Глава 1. ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ, МАСШТАБОВ




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ, МАСШТАБОВ



А. М.Карпов.

Здравствуйте, если хотите. Образовательно-воспитательные основы инте­грации медицины, экологии, образа жизни и власти / А.М.Карпов. - Казань 2008. - 224 с.

ISBN 978-5-85247-225-0

Автором - доктором медицинских наук, заведующим кафедрой психиат­рии, наркологии и психотерапии Казанской государственной медицинской академии - представлена систематизированная информация о естественных, генетически обусловленных биологических механизмах формирования здо­ровья людей и влиянии на их реализацию природных, социальных, полити­ческих, культурных и духовных факторов. Предлагается стратегия самостоя­тельного управления своим здоровьем, сочетающая принципы индивидуаль­ности и универсальности. Читатели получают научно обоснованные реко­мендации для оценок влияния на их здоровье разных элементов образа жиз­ни, окружающей среды и лечения.

Книга предназначена для всех, кто хочет быть здоровым и готов для это­го совершать собственные интеллектуальные и волевые усилия.

УДК 316.6 ББК 88.5

ISBN 978-5-85247-225-0

© Карпов А.М., 2008 © Оформление, оригинал-макет. ИП «Мухаммадиев М.Э.», 2008

 

 

Оглавление

 

 

ОТ АВТОРА.................................................................................................... 6

ПРЕДИСЛОВИЕ......................................................................................... 9

Глава 1. ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ, МАСШТАБОВ

ФИНАНСИРОВАНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ

И СТАНДАРТОВ ЛЕЧЕНИЯ..................................................11

Интеграция биологических, медицинских и других наук

алгоритмами и механизмами саногенеза...................................... 12

Вещество......................................................................................... 13

Процесс............................................................................................ 14

Фермент........................................................................................... 17

Ген.................................................................................................... 18

Генотоксические факторы.................................................................... 21

Этапы и уровни саногенетических процессов..................................... 24

Саногенез на молекулярном уровне............................................. 25

Саногенез на клеточном уровне..................................................... 26

Саногенез на тканевом уровне....................................................... 28

Саногенез на системном уровне.................................................... 29

Саногенез на уровне организма..................................................... 32

Гормон............................................................................................. 34

Нагрузка.......................................................................................... 35

Психотерапевтическое и воспитательное применение схемы
саногенеза........................................................................................ 36

Объединение биологической организации человека,

животных и растений алгоритмами саногенеза............................. 37

Глава 2. БИОПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕКА..40

Сохранение нормальной иерархии и конгруэнтности
телесно-душеш ю-духовных потребностей как условие
и способ самозащиты здоровья..................................................... 47

Экстраполяция биопсихосоциальной конструкции человека
на структуру общества и государства........................................... 51

Экстраполяция биопсихосоциальной структуры человека

на русскую азбуку.......................................................................... 55

Экстраполяция саногенеза на хозяйственную

и экономическую деятельность 59

Экстраполяция саногенеза на социальную организацию

общества, идеологию и культуру.................................................. 60

Экстраполяция алгоритмов саногенеза на национальные

особенности русских и советских людей....................................... 63

Живите, где хотите................................................................................ 66

Ешьте, что хотите.................................................................................. 68

Глава 3. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗДОРОВЬЯ

ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА....................................................71

План АДаллеса — стратегия и технологии разрушения

психического и нравственного здоровья населения России ....77

Новые реалии старого плана................................................................ 78

Использование плана АДаллеса в обратном направлении................. 79

Ухудшение психического здоровья населения России в ходе

социально-экономических реформ............................................... 90

Кому защищать психическое здоровье россиян?............................... 92

Ресурсы для защиты психического здоровья..................................... 94

Глава 4. СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ТЕХНОЛОГИИ ЕЕ РАЗРУШЕНИЯ...................................95

Разобщение психической деятельности «по вертикали»................... 97

Разобщение психических функций «по горизонтали»....................... 98

Предисловие

 

 

В современную историческую эпоху крайне актуальна потребность в идеях, концепциях и программах, восстанав­ливающих логическое единство и системность в представ­лениях и действиях людей и общества. Интеллектуальная элита страны много лет ищет общенациональную идею, зная, что вокруг такой идеи начнут осмысленно и добро­вольно объединяться разобщенные люди, предприятия и регионы. Идея выполнит это предназначение, если вызо­вет эмоциональный отклик и собственное волевое побужде­ние на добровольные действия каждого человека и всех вместе в стремлении к обшей, желанной для всех цели. Здо­ровыми хотят быть все. Это желание достойно интеграции с национальной идеей.

Автор поставил целью осчастливить людей точным указа­нием на место, где находится клад с несметными богатствами и технологией его освоения.

Клад — это здоровье и возможности для достижения успе­ха в избранной сфере деятельности. Находится клад в орга­низме каждого человека, и осваивать его надо своим соб­ственным интеллектуальным и физическим трудом. Ответ­ственность за успехи и неудачи нужно брать на себя.

В книге дается технология целенаправленной реализации ресурсов человека в форме научно обоснованных рекоменда­ций. Выстраивается система аргументации на биологических алгоритмах саногенеза, которые возникли до людей и останутся после них. Они являются смыслообразующим механизмом развития как отдельного человека, так и эволюции жизни. Пользуясь ими, можно объяснять прошлое и прогнозировать будущее. Они связывают прошлое с будущим через настоящее.

В алгоритмах саногенеза гармоничным образом сочетаются индивидуальные и универсальные механизмы, личные и общие биологические, социальные и духовные потребности людей.

Эти знания необходимо использовать как естественную научно-методическую платформу для разработки новой уни­версальной идеологии, отвечающей запросам современного эта­па развития общества.

В книге изложена современная научная концепция о биопсихосоциальной структуре человека разумного (Ноmо sарiеns), единой для всех людей. Совокупность этих задан­ных свыше структурно-функционально-смысловых свойств человека и человечества имеет характер закона природы. Она объективна, распространяется на всех и воспроизводится не­зависимо от желания людей. По этим признакам она пер­спективна в поиске идей для естественного, гармоничного и добровольного объединения людей, различающихся по на­циональным, социальным, культурным, имущественным и другим признакам.

Представления о биологических механизмах саногенеза полезно соотносить (экстраполировать) с социальными и по­литическими процессами, использовать в технологиях воспи­тания и обучения, управления природными и социальными про­цессами для целенаправленного развития нужных биологичес­ких, социальных и духовных качеств у людей. Их знание рас­ширяет границы сознательного проживания, создает ощуще­ние свободы выбора и личной ответственности за свои дей­ствия, повышает степень самодостаточности и самооценку, оказывает психотерапевтическое, воспитательное и вдохнов­ляющее действие.

Книга А.М.Карпова «Здравствуйте, если хотите» продол­жает серию из 6 книг «Самозащита», которые оказались очень востребованными, издавались по 6 раз и быстро распростра­нялись среди мыслящих людей.

Е.А.Яскевич, директор медицинских программ

и проектов, главный врач Российской нарколинии

Международной ассоциации по борьбе с наркоманией

и наркобизнесом, кандидат медицинских наук

 

Глава 1

ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ,

МАСШТАБОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ,

ОТВЕТСТВЕННОСТИ И СТАНДАРТОВ

ЛЕЧЕНИЯ


В настоящее время в здравоохранении разрабатываются и внедряются в практику отраслевые стандарты и протоколы лечения соматических и психических заболеваний, по кото­рым будет проводиться оценка качества, стоимости лечения и определяться объемы финансирования здравоохранения. Выстраивается вертикаль (пирамида) стандартов — учрежден­ческий, региональный, федеральный. Если вертикаль про­должить вверх, то надо признать существование стандартов Всемирной организации здравоохранения и Создателя.

Стандарт ВОЗ выражен в определении понятия здоровья — это «...состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». В соответствии с этим определением лечение забо­леваний следует проводить по всем направлениям — соматиче­скому, психическому, социальному и духовному.

Алгоритм и механизмы саногенеза можно сравнить со стандартом лечения, который «разработал» Создатель. Этот алгоритм существовал до появления человечества и всегда бу­дет существовать, распространяясь на все живое — на людей, животных и растения, т.е. он самый масштабный, выходит за пределы ресурсов человека и человечества.

Специалистам, разрабатывающим и утверждающим стан­дарты лечения, полезно иметь во внимании уже существую­щие, заданные свыше стандарты.

Рядовые граждане, являющиеся по определению Ноmо sарiens, разумными, должны и обязаны отвечать за выполне­ние стандарта здорового образа жизни, соответствующего протокола и алгоритма. Их личный вклад в свое здоровье имеет большее значение, чем мероприятия здравоохранения. Огромный, уже имеющийся у каждого человека и человечест­ва бесплатный ресурс улучшения состояния здоровья в усло­виях дефицита финансирования здравоохранения просто не­обходимо реализовать.

Вещество

Нагрузка - гормон - ген - фермент <

Процесс

Всхеме всего 6 основных, узловых элементов, которые, как звенья одной цепи, связаны между собой и образуют кольцо, функционирующее по принципу обратной связи.Схе­ма предельно упрощена до узловых моментов для облегче­ния изложения смысловых связеймежду звеньями. Некото­рые промежуточные звенья опущены. Для развития саногенетического мышления нужно научиться понимать эти связи и перемещаться по схеме слева—направо и справа—налево, знать подходы к оказанию целенаправленного влияния на каждое звено.

Начнем объяснение алгоритма саногенеза справа. Если об­вести круговой линией слова «вещество» и «процесс», то схема­тично организм (тело) человека можно представить как сово­купность веществ и процессов, происходящих между ними.

Вещество

Понятие «вещество» охватывает все вещества (субстраты), образующие организм, — молекулы, органоиды клеток, клет­ки, межклеточную среду и т.д. Если они не повреждены, по ко­личественным и качественным характеристикам соответству­ют физиологическим нормам, то это один из факторов сохра­нения и восстановления здоровья. Если каких-то веществ не хватает — белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлемен­тов и т.д., то эти дефициты будут причиной патологических процессов и препятствием для восстановления здоровья.

Поэтому первым условием для выздоровления и сохране­ния здоровьяявляется обеспечение организма всеми вещест­вами — энергетическими и пластическими материалами, не­обходимыми для нормальной жизнедеятельности. Эти ве­щества известны. Их нормы определены гигиенистами, био­химиками, физиологами и другими специалистами.

Основным методическим подходом для обеспечения ими является питание.Таким образом, через питание, подбор про­дуктов можно оказать положительное влияние на реализацию саногенеза. Питанию посвящено много исследований. Эту тему можно развить в разных направлениях, обсудить модные направления диетотерапии, раздельное питание, вегетариан­ство, сыроедение, посты и т.д.

Основным принципом питанияв настоящее время специа­листы по питанию считают его сбалансированность.Оно должно содержать весь комплекс необходимых организму ве­ществ, сбалансированный по количественным и качествен­ным характеристикам. Дефициты и избытки каких-либо ком­понентов пищи не желательны, так как их усвоение лимити­руется минимальным компонентом.

Для пояснения воспользуемся метафорой. Например, для строительства дома нужны кирпич и раствор в опреде ленных количественных соотношениях. Если раствора куб, а кирпичей всего 100 штук, то выложить можно только 100 кир­пичей. Оставшийся раствор засохнет, будет мешать. Следо­вательно, потребуются время и средства на то, чтобы его ку­да-то удалить. Аналогична судьба невостребованных орга­низмом продуктов.

Кроме обеспечения необходимыми продуктами нужно также обеспечить усвоение пищи, т.е. позаботиться о том, чтобы были здоровыми зубы, присутствовали бы слюна, фер­менты, участвующие в расщеплении пищевых веществ, чтобы процессы пищеварения и всасывания в кишечнике, транс­порт питательных веществ с током крови, поступление в пе­чень и т.д. происходили в нормальных режимах. Терапевтиче­ские подходы для коррекции нарушений питания возможны к каждому патогенетическому механизму:

—при отсутствии аппетита его можно активизировать
включением в пищу продуктов с интенсивным вкусом
и запахом, которые стимулируют аппетит, например
чеснок, укроп, лук, салаты, перец, горчица, хрен и т.п.;

—можно применить препараты, повышающие аппетит
и утилизацию пищи, — карнитин (милдронат), малые
дозы инсулина (4—6 единиц перед обедом);

—при недостаточности ферментов возможна замести­
тельная терапия фесталом, панзинормом, мезимом,
панкреатином, энзисталомидр.;

— при наличии показаний можно использовать препара­
ты, влияющие на тонус и моторику желудочно-кишеч­
ного тракта, желчегонные, гепатопротекторы, средства,
регулирующие равновесие кишечной флоры, и т.д.

Пища является не только источником пластических и энергетических субстратов для организма, но и источником регуляторных, защитных и вредных веществ. При глубоком анализе влияния питания на организм нужно рассматривать все эти аспекты.

Процесс

Звеном саногенеза, обозначенным понятием «процесс», являются эндогенные процессы регуляции деятельности орга­низма. Организм является сложной саморегулирующейся системой. Имеется несколько систем регуляции — гормональная, нейромедиаторная, метаболическая, пептидная и др. Инфор­мацию клеткам организма передают гормоны, медиаторы, мета­болиты, регуляторные пептиды.Их действие имитируют лекар­ства. Например, вегето-, нейро- и психотропные препараты реализуют свое фармакологическое действие на уровне синаптической передачи. Оказывая психотропными препаратами блокирующее, стимулирующее или модулирующее влияние на высвобождение медиаторов в синапсы или на их взаимодей­ствие с рецепторами, удается корригировать определенные па­тогенетические механизмы психических расстройств и доби­ваться редукции психопатологических проявлений.

Используя психофармакотерапию, полезно знать, что ме­диаторы и рецепторы синтезируются в организме. Их синтез запрограммирован в геноме, но субстратное и энергетическое обеспечение этого синтеза происходит через пищу и питание. Например, известно, что исходным «сырьем» для синтеза серотонина является незаменимая аминокислота триптофан, которая поступает в организм с пищевыми продуктами, в ос­новном с животными белками. Продуктами, способствующи­ми синтезу серотонина, являются сыр, творог и другие молоч­ные продукты, мясо, рыба, яйца, а также соя, толокно и др.

В синтезе серотонина участвуют ферменты гидроксилаза и декарбоксилаза. Коферментом декарбоксилазы является витамин B6.

Поэтому при депрессиях кроме назначения антидепрес­сантов, ингибиторов обратного захвата серотонина нужно по­заботиться о том, чтобы серотонин в организме (нервных клетках) пациентов синтезировался, сохранялся в гранулах, высвобождался в синаптическую щель.

Дофаминергические синаптические процессы принима­ет очень большое участие в патогенезе многих нервных, эн­докринных и психических расстройств, в том числе симпто­мов психозов разной этиологии,— эндогенных (шизофрении), экзогенных (эпилепсия), вследствие зависимости от алкоголя и наркотиков и др. Терапия психозов нейролептиками позво­ляет корригировать дофаминергические процессы. Примене­ние нейролептиков нужно соотносить с обменом дофамина и его регуляцией.

Исходным продуктом для синтеза дофамина является аминокислота фенилаланин. Эта незаменимая аминокислота поступает в организм с белками пищи. Богаты фенилаланином горох, фасоль, чечевица, соя, твердые сыры, творог, мясо и другие продукты. Мясная пища способствует повышению синтеза медиаторов и гормонов белковой природы, поэтому она обладает некоторым активизирующим и стимулирующим действием. В то время как вегетарианская диета приводит к уменьшению образования медиаторов и гормонов и способ­ствует уменьшению функциональной активности систем ре­гуляции и уменьшению возбудимости, насыщенности и на­пряженности аффективных расстройств.

В процессе превращения фенилаланина в дофамин при­нимают участие ферменты фенилаланингидроксилаза, тирозингидроксилаза, дофадекарбоксилаза. Дофамин превращает­ся в норадреналин ферментом дофаминоксидазой. В назван­ных ферментах коферментами являются витамины В6 и С. При психозах с чрезмерным повышением и разобщением функций мозга, проявляющихся галлюцинациями, бредом, двигательным возбуждением и др., для возвращения к нор­мальному состоянию желательно уменьшение синтеза медиа­торов. При депрессиях, характеризующихся снижением ак­тивности мозга, замедлением мышления и движений, наобо­рот, требуется повышение синтеза и накопление медиаторов. Клетки воспринимают «информационные» молекулы гормонов, медиаторов, метаболитов и пептидов рецептора­ми (аналогами воспринимающих антенн), от структурного и функционального состояния которых зависят их способ­ность взаимодействовать с «информационными» молекула­ми и ответ клеток на «химические» сигналы. Синтез рецеп­торов также контролируется геномом. Структурно рецепто­ры являются белковыми молекулами, поэтому субстратом для их синтеза служат белки, поступающие в организм с пи­щей. Таким образом, питание оказывает опосредованное влияние на количественные и качественные характеристи­ки синтеза и медиаторов, и рецепторов. Через питание мож­но оказывать влияние на патогенетические механизмы психи­ческих, нервных и эндокринных расстройств. Например, су­ществуют рекомендации при резистентных к лечению затяжных депрессиях и навязчивостях применять методику лечебного голодания.

Прекращение поступления в организм белков вызывает повышение распада белков в организме, причем в первую очередь функционально или структурно не полноценных. Можно схематично предположить, что при этом уменьшается количество рецепторов, не чувствительных к медиаторам и препаратам, а при возобновлении питания активизируется синтез новых белков, в том числе гормонов, ферментов, ре­цепторов и др., который вызывает структурное и функцио­нальное «обновление» всех механизмов саморегуляции. По­этому появляются положительные перемены в состоянии больных и повышается чувствительность к препаратам. Изве­стны приемы повышения эффективности лечения антидеп­рессантами назначением средств, повышающих синтез белка (анаболиков), и малых доз гормонов щитовидной железы. Ре­зультатом применения этих средств являются повышение синтеза белков и активация механизмов саногенеза.

Фермент

Это звено алгоритма саногенеза отражает большую роль ферментов в реализации саногенетических процессов. Фер­менты, или энзимы, являются ускорителями и исполнителями всех биохимических реакций в организме. Само собой ничего не делается. Любую работу кто-то должен выполнять. Фер­менты являются «работниками» организма, которые непо­средственно участвуют в реакциях расщепления сложных ве­ществ на простые, в переносе фрагментов молекул от одного вещества к другому, в синтезе новых веществ, в энергодающих окислительно-восстановительных реакциях и других процессах обмена веществ и регуляции.

Ферменты являются мишенью для фармако- и фитотерапевтических воздействий. Мы знаем психотропные препара­ты, оказывающие свое непосредственное действие на фер­менты. Например, антидепрессанты, угнетающие актив­ность фермента моноаминооксидазы (МАО). Названный фермент разрушает 3 медиатора — серотонин, дофамин и но­радреналин. Если этот фермент заблокировать пиразидолом, моклобемидом (аурориксом) или нуредаиом, то разрушение медиаторов уменьшится и появится возможность к их накоп­лению, повышению их концентрации в синапсах. А это про­явится ослаблением симптомов депрессии — повышением настроения и активности. Препараты, снижающие актив­ность ангиотензинпревращающего фермента, способствуют уменьшению образования ангиотензина — вещества, участ­вующего в сужении сосудов, и благодаря этому у больных ги­пертонией снижается повышенное давление. «Ферментный» механизм действия характерен для тетурама, кофеина, аце-тальдегида, алкоголя и др.

Для восстановления здоровья часто бывает нужно исправ­лять нарушения обмена веществ — избирательно ускорять или замедлять. Это звено саногенеза доступно для целенаправ­ленной коррекции через следующие подходы.

Известно, что ферменты являются белками разной степе­ни сложности, а кроме белков в их структуру включаются ви­тамины, микроэлементы и другие небелковые вещества. Для того, чтобы активизировать механизмы саногенеза, реко­мендуются полноценное питание, содержащее достаточное количество белков, аминокислот, витаминов, микроэлемен­тов, а также витаминные препараты, содержащие комплексы витаминов и микроэлементов. При дефиците ферментов, участвующих в пищеварении, ферменты назначаются в по­рядке заместительной терапии — фестал, дигестал, панзинорм, мезим и др. В эти процессы интегрируются биологиче­ски активные вещества из пищевых добавок.

Ген

Центральным звеном саногенеза является геном. В нем «содержится» и хранится вся информация о том, что должно и может происходить в организме. Вгеноме человека около 23 000 генов. Человек получает их от родителей в момент за­чатия и живет с ними всю жизнь. Организм и личность могут меняться — приобретать и утрачивать какие-то физические свойства, поведенческие и профессиональные навыки, но их изменчивость ограничена геномом. Тех признаков, для появ­ления которых нет генов, у человек никогда не появится. На­пример, белый человек при всем желании не может стать нег­ром, и наоборот. Люди не могут превращаться в животных или в растения, потому что информационного обеспечения этих превращений в человеческом геноме нет.

Геном является верхним пределом возможностей человека. Но нижнего предела нет.Даже имеющиеся гены могут не реали­зоваться, если признаки, проявления которых они контролиру­ют, окажутся невостребованными. Гены активируются гормо­нами, а гормоны синтезируются «в ответ» на запрос организма.

Известно, что во всех клетках организма один и тот же набор генов. Однако клетки весьма сильно отличаются друг от друга, например нервные, мышечные, эпителиальные и т.д. Это объясняется тем, что в каждой клетке из всей сово­купности генов одномоментно активными бывают около 10% генов. Ансамбль активных генов определяет специфику ее строения и функционирования. Этот факт имеет большое психотерапевтическое значение.Если у больного 90% генов не активны, то это большой резерв для развития нужных па­циенту качеств, в том числе для укрепления здоровья.

Нас интересуют подходы к синтезу генов и их активации. Структурно геном представляет собой молекулу ДНК — дезоксирибонуклеиновой кислоты. Это длинная цепочка, образо­ванная всего 4 элементарными веществами — нуклеотидами. Имеется 2 пуриновых нуклеотида - аденин и гуанин и 2 пиримидиновых - тимин и цитозин. Строительными материалами для ДНК являются нуклеотиды. Их пищевые источники — на­туральные (несинтетические), клеточные продукты,особенно мо­лодые, быстрорастущие растения и животные. На этом основа­ны рекомендации употреблять пророщенные зерна, молодую зелень, побеги, мясо молодых животных. Если процесс деления клеток идет быстро, значит, он обеспечен необходимыми для этого веществами, в том числе нуклеотидами для синтеза ДНК.

Нуклеотиды функционально объединяются в триплеты (тройки). Триплет является первой структурно-функциональ­ной единицей наследственности, так как он «кодирует» вклю­чение определенной аминокислоты при синтезе белка, «зако­дированного» в определенном гене. Несколько триплетов об­разуют ген. Ген кодирует один признак или один фермент. Ес­ли ген утрачивается, то и признак, за который он «отвечает», также утрачивается. Часть алгоритма саногенеза, следующая после гена, обрывается.

Говоря о ДНК,следует отметить, что это самое ценное и важное вещество в природе. Это единственная молекула ор­ганизма человека, которая является бессмертной,продолжает жить на земле и после смерти ее «хозяина». Достигается это тем, что эта молекула через сперматозоид от отца или через яйцеклетку от матери передается в организм их ребенка и продолжает свою жизнь в нем, а из организма ребенка — в организм внуков и т.д. Она, как эстафета, передается через все поколения. Ее необходимо беречь от повреждений.

Сохранность ДНК обеспечивает свойство, принципиально отличающее живые организмы от неживых веществ. Вживом организме, в частности человеческом, постоянно происходит процесс самообновления клеток.Все клетки, образующие орга­низм, живут гораздо меньше, чем организм в целом. Клетки крови, например, живут около суток. Они погибают, но вмес­то них образуются новые клетки, с такими же свойствами, так как информация об этих свойствах «находится» в одних и тех же генах. Клетки слизистой оболочки желудка обновляются в течение 3-4 дней, кишечника - 5-7 дней. Кожа на лице полностью обновляется каждые шесть недель. Каждые 2 года отрастают новые ногти. Каждые 7 лет полностью обновляется печень. Ни одна часть тела не может быть старше 10 лет. Пас­портный возраст человека непрерывно увеличивается до 70—80—90—100 лет и больше, но его клетки все время остают­ся молодыми, потому что постоянно заменяются новыми. Неделящиеся клетки, например нервные, обновляются по час­тям. Заменяются молекулы, органоиды, мембранные структу­ры и в итоге — вся клетка.

Аналогичный процесс идет на уровне человечества. Лю­ди, прожив свой век, биологически умирают, но остаются их потомки, и человечество, в целом, бессмертно.

Эта информация очень оптимистична. Получается, что можно долго сохранять молодость, здоровье и жизнь,так как информационное обеспечение этого «бессмертия» у нас име­ется в форме замены старых, поврежденных клеток на моло­дые и новые. Реализацию этой возможности ограничивает со­хранность генов в ДНК. В связи с этим необходимо знать причины потери генов, или генотоксические факторы. Не ме­нее важно знать причины и механизмы изменения (мутации) генов, так как они способствуют возникновению новых типов клеток, с другим генотипом, т.е. чужих для организма, в том числе раковых.

Генотоксические факторы

Человек живет в естественных природных и искусствен­ных бытовых и производственных условиях. Подвергается множеству воздействий, разрушающих гены. Эти генотокси­ческие факторы нужно хорошо знать, чтобы их избегать. Их принято классифицировать на 4 группы.

1. Термические генотоксические факторы.Известно, что чем выше температура в какой-то среде, тем выше скорость физических и химических реакций, но меньше их избира­тельность и точность. В этом легко убедиться, наблюдая за нагревающейся водой. Аналогичные нарушения точности биохимических реакций, сопряженных с функционировани­ем ДНК, возникают в клетках при повышении температуры тела. Подтверждают это положение наблюдения онкологов. У людей, имеющих привычку есть очень горячую пищу, чаще возникают онкологические заболевания полости рта и пище­вода. У людей, живущих в жарких странах, а также работаю­щих в «горячих» цехах, открытые участки кожи лица быстрее стареют и также подвержены появлению опухолей.

Особенно нежелательно тепловое воздействие на клет­ки - переносчики ДНК: на сперматозоиды у мужчин и яй­цеклетки у женщин. Полезно знать, что длительность жизни сперматозоидов около 80 дней. Поэтому, если мужчина гото­вится стать отцом, то ему следует в течение трех месяцев до за­чатия не болеть инфекционными заболеваниями, сопровож­дающимися интоксикацией и лихорадкой. Лучше воздер­жаться от сауны и жаркой бани. На область промежности и мошонки никогда не назначают тепловых процедур. Если памперсы способствуют повышению температуры в про­межности ребенка, то это фактор риска бесплодия и онколо­гических заболеваний.

Женские яйцеклетки, принимающие участие в оплодотво­рении, меняются с каждым менструальным циклом, но ткань, в которой они образуются, также весьма чувствительна к теп­ловым и химическим воздействиям. Поэтому женщинам детородного возраста, планирующим рождение детей, следует за­прещать работу во вредных условиях, в том числе с перегрева­нием, облучением, вибрацией, токсичными веществами.

2. Лучевые генотоксические факторы.Ультрафиолетовое, рентгеновское и радиоактивное облучения повреждают гены. Например, радиацию классифицируют на проникающую и непроникающую. Если она проникающая, т.е. проходит на какую-то глубину в ткани и в клетки, то электромагнитные волны «сталкиваются» с молекулами и энергия облучения способствует активизации определенных молекул, образова­нию ионов, появлению в клетке новых, генетически не пре­дусмотренных, химически и физически активных веществ, которые, вступая в реакции с внутриклеточными вещества­ми, приводят к повреждению генов. Облучение может вы­звать гибель и перерождение клеток.

Радиоактивные вещества содержатся в некоторых строи­тельных материалах — бетоне, кирпиче (больше в красном), граните, асфальте, мраморе. Экологически безопасны дере­вянные дома. Необходимо знать об излучениях, исходящих от экранов телевизоров и компьютеров, особенно старых моде­лей. Известно, что идущие от экрана переменные электро­магнитные поля частотой 60 герц могут вызвать глазные забо­левания, в том числе катаракту, злокачественные опухоли, снизить иммунитет. Это крайне опасно для детей, потому что у них вилочковая железа оказывается в зоне облучения. В 90-е годы существовали ограничения времени работы за компью­тером для беременных женщин — не более двадцати часов в неделю. При несоблюдении этого ограничения вероятность выкидыша повышалась на 80% и чаще рождались дети с де­фектами мозга. С тех пор компьютеры усовершенствовались, защита от облучений стала более надежной, но лучше про­явить осторожность и контролировать вредные факторы.

Мобильные телефоны являются великим и очень нужным достижением науки и техники. Однако, пользуясь удобства­ми, которые они предоставляют, не следует забывать о неже­лательном влиянии электромагнитных волн, излучаемых множеством генераторов и ретрансляторов. Все люди, даже не имеющие мобильных телефонов, круглосуточно облуча­ются электромагнитными волнами определенного диапазона.

Во время разговора облучение пользователя многократно усиливается. Информации об этом пока мало. Но в любом случае лучше проявить осторожность и разговаривать по мо­бильному телефону как можно меньше и реже.

3. Химические генотоксические факторы.Довольно много веществ считаются опасными в плане повреждения генов. К ним относят компоненты древесного и табачного дыма. Для исключения этих факторов лучше не курить, не гото­вить и не есть шашлыки, не пить алкогольсодержащие жид­кости. Вредны выхлопные газы автомобилей, вещества, ис­пользующиеся в производстве резины (сажа), обуви, смолы, лаки, асбест, никель.

Интоксикации, возникающие при бактериальных и вирус­ных инфекциях, могут стать причиной повреждения генов. Ес­ли беременные женщины перенесут инфекционные заболева­ния, например коревую краснуху, то у детей, которых они вы­нашивают, повышается риск развития врожденных пороков.

Гигиенисты призывают к бдительности при использовании пластмасс и моющих средств. Все пластмассы - полимеры. При нагревании они разрушаются и образуются мономеры, ча­сто очень токсичные. В настоящее время пластмассовая посу­да, чайники, утюги и другие нагревающиеся пластмассовые предметы очень широко распространены. По мере длительно­сти их использования они стареют и образование вредных ве­ществ увеличивается. Пластиковое покрытие стен, полов, ме­бели также должно быть под экологическим контролем.

Моющие средства становятся все более эффективными. Пользуясь ими, надо учитывать, что жир является обязатель­ным компонентом клеточных мембран — структур, образующих «стенки», «перегородки», канальцы и органоиды клеток, и не­обходим для осуществления барьерных функций. При повреж­дении защитных барьеров в клетку попадает много веществ, ко­торых в норме в ней не должно быть, среди них встречаются и такие, которые добираются до генов и повреждают их. Если моющие средства очень хорошо растворяют пищевые жиры, близкие по составу жирам организма человека, то контакт с этими средствами не желателен. Посуду и белье рекомендует­ся споласкивать не менее 5 раз, чтобы устранить опасные по­следствия длительного контакта с моющими средствами.

«Полуестественные» продукты питания, полученные с ис­пользованием новых технологий, включающих модифициро­ванные гены, стали поводом для протестных реакций эколо­гически мыслящих людей. Они правы в том, что необходимо полностью исключить риск нарушений генома человека.

4. Эндогенные генотоксические вещества.Они образуются в организме человека при стрессах, очень интенсивных и дли­тельных нагрузках. В этих аварийных для организма ситуаци­ях повышается потребность в энергообразовании. В стрессо­вой ситуации необходимо совершать действия для устранения опасности — либо «вступать в борьбу» с источником опаснос­ти, либо «бежать» от него. И для борьбы, и для бегства нужна энергия. Поэтому основной и приоритетной потребностью у человека при стрессе является потребность в энергии и энер­горесурсах. В качестве «топлива» начинают использоваться не только углеводы, но и жиры, и белки, являющиеся структур­ными элементами клеток. Часть клеток «приносится в жертву» энергообеспечению, например клетки иммунной системы, синтезирующие антитела. По этой причине из-за стрессов снижается иммунитет. Усиливаются окислительные процессы. Появляются недоокисленные и «переокисленные» вещества, которые оказывают повреждающее действие на клеточные мембраны и на гены. Поэтому чем больше у человека тяжелых стрессов (дисстрессов), тем он быстрее «изнашивается», рань­ше стареет, меньше живет, у него чаще возникают инфекцион­ные и онкологические заболевания. -





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.042 с.)