Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Здоровый образ жизни — это прежде всего разумный образ жизни.

Поиск

Выше мы сказали, что средствами массовой информации, телевидением и радио, эстрадой в настоящее время пропаган­дируется не здоровый, а наркоманский или алкогольный об­раз жизни. Чем он отличается от здорового?

Принципиальное отличие алкогольно-наркоманско-игрово-го образа жизни состоит в замене реальностей иллюзиями.

Ощущение удовлетворения результатом какого-то дей­ствия в норме возникает после совершения этого действия. Опьянение позволяет ощутить удовлетворение результатом без выполнения действия и без результата, т.е. опьянение раз­рушает единство психических функций. Эмоции с иллюзия­ми — отдельно, реальная жизнь с разумом и волей — отдельно.

Если есть два способа получения приятных ощущений: один — трудный и долгий (реальный), а другой — легкий

и быстрый (алкогольный), то возникает искушение пользо­ваться легким, простым и быстрым. Мы уже приводили та­кие примеры из песен: «Жизнь, которой я живу, называется мечтой... Я научу тебя смеяться... Ты позабудешь про печаль и боль... Ты будешь в облаках купаться...» Героиня сама живет мечтой, т.е. не реальностью. Предлагает своему избраннику научиться не трудиться, а перенять у нее какой-то легкий способ получения эйфории, кинестетических галлюцинаций при наличии анальгезируюгцего эффекта. Психиатру-нарко­логу понятно, что она предлагает. Но исполнительница пес­ни и ее поклонники не имеют подготовки по наркологии, а составители программ радио и телевидения с наркологами не консультируются.

Пьянство определено как иллюзорно-компенсаторная деятельность (Братусь Б.С., Сидоров П.И., 1984). В состоя­нии опьянения человек чувствует, что он достиг всего, чего он хотел, — свободы, покоя, значимости, успеха... Напиться легче, чем трудиться. Поэтому пьянство подменяет отсут­ствие реальных успехов.

В алкогольно-наркоманском стиле жизни, как и в меха­низмах опьянения, обязательными элементами являются рас­пад единого целого на части и утрата связи между частями.

В научной литературе признается предрасположенность к развитию зависимости от алкоголя и других психоактивных веществ у следующих личностей:

недостаточно организованных, несамодостаточных. Они
не имеют четких и стойких представлений о самих себе,
о цели в жизни, о способах преодоления трудных ситуа­
ций. Эти признаки едины для отдельной личности и для
нации. Они узнаваемы в творчестве современных звезд
эстрады и телевидения;

страдающих отсутствием самосознания непрерывности лич­ной биографии, связи между прошлым и будущим. (Для этого переписываются учебники истории). Молодой алкоголик или наркоман дает отрицательную оценку свое­ му прошлому, признает у себя много недостатков и оши­ бок в недавнем прошлом. Самооценка в настоящее время обычно неопределенная, но в прогнозах на ближайшее будущее она завышенная. Не располагая никакими осно ваниями на то, молодой человек представляет себя абсо­лютно успешным, уважаемым, очень хорошим. Между прошлым и будущим нет ничего общего, как будто это со­вершенно разные личности и будущее не вытекает из прошлого и настоящего, а возникает заново. Все непри­ятное и трудное ими вытесняется и отчуждается. Они ос­таются хорошими, достойными всех удовольствий, оза­боченными только тем, что удовольствий мало или они недостаточно ярко и сильно ощущаются;

не склонных брать на себя ответственность за последствия
своих поступков,
контролировать свое поведение и под­
чинять его социальным и нравственным нормам.
Для них характерна зависимость от других, ведомость,
внушаемость, пассивность. Если другие пьют, то они
к ним присоединяются, чтобы «быть, как все»;

минимизирующих свои усилия, выбирающих самые лег­
кие, даже иллюзорные, способы решения проблем,
в частности лгать самим себе и другим, не выполнять
своих обещаний. Для них самый доступный и легкий
способ избавиться от каких-то неприятных пережива­
ний — выпить и отключиться;

имеющих черты импульсивности, склонность к неоправ­
данному риску, нарушению социальных норм и совер­
шению криминальных действий.

Все 5 признаков личности, склонной к зависимости от психоактивных веществ, проецируются на героев современ­ных песен и фильмов, на наше современное общество и дея­тельность реформаторов. Даже сорта водки называются фа­милиями президентов...

 

Глава 8

ДЕЛАЙТЕ, ЧТО ХОТИТЕ

В настоящее время в России имеется богатый выбор стиля жизни, профессий и удовольствий. Пользуясь полной свободой выбора, 65 млн. человек выбрали спутниками своей жизни та­бак, 15 млн. — алкоголь, 6 млн. — наркотики, сотни тысяч — иг­ровые автоматы, десятки тысяч — деструктивные секты. Как от­носиться к этому? Вариант отношения к факту массовой гибе­ли наших соотечественников также характеризует духовные, интеллектуальные, социальные, культурные, патриотические, профессиональные и другие свойства человека.

Есть известные специалисты в психологии, социологии, педагогике и других областях, которые считают, что в демо­кратическом обществе все граждане имеют право на выбор своего образа жизни. И показатели высокой распространен­ности химических зависимостей свидетельствуют о высоком уровне демократии и свободы граждан. Никто не препятству­ет их свободному выбору. Это пример демагогического «за­балтывания» демократической свободы, ограниченной рам­ками зависимостей. Россияне свободны выбирать марки пи­ва, сигарет, жвачек, бульонных кубиков, варианты игровых салонов и др. О настоящей свободе выбора образа жизни — здорового или «химически искаженного» — мы только мечта­ем. Чтобы его обеспечить, нужно хорошо представлять, что выбор — это сложный психический процесс, в котором участву­ют все психические функции: восприятие, эмоции, внимание, мышление, интеллект, память, сознание.

Для свободного выбора требуется, чтобы все психические функции были сохранными и интегрированными, т.е. необходи­мо быть трезвым. Для свободного демократического выбора надо иметь полный объем информации о предмете выбора, о всех его свойствах, в том числе и о сопутствующих и разви­вающихся отдаленных последствиях. Нужно знать и пони­мать свои потребности, все способы их естественного и неес тественного удовлетворения, соотнести их по масштабам и значимости приобретений и потерь. Этих условий свободы выбора нам не предоставляют. Поэтому часто выбор людей бывает неразумным. Это выбор не россиян, а Даллеса, кото­рый его разработал для нас, а наши руководители с помощью артистов и журналистов его выполняют, не ведая того.

Слушайте, если хотите

В последние годы резко возросли объем и разнообразие информационных нагрузок на наших соотечественников. Увеличилось число коммерческих телеканалов и радиостан­ций. Они свободны от цензуры за содержательными, смысло­выми, нравственными, биологическими, гигиеническими и другими характеристиками теле- и радиопродукции. Свобо­да хозяев эфира от культуры и национальности ограничивает свободу слушателей и зрителей. Мы лишены многих граждан­ских и человеческих прав.

Я пользуюсь общественным транспортом. По дороге на работу и домой около одного часа в день приходится слушать и анализировать продукцию современных радиостанций. По­этому я ее хорошо знаю. Для народа хозяева эфира подбира­ют только примитивную информацию, поздравления, кон­курсы, розыгрыши, анекдоты, шоу шепелявых и преимущест­венно иностранную музыку. Эта эфирная продукция абсо­лютно диссонансна нашей жизни, нашим социальным, куль­турным и духовным запросам. В последние месяцы пассажи­ров казанских автобусов изводят душераздирающей звуковой продукцией, сочетающей стереотипию и монотонию. Чуж­дый аккорд повторяется десятки раз. Эта музыка противна, вызывает раздражение и агрессию. Всякий раз вспоминаю эпизод из фильма «Судьба человека» о том, как Андрей Соко­лов сорвал с проигрывателя и растоптал пластинку с вражес­кой музыкой, исполнявшейся в концлагере. Присоединяюсь к М.А.Шолохову, описавшему этот эпизод, и к С.Ф.Бондарчу­ку, показавшему протест русского человека против чуждой музыки. Раздражение и возмущение держатся всю дорогу, хо­чется прекратить звуковое издевательство. Но портить радио­аппаратуру автобуса или высказывать претензии водителю неконструктивно. Водитель не знает о влиянии музыки на здоровье людей. Специалисты по разрушению психического и духовного здоровья, составляющие программы для эфира, не­доступны для критики и контроля, не отвечают за свои действия

перед потребителями их услуг.

Пассажиры автобуса мучаются, но не все понимают от че­го. Стараются не слышать и не слушать. «Нагрузка» такой зву­ковой продукцией раздражает, утомляет, истощает — в общем, разрушает духовное, психическое и физическое здоровье лю­дей. По масштабам вреда это высокотехнологичный, скры­тый, многолетний информационно-психологический гено­цид. Об этом говорят слышащие и думающие люди, пишут протесты президентам и министрам, обращаются в газеты. Но эти протесты игнорируются, и ситуация развивается по заданному сценарию.

Еще в 2001 г. 67,1% из 759 студентов Казанского государ­ственного университета, участвовавших в специальном социо­логическом исследовании, высказали суждение о том, что ру­ководителей средств массовой информации нужно судить за на­несение морального ущерба и причинение вреда нравственно­му и психическому здоровью людей. Эти сведения были опуб­ликованы и доведены до всех руководителей СМИ и заинтере­сованных министерств, которые их дружно проигнорировали.

Свобода слова, заявленная как признак демократических реформ в России, оказалась чрезмерной и негармоничной. Ее смысловое содержание упростилось до рыночных услуг. За деньги можно опубликовать или озвучить в средствах мас­совой информации любое сочинение: Отменены механизмы социального, культурного и нравственного контроля за про­дукцией СМИ. Приоритетность финансовых интересов на всех уровнях власти обернулась потерей свободы на выбор информации для граждан и свободой от ответственности за свою информационную продукцию хозяев СМИ. Рыноч-но-потребителъское отношение к СМИ и наполнение инфор­мационного пространства «товаром», приносящим прибыль владельцам СМИ, изменило социальную роль информации.

Появились информационные товары и услуги, представ­ляющие опасность для общества, для психического и духов­ного здоровья людей, способствующие разрушению нацио­нального самосознания, национальных, культурных тради ций, которые стали использоваться как инструмент полити­ческих технологий, манипуляций общественным сознанием и т.д. Погоня за доходностью СМИ способствовала разработ­ке таких интенсивных технологий целевого информационно­го воздействия на людей, которые разрушают регуляцию и са­морегуляцию работы мозга, души и духа.

Чтобы сохранить здоровье, полезно знать, как на нем от­ражаются информационные воздействия. Это очень важно, потому что определенные информационные нагрузки нару­шают нормальные взаимосвязи между психическими функ­циями и их интеграцию, а музыка может быть даже смертель­но опасной. Распознавать их и защищаться от них приходит­ся самостоятельно.

Звук — самый легкий и доступный материал для созда­ния конструкций из слов, предложений, песен, мелодий и т.д. В естественном мире все конструктивно. Воспроизво­дить конструкции явлений природы - ветра и дождя, капе­ли и ручья, времен года (П.И. Чайковский); переживаний человека — радости, грусти, нежности, отчаяния и др. — в звуках можно очень точно.

Звуковые конструкции могут, вызывая звуко-эмоцио-нально-образный резонанс у слушателей, пробуждать в них чувства, желания, стремления и т.д. Поэтому известно приме­нение музыки для достижения разных целей. Музыка вошла во все сферы жизни человека, потому что она позволяет целе­направленно изменять состояние эмоций, воображения, мышления, двигательной активности, вегетативного тонуса и т.д. О большом диапазоне психических состояний человека, которые может создавать музыка, свидетельствует разнообра­зие ситуаций и событий, ассоциированных с музыкой, — ко­лыбельные, застольные, туристические, студенческие, лири­ческие, «тюремно-блатные» песни; спортивные, военные, «похоронные» марши; государственные гимны; духовная му­зыка для богослужений; музыка для отдыха и танцев и много других вариантов «специализированной» музыки.

Результаты воздействия музыки на людей можно прогнози­ровать по алгоритмам саногенеза. Выше мы уже отметили, что музыкальные образы и ритмы формируются как отражение «нагрузки» природой, просторами, лесами, морями, горами, ветрами, метелями, волнами, капелью, птицами и т.п. При про­слушивании родной музыки, отражающей структурно-динами­ческие характеристики родной «истории и географии», возни­кает резонансное совпадение, передающее структурно-дина­мические и энерго-информационные характеристики природы телу и душе человека. Это способствует объединению, взаимо­пониманию и взаимодействию людей друг с другом. Но нацио­нальную русскую музыку мы уже много лет не слышим.

О разрушительных эффектах определенной музыки напи­сано много. Напомню самые впечатляющие факты. Амери­канские ученые-медики под руководством Д.Элкина доказа­ли, что пронзительный звук большой громкости вызывает сворачивание белка. Сырое куриное яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа оказалось «сваренным» всмятку, т.е. белок свернулся так, как если бы яйцо находилось несколько минут в кипятке.

«Тяжелый металл» приостанавливает рост растений и вы­зывает их гибель. Рыба, подвергнутая рок-музыке в сочета­нии с миганием света, погибла. Это говорит о том, что эта му­зыка противоестественна, антирезонансна всему живому. Се­миклассники после трехчасового рок-концерта не могли вспомнить таблицу умножения и были дезориентированы в месте и во времени, т.е. имели признаки нарушения созна­ния. После получасового пребывания на дискотеке у под­ростков установлено ослабление и нарушение наиболее слож­ных психических функций — сознания, интеллекта, мышле­ния и памяти с последующей расторможенностыо эмоций и влечений. Существует такая музыка, от которой люди ста­новятся внушаемыми, возбудимыми, сексуальными, агрес­сивными, склонными к бунту, протесту и разрушительным действиям. Во время концерта группы «Who» в Цинциннати в 1985 г. было убито 11 и ранено 42 человека. Известный рок-музыкант Д.Хендрикс в интервью журналу «Лайф» сказал: «С помощью музыки мы гипнотизируем людей, низводя их до при­митивного уровня... Находя их самое слабое место, им можно вбить в голову все, что угодно». В Древнем Китае практикова­лась пытка специальными звуками, вызывавшими рассогла­сование деятельности внутренних органов, приводившая к мучительной смерти (Неведомская Л., 2002).

Существуют даже музыкальные формы, побуждающие лю­дей к самоубийству. Руководитель программ Канадского радио Ж.П.Режимбаль установил связь между суицидами и пристрас­тием к рок-н-роллу. Психолог Д.Азаров проанализировал с по­мощью компьютерных технологий музыкальные произведе­ния, которые исполняли музыканты-самоубийцы, и пришел к логическому выводу о существовании некоего подобия «зву­кового яда», вызывающего у слушателей психозы — грубые рас­стройства психической деятельности с депрессией, тревогой, потерей контроля над собой и влечением к самоубийству.

После концертов, на которых звучала музыка в диапазоне от 80 до 20 000 герц, у слушателей, кроме потери памяти и слу­ха, возникали звуковые контузии и ожоги. Слух человека рас­считан на мощность звука не более 55 децибелов, а на кон­цертах громкость доходит до 120 децибелов. Это вызывает не­обратимое разрушение молекул и клеток и многих процессов в мозгу. Ради чего молодые люди становятся калеками?

Интенсивность звука легко распознать и уменьшить. Сложнее распознать вредную информацию, заложенную в сочетаниях звуков, в ритме, а также в сочетаниях звуковых и зрительных (световых, цветовых, пространственных, гра­фических, временных) раздражителей. На дискотеках к этому комплексу добавляются импульсы от мышц и связок, вести­булярного аппарата, от химических веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков).

Значение музыки для здоровья человека признавалось во все времена. В Древнем мире музыка считалась отражением мироздания и фактором, формирующим мир. Профессия му­зыканта была служением Богу, предполагала высочайшую ду­ховность, образованность и исключительно праведный образ жизни. На Руси во время эпидемий постоянно звонили цер­ковные колокола. Вековой опыт русского народа показывал, что колокольный звон «изгоняет болезни». Пока не изучен механизм этого эффекта — то ли воздух дезинфицируется, то ли иммунитет у людей повышается?

Современные производители и организаторы рок-индуст­рии нередко заимствуют «музыкальные технологии» у привер­женцев оккультизма и сатанизма, включают фрагменты из ри­туальных культов черной магии. Джон Леннон стал автором идеи включения в грамзапись отрывков из «Евангелия от сата­ны», записанных задом наперед или на высокой скорости. Та­кая музыка, безусловно, вредна для духовного, психического и физического здоровья, и от нее нужно защищать людей.

Для выполнения национальных проектов «Здоровье», «Образование» и «Демография» надо избавить наш народ от вреда здоровью, причиняемому современными СМИ через подбор музыки, которую русский солдат Андрей Соколов — герой романа «Судьба человека» — растоптал бы, не спраши­вая разрешения у хозяина пластинки.

Смотрите, если хотите

Любимым занятием многих наших соотечественников яв­ляется просмотр телепередач. Это влияет на здоровье, поэто­му в рамках национального проекта «Здоровье» надо объяс­нить механизмы вреда и способы защиты от него.

Методика биопсихосоциального анализа видеопродук­ции уже описана выше. Нужно сопоставлять конструктивные элементы. Если контуры разных модальностей не совмеща­ются или даже противопоставляются друг другу, то в нейро-психических процессах, идущих в мозгу телезрителя, также возникает несовпадение между функциями восприятия, вни­мания, мышления, памяти. Это технология «перетирания моз­гов», которая используется как информационно-психологи­ческое оружие. Подкрепить это суждение можно метафорой. Если матрешки теряют соразмерность и конгруэнтность, то они начинают разрушать друг друга, как нестыкующиеся ше­стеренки. В результате работы мотора с нестыкующимися ше­стеренками они перетираются в пыль и мотор разваливается. По такой технологии можно разрушить любую структуру.

Рекламные воздействия наиболее деструктивны. Разработчи­ки рекламы имеют цель за минимальное время оказать наибо­лее мощное воздействие на психику зрителя. Нужно нанести «сокрушительный удар» по психике, дать залп из всех возмож­ных воздействий (звуковых, цветовых, световых, информаци­онных, скоростных) на психику зрителя, «проломить» все его духовные и душевные «барьеры», попасть в самые чувствитель­ные и незащищенные сферы личности, любой ценой навязать человеку побуждение отдать деньги за не нужный ему товар.

 

По конструктивным признакам рекламные ролики вполне можно сравнить с малыми эпилептическими припадками. Че­тыре основных признака этих припадков — внезапность, конт­растность, стереотипность, кратковременность — в полной ме­ре относятся к рекламным вставкам. И логической связи этих вставок с идущей передачей также нет никакой, как у припадка.

Отметим, что в рекламных роликах медицинского содержа­ния рекламируют не здоровое, красивое тело, а отдельные час­ти — волосы, ресницы, губы, зубы, ноги, места для прокладок, иногда желудок и кишечник. Основная тенденция - разъедине­ние целого на части и уменьшение соответствия между ними.

В роликах, посвященных каким-то исполнителям, то же на­громождение звуковых, цветовых, световых, изобразительных и выразительных элементов, которые очень динамичны, рассо­гласованы, стереотипны, тенденциозны, вызывающи, часто аг­рессивны и так же создают образ хаоса, распада целого на части.

Правозащитники не видят нарушения прав человека в рекламной агрессии. Это тоже характеризует их определен­ным образом.

Давайте рассуждать вместе. Сравним прием пищи: мате­риальной — за обеденным столом и духовной — перед экраном телевизора.

Представьте себе, что вы потребляете материальную пищу, например пельмени. В этом участвуют ваши руки, глаза, зубы, язык, слюнные железы, желудок и другие органы системы пи­щеварения. В процессе еды задействованы все ваши психиче­ские функции — восприятие, внимание, эмоции, память, мышление, воля, сознание. Вы ощущаете запах и вкус, темпе­ратуру и плотность пельменей, видите их форму и размеры, сравниваете с каким-то эталоном, вспоминаете, когда и где вы их покупали или делали сами, какие лучше, какие хуже. Вы переживаете определенные эмоции — удовольствие или доса­ду. Окружающая обстановка также имеет значение. Где вы ку­шаете — у себя дома, в кафе, в гостях, в поезде и т.д. Во время еды вы даете множество оценок — вкусу, качеству, цене, форме и др., делаете какие-то выводы и т.д., т.е. процесс еды слож­ный, четко структурированный и организованный на уровне тела, души и обстановки. И вдруг, неожиданно для вас и без вашего разрешения, вам в вашу тарелку с пельменями плеснут чашечку ароматного кофе «Гранд», стакан сока «Любимый», баллон пива «Клинское», фруктовый йогурт, «Растишку»... Какая реакция у вас возникнет? Что вы станете делать?

Процесс принятия духовной пищи — политических ново­стей, телефильма, концерта, выступлений фигуристов и др.— также сложно структурирован и организован. В мозгу и пси­хике телезрителя во время просмотра создаются определен­ные функциональные системы — с участием всех психических функций — восприятия, внимания, мышления, памяти, эмо­ций, интеллекта и сознания. А когда телепередачу без нашего разрешения обрывают и в нашу психическую деятельность «вбрасывают» окрашенные волосы, тушь и щеточку для рес­ниц, колготки, пиво, моторное масло, лекарство от перееда­ния и метеоризма или еще какое-то сообщение, совершенно не связанное с основной передачей, то и реакция на это не­прошенное «духовное угощение» возникает такая же, как на вливание ароматного кофе в тарелку с пельменями.

Единство восприятия, переработки и усвоения информа­ции разрушается, т.е. разрушается единство между психичес­кими функциями, между зрителем и руководством телекана­ла. Появляется агрессия на «рекламщиков» и «телевизионщи­ков», на рекламируемый товар, на рыночно-демократический строй, на государственную власть, не способную защитить граждан от грубых вмешательств в их душу, от воровства лич­ного времени, и т.д.

В теле- и радиопродукции все,меныие красоты, доброты, любви, гармонии, правды, отражения реальностей нашей жизни, патриотизма, но больше пошлости, агрессивности, чужеродности и деструктивности. СМИ присоединяются к населению «снизу», желают угодить людям с самыми низ­кими духовными и культурными запросами. А их гуманитар­ное предназначение — развивать, поднимать уровень культу­ры, патриотизма и нравственности.

Перед названными деструктивными воздействиями на психику все равны. Принципиальная биопсихосоциальная организация человека и психических функций распространя­ется не только на простой народ, но и на его избранников — на депутатов и президентов, на банкиров и министров, их де­тей и внуков.

Возникает вопрос к защитникам прав человека, потреби­теля, детей, здоровья, правопорядка и т.д.: почему от ударов «по черепу» законы и милиция защищают, а от ударов «под череп», непосредственно по психике — по восприятию, вни­манию, мышлению, эмоциям, памяти — не защищает никто?

Напомню, что психическое здоровье нужно охранять так же, как мы охраняем физическое здоровье. От ударов «по чере­пу» мы стремимся уклониться, отскочить, присесть и т.п. От ин­формационных музыкальных, словесных, телевизионных уда­ров «под череп» тоже надо отбиваться и уклоняться. В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» есть замечательный образ «народ­ной дубины», которую поднимает народ и начинает гвоздить ею своих врагов, пока не разобьет и не вышвырнет со своей земли. Народ во всех войнах был главным героем. Сейчас надо помочь народу подняться, объединиться и сбросить с себя километро­вые толщи лжи и грязи, под которыми его хоронят десятки лет отечественные средства массовой информации.

Танцуйте, если хотите

Популярным занятием для людей молодого и среднего возраста являются танцы. Они оказывают влияние на здоро­вье. Обсуждая выполнение национального проекта «Здоро­вье» следует разъяснить вклад танцев в его реализацию.

Известно, что между головным мозгом и мышцами суще­ствует прямая и обратная связь, реализующаяся по нервным путям. Мышцы являются исполнительными органами голов­ного мозга. Все сознательные действия сначала планируются в головном мозгу. В этом участвуют воображение, мышление, память, интеллект, сознание. Мы ставим задачу в уме, состав­ляем план «в голове», который выполняем с участием нервов, несущих сигналы к мышцам, и мышц, сокращающихся или расслабляющихся в соответствии с поставленной задачей.

В структуру многих психических расстройств входят мы­шечные проявления — сжимание кулаков, челюстей, втягива­ние головы в плечи, напряженная мимика, заикание, резкое повышение мышечного тонуса при кататоническом ступоре, двигательные стереотипии, автоматизмы, тики и др. Все функции организма регулируются по принципу обратной связи, поэтому от мышц к мозгу также идут нервные импульсы, позволяющие контролировать точность выполнения двига­тельной задачи.

Связь между головным мозгом и мышцами дает возмож­ность влиять на него через мышцы. Это используется в психо­терапевтических методиках, в частности, аутогенная трениров­ка и гипнотизация включают целенаправленное расслабление мышц, чтобы снизить поток импульсов, идущих от них к моз­гу, обеспечить мозгу покой, отдых и готовность воспринимать внушения. Снижение тонуса мышц снижает тонус коры голов­ного мозга, вызывает дремоту и способствует засыпанию.

Повышение тонуса мышц, наоборот, повышает тонус коры головного мозга. Для этого по утрам делают физичес­кую зарядку.

Имеет значение не только тонус мышц, но и конструкция движений, ведь она создается «в голове». В бальных и народных танцах имеются идеи, образы, четкий рисунок кругов, спира­лей, параллелей и т.д. Движения танцующих синхронные, рас­считанные по скорости, амплитуде, траектории. В народных и бальных танцах люди объединяются общей идеей, настроени­ем, музыкой, костюмами. Это коллективное творчество, в про­цессе которого развиваются навыки тонко понимать друг друга и взаимодействовать. Такие танцы оказывают конструктивное и интегрирующее влияние на психические процессы, на коорди­нацию движений, на личностные характеристики, так как вос­питывают коллективизм, ответственность за общий результат, который создают каждый танцор и весь ансамбль.

В современных «дискотечных» танцах никаких конструкций нет. Танцующие разобщены на всех уровнях. Каждый сам вы­ражает свою концепцию танца. Движения рассогласованные и бессмысленные, дезорганизованные, часто вычурные, не­лепые, дурашливые и стереотипные у каждого танцора. Все двигаются в разные стороны. Отдельные моторные элементы не создают единых узоров. Нет единства в движениях, нет его в головах. Эмоции грубеют и тупеют, становятся примитив­ными. Мышление, интеллект вообще отключаются. Танцую­щие на дискотеках объединяются только в своем «безумии» и в ритме примитивных движений. На дискотеках молодые люди эмоционально перевозбуждаются, теряют контроль над своими чувствами и действиями. Именно на дискотеках чаще всего приобщаются к наркотикам, алкоголю, табаку, попада­ют в «веселые» компании.

Трудитесь, даже если не хотите

Если основным механизмом и результатом разрушения психического здоровья являются разобщение, дезинтеграция психических функций, то для восстановления здоровья нуж­на их интеграция. Лучшим способом для этого является труд.

В труде участвуют, развиваются и взаимодействуют все уровни личности — биологический, социальный и духовный.

В трудовом процессе задействованы все психические функ­ции — восприятие, мышление, воля, эмоции, память, интеллект, сознание. Причем их активность равномерная и гармоничная за счет естественных механизмов саморегуляции и интеграции.

Трудовая деятельность обеспечивается всеми системами организма — нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной и др. Все ор­ганы — мозг, сердце, легкие, мышцы, связки, кости, кожа и др. — участвуют прямо или косвенно в трудовых операциях, получают нагрузки, тренируются, совершенствуют взаимо­действие и регуляцию.

Целенаправленным подбором видов труда можно разви­вать определенные психические функции, физическую силу, выносливость, развивать внимание, память, мышление, ско­рость, точность, координацию, т.е. совершенствовать тело и душу и проводить коррекцию при каких-то недостатках.

Труд в наибольшей степени позволяет удовлетворять ду­ховные потребности, познавать, творить, созидать, объеди­няться, прославлять свою Родину и т.д., обеспечивать условия для жизни — жилье, пищу, одежду, транспорт и др.

Трудиться можно всегда и везде. Это занятие бесплатное, доступное, экономически, социально и духовно полезное.

Читайте, если хотите

Самым доступным и полезным видом труда является чте­ние. Напомним, что к числу трех основных жизненных по­требностей человека относятся информация, энергия и плас­тические материалы. Они удовлетворяются из разных источ­ников. Потребность в «энергоносителях» и «строительных материалах» реализуется через питание и «энергетический», белковый, жировой, углеводный и другие виды обмена веществ. Информационное обеспечение биологических процессов, про­исходящих в организме, заключено в геноме, в молекуле ДНК. Организм функционирует как саморегулирующаяся сис­тема, обладающая полным информационным и «материально-техническим» обеспечением механизмов саморегуляции.

Человеку, как разумному, биопсихосоциальному сущест­ву, для приспособления к жизни в природе и обществе гене­тической информации недостаточно. Необходимы знания о явлениях и законах природы и общества. Информационное обеспечение обо всем, что происходит вне организма челове­ка, за пределами саморегуляции, люди получают из книг. Книги являются функциональным аналогом ДНК, так как в них собрана вся информация о том, что возможно и невоз­можно в мире природы и людей. Знания, необходимые для решения актуальных социальных, производственных и всех прочих задач, человек получает из книг.

При написании книг происходит превращение «субъек­тивного сознания» в «объективную материю». Чувства и мыс­ли автора трансформируются в графические изображения слов, в тексты, которые оформляются в книги. При чтении происходит обратный процесс — информация, содержащаяся в книгах в форме графических буквенных и словесных симво­лов, переносится с бумаги в мозг — в память, превращается в субъективные переживания читателя, включается в его ин­теллектуальные, эмоциональные, волевые и другие психичес­кие функции. Эти сложнейшие процессы переходов и взаимо­действий между идеальным и материальным, субъективным и объективным малоизвестны. В них содержатся огромные воспитательные, образовательные, оздоровительные и иные ресурсы, которые в настоящее время недостаточно использу­ются в медицине и образовании, но хищнически эксплуатиру­ются производителями рекламы с коммерческими целями.

От содержания и усвоения прочитанного зависят «багаж» памяти, развитие мышления и речи, творческие способности, степень актуализации потребностей, выбор стратегий поведе­ния и технологий для выполнения производственных задач от­дельными людьми и их сообществами. А это, в свою очередь, определяет уровень развития науки, техники, промышленнос­ти, сельского хозяйства, культуры; стабильности и порядка в семье, в коллективе, городе, стране, мире и т.д. Все богатства культуры и науки хранятся в книгах, и люди получают доступ к их использованию благодаря чтению. Книги способствуют превращению биологического организма в личность, обладаю­щую социальными и духовными признаками, и определяют количественные и качественные характеристики ее развития.

Процесс чтения является вариантом трудовой деятельнос­ти, имеет все ее признаки — целенаправленность, осмыслен­ность, активность, произвольность, продуктивность, самоо­сознание, нравственную оценку содержания, социализацию, соотнесение полученной информации со своими социальны­ми и биологическими потребностями, прогнозирование, творчество, предполагает получение полезного результата. Чтение — это занятие, имеющее очень сложную и тонкую структуру. Но это не осознается и кажется простым и естест­венным. В процессе чтения активизируются и развиваются как отдельные функции — внимание, воображение, память, мышление, эмоции, воля, так и взаимодействие между ними, т.е. чтение способствует интеграции психических функций. Это очень ценный результат, так как при многих психических заболеваниях нарушается интеграция психических функций — при алкоголизме, наркоманиях, при шизофрении и т.д.

При специальном подборе книг можно выбрать такие тексты, которые будут оказывать нужное избирательное, кор­ригирующее влияние на отдельные функции, например, раз­вивать мышление, внимание, воображение, память, эмоции и т.д. Ресурс такого использования книг для психотерапевти­ческих целей неисчерпаем.

Библиотеки являются аналогами аптек, в которых книги-«препараты» хранятся и не портятся веками. В отличие от ле­карств книги могут применяться многократно множеством людей без потери в качестве и количестве эффектов, причем бесплатно, повторно, длительно; без опасности отравлений и заражения гепатитом, вирусом ВИЧ, побочных действий; не требуют никаких инструментов и условий — стерильности, шприцев, капельниц, больничных коек, медперсонала и т.п. Лекарства действуют на элементарные биологические струк туры — рецепторы, клеточные мембраны, гены, ферменты и др. Их действие реализуется через ограниченные биологи­ческие ресурсы организма человека. Лечебное действие книг реализуется через богатейшие, безграничные ресурсы знаний, опыта, культуры, нравственности, накопленные человечест­вом, усвоенные человеком. Оздоровительный потенциал биб­лиотерапии по ряду аспектов превосходит соответствующий потенциал фармакотерапии, но экономические затраты на чтение в сотни раз меньше.

Актуальной проблемой современного общества является большое количество стрессов. В их профилактике и коррек­ции существенное значение могут иметь книги. Известно, что причиной возникновения стрессовых расстройств считается наличие опасности для человека при дефиците информации о том, как ее устранить. Стресс оказывает деструктивное влия­ние на психическое и психологическое состояние человека, вызывает дезорганизацию его поведения. В книгах человек может найти необходимую информацию, позволяющую по­нять ситуацию, разработать программу действий, преодолеть опасность, адаптироваться к трудностям жизни.

Чтение правильно подобранных книг способствует обре­тению конструктивности в представлениях и последователь­ности в мыслях, целесообразности и успешности в действи­ях — становлению гармонии и упорядоченности в душе и по­ведении человека, в отношениях между людьми, человеком и природой, уменьшает хаос и десхруктивность.

Знания являются средством профилактики ошибок в от­ношениях между людьми, в профессиональной деяте



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.91.223 (0.023 с.)