Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система переработки информации человекомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важным элементом информационных процессов в СЧМ является система переработки информации (СПИ) человеком. Согласно современным представлениям, переработка каждой порции информации осуществляется в мозгу человека в несколько этапов. Их количество, последовательность, длительность, а так- же достигаемая в конечном счете полнота извлечения информации из сигнала определяется многими как объективными, так и субъективными личностными факторами. Осуществление каждого из этапов связывается с определенными гипотетическими блоками СПИ (рис. 2.1). Следует особо подчеркнуть, что показанные здесь блоки (структурные элементы СПИ) в большей своей части являются условными, им не обязательно соответствуют различные нервные структуры [128]. Согласно приведенной на рис. 2.1 модели сигналы внешней среды, например, средств отображения информации, поступают в рецепторы (от лат. receptor — принимающий), т. е. воспринимающие устройства человека. Человек привносит в каждый элементарный акт информационного взаимодействия со средой свои цели, стратегии, ожидания, которые проявляются в целом комплексе преднастроечных изменений в организме, упреждающих будущие события. В основе таких изменений лежат специфические информационные Рис. 2.1. Функциональная модель системы переработки информации, включенной в общую структуру деятельности: СПП — сенсорно-перцептивные процессы; АЦП — процессы антиципации; ППР — процессы принятия решения; — основные информационные потоки; — сигналы обратной связи (информация о результатах предшествующих действий); — управляющие и модулирующие влияния. процессы, выделенные в модели в блок АЦП (антиципационные процессы). В зависимости от характера этих изменений часть внешних воздействий преобразуется в сенсорные (от лат sensus — чувство, ощущение) сигналы, которые подвергаются некоторому циклу преобразований, составляющих содержание сенсорно-перцептивных процессов (от лат. perseptio — восприятие). Часть выделенных при этом информативных признаков включается в процессы активного синтеза, в котором участвует также активированная в соответствии со смыслом и ценностью для субъекта часть тезауруса (от греч. thesaurus — запас). У человека в роли тезауруса выступает запас знаний, зафиксированных в его долговременной памяти. В зависимости от характера ситуации и стоящих перед человеком целей, сигнал может потребовать от него на разных этапах переработки принятия определенных решений. Эти решения могут носить различный характер. Например, это может быть решение о возможности отнесения данного сигнала к тому или иному классу, т. е. его идентификация. Могут приниматься также решения о необходимости осуществления того или иного управляющего воздействия, коррекции целей, изменения стратегий или программ поведения и т. п. Последний случай предполагает также включение антиципационных процессов. Наконец, реализация управляющего воздействия в соответствии с принятым решением и постоянно корректируемыми программами сопровождается поступлением на сенсорный вход системы весьма важных с точки зрения организации адаптивного поведения сигналов обратной связи (пунктирные линии на рис. 2.1), информирующих оператора о ходе выполнения действия и о достигнутых при этом результатах. Таким образом формируется замкнутый контур циркуляции информации [128]. Процесс переработки информации человеком можно представить как некоторое множество, состоящее из частично перекрывающихся подмножеств. Поэтому показанные на рис. 2.1 функциональные блоки тесно взаимосвязаны. Общность некоторых аспектов принятия решения и антиципации была показана ранее. Соединяет в себе элементы этих блоков и такой важный процесс, как целеполагание. Процессы принятия решения и сенсорно-перцептивные процессы выступают в единстве на этапах обнаружения и опознания сигналов. Интеграция сенсорно-перцептивных процессов и антиципация проявляется в таких феноменах, как ожидание, бдительность и т. д. В целом роль и место информационных процессов в структуре деятельности и поведения определяются тем, что они, с одной стороны, опосредуют объективные внешние условия, а с другой стороны, опосредуют потребности, мотивы, установки, трансформируют их на основе имеющихся знаний и навыков в цели, стратегии и программы поведения, обеспечивают возможность постепенного контроля за ходом их реализации и при необходимости их коррекцию в интересах достижения полезного результата [128]. Как следует из рис. 2.1, СПИ включает в себя информационные процессы, а также вспомогательные подсистемы, обеспечивающие их нормальное протекание. К числу основных информационных процессов относятся процессы принятия решения, антиципационные и сенсорно-перцептивные процессы. Процессы принятия решения достаточно подробно были рассмотрены раньше, поэтому на них больше пока останавливаться не будем. Антиципационные и сенсорно-перцептивные процессы рассмотрим более подробно. Антиципация рассматривается как частный случай присущего всем живым организмам приспособительного механизма, названного П.К. Анохиным опережающим отражением действительности, как проявление действия этого механизма на уровне психики [6]. В структуру антиципации включают следующие процессы:
■ синтез субъективных моделей будущего — вероятностное прогнозирование; ■ сопоставление этих моделей по критерию предполагаемой вероятности реализации и выбор наиболее вероятной модели в качестве фактора регуляции поведения; ■ осуществление упреждающих изменений в организме, ■ программирование активного поведения в ближайшем и отдаленном будущем (целеполагание, выработка планов, стратегий и программы действий и т. п.).
Все эти процессы в большей или меньшей степени связаны с вероятностным прогнозированием. Под ним понимается предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. Вероятностное прогнозирование может быть ориентировано как на отдаленную, так и на ближайшую перспективу. Кроме того, оно может быть обусловлено преимущественно внешними (ситуационными) или внутренними (мотивационными) факторами. Соотношение этих двух факторов может широко варьировать, соответственно варьируют и функции, выполняемые синтезируемыми моделями в организации поведения. Крайними, полярными их проявлениями являются «ожидание» (когда ход событий рассматривается как не зависящий от субъекта) и «желание» (модель потребного будущего, являющаяся регулятором активного поведения человека). Однако в любом случае характер вероятного прогнозирования обусловлен субъективными вероятностями человека. Субъективная вероятность представляет собой численное выражение уверенности конкретного лица в том, что данное событие в действительности произойдет. Именно в соответствии с этой уверенностью и предпочитает действовать человек. Таким образом, субъективная вероятность является не столько характеристикой самих событий, сколько характеристикой человека, производящего классификацию этих событий. Она отражает собственную информацию и мнение человека о возможном наступлении тех или иных событий. Формирование субъективных вероятностей может соответствовать различным подходам к формированию вероятности [42].
1. Прямое оценивание частоты наблюдаемых событий. Многочисленные эксперименты показывают, что люди в среднем хорошо определяют относительную частоту оцениваемых событий. Например, ошибки в определении постоянного процентного соотношения исходов бинарных событий не превышает 5%, при этом тренировка и опыт слабо влияют на результаты оценивания. Установлено, что возможные ошибки в оценивании частоты событий часто связаны с эмоциями. Люди охотно верят гипотезам о статистических свойствах совокупностей. Например, последовательности событий в азартных играх ошибочно приписывается причинная зависимость или определенная закономерность. 2. Использование данных, причинно связанных с рассматриваемым событием. В этом случае находится условная вероятность события при имеющихся данных. Примером может служить прогноз погоды как определение вероятности выпадения дождя. Субъективность оценок связана как с недостаточностью данных, так и с неадекватностью моделей. При обоих рассмотренных путях формирования субъективных вероятностей существует тенденция недооценивать малые вероятности и завышать большие значения. 3. Подсознательный учет множества хранящихся фактов и впечатлений. Обычно перед принятием конкретного решения приходится производить переоценку случайных вероятностей различных альтернатив при уточнении сведений о ситуации. Эксперименты показывают, что обычно субъективные оценки апостериорных вероятностей изменяются в том же направлении (уменьшаются или увеличиваются), что и при вычислении их по правилу Бейсса, но не достигают теоретических (вычисленных) значений. Это свидетельствует о том, что люди обычно не могут полностью извлечь всю информацию из полученных сведений и изменить апостериорные вероятности в соответствии с данными наблюдений. Существует определенный «консерватизм вывода», т. е. люди склонны не придавать фактам их полного значения [42].
Рассмотрим основные отличия между объективными и субъективными вероятностями. Первые признают существование вероятности в объективном мире и определяют ее как меру возможности тех или иных объективных событий. Второе понимание признает существование вероятности только в человеческом уме и определяет ее как меру человеческого знания. Математическая теория вероятности отвлечена от природы вероятности и поэтому может быть одинаково пригодна для вычислений обоих видов вероятности. Системный подход к природе вероятности состоит в признании существования как вероятности объективных событий, так и вероятности человеческих суждений. Причем во многих случаях субъективные вероятности достаточно близки к объективным, более точно описывают поведение человека. Таким образом, изменение понимания исходных предпосылок теории информации приводит к изменению понимания ее математического аппарата (формализма). От понимания этого формализма как статического, многозначного и объективного приходим к прямо противоположному его пониманию как нестатического, однозначного и субъективного. Это открывает перед теорией информации дорогу к точным, наиболее совершенным и объективным областям знаний, поскольку возможность точных (а не вероятностных) предсказаний в практической деятельности человека ценится достаточно высоко [65]. К числу важнейших информационных процессов относятся также сенсорно-перцептивные процессы (СПП). Под ними понимают совокупность преобразований, которым подвергается сенсорная информация, поступающая на вход СПИ, прежде чем она превратится в «собственные» управляющие сигналы системы либо будет зафиксирована в памяти человека. Из всего многообразия физических явлений, происходящих в окружающем мире, человеческому восприятию доступна лишь небольшая, но биологически важная их часть, а именно:
■ спектр магнитного излучения, связанный с возникновением температурного чувства; ■ инфракрасная часть спектра, которая может также косвенно стимулировать температурное чувство благодаря его нагревающему воздействию; ■ видимая часть спектра (380—760 нм), связанная с формированием зрительных впечатлений; ■ некоторые виды механических и гравитационных воздействий, включая и акустические, воспринимаемых благо даря наличию механических чувств: слуха, чувства равновесия, давления, боли и др.; ■ обоняние и вкус, выделяемые в сферу химических чувств и обеспечивающие чувствительность человека к вкусовым качествам и запахам.
Помимо перечисленных сигналов внешней среды на вход СПИ поступают сигналы обратной связи, а также сигналы, формируемые внутренней средой организма. Одним их примеров таких сигналов могут быть кинестезические (проприоцептивные) сигналы, несущие информацию о движении человека, положении частей его тела и прилагаемых им мышечных усилиях. Эти сигналы также включаются в процесс переработки информации. Диапазон потенциально воспринимаемых человеком сигналов (область адекватного отражения) ограничен верхними и нижними абсолютными порогами. Причинами этих ограничений являются как биофизические, так и геометрические особенности периферических отделов сенсорной системы. Однако в каждый момент времени только лишь часть потенциально возможных сигналов может отображаться человеком в множестве впечатлений. Одной из причин этого является ограниченность ресурсов СПИ. Другая причина обусловлена тем, что разрешающая способность СПИ подвержена флюктуациям в связи с динамикой психических состояний субъекта, его индивидуальными особенностями, условиями решаемой им задачи, субъективным отношением к ней и т. п. Поэтому пороги ощущений являются случайными величинами, зависящими не столько от собственных свойств сенсорной системы, сколько от рабочих характеристик человека в целом, включающих в числе прочих и особенности процессов принятия решений в соответствии с избранной стратегией поведения. Следовательно и характеристики СПП могут широко варьировать в зависимости от особенностей стратегии субъекта. Под воздействием поступающих на вход СПИ сигналов у человека формируется перцептивный (чувственный) образ. Под ним понимается субъективное отражение в сознании человека свойств действующей на него ситуации. Формирование перцептивного образа является фазным процессом и включает в себя ряд этапов: обнаружение, различие, опознание, интерпретация. Обнаружение — стадия восприятия, на которой субъект выделяет объект из фона, но еще не может судить о его свойствах. Различение — стадия, на которой наблюдатель способен раздельно воспринимать два объекта, расположенных рядом (либо два состояния одного объекта), выделить детали объектов. Опознание (идентификация) — стадия восприятия, на которой наблюдатель выделяет существенные признаки объекта и относит его к определенному классу [93]. Все рассмотренные этапы могут входить в качестве составляющих элементов в развернутый процесс переработки качественных аспектов содержащейся в сигнале информации, обозначаемый как интерпретация. В ходе интерпретации формируется не только целостное представление об объекте, но и происходит дополнение, а при необходимости и коррекция сенсорных данных некоторой информацией, извлеченной из памяти. Интерпретация делает возможным выявление смысла сигнала, включение его в состав концептуальной модели ситуации, вероятностное прогнозирование дальнейшего хода событий, принятие соответствующих решений и т. п. Важное значение в замкнутом контуре процесса переработки информации играет психомоторика человека. Под ней понимается объективизация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями [132]. В более узком и конкретном плане психомоторика есть реализация психической деятельности посредством движений. Объективно психомоторика проявляется в психомоторных процессах, которые также можно отнести к числу информационных процессов. Основанием для этого является, во-первых, то, что включение их в состав СПИ позволяет образовать замкнутый контур переработки информации, т. е. придать информационным процессам управляемый характер (с точки зрения кибернетики управление может проходить только в замкнутом контуре), а во-вторых, тот факт, что выполнение любого, даже простейшего действия человеком сопровождается переработкой определенного количества информации. Отановимся лишь на важнейшем виде управляющих воздействий — исполнительных действиях. Под ними понимается приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда (ручной инструмент, органы управления и контроля и т. и.) с заданной скоростью и точностью. В зависимости от вида деятельности удельный вес исполнительных движений может быть различным. Эти действия могут совершаться либо эпизодически, либо занимать большую часть рабочего времени. Иными словами, в структуре деятельности они могут занимать место основной цели или выступать в качестве средства достижения цели. В первом случае деятельность будет по-преимуществу исполнительной (например, оператор-технолог). Условием успешного выполнения деятельности является формирование, нередко длительное, соответствующих навыков и умений работы с весьма разнообразными инструментами или сложными органами управления. Во втором случае основным содержанием выступают познавательные действия; исполнительные, моторные акты, как правило, просты и не требуют специального научения. Подобная характеристика справедлива и для исполнительных действий, совершаемых в быту, в игре, в спорте и т. п. [215].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.123 (0.01 с.) |