Проявление потребности в выполнении санитарно – гигиенических норм.

Мониторинг знаний о ЗОЖ проводился в декабре 2012 года в четвертом классе с Широкий Буерак с помощью анкеты «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) и теста. Таблицы, позволяющие произвести анализ полученных результатов, размещены в Приложении 3.

На основании полученных результатов нами выделены три уровня знаний о ЗОЖ у школьников третьих классов:

65-77 баллов: у ребенка сформирован высокий уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы уверенно, чётко, полно. Называет все части тела и основные органы, пытается объединить их в системы. Осознаёт ценность здоровья, имеет представление о системности здорового образа жизни.

46-64 балла: Средний уровень - ребёнок отвечает на вопросы не уверенно, не полно. Путает названия частей тела и внутренних органов. В системы органы объединяет только с помощью подсказки или наводящего вопроса. Представления о здоровом образе жизни ограничены, не конкретны. Ценность здоровья понимает, но с трудом формулирует, что надо делать, чтобы не болеть.

21- 45 баллов: Низкий уровень – ребёнок называет отдельные части тела, знания о названиях внутренних органов расплывчаты, фрагментарны. Здоровье определяет как противоположное состояние болезни. Не может объяснить, привести пример заботы человека о своём здоровье.

Результаты анкетирования и тестирования сведены в таблицу 1.

 

Таблица 1

Результаты диагностики, декабрь 2012 г.

  Уровень знаний о ЗОЖ   Уровень знаний о строении и функциях организма человека
кол-во человек % кол-во человек  
Высокий     Высокий    
Средний     Удовлет.    
Низкий     Неудовл.    

 

Выводы: анкетирование показало, что у 25% детей сформирован высокий и 55% средний уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Низкий уровень показали 20% школьников.

Результаты тестирования обнаружили, что у половины детей удовлетворительные знания о строении и функциях организма человека, 30% детей показали высокий и 20% низкий уровень.

Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ и строении человеческого организма путем использования различных форм и методов развития этих знаний.

В декабре 2012 года нами была реализована программа Картушиной Марины Юрьевны «Быть здоровыми хотим».

Цель программы:

Сформировать знания о здоровом образе жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья, учитывая возрастные особенности детей. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1. Дать знания из различных областей науки о человеке: анатомии, физиологии, гигиене.

2. Показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни.

3. Дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам.

4. Формировать у ребенка потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.

5. Способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.

Методика работы по программе строилась в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делался акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинги, оздоровительные минутки — упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Занятия реализовывались в виде уроков здоровья, проводимых два раза в неделю. При реализации программы использовались групповые и индивидуальные формы работы, основным элементом которых является игровая педагогика. Игра — это один из способов развития в ребенке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности, достоинства. В ходе реализации программы этому виду деятельности придавалось особое значение. Игра часто присутствовала во время учебной деятельности и согласовывалась с темами занятий.

Итоговые занятия по закреплению полученных знаний проводились в форме соревнований, КВНов, праздников.

Использование на занятиях различных игровых моментов позволило удовлетворить базовые возрастные потребности ребенка в игре, подражании, движении, практическом действии. Это способствовало продуктивному усвоению обсуждаемой темы занятий.

Для осуществления программы нами был разработан тематический план приведенный ниже в таблице 2.

Таблица 2.

Тематический план 3 года обучения

Тема занятий Формы и методы занятий
1. Режим дня школьника Урок здоровья, игры
2. Организм человека Урок здоровья, практические упражнения, игры.
3. Физкультпривет Подвижные игры, спортивные конкурсы, спортивный праздник, упражнения, физкультминутки
4. Уроки Мойдодыра Урок здоровья, практические упражнения, игры
5. Уроки Айболита Урок здоровья, литературное чтение, игры, практические упражнения
6. Разговор о правильном питании Урок здоровья, игры, практические упражнения
7. Здоровый образ жизни Урок здоровья, игры
8. Итоговое занятие. День здоровья Игры, инсценировки, праздник здоровья

Содержание программы 3-го года обучения

1. Режим дня, зачем он нужен (самоанализ). Активный и пассивный отдых. Переключение на другие виды деятельности как способ профилактики утомления. Биоритмы. Совы и жаворонки. Как сделать сон полезным. Сколько надо спать. Чего не следует делать перед сном. Что делает сон полноценным.

Примером такого занятия является тестирования «Совы и Жаворонки» В которого детям предлагается ответить на ряд вопросов и определить, к какому типу людей они относятся. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

2. Организм человека. Скелет и мышцы. Органы дыхания. Система кровообращения. Надежная защита организма: Кожа и ее функции. Органы чувств (См. Урок здоровья на тему «Органы чувств» ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

3. Физкультпривет! Делайте утреннюю зарядку. Умывайтесь и закаляйтесь. Виды спорта, развивающие легкие, сердце. Физкультминутки. Подвижные игры. Упражнения для профилактики сколиоза. Упражнения для глаз. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

4.Уроки Мойдодыра. Правила гигиены. Умывание и купание. Забота о глазах. Уход за ушами. Уход за зубами. Уход за руками и ногами. Забота о коже.

Так, цикл занятий «Уроки Мойдодыра». Начинался с занятия «Правила гигиены» Целями занятия: были напомнить учащимся о значении соблюдения гигиены для сохранения здоровья., и формирование привычки выполнения гигиенических требо­ваний. Дети выполняли упражнения из комплекса зарядки. Затем была организована эстафета, в результате которой дети устанавливали последовательность выполняемых детьми действий по утрам. На этом занятии ребята по группам и выполняли показывали с помощью жестов человека и его каче­ства, которые мешают ему выполнять режим дня и соблюдать навыки гигиены. Остальные ребята из других групп должны были оп­ределить, о каких качествах характера идет речь.

Детям рассказали о Вильме Рудольф, трехкратной олимпийской чемпионке, на её примере дети убедились, что здоровье человека всегда в его руках. Дети выполняли различные забавные упражнения, участвовали в эстафете. (См. игры на усвоение навыков гигиены ПРИЛОЖЕНИЕ 7).

5. Уроки Айболита. Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от болезней. Кто нас лечит. Прививки от болезней. Что нужно знать о лекарствах. Как избежать отравлений. Вредные привычки. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Правила безопасного поведения на воде. Правила обращения с огнем. Первая помощь при травмах.

6. Разговор о правильном питании. Питание – необходимое условие жизни человека. Самые полезные продукты. Как правильно есть. Маслом кашу не испортишь. Плох обед, если хлеба нет. Где найти витамины весной. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Каждому овощу свое время. Путешествие по музеям напитков. Молоко – волшебный дар.

7. Здоровый образ жизни – основа крепкого здоровья. Что такое здоровый образ жизни, и что он в себя включает. Для чего человек должен соблюдать здоровый образ жизни. Примеры из жизни людей (исторических деятелей, литературных героев, известных политиков, писателей, артистов, знакомых и др.), придерживавшихся такого образа жизни и ведущих здоровый образ жизни.

8. Итоговое занятие «День Здоровья» (Спортивный праздник см. ПРИЛОЖЕНИЕ 8).

После реализации программы в марте 2013 бы ли проведены повторные анкетирование и тестирования. Больше половины детей показали высокий уровень знаний о ЗОЖ (55%) и знаний о строении и функциях организма человека (60%). Средний и удовлетворительный уровень показали соответственно 45% и 40% детей (Таблица 3).

Таблица 3

Результаты диагностики, март 2013 г.

  Уровень знаний о ЗОЖ   Уровень знаний о строении и функциях организма человека
кол-во человек % кол-во человек %  
Высокий     Высокий    
Средний     Удовлет.    
Низкий     Неудовл.    

 

Для сравнения и первого и второго анкетирования результаты были представлены в виде диаграмм. На первой диаграмме (рис.1) отражен рост высокого уровня знаний о ЗОЖ с 25 до 55%, отсюда произошло снижение среднего уровня с 55 до 45% и падение низкого уровня до нулевой отметки.

 

Рисунок 1. Уровни знаний о ЗОЖ

 

Дети понимают ценность здоровья, 71% процент из них поставил это условие на первое место как самое важное для своей счастливой жизни, в декабре количество таких же ответов составляло 42%. В исследуемом классе многие учащиеся (76 %) делают зарядку по утрам, занимаются спортом, тогда как в начале нашего исследования таких учащихся было 35 %. Это говорит о том, что большинство учащихся класса прилагают все усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить свое здоровье.

Школьники понимают необходимость соблюдения режимных моментов, 69% детей стараются соблюдать режим дня, в начале исследования – 37%. Соблюдение навыков гигиены считают важными и их правильно выполняют 84%, в начале исследования 66%.

В целом это хорошие показатели, показывающие, что младшие школьники хорошо представляют себе, какие предпринять шаги к сохранению своего здоровья. В этом вопросе многие ребята показали, что способны самостоятельно «без подсказок взрослых» понимать, что с детских лет необходимо заботиться о здоровье.

Диаграмма 2 (рис.2) показала, что уровень знаний о строении и функциях организма человека существенно повысился.

 

Рисунок 2. Уровни знаний о строении и функциях организма человека

 

Если в декабре высокий уровень знаний показали лишь 30%, то в марте таких детей стало в два раза больше (60%). Удовлетворительный уровень знаний понизился на 10%, отметка неудовлетворительный уровень понизилась до 0.

Это говорит о том, что у детей сформированы начальные знания о строении человеческого организма. 87% детей безошибочно отвечают на вопрос о том, какой орган отвечает за выполнение тех или иных функций, в начале эксперимента 43%. Дети понимают зависимость самочувствия человека от соблюдения правил ЗОЖ.

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: валеологизация учебного процесса учащихся класса принесла положительные результаты по формированию у детей ЗОЖ, привела к переоценке детьми своего образа жизни в связи с изменением их представлений о ЗОЖ, о значении ведения ЗОЖ для сохранения и укрепления их здоровья.

Это говорит о том, что использование нами в программе формы и методы формирования знаний о ЗОЖ, такие как уроки здоровья, практические задания, развивающие и подвижные игры, литературные чтения были эффективными.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровье сберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.

В рамках реализации здоровьесберегающих образовательных технологий педагоги могут использовать такие формы учебной и внеклассной работы, как беседы, работу с книгой, утренники, игры, соревнования, уроки и праздники здоровья.

Главная задача школы в том, чтобы помочь каждому ребёнку построить фундамент его здоровья. А на эту основу уже можно будет нагружать знания. Формула должна быть такая: здоровье + знания, а не наоборот. Как это обеспечить?

Необходимо:
- построить учебно-воспитательный процесс в школе, который обес­печивал бы не только формирование глубоких и прочных знаний учащихся, но и сохранение, укрепление их здоровья, формирование мотивации к здо­ровью и ЗОЖ. Эта задача будет реализована за счет организации оптималь­ного режима обучения, применения здоровьесберегающих технологий обу­чения, введения системы непрерывного обучения школьников культуре здоровья, реализации валеологического потенциала содержания учебных предметов, организации системы внеклассной валеологической воспита­тельной работы;
- создать службу здоровья в школе, которая призвана осуществлять мониторинг и коррекцию здоровья, развитие здоровой личности учащегося, проводить оздоровительные, профилактические мероприятия, валеопсихо-логическое просвещение детей и взрослых;

- создать здоровую предметно-пространственную среду в школе (ди­зайн, световой и воздушно-тепловой режимы, мебель, оборудование, здоро­вое питание), так как перечисленные образовательные учреждения находят­ся на начальном этапе развития педагогической системы школы здоровья.

Важность приобщения младших школьников к ЗОЖ обусловлена, во-первых, негативными тенденциями состояния здоровья в детской популяции. Демографическая ситуация в нашей стране тоже складывается неблагоприятным образом. Важно не только родить ребенка, но и вырастить его здоровым, заложить фундамент здоровья, потому что в будущем этот ребенок тоже станет родителем и генетически передаст своему ребенку свое здоровье. Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детского населения не может рассматриваться в обществе в свете популярности или не популярности. От ее решения зависит будущее нации и государства, поэтому она актуальна всегда.

В качестве критериев, характеризующих представления о ЗОЖ, могут выступать полнота представлений о здоровье и возможностях его укреплении, о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья; целостный характер представлений о ЗОЖ; осознание значения ЗОЖ для здоровья; активность и самостоятельность в суждениях и высказываниях о ЗОЖ; проявление инициативы и самостоятельности при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости; перенос опыта ЗОЖ в самостоятельную деятельность.

 

Все эти мероприятия способствуют формированию у ребёнка знаний о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы I съезда валеологов. – М., 1998.

2.Алябьева Е.А.Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е.А.Алябьева.- М.:ТЦ Сфера. – 2005. – 88с.

3.Амонашвили Ш.А., Плексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. – М.: Педагогика, 2005.

4.Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.,2006, 63 с.

5.Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 2006, №2, с. 9-14.

6.Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2008, с. 49-60.

7.Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2008, с. 33-48.

8.Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России // Валеология. 2006, №2, с. 35-37.

9.Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 2004, 272 с.

10.Березин И. П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. – М., «Физкультура и спорт», 2005.

11.Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 2005.

12.Брунер Дж. Психология познания – М., 1987.,с.37

13.Бутова С.В.Оздоровительные упражнения на уроках / С.В.Бутова //Начальная школа.- №8.- 2006.-с.98.

14.Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 2007, Т.5.

15.Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2005, 269 с.

16.Васильева О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 2007, Вып.3. с. 406-411.

17.Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 2007, Вып.3. с. 420-429.

18.Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 2005.

19.Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 2005, с. 19-39.

20.Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. 2007, №1.

21.Долинский Г.К. К понятийному аппарату валеопсихологии // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. СПб, 2007.

22.Дубровский А.А. Лечебная педагогика. – М.: АПН, 2009.

23.Дубровский В.И. Валеология: ЗОЖ: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2009.

24.Елизарова Л.Н. Оздоровительная работа в начальной школе/ Л.Н.Елизарова, С.Н.Чирихин// Начальная школа. - №9.- 2005. – с.93.

25.Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 2008, 184 с.

26.Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н.Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 2005, 360 с.

27.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2009., с.123

28.Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека. 2005. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.

29.Казначеев В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии // Валеология. 2006, №4, с. 75-82.

30.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1 – 4 классы/ В.И.Ковалько.- М.:ВАКО. -2005. – 296с.

31.Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. – СПб., 2005.

32.Коростель Н. Б. От А до Я. – М., «Физкультура и спорт», 2005

33. Кулагина И.Ю.,Колюцкий В.Н. Возрастная психология.- М., 2005. 464с., с. 44

34.Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. – СПб., 2007.

35.Ленсгафт П. Ф. Избранные сочинения. – М., «Педагогика», 2008.

36.Лещинский Л. А. Берегите здоровье. – М., «Физкультура и спорт», 2005.

37.Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 2005, 40 с.

38.Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 2006, 192 с.

39.Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 2004.

40.Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра/Е.П.Митина//Начальная школа. - №6. – 2006.- с.56.

41.Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования. М.,2005., с.210

42.Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования. М.,2005., с. 211

43.Педагогика. / Под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. – М., «Физкультура и спорт», 2008.

44.Петровский Б. В. Популярная медицинская энциклопедия. – М., 2005.

45.Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 2004, с. 132-133.

46.Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 2007.

47.Психология. Словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 2005, 494 с.

48.Ракитина Л.И. Способы борьбы с усталостью учащихся и потерей внимания на уроках/Л.И.Ракитина, Г.Д.Чамовских//Завуч начальной школы. - №8. – 2007. – с.69.

49.Семенова В.Н. Валеология в практике работы школы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2008, №3, с. 56-61

50.Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2005. 365с., с. 328

51.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы/Н.К.Смирнов.- М.:АПКПРО. – 2005.- с.10.

52.Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. 2005. №5. с.6.

53.Сураева Л. Технология педагогики здоровья/Л.Сураева, О.Федорахина//Приложение к журналу “Директор школы”: “Экспресс опыт”.- №2.- 2009. – с.6-12.

54.Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/С.А.Цабыбин. – Волгоград: Учитель. – 2008.- 172с.

55.Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 2007, №2, с. 3-14.

56.Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 2007.

57.Шабунин А. В. Лесгафт в Петербурге. – Л., 2009.

 

58.Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 27 с.

59.Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р.И. Айзман. – Новосибирск, 1996. – 197 с.

60. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. /Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия,2009. - 191 с.

61. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. – М.: АСТ, 2005. – 128 с.

62. Базарный В.Ф. Программа экспресс–диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф. Базарный. – Сергиев-Посад.: Загорская типография, 2005. – 70 с.

63. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: МГУ, 2002. -

64. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье / И.И. Брехман. – Л.: Наука, 2007. – 123с.

65. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 212 с.

66. Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2005. - № 2.-С.65-66.

67. Венедиктов, Д.Д., Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения / Д.Д. Венедиктов, А.И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В.И. Кричагин // Вопросы философии. – 2009. – № 7. – С. 102–113.

68. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни /М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры.-2004.- 9.-С. 9-12.

69. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2003. – 382 с.

70. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2005. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование).

71. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга /Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. – СПб.: Акцидент, 2004. – 78 с.

72. Зайцев Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. – СПб.: Акцидент, 2008. – 159 с.

73. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин // Вестник 2005. – Т. 45. – №. 4. – С. 29–33.

74. Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения /Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. – 2005. - Т. 4, №3. - С. 74 – 79.

75. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб: ТОО ТК «Петрополис», 2006. – 416 с.

76. Казначеев В.П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы V Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2005. – 194 с.

77. Картушина Марина Юрьевна. Быть здоровыми хотим [Текст]: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М.Ю. Картушина. - М.: Сфера, 2004. - 382, [1] с. - (Программа развития).

78. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения /В.В.Колбанов. – СПб.: Деан, 2009. – 229 с.

79. Колбанов В.В. Валеологическое образование в начальной школе /В.В.Колбанов // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 41- 43.

80. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие /Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.

81. Культура – человек – философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. – 2005. – №2. – С. 58-65.

82. Лесгафт П.Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды/П.Ф. Лесгафт. - Воронеж: МОДЭК, 2008. – 410 с.

83. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И.Н. Решетень /П.Ф. Лесгафт. - М.: Педагогика, 2008. - 400 с.

84. Лисицын Ю.П. Санология – наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни / Ю.П. Лисицын. – М: 2005. –231 с.

85. Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников/ В.Ф. Матвеев, А.С. Гройсман. – М.: Просвещение,2007. – 114 с.

86. Овчинникова Л.В. Двигательная активность - неотъемлемый компонент развития личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Л.В. Овчинникова // Режим доступа: http://www.conf.muh.ru/ 071025/ thesis_32. htm. – 29.09.2009.

87. Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Л.М. Феррои, Е.О. Смирнова, И.В. Вачков и др.; Под ред. В.Н. Касаткина. - М.: Линка-Пресс, 2008. - 336с.

88. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. Сост. В.З. Смирнов /Н.И. Пирогов. – М.: Академия Пед. Наук, 2003. – 752 с.

89. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2007. – 224 с.

90. Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. – СПб.: Санкт – Пб ГУПМ, 2003. – 118 с.

91. Татарникова Л.Г. Валеология - основы безопасности жизни ребенка /Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захарович, Т.О. Калинина. - СПб.: PETROC, 2005. - 128 с.

92. Ушинский К.Д. Пед. соч.: в 6 т. Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 2007. – 257 с.

93. Формирование здорового образа жизни российских подростков [Текст]: для классных руководителей 5-9 классов: учебно-методическое пособие / [Л. В. Баль и др.]; под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. - М.: Владос, 2006. - 190, [1] с. - (Здоровьесберегающая педагогика).

94. Царегородцев, Г.И. Общая патология человека и методология медицины / Г.И. Царегородцев // Вестник РАМН. – 2008. – № 10. – С. 41–45.

95. Чикин, С.Я. Что такое здоровье? / С.Я. Чикин, Г.И. Царегородцев – М.: Знание, 2006. – 96 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.107 (0.095 с.)