Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональные состояния оператора

Поиск

 

Эмоциональными называются состояния, вызван­ные переживанием человека его отношения к внешнему миру и самому себе и характеризуемые изменениями количественных и качественных параметров ответов на сигналы внешней среды. Таким образом, эмоцио­нальные состояния тесно связаны с индивидуальной семантической значимостью поступающей к человеку информации и являются как бы коррекцией, вносимой человеком в ответ, определяемой информационной структурой раздражителя. Например, можно устано­вить закономерное усиление эмоциональных состояний по мере возрастания цены решения. Показано, что при фиксированной цене решения имеется связь сте­пени эмоции от величины энтропии, остающейся к моменту необходимой выдачи решения. В соответствии с информационной теорией эмоций в данной ситуации имеет место недостаточность информации как эмогенный фактор [165].

Основными видами эмоциональных состояний являются эмоциональное возбуждение, эмоциональное напряжение и эмоциональная напряженность, высшей формой которой является эмоциональный стресс. Эти три вида эмоциональных состояний характеризуют соответственно состояния оперативного покоя, адекват­ной мобилизации и динамического рассогласования.

Под эмоциональным возбуждением понимают со­стояние, характеризующееся активацией различных функций организма, повышением готовности к различ­ным неожиданным действиям в ответ на эмоциогенные факторы, но преимущественно вне связи с каки­ми-либо целенаправленными волевыми актами.

Под эмоциональным напряжением понимают со­стояние, характеризуемое активацией различных функций организма в связи с конкретными волевыми актами, с выполнением активной целенаправленной деятельности или подготовкой к ней, а также с ожи­данием какой-либо опасности.

Стресс (повышенная напряженность) — эмоцио­нальное состояние, характеризующееся временным понижением устойчивости различных психических функций (памяти, внимания и др.), координации дви­жений и работоспособности. Стресс является весьма неблагоприятным состоянием, особенно для оператора.

В эмоциональном напряжении исключительное значение принадлежит его психическим компонентам. Это, в частности, подтверждается тем обстоятельством, что напряжение возникает у человека при попадании в трудные, экстремальные условия, возникающие при умственной и эмоциональной перегрузке, при смене стереотипа действий, условий работы, среды обитания, в случае появления реальной или мнимой угрозы для здоровья или жизни и зависит от особенностей лично­сти человека, его моральных, интеллектуальных и ха­рактерологических качеств.

Эмоциональное напряжение как один из основных видов психических состояний, возникающих в процес­се труда, сопровождается мобилизацией нервно-пси­хической деятельности (прежде всего перестройка анализаторных систем человека), направленной на под­держание тонуса организма и обеспечение оператив­ной готовности, что необходимо для нормального протекания трудового процесса в данных условиях.

Любая ответственная и опасная ситуация неиз­бежно вызывает эмоциональное напряжение. В пове­дении человека появляется общая собранность, повы­шается бдительность и осторожность, более четкими становятся действия, ускоряются процессы мышления, улучшается концентрация и переключение внимания, укорачивается период ответных реакций, усиливает­ся мышечный тонус, повышается физическая работоспособность и т. д. Происходят сложные вегетативно-со­матические и биохимические изменения: увеличивается выделение гормонов, улучшаются показатели сердечно­сосудистой деятельности, внешнего дыхания и т. п.

Эмоциональное напряжение входит составной ча­стью в сложный комплекс адаптации как приспособи­тельной реакции человека к внешней среде. Оно создает оптимальный уровень для психофизиологических процессов, что способствует наилучшему использова­нию ресурсов организма в соответствии с требовани­ями ситуации. Вместе с тем механизм эмоциональной стимуляции имеет предел, превышение которого сопро­вождается дезинтеграцией физиолого-биохимических процессов, нарушением психической деятельности и поведения человека. Именно превышение этого пре­дела и создает стресс.

Частые длительные отрицательные эмоции могут оказывать неблагоприятное влияние на общее функ­циональное состояние организма и отрицательно ска­зываться на состоянии здоровья человека, а также закрепляться в организме по принципу «застойного» состояния.

Состояние эмоционального напряжения операто­ров может протекать или с преобладанием процессов возбуждения, или с преобладанием тормозных реакций. В соответствии с этим выделяют две формы со­стояния эмоционального напряжения: возбудимый и тормозной типы. Тормозной тип эмоционального на­пряжения характеризуется скованностью, однообраз­ной позой, угловатостью и замедленностью движений, резким напряжением мимической мускулатуры, повы­шенной прикованностью внимания к основному доми­нирующему объекту с понижением порога восприятия других раздражителей. При этом обследованные опе­раторы не реагировали на слабые раздражители, не замечали действий окружающих.

Возбудимый тип эмоционального напряжения про­является в гиперреактивности, суетливости, многослов­ности, легкой отвлекаемости внимания, ускоренном течении процессов мышления, быстрой смене реше­ний в сочетании с поверхностной оценкой ситуации. В обращении с окружающими обнаруживаются эле­менты раздражительности, резкости, обидчивости и настороженности. У некоторых расторможенность про­текает в сочетании с неестественной веселостью при отсутствии контакта с окружающими. При работе на пультах управления возбуждение и расторможенность обнаруживались в непредусмотренных по обстановке действиях: при переключении рычагов управления, включении и выключении контрольных приборов, в частой перепроверке своих действий и т. п. Иногда у некоторых операторов состояние возбуждения, отме­чавшееся ранее, сменялось заторможенностью, пас­сивностью и сноподобным состоянием.

Возбудимые и тормозные формы эмоционального напряжения, как правило, сочетаются с различными вегетативно-сосудистыми реакциями: учащаются сер­дечные сокращения и дыхание, повышается кровяное давление, изменяется окраска лица (гиперемия, блед­ность), иногда появляется обильный пот, «гусиная кожа», ощущение сухости слизистых оболочек, жажда, чувство тяжести в области сердца, общая слабость и частые позывы к мочеиспусканию. В необычных и сложных ситуациях эмоциональное напряжение даже у опытных высококвалифицированных операторов иногда может достигать запредельных форм. Запре­дельные формы эмоционального напряжения обнару­живаются не только в поведении и поступках, которые приобретают в этот момент автоматический характер и слабо корригируются внешними влияниями, но и в различных степенях изменения психической (интеллектуальной) работоспособности.

Крайние степени запредельных форм эмоциональ­ного напряжения по своим проявлениям сходны с картиной нарушения психической деятельности. При этом часто ведущим расстройством является сужение объема внимания и диапазона движений вплоть до полного прекращения всякой деятельности.

К основным причинам, способствующим развитию запредельных форм эмоционального напряжения у операторов, относятся: психологическая неподготов­ленность к работе (отсутствие волевой установки, сла­бая тренированность, неуверенность в своих силах и в обслуживаемой технике и т. п.); физическое или пси­хическое утомление различного происхождения, предшествующее выполнению операторской деятельности; необычные условия обитания, отрицательно влияющие на трудовую активность оператора.

Эмоциональное напряжение оператора после вы­полнения высокоответственной работы, как правило, сопровождается психическим истощением (функцио­нальной астенией) различной выраженности. При этом отмечается слабость процессов возбуждения (однооб­разие позы, малая подвижность, безразличное "отноше­ние к делу и товарищам, пассивность, замедленность мышления и т. п.) или торможения (умеренно выражен­ное двигательное беспокойство, многословность, отсут­ствие глубины анализа в оценке событий и т. д.). Этот симптомокомплекс обычно наблюдался в течение 1—3ч (реже до суток), после чего появлялись жалобы на голов­ные боли, усталость, вялость, апатию, поверхностный сон, иногда с кошмарными сновидениями, нередко оператор­ской тематики. При обследовании отмечалось ухудше­ние памяти, затруднения в распределении и переклю­чении внимания, ошибки восприятия, эмоциональная неустойчивость. После сна часто имели место жалобы на тяжесть в голове, чувство разбитости, боли в мыш­цах конечностей. Однако по мере включения в работу ощущение недомогания у большей части операторов проходило, у меньшей отмечалось безразличное отно­шение к работе, снижение инициативы, медлительность. Особенно резко явления психического истоще­ния обнаруживаются у операторов после запредельных форм эмоционального напряжения. Для ликвидации этого состояния необходим более длительный отдых, а иногда и лечебные процедуры. Причем для операто­ров с ярко выраженными формами реакции утомле­ния необходимо проведение клинического и психофи­зиологического обследования.

Эмоциональное напряжение в нормальных формах помогает оператору в решении профессиональных задач, так как при этом происходит мобилизация ре­зервов организма. Длительные и сильные состояния эмоционального напряжения, наоборот, отрицательно сказываются на операторской деятельности (особенно при управлении системами, требующими высокого уровня умственной и двигательной активности), вплоть до появления нервно-эмоционального срыва. Такие резкие изменения состояния оператора в условиях напряженности представляют угрозу надежности си­стемы «человек— машина».

Состояние эмоционального напряжения в экстре­мальных условиях характеризуется изменением ряда объективных показателей (помимо психических, т. е. субъективных): вегетативных, мышечно-двигательных и биохимических.

При состоянии эмоционального напряжения про­исходят значительные изменения функций вегетатив­ной нервной системы, отражающиеся на сердечно­сосудистой системе, на показателях внешнего дыхания, на кожно-гальванической реакции, потоотделении и т. д. Для объективного изучения эмоционального напря­жения оператора в условиях реальной трудовой дея­тельности могут быть использованы биопотенциалы, генерируемые самыми различными тканями и орга­нами.

Измерение соответствующих биопотенциалов име­ет смысл только тогда, когда они хорошо изучены, а их отведение просто и доступно. Вследствие этого наибо­лее широко используются потенциалы сердца, мозга, скелетных мышц и кожи.

В настоящее время накоплен определенный опыт биологической телеметрии, которая, на наш взгляд, должна найти широкое применение при изучении эмоционального напряжения операторов. Биотелемет­рическая система, предназначенная для осуществления надежного и всестороннего медицинского контро­ля за состоянием основных физиологических функций организма человека, включает в себя: электроды и датчики, необходимые для сбора информации; усили­тельно-измерительные устройства для преобразования медико-биологических данных в электрические сиг­налы, пригодные для передачи по радиоканалу; ра­диоканал, включающий в себя миниатюрный радио­передатчик оператора и приемно-регистрирующую аппаратуру. С помощью биотелеметрической системы можно регистрировать и последовательно передавать несколько медленно изменяющихся параметров по од­ному радиоканалу (с помощью коммутатора) или одно­временно передавать несколько параметров, различа­ющихся по частотному спектру. Подробнее эти вопросы рассматривались в главе VII.

Наиболее простым и надежным показателем пси­хической напряженности является повышение напря­жения сердечно-сосудистой системы. Частота сердеч­ных сокращений и артериальное давление хорошо отражают динамику напряженных состояний. Важную роль в учащении сердечных сокращений и повышении систолического давления играет эмоциональный фак­тор. Уже в период повышенного внимания, ожидания событий, чувства тревоги и т. п. происходит изменение этих показателей. В моменты выраженного эмоциональ­ного напряжения частота сердечных сокращений мо­жет достигать 170—180 ударов в минуту, а величина систолического давления - 180— 190мм рт. ст. Особую роль играет увеличение вариативности ритма сердеч­ной деятельности. Этот показатель может служить хорошим, критерием эмоционального напряжения оператора [76].

Опыт радиоэлектрокардиографии показывает, что у здоровых лиц даже при наивысшем эмоциональном напряжении биотоки сердца не обнаруживают сдви­гов, сходных с патологическими. Поэтому при клинико-физиологической трактовке радиоэлектрокардиог­рамм в процессе работы операторов сохраняются обычные критерии.

При эмоциональной напряженности, вызванной-дефицитом времени, трудностью выполнения задания, помехами и т. д., частота дыхательных движений возрастает, доходя в отдельных случая до 40—60 движе­ний в минуту. Причем это учащение, как правило, со­провождается уменьшением глубины дыхания, а так­же укорочением фазы выдоха относительно фазы вдоха. Наиболее информативными являются следующие по­казатели: частота дыхательных движений, соотношение глубин вдоха и выдоха, амплитуда дыхательных волн, а также задержки (перебои) дыхания.

Чувствительным показателем вегетативных сдви­гов организма оператора, вызываемых эмоциональным напряжением, является кожно-гальваническая реакция (КГР). Процесс потоотделения посредством нервных и гуморальных путей тесным образом связан со многи­ми другими системами организма, и в разнообразных потоотделительных реакциях человека находят отраже­ние не только соотношение между уровнем теплопро­дукции и условиями охлаждения, но и состояние нерв­ной системы, акклиматизация к внешним условиям и т.д.

Среди других сдвигов вегетативного характера в состоянии эмоциональной напряженности операторов можно наблюдать изменение температуры разных участков кожи (увеличение или понижение в зависи­мости от характера раздражителя), увеличение коли­чества миганий глаз, измеряемых методом бесконтакт­ной регистрации.

Чувствительным показателем мышечного напря­жения является увеличение электрической активнос­ти неработающих мышц, выражающейся в амплитуд­ных и частотных изменениях потенциалов, отводимых от мышц шеи, мышц лба и предплечья.

Одной из типичных особенностей эмоционального напряжения является большой разброс данных, полу­чаемых при изучении моторных (и сенсорных) функ­ций. Этот факт позволяет в некоторых случаях отдиф­ференцировать состояние утомления от состояния эмоционального напряжения. Например, стойкое уве­личение латентного периода двигательной реакции, возникающее при утомлении, является достаточно точ­ным критерием для разграничения этих состояний.

В состоянии эмоционального напряжения у опе­ратора наблюдается нарушение дозировки усилий. У некоторых это выражается в мышечном напряжении, а у других — в мышечной слабости. В условиях эмоци­онального возбуждения при дефиците времени проис­ходит изменение дозировки усилия в сторону увеличе­ния, а у эмоционально неустойчивых лиц, кроме того, плавные движения заменяются резкими. Непроизволь­ное напряжение мышц фиксируется с помощью меха­нических регистраторов и тензодатчиков, вмонтирован­ных в рычаги управления.

Применение спектрального анализа записей био­потенциалов мозга позволяет установить корреляцию между эмоциональным возбуждением и ритмами коры головного мозга. Запись электроэнцефалограмм при эмоциональном напряжении характеризуется увеличе­нием амплитуды тета-ритма («ритм напряжения») с частотой 4—6 Гц.

Показателями ЭЭГ в настоящее время можно поль­зоваться только при моделировании эмоций в лабора­торных условиях. Снятие биопотенциалов в реальных условиях трудовой деятельности операторов затрудня­ется из-за необходимости экранизации человека, диф­ференциации тета-ритма от помех, вызываемых мы­шечным напряжением в состоянии активности, и т. п.

 

Утомление оператора

 

Приспособление психофизиологических функций к рабочей деятельности обеспечивает высокий уровень работоспособности и соответствующее качество труда. Внешним выражением приспособления организма к работе является изменение физиологических показа­телей работоспособности, которые устанавливаются на определенный отрезок времени, соответствующий пе­риоду высокой работоспособности (в течение 2 — 3 ч на протяжении рабочей смены).

Параллельно с показателями работоспособности во многих случаях изменяются и показатели производи­тельности труда. На протяжении рабочей смены отме­чается период врабатывания или вхождения в работу (продолжительностью около 0,5 — 1,0 ч) и период высо­кой работоспособности (продолжительностью около. 1 — 2 ч). В конце рабочего дня, а также перед обеден­ным перерывом отмечается снижение работоспособности и производительности труда, которое объясня­ется развитием утомления. В целом на протяжении ра­бочей смены последовательно развиваются три харак­терных процесса:

■ врабатывание, или вхождение в работу,

■ поддержание высокого уровня работоспособности,

■ утомление (см. рис. 4.9).

Нередко эта динамика работоспособности разви­вается дважды на протяжении рабочего дня: в первой (дообеденной) и во второй (послеобеденной) половине рабочего дня.

В психофизиологическом механизме врабатываемости и утомления выступают особенности противо­положного характера. Если во время врабатывания происходят формирование и уточнение рабочих дина­мических стереотипов и соответствующие изменения в протеканиях различных основных функций различ­ных систем, то в период утомления наблюдаются раз­рушение динамических стереотипов и изменение про­текания элементарных физиологических функций. Если во время врабатывания происходит повышение уровня производительности труда, то во время утомле­ния — ее уменьшение.

Тяжесть и утомительность различных видов труда определяются следующими факторами:

■ затратой физических усилий,

■ напряжением внимания,

■ темпом работы,

■ рабочим положением,

■ монотонностью труда,

■ температурой и влажностью внешней среды,

■ запыленностью и загрязненностью воздуха,

■ шумом,

■ вибрацией, вращением и толчками,

■ освещением.

Каждый фактор и его градации имеют условные измерители (баллы), которые могут быть выражены в процентах времени, необходимого для отдыха при ра­боте под действием данного фактора. При оценке суммарного воздействия на организм нескольких факто­ров соответствующие им баллы и проценты могут складываться арифметически или геометрически (сложение квадратов и извлечение из суммы квадратного корня).

В основу классификации работ по степени тяжес­ти физического или по напряженности умственного труда в настоящее время принимают градацию степе­ни утомления по виду кривой работоспособности. По­скольку у здорового, опытного и тренированного опе­ратора кривая работоспособности в норме состоит из трех периодов — быстро протекающего врабатывания, продолжительной устойчивой работоспособности и короткого снижения работоспособности в последние час — полчаса работы, — виды труда, характеризую­щиеся такой конфигурацией кривой работоспособнос­ти, относятся к I степени утомления и к I категории тяжести и напряженности. Нарушения силовых отно­шений в нервной деятельности, утрата плавности динамики работоспособности в период врабатывания, раннее наступление утомления, уменьшение произво­дительности труда характеризуют II степень утомления и соответствуют II категории тяжести и напряженно­сти труда. К III степени утомления и соответственно к III категории тяжести и напряженности труда пред­лагается относить трудовые действия, характеризу­ющиеся значительным нарушением координацион­ной функции центральной нервной системы в связи с накоплением следов утомления. Это состояние мо­жет приобретать застойный характер и переходить в переутомление (IV степень тяжести и напряженности труда). Могут нарушиться привычные рабочие движе­ния (разрушается рабочий динамический стереотип). При этом резко нарушается кривая работоспособности, периодичность и соотношение ее отрезков утрачивают­ся, не наблюдается устойчивого состояния работоспособности, падает производительность труда, растет количество бракованных изделий.

Биологическим критерием тяжести и напряженно­сти труда и его условий, кроме утомления, является заболеваемость работающих.

Характер заболеваемости соответствует условиям труда: болезни органов дыхания (хронический бронхит, эмфизема легких, пневмосклероз и др.), легочно-сердечная недостаточность, заболевания нервно-мышеч­ного аппарата (радикулиты, нейромиозиты).

Причина утомления коренится в изменениях функ­ционального состояния нервных центров, в которых во время работы наряду с элементарными процессами, наблюдаемыми в клетках и тканях, проходят более сложные процессы, отражающие способность нервных клеток суммировать в себе следовые процессы, остаю­щиеся после каждой свойственной им реакции. В уче­нии Н.Е. Введенского о парабиозе и А.А. Ухтомского об усвоении ритма установлены определенные эффекты суммации последовательных следовых процессов. В первой фазе воздействия многократно повторяю­щихся раздражений происходит такое изменение функционального состояния нервных клеток, которое характеризуется повышением скоростей развития и за­вершения возбуждения, т. е. повышением функцио­нальной подвижности (лабильности) или усвоения ритма. Во второй фазе продолжающееся воздействие раздражителей и соответствующий процесс суммации возбуждения приводят к противоположному результа­ту — к уменьшению лабильности и к развитию состо­яния, приближающегося при дальнейших воздействи­ях к парабиозу.

Уменьшение скорости нервных процессов, прояв­ляющееся в увеличении скрытого времени зрительно-моторной реакции и в уменьшении критической час­тоты слияния мельканий, снижает точность рабочих действий и нарушает слаженный в период врабатывания рабочий динамический стереотип. В конечном счете все описанные процессы приводят к уменьшению производительности труда и снижению качества работы.

Было бы неправильно думать, что снижение фун­кциональной подвижности нервной системы немедлен­но приводит к уменьшению производительности тру­да. Между изменением функционального состояния нервной системы и уровнем производительности тру­да имеется расхождение в том смысле, что уменьше­ние производительности труда наступает несколько позже, в течение некоторого времени работа продол­жается с прежними производственными показателя­ми, несмотря на то, что физиологические показатели уже начали ухудшаться.

В данном случае работа продолжается при требу­емых производством условиях за счет привлечения дополнительных факторов социально-психологическо­го порядка (сознание ответственности за порученную работу). Привлечение дополнительных раздражений, адресованных к второй сигнальной системе, способно в значительной мере повысить функциональную под­вижность нервной системы. Это видно из результатов опытов, в которых определялись показатели скрытого периода и критической частоты слияния мельканий у исследуемых, находящихся под воздействием раздра­жителей второй сигнальной системы. Если исследуе­мого просить одновременно с осуществлением ответ­ного движения нажатия на телеграфный ключ считать число оборотов стрелки, на движение которой он реа­гирует, то происходит заметное достоверное уменьше­ние продолжительности скрытого периода реакции.

С другой стороны, привлечение дополнительных раздражений ускоряет процесс развития парабиотического торможения и, следовательно, снижения ра­ботоспособности, характерного для утомления. Кроме того, дополнительные раздражения, действуя как чрез­вычайно сильные, вызывают быстрое развитие охра­нительного торможения и тем ускоряют и углубляют нарушение рабочего динамического стереотипа.

При работе, связанной с воздействием раздражи­телей эмоционального характера (работа на пультах управления сложной техникой), эти чрезвычайные раздражения вызывают резкие тревоги, проявляющи­еся в изменениях работы сердечно-сосудистой и эндо­кринной систем. Вслед за реакцией тревоги идет реак­ция защиты, связанная с выравниванием наступавших функциональных сдвигов. Все эти процессы еще боль­ше углубляются снижением работоспособности и про­изводительности труда.

Развитие охранительного торможения в процессе трудовой деятельности свидетельствует о том, что в производственных условиях снижение работоспособ­ности в связи с утомлением вызывается не непосред­ственно истощением запасов энергии в нервных клет­ках, не засорением их продуктами распада, а предшествующим этим процессам нарушением ритма деятельности и рабочего динамического стереотипа.. В общем случае указанные обратимые функциональные нарушения вызываются суммированием следов возбуждения, остающихся после каждого рабочего действия. В каждом же частном случае конкретной производственной работы суммирование следов воз­буждения имеет свои особенности в зависимости от характера выполняемых рабочих действий и условий труда на конкретном участке производства. Конкрет­ные психофизиологические механизмы суммирования следовых процессов в нервной системе, приводящие к утомлению, различны и зависят от условий труда.

В каждом конкретном виде труда необходимо при­менять такие оздоровительные меры, которые могли бы в наибольшей степени соответствовать психофизиоло­гическим процессам, развивающимся во время данного вида трудовой деятельности, в частности свойственному этому виду-труда физиологическому механизму утом­ления. Установление у операторов тех или иных черт одного из психофизиологических механизмов произ­водственного утомления является важным условием для выбора системы оздоровительных мер и для уточ­нения контроля и оценки их эффективности. Эти воп­росы рассмотрены в главе XXVIII.

 

15.4. Контроль функционального состояния
оператора

 

Приведенная выше характеристика основных функ­циональных состояний оператора позволяет наметить основные пути контроля этого состояния. Такой конт­роль позволяет определить ту психофизиологическую «цену», с помощью которой достигаются те или иные результаты деятельности оператора; определить каки­ми затратами внутренней энергии человек достигает этих результатов. Кроме того, в необходимых случаях контроль состояния оператора позволяет прогнозиро­вать наступление нежелательных состояний, вызывающих снижение эффективности деятельности операто­ра, и тем самым предпринимать необходимые меры по их предотвращению. Проведение контроля позволяет обеспечить наиболее благоприятные условия для работы различных функциональных систем организма.

Таким образом, контроль состояния оператора яв­ляется важным средством обеспечения высокой эффективности его деятельности. Одновременно он на­правлен на решение задачи сохранения и укрепления его здоровья. Возможные виды контроля состояния оператора весьма разнообразны, их классификация приведена на рис. 15.1.

В зависимости от поставленных целей контроль состояния оператора может быть исследовательским, констатирующим (допусковым) и прогнозирующим (профилактическим). Исследовательский контроль применяется для проверки адекватности выдвигаемых инженерно-психологических решений, выбора наилуч­шего из имеющихся вариантов. На основании резуль­татов такого контроля, проводимого в процессе инже­нерно-психологического эксперимента, делается вывод о целесообразности или нецелесообразности внедре­ния в практику данной инженерно-психологической разработки.

Констатирующий контроль применяется для про­верки готовности оператора к выполнению данной деятельности (заступлению на дежурство, вылету или выезду в рейс и т. п.).

Прогнозирующий контроль проводится с целью предсказания возникновения у оператора нежелатель­ных состояний, которые могут служить причиной сни­жения эффективности его деятельности. Такой конт­роль позволяет предвидеть эти состояния раньше, чем это скажется на результатах деятельности оператора, и принять меры для предотвращения этих состояний. Целесообразность прогнозирующего контроля осо­бенно важна при выполнении особо ответственных функций.

В зависимости от применяемых методов контроль состояния может вестись по изменению физиологичес­ких, психологических, биохимических показателей. Физиологические показатели характеризуют, как пра­вило, степень напряженности организма и не всегда позволяют определить работоспособность оператора, а тем более прогнозировать ее изменение. Кроме того, их использование требует применения сложной аппа­ратуры для регистрации и учета происходящих изме­нений в организме человека.

Психологические показатели (памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы и т. д.) более тесно коррелируют с результатами деятельности, чем физиоло­гические показатели. Это связано с их регулирующей функцией в деятельности. Процесс переработки инфор­мации оператором может быть представлен в виде сложной иерархической структуры, каждому уровню которой соответствуют определенные психические процессы. Так, проведенный психологический анализ деятельности операторов в СЧМ позволяет утверждать, что в наиболее общем случае для оценки его состояния необходимо тестировать оперативную память (объем и длительность хранения информации), внимание (его переключение и распределение), скоростные качества оператора. Обладая сравнительно высокой прогностичностью, психологические показатели имеют и суще­ственный недостаток, связанный с тем, что для их из­мерения требуется тестовое воздействие на оператора, отвлечение его от выполнения основной деятельности.

Биохимические показатели (например, состав кро­ви) могут давать хорошую информацию о степени напряжения оператора, возникновения стрессовых состояний и т. д. Однако на практике они используются редко. Это связано с трудностями получения и регис­трации этих показателей непосредственно в процессе трудовой деятельности.

В зависимости от способа воздействия на операто­ра для получения сигналов о его состоянии методы контроля можно использовать как при естественных, так и при искусственных воздействиях среды. В пер­вом случае сигналы состояния оператора снимаются непосредственно в ходе выполнения им основной дея­тельности. Во втором случае для получения сигналов о состоянии оператора основная деятельность прекра­щается, и в это время ему дается специальное тесто­вое воздействие. В это же время и происходит съем сигналов состояния оператора. Примером методов с искусственным воздействием являются почти все психологические методы.

И наконец, в зависимости от способа получения сигналов методы контроля состояния оператора могут быть контактными и бесконтактными. При контактных методах для получения сигналов состояния оператора к тем или иным участкам его тела крепятся датчики или электроды. При бесконтактных методах сигналы состояния естественным образом образуются в ходе либо выполнения самой деятельности, либо отработки тестового задания.

К методам и системам предъявляется ряд требо­ваний:

■ высокая информативность и достоверность, т. е. показа­тели контроля должны достаточно тесно коррелировать с показателями работоспособности человека;

■ оперативность, возможность проведения экспресс-диаг­ностики, т. е. получение результатов контроля должно осуществляться достаточно быстро;

■ высокая помехоустойчивость, т. е. на результаты контро­ля не должны влиять различные посторонние факторы;

■ простота реализации, т. е. получение сигналов контроля не должно требовать применения сложной и громоздкой аппаратуры, создания для оператора специальных усло­вий работы (экранированных помещений, специального освещения, неподвижного положения тела и т. п.);

■ непрерывность контроля в течение всего времени работы человека;

■ отсутствие помех работе человека, т. е. получение сигна­лов контроля не должно мешать выполнению основной работы, не должно отвлекать человека от его деятельнос­ти; сигналы контроля должны естественным образом по­являться в процессе работы;

■ исключение субъективизма, т. е. результаты контроля не должны зависеть от желания человека, они не должны им сознательно искажаться.

Рассмотрим теперь возможности описанных ранее методов перечисленных требований (табл. 15.2). Знаки «+, +» и «+» означают соответственно хорошую и среднюю возможности реализации требования, знак «–» – трудность его реализации.

Как следует из табл. 15.2, психологические методы обладают высокой информативностью: многие психо­логические показатели, как уже отмечалось, очень тес­но коррелируют с результатами работы оператора. Эти методы обладают малой инерционностью, так как обыч­но не требуют много времени на расшифровку ре­зультатов контроля. Эти методы, как правило, просты в реализации (бланковые или аппаратурные методики). Однако для проведения контроля оператору нуж­но дать для решения некоторую тестовую задачу, т. е.

 

Таблица 15.2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.22 (0.017 с.)