Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы и уровни саногенетических процессовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
. Саногенез является основным механизмом выживания, самовосстановления и самосохранения человека. Его высочайшая смысловая и функциональная значимость проявилась в том, что механизмы и процессы саногенеза протекают на всех уровнях биологической и социальной организации человека — молекулярном, клеточном, тканевом (органном), системном, организменном, личностном. Рассмотрим их в этой последовательности. Саногенез на молекулярном уровне В схеме саногенеза самым главным звеном является ДНК. Мы уже отметили, что если генетическая информация о синтезе ферментов, осуществляющих синтез веществ, которые становятся структурами организма и исполнителями процессов, сохранна, то повреждения клеток устраняются и клетки восстанавливаются. Поэтому первым этапом саногенеза является восстановление молекул ДНК от повреждений, вызванных генотоксическими факторами. Этот процесс называется термином репарация. Его информационное обеспечение также содержится в геноме. Реализуется репарация по следующей схеме. При повреждениях каких-то генов в клетке активизируется ее «служба охраны». Появляются ферменты эндонуклеазы, которые распознают измененный участок ДНК. Этот участок нужно устранить, поскольку он стал «чужеродным» и от него могут начаться процессы, генетически не запрограммированные, в том числе опухолевый рост. Деструктивные информационные воздействия опасны для жизни, но на молекулярно-клеточном уровне имеются аналоги строгих, принципиальных и неподкупных «цензоров», «прокуроров», «судей» и «судебных исполнителей». Ферменты экзонуклеазы распознают и разрушают поврежденную часть ДНК, т.е. «с корнем вырывают» угрозу перерождения клетки. На этом, самом ответственном, информационном уровне организации жизни «демократия» и «плюрализм» исключаются. После работы экзонуклеаз в цепи ДНК образуется разрыв. Ферменты ДНК-полимеразы, находящиеся в клетке, синтезируют точно такую же цепочку нуклеотидов, которая была до повреждения, и благодаря этому ДНК, а соответственно набор генов, содержащихся в ней, восстанавливается. Последовательность сборки новой нуклеотидной цепочки ДНК-полимеразами обеспечивается тем, что молекула ДНК двойная. Две цепочки нуклеотидов обвивают друг друга. В литературе ее часто сравнивают с двойной спиралью. Порядок расположения нуклеотидов в каждой из молекул ДНК подчиняется принципу комплементарности. Поэтому по сохранной половине ДНК можно восстановить поврежденную часть. С этого информационного уровня начинается процесс восстановления и выздоровления не только в клетке, но и в организме, и в обществе. Подчеркнем, что все описанное происходит внутри клетки человека (а также животного и растения) независимо от здравоохранения и медицины. Клетка автономна. Информационное обеспечение этих сложнейших и тончайших процессов содержится в ДНК. Ферменты-исполнители тоже образуются и работают в клетке. Какое участие в репарации может принять здравоохранение? Как минимум — соблюсти принцип «не навреди», а как максимум — помочь клетке в обеспечении «стройматериалами» и «энергоносителями». ДНК строится из четырех нуклеотидов — аденина, гуанина, тимина и цитозина, которые поступают с пищей и в виде лекарственных препаратов. А энергия для биохимических реакций также образуется внутри клетки: окислительное фосфорилирование, с участием кислорода, - в митохондриях, а гликолиз, без кислорода, — в цитоплазме. Но энергоносители, кислород и другие вещества поступают с пищей и воздухом. Поэтому для репарации необходимы полноценное питание, отсутствие стрессов, нормальная экология и здоровый, активный образ жизни. Человеку и обществу восстановление здоровья также нужно начать с удаления чужеродной (чужестранной) информации из сознания, с «обработки» средств массовой информации аналогами ферментов экзонуклеаз. Нация сможет себя восстановить, если ее перестать разрушать. Саногенез на клеточном уровне Клетка — основная структурно-функциональная единица организма. Из клеток состоят все органы и ткани. Целостность и нормальная работа клеток являются непременным условием здоровья. Клетка может существовать автономно, т.е. вне организма, если ее искусственно обеспечивать всем, чем ее обеспечивает организм. Клетка очень сложно и тонко устроена. Каждая имеет геном, содержащий информационное обеспечение, и ферменты, осуществляющие обмен веществ и энергии. В клетке много органоидов, но важнейшим признается мембрана. Клеточная мембрана образует «наружную стенку» клетки, т.е. обеспечивает ее структурную целостность, автономность и отделяет от других веществ и клеток. Внутриклеточные органоиды — митохондрии, рибосомы, лизосомы, канальцы и пр. — также образованы мембранами. Разнообразные жидкости, содержащиеся в клетке, не разливаются и не перемешиваются. Органоиды «не бултыхаются» и не переворачиваются. Внутри клетки все упаковано, разложено по своим местам и фиксировано. Этот порядок обеспечивается мембранами. Мембраны выполняют 4 функции — барьерную, транспортную, регуляторную и ферментную. Барьерную мы уже охарактеризовали. Транспортная функция мембран состоит в том, что через их поры и каналы в клетки проходят вещества, в которых они нуждаются, а из клеток выводятся полезные и бесполезные вещества (шлаки), которые в них образуются. Регуляторная роль мембран проявляется в том, что в них встроены рецепторы — белковые молекулы, с помощью которых клетки распознают гормоны, медиаторы, лекарственные препараты и другие вещества, передающие клеткам информацию. Получив эти химические сигналы, клетки в соответствии со смысловым значением этих сигналов корригируют свои функции. Ферментная функция мембран обусловлена тем, что многие ферменты, участвующие в транспорте, рецепции, обмене веществ, структурно встроены в мембрану или сопряжены с ней. При повреждениях мембран нарушаются все их функции. Мембраны повреждают те же воздействия, которые повреждают гены. Мембрано- и генотоксические факторы одни и те же — термические, лучевые, химические и эндогенные. Выше мы их описали. Клетка, будучи автономной, обладает собственными «способностями» и возможностями для восстановления. Эти процессы называются термином реституция. Проявляются они в том, что при повреждении клеточных мембран в клетке образуются определенные вещества, которые активизируют соответствующие гены в этой же клетке, вследствие чего появляются ферменты, которые синтезируют новые фрагменты мембран и, как «заплатки», «вставляют» их на место поврежденных участков. Т.е. клетка сама себя «ремонтирует». Подчеркнем, что эти процессы идут внутри клетки у человека (животных и растений). Здравоохранение к ним не причастно. Алгоритм реституции «записан» в геноме. Ферменты - «исполнители» этой работы — также образуются в клетке. Медицинская поддержка реституции возможна в направлении обеспечения клетки «строительными материалами» и «энергоносителями». Структурно мембраны представляют двойной слой жиров и белков. Их состав известен. Он меняется в зависимости от предназначения и функционального состояния клетки. Общим принципом поддержки реституции является полноценное питание, содержащее белки и ненасыщенные жиры для строительства мембран и синтеза ферментов; углеводы, витамины и другие вещества для энергообеспечения. Желательно также устранить препятствия для самовосстановления клеток — отек, сдавление, интоксикацию, гипоксию, какие-либо дефициты. Саногенез на тканевом уровне Каждый человек имел возможность убедиться в том, что раны и язвы заживают даже без лечения. Кости при переломах тоже сами срастаются. Гипсовые лонгеты или аппарат Илизарова обеспечивают совмещение и фиксацию костей, а костная мозоль образуется «сама»» Структурно-функциональное восстановление целостности поврежденных органов и тканей вследствие роста и размножения специфических элементов называется термином регенерация. В тканях, образованных делящимися клетками, эпителиальной, костной, соединительной — в процессе регенерации увеличивается число клеток, и дефект ткани в значительной степени ликвидируется. В тканях, образованных неделящимися клетками — нервными и мышечными, — число клеток не увеличивается, но благодаря вышеописанным механизмам репарации и реституции клетки увеличиваются в размерах. Например, удлиняются нервные волокна, увеличивается число шипиков и синапсов. В клетках возрастает количество органоидов — митохондрий, рибосом, фибрилл и др. и их «производительность». Повышается активность ферментов. В результате этих процессов поврежденные органы восстанавливают свою структуру и функцию. Процессы регенерации также осуществляются за счет ресурсов организма. Информационное, «методическое», «кадровое» и энергетическое обеспечение регенерации осуществляется организмом. Каков вклад здравоохранения в реализацию этих ресурсов? Медицинская помощь может «присоединиться» к этим процессам на уровне их снабжения строительными и энергодающими веществами. Для восстановления клеток нужны белки, жиры, углеводы, минералы и другие «расходные материалы» и ферменты. Синтез белков, деление клеток, рост тканей регулируются с участием гормона роста. Его синтез происходит во сне, во время медленноволновой фазы сна. Поэтому для ускорения регенерации нужно обеспечить больным покой, комфорт и достаточный, полноценный сон. Создание условий для регенерации включает устранение препятствий для нее — сдавления тканей, отека, застоя, гипоксии, интоксикации и др. Имеется фармакологическая группа стимуляторов регенерации — стекловидное тело, торфот, гумизоль, препараты плаценты, каланхоэ, пелоидин, экстракт алоэ и др. Интересно то, что эти биостимуляторы «производятся» живыми растительными или животными клетками путем помещения этих клеток в неблагоприятные условия — затемнение, подсушивание, охлаждение. Оказавшись в трудных условиях, клетка начинает «бороться за свою жизнь», в том числе синтезировать вещества, активизирующие ее устойчивость, которые затем выделяются из клеток и применяются для лечения людей. Саногенез на системном уровне Условия, в которых мы живем, постоянно меняются. Не стабильны погодно-климатические условия — освещенность, температура и влажность воздуха. Не стабильна социальная, экономическая и политическая обстановка — поведение значимых людей дома, на работе, во власти; стоимость жизни; количество всевозможных катастроф, террористических актов и других далеких и близких, больших и малых опасностей.
Но как бы ни была изменчива окружающая среда, внутренняя среда организма должна сохраняться стабильной. Для большинства биохимических, ферментных реакций в клетках и тканях организма необходимо сохранение гомеостаза — температуры тела, концентрации кислорода, кислот, оснований, глюкозы, солей, белков и т.д. При грубых нарушениях параметров гомеостаза наступает гибель клеток и организма. Сохранять внутреннюю стабильность при внешней нестабильности помогают механизмы адаптации. Они дарованы всем, родившимся на свет, и обеспечивают способность приспосабливаться и выполнять все человеческие функции в самых разнообразных условиях. Система адаптации сложно структурирована. В ее организации участвуют центральная нервная, вегетативная нервная и эндокринная системы, которые формируют поэтапный, нарастающий по сложности и широте приспособительный ответ организма на повреждающие воздействия. Адаптационный синдром (реакция напряжения или стресс) протекает по одному алгоритму у всех людей, т.е. его смысловое содержание, программное и исполнительское обеспечение заложено в геноме. Зная эти механизмы, можно стресс предупреждать и корригировать. Причиной начала стресса или запуска механизмов адаптации является внезапное нарушение стабильности и безопасности человека. Минимальным набором причин для стресса является неожиданное появление серьезной опасности и дефицит информации о ней, который не позволяет пострадавшему выработать программу конструктивного восстановления безопасности. Подчеркнем, что алгоритмы стресса являются иллюстрацией единства биологических, социальных и духовных проявлений жизни человека. Они объясняют, каким образом нематериальные — психические, информационные — воздействия на человека и переживания, возникшие на психическом уровне, переходят на уровень материальных, биохимических процессов в его организме. Чтобы остаться живым, восстановить и удержать внутреннюю стабильность, организму нужно изменить режимы работы многих его систем. Как известно, устранение опасности возможно в двух вариантах: вступление в борьбу с ней или бег ство от нее. И для борьбы, и для бегства нужна энергия. Для того, чтобы эту потребность обеспечить, все органы и системы организма, участвующие в энергообразовании, повышают уровень своей функциональной активности. Это является смысловой связкой между психическими и соматическими компонентами стресса — повышением кровяного давления, концентрации в крови глюкозы и жирных кислот, учащением пульса, расширением бронхов, задержкой натрия и воды. В регуляцию этой стимуляции обменных процессов последовательно включаются гормоны мозгового слоя надпочечников — адреналин и норадреналин; рилизинг-гормоны гипоталамуса; гормоны передней доли гипофиза — адренокортико-, сомато- и тиреотропный; гормоны коркового слоя надпочечников — глюкокортикостероиды, минералокортикоиды, гормоны щитовидной железы. Глюкокортикостероиды стабилизируют клеточные мембраны, повышают чувствительность рецепторов к медиаторам и ускоряют передачу информации к клеткам. Но за адаптивные эффекты гормонов организм «расплачивается» превращением белков в углеводы, замедлением энергоемких процессов деления клеток и роста, потерей калия, кальция и магния, повышением возбудимости нервной системы и др. Из адаптационного синдрома «вытекают» гипертония, атеросклероз, сахарный диабет, образование язв в слизистых желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, снижение иммунитета и другие психосоматические болезни. Программа помощи людям, оказавшимся в стрессовом состоянии, включает комплекс мероприятий. Нужно устранить опасность, дать информацию о ситуации, способах преодоления стресса, восстановить конструктивность в мыслях и поступках, составить программу действий и начать ее реализацию. Для устранения тревоги и страха рекомендуются транквилизаторы — мебикар, феназепам, реланиум (седуксен, релиум), атаракс, афабазол и другие препараты. Существует фармакологическая группа адаптогенов. Это препараты женьшеня, элеутерококка, родиолы розовой, аралии, заманихи, левзеи, лимонника, пантокрин и др. Они все являются смесями биологически активных веществ и оказывают оптимизирующее влияние на процессы регуляции и метаболизма при стрессе. Адаптогены способствуют более раннему использованию жиров для окислительных процессов, увеличению объема и скорости восполнения веществ, использующихся в качестве «строительных материалов» и «топлива», оказывают защитное действие на клеточные мембраны. При стрессе значительно повышается потребность в аскорбиновой кислоте — до 500 мг — и других витаминах, в калии, кальции, магнии, белках, т.е. в полноценном питании. Подчеркнем, что механизмы адаптации есть в организме каждого живого существа. Они дарованы Создателем, доступ к ним свободный, бесплатный, круглосуточный. Их информационное обеспечение заложено в геноме, а энергетическое и пластическое обеспечение осуществляется за счет питания. Каждый человек может (и должен) сам развивать и укреплять механизмы адаптации. Они не специфичны. Их можно формировать и развивать закаливанием и физкультурой, а помогут они при любом стрессе — информационном, токсическом, радиационном и др. Механизмы адаптации подвластны только «хозяину» организма. Полномочия министерства здравоохранения и медицины на них не распространяются. Люди уже сейчас имеют много возможностей в удобное для себя время заниматься физкультурой и закаливанием. Для этого не надо ждать, когда государственные деятели разработают правовое и методическое обеспечение, примут законы, найдут бюджетные средства, подготовят специалистов и т.д. Все давно есть. Требуются только наши собственные интеллектуальные и волевые усилия. Их невозможно переложить ни на кого — ни на государство, ни на врачей. Саногенез на уровне организма В результате вышеописанных саногенетических механизмов в организме достигается восстановление функций поврежденного органа. Этот процесс и результат обозначается термином компенсация. Она осуществляется по различным путям, которые также «предусмотрены» геномом и собственными ресурсами организма. Сохранившиеся клетки могут увеличиваться в размерах и повышать свою продуктивность. Функции погибших клеток могут, в определенной степени, замещаться клетками, близкими к ним по строению и предназначению. Ведь геном во всех клетках один и тот же. Смежные по функциям органы также могут в какой-то степени подменять друг друга. Например, при снижении выделительной функции почек часть шлаков начинают выводить кишечник, кожа и легкие. Отсутствие зрения компенсируется усилением слуха, обоняния и осязания. Известны примеры людей, которые, потеряв руки, вырабатывали навыки рисовать и писать ногами, набирать номер телефона, нажимать на нужные клавиши, водить машину и т.д. Успешность компенсации повышается тренировками, собственными целенаправленными волевыми и интеллектуальными усилиями. Есть специалисты-реабилитологи, владеющие множеством методик — лечебной физкультуры, массажа, психотерапии, трудотерапии, логопедии, лечебной педагогики и др. Можно оказать и медикаментозную поддержку компенсаторным процессам назначением ноотропных, холинотропных препаратов, актопротекторов, биостимуляторов, витаминов и других лекарств, улучшающих передачу нервных импульсов и питание клеток. Мы кратко охарактеризовали 5 уровней саногенеза. Они входят один в другой, как матрешки или как голографические контуры, усложняются, как раскручивающаяся спираль. Подчеркнем психотерапевтическое и воспитательное значение этой информации. Человек по своему «устройству» — самое совершенное создание в природе. Создан по образу и подобию Бога. Сейчас, когда появились компьютеры, тонкая, наукоемкая, информационная технология, мы стали понимать, что все эти достижения науки и техники давным-давно «используются» в организме человека. Многоуровневые механизмы саморегуляции и самоорганизации обеспечивают организму самодостаточность и гармоничность. Человек «обречен» быть здоровым. Ему для этого все дано. Это нужно осознавать, ценить, беречь. Здоровый организм — этот бесценный дар. Людям он дается бесплатно, поэтому они не уважают труд Создателя, не берегут, относятся потребительски и порой варварски. Устройство своего собственного организма надо знать. Это чрезвычайно интересно, поучительно и полезно. Выбирать образ жизни, составлять план лечения и реабилитации следует с учетом потребностей и восстановительных ресурсов организма.
Здоровье — продукт собственного организма и личности. Оно «не вносится» в организм действиями законодателей, врачей или лекарств. От иждивенческого и потребительского отношения к медицине и фармации следует избавляться. Деньги, достающиеся здравоохранению, нужно вкладывать не только в койки, аппаратуру и лекарства, но и, прежде всего, в воспитание и образование людей. Если люди научатся жить, соблюдая главный принцип медицины — «не навреди», беречь и укреплять свое и чужое здоровье, развивать свои и чужие физические, социальные и духовные потребности, то это будет самым крупным, конструктивным и качественным вкладом в улучшение здоровья народа, в демографическую, экономическую, социальную и моральную ситуацию в стране. А если не научатся, то никакие программы и финансовые вложения не остановят нашу деградацию и вымирание. Гормон Звено цепи саногенеза — гормон — определяет место гормональной регуляции в саногенетических процессах. Кроме собственно гормонов эту функцию выполняют белки-посредники, метаболиты, ферменты и другие вещества. Функциональное предназначение гормонов состоит в передаче информации генам и в активации генов. Без этих химических сигналов гены могут «промолчать» и не проявиться. Сами гормоны «не работают». Они проходят через клеточные мембраны в ядро клетки, отыскивают в молекуле ДНК свой ген и определенным образом способствуют снятию Копии с него в виде цепочки нуклеотидов, которая называется информационной РНК (рибонуклеиновой кислотой). С этой копии гена синтезируется новый структурный или ферментный белок. Каждой тройке нуклеотидов в ДНК соответствует определенная аминокислота в белке, который синтезируется с востребованного гена. Таким образом, гормональные эффекты выполняют клетки, рецепторы которых связались с гормонами. Поэтому в количественном отношении гормонов нужно очень немного и существуют они тоже недолго. Их продукция измеряется в миллиграммах. Гормонов известно более 100. В контексте книги важно то, что они являются эндогенными продуктами организма. Их строение и функция «закодированы» в геноме. Уровень их продукции и активности регулируется по механизму обратной связи. Образование гормонов можно корригировать нагрузками, подбором продуктов и лекарств. Для синтеза гормонов белкового (аминокислотного) строения, например гормонов гипофиза, инсулина, глюкагона и др., нужны соответствующие белки в пище. Гормоны стероидного строения — глюкокортикостероиды, андрогены, эстрогены образуются из холестерина. Этот тетрациклический ненасыщенный спирт из класса стероидов также поступает в организм с пищей, главным образом с животными жирами. Гормоны щитовидной железы образуются из заменимой аминокислоты тирозина и йода, которые также поступают с пищей. Существуют препараты — аналоги гормонов, которые используются как средства заместительной терапии при дефиците эндогенных гормонов. При повышенном образовании гормонов применяются препараты-антагонисты или снижающие их эндогенный синтез. Нагрузка Первым звеном в схеме саногенеза стоит слово «нагрузка». Это обобщенное обозначение функционирования организма или органа — любой вид деятельности, а также бездеятельность. Нагрузки могут быть самыми разными — двигательными, мышечными, интеллектуальными, эмоциональными, тепловыми, Холодовыми, звуковыми, световыми, пищевыми, сексуальными, информационными, климатическими и т.д. Наиболее демонстративен пример с физическими нагрузками. Если человек, не довольный своим здоровьем и фигурой, начнет заниматься физкультурой— бегать, работать на тренажерах, плавать и т.д., то в его организме появятся определенные метаболические сдвиги — снизится уровень глюкозы, кислорода, будут происходить потери воды и солей и других веществ, возрастет потребность в энергии, выносливости, физической силе. Механизмы саморегуляции активизируются. Продукты обмена веществ станут сигналами для эндокринных клеток, которые повысят продукцию тех гормонов, которые понадобятся для решения возникших задач, в частности гормона роста, инсулина, глюкокортикостероидов и др. По вышеописанной схеме гормоны активируют «востребованные» гены. От этих генов начнется синтез «востребованных» ферментов. Ферменты, в свою очередь, начнут синтез «веществ», который проявится увеличением объема мышц, укреплением связок и костей, а также ростом выносливости, работоспособности, скорости движений и т.д. Полученный результат станет выполнять роль «нагрузки» для нового цикла по схеме саногенеза. Совокупность нагрузок можно определить как образ жизни, в котором суммируются внутренние и внешние физические, психические, социальные и духовные нагрузки. Многие из них мы не осознаем. Например, нагрузки на слух, зрение, восприятие, эмоции, внимание, мышление, память, интеллект, сознание, которые на нас обрушивают средства массовой информации и управленческая деятельность государства. Отсутствие осознания создает условия для разрушения здоровья каждого человека и всей нации. Этот пробел в знаниях и действиях необходимо устранить для успешного выполнения национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Демография».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.3 (0.011 с.) |