Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Защита от повреждений связей между нервными клеткамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Выше мы уже сказали, что мозг состоит из многих миллиардов нервных клеток. Нервные клетки работают «не в одиночку», а в очень больших «сообществах», образующих сложные функциональные системы. Каждая нервная клетка имеет тысячи контактов с другими клетками — синапсов. По нейронным сетям к мозгу передается информация о внешнем мире, которая анализируется, превращается в психические явления — эмоции, мысли, образы, программы... а затем — в «команды» мышцам и внутренним органам. В передаче информации от одной клетки к другой участвуют химические вещества, которые называются медиаторами. Медиаторов известно более 50 — серотонин, дофамин, норадреналин, гистамин, ацетилхолин и др. По содержанию и по механизму психическая деятельность является формой отражения объективного мира и субъективных переживаний. Качественные и количественные признаки предметов и явлений внешнего мира трансформируются в качественные и количественные признаки наших ощущений, восприятий, эмоций, мыслей, воспоминаний и других психических феноменов. Точность отражательной деятельности и соответствия объективных и субъективных явлений обеспечивается нейрохимическими процессами в синапсах. Нервные клетки, воспринимающие внешние раздражители, трансформируют световую, цветовую, звуковую и иную информацию о них в электрические и химические процессы. Из нервной клетки, воспринявшей внешний раздражитель, в синапс - узкое пространство между клетками, в котором происходит химическая передача сигналов, выбрасывается определенное, соответствующее свойствам раздражителя количество медиаторов. Из синапса медиаторы воспринимаются специальными, специфически настроенными на них рецепторами другой (постсинаптической) нервной клетки. После вступления в контакт медиаторов с рецепторами в нервной клетке возникают электрические и химические процессы, которые создают нервные импульсы, несущие информацию к мозгу. Мозг анализирует эту информацию и превращает ее в наши чувства, мысли, воспоминания и т.д. На процессах передачи информации через синапсы следует остановиться и рассмотреть их полнее, так как все химические вещества, использующиеся для одурманивания людей, — алкоголь, наркотики, табак, лекарственные препараты и др., вызывают опьяняющее действие в результате нарушения точности синаптических процессов. Синапс является тем звеном в передаче информации, которое доступно для внешних вмешательств. Внутрь нервных клеток попасть трудно, потому что они имеют защитные оболочки, аналогичные изоляции электрических проводов. А синапс — щель между клетками, — как улица между домами, открыт для доступа всех веществ, содержащихся в крови и тканевой жидкости, омывающей синапс. Синапс можно сравнить с обменным пунктом, в котором сигналы, отражающие признаки внешнего мира, конвертиру ются в элементы психических процессов — мысли, чувства, представления и пр. Смысл работы синапса — точный перевод информации из внешнего мира во внутримозговые и вну-трипсихические процессы. Психоактивные вещества эту точность нарушают. Формат ощущений пьяного гораздо больше того, который соответствовал бы реальной ситуации. Для того и пьют, но при этом не ведают, что творят. Потребители психоактивных веществ тратят деньги и время на то, чтобы обмануть свой собственный мозг и свою душу. Психическая деятельность предназначена для правильного и точного отражения внешнего и внутреннего мира человека. Чем выше точность, тем лучше. Когда ухудшается острота зрения или слуха, нарушается распознавание предметов, букв, звуков, то возникает много затруднений и опасностей для жизни. Люди стремятся восстановить зрение и слух подбором очков и слуховых аппаратов. В полном противоречии этому состоит прием психоактивных веществ. Если мы хотим сохранить психическое здоровье, то достижение этой цели требует отказа от употребления табака, алкоголя, наркотиков. Самозащита психического здоровья на уровне связей между психическими функциями Психические болезни структурируются на разные элементы по клиническим, психопатологическим проявлениям, по этиологическим (причинным) факторам и патогенетическим механизмам. В формате этой книги мы опишем только наиболее актуальные и значимые воздействия, разрушающие психическое здоровье. Нарушение нормальных взаимосвязей между психическими функциями и психоактивными веществами Вышеописанные синаптические механизмы нарушения связей между нервными клетками под воздействием психоактивных веществ распространяются и на взаимодействия между психическими функциями. В результате фармакологического действия психоактивных веществ нарушается основной принцип и механизм отражатель ной деятельности мозга. Причина та же — медиаторы попадают в синапсы не в результате воздействия на нервные клетки внешних раздражителей, отражающих свойства предметов, а вследствие «принудительного» выброса медиаторов в синапсы. В результате вместо реальных восприятий в психике возникают усиленные, искаженные и разобщенные восприятия, эмоции, желания, мысли, воспоминания, которые наслаиваются на нормальные психофизиологические процессы и искажают их. Точность отражательной деятельности мозга ухудшается. Взаимосвязь между психическими функциями нарушается. Происходит диссоциация (дезинтеграция, разобщение) психических функций. У человека при опьянении не возникает новых, дополнительных возможностей, повышающих его интеллектуальные, волевые, физические и иные ресурсы. По биологическому содержанию и смыслу это всегда утрата, а не приобретение. Психофизиологическая сущность опьянения При всех вариантах опьянения — алкогольного, наркотического, никотинового — нарушается единство и связь между психическими функциями. Эмоции стимулируются. Их масштаб увеличивается. Рамки мышления и интеллекта, контролирующие эмоции (как более наружные матрешки), не выдерживая напора эмоций, разрушаются. Благодушие, легкость, веселость, кайф нарастают, но уже без связи с другими психическими функциями и с реальной обстановкой. Эйфория сохраняется, даже если пьяного обманули, обокрали, арестовали. Эмоции существуют отдельно. В известной поэме Н.А. Некрасова есть слова: «Пошла по жилам чарочка, и рассмеялась добрая крестьянская душа». Они отражают избирательное влияние алкоголя на эмоциональное состояние человека. «Душа рассмеялась», несмотря на то, что ситуация вызывала противоположные эмоции. Мышление при опьянении не отражает реальных связей между явлениями. Мысли о реальном исчезают. Появляются только приятные мысли об успехах, победах, достижениях, достоинствах, которых нет, о разрешении всех проблем и исполнении всех желаний. Все уважают и любят. Мышление либо замедляется, либо ускоряется, утрачиваются последовательность, стройность и единство с другими функциями. Мы уже привели пример из популярной песни О.Газманова: «Мои мысли — мои скакуны, Эскадрон моих мыслей шальных...» Такое расстройство мышления характерно для опьянения, вызванного психостимуляторами — кокаином, экстази, эфедроном и др. Восприятие при опьянении искажается. Возникают обманы восприятия или слуховые и зрительные галлюцинации. Нарушаются пространственные соотношения между предметами. В глазах «двоится». Память при опьянении также расстроена. Пьяный не помнит, что говорил и делал, как домой пришел, где был, с кем пил. Забывает свои обещания и клятвы. Сознание тоже расстраивается. Человек перестает ориентироваться в месте, времени и собственной личности. «Пьяному — море по колено». В состоянии опьянения искажается понимание смыслового содержания ситуации. Враги кажутся благодетелями и друзьями. 57—60% всех убитых в Российской Федерации были в состоянии алкогольного опьянения, пьяными оказались 77% убийц (Немцов А.В., 2001). 58% девочек теряют свою девственность в состоянии алкогольного опьянения. Чаще всего курить и пробовать наркотики также начинают, притупив разум алкоголем. Подчеркну еще раз, что распад целого на части и потеря единства между частями — механизм и содержание любого опьянения. Результатом этого процесса являются ослабление и гибель как отдельного человека, так и народа, и страны. Сути опьянения многие люди не понимают. Этот пробел надо устранить. Напомним еще раз о том, что психическая деятельность структурирована на 7 функций — восприятие, мышление, эмоции, волю, память, интеллект, сознание. Они самостоятельны, четко отделены друг от друга по целевому предназначению и физиологическим механизмам, но работают они в содружестве. Воспользуемся метафорой и вспомним известное сравнение психики с оркестром. В оркестре разные музыканты с разными инструментами, но продукция оркестра — музыка — результат совместной работы всех участников оркестра и дирижера. Качественные и количественные характеристики музыки зависят от работы каждого музыканта и от их взаимо действия. Аналогичным образом качественные и количественные характеристики психической деятельности зависят от сохранности каждой психической функции и ее взаимодействия с другими. При опьянении эмоции сначала повышаются, а потом снижаются; восприятие теряет четкость; мышление утрачивает связность и стройность, затормаживается; воля слабеет; память снижается; интеллект слабеет; сознание расстраивается. Психическая деятельность утрачивает структурированность и нормальное соотношение ее компонентов. Психика становится уродливой. В этом нет ничего положительного и привлекательного. Продолжим аналогию на физическое тело. Тело человека тоже структурировано на органы — голову, руки, ноги, сердце, легкие и др. Лицо структурировано на глаза, нос, рот, подбородок и т.д. Все части самостоятельны, но все нужны и работают совместно. Красивые тела и красивые лица гармоничны, т.е. соразмерны. Перенесем образ процесса опьянения — разобщения и рассогласования психических функций - на лицо и тело. Если руки, ноги, голова, глаза, уши и другие части станут разных размеров и потеряют нормальные соотношения между собой, это будет безобразное уродство, не совместимое с жизнью. Свое лицо и тело приводить в деструктивное состояние, аналогичное опьянению, никто не хочет. Так же нужно беречь от уродования свою психику. Надо уметь видеть и оценивать красоту (структуру и гармонию) не только лица и тела, но и души. Это важнее для человека. Разобщение психических функций и потеря контроля за своим поведением — универсальный алгоритм опьянения, характерный для пьяного человека любой, национальности и любого социального положения. Он распространяется на всю пьяную компанию, на целые деревни и на более масштабные общности людей. На грани исчезновения некоторые народности, не адаптированные к алкогольным традициям. Огромный вклад в реализацию национального проекта «Здоровье» мы сможем сделать сами, если добровольно, руководствуясь разумным эгоизмом и патриотизмом, откажемся от употребления алкогольных изделий.
Глава 6 ЗАЩИЩАЙТЕСЬ, КАК ХОТИТЕ Человеку свойственно сохранять целостность и идентичность своего тела. Мы знаем свои формы и размеры, свое лицо и фигуру, всегда узнаем себя в зеркале и, не задумываясь, с возмущением откажемся от предложений стать кривыми, горбатыми, однорукими и другими типами, которые нам неприятны. Свое психологическое и социальное «лицо» людям также свойственно защищать от всех порочащих, эмоционально неприятных «предложений». Эти психологические действия людей, направленные на сохранение привычной для личности психосоциальной составляющей в биопсихосоциальной структуре, обозначаются как психологическая защита. Представления о психологической защите формировались в рамках психоанализа. Концепция психологической защиты в виде классического аналитического подхода была предложена Анной Фрейд в книге «Эго и механизмы защиты» (1936). Согласно разработанной ее отцом З.Фрейдом также трехуровневой структуре личности (бессознательное, подсознание, сознание) психологические защиты рассматриваются как бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения компромисса между противоборствующими осознаваемыми и неосознаваемыми потребностями. Они направлены на уменьшение тревоги, вызванной внутриличностным конфликтом, и представляют собой специфические бессознательные процессы, с помощью которых «Я» пытается сохранить единство и адаптивность личности, соответствие между имеющимися у человека представлениями об окружающем, о себе и поступающей информацией. В отечественной личностно ориентированной (реконструктивной) психотерапии Б.Д.Карвасарекого, Г.Л.Исури-ной, В.А.Ташлыкова психологическая защита понимается как система приспособительных реакций личности, направленная на защитное изменение значимости дезадаптирующих компонентов отношений — когнитивных, эмоциональных, поведенческих — с целью ослабления их психотравмирующе-го воздействия на Я-концепцию. Сутью психологических защит является минимизация или даже полное вытеснение не приятных для нормативной сознательной личности чувств, мыслей и представлений. Единой классификации механизмов психологической защиты нет. Разные авторы выделяют от 10 до 23 вариантов психологических защит. Б.Д.Карвасарский (1998) классифицирует психологические защиты на 4 группы. В первую группу психологических защит отнесены те, в которых основным элементом является отсутствие переработки неприятной информации с использованием механизмов вытеснения, подавления, блокирования или отрицания. В сферу сознания активно не допускаются или из нее устраняются болезненные, противоречивые чувства, воспоминания, желания и мысли. Это наименее дифференцированный и обычно малоэффективный способ защиты, но в какой-то степени он присоединяется к другим защитным механизмам. 1. Вытеснение проявляется как избирательная забывчивость тех фактов и поступков, которые снижают чувство ценности и достоинства личности. Чаще этот механизм выявляется у инфантильных, истерических личностей и у детей. Характерен он для пациентов, имеющих зависимость от алкоголя. Они возмущаются и протестуют, когда им указывают на алкоголизм и предлагают лечиться. Близкими к вытеснению являются автоматические реакции невосприятия при наличии болезненного расхождения между поступающей и имеющейся информацией: — подавление — более сознательное, чем при вытеснении, — отвлечение внимания от осознаваемых тревожащих им — блокирование — задержка, торможение (обычно времен — отрицание — непризнание, отвергание ситуаций, фак Вторая группа механизмов психологических защит реализуется при прохождении в сферу сознания неприятных мыслей, чувств, воспоминаний и состоит в искажении их смыслового содержания с целью смягчения их травматичности для личности. В эту группу включаются: — рационализация — псевдообъяснение, оправдание чело — интеллектуализация — усиление интеллектуального ана — изоляция — интеллектуально-эмоциональная диссоциа — формирование реакции с заменой неприемлемых эмо — смещение — замена реального высокостатусного, недо — идентификация — отождествление себя с высокостатус — проекция — «приписывание» непризнаваемых собствен Третью группу психологических защит составляют механизмы разрядки отрицательного эмоционального напряжения: — реализация в действии — посредством ее эмоциональная ного поведения. Например, протестные реакции подростков против опеки родителей реализуются алкоголизацией, рискованным поведением, агрессивными поступками; — сублимация — преобразование потребностей, удовлетво — конверсия — соматизация тревоги, трансформация нега Четвертую группу психологических защит образуют механизмы манипулятивного типа: — регрессия — демонстрация признаков обратного разви — фантазирование — приписывание себе отсутствующих — уход в болезнь, который освобождает от нравственной А.Т. Филатов подразделяет защиты по уровню зрелости. Примитивные психологические защиты не допускают поступление в сознание травмирующей информации — вытеснение, отрицание, регрессия. Зрелые — допускают в сознание неприятную информацию, но искажают ее, «переструктурируют», делают безболезненной, приемлемой для личности — рационализация, изоляция, интеллектуализация, идентификация, проекция, сублимация и др. Психологические защиты бессознательны, но их нужно научиться осознавать, чтобы понимать причины своих и чу жих слов и поступков, скрытые механизмы поведения и помогать людям расти и развиваться. Положительное влияние психологических защит состоит в том, что они ограждают сознание от информации, которая может нарушить цельность представлений о себе, разрушить целенаправленность мышления, оказать деструктивное и дестабилизирующее влияние на личность. В этом их защитный, адаптивный смысл в дезадаптирующих ситуациях. Отрицательным аспектом психологических защит является то, что они не способствуют разрешению конфликтов и личностному росту. Конфликт искусственно упрощается или устраняется. Человек отказывается от деятельности, необходимой для продуктивного разрешения ситуации или проблемы, вызвавшей неприятные переживания, остается инфантильным, повторяет прежний опыт в ущерб саморазвитию и самореализации. Устойчивость, частое использование, ригидность, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления, переживаний и поведения, включение в систему противодействия лечению часто делают такие защитные механизмы патологическими, препятствующими лечению больных алкоголизмом, наркоманиями, игровыми и другими зависимостями. Как относиться к психологическим защитам? Б.Д.Карва-сарский (1998), И.С.Павлов (1980, 2002) и другие крупнейшие отечественные и зарубежные психотерапевты считают важнейшим правилом психотерапевтической тактики при работе с защитными механизмами признание их положительного значения. Они играют центральную роль в системе психологической адаптации людей, и люди на них и за них «держатся». Их неожиданное разрушение способствует появлению деструктивного, близкого к стрессовому состояния. Адекватной считается постепенная, пошаговая работа с выявлением, осознанием и истолкованием способа защиты, признанием факта его наличия и влияния на поведение человека. Психотерапевтическое воздействие на «защищающегося» может осуществляться на разных уровнях: конструктивное изменение психотравмирующей ситуации, симптоматическое уменьшение тревоги, укрепление «Я», осознание и раскрытие собственных ресурсов организма и личности, повышение самооценки, коррекция жизненных целей, задач и способов их достижения. Эмпатическое общение, сопереживание и эмоциональная поддержка человека способствуют уменьшению защитного сопротивления. При целенаправленной работе с механизмами психологической защиты происходит изменение нарушенных отношений личности, осознание и разрешение конфликта. В ходе психотерапии рекомендуется стремиться к замене примитивных, незрелых защитных реакций вытеснения более сознательными, конструктивными, адаптивными способами совлада-ния, меняется тактика психотерапии для коррекции этих защит. Уважаемые читатели, воспользуйтесь этой рекомендацией для самих себя. Мы долго и упорно используем примитивные психологические защиты — не пропускаем в свое сознание не приятную нам информацию об угрозах нашим жизненным интересам со стороны чиновников, мы бессознательно искажаем поступившую в сознание информацию, желая уменьшить ее травматичность. Это тормозит наш личностный рост, фиксирует нашу пассивную выжидательную позицию, стабилизирует и затягивает болезненное, невротическое состояние нации. Нужно изменить стратегию поведения. Выбирайте сами стратегии поведения и учитесь распознавать стратегии, которые вам навязывают На Земле живет более 5,8 млрд. людей. Они все разные и живут по-разному, но биопсихосоциальная структура у них едина. Потребности похожи по модальностям, по иерархии их приоритетов и масштабов. Механизмы саногенеза и биологической адаптации у них сходны. Люди похожи и по механизмам социально-психологической адаптации. Анализ структуры социального поведения людей в проблемных, стрессовых ситуациях позволил установить, что все разнообразие вариантов поведения людей можно уложить в 26 вариантов стратегий совладания, или копингов. Это сознательные варианты и элементы поведения, которые люди используют в проблемных ситуациях. Известна классификация стратегий совладания Хайма (Heim), которая представлена в таблице 3. Таблица 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.127.131 (0.014 с.) |