Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Здоровый образ жизни — это прежде всего разумный образ жизни.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выше мы сказали, что средствами массовой информации, телевидением и радио, эстрадой в настоящее время пропагандируется не здоровый, а наркоманский или алкогольный образ жизни. Чем он отличается от здорового? Принципиальное отличие алкогольно-наркоманско-игрово-го образа жизни состоит в замене реальностей иллюзиями. Ощущение удовлетворения результатом какого-то действия в норме возникает после совершения этого действия. Опьянение позволяет ощутить удовлетворение результатом без выполнения действия и без результата, т.е. опьянение разрушает единство психических функций. Эмоции с иллюзиями — отдельно, реальная жизнь с разумом и волей — отдельно. Если есть два способа получения приятных ощущений: один — трудный и долгий (реальный), а другой — легкий и быстрый (алкогольный), то возникает искушение пользоваться легким, простым и быстрым. Мы уже приводили такие примеры из песен: «Жизнь, которой я живу, называется мечтой... Я научу тебя смеяться... Ты позабудешь про печаль и боль... Ты будешь в облаках купаться...» Героиня сама живет мечтой, т.е. не реальностью. Предлагает своему избраннику научиться не трудиться, а перенять у нее какой-то легкий способ получения эйфории, кинестетических галлюцинаций при наличии анальгезируюгцего эффекта. Психиатру-наркологу понятно, что она предлагает. Но исполнительница песни и ее поклонники не имеют подготовки по наркологии, а составители программ радио и телевидения с наркологами не консультируются. Пьянство определено как иллюзорно-компенсаторная деятельность (Братусь Б.С., Сидоров П.И., 1984). В состоянии опьянения человек чувствует, что он достиг всего, чего он хотел, — свободы, покоя, значимости, успеха... Напиться легче, чем трудиться. Поэтому пьянство подменяет отсутствие реальных успехов. В алкогольно-наркоманском стиле жизни, как и в механизмах опьянения, обязательными элементами являются распад единого целого на части и утрата связи между частями. В научной литературе признается предрасположенность к развитию зависимости от алкоголя и других психоактивных веществ у следующих личностей: — недостаточно организованных, несамодостаточных. Они страдающих отсутствием самосознания непрерывности личной биографии, связи между прошлым и будущим. (Для этого переписываются учебники истории). Молодой алкоголик или наркоман дает отрицательную оценку свое му прошлому, признает у себя много недостатков и оши бок в недавнем прошлом. Самооценка в настоящее время обычно неопределенная, но в прогнозах на ближайшее будущее она завышенная. Не располагая никакими осно ваниями на то, молодой человек представляет себя абсолютно успешным, уважаемым, очень хорошим. Между прошлым и будущим нет ничего общего, как будто это совершенно разные личности и будущее не вытекает из прошлого и настоящего, а возникает заново. Все неприятное и трудное ими вытесняется и отчуждается. Они остаются хорошими, достойными всех удовольствий, озабоченными только тем, что удовольствий мало или они недостаточно ярко и сильно ощущаются; — не склонных брать на себя ответственность за последствия — минимизирующих свои усилия, выбирающих самые лег — имеющих черты импульсивности, склонность к неоправ Все 5 признаков личности, склонной к зависимости от психоактивных веществ, проецируются на героев современных песен и фильмов, на наше современное общество и деятельность реформаторов. Даже сорта водки называются фамилиями президентов...
Глава 8 ДЕЛАЙТЕ, ЧТО ХОТИТЕ В настоящее время в России имеется богатый выбор стиля жизни, профессий и удовольствий. Пользуясь полной свободой выбора, 65 млн. человек выбрали спутниками своей жизни табак, 15 млн. — алкоголь, 6 млн. — наркотики, сотни тысяч — игровые автоматы, десятки тысяч — деструктивные секты. Как относиться к этому? Вариант отношения к факту массовой гибели наших соотечественников также характеризует духовные, интеллектуальные, социальные, культурные, патриотические, профессиональные и другие свойства человека. Есть известные специалисты в психологии, социологии, педагогике и других областях, которые считают, что в демократическом обществе все граждане имеют право на выбор своего образа жизни. И показатели высокой распространенности химических зависимостей свидетельствуют о высоком уровне демократии и свободы граждан. Никто не препятствует их свободному выбору. Это пример демагогического «забалтывания» демократической свободы, ограниченной рамками зависимостей. Россияне свободны выбирать марки пива, сигарет, жвачек, бульонных кубиков, варианты игровых салонов и др. О настоящей свободе выбора образа жизни — здорового или «химически искаженного» — мы только мечтаем. Чтобы его обеспечить, нужно хорошо представлять, что выбор — это сложный психический процесс, в котором участвуют все психические функции: восприятие, эмоции, внимание, мышление, интеллект, память, сознание. Для свободного выбора требуется, чтобы все психические функции были сохранными и интегрированными, т.е. необходимо быть трезвым. Для свободного демократического выбора надо иметь полный объем информации о предмете выбора, о всех его свойствах, в том числе и о сопутствующих и развивающихся отдаленных последствиях. Нужно знать и понимать свои потребности, все способы их естественного и неес тественного удовлетворения, соотнести их по масштабам и значимости приобретений и потерь. Этих условий свободы выбора нам не предоставляют. Поэтому часто выбор людей бывает неразумным. Это выбор не россиян, а Даллеса, который его разработал для нас, а наши руководители с помощью артистов и журналистов его выполняют, не ведая того. Слушайте, если хотите В последние годы резко возросли объем и разнообразие информационных нагрузок на наших соотечественников. Увеличилось число коммерческих телеканалов и радиостанций. Они свободны от цензуры за содержательными, смысловыми, нравственными, биологическими, гигиеническими и другими характеристиками теле- и радиопродукции. Свобода хозяев эфира от культуры и национальности ограничивает свободу слушателей и зрителей. Мы лишены многих гражданских и человеческих прав. Я пользуюсь общественным транспортом. По дороге на работу и домой около одного часа в день приходится слушать и анализировать продукцию современных радиостанций. Поэтому я ее хорошо знаю. Для народа хозяева эфира подбирают только примитивную информацию, поздравления, конкурсы, розыгрыши, анекдоты, шоу шепелявых и преимущественно иностранную музыку. Эта эфирная продукция абсолютно диссонансна нашей жизни, нашим социальным, культурным и духовным запросам. В последние месяцы пассажиров казанских автобусов изводят душераздирающей звуковой продукцией, сочетающей стереотипию и монотонию. Чуждый аккорд повторяется десятки раз. Эта музыка противна, вызывает раздражение и агрессию. Всякий раз вспоминаю эпизод из фильма «Судьба человека» о том, как Андрей Соколов сорвал с проигрывателя и растоптал пластинку с вражеской музыкой, исполнявшейся в концлагере. Присоединяюсь к М.А.Шолохову, описавшему этот эпизод, и к С.Ф.Бондарчуку, показавшему протест русского человека против чуждой музыки. Раздражение и возмущение держатся всю дорогу, хочется прекратить звуковое издевательство. Но портить радиоаппаратуру автобуса или высказывать претензии водителю неконструктивно. Водитель не знает о влиянии музыки на здоровье людей. Специалисты по разрушению психического и духовного здоровья, составляющие программы для эфира, недоступны для критики и контроля, не отвечают за свои действия перед потребителями их услуг. Пассажиры автобуса мучаются, но не все понимают от чего. Стараются не слышать и не слушать. «Нагрузка» такой звуковой продукцией раздражает, утомляет, истощает — в общем, разрушает духовное, психическое и физическое здоровье людей. По масштабам вреда это высокотехнологичный, скрытый, многолетний информационно-психологический геноцид. Об этом говорят слышащие и думающие люди, пишут протесты президентам и министрам, обращаются в газеты. Но эти протесты игнорируются, и ситуация развивается по заданному сценарию. Еще в 2001 г. 67,1% из 759 студентов Казанского государственного университета, участвовавших в специальном социологическом исследовании, высказали суждение о том, что руководителей средств массовой информации нужно судить за нанесение морального ущерба и причинение вреда нравственному и психическому здоровью людей. Эти сведения были опубликованы и доведены до всех руководителей СМИ и заинтересованных министерств, которые их дружно проигнорировали. Свобода слова, заявленная как признак демократических реформ в России, оказалась чрезмерной и негармоничной. Ее смысловое содержание упростилось до рыночных услуг. За деньги можно опубликовать или озвучить в средствах массовой информации любое сочинение: Отменены механизмы социального, культурного и нравственного контроля за продукцией СМИ. Приоритетность финансовых интересов на всех уровнях власти обернулась потерей свободы на выбор информации для граждан и свободой от ответственности за свою информационную продукцию хозяев СМИ. Рыноч-но-потребителъское отношение к СМИ и наполнение информационного пространства «товаром», приносящим прибыль владельцам СМИ, изменило социальную роль информации. Появились информационные товары и услуги, представляющие опасность для общества, для психического и духовного здоровья людей, способствующие разрушению национального самосознания, национальных, культурных тради ций, которые стали использоваться как инструмент политических технологий, манипуляций общественным сознанием и т.д. Погоня за доходностью СМИ способствовала разработке таких интенсивных технологий целевого информационного воздействия на людей, которые разрушают регуляцию и саморегуляцию работы мозга, души и духа. Чтобы сохранить здоровье, полезно знать, как на нем отражаются информационные воздействия. Это очень важно, потому что определенные информационные нагрузки нарушают нормальные взаимосвязи между психическими функциями и их интеграцию, а музыка может быть даже смертельно опасной. Распознавать их и защищаться от них приходится самостоятельно. Звук — самый легкий и доступный материал для создания конструкций из слов, предложений, песен, мелодий и т.д. В естественном мире все конструктивно. Воспроизводить конструкции явлений природы - ветра и дождя, капели и ручья, времен года (П.И. Чайковский); переживаний человека — радости, грусти, нежности, отчаяния и др. — в звуках можно очень точно. Звуковые конструкции могут, вызывая звуко-эмоцио-нально-образный резонанс у слушателей, пробуждать в них чувства, желания, стремления и т.д. Поэтому известно применение музыки для достижения разных целей. Музыка вошла во все сферы жизни человека, потому что она позволяет целенаправленно изменять состояние эмоций, воображения, мышления, двигательной активности, вегетативного тонуса и т.д. О большом диапазоне психических состояний человека, которые может создавать музыка, свидетельствует разнообразие ситуаций и событий, ассоциированных с музыкой, — колыбельные, застольные, туристические, студенческие, лирические, «тюремно-блатные» песни; спортивные, военные, «похоронные» марши; государственные гимны; духовная музыка для богослужений; музыка для отдыха и танцев и много других вариантов «специализированной» музыки. Результаты воздействия музыки на людей можно прогнозировать по алгоритмам саногенеза. Выше мы уже отметили, что музыкальные образы и ритмы формируются как отражение «нагрузки» природой, просторами, лесами, морями, горами, ветрами, метелями, волнами, капелью, птицами и т.п. При прослушивании родной музыки, отражающей структурно-динамические характеристики родной «истории и географии», возникает резонансное совпадение, передающее структурно-динамические и энерго-информационные характеристики природы телу и душе человека. Это способствует объединению, взаимопониманию и взаимодействию людей друг с другом. Но национальную русскую музыку мы уже много лет не слышим. О разрушительных эффектах определенной музыки написано много. Напомню самые впечатляющие факты. Американские ученые-медики под руководством Д.Элкина доказали, что пронзительный звук большой громкости вызывает сворачивание белка. Сырое куриное яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа оказалось «сваренным» всмятку, т.е. белок свернулся так, как если бы яйцо находилось несколько минут в кипятке. «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений и вызывает их гибель. Рыба, подвергнутая рок-музыке в сочетании с миганием света, погибла. Это говорит о том, что эта музыка противоестественна, антирезонансна всему живому. Семиклассники после трехчасового рок-концерта не могли вспомнить таблицу умножения и были дезориентированы в месте и во времени, т.е. имели признаки нарушения сознания. После получасового пребывания на дискотеке у подростков установлено ослабление и нарушение наиболее сложных психических функций — сознания, интеллекта, мышления и памяти с последующей расторможенностыо эмоций и влечений. Существует такая музыка, от которой люди становятся внушаемыми, возбудимыми, сексуальными, агрессивными, склонными к бунту, протесту и разрушительным действиям. Во время концерта группы «Who» в Цинциннати в 1985 г. было убито 11 и ранено 42 человека. Известный рок-музыкант Д.Хендрикс в интервью журналу «Лайф» сказал: «С помощью музыки мы гипнотизируем людей, низводя их до примитивного уровня... Находя их самое слабое место, им можно вбить в голову все, что угодно». В Древнем Китае практиковалась пытка специальными звуками, вызывавшими рассогласование деятельности внутренних органов, приводившая к мучительной смерти (Неведомская Л., 2002). Существуют даже музыкальные формы, побуждающие людей к самоубийству. Руководитель программ Канадского радио Ж.П.Режимбаль установил связь между суицидами и пристрастием к рок-н-роллу. Психолог Д.Азаров проанализировал с помощью компьютерных технологий музыкальные произведения, которые исполняли музыканты-самоубийцы, и пришел к логическому выводу о существовании некоего подобия «звукового яда», вызывающего у слушателей психозы — грубые расстройства психической деятельности с депрессией, тревогой, потерей контроля над собой и влечением к самоубийству. После концертов, на которых звучала музыка в диапазоне от 80 до 20 000 герц, у слушателей, кроме потери памяти и слуха, возникали звуковые контузии и ожоги. Слух человека рассчитан на мощность звука не более 55 децибелов, а на концертах громкость доходит до 120 децибелов. Это вызывает необратимое разрушение молекул и клеток и многих процессов в мозгу. Ради чего молодые люди становятся калеками? Интенсивность звука легко распознать и уменьшить. Сложнее распознать вредную информацию, заложенную в сочетаниях звуков, в ритме, а также в сочетаниях звуковых и зрительных (световых, цветовых, пространственных, графических, временных) раздражителей. На дискотеках к этому комплексу добавляются импульсы от мышц и связок, вестибулярного аппарата, от химических веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков). Значение музыки для здоровья человека признавалось во все времена. В Древнем мире музыка считалась отражением мироздания и фактором, формирующим мир. Профессия музыканта была служением Богу, предполагала высочайшую духовность, образованность и исключительно праведный образ жизни. На Руси во время эпидемий постоянно звонили церковные колокола. Вековой опыт русского народа показывал, что колокольный звон «изгоняет болезни». Пока не изучен механизм этого эффекта — то ли воздух дезинфицируется, то ли иммунитет у людей повышается? Современные производители и организаторы рок-индустрии нередко заимствуют «музыкальные технологии» у приверженцев оккультизма и сатанизма, включают фрагменты из ритуальных культов черной магии. Джон Леннон стал автором идеи включения в грамзапись отрывков из «Евангелия от сатаны», записанных задом наперед или на высокой скорости. Такая музыка, безусловно, вредна для духовного, психического и физического здоровья, и от нее нужно защищать людей. Для выполнения национальных проектов «Здоровье», «Образование» и «Демография» надо избавить наш народ от вреда здоровью, причиняемому современными СМИ через подбор музыки, которую русский солдат Андрей Соколов — герой романа «Судьба человека» — растоптал бы, не спрашивая разрешения у хозяина пластинки. Смотрите, если хотите Любимым занятием многих наших соотечественников является просмотр телепередач. Это влияет на здоровье, поэтому в рамках национального проекта «Здоровье» надо объяснить механизмы вреда и способы защиты от него. Методика биопсихосоциального анализа видеопродукции уже описана выше. Нужно сопоставлять конструктивные элементы. Если контуры разных модальностей не совмещаются или даже противопоставляются друг другу, то в нейро-психических процессах, идущих в мозгу телезрителя, также возникает несовпадение между функциями восприятия, внимания, мышления, памяти. Это технология «перетирания мозгов», которая используется как информационно-психологическое оружие. Подкрепить это суждение можно метафорой. Если матрешки теряют соразмерность и конгруэнтность, то они начинают разрушать друг друга, как нестыкующиеся шестеренки. В результате работы мотора с нестыкующимися шестеренками они перетираются в пыль и мотор разваливается. По такой технологии можно разрушить любую структуру. Рекламные воздействия наиболее деструктивны. Разработчики рекламы имеют цель за минимальное время оказать наиболее мощное воздействие на психику зрителя. Нужно нанести «сокрушительный удар» по психике, дать залп из всех возможных воздействий (звуковых, цветовых, световых, информационных, скоростных) на психику зрителя, «проломить» все его духовные и душевные «барьеры», попасть в самые чувствительные и незащищенные сферы личности, любой ценой навязать человеку побуждение отдать деньги за не нужный ему товар.
По конструктивным признакам рекламные ролики вполне можно сравнить с малыми эпилептическими припадками. Четыре основных признака этих припадков — внезапность, контрастность, стереотипность, кратковременность — в полной мере относятся к рекламным вставкам. И логической связи этих вставок с идущей передачей также нет никакой, как у припадка. Отметим, что в рекламных роликах медицинского содержания рекламируют не здоровое, красивое тело, а отдельные части — волосы, ресницы, губы, зубы, ноги, места для прокладок, иногда желудок и кишечник. Основная тенденция - разъединение целого на части и уменьшение соответствия между ними. В роликах, посвященных каким-то исполнителям, то же нагромождение звуковых, цветовых, световых, изобразительных и выразительных элементов, которые очень динамичны, рассогласованы, стереотипны, тенденциозны, вызывающи, часто агрессивны и так же создают образ хаоса, распада целого на части. Правозащитники не видят нарушения прав человека в рекламной агрессии. Это тоже характеризует их определенным образом. Давайте рассуждать вместе. Сравним прием пищи: материальной — за обеденным столом и духовной — перед экраном телевизора. Представьте себе, что вы потребляете материальную пищу, например пельмени. В этом участвуют ваши руки, глаза, зубы, язык, слюнные железы, желудок и другие органы системы пищеварения. В процессе еды задействованы все ваши психические функции — восприятие, внимание, эмоции, память, мышление, воля, сознание. Вы ощущаете запах и вкус, температуру и плотность пельменей, видите их форму и размеры, сравниваете с каким-то эталоном, вспоминаете, когда и где вы их покупали или делали сами, какие лучше, какие хуже. Вы переживаете определенные эмоции — удовольствие или досаду. Окружающая обстановка также имеет значение. Где вы кушаете — у себя дома, в кафе, в гостях, в поезде и т.д. Во время еды вы даете множество оценок — вкусу, качеству, цене, форме и др., делаете какие-то выводы и т.д., т.е. процесс еды сложный, четко структурированный и организованный на уровне тела, души и обстановки. И вдруг, неожиданно для вас и без вашего разрешения, вам в вашу тарелку с пельменями плеснут чашечку ароматного кофе «Гранд», стакан сока «Любимый», баллон пива «Клинское», фруктовый йогурт, «Растишку»... Какая реакция у вас возникнет? Что вы станете делать? Процесс принятия духовной пищи — политических новостей, телефильма, концерта, выступлений фигуристов и др.— также сложно структурирован и организован. В мозгу и психике телезрителя во время просмотра создаются определенные функциональные системы — с участием всех психических функций — восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоций, интеллекта и сознания. А когда телепередачу без нашего разрешения обрывают и в нашу психическую деятельность «вбрасывают» окрашенные волосы, тушь и щеточку для ресниц, колготки, пиво, моторное масло, лекарство от переедания и метеоризма или еще какое-то сообщение, совершенно не связанное с основной передачей, то и реакция на это непрошенное «духовное угощение» возникает такая же, как на вливание ароматного кофе в тарелку с пельменями. Единство восприятия, переработки и усвоения информации разрушается, т.е. разрушается единство между психическими функциями, между зрителем и руководством телеканала. Появляется агрессия на «рекламщиков» и «телевизионщиков», на рекламируемый товар, на рыночно-демократический строй, на государственную власть, не способную защитить граждан от грубых вмешательств в их душу, от воровства личного времени, и т.д. В теле- и радиопродукции все,меныие красоты, доброты, любви, гармонии, правды, отражения реальностей нашей жизни, патриотизма, но больше пошлости, агрессивности, чужеродности и деструктивности. СМИ присоединяются к населению «снизу», желают угодить людям с самыми низкими духовными и культурными запросами. А их гуманитарное предназначение — развивать, поднимать уровень культуры, патриотизма и нравственности. Перед названными деструктивными воздействиями на психику все равны. Принципиальная биопсихосоциальная организация человека и психических функций распространяется не только на простой народ, но и на его избранников — на депутатов и президентов, на банкиров и министров, их детей и внуков. Возникает вопрос к защитникам прав человека, потребителя, детей, здоровья, правопорядка и т.д.: почему от ударов «по черепу» законы и милиция защищают, а от ударов «под череп», непосредственно по психике — по восприятию, вниманию, мышлению, эмоциям, памяти — не защищает никто? Напомню, что психическое здоровье нужно охранять так же, как мы охраняем физическое здоровье. От ударов «по черепу» мы стремимся уклониться, отскочить, присесть и т.п. От информационных музыкальных, словесных, телевизионных ударов «под череп» тоже надо отбиваться и уклоняться. В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» есть замечательный образ «народной дубины», которую поднимает народ и начинает гвоздить ею своих врагов, пока не разобьет и не вышвырнет со своей земли. Народ во всех войнах был главным героем. Сейчас надо помочь народу подняться, объединиться и сбросить с себя километровые толщи лжи и грязи, под которыми его хоронят десятки лет отечественные средства массовой информации. Танцуйте, если хотите Популярным занятием для людей молодого и среднего возраста являются танцы. Они оказывают влияние на здоровье. Обсуждая выполнение национального проекта «Здоровье» следует разъяснить вклад танцев в его реализацию. Известно, что между головным мозгом и мышцами существует прямая и обратная связь, реализующаяся по нервным путям. Мышцы являются исполнительными органами головного мозга. Все сознательные действия сначала планируются в головном мозгу. В этом участвуют воображение, мышление, память, интеллект, сознание. Мы ставим задачу в уме, составляем план «в голове», который выполняем с участием нервов, несущих сигналы к мышцам, и мышц, сокращающихся или расслабляющихся в соответствии с поставленной задачей. В структуру многих психических расстройств входят мышечные проявления — сжимание кулаков, челюстей, втягивание головы в плечи, напряженная мимика, заикание, резкое повышение мышечного тонуса при кататоническом ступоре, двигательные стереотипии, автоматизмы, тики и др. Все функции организма регулируются по принципу обратной связи, поэтому от мышц к мозгу также идут нервные импульсы, позволяющие контролировать точность выполнения двигательной задачи. Связь между головным мозгом и мышцами дает возможность влиять на него через мышцы. Это используется в психотерапевтических методиках, в частности, аутогенная тренировка и гипнотизация включают целенаправленное расслабление мышц, чтобы снизить поток импульсов, идущих от них к мозгу, обеспечить мозгу покой, отдых и готовность воспринимать внушения. Снижение тонуса мышц снижает тонус коры головного мозга, вызывает дремоту и способствует засыпанию. Повышение тонуса мышц, наоборот, повышает тонус коры головного мозга. Для этого по утрам делают физическую зарядку. Имеет значение не только тонус мышц, но и конструкция движений, ведь она создается «в голове». В бальных и народных танцах имеются идеи, образы, четкий рисунок кругов, спиралей, параллелей и т.д. Движения танцующих синхронные, рассчитанные по скорости, амплитуде, траектории. В народных и бальных танцах люди объединяются общей идеей, настроением, музыкой, костюмами. Это коллективное творчество, в процессе которого развиваются навыки тонко понимать друг друга и взаимодействовать. Такие танцы оказывают конструктивное и интегрирующее влияние на психические процессы, на координацию движений, на личностные характеристики, так как воспитывают коллективизм, ответственность за общий результат, который создают каждый танцор и весь ансамбль. В современных «дискотечных» танцах никаких конструкций нет. Танцующие разобщены на всех уровнях. Каждый сам выражает свою концепцию танца. Движения рассогласованные и бессмысленные, дезорганизованные, часто вычурные, нелепые, дурашливые и стереотипные у каждого танцора. Все двигаются в разные стороны. Отдельные моторные элементы не создают единых узоров. Нет единства в движениях, нет его в головах. Эмоции грубеют и тупеют, становятся примитивными. Мышление, интеллект вообще отключаются. Танцующие на дискотеках объединяются только в своем «безумии» и в ритме примитивных движений. На дискотеках молодые люди эмоционально перевозбуждаются, теряют контроль над своими чувствами и действиями. Именно на дискотеках чаще всего приобщаются к наркотикам, алкоголю, табаку, попадают в «веселые» компании. Трудитесь, даже если не хотите Если основным механизмом и результатом разрушения психического здоровья являются разобщение, дезинтеграция психических функций, то для восстановления здоровья нужна их интеграция. Лучшим способом для этого является труд. В труде участвуют, развиваются и взаимодействуют все уровни личности — биологический, социальный и духовный. В трудовом процессе задействованы все психические функции — восприятие, мышление, воля, эмоции, память, интеллект, сознание. Причем их активность равномерная и гармоничная за счет естественных механизмов саморегуляции и интеграции. Трудовая деятельность обеспечивается всеми системами организма — нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной и др. Все органы — мозг, сердце, легкие, мышцы, связки, кости, кожа и др. — участвуют прямо или косвенно в трудовых операциях, получают нагрузки, тренируются, совершенствуют взаимодействие и регуляцию. Целенаправленным подбором видов труда можно развивать определенные психические функции, физическую силу, выносливость, развивать внимание, память, мышление, скорость, точность, координацию, т.е. совершенствовать тело и душу и проводить коррекцию при каких-то недостатках. Труд в наибольшей степени позволяет удовлетворять духовные потребности, познавать, творить, созидать, объединяться, прославлять свою Родину и т.д., обеспечивать условия для жизни — жилье, пищу, одежду, транспорт и др. Трудиться можно всегда и везде. Это занятие бесплатное, доступное, экономически, социально и духовно полезное. Читайте, если хотите Самым доступным и полезным видом труда является чтение. Напомним, что к числу трех основных жизненных потребностей человека относятся информация, энергия и пластические материалы. Они удовлетворяются из разных источников. Потребность в «энергоносителях» и «строительных материалах» реализуется через питание и «энергетический», белковый, жировой, углеводный и другие виды обмена веществ. Информационное обеспечение биологических процессов, происходящих в организме, заключено в геноме, в молекуле ДНК. Организм функционирует как саморегулирующаяся система, обладающая полным информационным и «материально-техническим» обеспечением механизмов саморегуляции. Человеку, как разумному, биопсихосоциальному существу, для приспособления к жизни в природе и обществе генетической информации недостаточно. Необходимы знания о явлениях и законах природы и общества. Информационное обеспечение обо всем, что происходит вне организма человека, за пределами саморегуляции, люди получают из книг. Книги являются функциональным аналогом ДНК, так как в них собрана вся информация о том, что возможно и невозможно в мире природы и людей. Знания, необходимые для решения актуальных социальных, производственных и всех прочих задач, человек получает из книг. При написании книг происходит превращение «субъективного сознания» в «объективную материю». Чувства и мысли автора трансформируются в графические изображения слов, в тексты, которые оформляются в книги. При чтении происходит обратный процесс — информация, содержащаяся в книгах в форме графических буквенных и словесных символов, переносится с бумаги в мозг — в память, превращается в субъективные переживания читателя, включается в его интеллектуальные, эмоциональные, волевые и другие психические функции. Эти сложнейшие процессы переходов и взаимодействий между идеальным и материальным, субъективным и объективным малоизвестны. В них содержатся огромные воспитательные, образовательные, оздоровительные и иные ресурсы, которые в настоящее время недостаточно используются в медицине и образовании, но хищнически эксплуатируются производителями рекламы с коммерческими целями. От содержания и усвоения прочитанного зависят «багаж» памяти, развитие мышления и речи, творческие способности, степень актуализации потребностей, выбор стратегий поведения и технологий для выполнения производственных задач отдельными людьми и их сообществами. А это, в свою очередь, определяет уровень развития науки, техники, промышленности, сельского хозяйства, культуры; стабильности и порядка в семье, в коллективе, городе, стране, мире и т.д. Все богатства культуры и науки хранятся в книгах, и люди получают доступ к их использованию благодаря чтению. Книги способствуют превращению биологического организма в личность, обладающую социальными и духовными признаками, и определяют количественные и качественные характеристики ее развития. Процесс чтения является вариантом трудовой деятельности, имеет все ее признаки — целенаправленность, осмысленность, активность, произвольность, продуктивность, самоосознание, нравственную оценку содержания, социализацию, соотнесение полученной информации со своими социальными и биологическими потребностями, прогнозирование, творчество, предполагает получение полезного результата. Чтение — это занятие, имеющее очень сложную и тонкую структуру. Но это не осознается и кажется простым и естественным. В процессе чтения активизируются и развиваются как отдельные функции — внимание, воображение, память, мышление, эмоции, воля, так и взаимодействие между ними, т.е. чтение способствует интеграции психических функций. Это очень ценный результат, так как при многих психических заболеваниях нарушается интеграция психических функций — при алкоголизме, наркоманиях, при шизофрении и т.д. При специальном подборе книг можно выбрать такие тексты, которые будут оказывать нужное избирательное, корригирующее влияние на отдельные функции, например, развивать мышление, внимание, воображение, память, эмоции и т.д. Ресурс такого использования книг для психотерапевтических целей неисчерпаем. Библиотеки являются аналогами аптек, в которых книги-«препараты» хранятся и не портятся веками. В отличие от лекарств книги могут применяться многократно множеством людей без потери в качестве и количестве эффектов, причем бесплатно, повторно, длительно; без опасности отравлений и заражения гепатитом, вирусом ВИЧ, побочных действий; не требуют никаких инструментов и условий — стерильности, шприцев, капельниц, больничных коек, медперсонала и т.п. Лекарства действуют на элементарные биологические струк туры — рецепторы, клеточные мембраны, гены, ферменты и др. Их действие реализуется через ограниченные биологические ресурсы организма человека. Лечебное действие книг реализуется через богатейшие, безграничные ресурсы знаний, опыта, культуры, нравственности, накопленные человечеством, усвоенные человеком. Оздоровительный потенциал библиотерапии по ряду аспектов превосходит соответствующий потенциал фармакотерапии, но экономические затраты на чтение в сотни раз меньше. Актуальной проблемой современного общества является большое количество стрессов. В их профилактике и коррекции существенное значение могут иметь книги. Известно, что причиной возникновения стрессовых расстройств считается наличие опасности для человека при дефиците информации о том, как ее устранить. Стресс оказывает деструктивное влияние на психическое и психологическое состояние человека, вызывает дезорганизацию его поведения. В книгах человек может найти необходимую информацию, позволяющую понять ситуацию, разработать программу действий, преодолеть опасность, адаптироваться к трудностям жизни. Чтение правильно подобранных книг способствует обретению конструктивности в представлениях и последовательности в мыслях, целесообразности и успешности в действиях — становлению гармонии и упорядоченности в душе и поведении человека, в отношениях между людьми, человеком и природой, уменьшает хаос и десхруктивность. Знания являются средством профилактики ошибок в отношениях между людьми, в профессиональной деяте
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.91.223 (0.023 с.) |