Формирования. Образ жизни студенческой молодежи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирования. Образ жизни студенческой молодежи



Таким образом, здоровье человека — это его способность сохранять соот­ветствующие возрасту и полу психическую и физиологическую устойчивость в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды.

Природа снабдила от рождения организм человека способностью к саморе­гуляции и поддержанию жизни с большим запасом прочности, дальнейшая его жизнь будет зависеть от того, как он распорядится природным даром, то есть от его образа жизни.

Если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от на­следственных факторов, 20% — от факторов внешней среды, т.е. от экологии, 10% — от здравоохранения, а 50% здоровья зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Здоровый образ жизни — это качество и стиль жизни, в котором преломля­ется жизнедеятельность человека по отношению к укреплению своего здоровья. Здоровый образ жизни включает трудовую, физическую, производственную, социально-культурную, общественно-политическую и иную активность чело­века. В нем различают социально-гигиенические нормы жизни, устойчивость к факторам риска, психическую стабильность организма. Интеллектуальное и творческое развитие, широкий круг друзей и знакомых, дружная семья, дети являются неотъемлемой частью здорового образа жизни.

Образ жизни — это система взаимоотношений человека с самим собой и фак­торами внешней среды. Под взаимоотношениями подразумевается сложный ком­плекс действий и переживаний, наличие полезных или вредных привычек.

К факторам внешней среды относятся: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (ра­стения, микроорганизмы, животные), психологические (воздействующие на эмо­циональную сферу через зрение, слух, обоняние, осязание) факторы.

Образ жизни человека зависит от пола, возраста, состояния здоровья, ус­ловий обитания (климат, жилище), экологических условий (питание, одежда, работа, отдых), наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закалива­ние), отсутствия вредных привычек (курение, пьянство, гиподинамия).

Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. В основе формирования здорового образа жизни могут лежать следующие мотивы:

- самосохранение — человек не совершает определенные действия, так как они угрожают его жизни;

- подчинение правилам культуры и быта — человек подчиняется прави­лам культуры и быта, чтобы быть равноправным членом общества, в котором живет;

- получение удовлетворения от самосовершенствования — ощущение здо­ровья приносит человеку радость, поэтому он делает все, чтобы испы­тать это чувство;

- возможность для самосовершенствования — здоровый человек сможет
подняться на более высокую ступень общественной лестницы;

- сексуальная реализация — здоровье дает человеку возможность для сек­суальной гармонии;

- достижение максимально возможной комфортности.
В течение жизни мотивы у человека могут изменяться.

 

Основные составляющие здорового образа жизни

Образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимонезаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций.

Основными факторами, обеспечивающими возможности конкретной лич­ности для здорового образа жизни, являются способность к рефлексии, состо­яние среды обитания (пространство), приемлемый режим труда и отдыха.

Рефлексия — это способность к размышлению, самонаблюдению, самопоз­нанию, осмыслению своих действий. Полезные привычки и гигиенические на­выки лучше закрепляются, когда они осознаны. Здоровый образ жизни требует от человека волевых усилий и осмысления поступков, прогнозирования послед­ствий как для себя лично, так и для других людей, в том числе возможного по­томства. Последнее особенно важно, так как от здоровья конкретно существу­ющего поколения зависит здоровье и счастье последующего.

Пространство, которое влияет на здоровье, — это климатическая зона и жи­лище. У здорового человека есть компенсаторные механизмы, позволяющие быстро адаптироваться к новым климатическим условиям. Микроклимат жи­лища характеризуется следующими показателями: температурой (в норме от + 17 до +22°С); влажностью (в холодном климатическом поясе — 30%, в уме­ренном — 45%, в теплом — 65%); нормой жилой площади (в России средняя гигиеническая норма — 12 м2 на человека); концентрацией кислорода и угле­кислого газа в помещении (норма кислорода во вдыхаемом воздухе — 21 %, уг­лекислого газа 0,04%).

Разумный режим труда и отдыха — важный фактор здорового образа жиз­ни, поскольку в основном жизнь человека проходит в чередовании труда и отдыха. Труд бывает умственный и физический, отдых — активный и пассивный. Активный отдых — это переключение с одного вида деятельности на другой.

Пассивный отдых - это когда человек ничего не делает, а только спокойно лежит или спит. Универсального для всех режима труда и отдыха нет и не мо­жет быть. Жесткие рамки режима ведут к стрессу.

По современным представлениям, в понятие здоровый образ жизни входят следующие составляющие: положительные эмоции, рациональное питание, оп­тимальный двигательный режим, закаливание, личная гигиена, отказ от вред­ных пристрастий (курение, злоупотребление алкоголем и употребление нарко­тиков), упорядоченные половые отношения.

Итак, образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность ак­тивно существует в благоприятных психических и физических условиях, не про­являя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах.

Социальные условия формирования здорового образа жизни

Культурная история человечества изучена, в основном, за последние пять тысяч лет. Большая часть исследований представляет сведения по развитию точ­ных наук и становлению материальной культуры. Сведения по изучению самого человека, его анатомии, физиологии, основам здравоохранения весьма отры­вочны, неполны и противоречивы.

Со II до XIV — XV вв. в Европе проповедовалось отречение от собственного тела как греховной плоти. Презрение к плоти, самоистязание и самобичевание признавались благими деяниями. О здоровом образе жизни в эпоху раннего и позднего средневековья нельзя было упоминать под страхом отлучения от цер­кви и публичной казни. Результатом такого неуважения к физиологической сущ­ности человека стало падение общей санитарной культуры, рост числа болез­ней, в том числе и инфекционных. Чума в Европе свирепствовала в течение четырехсот лет, в результате чего население континента к XIV в. уменьшилось на четверть. В XV в. Европа вступает в эпоху Возрождения. Вместе с восста­новлением культурных традиций античной цивилизации восстанавливается и культура быта. На смену мрачным, холодным, плохо освещаемым и проветри­ваемым средневековым замкам приходят полные солнечного света и тепла двор­цы. Разрабатываются определенные требования к культуре быта, к личной ги­гиене, гигиене питания, создается система общественного здравоохранения. В системе общественного здравоохранения огромную роль играет непосредствен­ное окружение самого человека, его семья, семейные традиции.

Безусловно, роль экономического и социального благополучия общества очень значима для системы общественного здравоохранения. Ведь если рань­ше, столетия назад, по сути, ни богатый, ни бедный не мог получить реальной квалифицированной медицинской помощи (по современным стандартам), то теперь уровень медицинского обслуживания напрямую зависит от толщины кошелька пациента. Еще полтора десятка лет мы об этом не задумывались. Те­перь все совсем иначе.

Россия в настоящее время находится в переходном периоде, ее экономи­ческое, политическое и социальное устройство отличается нестабильностью. Характерным явлением стало расслоение общества. Соответственно, у пред­ставителей различных слоев свои представления о здоровом образе жизни.

Большое количество семей живет в районе черты бедности, они порой ли­шены необходимого - полноценного питания, благоустроенного жилья, сезон­ной одежды, средств личной гигиены. Такие люди относятся к группе риска, в которую попадает человек, если он находится под воздействием факторов, уг­рожающих его жизни или здоровью.

Новую категорию группы риска составляют члены сверхобеспеченных се­мей, так называемые "новые русские", особенно семей, которые приобрели ка­питал быстро и незаконно. Как правило, в таких семьях низкий уровень образо­вания, культуры, морально-этических представлений при внешнем материаль­ном благополучии создает тяжелый психологический климат и наносит вред как психическому, так и физическому здоровью ее членов.

Однако встречается и другая крайность: в семьях, где здоровье превраща­ется в единственный культ. Каждый шаг расценивается с точки зрения пользы или вреда для физического состояния. Это приводит к травме психики, которая может перерасти в ипохондрию. Ипохондрики не живут, а постоянно отслежи­вают свое состояние здоровья. Они, как правило, эгоистичны, не пользуются уважением и симпатией окружающих. Таким образом, данное семейное воспи­тание наносит вред здоровью личности и делает его членом группы риска.

Итак, образ жизни и создание условий для формирования здоровой жизни каждого человека зависит от пяти социальных факторов:

1) макросоциальный фактор - конкретные исторические условия и куль­турные традиции государства;

2) микросоциальный фактор — экономическое положение отдельной семьи;

3) психосоциальный фактор - место здоровья в иерархии потребностей конкретной семьи;

4) психологический фактор — установки самой личности при определении места здоровья в иерархии потребностей;

5) фактор риска - наличие условий и реальности проявления факторов риска.

 

Образ жизни студенческой молодежи

Повседневная учебная работа, зачетно-экзаменационные сессии с их ин­тенсивной нагрузкой дважды в течение года, учебные и производственные практики - все это требует от студентов не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психофизической подготовленности. Изучение многими исследовате­лями бюджета времени студентов специальных учебных заведений показало, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах, по факультетам (отделениям) и курсам в учебном году значительно ко­леблется. Она определяется конкретными условиями, трудоемкостью и слож­ностью изучаемых дисциплин, уровнем предварительной подготовленности и, конечно, отношением самого студента к учебе.

Установлено, что время на учебные занятия является наиболее стабильным и составляет 6 - 8 ч в день. Время, затрачиваемое на самоподготовку "сред­ним" студентом, колеблется у отдельных молодых людей довольно существен­но, занимая 3 - 5 ч, а в период зачетно-экзаменационной сессии - 8 - 9 ч.

Таким образом, если работники народного хозяйства, имеющие регламен­тированный рабочий день, трудятся 7 - 8 ч, то сумма учебного времени уча­щихся и студентов составляет в среднем 9 - 12 ч в день. Это очень значитель­ная психофизиологическая нагрузка на организм молодого человека, которая показывает, что учебный труд является весьма напряженным.

Но беда еще и в том, что молодые люди часто надеются при этом на достаточ­но быстрое естественное восстановление молодого организма. Эта особенность и на самом деле действует, но нельзя же бесконечно эксплуатировать молодой организм, нарушая элементарные правила режима труда и отдыха. Так, до 60% студентов занимается самоподготовкой к следующему учебному дню в поздние часы, причем до 25% из них приступают к занятиям лишь в 22 - 24 ч! Как след­ствие, у многих - нарушение режима сна. (И это не раз, не два, а все годы обуче­ния в вузе!). У 87% студентов, проживающих в общежитиях, отход ко сну затягивается до 1 - 3 ч ночи. Отсюда - крайне недостаточная продолжительность ноч­ного сна. Сон в норме (от 7 до 8 ч) отмечается лишь у 15% студентов. Кроме того, наблюдается полное пренебрежение к режиму питания: без завтрака уходят на занятия до 21%, около 47% принимают горячую пищу только 2 раза в день.

Все эти варварские перегрузки и "варварское" отношение к своему орга­низму рано или поздно дают о себе знать. Они проявляются в пониженной ра­ботоспособности уже в конце семестра, когда необходима наибольшая моби­лизация сил для успешной проработки всего учебного материала к зачетно-экзаменаиионной сессии. А период экзаменов - это не просто проверка знаний, это проверка работоспособности всего организма молодого человека!

Так, специальные наблюдения показали, что в период экзаменационной сес­сии частота сердцебиения у студентов устойчиво повышается до 80 - 92 уд./мин. против 76 - 80 в период обычных учебных занятий. А в день экзаменов, перед входом в аудиторию, где происходит экзамен, частота сердечных сокращений возрастает до 144 уд./мин., повышается кровяное давление, дыхание становится неравномерным и, следовательно, снижается насыщение крови кислородом. Казалось бы, именно в этот период надо особое внимание обратить на правиль­ный режим труда и отдыха, на применение средств активного отдыха, компен­сирующих малую двигательную активность и большое умственное утомление.

На практике же все наоборот! В период экзаменов буквально "затворниками" становятся около 90% студентов. Их пребывание на открытом воздухе ограничи­вается не более чем 30 минутами вдень. Наблюдается систематическое недосыпа­ние, редкий и нерегулярный прием пищи. А потом кончается экзаменационная сес­сия. Каникулы! Отдых! И именно в это время у некоторых начинаются простуды и другие отклонения в состоянии здоровья. Что это, случайно? Да нет же! Все эти, казалось бы, "обычные" заболевания (грипп, ангина, ОРЗ и т.п.) есть следствие снижения защитных возможностей организма из-за перенапряжения во время сес­сии, результат существенных нарушений должного режима учебного труда и быта, а также следствие общего недостатка двигательной активности.

Вместе с тем, мы можем констатировать и тот факт, что учащиеся и студен­ты, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом и не прерываю­щие занятий даже в период экзаменов, более благополучно для своего здоро­вья проходят эти "подводные рифы" студенческой жизни.

Учебное и свободное время - это неразрывное целое. Не случайно говорят: "Как отдохнешь, так и поработаешь!" Изучение свободного времени студентов по­казало, что оно составляет около 2 — 3 ч в день. Конечно, условия, в которых они живут, учатся и отдыхают, оказывают существенное влияние не только на структу­ру свободного времени, но и на их работоспособность, состояние здоровья.

Социологические исследования показали, что свое свободное время студен­ты специальных учебных заведений используют по-разному: овладевают ценнос­тями духовной культуры, занимаются физической культурой и спортом. Однако остается фактом и то, что у многих доля бесцельного времяпрепровождения в этот период также значительна. И вот здесь, сравнивая бюджет свободного вре­мени студентов, занимающихся и не занимающихся физической культурой и спортом, наглядно видим большую четкость режима труда и отдыха у первых.

В этом плане студенты-спортсмены, которых сама суть спортивной трениров­ки заставляет постоянно следить за состоянием здоровья, уже этим только ставят себя в относительно лучшие условия. Сознательно следуя правилам здорового об­раза жизни, спортсмены реже нарушают режим сна и питания, чаще проводят вре­мя на свежем воздухе, поэтому у них и большая гармония между умственными и физическими нагрузками. Их не надо убеждать во вреде курения, алкоголя, по­скольку они прекрасно знают, как это может отразиться на их самочувствии и ра­ботоспособности на беговой дорожке, борцовском ковре, на футбольном поле на ближайшей же тренировке. В итоге они реже болеют, легче переключаются с од­ного вида деятельности на другой и, несмотря на дополнительные временные и энер­гетические затраты на спортивные тренировки, имеют более высокую психологическую устойчивость к различным стрессовым ситуациям, а также повышенную общую работоспособность в течение всего учебного года.

К сожалению, далеко не все студенты имеют верное представление о самом здоровом образе жизни, многие считают, что достаточно для этого отказаться от вредных привычек. В этом плане интересно мнение известного спортивного специалиста, многолетнего тренера бывшей сборной команды СССР по футбо­лу В.В.Лобановского: "Нас заедает бескультурье. Не потому ли наша молодежь стала брезглива к ценостнобразованиям цивилизации, что с детства не приуче­на закалять волю и тело? Человек, рано познавший эффект культуры физичес­кой, не позволит надругаться над своим организмом. А это уже серьезная пред­посылка для формирования сдержанности и умеренности..."

 

Тест

Оцените, насколько правильный образ жизни Вы ведете, какие ас­пекты Вашего поведения нуждаются в корректировке. Обведите в ан­кете кружком число очков, которое соответствует каждому ответу.

Очки

1. Сколько раз в неделю Вы занимаетесь физкультурой в течение, по крайней мере, 20 минут без перерыва?

- 3 дня или более 10

- 1 или 2 дня 4

- ни разу 0

2. Как часто Вы курите?

- не курю вообще 10

- очень редко 5

- иногда 3

- каждый день 0

3. Какое количество алкоголя вы употребляете?

- не употребляю вообще 10

- не больше одной порции (50 г крепких напитков) в неделю 8

- 2-3 порции в неделю, но не более 2-х в день 6

- 4-6 порций в неделю, но не более 2-х в день 4

- 4-6 порций в неделю, и иногда больше 2-х в день 2

- больше 6-ти порций в неделю 0

4. Сколько раз в неделю Вы завтракаете?

- ни разу 0

- 1 или 2 2

- 3 или 4 4

- 5 или 6 6

- 7 10

5. Как часто Вы перекусываете между основными приемами пищи?

- никогда 0

- 1 или 2 раза в неделю 8

- 3 или 4 раза в неделю 6

- 5 или 7 раз в неделю 4

- 8 или 10 раз в неделю 2

- более 10 раз в неделю 0

6. Как много времени в сутки Вы спите?

- более 10 часов 4

- 9 или 10 часов 8

- 7 или 8 часов 10

- 5 или 6 часов 6

- меньше 5 часов 0

7. Как относится Ваш вес к идеальному весу Вашего роста и пола?

- превышает более чем на 30% 0

- превышает на 21-30% 3

- превышает на 11-20% 6

- не более чем на 10% 10

- ниже на 11-20% 6

- ниже на 21-30% 3

- ниже более чем на 30% 0

 

Идеальный вес подсчитывается по следующей формуле:

Подсчитайте общее количество очков:

Интерпретация результатов

60-70 очков — Ваше отношение к собственному здоровью следует оценить как отличное (если только в одном из разделов вы не потеряли все 10 очков).

50-59 очков — Вы ведете себя хорошо, но можете и лучше.

40-49 очков — Ваше поведение следует оценивать как удовлетворитель­ное; многое следовало бы изменить.

30-39 очков — Вы весьма посредственно относитесь к своему здоровью; при правильном образе жизни Вы могли бы получать от жизни больше удовольствия.

Меньше 30 очков — Вы серьезно пренебрегаете своим здоровьем; без вся­кого сомнения, Вы заслуживаете лучшего к себе отношения.

 

Глава 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.061 с.)