Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирования. Образ жизни студенческой молодежи↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Таким образом, здоровье человека — это его способность сохранять соответствующие возрасту и полу психическую и физиологическую устойчивость в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Природа снабдила от рождения организм человека способностью к саморегуляции и поддержанию жизни с большим запасом прочности, дальнейшая его жизнь будет зависеть от того, как он распорядится природным даром, то есть от его образа жизни. Если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% — от факторов внешней среды, т.е. от экологии, 10% — от здравоохранения, а 50% здоровья зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Здоровый образ жизни — это качество и стиль жизни, в котором преломляется жизнедеятельность человека по отношению к укреплению своего здоровья. Здоровый образ жизни включает трудовую, физическую, производственную, социально-культурную, общественно-политическую и иную активность человека. В нем различают социально-гигиенические нормы жизни, устойчивость к факторам риска, психическую стабильность организма. Интеллектуальное и творческое развитие, широкий круг друзей и знакомых, дружная семья, дети являются неотъемлемой частью здорового образа жизни. Образ жизни — это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Под взаимоотношениями подразумевается сложный комплекс действий и переживаний, наличие полезных или вредных привычек. К факторам внешней среды относятся: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, слух, обоняние, осязание) факторы. Образ жизни человека зависит от пола, возраста, состояния здоровья, условий обитания (климат, жилище), экологических условий (питание, одежда, работа, отдых), наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание), отсутствия вредных привычек (курение, пьянство, гиподинамия). Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. В основе формирования здорового образа жизни могут лежать следующие мотивы: - самосохранение — человек не совершает определенные действия, так как они угрожают его жизни; - подчинение правилам культуры и быта — человек подчиняется правилам культуры и быта, чтобы быть равноправным членом общества, в котором живет; - получение удовлетворения от самосовершенствования — ощущение здоровья приносит человеку радость, поэтому он делает все, чтобы испытать это чувство; - возможность для самосовершенствования — здоровый человек сможет - сексуальная реализация — здоровье дает человеку возможность для сексуальной гармонии; - достижение максимально возможной комфортности.
Основные составляющие здорового образа жизни Образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимонезаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. Основными факторами, обеспечивающими возможности конкретной личности для здорового образа жизни, являются способность к рефлексии, состояние среды обитания (пространство), приемлемый режим труда и отдыха. Рефлексия — это способность к размышлению, самонаблюдению, самопознанию, осмыслению своих действий. Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознаны. Здоровый образ жизни требует от человека волевых усилий и осмысления поступков, прогнозирования последствий как для себя лично, так и для других людей, в том числе возможного потомства. Последнее особенно важно, так как от здоровья конкретно существующего поколения зависит здоровье и счастье последующего. Пространство, которое влияет на здоровье, — это климатическая зона и жилище. У здорового человека есть компенсаторные механизмы, позволяющие быстро адаптироваться к новым климатическим условиям. Микроклимат жилища характеризуется следующими показателями: температурой (в норме от + 17 до +22°С); влажностью (в холодном климатическом поясе — 30%, в умеренном — 45%, в теплом — 65%); нормой жилой площади (в России средняя гигиеническая норма — 12 м2 на человека); концентрацией кислорода и углекислого газа в помещении (норма кислорода во вдыхаемом воздухе — 21 %, углекислого газа 0,04%). Разумный режим труда и отдыха — важный фактор здорового образа жизни, поскольку в основном жизнь человека проходит в чередовании труда и отдыха. Труд бывает умственный и физический, отдых — активный и пассивный. Активный отдых — это переключение с одного вида деятельности на другой. Пассивный отдых - это когда человек ничего не делает, а только спокойно лежит или спит. Универсального для всех режима труда и отдыха нет и не может быть. Жесткие рамки режима ведут к стрессу. По современным представлениям, в понятие здоровый образ жизни входят следующие составляющие: положительные эмоции, рациональное питание, оптимальный двигательный режим, закаливание, личная гигиена, отказ от вредных пристрастий (курение, злоупотребление алкоголем и употребление наркотиков), упорядоченные половые отношения. Итак, образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в благоприятных психических и физических условиях, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах. Социальные условия формирования здорового образа жизни Культурная история человечества изучена, в основном, за последние пять тысяч лет. Большая часть исследований представляет сведения по развитию точных наук и становлению материальной культуры. Сведения по изучению самого человека, его анатомии, физиологии, основам здравоохранения весьма отрывочны, неполны и противоречивы. Со II до XIV — XV вв. в Европе проповедовалось отречение от собственного тела как греховной плоти. Презрение к плоти, самоистязание и самобичевание признавались благими деяниями. О здоровом образе жизни в эпоху раннего и позднего средневековья нельзя было упоминать под страхом отлучения от церкви и публичной казни. Результатом такого неуважения к физиологической сущности человека стало падение общей санитарной культуры, рост числа болезней, в том числе и инфекционных. Чума в Европе свирепствовала в течение четырехсот лет, в результате чего население континента к XIV в. уменьшилось на четверть. В XV в. Европа вступает в эпоху Возрождения. Вместе с восстановлением культурных традиций античной цивилизации восстанавливается и культура быта. На смену мрачным, холодным, плохо освещаемым и проветриваемым средневековым замкам приходят полные солнечного света и тепла дворцы. Разрабатываются определенные требования к культуре быта, к личной гигиене, гигиене питания, создается система общественного здравоохранения. В системе общественного здравоохранения огромную роль играет непосредственное окружение самого человека, его семья, семейные традиции. Безусловно, роль экономического и социального благополучия общества очень значима для системы общественного здравоохранения. Ведь если раньше, столетия назад, по сути, ни богатый, ни бедный не мог получить реальной квалифицированной медицинской помощи (по современным стандартам), то теперь уровень медицинского обслуживания напрямую зависит от толщины кошелька пациента. Еще полтора десятка лет мы об этом не задумывались. Теперь все совсем иначе. Россия в настоящее время находится в переходном периоде, ее экономическое, политическое и социальное устройство отличается нестабильностью. Характерным явлением стало расслоение общества. Соответственно, у представителей различных слоев свои представления о здоровом образе жизни. Большое количество семей живет в районе черты бедности, они порой лишены необходимого - полноценного питания, благоустроенного жилья, сезонной одежды, средств личной гигиены. Такие люди относятся к группе риска, в которую попадает человек, если он находится под воздействием факторов, угрожающих его жизни или здоровью. Новую категорию группы риска составляют члены сверхобеспеченных семей, так называемые "новые русские", особенно семей, которые приобрели капитал быстро и незаконно. Как правило, в таких семьях низкий уровень образования, культуры, морально-этических представлений при внешнем материальном благополучии создает тяжелый психологический климат и наносит вред как психическому, так и физическому здоровью ее членов. Однако встречается и другая крайность: в семьях, где здоровье превращается в единственный культ. Каждый шаг расценивается с точки зрения пользы или вреда для физического состояния. Это приводит к травме психики, которая может перерасти в ипохондрию. Ипохондрики не живут, а постоянно отслеживают свое состояние здоровья. Они, как правило, эгоистичны, не пользуются уважением и симпатией окружающих. Таким образом, данное семейное воспитание наносит вред здоровью личности и делает его членом группы риска. Итак, образ жизни и создание условий для формирования здоровой жизни каждого человека зависит от пяти социальных факторов: 1) макросоциальный фактор - конкретные исторические условия и культурные традиции государства; 2) микросоциальный фактор — экономическое положение отдельной семьи; 3) психосоциальный фактор - место здоровья в иерархии потребностей конкретной семьи; 4) психологический фактор — установки самой личности при определении места здоровья в иерархии потребностей; 5) фактор риска - наличие условий и реальности проявления факторов риска.
Образ жизни студенческой молодежи Повседневная учебная работа, зачетно-экзаменационные сессии с их интенсивной нагрузкой дважды в течение года, учебные и производственные практики - все это требует от студентов не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психофизической подготовленности. Изучение многими исследователями бюджета времени студентов специальных учебных заведений показало, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах, по факультетам (отделениям) и курсам в учебном году значительно колеблется. Она определяется конкретными условиями, трудоемкостью и сложностью изучаемых дисциплин, уровнем предварительной подготовленности и, конечно, отношением самого студента к учебе. Установлено, что время на учебные занятия является наиболее стабильным и составляет 6 - 8 ч в день. Время, затрачиваемое на самоподготовку "средним" студентом, колеблется у отдельных молодых людей довольно существенно, занимая 3 - 5 ч, а в период зачетно-экзаменационной сессии - 8 - 9 ч. Таким образом, если работники народного хозяйства, имеющие регламентированный рабочий день, трудятся 7 - 8 ч, то сумма учебного времени учащихся и студентов составляет в среднем 9 - 12 ч в день. Это очень значительная психофизиологическая нагрузка на организм молодого человека, которая показывает, что учебный труд является весьма напряженным. Но беда еще и в том, что молодые люди часто надеются при этом на достаточно быстрое естественное восстановление молодого организма. Эта особенность и на самом деле действует, но нельзя же бесконечно эксплуатировать молодой организм, нарушая элементарные правила режима труда и отдыха. Так, до 60% студентов занимается самоподготовкой к следующему учебному дню в поздние часы, причем до 25% из них приступают к занятиям лишь в 22 - 24 ч! Как следствие, у многих - нарушение режима сна. (И это не раз, не два, а все годы обучения в вузе!). У 87% студентов, проживающих в общежитиях, отход ко сну затягивается до 1 - 3 ч ночи. Отсюда - крайне недостаточная продолжительность ночного сна. Сон в норме (от 7 до 8 ч) отмечается лишь у 15% студентов. Кроме того, наблюдается полное пренебрежение к режиму питания: без завтрака уходят на занятия до 21%, около 47% принимают горячую пищу только 2 раза в день. Все эти варварские перегрузки и "варварское" отношение к своему организму рано или поздно дают о себе знать. Они проявляются в пониженной работоспособности уже в конце семестра, когда необходима наибольшая мобилизация сил для успешной проработки всего учебного материала к зачетно-экзаменаиионной сессии. А период экзаменов - это не просто проверка знаний, это проверка работоспособности всего организма молодого человека! Так, специальные наблюдения показали, что в период экзаменационной сессии частота сердцебиения у студентов устойчиво повышается до 80 - 92 уд./мин. против 76 - 80 в период обычных учебных занятий. А в день экзаменов, перед входом в аудиторию, где происходит экзамен, частота сердечных сокращений возрастает до 144 уд./мин., повышается кровяное давление, дыхание становится неравномерным и, следовательно, снижается насыщение крови кислородом. Казалось бы, именно в этот период надо особое внимание обратить на правильный режим труда и отдыха, на применение средств активного отдыха, компенсирующих малую двигательную активность и большое умственное утомление. На практике же все наоборот! В период экзаменов буквально "затворниками" становятся около 90% студентов. Их пребывание на открытом воздухе ограничивается не более чем 30 минутами вдень. Наблюдается систематическое недосыпание, редкий и нерегулярный прием пищи. А потом кончается экзаменационная сессия. Каникулы! Отдых! И именно в это время у некоторых начинаются простуды и другие отклонения в состоянии здоровья. Что это, случайно? Да нет же! Все эти, казалось бы, "обычные" заболевания (грипп, ангина, ОРЗ и т.п.) есть следствие снижения защитных возможностей организма из-за перенапряжения во время сессии, результат существенных нарушений должного режима учебного труда и быта, а также следствие общего недостатка двигательной активности. Вместе с тем, мы можем констатировать и тот факт, что учащиеся и студенты, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом и не прерывающие занятий даже в период экзаменов, более благополучно для своего здоровья проходят эти "подводные рифы" студенческой жизни. Учебное и свободное время - это неразрывное целое. Не случайно говорят: "Как отдохнешь, так и поработаешь!" Изучение свободного времени студентов показало, что оно составляет около 2 — 3 ч в день. Конечно, условия, в которых они живут, учатся и отдыхают, оказывают существенное влияние не только на структуру свободного времени, но и на их работоспособность, состояние здоровья. Социологические исследования показали, что свое свободное время студенты специальных учебных заведений используют по-разному: овладевают ценностями духовной культуры, занимаются физической культурой и спортом. Однако остается фактом и то, что у многих доля бесцельного времяпрепровождения в этот период также значительна. И вот здесь, сравнивая бюджет свободного времени студентов, занимающихся и не занимающихся физической культурой и спортом, наглядно видим большую четкость режима труда и отдыха у первых. В этом плане студенты-спортсмены, которых сама суть спортивной тренировки заставляет постоянно следить за состоянием здоровья, уже этим только ставят себя в относительно лучшие условия. Сознательно следуя правилам здорового образа жизни, спортсмены реже нарушают режим сна и питания, чаще проводят время на свежем воздухе, поэтому у них и большая гармония между умственными и физическими нагрузками. Их не надо убеждать во вреде курения, алкоголя, поскольку они прекрасно знают, как это может отразиться на их самочувствии и работоспособности на беговой дорожке, борцовском ковре, на футбольном поле на ближайшей же тренировке. В итоге они реже болеют, легче переключаются с одного вида деятельности на другой и, несмотря на дополнительные временные и энергетические затраты на спортивные тренировки, имеют более высокую психологическую устойчивость к различным стрессовым ситуациям, а также повышенную общую работоспособность в течение всего учебного года. К сожалению, далеко не все студенты имеют верное представление о самом здоровом образе жизни, многие считают, что достаточно для этого отказаться от вредных привычек. В этом плане интересно мнение известного спортивного специалиста, многолетнего тренера бывшей сборной команды СССР по футболу В.В.Лобановского: "Нас заедает бескультурье. Не потому ли наша молодежь стала брезглива к ценостнобразованиям цивилизации, что с детства не приучена закалять волю и тело? Человек, рано познавший эффект культуры физической, не позволит надругаться над своим организмом. А это уже серьезная предпосылка для формирования сдержанности и умеренности..."
Тест Оцените, насколько правильный образ жизни Вы ведете, какие аспекты Вашего поведения нуждаются в корректировке. Обведите в анкете кружком число очков, которое соответствует каждому ответу. Очки 1. Сколько раз в неделю Вы занимаетесь физкультурой в течение, по крайней мере, 20 минут без перерыва? - 3 дня или более 10 - 1 или 2 дня 4 - ни разу 0 2. Как часто Вы курите? - не курю вообще 10 - очень редко 5 - иногда 3 - каждый день 0 3. Какое количество алкоголя вы употребляете? - не употребляю вообще 10 - не больше одной порции (50 г крепких напитков) в неделю 8 - 2-3 порции в неделю, но не более 2-х в день 6 - 4-6 порций в неделю, но не более 2-х в день 4 - 4-6 порций в неделю, и иногда больше 2-х в день 2 - больше 6-ти порций в неделю 0 4. Сколько раз в неделю Вы завтракаете? - ни разу 0 - 1 или 2 2 - 3 или 4 4 - 5 или 6 6 - 7 10 5. Как часто Вы перекусываете между основными приемами пищи? - никогда 0 - 1 или 2 раза в неделю 8 - 3 или 4 раза в неделю 6 - 5 или 7 раз в неделю 4 - 8 или 10 раз в неделю 2 - более 10 раз в неделю 0 6. Как много времени в сутки Вы спите? - более 10 часов 4 - 9 или 10 часов 8 - 7 или 8 часов 10 - 5 или 6 часов 6 - меньше 5 часов 0 7. Как относится Ваш вес к идеальному весу Вашего роста и пола? - превышает более чем на 30% 0 - превышает на 21-30% 3 - превышает на 11-20% 6 - не более чем на 10% 10 - ниже на 11-20% 6 - ниже на 21-30% 3 - ниже более чем на 30% 0
Идеальный вес подсчитывается по следующей формуле: Подсчитайте общее количество очков: Интерпретация результатов 60-70 очков — Ваше отношение к собственному здоровью следует оценить как отличное (если только в одном из разделов вы не потеряли все 10 очков). 50-59 очков — Вы ведете себя хорошо, но можете и лучше. 40-49 очков — Ваше поведение следует оценивать как удовлетворительное; многое следовало бы изменить. 30-39 очков — Вы весьма посредственно относитесь к своему здоровью; при правильном образе жизни Вы могли бы получать от жизни больше удовольствия. Меньше 30 очков — Вы серьезно пренебрегаете своим здоровьем; без всякого сомнения, Вы заслуживаете лучшего к себе отношения.
Глава 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.168 (0.014 с.) |