Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психофизиологические и психологические основы деятельности оператора

Поиск

Тема 3 Деятельность оператора в системе «человек-машина». Психофизиологические и психологические основы деятельности оператора10ч ( 4 – аудиторно; 6 – самостоятельно)

Психологические особенности операторской деятельности. Факторы влияющие на эффективность деятельности оператора. Этапы деятельности человека-оператора. Функциональные характеристики человека и машины. Структура операторской деятельности. Понятие информационной модели. Понятие концептуальной модели. Компонентный состав системы психической регуляции операторской деятельности. Средства операторской деятельности. Средства отображения информации. Органы управления. Рабочее место человека-оператора

Проявление психологических характеристик в деятельности. Формирование системы мотивов. Цель деятельности. Процесс формирования перцептивного образа. Особенности функционирования когнитивных процессов у человека-оператора. Характеристики работы анализаторов.

Тема 4 Прием информации оператором 10ч ( 4 – аудиторно; 6 – самостоятельно)

Психофизиологическая сущность и структура трудовой деятельности. Основные этапы деятельности оператора: восприятие информации, оценка информации, ее анализ и обобщение на основе заранее заданных или сформированных критериях оценки. Распределение информации между воспринимающими каналами человека – оператора. Выбор канала восприятия в зависимости от вида информации.

Тема 5 Принятие решений 10ч ( 4 – аудиторно; 6 – самостоятельно)

Особенности труда операторов в современных условиях. Основные режимы работы оператора. Общая схема (и основные этапы работы) деятельности оператора системы «человек-машина». Сущность и концептуальная схема принятия решений. Основные стратегии поведения в условиях принятия решения. Принятие решения как горячий когнитивный процесс. Оптимальное решение.

 

Тема 6 Ошибки человека-оператора и его надежность 10ч ( 4 – аудиторно; 6 – самостоятельно)

Понятие ошибки. Концепция ошибки в теории деятельности. Анализ ошибочных действий. Ошибки и психические процессы. Операции, культура, язык. Ошибка и страх. Установление причин ошибки путем выдвижения гипотез и исключения версий. Надежность человека-оператора.

 

Раздел

ИП и Э основы проектирования и эксплуатации СЧМ

 

Тема 7 Принципы эргономического анализа трудовой деятельности. Образ в системе психической регуляции деятельности 10ч ( 4 – аудиторно; 6 – самостоятельно)

Категория деятельности. Пять классов операторской деятельности: Оператор-технолог, оператор-манипулятор, оператор-исследователь, оператор-руководитель. Функциональная структура исполнительных (перцептивно-моторных) действий. Исследование характеристик когнитивных компонентов. Функциональная структура познавательных действий

Проблема образа как фундаментальная проблема психологии и ее значение в исследовании трудовой деятельности человека. Уровни психического отражения: сенсорно–перцептивный, представлений, вербально–логический. Проблема образа в инженерной психологии. Многообразие образной сферы человека-оператора: оперативный образ, "образ—цель", концептуальная модель управляемого объекта

 

Тема 8 Анализ и синтез проектирования СОИ, ПФС. Проектирование органов управления 10ч ( 4 – аудиторно; 6 – самостоятельно)

Теория и методология инженерно-психологического проектирования. Принципы системотехники. Методологическая основа проектирования системы человек-машина. Инженерно – психологические требования к системе человек-машина. Эта­пы проектирование системы человек-машина.

Структура инженерно-психологического проектирования. Понятие психологических факторов сложности.

Классификация органов управления. Общие инженерно-психологические требования к органам управления. Совместное расположение индикаторов и органов управления. Инженерно-психологические принципы построения систем ввода информации.

 

Раздел

ИП и Э основы взаимодействия человека с компьютером

Тема 9 Разработка (проектирование и создание) пользовательского интерфейса. Эргономика пользовательского интерфейса 14ч ( 4 – аудиторно; 10 – самостоятельно)

Понятие пользовательского интерфейса. Виды интерфейса. Эргономика аппаратных и программных средств вычислительной техники. Эргономические исследования и разработки средств ввода информации.

Эргономические стандарты, которые описывают требования к процессу и процедурам разработки и оценки пользовательского интерфейса, основной стандарт – ISO 9241. Понятие юзабилити. Методы юзабилити-исследования. Инженерно-психологическая экспертиза пользовательского интерфейса программного продукта.

 


Содержание практических (семинарских) занятий

№ п/п № раздела дисциплины   Темы занятий, трудоемкость
  Раздел 1 Теоретические и методологические основы ИП и Э Тема 1.Задачи и направления инженерной психологии. Цели, задачи, предметная область эргономики.Сущность методов инженерной психологии. Основные подходы к моделированию операторской деятельности. 2ч Тема 2. Требования, предъявляемые к человеку в сложных системах управления. Психологические проблемы взаимодействия человека и машины в системах управления. 2ч
  Раздел 2. Психофизиологические и психологические основы деятельности оператора Тема 3. Системный подход к изучению деятельности оператора. Строение операторской деятельности. 2ч Тема 4 Психологический анализ деятельности. Мотивы и цели деятельности. Планирование и регуляция деятельности. Виды и структура действий. Алгоритмическое описание деятельности оператора..2ч Тема 5 Сенсорно-перцептивная организация операторской деятельности. Характеристика анализаторов человека.Психологические аспекты принятия решений в операторской деятельности. Исследование и моделирование процессов принятия решений. 2ч  
  Раздел 3. ИП и Э основы проектирования и эксплуатации СЧМ   Тема 7Инженерно-психологические требования к СОИ. Структура процесса приема информации ч-о.Инженерно-психологические требования к органам управления. Инженерно-психологические принципы совместного размещения индикаторов и органов управления. Современные подходы к построению систем ввода информации. 2 ч Тема 8 Психологические проблемы проектирования операторской деятельности. Распределение функций между человеком и машиной в процессе инженерно-психологического проектирования. 2 ч Тема 9 Проблема профориентации и профотбора. Психологические основы обучения оператора. Особенности групповой деятельности оператора. Контроль и нормализация состояний человека-оператора. 2 ч
  Раздел 4 ИП и Э основы взаимодействия человека с компьютером   Тема 9. Проблема профориентации и профотбора. Психологические основы обучения оператора. Особенности групповой деятельности оператора. Контроль и нормализация состояний человека-оператора. Требования к процессу и процедурам разработки и оценки пользовательского интерфейса2 ч

 

Лабораторные занятия

 

Учебным планом не предусмотрены.

 

 

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа студентов регламентируется графиком учебного процесса и самостоятельной работы. По дисциплине «Инженерная психология и эргономика» учебным планом предусмотрен 51 час на самостоятельную работу, из них 51 часов – на изучение разделов теоретического цикла.

Часы на самостоятельное изучение теоретического курса распределяются по темам следующим образом: Тема 1 – 6 часов; Тема 2 – 6 часов; Тема 3 – 6 часов; Тема 4 – 6 часов; Тема 5 – 6 часов; Тема 6 – 6 часов; Тема 7 – 6 часов; Тема 8 – 6 часов; Тема 9 – 10 часов.

Изучение теоретического материала происходит в форме конспектирования и реферирования литературных источников (не менее 20 страниц по каждой теме), подготовки доклада по теме занятия (выступление перед группой в течение 10 минут). Задания на самостоятельную работу студенты получают у преподавателя. Методические рекомендации студенты получают в начале изучения дисциплины в электронном виде. Сдача заданий производится студентами преподавателю в часы, назначенные для консультаций.

 

3.6 Содержание модулей дисциплин при использовании системы зачетных единиц

См прил 1. Табл. 3.1.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

4.1. Основная и дополнительная литература

А) Основная литература

1. Адамчук В. В.Эргономика, - Москва, ЮНИТИ-ДАНА 1999 Количество экз. в библ. 2

2. Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. М. 1982, с.344 Количество экз. в библ. 1

3. Душков Б.А. Основы инженерной психологии / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 576 с. Количество экз. в библ. 2

4. ЗинченкоВ.П,Мунипов В.М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. – Москва: Логос, 2000 Количество экз. в библ. 1

5. Узилевский Г.Я. Начала эргономической семиотики – Москва: Орагос, 2000.

6. Человеческий фактор М.: Мир, 1991,т.1-6. Количество экз. в библ. 6

7. Эргономика. Принципы и рекомендации. Методическое руководство. М.:ВНИИТЭ, 1983.

 

Б) Дополнительная литература

 

1. Забродина Л.В., Карпов А.В., Чернышев А.П., Шадриков В.Д. Психологический анализ трудовой деятельности – Ярославль, 1980.

2. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // О проблемах современного человекознания. – М., 1977.

3. Травникова Н.П. Эффективность визуального поиска. – М., 1985.

4. Мышление и субъективный мир. Сборник научных трудов. ЯрГУ, 1991, с. 9-20.

5. Стрелков Ю.К. Операционально-смысловые структуры профессионального опыта. Вестник МГУ, Сер.14. Психология, 1990, 3.

6. Слепова Л.В.,Стрелков Ю.К. Функциональные единицы памяти в трудовом процессе оператора. Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1989, 2.

7. Стрелков Ю.К. Психические процессы в операторском труде, М.:МГУ, 1989.

8. Котик М.А., Емельянов А.М. Природа ошибок человека - оператора М.: Транспорт, 1993.

9. Солнцева Г.Н. Психологический анализ проблемы принятия решения. М.:МГУ, 1985.

10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность М.: Педагогика, 1986,т.1, с.180-242.

11. Пошаговая схема принятия решения (Janis,Mann,1977)

12. Дженсен Р. Профессиональная мыслительная способность пилота. Ошибка пилота. Человеческий фактор. М.:Транспорт,1986,с.81-104.

13. Бодров В.А., Орлов В.Я.. Психология и надежность: человек в системах управления техникой Институт психологии РАН, Москва 1998

14. Емельянов А.М.,. Котик М.А Ошибки человека-оператора. (Психологический и кибернетический аспекты) Знание, Москва 1988

15. Солнцева Г.Н. Психологический анализ проблемы принятия решения. М.:МГУ, 1985.

16. Ошанин Д.А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии. В сб. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, М.: Наука, 1977, с.134-148.

17. Ошанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ Москва-Воронеж, 1999

18. Пьер Рабардель Люди и технологии. Когнитивный подход к анализу современных инструментов, Институт психологии РАН, Москва, 1999.

19. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982.

20. М. Монмоллен Системы человек и машина, 1973,

21. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Психология автоматизации управления техникой ИП РАН,М,1996..

22. Корнилов Ю.К. Мышление в производственной деятельности. ЯрГУ, 1984

23. Барышников Ю.Н, Березкин В.Ф., Евлюхин Ю.Я. Аттестация и рационализация рабочих мест - Москва, Экономика 1987

24. Бедный Г.З Психологические основы анализа и проектирования трудовых процессов - Высшая школа, Киев-Одесса 1987

25. Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательсих работ/Отв. редакторы М.Г. Ярошевский, О.К. Тихомиров - Москва, Наука 1987

26. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека./ Учебное пособие А.Б. Леонова, Л.С. Кузнецова - (Издательство московского университета, 1987

27. Мандел Тео. Разработка пользовательского интерфейса ДМК Пресс, 2001; Wiley John & Sons, 1997

28. Нильсен Якоб Веб дизайн (The Practice of simplicity) Символ-Плюс, 2000

29. Узилевский Г.Я. Начала эргономической семиотики ОРАГОС, 2000.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.79 (0.009 с.)