Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психофизиологические и психологические основы деятельности оператора↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 3 Деятельность оператора в системе «человек-машина». Психофизиологические и психологические основы деятельности оператора10ч ( 4 – аудиторно; 6 – самостоятельно) Психологические особенности операторской деятельности. Факторы влияющие на эффективность деятельности оператора. Этапы деятельности человека-оператора. Функциональные характеристики человека и машины. Структура операторской деятельности. Понятие информационной модели. Понятие концептуальной модели. Компонентный состав системы психической регуляции операторской деятельности. Средства операторской деятельности. Средства отображения информации. Органы управления. Рабочее место человека-оператора Проявление психологических характеристик в деятельности. Формирование системы мотивов. Цель деятельности. Процесс формирования перцептивного образа. Особенности функционирования когнитивных процессов у человека-оператора. Характеристики работы анализаторов. Тема 4 Прием информации оператором 10ч ( 4 – аудиторно; 6 – самостоятельно) Психофизиологическая сущность и структура трудовой деятельности. Основные этапы деятельности оператора: восприятие информации, оценка информации, ее анализ и обобщение на основе заранее заданных или сформированных критериях оценки. Распределение информации между воспринимающими каналами человека – оператора. Выбор канала восприятия в зависимости от вида информации. Тема 5 Принятие решений 10ч ( 4 – аудиторно; 6 – самостоятельно) Особенности труда операторов в современных условиях. Основные режимы работы оператора. Общая схема (и основные этапы работы) деятельности оператора системы «человек-машина». Сущность и концептуальная схема принятия решений. Основные стратегии поведения в условиях принятия решения. Принятие решения как горячий когнитивный процесс. Оптимальное решение.
Тема 6 Ошибки человека-оператора и его надежность 10ч ( 4 – аудиторно; 6 – самостоятельно) Понятие ошибки. Концепция ошибки в теории деятельности. Анализ ошибочных действий. Ошибки и психические процессы. Операции, культура, язык. Ошибка и страх. Установление причин ошибки путем выдвижения гипотез и исключения версий. Надежность человека-оператора.
Раздел ИП и Э основы проектирования и эксплуатации СЧМ
Тема 7 Принципы эргономического анализа трудовой деятельности. Образ в системе психической регуляции деятельности 10ч ( 4 – аудиторно; 6 – самостоятельно) Категория деятельности. Пять классов операторской деятельности: Оператор-технолог, оператор-манипулятор, оператор-исследователь, оператор-руководитель. Функциональная структура исполнительных (перцептивно-моторных) действий. Исследование характеристик когнитивных компонентов. Функциональная структура познавательных действий Проблема образа как фундаментальная проблема психологии и ее значение в исследовании трудовой деятельности человека. Уровни психического отражения: сенсорно–перцептивный, представлений, вербально–логический. Проблема образа в инженерной психологии. Многообразие образной сферы человека-оператора: оперативный образ, "образ—цель", концептуальная модель управляемого объекта
Тема 8 Анализ и синтез проектирования СОИ, ПФС. Проектирование органов управления 10ч ( 4 – аудиторно; 6 – самостоятельно) Теория и методология инженерно-психологического проектирования. Принципы системотехники. Методологическая основа проектирования системы человек-машина. Инженерно – психологические требования к системе человек-машина. Этапы проектирование системы человек-машина. Структура инженерно-психологического проектирования. Понятие психологических факторов сложности. Классификация органов управления. Общие инженерно-психологические требования к органам управления. Совместное расположение индикаторов и органов управления. Инженерно-психологические принципы построения систем ввода информации.
Раздел ИП и Э основы взаимодействия человека с компьютером Тема 9 Разработка (проектирование и создание) пользовательского интерфейса. Эргономика пользовательского интерфейса 14ч ( 4 – аудиторно; 10 – самостоятельно) Понятие пользовательского интерфейса. Виды интерфейса. Эргономика аппаратных и программных средств вычислительной техники. Эргономические исследования и разработки средств ввода информации. Эргономические стандарты, которые описывают требования к процессу и процедурам разработки и оценки пользовательского интерфейса, основной стандарт – ISO 9241. Понятие юзабилити. Методы юзабилити-исследования. Инженерно-психологическая экспертиза пользовательского интерфейса программного продукта.
Содержание практических (семинарских) занятий
Лабораторные занятия
Учебным планом не предусмотрены.
Самостоятельная работа Самостоятельная работа студентов регламентируется графиком учебного процесса и самостоятельной работы. По дисциплине «Инженерная психология и эргономика» учебным планом предусмотрен 51 час на самостоятельную работу, из них 51 часов – на изучение разделов теоретического цикла. Часы на самостоятельное изучение теоретического курса распределяются по темам следующим образом: Тема 1 – 6 часов; Тема 2 – 6 часов; Тема 3 – 6 часов; Тема 4 – 6 часов; Тема 5 – 6 часов; Тема 6 – 6 часов; Тема 7 – 6 часов; Тема 8 – 6 часов; Тема 9 – 10 часов. Изучение теоретического материала происходит в форме конспектирования и реферирования литературных источников (не менее 20 страниц по каждой теме), подготовки доклада по теме занятия (выступление перед группой в течение 10 минут). Задания на самостоятельную работу студенты получают у преподавателя. Методические рекомендации студенты получают в начале изучения дисциплины в электронном виде. Сдача заданий производится студентами преподавателю в часы, назначенные для консультаций.
3.6 Содержание модулей дисциплин при использовании системы зачетных единиц См прил 1. Табл. 3.1.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 4.1. Основная и дополнительная литература А) Основная литература 1. Адамчук В. В.Эргономика, - Москва, ЮНИТИ-ДАНА 1999 Количество экз. в библ. 2 2. Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. М. 1982, с.344 Количество экз. в библ. 1 3. Душков Б.А. Основы инженерной психологии / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 576 с. Количество экз. в библ. 2 4. ЗинченкоВ.П,Мунипов В.М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. – Москва: Логос, 2000 Количество экз. в библ. 1 5. Узилевский Г.Я. Начала эргономической семиотики – Москва: Орагос, 2000. 6. Человеческий фактор М.: Мир, 1991,т.1-6. Количество экз. в библ. 6 7. Эргономика. Принципы и рекомендации. Методическое руководство. М.:ВНИИТЭ, 1983.
Б) Дополнительная литература
1. Забродина Л.В., Карпов А.В., Чернышев А.П., Шадриков В.Д. Психологический анализ трудовой деятельности – Ярославль, 1980. 2. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // О проблемах современного человекознания. – М., 1977. 3. Травникова Н.П. Эффективность визуального поиска. – М., 1985. 4. Мышление и субъективный мир. Сборник научных трудов. ЯрГУ, 1991, с. 9-20. 5. Стрелков Ю.К. Операционально-смысловые структуры профессионального опыта. Вестник МГУ, Сер.14. Психология, 1990, 3. 6. Слепова Л.В.,Стрелков Ю.К. Функциональные единицы памяти в трудовом процессе оператора. Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1989, 2. 7. Стрелков Ю.К. Психические процессы в операторском труде, М.:МГУ, 1989. 8. Котик М.А., Емельянов А.М. Природа ошибок человека - оператора М.: Транспорт, 1993. 9. Солнцева Г.Н. Психологический анализ проблемы принятия решения. М.:МГУ, 1985. 10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность М.: Педагогика, 1986,т.1, с.180-242. 11. Пошаговая схема принятия решения (Janis,Mann,1977) 12. Дженсен Р. Профессиональная мыслительная способность пилота. Ошибка пилота. Человеческий фактор. М.:Транспорт,1986,с.81-104. 13. Бодров В.А., Орлов В.Я.. Психология и надежность: человек в системах управления техникой Институт психологии РАН, Москва 1998 14. Емельянов А.М.,. Котик М.А Ошибки человека-оператора. (Психологический и кибернетический аспекты) Знание, Москва 1988 15. Солнцева Г.Н. Психологический анализ проблемы принятия решения. М.:МГУ, 1985. 16. Ошанин Д.А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии. В сб. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, М.: Наука, 1977, с.134-148. 17. Ошанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ Москва-Воронеж, 1999 18. Пьер Рабардель Люди и технологии. Когнитивный подход к анализу современных инструментов, Институт психологии РАН, Москва, 1999. 19. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982. 20. М. Монмоллен Системы человек и машина, 1973, 21. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Психология автоматизации управления техникой ИП РАН,М,1996.. 22. Корнилов Ю.К. Мышление в производственной деятельности. ЯрГУ, 1984 23. Барышников Ю.Н, Березкин В.Ф., Евлюхин Ю.Я. Аттестация и рационализация рабочих мест - Москва, Экономика 1987 24. Бедный Г.З Психологические основы анализа и проектирования трудовых процессов - Высшая школа, Киев-Одесса 1987 25. Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательсих работ/Отв. редакторы М.Г. Ярошевский, О.К. Тихомиров - Москва, Наука 1987 26. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека./ Учебное пособие А.Б. Леонова, Л.С. Кузнецова - (Издательство московского университета, 1987 27. Мандел Тео. Разработка пользовательского интерфейса ДМК Пресс, 2001; Wiley John & Sons, 1997 28. Нильсен Якоб Веб дизайн (The Practice of simplicity) Символ-Плюс, 2000 29. Узилевский Г.Я. Начала эргономической семиотики ОРАГОС, 2000.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.79 (0.009 с.) |