Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоциональная сфера и ее регуляцияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Она выполняет ряд функций, таких как стимулирующая, регуляторная, устранения информационного дефицита, основной среди которых является оценочная. Любое переживание — это оценка процесса удовлетворения какой-либо потребности индивида. Чувство — это оценка возможности конкретного объекта удовлетворить данную потребность индивида. До сих пор существует достаточно много проблем в объяснении эмоциональной сущности человека. Это касается и причин возникновения эмоций и чувств. Согласно достаточно популярной информационной теории П.В.Симонова, эмоциональные проявления человека (Э) можно выразить следующим образом: Э = - П (Ин - Ис), где П — неудовлетворенная потребность; Ин — прогностически необходимая информация для организации действий; по удовлетворению данной потребности; Ис — существующая информация. Если при этом потребность удовлетворяется или может быть удовлетворена, рождаются положительные переживания и чувства, если нет — отрицательные. Существующая условная классификация распределяетвсе потребности человека на три большие группы: 1. Витальные — потребности биологического порядка: в нище, сне, воде, в продолжении рода и др. 2. Социальные — потребности принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное положение, пользоваться вниманием и уважением, следовать определенным общественным нормам. 3. Идеальные — потребности познания себя и окружающего мира, смысла и значения своего существования и др. Многообразие потребностей человека и их сочетаний обусловливают, в свою очередь, большое количество объектов и форм удовлетворения, которые определяются воспитанием, морально-нравственным качествами личности и потребностями общества. Выделяют девять основных эмоциональных состояний, каждое из которых может иметь разную силу и длительность: удовольствие - радость (первое -умеренное состояние, второе — высокая степень эмоционального возбуждения); интерес — ажиотаж; дистресс — горе; отвращение — омерзение; гнев — ярость, пренебрежение - презрение; удивление — испуг; стыд, робость - унижение; страх — ужас. Переживания человека делятся на эмоции и эмоциональные состояния. Эмоции — кратковременные переживания различной силы, сменяющие друг друга вслед за изменением ситуации. Эмоции — это комплекс соматических и вегетативных реакций, выражающих отношение человека к внешнему миру и самому себе. Соматический компонент эмоций выражается в характерном поведении, мимике, жестах, позе, изменении тонуса, сокращении скелетной мускулатуры. Он вызывает изменение подвижности век и глазного яблока. Вегетативные выражения эмоций подчиняются воле человека и могут отражаться на работе практически всех органов и систем. Все эти изменения не являются случайным набором физиологических признаков, а выступают целостной реакцией организма, характеризующей определенное эмоциональное проявление. Эмоции влияют на деятельность сердечно-сосудистой системы, изменяя ритм сердцебиения, артериальное давление, кровоток. Они вызывают нарушения ритма дыхания, соотношения длительности вдоха и выдоха. На эмоции реагирует вся пищеварительная система. При этом возникает торможение двигательной активности пищеварительного тракта, тошнота, угнетение слюноотделения, нарушение секреции и моторики желудка. Они изменяют обмен веществ, состав и свойства крови. Вегетативные реакции могут вызвать и положительные эмоции, но, в отличие от отрицательных, они не приводят к нарушениям физиологических функций. Эмоции одного и того же типа могут вызывать различные состояния у разных людей. Так, известно, что у одних гнев подавляет аппетит, а у других — увеличивает его. Страх может вызвать как прилив деятельности и активности, так и состояние оцепенения. По характеру изменений в течении физиологических процессов эмоции подразделяются на стенические и астенические. Для первых характерны внутренний подъем, воодушевление, для вторых — снижение жизнедеятельности, беспокойство, душевная подавленность. Предельно кратковременные, бурно протекающие эмоции, связанные с двигательной активностью, называются аффектами. Это могут быть состояния ужаса, испуга, ярости, восторга и другие. Аффект является "эмоциональным взрывом", при котором человек может полностью терять контроль над своими действиями. Эмоциональные состояния — более длительные переживания, характеризующиеся определенной устойчивостью после смены породившей их ситуации. К ним относятся страсть и настроение. Страсть — достаточно продолжительное и средне выраженное эмоциональное состояние, которое подчиняет себе основную направленность мыслей и поступков человека и стимулирует его активную деятельность к удовлетворению совершенно определенных желаний. Настроение — наиболее длительное, но наименее выраженное эмоциональное состояние, равнодействующая многих переживаний и чувств, которая служит своеобразным фоном и окрашивает дальнейшее поведение человека. Данное эмоциональное состояние оказывает заметное влияние на общий тонус и жизнедеятельность человека. Необходимо помнить, что возникновению того или иного настроения способствует определенная причина. Особым видом эмоциональных состояний является фрустрация. Это подавленное, напряженное и тревожное состояние, возникающее при появлении препятствий на пути к поставленной цели. Ее возникновение может способствовать как отказу от цели, так и достаточно агрессивным действиям по устранению возникшего барьера, а иногда и попытке компромиссного решения. Чувства, в отличие от эмоций и эмоциональных состояний, являются относительно стабильным компонентом эмоциональной сферы человека. Они способны сохраняться длительное время и вне контакта индивида с объектом его чувств. Решающим условием сохранения чувств является наличие у объекта возможности удовлетворения потребности. По мере снижения потенциала удовлетворения чувства могут угасать и совершенно исчезать. Выделяют: - социальные чувства (чести, долга, солидарности и т.п.); - эстетические чувства (прекрасного, возвышенного и т.п.); - связанные с понятием собственности (чувства обладания, потери, желания поделиться и т.п.); - низшие чувства (голод, боль, жажда и т.п.). В основу деления чувств на положительные, отрицательные и нейтральные, как и деления эмоций, положена связь между потребностью и степенью ее удовлетворения. К группе положительных чувств относятся любовь, благодарность, ликование, доверие и др., отрицательных — тоска, тревога, злость, ревность, раскаяние и др. Нейтральные чувства представлены безразличием, удивлением, любопытством. Так, злорадство, чувство удовлетворенной мести, самодовольство относятся к положительным психическим проявлениям, так как вызывают в организме стенические реакции, а сострадание и сожаление — к отрицательным, так как приводят к появлению астенических признаков. Регуляция эмоциональной сферы — это умение человека выражать эмоции и чувства адекватно возникшей ситуации. Осознанная система мотиваций, активность личности, твердость характера, психологическая стабильность позволяют в полной мере управлять эмоциональными переживаниями, добиваться положительного эмоционального фона основных сфер жизнедеятельности. Положительные переживания и чувства являются для человека стимулом, конечной целью его жизнедеятельности. Поэтому не следует недооценивать стимулирующую и регуляторную функции эмоциональной сферы, которые выступают в качестве средства регуляции эмоций и чувств. Положительные эмоциональные проявления, обеспечивая постоянное взаимодействие человека с объектом его чувств, позволяют более эффективно выполнять ту или иную программу деятельности. Отрицательные, побуждая избегать контактов с вызвавшими их объектами, рождают направленные действия по изменению процесса удовлетворения данной потребности или полного отказа от нее. Информационный комфорт, удовлетворение духовных и материальных запросов, оптимальный уровень межличностных отношений имеют особое значение для регуляции эмоционального фона человека. Не следует забывать и о типах высшей нервной деятельности — темпераменте), которые определяют степень напряженности переживаний и силу эмоций в конкретных ситуациях. Необходимо помнить о том, что одинаково вредны любые крайности в регуляции эмоциональных проявлений. Недопустимы бесконтрольные эмоциональные состояния, вызывающие конфликтные ситуации и дезорганизацию личности, сильно ухудшающие общее состояние здоровья и приводящие к появлению психических расстройств. В то же время попытки максимального сдерживания, полного контроля за любыми эмоциями могут привести к серьезным негативным последствиям. Следует всегда помнить, что гормональные изменения организма, возникающие при любом эмоциональном переживании, в конечном счете, все равно приведут к психической разрядке. Очень важным является наличие максимальной информации о переживаемой ситуации. Необходимо научиться различать причины и следствия возникшего состояния. При возникновении фрустрации следует срочно решить проблему. Аффекты легче предотвратить своевременным снятием эмоционального напряжения. Развернувшийся аффект остановить практически невозможно. Для устранения плохого настроения следует вспомнить его причину, переосмыслить ее или устранить воздействующий фактор. Наиболее трудно регуляции поддаются чувства. Следует знать, что воздействовать на них можно только через "потенциал" удовлетворения потребности. Чем выше этот потенциал, тем более сильные чувства испытывает человек и наоборот. Эффективными методами устранения отрицательных эмоций являются коллективные сопереживания, активная помощь в переосмыслении и переоценке возникшей ситуации, перенесение внимания, на жизненно важные потребности. Частными приемами и средствами могут выступать физическая нагрузка, трудовая деятельность, общение, хобби, музыка, литература и другие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.207 (0.009 с.) |