Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Здоровья человека и обществаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В биопсихосоциальной структуре человека самым изменчивым контуром является социально-психологический. Он создается людьми по их свободному выбору, который часто оказывается несвободным, непродуманным и' неудачным. Вымирание русских — очень дорогая цена за «наш свободный выбор» рыночно-демократических реформ. Чтобы исправить допущенные ошибки и соответствовать определению «человек разумный», надо хорошо представлять алгоритмы и механизмы разума, материальным субстратом которого является нервно-психическая деятельность. Алгоритмы и механизмы нервно-психической деятельности, как и саногенез и биопсихосоциальная структура, нам заданы свыше. Мы их не выбираем и изменять не можем. Для выбора здорового, адекватного образа жизни как отдельными людьми, так и нациями, и человечеством, нужно хорошо знать алгоритмы и механизмы нервно-психической деятельности, применять ум и волю для их оптимального функционирования и защищать от вредностей. Это третья аксиома или всеобщий принцип разумного устройства жизни, необходимый компонент национальных проектов «Здравоохранение», «Образование», «Демография» и др.
Алгорим нервно-психической регуляции представлен на рисунке 2. Человек живет в окружающем его мире, который образуют природа и созданные человеком материальные, социальные и духовные творения. Это внешний мир человека. Он — общий для всех. В его формировании участвуют природа и люди. Природа вечна, едина и задана нам свыше. Ее нужно изучать, принимать и жить в согласии с ее законами. Дей ствия людей изменчивы, разрознены, рассогласованы, нередко вредны для самих себя, общества и природы. Человечеству еще надо научиться жить по разуму и по совести. Элементы внешнего мира человек воспринимает и познает индивидуально своими глазами и ушами, т.е. зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом и другими способами ощущения и восприятия. Это первый этап, или звено, нервно-психической деятельности. Он влияет на здоровье, поэтому в программы оздоровления нации нужно включать оздоровление информационного пространства, в котором она живет. Полученная информация передается в головной мозг. Кора мозга проводит ее анализ. Это второй этап-звено нервно-психической деятельности. От результатов анализа зависит выбор путей и механизмов ответа на нее. Человеку прежде всего нужно выжить, поэтому в первую очередь нужно определить, есть ли угроза для него в полученной информации. Если угроза обнаружена, то запускается алгоритм стресса. Если опасность не определена, то информация направляется для дальнейшей обработки в специализированные структурно-функциональные системы — мышление, память, воображение, творчество и др. На корковый этап можно оказывать воздействие словом, текстом, их содержанием, структурой, формой, т.е. информационными технологиями. Это звено тоже существенно влияет на здоровье отдельных людей и нации. Людей нужно учить анализировать информацию, определять деструктивные воздействия и защищаться от них. Третьим этапом-звеном является подкорковый лимби-ко-ретикулярный комплекс — часть мозга, осуществляющая регуляцию эмоций и мотиваций. Ее «работа» проявляется чувствами и побуждениями. На функцию этого звена можно оказывать воздействие химическими веществами, в том числе психотропными препаратами. Применение психоактивных веществ — лекарств, алкоголя, табака, наркотиков — стало очень распространенным способом вмешательства в нервно-психическую деятельность с целью получения удовольствий за счет искажения и разрушения нормальных функций. Этим наносится большой вред здоровью людей. Оздоровление населения должно включать добровольный отказ от немедицинского применения психоактивных веществ. Четвертый этап-звено — гипоталамо-гипофизарный комплекс, «заведующий» гормональной и вегетативной регуляцией. Он также очень доступен для воздействий с целью получения потребительских удовольствий, что разрушает здоровье. Эти Потери следует исключать. Далее к нервной системе присоединяется пятый этап-звено — эндокринная система. К электрическим сигналам, идущим по нервам, добавляются химические сигналы — гормоны, доставляющиеся кровью ко всем органам и тканям. В функционирование этого звена легко вмешаться для получения дополнительных удовольствий за счет разрушения здоровья. Нужно применять ум и волю, чтобы не делать этого. Сигналы, идущие по вегетативным нервным путям через спинной мозг, поступают в узлы (ганглии), располагающиеся сразу после выхода нервов из позвоночника. Это шестой этап- звено в нервно-психической регуляции. Ганглии также доступны для воздействий, например никотином из табачного дыма. За бездумное, потребительское отношение к ганглиям курящие расплачиваются нарушениями кровоснабжения — эндартериитом, приводящим к гангрене ног, стенокардией, импотенцией и другими болезнями. Программа оздоровления должна исключать вред и на этом уровне. Нервные и химические сигналы доходят до внутренних органов — сердца, сосудов, легких, желудка, кишечника и др. и изменяют их работу. Внутренние органы также очень доступны воздействиям на них множеством веществ и нагрузок, в том числе искажающих их нормальную деятельность. И этот седьмой этап-звено нервно-психической деятельности нужно оберегать от вредностей. Таким образом, элементы внешнего мира трансформируются в душевное состояние человека (чувства, мысли, желания, поведение) и в состояние его организма. Внешний мир — душа — тело, как сообщающиеся сосуды. Здоровье нации и средняя продолжительность жизни — это итоговый результат информационной, социальной, экономической, образовательной, идеологической, культурной политики. Это тоже аксиома. В любой стране за все ошибки руководителей население расплачивается своим здоровьем. Улучшение здоровья людей нужно на всех уровнях его детерминации и регуляции. Национальный проект «Здоровье» нужно расширять, выводить за границы здравоохранения и финансирования. Надо устранять многочисленные вредности из информационного пространства, в котором мы живем, из социальных и культурных традиций, которые мы сохраняем. Напомню, что среди причин сверхсмертности нашего народа на первых местах стоят несчастные случаи, отравления и травмы. Это не естественные причины, не старость. Умирают молодые люди, имеющие достаточно большие биологические и саногенетические ресурсы для жизни. Причины смертности — саморазрушительное поведение, обусловленное социальными, экономическими и психологическими факторами. Тело еще может жить, а душа уже не выносит рыночно-демократической «свободы» от условий для ее нормального существования, соответствующих биопсихосоциальной структуре человека. Люди не умеют защищать свою душу — психическое здоровье. Понятия об этом не имеют. Есть такой пробел в образовательной и информационной политике государства. Нужно срочно устранять эту оплошность и научить всех принципам и приемам защиты психического здоровья. Распространенность самоповреждения психического здоровья имеет объективные причины. Их надо обозначить, чтобы убедить в необходимости самозащиты. Природа дала много механизмов защиты тела, но не дала механизмов защиты души. Создатель полагал, что человек разумный и свободный в выборе своих действий воспользуется этими дарами. Сравним механизмы защиты здоровья тела и души в таблице 1. Из нее видно, что при любом повреждении тела — ушибе, ранении, ожоге, переломе — возникает комплекс физиологических и психических феноменов, которые «вынуждают» человека прекратить телесное повреждение. Ощущение боли при повреждении тела заставляет человека обратить внимание на повреждение и принуждает его прекратить. Но разрушение души алкоголем, табаком, наркоти- Таблица 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.89 (0.008 с.) |