Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь инженерной психологии с другими науками

Поиск

 

Инженерная психология развивается в тесном контакте с другими науками. Точно так же результаты инженерно-психологических исследований и разрабо­ток используются на практике совместно с результа­тами, полученными в других науках.

Прежде всего развитие инженерной психологии происходит в тесной связи с развитием психологичес­кой науки в целом. И это не случайно, поскольку без такой связи развитие инженерной психологии невоз­можно. Причем эта связь взаимная. С одной стороны, инженерная психология широко использует данные, полученные в различных отраслях психологии. С дру­гой стороны, инженерно-психологические исследова­ния влияют по принципу обратной связи на многие отрасли психологической науки. Происходит критичес­кое переосмысливание многих вопросов, относящихся к проблемам психических процессов, функций и со­стояний с позиций системного подхода. Последний требует изучения и описания психических явлений исходя из конкретного психологического анализа дея­тельности человека-оператора. В результате этого вскрываются внутренние связи как между компонен­тами изучаемых психологических явлений, так и между ними и управляющими действиями с их количе­ственной оценкой.

Исследуя процессы информационного взаимодей­ствия человека и техники, инженерная психология опирается на методологические принципы, теорети­ческие концепции и схемы, разработанные в общей (теоретической) психологии. Она использует знания о закономерностях восприятия, внимания, памяти и мышления, посредством которых человек принимает и перерабатывает информацию, накопленную в экспе­риментальной психологии.

Большое значение для инженерной психологии имеют данные психофизиологии, раскрывающие фи­зиологическое обеспечение психических процессов, а также физиологические основы индивидуальных различий между людьми.

Инженерная психология тесно связана с психоло­гией труда, исследующей строение и механизмы пси­хической регуляции трудовой деятельности человека, разрабатывающей на основе таких исследований мето­ды рациональной организации труда, профессиональ­ного обучения, ориентации и подбора специалистов.

Нужно отметить, что первоначально инженерная психология возникла как прикладная ветвь экспери­ментальной психологии и развивалась относительно независимо от психологии труда. Она и называлась прикладной экспериментальной психологией.

| Однако в ходе развития инженерной психологии стало ясно, что она не может ограничиваться только изучением психических процессов, посредством кото­рых человек принимает и перерабатывает информа­цию, поступающую от технических устройств. Возник­ла необходимость изучения трудовой деятельности человека-оператора в целом. В этой связи многие про­блемы психологии труда (профессионального обуче­ния, отбора и др.) стали также и проблемами инженер­ной психологии. Однако инженерная психология рассматривает эти проблемы в специфическом плане: деятельности человека-оператора в СЧМ.

Поскольку современная техника обслуживается, как правило, коллективами людей, инженерная психо­логия обращается к проблемам социальной психологии, изучающей закономерности формирования коллективов, совместную деятельность, общение и взаимоотношение людей. Но опять-таки она берет социально-психологи­ческие проблемы в специфическом плане: взаимодей­ствия людей в СЧМ.

При решении многих задач профессионального от­бора, обучения и тренировок операторов инженерная психология использует достижения, полученные в педа­гогической психологии и педагогике. В последнее время наметились точки соприкосновения между такими, каза­лось бы далекими друг от друга отраслями психологии, как инженерная и юридическая. Речь идет в данном случае о психологическом анализе и установлении от­ветственности различных лиц за совершаемые операто­ром ошибочные действия (особенно приводящие к неже­лательным последствиям). Причем сказанное относится не только к оперативному персоналу, но и к создателям техники, и организаторам производства [179].

Сравнительно новым и довольно специфическим классом СЧМ являются системы «человек — ЭВМ». Инженерно-психологическое обоснование в таких си­стемах требуется при создании операторского интер­фейса, разработке и отладке программ, организации диалога между человеком и ЭВМ и др. Эти задачи инженерная психология решает с такими довольно новыми направлениями психологической науки, как психология компьютеризации и психология програм­мирования [211].

Являясь наукой, связанной с изучением трудовой деятельности оператора, инженерная психология не может решать свои задачи без связи с другими науками о труде. Так, разрабатывая критерии оценки тяжести и напряженности операторского труда, методы оценки функциональных состояний, решая проблемы утомле­ния и борьбы с монотонней, создания благоприятных условий труда инженерная психология использует дан­ные физиологии труда и гигиены труда. Большое значе­ние инженерная психология имеет при решении задач охраны и безопасности труда. Это обусловлено тем, что анализ причин производственного травматизма показы­вает, что его причинами зачастую являются психологи­ческие факторы. Причем во многих случаях их роль существенно выше, чем роль технических и организа­ционных факторов.

Инженерная психология тесно связана и с науч­ной организацией труда (НОТ). Наряду с данными других психологических наук при решении целого ряда задач НОТ (разработка норм труда, рационализация трудовых приемов, совершенствование условий труда и др.) широко используются и результаты инженерно-психологических исследований и разработок.

Одной из ярко выраженных тенденций развития современного научного знания является интеграция наук, изучающих различные аспекты сложных объек­тов, и комплексный подход к решению важнейших практических задач. Один из таких научно-практичес­ких комплексов, в которые включается инженерная психология,— это эргономика, которая занимается изучением различных аспектов трудовых процессов с целью их оптимизации. Наряду с инженерной психо­логией в эргономический комплекс включаются также психология, физиология и гигиена труда, антропомет­рия, биомеханика, техническая эстетика и некоторые другие дисциплины. Круг дисциплин, входящих в этот комплекс, пока еще точно не определен, что создает на пути развития эргономики целый ряд трудностей ме­тодологического характера.

Пока еще нет понятийного аппарата эргономики, нет методов изучения взаимосвязей между ее основ­ными компонентами, имеющими различный характер, нет иерархической системы множественных критери­ев и т. п. Поэтому некоторые авторы считают, что эр­гономика вряд ли пока может рассматриваться как самостоятельная наука [40]. Очевидно, все это затруд­няет также выявление взаимоотношений между инже­нерной психологией и эргономикой. Некоторые авто­ры считают, что инженерная психология является одной из составных частей эргономики [15,38]. Иногда эргономика рассматривается как несколько расширен­ная гигиеническими, антропометрическими и другими сведениями инженерная психология, т. е., по существу, происходит замена одного термина другим [102]. В ря­де случаев инженерная психология трактуется как одна из теоретических основ эргономики [24].

Рис. 1.4. Особенности СЧМ, учитываемые при инженерно-психологическом (прерывистый контур) и эргономическом (сплошной контур) подходе к ее анализу и синтезу (по Ю.Г. Фокину).

 

Интересный взгляд на этот вопрос высказывает Ю.Г. Фокин [186], Он отмечает, что операторской деятельно­стью занимается и инженерная психология» и эргономика. При этом инженерная психология главное внима­ние уделяет оптимизации информационных потоков, изучению процессов переработки информации челове­ком-оператором. Эргономика не вникает столь глубоко в существо психических процессов переработки инфор­мации человеком, уделяя большое внимание учету фак­торов среды, конструированию технических средств, определению результатов функционирования системы (рис. 1.4). Такой взгляд существенно снижает области исследования как в эргономике, так и инженерной пси­хологии. Так, в работах [55,56] отмечается, что эргономи­ческие исследования обязательно должны опираться на фундаментальные исследования психических процессов, свойств и состояний человека. В работах же [58, 59, 68] указывается, что задачами инженерной психологии яв­ляется и учет влияния факторов среды на состояние и работоспособность оператора, определение показателей работы оператора и влияние их на «выходные» характе­ристики СЧМ, большое внимание уделяется разработке инженерно-психологических требований к технике. При таком подходе области исследования эргономики и ин­женерной психологии существенно сближаются, что дает основание не делать между ними существенного различия. [38,77,112]. Близкий к этому взгляд отражает­ся в данном издании.

Сейчас пока еще трудно однозначно сказать, какое из этих мнений является правильным. Важно отметить другое. В любом случае эргономика не подменяет, не заменяет, не поглощает ни физиологию, ни гигиену труда, ни инженерную психологию, никакую другую науку. Включаясь в эргономический комплекс с целью решения тех или иных задач, ни одна из них не теряет своей самостоятельности.

Еще одним научным комплексом является наука управления. В настоящее время повышение «удельно­го веса» социальных и организационных факторов на производстве выдвигает необходимость помимо изуче­ния систем «человек — машина» интенсивно исследо­вать системы «человек — коллектив — техника — сре­да», иначе: «социотехнические системы». На этой основе рождается новый научный комплекс — наука управления. В рамках этого комплекса инженерная психология также не теряет самостоятельности, объе­диняется с экономикой, организацией труда, социоло­гией, социальной психологией и рядом других дисцип­лин, изучающих социотехнические системы. Важное место в этом комплексе занимает психология управле­ния, включающая в себя функционально-структурный анализ организационных систем и управленческой деятельности, психологический анализ построения, эксплуатации и использования в народном хозяйстве АСУ организационного типа (АСУП, ОАСУ и др.), со­циально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов с исследованием психо­логии руководства.

Таким образом, в психологии управления осуществ­ляется переход от «операторской» психологии к анали­зу деятельности проектировщиков и конструкторов АСУ, а также обслуживающего персонала этих систем. Глав­ное здесь — глубокое изучение психологических осо­бенностей, структуры, механизмов управленческих про­цессов, управленческой деятельности в целом.

Из рассмотренного видно, что управленческая дея­тельность выходит за рамки инженерной психологии и не может быть понята без социально-психологического анализа процессов управления. Однако точно так же она не может быть изучена и без инженерно-психологичес­кого анализа социотехнических систем. В этом заключа­ется прямая взаимосвязь инженерной психологии и науки управления (точнее, той ее части, которая отно­сится к психологии управления). Дальнейшее развитие психология управления получила в последнее время, когда в ее рамках возникло новое научное направление — психология менеджмента. Оно ориентировано на пси­хологическое обеспечение эффективной жизнедеятель­ности (функционирования) организаций в рыночных условиях хозяйственных отношений. Для успешного выполнения своих обязанностей современный менед­жер (от английского menedement — управление) должен обладать серьезными психологическими знаниями, а при работе его в промышленности, транспорте, системах связи в этом комплексе знаний велика роль инженер­ной психологии и психологии труда. Более подробно этот вопрос рассмотрен в последней главе.

Инженерная психология связана также с кибер­нетикой и системотехникой. Системотехника пред­ставляет собой новое научное направление, находя­щееся в стадии формирования. В настоящее время системотехника понимается как техническая наука об общих принципах создания, совершенствования и использования технических систем. Вполне очевидно, что системотехническое проектирование немыслимо без учета человеческого фактора, проектирования операторской деятельности, без других данных инже­нерной психологии,

Кибернетика представляет собой науку об общих закономерностях процессов управления в системах различного характера (живых организмах, технике, обществе). Значение кибернетики для инженерной психологии заключается в том, что она позволяет по­дойти к изучению и описанию с единых позиций таких качественно разнородных составляющих СЧМ, каки­ми являются человек и машина.

Однако при решении инженерно-психологических задач такое рассмотрение человека и машины в СЧМ является не более чем просто методическим приемом, искусственным методом, позволяющим соотносить между собой различные составляющие СЧМ. При этом нельзя, конечно, забывать о специфичности деятель­ности человека, подчиняющейся биологическим и пси­хологическим законам, и работы машины, которая под­чиняется физическим и химическим законам.

Большое значение для инженерной психологии имеет использование математических методов. Это особенно важно в настоящее время, когда становится очевидной проектировочная сущность инженерной психологии. Хорошо известно, что любой проект (а про­ектирование деятельности оператора не составляет, очевидно, исключения) предполагает обязательное использование и получение тех или иных количествен­ных характеристик и соотношении. И здесь не обой­тись без математики. Как известно, К. Маркс считал, что наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой [23, с. 66]. В нас­тоящее время инженерная психология уже достигла та­кого уровня развития. Математические методы широко применяются для построения моделей деятельности оператора, при планировании и обработке результатов инженерно-психологических экспериментов, при полу­чении количественных оценок деятельности оператора и т. д. Однако правильное применение математических методов невозможно без учета психологических и пси­хофизиологических закономерностей операторской де­ятельности, без опоры на ее содержательную сторону. Поэтому существующие разделы математики не все­гда могут быть просто перенесены в область инженер­ной психологии.

В последние годы усиливаются взаимосвязи меж­ду инженерной психологией и экономикой. Это обус­ловлено развитием техники и технологий, совершен­ствованием системы экономического планирования и управления производством, что открывает мощные резервы роста производительности труда и повыше­ния эффективности производства. Однако они могут быть по-настоящему реализованы только при условии развития творческой активности человека. Поэтому наряду с резервами, создаваемыми научно-техничес­ким прогрессом, все большее значение на современ­ном этапе приобретают резервы главной производи­тельной силы общества — человека. Возрастает роль психологических факторов как одного из важнейших условий интенсификации экономики [156].

Большая роль в решении данного вопроса принадле­жит инженерной психологии, которая непосредственно включается в процесс совершенствования рыночных от­ношений в нашей стране. Использование ее достижений в общественной практике становится важнейшим усло­вием роста производительности и качества труда, повы­шения эффективности управления народным хозяйством» совершенствования современной техники и технологий, дальнейшего развития системы профессиональной под­готовки и охраны труда, воспитания в процессе труда нового человека [92,94]. Все это в конечном итоге опреде­ляет экономическое значение инженерной психологии.

Связь эта взаимная. Широкое внедрение инженер­но-психологических разработок в практику народного хозяйства оказывает существенное влияние на экономи­ческие показатели отдельных подразделений и предпри­ятий. В свою очередь, высокая экономическая эффектив­ность этих разработок способствует более быстрому и широкому их внедрению, возрастанию авторитета науч­ных исследований в области инженерной психологии. Это оказывает существенное влияние на развитие даль­нейших исследований в данной области [169].

Заканчивая рассмотрение междисциплинарных связей инженерной психологии, необходимо остановить­ся на ее месте в системе подготовки современного инженера. Изучение инженерной психологии базиру­ется на некоторых разделах ряда учебных дисциплин.

Знания из области физики необходимы при про­ведении инженерно-психологических измерений и экспериментов, при изучении характеристик анали­заторов человека, при пользовании различного рода измерительными приборами. Математические знания нужны при изучении количественных характеристик деятельности оператора. Политическая экономия спо­собствует правильному пониманию роли и места чело­века при различных способах производства. Без опо­ры на общую теорию надежности затруднено изучение надежности оператора и системы «человек — маши­на». Знание возможностей и принципов построения ЭВМ помогает в изучении вопросов распределения функций между человеком и машиной и моделирова­ния деятельности оператора.

Помимо этого инженерная психология является базой для изучения таких дисциплин по профилю под­готовки студента, как конструирование аппаратуры, техническая эксплуатация, охрана труда и техника бе­зопасности, экономика и организация промышленного производства и др. Для изучения этих дисциплин нуж­ны сведения о характеристиках и возможностях чело­века, его свойствах и состояниях в процессе труда.


Глава II



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.175 (0.008 с.)