Методологические основы инженерной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические основы инженерной психологии



Содержание

Предисловие……………………………………………………………………………….. 1

РАЗДЕЛ I

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ГЛАВА I

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………….. 3

 

ГЛАВА II

ИНФО0РМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И МИШИНОЙ…………………………………………………………………………. 26

ГЛАВА III

СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК - МАШИНА»…………………………………………….56

ГЛАВА IV

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТОРА В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК - МАШИНА»....86

РАЗДЕЛ II

МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ГЛАВА V

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ…………………………………….132

ГЛАВА VI

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ………………………………………………151

ГЛАВА VII

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ………………………………………………184

ГЛАВА VIII

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ……………...…………………………………196

ГЛАВА IX

ИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ………………..…………………………………225

ГЛАВА X

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ………………..……….……238

РАЗДЕЛ III

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА

ГЛАВА XI

ПРИЕМ ИНФОРМАЦИИ ОПЕРАТОРОМ ………………..……..……261

ГЛАВА XII

ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ОПЕРАТОРОМ..293

ГЛАВА XIII

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА………310

ГЛАВА XIV

УПРАВЛЯЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТОРА………………….……330

ГЛАВА XV

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ОПЕРАТОРА………………...357

Литература………………………………………………………………..380

Содержание………………………………………………………………390

 

Предисловие

С момента выхода в свет предыдущего, второго издания данного учебника (Основы инженерной пси­хологии / Подред. Б.Ф. Ломова. — М.: Высшая школа, 1986) прошло более 15 лет. За это время в стране про­изошли крупнейшие изменения в политической, эко­номической и социальной сферах жизни общества. Дальнейшее развитие научно-технической революции и рыночных отношений, возрастание роли маркетин­га, менеджмента, мониторинга и рекламы существен­но расширили значение и границы применения пси­хологических знаний в практической деятельности многих категорий специалистов. Рост технической оснащенности производства, постоянно возрастающая конкуренция на рынках производства и сбыта продук­ции, изменившиеся производственные отношения вызывают резкое усложнение труда человека, при этом центр тяжести трудовых нагрузок все более пе­ремещается на его внутреннюю, психическую дея­тельность. Учет взаимоотношений производства и че­ловека, совершенствование процессов управления, производства и сбыта продукции являются важней­шим резервом повышения эффективности производ­ства и производительности труда. Важная роль в решении этих задач принадлежит различным отраслям психологии и прежде всего — инженерной психоло­гии и психологии труда. Данный авторский коллектив уже представил энциклопедический словарь «Психо­логия труда, реклама, управление, инженерная пси­хология и эргономика». Издание включает свыше 1000 статей, в которых дается определение и раскрывает­ся содержание ряда терминов и понятий психологии труда и управления, эргономики, инженерной психо­логии и смежных с ними научных дисциплин, в час­тности психологии рекламы. Словарь рассчитан на широкий крут специалистов, работающих в различ­ных отраслях науки, техники, народного хозяйства и в той или иной мере использующих эргономические и инженерно-психологические данные в своей дея­тельности, а также преподавателей, аспирантов и сту­дентов вузов.

Возникновение инженерной психологии обус­ловлено бурными темпами научно-технического прогресса, а ее дальнейшее развитие — теми изме­нениями в жизни страны, которые вызваны возник­новением и развитием рыночных отношений. В этих условиях существенно изменились структура и спе­цифика трудовой деятельности. Возросли требования к интеллектуальной (и психической в целом) сфере человека, к его знаниям и умениям. В этой связи воз­никает широкий круг теоретических и прикладных проблем, связанных с изучением и совершенствова­нием систем «человек—машина» (СЧМ), которые и являются объектом инженерно-психологических ис­следований.

На современном производстве и транспорте, в области связи и строительстве, в банковской сфере и системах управления основное окружение человека составляет техника. Поэтому она должна быть удобной для человека, соответствовать его способностям и воз­можностям. Согласованием возможностей человека и техники как раз и занимается инженерная психология. Ее основами в настоящее время должен владеть любой инженер-конструктор, технолог, экономист, организа­тор производства, специалист в области менеджмента, маркетинга и рекламы.

При написании книги авторы использовали мате­риалы отечественных и зарубежных авторов, стандар­ты по системе «человек—машина» и безопасности труда, а также материалы собственных исследований. По сравнению с предыдущим, в настоящем издании введен ряд новых разделов (например, по информа­ционным процессам в системе «человек—машина», инженерно-психологическим аспектам взаимодей­ствия человека и ЭВМ, социально-психологическим вопросам управления в условиях применения новой техники, инженерно-психологическим проблемам эк­сплуатации техники и др.). Другие разделы существен­но переработаны и дополнены в соответствии с новы­ми данными и требованиями. Значительно больше внимания уделено, психическим резервам человека, разрешению и предотвращению конфликтов в систе­ме «человек—машина», инженерно-психологическим проблемам менеджмента и мониторинга. Коренным образом расширены и переработаны вопросы, ка­сающиеся методов изучения трудовой деятельности человека, существенно расширен арсенал применяе­мых методов, специально рассмотрены вопросы тех­нического обеспечения инженерно-психологических исследований.

Хотелось бы остановиться на двух замечаниях иде­ологического плана. Во-первых, авторы не считали нуж­ным полностью отказываться от использования трудов классиков марксизма-ленинизма, что стало довольно модным в последнее время. Наиболее характерным в этом плане является работа [148], в первом издании которой (1983 г.) к месту и не к месту приводятся их цитаты, а во втором издании (1997 г.) о них вообще нет упоминания. Авторы считают такое положение ненор­мальным и используют при необходимости труды этих классиков наряду с трудами других ученых и специали­стов. Во-вторых, авторы часто используют понятие «оте­чественная психология». Под ним понимаются все пси­хологические работы, выполненные в дореволюционной России, Советском Союзе (1917—1991 гг.) и на террито­рии СНГ после 1991 г. Деление инженерной психоло­гии на национальные подразделы или по национальной специфике, на наш взгляд, пока преждевременно.

Учебник включает три раздела. В первом разделе освещаются основные методологические вопросы ин­женерной психологии. Рассматриваются ее предмет, задачи, связи с другими науками, основные концеп­ции. Большое внимание уделяется информационным процессам в системе «человек—машина», анализу де­ятельности оператора в СЧМ. Второй раздел посвя­щен изучению методов инженерной психологии. При­водится описание психологических, физиологических и математических методов исследования деятельнос­ти оператора. Освещаются вопросы технического обеспечения инженерно-психологических исследова­ний, применения ЭВМ и моделирования деятельнос­ти оператора. Третий раздел посвящен вопросам пси­хофизиологического анализа деятельности оператора. Здесь рассмотрены характеристики основных психи­ческих процессов, свойств и состояний, характерных для деятельности оператора.


ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава II

ИНФО0РМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И МИШИНОЙ

Общие понятия об информации

 

Понятие информации имеет фундаментальное зна­чение для инженерной психологии. Это обусловлено тем, что содержание функций человека в СЧМ состав­ляют информационные процессы передачи, переработ­ки, хранения и реализации информации, а информа­ционное взаимодействие между человеком и машиной составляет предмет инженерной психологии. Поэтому для решения многих инженерно-психологических про­блем весьма важно решение двух взаимосвязанных задач: во-первых, изучение закономерностей инфор­мационной деятельности человека, и во-вторых, орга­низация процесса обмена информацией между чело­веком и машиной в СЧМ. Теоретической базой для изучения информационных процессов является теория информации, основные положения которой разработал применительно к техническим каналам связи извест­ный американский ученый К. Шеннон. Эти положения он опубликовал в широко известной статье «Матема­тическая теория связи» (1948 г.). Основная идея К. Шен­нона заключается в том, что с информацией можно обращаться почти так же, как с другими физическими категориями, какими являются вещество и энергия. Поэтому информация не может быть определена че­рез эти категории и является наряду с ними одной из трех самостоятельных субстанций окружающего нас мира. Следовательно, согласно К. Шеннону, и транс­портировка (передача) информации может рассматри­ваться подобно транспортировке вещества и энергии.

Несмотря на частое использование термина «ин­формация» в различных сферах жизни и деятельности человека однозначного определения этого понятия пока не существует. Мы будем понимать под информацией совокупность сведений, уменьшающих неопределен­ность в выборе различных возможностей. При таком подходе понятие информации связывается с понятия­ми вероятности, энтропии, ансамбля, неопределеннос­ти выбора, неожиданности появления события и с ло­гарифмической функцией при некотором постоянном основании логарифма. Именно такой подход применя­ется в теории информации (статистической теории связи). Необходимо отметить, что такое определение информации существенно отличается от обыденного значения этого слова.

В инженерной психологии более конкретно под информацией понимают любые изменения в управ­ляемом процессе, отображаемые на средствах отобра­жения информации или непосредственно восприни­маемые оператором, а также команды, указания о необходимости осуществления тех или иных воздей­ствий на процесс управления. Любое сообщение ин­формативно, если оно представляет то, чего человек не знал до его поступления. Сообщение представляет собой совокупность сведений о некоторой физической системе.

Применительно к деятельности оператора сообще­ние — совокупность зрительных, слуховых и других сигналов, воспринимаемых им в данный момент вре­мени, а также «сигналов», хранимых в памяти операто­ра [26]. Сообщение приобретает смысл (содержит не­которое количество информации) только тогда, когда состояние системы заранее неизвестно, случайно, т. е. системе присуща какая-то степень неопределенности. В качестве меры неопределенности в теории информа­ции используется понятие энтропии. Неопределенность системы уменьшается при получении каких-либо све­дений об этой системе. Чем больше объем полученных сведений, чем они более содержательные, тем большей информацией о системе можно располагать. На этом основании базируется подход к определению количе­ства информации, в соответствии с которым количество информации измеряется уменьшением энтропии той системы, для уточнения состояния которой предназна­чены эти сведения. Другими словами, мерой количе­ства информации является снятая неопределенность (снятая энтропия). Подробнее этот вопрос рассматри­вается в следующем параграфе.

Материальным носителем информации является сигнал (от лат. signum — знак). Сигнал — это процесс или явление (внешнее или внутреннее, осознанное или неосознанное), несущее сообщение о каком-либо собы­тии и ориентирующее человека относительно этого события. В психологии такие сигналы называют также раздражителями. В соответствии с характером анали­заторов (органов чувств) и других воспринимающих систем выделяются сигналы: оптические, акустические, механические, термические, электромагнитные, хими­ческие и др. Сигнал, являясь носителем сообщения, содержит в себе определенную информацию для по­лучателя. Вне сигналов информация не существует. В то же время она не зависит от конкретных физичес­ких (и вообще материальных) свойств сигналов. Одна и та же информация может быть передана различны­ми сигналами. Например, одна и та же информация о состоянии объекта управления может быть передана оператору с помощью оптических (показание прибо­ра), звуковых (сирена, голос), тактильных (вибрация руля управления) и других сигналов [128].

Связь между сигналом и характером вызываемых им информационных процессов составляет смысловое содержание сигнала. Смысл сигнала (в отличие от количества информации) не является объективным свойством его источника: один и тот же сигнал может интерпретироваться различными получателями по разному и, напротив, в определенных ситуациях раз­личные сигналы могут оцениваться как имеющие один и тот же смысл. Таким образом, смысл сообщения определяется его субъективной интерпретацией полу­чателем (оператором). Это положение имеет важное значение для любой человеческой деятельности, но оно, к сожалению, лежит вне рамок статистической теории информации, что существенно ограничивает возмож­ности ее применения в инженерной психологии.

Связь между сигналом и несущей им информаци­ей базируется на принципе изоморфизма (от лат, isos — равный и morphes — форма). Под ним понимается общая форма взаимной упорядоченности двух мно­жеств. Изоморфизм представляет собой однозначное свойство элементов и отношений двух множеств. На­пример, множество состояний звукового давления и множество состояний намагничивания на магнитной ленте являются изоморфными. Множество возбужде­ний зрительного нерва, возникающих под воздействи­ем световых волн, действующих на сетчатку глаза, находится в соотношении изоморфизма с источником информации. Это множество нервных импульсов яв­ляется нервными сигналами действующего источника.

Понятие изоморфизма имеет важное значение при анализе информационных процессов. Это обусловле­но тем, что сигнал представляет собой множество со­стояний своего носителя, изоморфное множеству со­стояний источника. Изоморфное отношение множества состояний носителя информации к множеству — источнику, определяющее лишь общую упорядоченность двух множеств, делает сигнал кодом источника инфор­мации- Благодаря кодированию, производится перевод упорядоченности состояний источника в определенную упорядоченность носителя. Например, множество то­чек звуковой дорожки на пластинке, упорядоченное в пространстве, представляет собой код множества со­стояний звукового давления, упорядоченного во вре­мени. Таким образом, благодаря изоморфизму, инфор­мация несет сведения о своем источнике [8].

Используемая в деятельности оператора информа­ция классифицируется по ряду признаков. Выше уже отмечалось, что в зависимости от модальности (вида) сигнала информация может быть зрительной, слухо­вой, тактильной, проприоцептивной (отражает харак­тер движений человека) и др. По значению информа­ция подразделяется на командную (дает указания о необходимости проведения определенных действий) и осведомительную (дает представление о сложившейся ситуации). По своему характеру информация может быть релевантной (полезной, относящейся к решаемой в данный момент задаче) и иррелевантной (бесполез­ной, ненужной в данной ситуации; такая информация может оказаться и вредной с точки зрения эффектив­ности работы оператора, тогда она называется помехой). Иррелевантную информацию не следует путать с избыточной информацией, которая во многих случаях оказывает положительное влияние на деятельность оператора.

С точки зрения полноты информация подразделя­ется на избыточную и безызбыточную. Введение из­быточности (изображение, естественный язык, приме­нение специальных помехоустойчивых кодов и др.) является эффективным средством борьбы с помехами, повышает помехоустойчивость работы оператора. С этой же точки зрения информация может быть полной и неполной. По форме информация может быть количественной (несет количественные харак­теристики объекта управления) и качественной (не­сет модальные, качественные характеристики: боль­ше — меньше, выше — ниже; правый крен, левый крен, отсутствие крена и т. п.). Несмотря на свой качествен­ный характер такая информация тем не менее также может быть оценена количественно.

С точки зрения искажений информация может быть достоверной (истинной) и недостоверной (ложной, искаженной). Последняя, если ее вовремя не распоз­нать, может внести дезорганизацию в процесс управ­ления. Недостоверная информация может возникнуть как вследствие сбоев в работе технических средств, так и вследствие ошибок операторов. В зависимости от источника поступления информация делится на при­борную (инструментальную) и неинструментальную. Приборная информация поступает к оператору со средств отображения информации, как правило, в за­кодированном виде. Для уяснения смысла такой инфор­мации оператору нужно провести ее декодирование, т. е. привести ее к исходному виду. Неинструменталь­ная информация непосредственно поступает на орга­ны чувств оператора. Она присутствует практически во всех видах операторской деятельности, однако ее роль и значение для многих из них существенно раз­ная. Так, для операторов АСУ ее роль крайне мала, хотя и здесь в ряде случаев появление необычных запахов, вибраций, шумов может нести информацию об изме­нении режима работы системы, возникновению непо­ладок в ее работе. Опытный сталевар управляет про­цессом плавки не только с помощью приборов, но и учитывает при этом цвет металла и другие его харак­теристики. Исключительную роль неинструментальная информация имеет при проведении органолептичес-ких исследований, то есть при измерении и оценке тех или иных показателей с помощью органов чувств (на­пример, визуальный контроль).

Важную роль неинструментальная информация играет в деятельности операторов транспортных средств. Так, летчик, ощущая угловые и продольные ускорения, вибрации, шумы, усилия на органах управ­ления и даже запахи, систематически обозревая внекабинное пространство при визуальном полете, может косвенно судить о состоянии самолета, изменении ре­жима полета.

Неинструментальная информация совместно с приборной информацией является важной составной частью информационной модели. В связи с этим воз­никает важная инженерно-психологическая проблема взаимодействия двух видов информации: инструмен­тальной и неинструментальной. От особенностей их взаимодействия зависит надежность восприятия ин­формации человеком и, следовательно, надежность его деятельности. При этом следует иметь в виду, что не­согласованность инструментальных и неинструмен­тальных сигналов оказывает отрицательное влияние на деятельность оператора, являясь источником возник-новения конфликтной ситуации. Конфликтность ее состоит в том, что при явной своей значимости обна­руженный сигнал не может быть использован для организации действий. Поэтому считается, что неинструментальная информация также может и должна подвергаться упорядочению и в этом отношении она принципиально не отличается от инструментальной [112].

И, наконец, в зависимости от изменения во време­ни различают статическую и динамическую информа­цию [30]. Статическая (постоянная, не меняющаяся во времени) информация, как правило, не подвергается машинной обработке. К ней относятся, например, па­раллели и меридианы на географических картах, фи­зические и математические константы, статические надписи на рабочих местах операторов и т. п. Динами­ческая (меняющаяся во времени) информация обычно подлежит машинной обработке, при необходимости подлежит кодированию и в закодированном виде по­ступает к оператору. Сказанное относится преиму­щественно к инструментальной информации.

Информацию, используемую в СЧМ, можно рас­сматривать в различных аспектах: количественном, семантическом, прагматическом. Количественный ас­пект, называемый также статистическим, структурным отражает объективные пространственно-временные характеристики сигналов. Он проявляется в различной вероятности появления того или иного сигнала, в ко­личестве возможных сигналов, в соотношении сигнала и шума (помехи) и др. Психологическими эквивален­тами этих переменных являются степень неожиданно­сти сигнала или степень сложности выбора [128]. Дан­ный аспект информации оценивается ее количеством, которое зависит только от объективных характеристик сигналов (их вероятностей и разнообразия), и совер­шенно не учитывает их субъективные, психологичес­кие эквиваленты.

Прагматический аспект информации определяет отношение получателя к принятым сообщениям, како­во их практическое, прикладное значение в деятельно­сти оператора, насколько они полезны и как отража­ются на деятельности оператора и ее результатах. Данный аспект информации оценивается ее ценнос­тью, полезностью для оператора. Ценность информа­ции может оцениваться только в связи с целью де­ятельности. В этой связи любое сообщение может содержать (или не содержать) информацию, облегча­ющую или затрудняющую достижение полезного ре­зультата (цели) в вероятностной ситуации. Поэтому основные подходы к определению ценности информа­ции предполагают оценку изменения вероятности до­стижения цели после получения данного сообщения.

Семантический аспект определяется содержани­ем, смыслом информации, который она несет опера­тору. Этот аспект разработан наиболее слабо, что обусловлено как трудностью количественной оценки смысловой стороны информации, так и недостаточной определенностью самого этого понятия [155]. Один из наиболее возможных подходов к определению количе­ства семантической информации предложен К.С. Козловым [61,70].Этот подход основан на том, что необхо­димым моментом применения семантической теории информации является определение исходного множе­ства «обслуживаемых» элементов и функциональных элементов системы, выявление многоуровневой струк­туры этого множества элементов, знание алгоритмов функционирования системы. Семантическая информа­ция делится на два вида: структурную и функциональ­ную. Первая основывается на статических множествах, элементы которых не изменяют свои состояния во времени. Этот вид информации используется челове­ком для ориентировочной деятельности. Вторая состав­ляющая семантической информации (функциональная) базируется на динамических множествах и представ­ляет собой информацию о состояниях элементов мно­жества и о действиях, с помощью которых осуществля­ется требуемое движение множества как динамической системы. Этот вид информации используется челове­ком для исполнительной деятельности. На основе та­кого теоретико-множественного подхода получены формулы для количественного определения семанти­ческой информации [61,70].

Используемая оператором информация оказывает на него и определенное эмоциональное влияние. Наи­более полно этот вопрос проработан в информацион­ной теории эмоций [165]. Согласно этой теории сте­пень эмоционального напряжения Э количественно зависит от степени потребности (влечения, мотивации) П, а также от разности между информацией, прогностично необходимой для удовлетворения потребности (IП) и информацией, реально имеющейся у человека (Iр). Указанные отношения выражаются формулой

Э = – П(1п-Iр). (2.1)

Количество информации тесно связано и опреде­ляется вероятностью достижения цели. Ее оценку че­ловек производит на основе врожденного и ранее приобретенного опыта, непроизвольно сопоставляя ин­формацию о средствах, времени, ресурсах, предполо­жительно необходимых для удовлетворения потребно­сти, с информацией, поступившей в данный момент. Прогнозирование вероятности достижения цели может осуществляться как на осознаваемом, так и неосознанном уровне. Возрастание вероятности в результате поступления новой информации (Iр>Iп) порождает положительные эмоции, падение этой вероятности (Iр< Iп) ведет к отрицательным эмоциям. Причем вели­чина этих эмоций в обоих случаях прямо пропорцио­нальна потребностям человека. Стремление максими­зировать положительные эмоции и минимизировать отрицательные определяет регуляторные функции эмоций, их роль в организации целенаправленного поведения. Информационная теория эмоций позволя­ет использовать объективно регистрируемые прояв­ления эмоций (мимика, голос, изменение физиологи­ческих функций и электрической активности мозга, сердца) в качестве индикатора потребностей человека и степени их удовлетворенности, уточнить их класси­фикацию, проследить процесс их формирования и вза­имодействия. Информационная теория эмоций позво­лила предложить методы объективной диагностики эмоционального напряжения в различных видах опе­раторской деятельности и меры профилактики этого напряжения.

Еще один подход к оценке эмоциональных реак­ций оператора на используемую информацию предло­жен в работе [77]. Здесь отмечается, что значимая для оператора (прагматическая) информация может иметь для него два значения. Первое из них связано с цен­ностью информации, второе — с реакциями, свиде­тельствующими о предстоящих трудностях, опасностях. Такая информация названа значимо тревожной; ее количественная оценка дается на основании времен­ных и точностных ограничений, возникающих в дея­тельности оператора.

Рассмотренные явления тесно связаны с поняти­ем фасцинации. Фасцинация (от лат. fascia — повязка, полоса) представляет зависимость результата воздей­ствия информации на поведение от посторонних фак­торов, в частности, помех. Они могут возникать как в канале связи, так и в самом мозгу. В последнем случае помехи могут генерироваться специальными мозговы­ми механизмами, играющими роль фильтров, которые разрушают информацию на ее пути к эффекторному (исполнительному) аппарату человека. На существование подобных механизмов впервые указал Н. Винер; он предложил назвать семантически значимой ту ин­формацию, которая, пройдя систему фильтров, непос­редственно влияет на эффекторный аппарат принима­ющей системы (например, на поведение человека). Ю.В. Кнорозов высказывает предположение, что сиг­налы помимо информации могут также нести и фасци-нации, т. е. такое воздействие на фильтры принимае­мой системы, которое снижает их эффективность и повышает количество семантически значимой инфор­мации. Примером фасцинативного воздействия на центральную нервную систему может являться особый ритм речевых сигналов и их своеобразная интонаци­онная окраска при гипнозе.


СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК - МАШИНА»

Содержание инженерно-психологического обеспечения СЧМ

 

Этап жизненного цикла Аспект инженерно-психологического обеспечения
целевой организационно-методиче­ский
Проектирование Определение функций человека в проектируе­мой СЧМ и оценка его психофизиологических возможностей по их выполнению (инженерно-психологическое проек­тирование) Разработка нормативных и справочно-методических мате­риалов по инженерно-психоло­гическому проектированию деятельности оператора. Организация труда коллектива проектировщиков
Производство Учет психофизиологиче­ских свойств человека в процессе производства (условия труда, режимы труда и отдыха, взаимо­связи операторов в груп­повой деятельности и т.п.) Разработка нормативных и справочно-методических мате­риалов по учету человеческого фактора в процессе производ­ства
Эксплуатация Учет психофизиологиче­ских возможностей чело­века при эксплуатации техники (профессиональ­ный отбор, обучение, тренировки, формирова­ние операторских кол­лективов, организация их труда) Разработка методик по про­фессиональному отбору (если это необходимо) и подготовке операторов, подбору коллекти­вов, организации труда. Разра­ботка нормативных докумен­тов, регламентирующих при­менение этих методик

 

Первый из них связан с непосредственным вы­полнением работ по учету человеческого фактора на каждом из этапов жизненного цикла СЧМ; его содержание целиком и полностью определяется проблема­тикой инженерной психологии. Второй аспект связан с организационно-методическим обеспечением работ по учету человеческого фактора. Он включает в себя разработку необходимых справочно-методических ма­териалов, с помощью которых можно выполнять эти работы, а также разработку нормативных документов, регламентирующих (в частности, утверждающих) сте­пень и полноту учета человеческого фактора при проек­тировании, производстве и эксплуатации СЧМ. При от­сутствии таких документов проведение работ по учету человеческого фактора не будет являться обязательным мероприятием, и поэтому задача инженерно-психологи­ческого обеспечения не может считаться полностью решенной.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Личностные методы

В инженерной психологии человек-оператор рас­сматривается как личность, как субъект труда, как ин­дивид [104]. Человек как личность выступает в качестве носителя определенных специальных отношений, характеризуется этими отношениями и их отражением в со­знании и деятельности. По определению Б.Г. Ананьева «личность — субъект общественного развития и ком­муникаций» [5]. Свойства личности в наиболее общем плане можно разделить на свойства темперамента, характера и свойства, относящиеся к мотивационнои сфере [128].

Человек как субъект труда — это представитель определенной профессии, носитель совокупности про­фессиональных качеств и навыков того или иного рода. Важной характеристикой человека как субъекта труда является эффективность (успешность) его деятельно­сти, характеризуемая показателями надежности, про­изводительности, точности, профессиональной пригодности и т. д. Понятие «индивид» обобщает свойства человека как биологического существа, представителя биологического вида Homo Sapiens. В соответствии с этим выделяют особенности или свойства человека как индивида, которые качественно отличаются от лично­стных свойств. К индивидным свойствам человека от­носятся его физические качества (особенности кон­ституции, сила, ловкость, выносливость, точность и координация движений и др.), а также свойства сис­тем человека, регулирующих его поведение во внеш­ней среде. Важнейшими из них являются свойства нервной системы и обусловленные ими свойства выс­шей нервной деятельности.

В уникальном сочетании индивидных, профессио­нальных и личностных качеств человека проявляется его индивидуальность. Все три эти аспекта рассмотре­ния человека являются существенными для понимания и оценки деятельности оператора в СЧМ. Поэтому совокупность свойств, характеризующих оператора должны охватывать его личностные, профессиональ­ные и индивидуально-биологические (индивидные) особенности [104].

Однако традиционно в инженерной психологии наибольшее внимание уделяется рассмотрению и изу­чению профессиональных и индивидных свойств опе­ратора. Личностным свойствам уделяется гораздо меньше внимания, что нельзя считать нормальным яв­лением. На необходимость учета личностных свойств обращают внимание многие отечественные психологи. Так, В.Ф. Рубахин отмечает, что с точки зрения личнос­тного подхода овладение знаниями, навыками и умени­ями рассматривается как существенно важная, но не единственная и не определяющая часть формирования специалиста. Главное — формирование личности со всеми ее мировоззренческими и нравственными аспек­тами [60]. Аналогично Н.И. Майзель считает, что боль­шое влияние на деятельность оператора оказывают субъективные факторы, характеризующие его как лич­ность. Важнейшими среди них отмечаются социально-психологические и индивидуально-психологические черты, обусловливающие направленность личности, уровень мотивации, эмоционально-волевые качества; своеобразие психофизиологической структуры его индивидуальности: темперамента, характера, способнос­тей [217].

Личностные методы в инженерной психологии предназначены для оценки и прогнозирования успеш­ности профессиональной деятельности. Успешность при этом рассматривается как некоторая случайная величина Y, зависящая от значений хi свойств (качеств) X; (), характеризующих личность. В этой связи для личностных методов специфичным являются два спо­соба описания: с помощью уравнения успешности и структурограммы.

Уравнение успешности — это множественная рег­рессия в стандартном масштабе

где Y — числовое значение успешности; βi — весовые коэффициенты.

Структурограмма представляет график, посред­ством которого свойствам X; личности сопоставляются числа хi. Различают базовую (для коллектива или попу­ляции специалистов) и индивидуальную структурог­раммы. По ее отличию от базовой делаются выводы о профпригодности и успешности работы конкретного оператора [40].

Информация о личности может быть получена из трех принципиально разных источников. Данные полу­ченные из них обозначаются как L, Q и Т-данные [106].

L-данные получаются путем анализа реального поведения испытуемого в повседневной жизни. Основ­ным способом их получения является формализация оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуе­мого в определенных ситуациях и в течение некоторо­го периода времени. Важной проблемой при использо­вании метода является повышение надежности оценок экспертов, снятия систематических и инструментальных искажений.

Причиной систематических искажений является влияние на оценки хорошего или плохого отношения эксперта к оцениваемому лицу (эффект ореола). Дру­гим примером систематических искажений является влияние на оценку разницы в статусе эксперта и оцениваемого лица. Например, поведение человека в при­сутствии коллег по работе, начальников, представи­телей других организаций может быть различным, со­ответственно могут различаться и оценки, даваемые одному и тому же лицу, экспертами, занимающими по отношению к испытуемому разное положение. Инст­рументальными называются искажения, вносимые в измерение черт личности определенным образом.

Для повышения надежности L -данных целесооб­разно выполнить следующие рекомендации.

1. Оцениваемые черты должны определяться в тер­минах наблюдаемого поведения.

2. Эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого лица достаточно дли­тельный промежуток времени.

3. Необходимо не менее десяти экспертов на одного оцениваемого.

4. Оценивание испытуемых должно проводится экс­пертами только по одной черте за один раз, вместо оценивания испытуемого по всему комплексу характеристик.

Другими словами, вместо того, чтобы просить эк­сперта оценивать одного испытуемого сразу по не­скольким чертам, его просят упорядочить всю группу по одному признаку. Через некоторое время, например, на следующий день его просят сделать это по другому признаку и т. д.

Одним из наиболее распространенных методов получения L -данных является метод обобщения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.053 с.)