Полимодальном предъявлениях информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полимодальном предъявлениях информации



 

 

Символы Канал
Зрение Слух Дублирование
Буквы Цифры 6,92 6,30 6,55 7,10 7,92 7,72

 

Однако положительный эффект дублирования проявляется далеко не во всех случаях. Так, при реше­нии оператором сложных задач, особенно если он не имеет достаточной тренировки, дублирование сигналов может вызвать дополнительные трудности в работе. Аналогично если необходимая для решения задачи информация обеспечивается полностью работой одно­го из анализаторов, то подключение другого или ниче­го не дает для улучшения результатов работы, или даже ухудшает их [93].

Другим способом использования полимодальных сигналов является распределение поступающей к оператору информации между различными анализато­рами. Поскольку большую часть информации опера­тор получает с помощью зрения, то распределение информации является одним из способов предотвра­щения перегрузки зрительного анализатора. Однако при этом нужно учитывать возможности каждого из анализаторов.

Слух имеет преимущества в приеме непрерывных сигналов, зрение — в Приеме дискретных. Время ре­акции на слух короче, чем на свет, однако самая корот­кая реакция — на тактильный (кожный) раздражитель. Это свойство осязания можно использовать для подачи сигналов, требующих экстренных действий (например, сигналов опасности). Слуховой и зрительный анализаторы принимают информацию находясь на расстоянии от источника, а тактильный — при непосредственном воздействии (прикосновении). Более подробные сведе­ния по возможности использования различных анали­заторов при решении тех или иных задач оператором приведены в работе [15]. Распределение информации является основой для построения полисенсорных (полимодальных) информационных моделей [183].

Исследованиями установлено, что распределение информации является хорошим средством повышения эффективности ее приема. Это обусловлено двумя причинами: во-первых, за счет повышения общего функционального состояния анализаторов и активиза­ции нервной системы, так как полимодальная система приема информации позволяет подавать (в сумме) сигналы большей интенсивности, чем мономодальная; во-вторых, вследствие повышения информационной пропускной способности оператора, поскольку человек во многих случаях способен одновременно (параллель­но) перерабатывать информацию, поступающую к разным анализаторам. И хотя при этом пропускная способность каждого из анализаторов несколько снижается по сравнению с приемом мономодальных сиг­налов, общая пропускная способность всей анализатор­ной системы увеличивается. Так, при распределении информации одновременно между тремя анализатора­ми (зрение, слух, осязание) возможно почти двукрат­ное увеличение пропускной способности по сравнению с мономодальным предъявлением.

И наконец, еще одним из способов использования полимодальных сигналов является их переключение с одной модальности на другую. В отличие от предыду­щего в данном случае различные анализаторные сис­темы работают не параллельно, а последовательно. Данный способ может применяться для борьбы с раз­вивающимся утомлением (зрительным или слуховым), возникающим в результате длительной или напряжен­ной работы. При таком переключении показатели функций, активных в данной деятельности, понижают­ся, а неактивных, наоборот, повышаются. Переключе­ние модальности сигналов следует производить при первых признаках утомления работающего анализато­ра. В проведенных 3 — 6 — 7-часовых опытах, в которых информация подавалась оператору поочередно по зрительному, слуховому и тактильному каналам, получено увеличение продуктивности работы оператора на 30 — 40% по сравнению с предъявлением той же инфор­мации только по зрительному каналу [140].

Таким образом, изучение относительной роли и последовательности включения анализаторов в дея­тельность по приему сигналов является предпосылкой эффективной разработки средств отображения. Одно­временно с этим учет особенностей взаимодействия анализаторов необходим для определения методов обу­чения операторов и конструирования учебной техники.


ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ОПЕРАТОРОМ

Процессы памяти

 

Приняв поступившую информацию, оператор так или иначе ее анализирует и преобразует. В процессах переработки информации решающая роль принадле­жит памяти и мышлению.

В деятельности человека, управляющего машина­ми по приборам, в том или ином виде проявляются все основные формы памяти: кратковременная (непосред­ственная, или иконическая, и оперативная) и долго­временная. Формы памяти различаются по времени хранения информации. Кратковременная память обес­печивает хранение поступившей информации в тече­ние секунды и минуты, долговременная — в течение дня, месяца, года.

Кратковременная память подразделяется на непос­редственную (иконическую) и оперативную. В непос­редственной памяти хранится почти вся информация, поступившая в какой-то момент времени на органы чувств, но хранится она недолго: всего несколько се­кунд. Непосредственное запоминание — это как бы фотография объектов, воздействующих на органы чувств. Оперативная память представляет собой спо­собность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выпол­нения данного действия. Простейший пример опера­тивной памяти — сохранение первых слов принимае­мого речевого сообщения в течение всего времени его аудирования. При переводе информации из непосредственной памяти в оперативную происходит ее селек­ция по критериям, определяемым задачей, которую решает человек.

Долговременная память хранит информацию как бы впрок. При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит ее дальнейшая селекция и вместе с тем реорганизация. Соотношение между перечисленными формами памяти зависит от задач, решаемых системой «человек—машина», и от структуры деятельности оператора. В одних случаях ведущее место принадлежит кратковременной памяти, в других — долговременной. В инженерной психологии большое внимание уделяется оперативной памяти, так как она в значительной степени влияет на надежность и эффективность действий оператора. Показано, что существенную роль в оперативной памяти могут играть не только процессы запоминания информации, но и процессы ее «сбрасывания», т. е. исключения инфор­мации из памяти. Оператор иногда допускает ошибки не потому, что не запомнил необходимую информацию, а потому, что не забыл ненужную, уже использованную.

Объем оперативной памяти определяется не коли­чеством сохраняемой информации, а количеством воспринимаемых стимулов и почти не зависит от их информационного содержания.

Объем долговременной памяти, оцениваемой по отношению запоминаемого материала к необходимому числу повторений, определяется количеством прини­маемой информации [119].

Кратковременная и долговременная память име­ют различные функции в организации поведения. Кратковременная память связана прежде всего с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэто­му направлена главным образом на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания.

С учетом всего сказанного может быть представ­лена так называемая трехкомпонентная модель памя­ти (рис. 12.1). Согласно этой модели, информация из внешней среды попадает сначала в сенсорные регис­тры (непосредственную память). Здесь она хранится не более секунды в форме очень полного описания физических сигналов в том виде, в котором они были

Рис. 12.1. Схема трехкомпонентной модели памяти.

 

преобразованы на уровне органов чувств, без последу­ющего перекодирования. Затем информация либо уга­сает, либо переводится в оперативную память, где хранится десятки секунд в форме амодального вербально-акустического кода. Длительность сохранения зависит от активных процессов управления — прого-варивания, перекодирования, выбора способа запоми­нания и т. д. В долговременной памяти объем неограни­чен; информация в ней представлена в семантических кодах и может сохраняться очень долго (несколько лет) или даже постоянно. Основные характеристики раз­личных блоков памяти приведены в табл. 12.1 [16].

Основными процессами памяти являются запоми­нание, забывание и воспроизведение.

Запоминание. Характер запечатления, его сила, яркость и четкость зависят, с одной стороны, от осо­бенностей воздействия отражаемых человеком пред­метов и явлений, а с другой — от характера деятельно­сти и психологического состояния человека, т. е. от его активности.

Исследования показывают, что для облегчения запоминания, увеличения объема памяти важнейшее значение имеет рациональная группировка исходного материала, переход на более крупные оперативные единицы памяти. Кроме того, можно указать на следу­ющие приемы:


■ в определенных условиях переход на более длинный алфа­вит, на укрупненные оперативные единицы памяти ока­зывается выгодным, ибо позволяет сократить количество символов в запоминаемом материале без увеличения ко­личества информации;

■ для облегчения запоминания важное значение имеет на­хождение в запоминаемом сообщении избыточной ин­формации;

■ один из способов сокращения информации состоит в пе­рекодировании запоминаемых символов.

 

Таблица 12.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.007 с.)