Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика физического здоровьяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Напомним, что здоровье — это не только отсутствие болезней, определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия. Исходя из концепции физического (соматического) здоровья (ГЛ.Лпанасенко, 1988), основным его критерием следует считать энергопотенциал биосистемы, поскольку жизнедеятельность любого живого организма зависит от возможности потребления энергии из окружающей среды, ее аккумуляции и мобилизации для обеспечения физиологических функций. По В.И.Вернадскому, организм представляет собой открытую термодинамическую систему, устойчивость которой (жизнеспособность) определяется ее энергопотенциалом. Чем больше мощность и емкость реализуемого энергопотенциала, а также эффективность его расходования, тем выше уровень здоровья индивида. Так как доля аэробной энергопродукции является преобладающей в общей сумме энергопотенциала, то именно максимальная величина аэробных возможностей организма является основным критерием его физического здоровья и жизнеспособности. Такое понятие биологической сущности здоровья полностью соответствует нашим представлениям об аэробной производительности, которая является физиологической основой общей выносливости и физической работоспособности (их величина детерминирована функциональными резервами основных систем жизнеобеспечения-кровообращения и дыхания). Таким образом, основным критерием здоровья следует считать величину максимального потребления кислорода (МПК) данного индивида. Именно МПК является количественным выражением уровня здоровья, показателем "количества" здоровья. Помимо МПК, важным показателем аэробных возможностей организма является уровень порога анаэробного обмена (ПАНО), который отражает эффективность аэробного процесса. ПАНО соответствует такой интенсивности мышечной деятельности, при которой кислорода уже явно не хватает для полного энергообеспечения, резко усиливаются процессы бескислородного (анаэробного) образования энергии путем расщепления веществ, богатых энергией (креатин фосфата и гликогена мышц), и накопления молочной кислоты. При интенсивности работы на уровне ПАНО концентрация молочной кислоты в крови возрастает от 2,0 до 4,0 моль/л, что является биохимическим критерием ПАНО. Величина МПК характеризует мощность аэробного процесса, т.е. количество кислорода, которое организм способен усвоить (потребить) в единицу времени (за 1 мин.). Она зависит в основном от двух факторов: функции кислородтранспортной системы и способности работающих скелетных мышц усваивать кислород в крови (количество кислорода, которое может связать 100 мл артериальной крови при соединении его с гемоглобином), в зависимости от уровня тренированности колеблется в пределах от 18до25мл. В венозной крови, оттекшей от работающих мышц, содержится не более 6 - 12 мл кислорода (на 100 мл крови). Это означает, что высококвалифицированные спортсмены при напряженной работе могут потреблять до 15-18 мл кислорода из каждых 100 мл крови. Если учесть, что при тренировке на выносливость у бегунов и лыжников минутный объем крови может возрастать до 30-35 л/мин., то указанное количество крови обеспечит доставку к работающим мышцам кислорода и его потребление до 5,0-6,0 л/мин, - это и есть величина МПК. Наиболее важным фактором, определяющим и лимитирующим величину максимальной аэробной производительности, является кислородтранспортная функция крови, которая зависит от кислородной емкости крови, а также сократительной и "насосной" функции сердца, определяющей эффективность кровообращения. Не менее важную роль играют и сами "потребители" кислорода - работающие скелетные мышцы. По своей структуре и функциональным возможностям различают два типа мышечных волокон - быстрые и медленные. Быстрые (белые) мышечные волокна — это толстые волокна, способные развивать большую силу и скорость мышечного сокращения, но не приспособленные к длительной работе на выносливость. В быстрых волокнах преобладают анаэробные механизмы энергообеспечения. Медленные (красные) волокна приспособлены к длительной мало интенсивной работе - за счет большого числа кровеносных капилляров, содержания миоглобина (мышечного гемоглобина) и большей активности окислительных ферментов. Это окислительные мышечные клетки, энергообеспечение которых осуществляется аэробным путем (за счет потребления кислорода). Поскольку состав мышечных волокон в основном генетически обусловлен, при выборе спортивной специализации этот фактор должен обязательно учитываться. Так, у бегунов на длинные дистанции и марафонцев мышцы нижних конечностей на 70 — 80% состоят из медленных окислительных волокон и только на 20 — 30% — из быстрых анаэробных. У бегунов-спринтеров, прыгунов и метателей соотношение состава мышечных волокон противоположное. Еще одна составляющая аэробной производительности организма — запасы основного энергетического субстрата (мышечного гликогена), которые определяют емкость аэробного процесса, т.е. способность длительное время поддерживать уровень потребления кислорода, близкий к максимальному. Это так называемое время удержания МПК. Запасы гликогена в скелетных мышцах у нетренированных людей составляют около 1,4%, а у мастеров спорта — 2,2%. Они могут увеличиваться под влиянием тренировки на выносливость от 200 до 300 - 400 г, что эквивалентно 1200 - 1600 ккал энергии (1 г углеводов при окислении дает 4,1 ккал). Максимальные значения аэробной мощности отмечены у бегунов па длинные дистанции и лыжников, а емкости — у марафонцев и велосипедистов-шоссейников, т.е. в таких видах спорта, которые требуют максимальной продолжительности мышечной деятельности. Связь между аэробными возможностями организма и состоянием здоровья впервые была обнаружена американским врачом Купером (1970). Он доказал, что люди, имеющие уровень МПК 42 мл/мин./кг и выше, не страдают хроническими заболеваниями и имеют показатели артериального давления в пределах нормы. Более того, была установлена тесная взаимосвязь величины МПК и факторов риска ИБС: чем выше уровень аэробных возможностей, тем лучше показатели артериального давления, холестеринового обмена и массы тела. Таким образом, эндогенные факторы риска ИБС формируются лишь при снижении аэробных возможностей до определенного предела. Предельная (пороговая) величина МПК для мужчин 42 мл/мин./кг, для женщин - 35 мл/ мин./кг, что обозначается как безопасный уровень соматического здоровья. Имеются данные, что величина аэробных возможностей может служить весьма информативным критерием прогнозирования смерти не только от сердечно-сосудистых заболеваний, но и в результате злокачественных новообразований (Б.М.Липовецкий, 1985). В связи с этим в настоящее время наметилась тенденция количественного подхода к оценке уровня здоровья (Н.М.Амосов, Я.Л.Бендет, 1984). По Н.М.Амосову, "количество" здоровья определяется суммой резервных мощностей кислородтранспортной системы (МПК). В зависимости от величины МПК для нетренированных людей выделяются 5 функциональных классов, или уровней, физического состояния. Абсолютные значения МПК зависят от массы тела, поэтому у женщин эти показатели на 20 — 30% ниже, чем у мужчин. Однако при сравнении относительных показателей на 1 кг массы тела эти различия в значительной степени нивелируются. Представляют интерес данные о величине максимальной аэробной мощности у населения стран с различным уровнем двигательной активности. Наиболее высокие значения МПК отмечаются У жителей Швеции (58 мл/кг) — страны с традиционно высоким уровнем развития массовой физической культуры. На втором месте — американцы (49 мл/кг). Самый низкий показатель аэробной производительности у населения Индии (36,8 мл/кг), большая часть которого склонна к пассивному созерцательному образу жизни. Таковы результаты исследований, выполненных в рамках Международной биологической программы. Для более точного определения уровня физического состояния принято оценивать его по отношению к должным величинам МПК (ДМПК), соответствующим средним значениям нормы для данного возраста и пола. Их можно рассчитать по следующим формулам: для мужчин: ДМПК = 52-(0,25 x возраст), (1) для женщин: ДМПК = 44-(0,20 x возраст) (2) Зная должную величину МПК для данного индивида и его фактическое значение, можно определить %ДМПК:
%ДМПК = МПК/ДМПК*100% (3)
Определение фактической величины МПК прямым методом достаточно сложно, поэтому в массовой физической культуре широкое распространение получили косвенные методы определения максимальной аэробной производительности расчетным путем. Наиболее информативным является тест PWC 170 -физическая работоспособность при пульсе 170 уд./мин. Испытуемому предлагаются две относительно небольшие нагрузки на велоэргометре (по 5 мин. каждая, с интервалом отдыха 3 мин.). В конце каждой нагрузки (по достижении устойчивого состояния) подсчитывается частота сердечных сокращений. Расчет производится по формуле
где N1 — мощность первой нагрузки; N2 — мощность второй нагрузки; f1 — частота сердечных сокращений в конце первой нагрузки; f2 — частота сердечных сокращений в конце второй нагрузки; PWC 170измеряется в кг·м/мин. Расчетная величина МПК (л/мин.) определяется по формуле В.Л.Карпмана для лиц с невысокой степенью тренированности: , где Т — возрастной коэффициент; f — частота сердечных сокращений на 5-й минуте работы; N — мощность нагрузки. На таком же принципе основан тест Астранда-Риммниг. Испытуемый выполняет в течение 5 мин. однократную нагрузку субмаксимальной мощности на велоэргометре (ЧСС — примерно 75% от максимальной) либо в степ-тесте (восхождение на ступеньку высотой 40 см для мужчин и 33 см — для женщин). В конце нагрузки определяется величина ЧСС. Расчет ведется по номограмме Ас-транда-Римминг. Зная мощность выполненной работы и ЧСС, по номограмме можно определить предполагаемый уровень МПК- Так, у обследуемой женщины при мощности нагрузки 600 кг- м/мин. в конце 5-й минуты ЧСС составила 156 уд./мин. На номограмме точки соответствующие мощности 600 кг·м/мин и ЧСС 156 уд./мин. (для женщин) соединяем прямой линией. На пересечении ее с линией МПК находим величину максимального потребления кислорода (в нашем примере равна 2,4 л/мин.). Для учета возраста испытуемого полученную величину нужно умножить на поправочный возрастной коэффициент. При массовом обследовании лиц, занимающихся оздоровительной физической культурой, величину МПК и уровень физического состояния можно определить при помощи 1,5-мильного теста Купера в естественных условиях тренировки. Для выполнения этого теста необходимо пробежать с максимально возможной скоростью дистанцию 2400 м. При сопоставлении результатов теста с данными, полученными при определении PWC 170 на велоэргометре (Б.Г.Мильнер, 1985), была выявлена высокая степень корреляционной зависимости между ними, что позволило рассчитать линейное уравнение регрессссии: PWC 170 = (33,6 – 1,3Tk) + 1,96 где Tk – тест Купера в долях минуты (например, результат теста 12 мин. 30 с равен 12,5 мин.) Для студента, пробежавшего 1,5 мили за 12,5 мин.: PWC 170 = (33,6 – 1,3·12,5) + 1,96 = 19,31 кгм/мин. Зная величину теста PWC 170, по формуле (5) можно рассчитать МПК и определить уровень физического состояния испытуемого: МПК = 1,7· PWC 170 = 1,7·19,31=32,81 мл/мин./кг. Если студенту, который оценивал количественный уровень своего здоровья при помощи1,5-мильного теста Купера 20 лет, то, при "должном" значении МПК для его возраста (формула (1)) ДМПК = 52 – (0,25· возраст) = 52 – (0,25·20) = 47 мл/мин./кг, уровень его показателя (формула(2)) составляет % ДМПК = МПК/ДМПК· 100% = 32,81/41·100%=70%, что является очень низким показателем. Примерный уровень МПК можно определить и с помощью 12-минутного теста Купера, так как между скоростью бега и скоростью потребления кислорода также существует прямая корреляционная зависимость. Для этого нужно измерить расстояние, которое испытуемый способен пробежать за 12 мин. по дорожке стадиона с максимальной скоростью. Необходимо помнить, что данный тест нельзя применять неподготовленным занимающимся. В таблице 11 представлены градация уровня физического здоровья по результатам 12-минутного теста Купера.
Таблица 11
В скобках указано расстояние (км), преодолеваемое за 12 мин. женщинами (по K. Cooper, 1970).
Количество здоровья можно определить, также пользуясь бальной системой оценок состояния организма человека. В зависимости от величин каждого показателя начисляется определенное количество баллов (от 1 до 9). Уровень здоровья оценивается по полученному среднему баллу. Одна из таких систем предложена В.И.Беловым (Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет — М.: Химия, 1993). Если студент проконтролирует свое здоровье с помощью показателей, представленных в таблице 12, и наберет 6,0 баллов, это будет превосходный результат. В этом случае можно сказать, что его суперздоровью можно позавидовать, основная задача в этом случае — продолжать и дальше так же тренироваться, закаляться и правильно питаться. Если набрано от 5,0 до 5,9 баллов, — тоже хороший результат. Риск возникновения различных заболеваний начинает увеличиваться по мере снижения общего уровня здоровья с 4,9 до 3,0 баллов. Причем диапазон 3,0 — 3,9 баллов указывает на то, что организм находится в состоянии предболезни (органы и системы работают с большим напряжением), и если студент не хочет попасть в категорию больных, ему необходимо серьезно заняться своим здоровьем. Цифры 2,0 — 2,9 свидетельствуют о том, что человек, набравший такие баллы, ведет преступный по отношению к своему здоровью образ жизни. Ему необходимо постараться, не откладывая, изменить его: наладить правильное питание и пересмотреть двигательный режим. Не надо ждать катастрофы. И, наконец, если набрано менее 2,0 баллов, необходимо срочно пройти углубленное медицинское обследование, так как в этом случае организм находится в критическом состоянии. Необходимо наметить совместно со специалистами программу выхода из кризиса. В этом случае не приходится ждать быстрого эффекта, время перехода в более высокую категорию по уровню здоровья может продолжаться несколько лет. Здесь главное не отчаиваться при неудаче и продолжать планомерно намеченную программу при постоянном медицинском контроле. Таблица 12 Экспресс-оценка уровня здоровья (В.И.Белов)
Продолжение таблицы 12
Окончание таблицы 12
Примечание: Уровень здоровья определяется по среднему количеству баллов: очень высокий – 5,0 или выше; средний – 3,0-3,9; низкий – 2,0-2,9; очень низкий – 1,0-1,9 балла. В качестве примера приведем комплексный анализ уровня здоровья студента группы 01-ДПМ БГТУ С., проведенный им на методико-практических занятиях по физической культуре, основной задачей которых было освоение методики диагностики уровня здоровья.
Комплексная оценка уровня физического здоровья студентки С.
I. Физические показатели 1. Частота сердечных сокращений в покое — 68 уд./мин. — 3 б. 2. Артериальное давление — 130/80 мм рт. ст. - 46. 3. ЭКГ в покое и при нагрузке — "небольшое отклонение" - 2 б. 4. Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с. — 1-2 мин. — 5 б. 5. Жизненные показатели ЖЕЛ к массе тела, мл/кг — 61 -65 мл/кг - 4 б. II. Физические качества 1. Общая выносливость, бег 2000 м (мин., с) — 9.01-10.00 - 4 б. 2. Скоростью-силовые качества и ловкость (прыжок в длину с места, см) — 2.20-2.29-4 6. 3. Силовая выносливость (подтягивание на перекладине) — 11-14 раз — 5 6. 4. Скорость (бег 100 м) — 13.2 с и менее — 5 б. 5. Гибкость (наклон туловища вперед с прямым наклоном) — ниже уровня опоры 4 см - 2 б. III. Образ жизни 1. Стаж регулярных занятий физической тренировкой — не менее 2 раз в неделю по 30 мин. в течение периода до 1 года - 2 б. 2. Соответствие калорийности питания энергозатратам — соответствует — 6 б. 3. Закаливание — регулярно — 3 б. 4. Курение — не курит — 6 б. 5. Употребление алкоголя — не употребляет — 6 б. IV Эффективность работы иммунной системы 1. Количество простудных заболеваний в год}' — 2-3 раза — 3 б. 2. Наличие хронических заболеваний внутренних органов - 1 — 2 6.
Среднее значение баллов по каждому из разделов: I — 3,6 балла. II — 4 балла. III — 4,6 балла. IV - 2,5 балла. Общий интегральный показатель количества здоровья в баллах: 3,8 балла. Результат — есть риск возникновения различных заболеваний. Предложение: избежать роста простудных заболеваний в году, по возможности вылечить хронические заболевания, увеличить количество занятий физической тренировкой, закаливанием, пересмотреть соответствие калорийности питания энергозатратам. И в заключение отметим следующее. На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в условиях научно-технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине (по улицам с опасным составом воздуха), а не пешком, неправильно питается. Давайте же еще раз задумаемся о своих жизненных целях и задачах, и постараемся выделить время для укрепления своего здоровья! Еще раз подчеркнем значимость и оправданность занятий спортом для большинства студентов. Возможности различных видов спорта в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышении общей работоспособности, психической устойчивости, наконец, в самоутверждении очень велики. При этом здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности. В экономике труда известен постулат, который коротко и емко освещает тесную взаимосвязь профессиональной подготовки и здоровья человека: специалист может иметь хорошую профессиональную подготовленность, богатый опыт работы, но если он не обладает здоровьем, то его нельзя относить к трудовым ресурсам... Витиевато, но предельно ясно: нет здоровья - и твоя профессиональная подготовленность остается невостребованной. Именно поэтому физическая культура и спорт широко используются для укрепления здоровья, физического развития и подготовленности человека в современном обществе. Фактически, физическая культура и спорт необходимы для социального становления молодого человека, являясь важным средством его всестороннего и гармонического развития. Значит, физическая культура и ее составная часть — студенческий спорт — в структуре образовательной и профессиональной подготовки будущих бакалавров и специалистов выступают не только в роли учебной гуманитарной дисциплины, но и как средство направленного развития целостной личности. Учитывая схожесть в этом случае функций физической культуры и массового студенческого спорта, далее в тексте широко применяется объединение терминов "физическая культура" и "спорт". Глава 5 ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ Психическое здоровье — состояние равновесия между человеком и внешним миром; адекватность его реакций на социальную среду, а также на физические, биологические и психические воздействия; соответствие нервных реакций силе и частоте внешних раздражителей; гармония между человеком и окружающими людьми, согласованность представлений об объективной реальности данного человека с представлениями других людей; критический подход к любым обстоятельствам жизни.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.80.88 (0.015 с.) |