Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджераСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Охрана здоровья на работе требует создания принципиально нового подхода к формированию научно обоснованной программы сохранения и укрепления профессионального здоровья. В зарубежной литературе примером такой программы может служить концепция укрепления здоровья на рабочем месте, разработанная Комитетом экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1988 г.1 Названная концепция — составная часть более общей концепции укрепления здоровья, которая была сформулирована 21 ноября 1986 г. на I Международной конференции по укреплению здоровья в Оттаве. В Оттавской хартии по укреплению здоровья населения «укрепление здоровья» понимается как процесс, позволяющий людям повысить контроль над собственным здоровьем и улучшить 1 Health promotion for working populations // Report of a WHO expert committee on health promotion in the work settings. WHO technical report series: 765. Geneva, 1988. Рис. 16.1. Психологическое обеспечение профессионального здоровья его. В хартии особо подчеркивается, что хорошее здоровье является средством социального, экономического и личного развития, а также важным показателем качества жизни. В отечественных исследованиях психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджера может быть рассмотрено как составная часть концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности менеджеров (Психологическое обеспечение профессиональной деятельности, 1991), которая предусматривает комплекс научно-практических мероприятий, целью которых является не только и не столько изучение менеджера как субъекта трудовой деятельности, сколько повышение эффективности и безопасности его деятельности за счет использования психологических знаний, методов исследования и воздействия. Представим схему психологического обеспечения профессионального здоровья (рис. 16.1) как систему психологической помощи менеджеру в процессе его профессионализации. Особо отметим, что разработка и осуществление мероприятий по сохранению и укреплению здоровья современных руководителей является «сквозной» задачей психологии менеджмента, важной и актуальной на всех этапах управленческой карьеры. Система психологической помощи менеджеру на предприятии должна быть направлена на укрепление его профессионального здоровья и благополучия, на уменьшение случаев возникновения профессиональных заболеваний или деформаций и является важнейшим предметом психологии профессионального здоровья. Выделяются две главные цели психологического обеспечения профессионального здоровья менеджеров: 1) повышение компетентности в области здоровья, укрепление резервных возможностей профессионала и выработка навыков здорового поведения; 2) профилактика дисфункций, или редукция источников рабочего стресса. На практике реализация названных целей предполагает использование следующих видов психологической помощи для обеспечения эффективной профессиональной деятельности современных руководителей. 1. Психологическое просвещение — помощь в овладении психологическими знаниями, необходимыми для самосовершенствования, повышения психологической компетенции в области связанного со здоровьем поведения (лекции, специальная литература, видео- и аудиоматериалы). 2. Психологическая диагностика — изучение индивидуально-психологических особенностей, присущих менеджерам, на основе которых оказывается помощь в индивидуализации профессиональной деятельности, повышении ее эффективности, а также самопознании. 3. Психологическая профилактика — предупреждение возникновения и развития деструктивных психических состояний в профессиональной деятельности руководителя («выгорание», внутренние конфликты и т. д.). 4. Психологическая коррекция — помощь в исправлении или снятии уже возникших психических состояний или качеств личности, оказывающих негативное влияние на профессиональное здоровье руководителя. 5. Психологическое консультирование — анализ конкретных ситуаций, возникающих в процессе управленческой деятельности, и помощь в принятии наиболее адекватного решения. 6. Психологический тренинг — специально разработанный комплекс психотехник, упражнений и игр, помогающих в развитии необходимых качеств и умений, позволяющий не только усваивать новые знания, но и формировать умения и навыки (например, здорового образа жизни). Все виды психологической помощи тесно взаимосвязаны, однако каждый из них имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при планировании мероприятий по психологическому обеспечению профессионального здоровья менеджеров. На каждом этапе управленческой карьеры отдельные виды психологической помощи используются по-своему, их сочетание тоже может быть разным. Превентивное вмешательство в организации разрабатывается и осуществляется на трех уровнях: индивида, производственной группы и организации в целом, так как действие профилактических программ должно быть направлено не только на отдельного человека (менеджера), но и на малые группы, а также на организацию в целом, с целью обеспечения социальной поддержки в процессе изменения отношений и стиля жизни. Профилактические программы. Целостный подход к профилактической работе в индустриальных организациях стал складываться начиная с 40-х гг. XX в. Первые программы в этой области были реализованы применительно к проблеме алкоголизма на рабочем месте. Причиной внимания к «алкогольным проблемам» явилась прежде всего очевидность связанных с алкоголизацией экономических потерь (снижение производительности труда, увеличение количества прогулов и т. п.). Следует отметить и высокую заинтересованность руководства организаций в проведении подобных программ. В 1960-х гг. сформировалось осознание того, что организационное окружение может быть местом реализации более широкого круга превентивных мер. В настоящее время наибольшее распространение получили программы управления стрессом и программы, направленные на редукцию риска сердечно-сосудистых заболеваний. Прежде чем обратиться к анализу профилактических программ для руководителей, необходимо кратко остановиться на лежащих в их основании теоретических концепциях. Модель убеждений о здоровье (health belief model) является исторически первой и наиболее широко используется в современных социально-психологических исследованиях здоровья. В своем первоначальном варианте она была предназначена для описания факторов, способствующих или, наоборот, препятствующих принятию решения об обращении за превентивной медицинской помощью, т. е. при отсутствии симптомов заболевания. Модель подразумевает, что наиболее важное значение для принятия подобных решений принадлежит мотивации. В рамках данного подхода особое внимание уделяется состоянию психологической готовности к определенным действиям и степени убежденности человека в том, что эти действия могут снизить вероятность риска для его здоровья. Теория социального научения (social learning theory) А. Бандуры — методологическая основа подавляющего большинства превентивных программ, выполненных в настоящее время в США. В отличие от модели представлений о здоровье в ней рассматриваются не только факторы индивидуального уровня, но и все остальные факторы, влияющие на поведение человека: межличностные, институциональные, популяционные и политические. Основными понятиями данной теории являются: «социальное моделирование», «социальное подкрепление» и «самоэффективность». Основные функции моделирования заключаются: 1) в обучении на основе наблюдения, т. е. человек, наблюдая за поведением и деятельностью ролевых моделей, усваивает новые знания и формы поведения; 2) в повышении самоэффективности, т. е. усилении намерения изменить поведение или уверенности в себе относительно усвоения нового поведения. Социальное подкрепление в рамках данного подхода рассматривается как сильный мотивирующий фактор. Прежде всего это касается перестройки сложных форм поведения (например, изменения образа жизни). Именно поэтому необходимо уделять особое внимание роли организации и рабочего коллектива как источников социальной поддержки в разработке и осуществлении различных профилактических программ по укреплению профессионального здоровья. Теория стадий изменения поведения (the stages of change theory) была разработана американскими психологами Дж. Прохаска и К. Диклементе. Это более новый подход по сравнению с двумя вышеназванными теориями. Акцент в ней сделан на изучении готовности индивида к изменению или попытке изменения поведения в сторону оздоровления образа жизни, причем изменение поведения рассматривается не как одномоментное событие, а как процесс, который может быть пред- ставлен в виде спирали. Выделяются пять основных стадий процесса изменения: предобдумывание; обдумывание; принятие решения; действие и поддержание (сохранение) новой формы поведения. Практическая ценность данной теоретической модели состоит прежде всего в понимании того, что люди, находящиеся на различных стадиях процесса изменения, нуждаются в различных профилактических и превентивных мероприятиях, приспособленных к их конкретной ситуации. Концепция самосохранительного поведения (в зарубежной психологии — «превентивное поведение») довольно широко используется в отечественной литературе, посвященной изучению различных аспектов поведения, связанного со здоровьем. Одним из основных элементов самосохранительного поведения является отношение к здоровью. Интересная гипотеза сформулирована А. А. Авдеевым, который предлагает исследовать индивидуальные особенности самосохранительного поведения на основе анализа следующей цепочки: «импульс — действие (или деятельность) — результат»1. Автор считает, что в процессе развития общества происходят качественные изменения в структуре самосохранительного поведения. Так, первым и наиболее элементарным импульсом (или стимулом) к деятельности по сохранению здоровья являются боль или недомогание. Причем спектр деятельности в данном случае может быть достаточно широким: от безусловно-рефлекторного действия до вполне сознательного обращения за помощью к врачу. Другим импульсом к действию, более поздним с точки зрения исторического развития, может быть страх боли или недомогания, определяющий деятельность по ее предупреждению. Третьим видом импульса является определенная социальная норма или стереотип поведения. С точки зрения самосохранительного поведения возможны два исхода: либо данная норма выступает в виде некоторых внешних рамок или ограничителей деятельности человека, либо она интериоризируется в виде потребности в самосохранении. В первом случае мы имеем дело с редукцией деятельности до поведения, основанного на страхе (страхе социального осуждения или потери социального статуса), а во втором — с высшей формой самосохранительного поведения. Таким образом, основная тенденция, с точки зрения автора, состоит в переходе от бессознательного или неосознанного к сознательному отношению и деятельности, направленной на сохранение здоровья. Рассмотрев теоретические основы разработки профилактических программ, перейдем к изложению примеров их практической реализации. Одной из широко распространенных и получивших всестороннюю эмпирическую оценку программ сохранения и укрепления здоровья на рабочем месте является программа, первоначально разработанная для высшего управленческого персонала сети предприятий компании «Джонсон и Джонсон», и получившая название «Жить ради жизни»2. В 1985 г. по этой программе занималось 25 тыс. человек в 43 организациях, расположенных в разных странах. Основной целью программы было изменение стиля жизни сотрудников. Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи: улучшение физического развития работающих; рациональ- АвдеевА. А. Проблемы изучения структуры самосохранительного поведения // Социальные проблемы здоровья и продолжительности жизни: Сб. статей. М., 1989. С. 25-3. 2 Wilbur С. S., Hartwell Т. D., Piserchia P. V. The Johnson and Johnson life to life program: its organization and evaluation plan // Health and industry: a behavioral medicine perspective New York, 1986 P 338-350. ное питание и контроль веса; выработка навыков управления стрессом; отказ от курения; расширение знаний и повышение компетентности в области здоровья; контроль уровня артериального давления; снижение алкоголизации; правильное и своевременное обращение за медицинской помощью. Программа реализовывалась последовательно по этапам: презентация сотрудникам компании, отбор неформальных лидеров и индивидуальная работа с ними, семинар по здоровому образу жизни, создание здоровой производственной среды. Также предусматривалась эпидемиологическая оценка результатов, включая изучение аттитюдов участников программы с помощью метода фокус-групп. Оценка эффективности показала, что при использовании программы снизились затраты, связанные с нетрудоспособностью, повысилась производительность труда, а кроме того, складывалось позитивное общественное отношение к организации. В качестве еще одного примера приведем программу развития навыков преодоления стрессовых ситуаций для руководителей. Программа Дж. Гранвелл-Уорд (1987) получила высокую оценку в специальной литературе. Она основывается на результатах глубинного клинического интервью с 200 менеджерами на тему управления переживаемым стрессом. Программа предусматривает: ♦ самостоятельную работу менеджера (выделение им основных источников стресса и соответствующих им типов реакций, оценка уровня стрессоустойчивости); ♦ консультации специалиста по вопросам оптимизации уровня профессионального стресса (информация о стрессе и об основных приемах (стратегиях) его преодоления в соответствии с современными научными представлениями); ♦ принципы оценки эффективности каждой стратегии, рекомендации по индивидуальному их использованию. В настоящее время многие западные компании стали предоставлять своим руководителям широкие возможности для улучшения их физического состояния. Так, например, в Канаде был реализован исследовательский проект оценки эффективности подобных программ для менеджеров (Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья, 1989). Всего 1125 администраторов прошли курс систематических занятий, проводившихся в гимнастическом центре. В результате число невыходов на работу снизилось на 22%, производительность труда увеличилась на 3%. Кроме того, было отмечено значительное улучшение отношений с коллегами, а также более позитивное отношение к своей работе. В США в одной из организаций добровольцы участвовали в факультативной программе обучения технике релаксации во время пауз в рабочее время (Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья, 1989). Участники программы вели дневник и регулярно измеряли уровень кровяного давления. После 12 недель занятий у них были отмечены снижение уровня кровяного давления и увеличение работоспособности. Овладение приемами психического самоуправления (саморегулирования) предполагает обучение менеджеров осуществлению сознательных воздействий на присущие им психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения их характера. В репертуаре современных техник психической саморегуляции, применяемых для формирования стрессоустойчивости менеджеров, поддержания их психического здоровья, едва ли не основная часть методических приемов и процедур так или иначе берет свое начало в индийской системе йоги, созданной усилиями не одного поколения людей. К йоге можно отнести различные модификации аутогенной тренировки, метод биологической обратной связи техники медитации, дыхательные упражнения и т. д. Сегодня йога представляет собой детально разработанную систему всестороннего физического развития человека, сохранения его здоровья. Одной из основных ее целей является гармонизация физического, психического и духовного начал в человеке. Стабильность личности, ее психическое равновесие йога трактует как важнейшие условия здоровой жизни. Самоконтролю и самообладанию, т. е. тем свойствам личности, без которых немыслим психологический портрет менеджера нашего времени, йога отводит особую роль. Систематически и правильно организованные тренировки дисциплинируют проявления эмоциональной сферы, делают ее более устойчивой, подчиненной сознательному контролю и управлению. В последние годы в программах, на семинарах и в тренингах, целью которых являются обучение работников (в том числе и руководителей) приемам управления стрессом, предупреждение тревожных состояний и психического напряжения, а также обеспечение психического здоровья, активно применяются: ♦ релаксационные методики, способствующие нормализации кровяного давления, снижению вероятности сердечных приступов, обеспечивающие защиту от воздействия стресса на здоровье в целом; ' ♦ приемы медитации (к возможностям которой западная медицина обратилась только в начале 70-х гг. XX в.); ♦ метод биологической обратной связи (или, как его еще называют, метод «адаптивного биоуправления»), позволяющий сделать обычно не ощущаемые и, следовательно, не осознаваемые процессы в организме ощущаемыми, доступными осознанному самоконтролю и произвольному воздействию на них; ♦ аутогенная тренировка (AT) как система приемов психического самовоздействия (в том числе использование специальных формул самовнушения), овладение которыми делает возможным управление некоторыми вегетативными функциями и психическими процессами, происходящими в организме и не поддающимися в обычных условиях контролю со стороны сознания. Использование перечисленных техник психической саморегуляции не ограничивается только развитием способности расслабления и произвольной саморегуляции некоторых исходно непроизвольных вегетативных функций. Важно, что они таят в себе возможности совершенствования личности в целом, развития психических процессов (например, мышления, воли, внимания и др.) и овладения навыками самообладания, стрессоустойчивости. Ключевая роль в успешном освоении этих техник принадлежит самоконтролю, который сопровождает процесс развития релаксационного состояния. В нашей стране профилактическая помощь занятому населению планируется, как правило, не на основе программ, а скорее на основе организационных структур. На отдельных предприятиях создаются специализированные структуры, такие как кабинет психотерапии, психотерапевтическая служба, лечебно-оздоровительный комплекс и физкультурно-оздоровительные центры, кабинет психоэмоциональной разгрузки. В качестве одного из немногочисленных примеров реализации в нашей стране профилактических программ может служить трехгодичная программа, использованная под руководством С. Б. Семичева на производственном объединении «Невский завод» (И. Н. Гурвич, 1999), которая включала в себя двухшаговую скрининговую процедуру, краткосрочную психотерапию, аутогенную тренировку для групп «риска», а также повышение соответствия руководителей их деятельности с точки зрения физического здоровья. К сожалению, оценка эффективности этой программы не была дана, так как ее разработка и реализация совпали с периодом резкого нарастания кризисных явлений в экономике бывшего СССР. Для профилактики так называемых профессиональных болезней менеджеров (заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем) также может быть использована современная система оздоровительных средств для деловых людей, разработанная и успешно апробированная под руководством А. П. Лаптева в Российской государственной академии физической культуры1. Она так и называется: «Здоровье делового человека». Крепкое здоровье, считает автор, — это фундамент высокой работоспособности и важное условие достижения профессиональных успехов в управленческой деятельности. В основу данной оздоровительной системы положен здоровый образ (стиль) жизни, ее основные элементы: плодотворная трудовая деятельность; оптимальный двигательный режим; личная гигиена; физические упражнения и спорт; рациональное питание; профилактика стрессов; закаливание и т. д. В заключение отметим, что в настоящее время на западных предприятиях общее количество программ сохранения и укрепления профессионального здоровья постоянно растет, за исключением периодов экономического спада. В России также отмечаются растущий интерес на предприятиях к превентивным программам и осознание их необходимости. Нередко индустриальные менеджеры сами выступают инициаторами превентивных программ. Однако не следует забывать о проблеме сопротивления реализации профилактических программ на рабочих местах. В качестве причин такого сопротивления называют: эмоциональное отвержение; страх неизвестного; сложность или «ненаучность» психологических методов и подходов с точки зрения представителей технических дисциплин; общее сопротивление инновациям и страх перед психическими болезнями. Таким образом, одним из решающих факторов внедрения и использования профилактических программ в организации выступает отношение к ним высшего руководства, которое, как можно предположить, во многом основано на отношении менеджеров к своему здоровью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.102.79 (0.012 с.) |