Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Многоуровневое описание операторской деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вместе с тем необходимо отметить, что алгоритмический способ описания деятельности человека-оператора предполагает ряд ограничений и поэтому он неизбежно существенно упрощает реальную деятельность. К их числу относятся: ■ последовательный характер описания алгоритмов; ■ детерминированность функции переходов; ■ бинарность логических условий; ■ допущение о нулевых затратах на проверку логических условий. Поэтому дальнейшая модификация способов алгоритмического описания деятельности оператора должна проходить по пути учета вероятностного характера алгоритмической модели и отражения многозначности проверяемых человеком логических условий (использование правил многозначной логики). Для учета параллельного характера выполнения отдельных действий весьма плодотворным может быть применение сетевых графиков и биологических графов. Последний представляет собой модифицированную граф-схему алгоритма, пригодную для описания параллельно-последовательных процессов. Анализ схемы алгоритма позволяет получить и некоторые количественные характеристики трудового процесса: показатели стереотипности, логической сложности, динамической интенсивности [52]. Показатель стереотипности оценивается по наличию в алгоритме непрерывных последовательностей без логических условий, а также по длительности этих последовательностей. Этот показатель определяется поформуле (5.1) где Хn(O)— число последовательных элементов в группе без логических условий по 1, 2,..., К членов; Pn(O)— вероятность таких групп. Показатель стереотипности достигает максимального значения, равного К, когда в алгоритме нет логических условий, т. е. последовательность действий оператора однозначно детерминирована и не зависит ни от каких условий. Минимально возможное значение этого показателя равно 1; оно получается в том случае, если после каждого оператора следует логическое условие. Показатель логической сложности определяется выражением (5.2) где — число проверяемых логических условий в группе из 1, 2..., n таких условий; — вероятность таких групп. Этот показатель определяет необходимость перестройки системы действий в случае изменения системы сигналов. Он может быть использован для оценки динамического компонента деятельности оператора. Возможные пределы изменения 0<L<m. Помимо рассмотренных показателей Z и L при инженерно-психологической оценке используются также их модифицированные значения [10]. Напряженность (интенсивность) выполнения алгоритма определяется числом элементарных оперативных единиц, выполняемых в единицу времени. Этот показатель оценивается по формуле (5.3) Общую сложность выполнения алгоритма человеком-оператором, учитывающую все стороны выполнения этого алгоритма, предлагается оценивать по формуле (5.4) где S — средняя скорость переработки информации, вычисляемая по формуле (2.5). Рассмотренные показатели позволяют дать количественную оценку деятельности оператора. Они используются для сравнительной оценки однотипных видов деятельности, широко применяются также при проведении инженерно-психологической оценки СЧМ. Однако при практическом использовании этих показателей нужно иметь в виду, что они определяют не столько сложность деятельности оператора, сколько сложность записи алгоритма на языке ЛСА. Недостатками такого подхода являются следующие: ■ не учитывается реальная сложность отдельных операций алгоритма; ■ не учитываются логические связи (т. е. структура алгоритма), так как во внимание принимается лишь число, состав и группировка операций алгоритма. Другими словами, оценивается только один, наиболее типичный вариант реализации алгоритма; ■ не учитывается вероятность (частота встречаемости) алгоритма в деятельности оператора. Исследования показывают, что в ряде случаев именно этот фактор оказывает более сильное влияние на результаты работы оператора, чем показатель S0. Данные обстоятельства ограничивают область применения алгоритмических методов в инженерной психологии. Дальнейшее развитие этих методов должно происходить путем введения в расчетные соотношения для определения показателей Va, So переменных, характеризующих сложность выполнения (трудозатраты, напряженность и т. п.) отдельных действий, входящих в общий алгоритм деятельности оператора. Необходимо учитывать также вероятностные характеристики различных алгоритмов. Рассмотренные методы описания деятельности оператора являются основой для ее последующего анализа, в результате которого вскрывается сущность отдельных ее элементов и деятельности в целом, даются указания о способах ее выполнения. Наиболее разработанным является системный подход к анализу деятельности, разработанный В.Д. Шадриковым [202]. При таком подходе предусматривается несколько уровней анализа: личностно-мотивационного, компонентно-целевого, структурно- функционального, информационного, психофизиологического, индивидуально-психологического. Уровень личностно-мотивационного анализа предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны и возможностей их удовлетворения, заложенных в особенности профессии, — с другой. Степенью взаимосоответствия этих двух аспектов определяется уровень мотивации трудового поведения. На уровне компонентно-целевого анализа вскрываются цель и значение каждого действия в общей структуре трудовой деятельности. При этом должна рассматриваться не только внешняя сторона, но и внутренняя, связанная с реализацией психических свойств работника и психических процессов, участвующих в выполнении действий. На уровне структурно-функционального анализа изучаются принципы организации и механизмы взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности. При этом вскрываются связи между отдельными действиями, их значимость и вес. На уровне информационного анализа выявляются те признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, устанавливаются способы получения работником информации, необходимой для деятельности, изучается организация информационного потока во времени и т. п. На психофизиологическом уровне проводится изучение физиологических систем и процессов, опосредствующих деятельность. Большое значение при этом придается анализу активационных и информационно-энергетических процессов. Уровень индивидуально- психологического анализа предполагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств. В результате сочетания всех перечисленных уровней описания деятельности она предстает как многоуровневое полиструктурное образование. При этом системный анализ требует рассматривать любое явление в развитии, что по отношению к профессиональной деятельности выступает, в частности, как требование изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства. Дальнейшая разработка методов системного анализа деятельности требует конкретизации приемов выявления существенных связей изучаемых структур и их динамики. В качестве одного из таких приемов можно использовать регистрацию психологических свойств, синхронно проявляющихся и воздействующих друг на друга при совершении того или иного действия. В результате строится матрица связей, которую можно выразить графически в виде структуры профессионально важных свойств работника (структурограмма).
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.246.53 (0.009 с.) |