Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стресс и профилактика его негативных последствий↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Стресс-реакция (стресс) является одним из защитно-приспособительных механизмов организма человека, выработавшихся в процессе эволюции как средство сохранения жизни в постоянно меняющихся условиях обитания. Стресс - состояние мобилизации всех сил организма в ответ на новые, жизненно важные воздействия с целью адаптации к ним. Впервые слово стресс в значении потрясения было упомянуто английским поэтом РМаннингом в 1303 году. В XIV столетии термином стресс обозначали приступы боли и горя, истощения, изнеможения, утомления. В 1936 г. канадский ученый Г.Селье, обобщив результаты своих исследований, выдвинул концепцию стресса. По его определению, "стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование". Существует много подходов к проблеме определения сущности стресс-реакции. Наиболее точным является тот, который характеризует стресс, ответную реакцию организма на отсутствие соответствия между ним и средой. На личностном уровне стресс - феномен осознания, возникающий при сравнении требований, предъявленных к личности, с ее способностью справиться с этими требованиями. Природа стресса носит двойственный характер. Он является универсальной ответной реакцией организма на любой достаточно сильный раздражитель (стрессор). Стресс - это не только нервная перегрузка и перенапряжение, но и мощный стимул движения вперед, способствующий совершенствованию психоэмоциональных проявлений человека. С его помощью человек переживает новые, трудные ситуации и полностью адаптируется к ним. Возникновение стресса определяется силой раздражителя, длительностью его действия и повторяемостью. При стрессе реакции организма могут не выходить за пределы нормального функционирования, так как после адаптации он имеет способность к самоограничению. Однако возможен переход стресса в хроническое состояние, называемое дистрессом. Дистресс развивается на фоне нарушения центральных и периферических нервных механизмов, реакций желез внутренней секреции и приводит к поражению любого органа или физиологической системы. В современных условиях психофизического напряжения дистресс является постоянным состоянием многих людей, вызывая душевный дискомфорт и широкий спектр заболеваний. Поэтому очень важным является вопрос о профилактике негативных последствий стресса. Первостепенное значение при этом имеет умение управлять своей психоэмоциональной сферой. Психическая "закалка" позволяет реально оценить стрессовый фактор и определить пути устранения его воздействия, выработать умение предотвращать стрессовые ситуации. Для эффективной профилактики негативных последствий стресса следует четко представлять факторы, вызывающие его появление. Наиболее распространенным является эмоциональный стресс, вызываемый длительными отрицательными эмоциями. Социальными стрессорами сегодня выступают повышенный темп жизни, дефицит времени, энергии, информации. Не следует забывать о вреде конфликтных ситуаций. Большое негативное влияние на психическое здоровье человека оказывает внутренняя неудовлетворенность, чувство одиночества и, самое главное, отсутствие цели в жизни. Все это определяет многообразие способов и приемов профилактики стресса, требующих индивидуального решения в каждом конкретном случае. Выход из стрессового состояния предусматривает обязательное выполнение трех последовательных этапов: 1) выявление стрессора и активное воздействие на него; 2) устранение физиологических последствий стресса; 3) снятие психического напряжения. При возникновении стрессовой ситуации необходимы активные действия по устранению источника стресса с целью наименьших психических и физических потерь организма: уменьшение силы воздействия стрессора, устранение повторяемости стрессовой ситуации и перераспределение временного фактора. Одним из эффективных путей такого воздействия является снижение субъективной значимости стрессового фактора. Снятию психологических механизмов стресса способствует искусство, общение, переключение на любимое занятие, чтение художественной литературы, слушание музыки. Огромную роль в устранений негативных последствий стресса играет трудовая деятельность. Необходимо помнить, что труд - это не только социальная потребность, но и биологическая необходимость. Различные виды физической деятельности являются основным способом устранения физиологических механизмов стресса. Подавить эмоциональную "стрессовую бурю" можно мышечной работой, особенно на свежем воздухе. В результате мышечной работы ликвидируется избыток гормонов, поддерживающих состояние эмоционального перенапряжения. Это приводит к расширению просвета мелких кровеносных сосудов, улучшает работу сердца, выравнивает артериальное давление, снижает возбудимость нервной системы, нормализует эмоциональное состояние. Отдельными приемами выхода из стрессовых состояний являются реальное планирование дел в соответствии с бюджетом времени, организованность периода работы и отдыха. Большое значение имеет предупреждение конфликтных ситуаций. Это должно являться общей заботой людей в общественных местах, на работе и месте учебы, в семье. Исключить конфликты полностью невозможно, но разумная деятельность в этом направлении может принести ощутимый положительный результат. Лучшей психологической защитой от неуверенности в себе, одиночества являются самосовершенствование, творческий труд, которые создают авторитет и повышают чувство собственного достоинства. Этому также способствуют широкие знания, доброе отношение к людям, чуткость и отзывчивость. Благотворное влияние на психоэмоциональную сферу человека оказывает философия оптимизма. Она заключается в умении находить источник радости в самом себе, в вере хорошего исхода дела, в возможности не огорчаться по пустякам. Оптимист живет по принципу: помнить о хорошем дольше, чем о плохом. Одним из всемогущих способов устранения отрицательных, неприятных переживаний служит эмоциональная реакция, именуемая чувством юмора. В современной медицине существует такой прием, как "смехотерапия". Довольно распространено мнение об алкоголе как средстве борьбы со стрессами. Но алкоголь может лишь облегчить переживание стресса, снижая при этом способность человека к сопротивлению. Далее сам алкоголь становится стрессором и часто служит причиной тяжелых стрессов в результате утраты самоконтроля. Не случайно один из древних ученых отметил: "В бутылке неудовлетворенность ищет утешение, трусость — мужество, а робость — уверенность в себе".
Психологическая тренировка Наиболее популярным и эффективным методом психотерапии, преодоления негативного влияния стресса и управления своими эмоциями является психологическая тренировка. Психотренинг — метод достижения и поддержания высокой психической и физической формы посредством направленного мысленного сосредоточения. Ежедневные упражнения по тренировке и развитию психических функций организма помогают человеку в усвоении новых мыслительных навыков и изменении старых стереотипов поведения. Для овладения методиками психологического тренинга необходима осознанная мотивация, побуждающая к такому виду самовоздействия. Под руководством опытного специалиста необходимо выбрать такую систему психотренинга, которая будет полностью соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям человека. Психорегуляция как одна из наиболее продуктивных и целостных методик тренинга связана с оптимальным режимом жизнедеятельности, физическим развитием и отказом от вредных привычек. Существует немало способов саморегуляции, ряд которых практикуются тысячелетиями (Индия, Китай). Характерной особенностью индийской и тибетской йоги, разновидностей буддизма, школ мусульман-суфиев, китайской цигун-культуры является то, что они выступают как составная часть соответствующего образа жизни, философских и религиозных тенденций, нравственных, психических и физических качеств личности. Это значительно осложняет доступность данных методик для представителей европейских стран. Основой практически всех восточных систем является медитация. Медитация (от лат meditatio - размышляю, обдумываю) — умственное действие, направленное на приведение психики человека в соответствие с углубленной сосредоточенностью. В 60-е годы XX столетия была разработана методика "трансцендентальной медитации", которая облегчила и приспособила технику восточных систем психорегуляции для "западного человека". Сегодня существует возможность овладевания отдельными элементами этих систем и всей техникой под руководством опытных инструкторов. Медитация — это эффективное средство создания расслабленного и восстанавливающего состояния. Целительный эффект ее не требует обязательного достижения особых состояний сознания. Одна из самых трудных задач целенаправленного использования медитации в медицине заключается в устранении мистических, культовых и религиозных обоснований, в усилении ее терапевтического свойства. Медитацию используют не только в лечебных целях, но и для укрепления всего организма. Согласно философии йоги, человек обязан стремиться к здоровью, ибо быть здоровым — не эгоистическое стремление, а долг перед окружающими. Одной из широко распространенных европейских систем психорегуляции является аутогенная тренировка. Основоположником аутогенной тренировки (аутотренинга) является берлинский невропатолог Иоганн Шульц. В 1908 году он впервые предложил комплекс упражнений, основанный на принципе самовнушения. Под термином "ауто" понимаются процессы, совершающиеся в нашем организме автоматически, помимо нашей воли, например, учащение сердечных сокращений в ответ на повышение интенсивности физической работы. Аутогенная ("самовоспроизводимая") тренировка - способ активного психотерапевтического воздействия на автоматические процессы организма: управление кровотоком и теплоотдачей, регуляцию дыхания, ритм работы сердца и другие. Сущность метода заключается в самовнушении на фоне мышечного расслабления. Произвольное расслабление мышц — релаксация — основано на способности человека мысленно "отключать" мышцы от импульсов, идущих от двигательного центра головного мозга. Это вызывает торможение в соответствующих участках коры, что является важнейшим условием полноценного отдыха. На фоне мышечного расслабления и регулируемого дыхания с помощью зрительного представления, сосредоточения воображения и самовнушения можно
активно управлять высшими психическими функциями, укреплять силу воли, улучшать внимание, повышать устойчивость организма к физическим и нервно-психическим перегрузкам. Аутогенная тренировка способствует регуляции эмоциональных проявлений, снимает усталость, перенапряжение, значительно устраняетили ослабляет влияние психотравмирующих факторов. Она является эффективным способом восстановления работоспособности при умственном утомлении. Существуют различные варианты методик аутотренинга. Для самостоятельного обучения необходимо выбирать несложные методики, подходящие для домашних условий. В них заложены доступные для широкого круга людей приемы, способствующие восстановлению душевного покоя, снятию усталости и перенапряжения. Коррекция психофизиологических процессов должна осуществляться под руководством врача. Для успешного проведения аутотренинга необходимо спокойное состояние занимающегося. В начале занятия следует постараться "отключить" все тревожные и волнующие мысли, достигнув состояния максимального психического покоя. Для этого в формулы самовнушения вводятся фразы типа: "Я совершенно спокоен, мое сердце бьется спокойно, дыхание ровное..." Для овладения аутогенной тренировкой требуется 2-3 месяца ежедневных занятий. Одно занятие занимает от 5 до 15 минут. Лучшее время для их проведения - утро, время пробуждения, и вечер - в постели перед сном. Дремотное состояние обычно связано с заторможенными процессами коры головного мозга, что облегчает нервно-мышечное расслабление. Для достижения максимального эффекта необходимы положительный психоэмоциональный настрой, ежедневные занятия независимо от общего самочувствия и желания. Тренирующийся должен быть убежден в эффективности аутотренинга. Очень важно выполнять упражнения, образно представляя себе содержание мысленных самовнушений. Перед тренировкой надо устранить все, что может помешать полному мышечному расслаблению и вызвать раздражение. Одежда должна быть свободной и нигде не стягивать тело. В начале обучения, пока еще не выработались прочные навыки, необходимо Устранить или ослабить действие отвлекающих факторов: яркого света, шума, посторонних разговоров. Температура в помещении должна быть оптимальной. Занятия нужно начинать не раньше, чем через 1,5 - 2 часа после принятия пищи. Аутогенная тренировка делится на несколько этапов: 1 этап: освоение поз релаксации. Используются три основные позы: - полусидя в кресле. Все тело расслаблено, обе руки, чуть согнутые в локтевых суставах, лежат ладонями и предплечьями на подлокотниках или бедрах, ноги свободно расставлены; - лежа на спине. Голова слегка приподнята (под нее подкладывается низкая подушка), руки чуть-чуть согнуты в локтевых суставах, свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз; - сидя — кучерская поза. Испытуемый сидит на крае стула, спина свободно согнута, голова слегка опущена; предплечья лежат на бедрах, кисти расслаблено опущены вниз. Необходимо овладеть всеми позами, начав тренировки с позы лежа. 2 этап: управление ритмом дыхания. Дыхание должно быть ровным, спокойным, в автоматическом режиме поддержания необходимого ритма. Для успокоения используется короткий вдох и длительный выдох, для активизации - длительный вдох и короткий выдох. 3 этап: управление вниманием и чувственными образами. При этом вызываются и удерживаются представления, связанные с различными ощущениями при расслаблении тех или иных частей тела. Большое значение придается развитию ощущений тепла и тяжести. Параллельно происходит выработка навыков 4 этап: словесное внушение. Словесные формулировки должны быть достаточно короткими, утвердительными и соответствовать ритму дыхания. Они произносятся мысленно с приемлемой для себя интонацией. Подбираются так, чтобы вызвать зрительные представления, связанные с ощущениями. 5 этап: регуляция мышечного тонуса. Это завершающий этап овладения аутотренингом, эффективен только после прохождения всех предыдущих ступеней. Различают три фазы мышечной регуляции: - первая фаза — последовательная работа мышц по принципу напряжение — расслабление. По словесной команде сначала напрягается та или иная группа мышц, а затем расслабляется. При этом явственно ощущается контраст состояния расслабленной мышцы и напряженной; - вторая фаза — произвольное полное расслабление мышц тела по мысленному сигналу; - третья фаза — мысленное расслабление по словесной команде. В отдельных случаях в начале аутогенной тренировки используют дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Навык расслабления следует тренировать в повседневной жизни. Овладев аутогенной тренировкой, можно ее использовать в городском транспорте, на прогулке, во время неприятного разговора и т.д. Десятиминутная релаксация в короткий перерыв на работе повышает работоспособность, снимая чувство усталости и напряжения. При расслаблении 2-3 раза в день у человека восстанавливается оптимальный режим деятельности, снижается нервное и физическое утомление.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.117.53 (0.011 с.) |