Вероятности появления символов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вероятности появления символов



 

 

Показатель,% Вероятность появления символа
0,60 0,13 0,07 0,06 0,05 0,04 0,03 0,02
Правильное воспроизведение Ошибки Отказы                

 

К структурно-пространственным параметрам от­носится способ организации предъявляемого матери­ала (в виде последовательности или формуляра). В обо­их случаях на продуктивность памяти влияет степень его компактности и характер группировки [13]. Уста­новлено, что формулярный способ предпочтительнее, потому что он обеспечивает возможность «привязки» предъявляемого материала к определенным знакомес­там, что позволяет, в свою очередь, перенести часть информационной нагрузки на этот параметр предъяв­ления (подробнее см. главу XVI).

На качество запоминания оказывает влияние так­же место, занимаемое тем или иным символом в предъявленной последовательности. Особенно большое значение это имеет в том случае, когда длина n предъяв­ляемой последовательности превышает объем памяти. Установлено, что в этом случае большую вероятность ошибочного воспроизведения имеют символы, распо­ложенные в середине предъявленной последователь­ности. Символы, находящиеся в начале и особенно в конце последовательности, воспроизводятся с мень­шим количеством ошибок. Данное явление носит в психологии название эффекта края (эффекта первич­ности и эффекта недавности), а зависимость, описыва­ющая это явление, называется позиционной кривой (рис. 12.5). Указанное обстоятельство следует учитывать при организации предъявления информации: наиболее важная информация должна располагаться в начале или в конце предъявляемой последовательности сим­волов.

 

Рис. 12.5. Зависимость вероятности правильного

воспроизведения от места символа в предъявленной

последовательности.

 

Гораздо меньше, чем другие, изучены вопросы влияния на продуктивность памяти различий в модаль­ности принимаемых сигналов. Считается, что при про­чих равных условиях продуктивность зрительной па­мяти выше, чем слуховой. Это обусловлено тем, что по зрительному входу сигналы поступают параллельно, а по слуховому — последовательно. Последнее ограни­чивает возможности слуховой памяти.

Из временных параметров сигналов наибольшее влияние на продуктивность памяти оказывает длитель­ность экспозиции и характер предъявления (одновре­менный или последовательный). В качестве примера на рис. 12.6 показаны зависимости вероятности Рпам пра­вильного воспроизведения информации от указанных факторов. При этом сплошными линиями показаны значения вероятности Рпам при последовательном, а пунктирными линиями — при одновременном предъяв­лении информации.

На основании рассмотренного материала можно провести описание процессов памяти. В деятельности оператора участвуют различные виды памяти: кратков­ременная (непосредственная и оперативная) и долго­временная. Вновь поступающая информация через сенсорные регистры направляется в оперативную память, имеющую вполне определенный (для данного человека) объем К. Информация сохраняется в опера­тивной памяти в течение времени тхр, определяемого длительностью следа памяти.

 

Рис. 12.6. Зависимость вероятности правильного воспроизведения от длительности предъявления символов и длины п их последовательности.

 

В случае, если объем поступившей информации превышает объем памяти или время хранения больше длительности следа, часть информации с некоторой вероятностью Рдп направляется в долговременную память, остальная информация теряется. Вероятность Рдп зависит от длины последовательности сигналов, его места в последовательности, длительности хранения информации и т. д.

Время обработки информации с участием долговре­менной памяти больше, чем с участием только оператив­ной памяти. Оно различается на величину — время поиска информации в долговременной памяти. Общее время обработки информации в этом случае равно

(12.8)

где — собственно время обработки информации оператором (т. е. с участием только кратковременной памяти).

 

Рис. 12.7. Законы распределения времени поиска

информации для различных значений К (прямоугольниками

показаны опытные данные, пунктирными линиями

сглаживающие их теоретические функции).

 

Время поиска информации в долговременной памяти является случайной величиной, подчиненной закону распределения, близким к нормальному (рис. 12.8), с математическим ожиданием, завися­щим от длины К очереди сигналов в соответствии с выражением

(12.9)

и среднеквадратическим отклонением σп 0,4 τп. Ве­личина b0 определяется конкретными условиями дея­тельности оператора.

Рис. 12.8. Изменение времени (t), затрачиваемого при

упорядочении объектов, в зависимости от общего

количества объектов (х) и числа учитываемых параметров

(у) у каждого из них.

Таким образом, объективными критериями для определения объема и длительности следа памяти яв­ляется значимое увеличение (в статистическом смыс­ле) количества ошибок и времени обработки информа­ции. Это увеличение свидетельствует о переходе от оперативного к долговременному хранению информа­ции. Для регистрации этого положения используются косвенные методы инженерно-психологических изме­рений характеристик памяти (подробнее см. главу X). Индикантом измерений служит вероятность Рпам или время обработки информации [167,168].

Нагрузка на оперативную память особенно велика при решении оператором задачи упорядочивания объек­тов. Для оценки времени решения такого рода задач получена следующая эмпирическая зависимость:

где t (х,у) — время, затрачиваемое на один объект; х — число упорядочиваемых объектов; у — число парамет­ров объектов.

При заданном числе параметров зависимость t от х выражается прямой линией (рис. 12.7). Угол наклона прямой изменяется вполне закономерно при увеличении числа параметров. При соответствующей трени­ровке влияние числа параметров на время решения задачи упорядочивания может быть снято. Анализ про­цесса тренировки показывает, что у испытуемых фор­мируются более экономные маршруты поиска и упо­рядочивание, происходит автоматизация мнемических действий. В ходе такой тренировки формируются все более и более крупные оперативные единицы памяти [153].

Оперативное мышление

 

Центральное место в деятельности операторов за­нимает решение тех или иных задач, возникающих в ходе процесса управления. Оператор, участвующий в слож­ных системах управления, имеет дело с проблемными ситуациями, он должен осмыслить их, выявить задачу и найти пути ее решения. При этом нередко оператор ог­раничен временем, опоздание становится равносильным ошибке и может привести к еще большему усложнению проблемной ситуации, а иногда и к частичному или пол­ному нарушению работы всей системы.

Мышление — активный процесс отражения объек­тивного мира в человеческом мозгу в форме суждений, понятий, умозаключений. Мышление как социально обусловленный психический процесс неразрывно свя­зано с речью (и языком). В отличие от ощущений, вос­приятий и представлений мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения дея­тельности. Различают наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, оперативное и теоре­тическое мышление.

Наглядно-действенное мышление — анализ и син­тез познаваемых объектов в процессе практической деятельности с ними.

Наглядно-образное мышление — процесс транс­формации перцептивных образов и представлений объектов (например, мысленное вращение объекта, его реконструкция и т. п.). Теоретическое мышление выс­тупает в форме отвлеченных понятий и рассуждении.

Образное мышление — процесс отражения и со­отнесение текущей информации о состоянии объекта с ранее накопленной информацией. Понятийное и образное мышление в реальной трудовой деятельноети выступают в тесном единстве, переходят одно в другое, что обеспечивает конкретное отражение про­блемной ситуации.

Словесно-логическим, или понятийным, мышлени­ем называется процесс отражения в сознании челове­ка существенных связей и отношений между предме­тами и явлениями материального мира.

Для инженерной психологии особое значение име­ет оперативное мышление. Под оперативным мышле­нием понимается такой процесс решения практичес­ких задач, в том числе и задач управления, в результате которого формируется субъективная модель предпола­гаемой совокупности действий (плана операций), обеспечивающей решение поставленной задачи. Оно включает выявление проблемной ситуации и систему мысленных и практических преобразований.

Основными компонентами оперативного мышления являются структурирование (которое проявляется в образовании более крупных единиц на основе связыва­ния элементов ситуации между собой), динамическое узнавание (узнавание частей конечной ситуации в ис­ходной проблемной ситуации) и формирование алгорит­ма решения (выработка принципов и правил решения задачи, а также в каждом конкретном случае определе­ние последовательности действий). Выявлено три этапа процесса решения. На первом этапе наблюдается стрем­ление действовать только с одним элементом ситуации: каждый элемент выступает здесь как одномерный век­тор. На втором этапе элементы группируются опре­деленным образом. Третий этап состоит в выработке общих принципов решения данной задачи, обеспечи­вающих соединение элементов в инвариантные под­группы и разъединение неудовлетворительно (с точки зрения задачи) связанных элементов. В деятельности оператора существенную роль играет образное, или наглядное, мышление, т. е. оперирование представлени­ями реальной ситуации, воссозданными на основе при­нятой и декодированной информации.

Мыслительная деятельность летчика, штурмана ко­рабля, диспетчера аэропорта и многих других опера­торов неразрывно связана с трансформацией образов управляемых объектов. Всем этим операторам присуще образное видение объектов. Так, например, управляющие действия летчика обусловлены образом простран­ственного положения самолета, штурман действует исходя из представления о положении корабля отно­сительно берегов, диспетчер аэропорта принимает решение в соответствии с образом воздушной обста­новки. Оперативный образ формируется на основе соотнесения текущей информации о состоянии объек­та с той информацией о нем, которая ранее была на­коплена оператором. Развитие оперативного мышления может быть активизировано различными приемами, способами методического порядка, например через создание оперативных образов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.72 (0.012 с.)