Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Мотивация в трудовой деятельности

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

Введение …………………………………………………………………….  
1. Содержание теоретического курса …………………………………..  
2. Темы семинарских занятий …………………………………………..  
3. Темы практических занятий ………………………………………….  
4. Требования к форме отчета по выполнению практических работ...  
5. Темы курсовых и дипломных работ …………………………………  
6. Контрольные работы для студентов заочного отделения …………..  
7. Тестовые задания по дисциплине …………………………………….  
8. Контрольные вопросы по дисциплине ……………………………….  
9. Список рекомендуемой литературы ………………………………….  
10. Рейтинговая система оценки и контроля знаний студентов ………..  

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Психология труда как отрасль психологической науки изучает психологические аспекты человека как субъекта трудовой деятельности, а также психологические особенности и закономерности трудового процесса. Психология труда - прикладная наука, ее конечной целью является повышение эффективности, надежности и безопасности труда с неизменным условием развития человека и реализации его творческого потенциала.

Основной целью курса является обеспечение ориентировки студентов в специфических психологических составляющих процесса труда, который является объектом исследования многих наук. Это даст возможность молодому специалисту, с одной стороны, иметь профессиональную позицию в научной и практической работе и, с другой стороны, конструктивно взаимодействовать со специалистами смежных областей знания о труде при решении комплексных междисциплинарных задач.

Программа дает возможность студенту получить целостное представление и систему научных понятий обо всех существенных психологических аспектах трудовой деятельности, знаний о ключевых проблемах, лежащих в основе появления предмета психологии труда, о проблемах и задачах, стоящих на современном этапе, а также основные научные направления и подходы к их решению.

Особый акцент в построении учебного процесса изучения дисциплины делается на обеспечение профессионального овладения студентами методами психологии труда, а также укрепление и развитие их интереса к фактам и закономерностям психики на материале разнообразных видов активности людей в труде, культивирование равного уважения к разным видам труда и представителям разных профессиональных общностей.

 

Освоив курс, студенты должны:

Понимать роль и значение психологии в решении комплексных междисциплинарных задач, связанных с повышением эффективности, надежности и безопасности труда, в формировании готовности личности к профессиональному самоопределению и в ее профессиональном развитии.

Знать понятийный и категориальный аппарат, основные проблемы и задачи психологии труда, методологические принципы и теоретические основы для их решения.

Иметь первичные навыки работы с методиками, используемыми в психологии труда.

Уметь самостоятельно организовать и провести исследование по элементарным проблемам психологии труда, анализировать, обобщать и интерпретировать полученные результаты.

 

Программа курса предназначена для студентов дневного, заочного и дополнительного образования.

Итоговой формой контроля полученных знаний является экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

Тема 1. Обзорная характеристика психологии труда

Психология труда как отрасль психологической науки. Методологические и теоретические основы психологии труда. Смежные области научного знания о труде и междисциплинарные связи с другими науками о человеке и труде. Сравнительная характеристика взаимосвязи психологии труда, инженерной психологии и эргономики.

Краткая история зарождения и становления психологии труда.

Актуальные проблемы психологии труда. Основные задачи психологии труда. «Золотое правило психологии труда» - как критерий решения задач психологии труда.

Литература

1. История советской психологии труда / Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Муни-пова, О.Г. Носковой. - М., 1983. - С. 6-36.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - С.3-5; 68-69.

3. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. – М.: Изд-во МГУ, 1986. - С. 7-25.

4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства – М.: Академия, 2001. - С. 3-52.

5. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб-Харьков, 2001. - С. 398-402.

Тема 2. Методы психологии труда

Эмпирико-познавательные методы в психологии труда. Наблюдение и беседа как методы исследования. Лабораторный и естественный эксперимент в психологии труда. Метод реконструкции.

Методы диагностики профессионально важных качеств личности и функциональных состояний. Методы обработки и анализа эмпирических данных.

Преобразующие, или конструктивные, методы психологии труда: методы обучения субъекта труда и развития его профессионально важных качеств; консультирование.

Литература

1. Джуэл Линда. Индустриально-организационная психология. - СПб-Харьков, 2001. - С. 39 – 69.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - С.146-186.

3. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. – М.: Изд-во МГУ, 1986. - С. 79-90.

4. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб-Харьков, 2001. - С. 402-404.

5. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб, 2001.

Тема 3. Трудовой процесс и психологические признаки труда

Труд и его основные функции. Характеристики трудовой деятельности.

Понятия «эргатическая система» и «эргатическая функция», их эволюция в истории человеческого общества. Виды и типология эргатических функций.

Трудовой пост как организационная форма трудового процесса. Структура трудового поста: заданные цели, заданный предмет, система средств труда, система служебных обязанностей и профессиональных прав, производственная среда.

Психологические признаки труда: сознательное предвосхищение социально ценного результата; сознание обязательности достижения социально фиксированной цели; сознательный выбор, применение, совершенствование и создание средств деятельности; осознание межлюдских производственных зависимостей и отношений.

Литература

1. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - С.29-68.

2. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. – М.: Изд-во МГУ, 1986. - С. 39-52; 90-92; 97.

3. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб-Харьков, 2001.- С. 404-405.

4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2001. - С. 60-69.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов–на-Дону: Феникс, 1996. - С. 205-256.

Тема 4. Субъект труда и психологический анализ трудовой деятельности

Субъект труда как главный, осознанно преобразующий, регулирующий и оценивающий компонент эргатической системы и трудового процесса. Субъект труда как «многопризнаковая» и многоуровневая система. Мотивационные, когнитивные, операторные и эмоционально-волевые компоненты профессиональной деятельности человека. Профессиональные способности, профессиональное самосознание и профессиональный опыт субъекта труда.

Основные внешние формы активности субъекта труда: деяние - как целостный цикл трудовой деятельности; действие (уровень макроэлементов и микроэлементов действия); операция.

Психологическая система деятельности субъекта труда и ее основные компоненты: мотивы, цели, программа деятельности, принятие решения, информационная основа деятельности, профессионально-важные качества и моторные действия.

Литература

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2001. – С.160 – 164; 193 – 229.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - С. 98-107.

3. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб-Харьков, 2001. - С. 445-446.

4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства – М.: Академия, 2001. - С. 69-79.

5. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1996.

6. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.

Тема 5. Мотивация и регуляция в трудовой деятельности

Иерархическая теория потребностей Маслоу. Мотивация достижения Мак-Клеланда. Подкрепляющие теории мотивации и удовлетворенность работой. Модель трудовой мотивация Хакмана и Олдхейма. Показатель потенциала трудовой мотивации. Особенности мотивации предпринимательской деятельности и потребителя.

Волевые аспекты произвольной регуляции и саморегуляции субъекта труда. Волевое действие и его этапы.

Социальная ответственность и произвольная регуляция в трудовой деятельности. Эмоции и чувства в трудовой деятельности. Чувства, формируемые социальными условиями труда. Эмоциональные особенности в конкретной трудовой деятельности.

Литература

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2001. - С. 234 – 244.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб, 2000. - С. 270 – 297;

3. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб, 2000. - С. 26 – 32; 42 – 61; 67 – 74.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб, 2001. - С. 288 – 296; 202 – 224; 241 – 250; 378 – 390.

5. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. - С. 23 – 43; 183 – 216.

6. Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. В 6 т. - М., 1991. - Т. 1. - С. 272 – 276.

7. Джуэл Линда. Индустриально-организационная психология. - СПб-Харьков, 2001. - С. 243 – 269; 276 – 280; 287 – 293.

8. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. - М., 1970. - С. 110 – 118.

 

Тема 6. Психологическое профессиоведение

Профессиография и профессиографический анализ. Структура профессиограммы и принципы ее построения. Уровни конкретизации данных при построении профессиограмм: уровень заданий, уровень обязанностей, уровень общих характеристик профессии. Модульный подход в профессиографии.

Психограмма как отражение психофизиологических, психологических и социально-психологических профессионально важных качеств субъекта труда. Способы и принципы построения психограмм.

Профессия и формы ее существования. Профессия, специальность, должность и род занятий: - общность понятий и их качественное различие.

Классификация профессий по психологическим признакам их построения: типы, классы, отделы и группы профессий. Формула профессии (Климов).

Литература

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2001. - С. 254 – 269.

2. Джуэл Линда. Индустриально-организационная психология. - СПб-Харьков, 2001. - С. 507 – 534.

3. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - МГУ, 1987. - С. 18 – 26; 81 – 90.

4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - С.107-116.

5. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. – М.: Изд-во МГУ, 1986. - С. 90 – 99.

6. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб, 2001. - С. 8 – 38.

7. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб-Харьков, 2001. - С. 405-406.

8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства – М.: Академия, 2001. - С. 80-92.

 

 

Тема 7. Профессиональное развитие личности

Соотношение личности и профессии. Профессионализация личности и ее основные направления.

Формирование профессиональной мотивации и профессиональных способностей. Гетерохронность развития общих и профессиональных способностей. Формирование индивидуальной основы профессиональной деятельности и профессионального самосознания. Профессиональный опыт и его структура.

Профессиональная деформация. Феномен психического выгорания.

Возрастные стадии профессионального развития. Фазы развития профессионала. Нормативные возрастные профессиональные кризисы. Биографические профессиональные кризисы.

Акмеология. Профессиональная карьера. Карьерные ориентации и критерии успешности.

Литература

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2001. - С. 229 - 233.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов–на-Дону: Феникс, 1996. - С. 404-425.

3. Крайг Г. Психология развития. - СПб-Харьков, 2000. - С. 714 - 724.

4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства – М.: Академия, 2001. - С. 108-116; 119-147.

5. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб-Харьков, 2001. - С. 406-410; 415-429.

6. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1996. - 320 с. - С.48 – 58.

Тема 8. Индивидуальные различия в профессиональной деятельности

Успешность профессиональной деятельности и свойства нервной системы. Проявление индивидуально-типологических особенностей личности в различных видах деятельности. Профессиональная адаптация лиц с различными типологическими особенностями.

Индивидуальный стиль деятельности как результат установления оптимального соответствия человека и профессии. Индивидуальный стиль деятельности как системообразующая функция интегральной индивидуальности. Концепция интегрального исследования индивидуальности (В.С. Мерлин).

Общие закономерности формирования индивидуального стиля деятельности. Факторы, влияющие на выбор стиля деятельности. Пути и механизмы формирования индивидуального стиля. Виды стилей деятельности. Соотношения между стилем деятельности и ее эффективностью.

Литература

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2001. - С. 119 – 131.

2. Ильин Е.П. Дифференциальная психология. Питер. - СПб, 2001. - С. 169-184; 185-205.

3. Климов Б.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань, 1968.

4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства – М.: Академия, 2001. - С. 116-119.

5. Мерлин В.С. Очерк интегральной индивидуальности. - М., 1986.

 

Тема 9. Психологические основы профессиональной ориентации и

Профессионального отбора

Профориентация как комплексная социально-психологическая проблема. Социальная ситуация выбора профессии.

Профориентация как формирование готовности оптанта к профессиональному самоопределению. Структура и этапы процесса формирования готовности: формирование способности оптанта к самоанализу и оценки индивидуально-психологических качеств; изучение профессий, практические пробы профессий; выбор профессии как результат профессионального самоопределения.

Профессиональная консультация как система мероприятий, направленных на оказание помощи в профессиональном самоопределении и его коррекции.

Профессиональный отбор, подбор и расстановка кадров. Профессиональная пригодность. Роль психодиагностики в процессе профессионального отбора. Структура и этапы организации профотбора как целостной системы.

Литература

1. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. - М., 1997. - С. 257 – 310.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2001.

3. Душков Б.А. Индустриально-психологическая психология. - М., 1981. - С. 127 – 137.

4. Основы инженерной психологии: Учебник для техн. вузов / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Высш. шк., 1986. - С. 347 – 355.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов на-Дону, 1996. - С. 96 – 139.

6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб-Харьков, 2001. - С. 443-445; с. 447-449, 450-452.

7. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства – М.: Академия, 2001. - С. 80 – 97; 328-334; 337-366.

8. Укке Ю. Диагностика сознательности выбора профессий у японских школьников // Вопросы психологии. - 1990. - № 5.

Тема 10. Психологические основы профессионального обучения и

Воспитания

Методологические и теоретические основы профессионального обучения.

Формирования профессионального мышления в процессе обучения. Значение системного мышления и системной ориентировки в деятельности.

Виды навыков и общие черты их формирования. Этапы процесса формирования навыка. Явления переноса навыков. «Кривые формирования навыков» в процессе упражнения.

Формирование умений в процессе обучения. Формирование ориентировочной основы профессионального умения. Активные методы обучения. Тренажеры и их виды.

Психологические основы трудового и профессионального воспитания. Социальные и профессиональные роли и их формирование.

Литература

1. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб-Харьков, 2001. - С. 451-456.

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства – М.: Академия, 2001. - С. 276-279.

3. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. – М.: Изд-во МГУ, 1985. - С. 113 – 131; 146 – 160.

4. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. - М., 1970. - С. 152 – 174.

5. Основы инженерной психологии: Учебник для техн. вузов / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Высш. шк., 1986. - С. 355 – 373.

 

Тема 11. Функциональные состояния субъекта труда

Общая характеристика и основные функции психических состояний. Классификация психических состояний: состояния сознания, аффективные и волевые состояния.

Влияние функциональных состояний на характер и эффективность деятельности. Цена деятельности. Функциональное напряжение и функциональная напряженность.

Негативные (дезорганизующие) практические состояния: стресс, утомление, монотония и фрустрация.

Состояние готовности к трудовой деятельности. Понятие о функциональном профиле субъекта труда.

Методы диагностики функциональных состояний. Самоконтроль и саморегуляция.

Литература

1. Зараковский Г.М., Королев Б.А., Медведев В.И., Шлаен П.Я. Функциональные состояния оператора. Психические состояния: Хрестоматия. - СПб, 2000. - С. 109.

2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб, 2000. - С. 202–224.

3. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб, 2000. - С. 93-101.

4. Основы инженерной психологии: Уч. для техн. вузов // Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Высш. шк., 1986. - С. 413– 423.

5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства – М.: Академия, 2001. - С. 229 – 244.

6. Психология: Уч. для гуманитарн. вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб-Харьков, 2001. - С. 431-442; 410-414.

 

 

Тема 12. Психологические аспекты профессиональной работоспособности

Понятие о работоспособности. Факторы, обуславливающие работоспособность. Динамика работоспособности. Развивающееся утомление и «кривые утомляемости».

Реабилитация и восстановление. Виды восстановления.

Разработка режимов труда и отдыха. Подходы к определению продолжительности труда и отдыха. Мероприятия, снижающие нервно-психическое напряжение и повышающие эффективность деятельности.

Литература

1. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. – М.: Изд-во МГУ, 1986. - С. 107-111.

2. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. - М., 1970. - С. 196–228.

3. Основы инженерной психологии: Учеб. для техн. вузов / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Высш. шк., 1986. - С. 401–407.

4. Психология труда / Под общ. ред. К.К. Платонова. - М., 1979. - С. 111-140.

5. Психология: Уч. для гуманитарн. вузов // Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб-Харьков, 2001. - С. 410 – 415.

Тема 13. Социально-психологические аспекты взаимоотношений

В трудовом коллективе

Классификация взаимодействий в группе. Общение в совместной деятельности. Организация групповой деятельности. Совместимость, сработанность, социально-психологический климат коллектива. Формирование групп и групповое обучение операторов. Управление групповой деятельностью.

Сущность и структура производственного конфликта. Причины возникновения конфликта и способы управления производственным конфликтом.

Литература:

1. Джуэл Линда. Индустриально-организационная психология. - СПб-Харьков, 2001. - С. 582–597.

2. Лебедев В.И. Экстремальная психология. - М., 2001. - С. 71–84; 279–325.

3. Основы инженерной психологии: Учеб. для техн. вузов / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Высш. шк., 1986. - С. 373 – 401.

4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства – М.: Академия, 2001. - С. 244-268.

5. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – 1999. - С. 465–480; 514–520.

 

 

Тема 14. Психологические вопросы безопасности труда

Аварийная ситуация и несчастный случай. Человеческий фактор в травматизме и аварийности. Ошибки и ошибочные действия. Причины ошибочных действий человека.

Влияние несчастного случая на психику человека и на повторное возникновение аварийной ситуации. Опасная ситуация и угроза личности. Тревога как индикатор опасности.

Структура факторов определяющих безопасность труда. Психологические средства повышения безопасного поведения человека в трудовой деятельности.

Литература

1. Котик М.А. Психология и безопасность. - Талин, 1987. - С. 24–64.

2. Основы инженерной психологии: Учеб. для техн. вузов / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Высш. шк., 1986. - С. 407-413.

3. Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. В 6 т. – М., 1991. – Т. 1. – С. 361-413.

 


ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Становление и развитие психологической науки о труде

Вопросы к семинару

1. Основные проблемы и предпосылки зарождения науки «Психологии труда».

2. Направления основных исследований на начальном этапе становления науки «Психологии труда».

3. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения.

Литература

1. История советской психологии труда / Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. - М., 1983.

2. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. – М.: Изд-во МГУ, 1986. - С. 27–79.

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2001. - С. 15–54.

4. Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. В 6 т. - М., 1991. - Т. 1. - С. 32–42.

 

Тема 2. Человек как субъект трудовой деятельности

Вопросы к семинару

1. Смысловые и мотивационные аспекты субъекта трудовой деятельности.

2. Способности и профессионально-важные качества субъекта труда.

3. Профессиональный опыт субъекта труда.

Литература

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2001. - С. 234–244.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб, 2000. - С. 270–297.

3. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. - М., 2001. - С. 145–197.

4. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М., 1996. – с. 175-222, 231-238.

 

Тема 3. Профессиональное развитие личности

Вопросы к семинару

1. Профессионализм - одна из главных характеристик человека как субъекта деятельности.

2. Профессиональная карьера.

3. Акмеологический подход в исследовании профессионального развития личности.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристика и условия достижения. - М., 1998.

3. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов–на-Дону:Феникс, 1996. - С. 282–330; 404-414.

5. Крайг Г. Психология развития. СПб-Харьков, 2000 - С. 714–724.

6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства – М.: Академия, 2001.

 

Тема 4. Команда и совместная деятельность

Вопросы к семинару

1. Команда как субъект профессиональной деятельности.

2. Формирование команды для различных видов деятельности.

3. Совместная деятельность.

Литература

1. Стрелков Ю.А. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001. - С. 197 – 220.

2. Джуэл Линда. Индустриально-организационная психология. – СПб-Харьков, 2001. - С. 588–601.

3. Лебедев В.И. Экстремальная психология. - М., 2001. - С. 71 – 84.

4. Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. - М., 2002. - С. 228 – 312.

5. Основы инженерной психологии: Учеб. для техн. вузов / Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Высш. шк., 1986. - С. 373 – 401.

Тема 5. Трудовая деятельность в экстремальных условиях

Вопросы к семинару

1. Деятельность в условиях монотонии.

2. Деятельность в условиях изолированной группы и одиночества.

3. Деятельность в опасных ситуациях.

Литература

1. Лебедев В.И. Экстремальная психология. М., 2001, с.190 – 251; 279 – 325.

2. Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. - М., 2002. - С. 40 – 68; 135 – 152; 228 – 260; 288 – 339.

 


ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Оформление работы с описанием исследования, обработки и интерпретации полученных результатов и выводов.

Оснащение

1. Опросник оценки уровня мотивации достижения успеха А.Мехрабиана.

2. Методика определения оценки удовлетворенности потребностей субъекта труда методом парных сравнений. Методика построена на использовании иерархической модели потребностей А.Маслоу и предназначена для определения степени удовлетворенности пяти видов потребностей человека: материальных; потребности в безопасности, социальных, потребности в признании, потребности в самовыражении.

Контрольные вопросы

1. Какие две формы имеет мотивация достижения успеха?

2. В чем конкретно проявляется мотивация достижения успеха?

3. Какие группы потребностей представлены в иерархической модели потребностей А.Маслоу?

4. Какие критерии для последовательности удовлетворения потребностей определены для указанной модели А.Маслоу?

Литература:

1. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под редакцией Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – Санкт-Петербург, 2001, с. 171 - 181.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург, 2000, с. 270 – 297;

3. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. Санкт-Петербург, 2000.

 

Тема 2. Исследование профессиональной направленности личности

 

Цель занятия. Исследование взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности.

Субъекта труда

Цели занятия

1. Формирование умений проводить исследования с использованием аппаратных методов.

2. Диагностика восприятия субъектом труда пространственных отрезков (глазомера).

Задачи и порядок проведения работы

Проведение тестирования.

Обработка результатов.

Оформление работы с описанием исследования, обработки и интерпретации полученных результатов и выводов.

Оснащение. Прибор для системной диагностики человека «Активациометр АЦ-6». Бланк протокола.

Контрольные вопросы. 1. Что такое профессионально-важные качества (ПВК) субъекта труда? 2. Какие ПВК мы имеем возможность измерять на приборе «Активациометр АЦ-6»? 3. Что является предметом манипулирования экспериментатора на стадии тестирования и что является основным показателем на стадии обработки результатов для оценки глазомера?

Литература

1. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1996. - С. 66 – 97.

 


Помощью таблицы Крепелина

Цель занятия. Определение умственной работоспособности и утомляемости.

Задачи и порядок проведения работы

1. Проведение тестирования умственной работоспособности и утомляемости с использованием бланков методики (таблицы Крепелина).

2. Обработка результатов, вычисление коэффициента работоспособности и анализ данных.

3. Оформление работы с описанием исследования, построение графика работоспособности, анализа и интерпретации данных и выводов проведенного исследования.

Оснащение. Бланк методики (таблица Крепелина), карандаш, секундомер.

Контрольные вопросы. 1. Чем отличается утомляемость от монотонии и чем они схожи? 2. Какие стадии можно выделить в динамике работоспособности по результатам диагностики и как это можно связать с типологическими особенностями личности испытуемого? 3. Каким образом можно продлить стадию устойчивой работоспособности?

Литература

1. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. - М., 1970. - С. 196 – 228.

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. 2-е издание. - СПб, 2000. - С. 410 – 414.

3. Психология: Учебник для гуманитарных вузов // Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб-Харьков, 2001. - С. 410 – 415.

 

Оснащение

1. Тест для измерения ситуативной тревожности (короткий вариант теста Спилбергера).

2. Тест для измерения профиля внимания (короткий вариант теста Найдиффера).

3. Бланки протоколов.

Контрольные вопросы. 1. Что такое оптимальный уровень возбуждения? 2. Что такое функциональный профиль субъекта труда? 3. На какую роль в команде можно рекомендовать испытуемого, исходя из его функционального профиля?

Литература

1. Зараковский Г.М., Королев Б.А., Медведев В.И., Шлаен П.Я. Функциональные состояния оператора. Психические состояния: Хрестоматия. - СПб, 2000. - С. 109.

2. Фомин В.С. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов. - М., 1984.

3. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМЕ ОТЧЕТА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 

Отчет оформляется в рабочей тетради (рекомендуется формат А 4). Разделы отчета должны раскрывать их содержание согласно следующей структуре.

Цели и задачи работы. Цели охватывают общие аспекты работы, задачи отражают возможность получения тех или иных практических результатов. Необходимо обратить внимание на соответствие дальнейшего описания отчета поставленным целям и задачам (особенно в разделе «Выводы»).

Описание методики. Раздел содержит описание каждой методики: название и авторский коллектив; стимульный материал (для опросников указать количество вопросов и характер используемой шкалы); порядок выполнения, инструкцию испытуемому; характер обработки и характеристики результатов (привести формулы подсчета результатов; таблицы стандартизации, количество и описание выявляемых показателей), список использованной литературы.

План проведения отражает последовательность и особенности применения вышеописанных методик.

Результатыисследования оформляются в виде таблиц. Порядок следования соответствует плану проведения. Обязательно указание даты, времени, описания испытуемого, места проведения, особенностей конкретных условий проведения. Для повышения наглядности желательно использовать графики или диаграммы.

Анализ и интерпретация результатов осуществляется в соответствии с описанием методик и полученными результатами. Обратить внимание на согласованность с целями и задачами работы. Обстоятельность и корректность анализа положительно влияет на итоговый балл.

Выводы по работе отражают степень достижения целей и выполнения задач работы согласно анализу и интерпретации результатов.

Список использованной литературы оформляется следующим образом:

1. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб, 2001. - с. 8 – 24.

 

 

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Профессиографический анализ и составление психограммы профессии (профессия - по выбору).

2. Организация и проведение профотбора (профессия - по выбору).

6.1. Требования и рекомендации по выполнению контрольных работ

Студент выполняет две контрольные работы, определяя профессию по согласованию с преподавателем и по указанной ниже схеме. Рекомендуется брать профессии из области психологии или сферы предпринимательства.

 

Контрольная работа № 1

Тема работы: Профессиографический анализ и составление психограммы профессии.

Цель работы: Формирование умений проведения профессиографического анализа и составления психограммы.

Задачи работы

1. Разработка профессиограммы и психограммы профессии (по выбору).

2. Определение профессионально-важных качеств личности, дающих возможность успешного выполнения трудовых задач в выбранной профессии.

Порядок и форма выполнения работы

1. Теоретическая часть.

1.1. Обоснование актуальности темы, раскрывающее необходимость использования профессиографического анализа и составления профессиограммы в процессе профотбора как целостной системы.

1.2. Описание профессиграфического анализа как процедуры сбора данных для составления профессиограммы. Определение понятий «профессиограмма» и «психограмма». Раскрытие и описание структуры, принципов и процесса составления профессиограммы и психограммы. (См. лит-ру в разделе темы «Психологическое профессиоведение».)

2. Практическая часть.

1.1. Проведение профессиографического анализа профессии. Разработка профессиограммы по схеме описания профессии и структуре профессиограммы (см.: Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб, 2001. - С. 8 – 38).

1.2. Составление психограммы с использованием структуры профессиограммы (там же).

3. Выводы. Целостно (системно) описываются психологические профессионально-важные качества личности, дающие возможность успешного выполнения трудовых задач в выбранной профессии.

Оформление. Работа оформляется в форме отчета на листах формата А 4 объемом не менее 12 печатных листов с интервалом 1,5 строки. На титульном листе указывается: наименование института, название работы (с обязательным указанием: «Контрольная работа №1»), фамилия и инициалы студента, выполнившего работу, номер группы, фамилия и инициалы преподавателя с указанием должности и ученой степени, г. Ростов на-Дону и год выполнения.

 

Контрольная работа № 2

 

Тема работы: Исследование психологических качеств личности в процессе профессионального отбора.

Цель работы: Проведение процедуры профессионального отбора на основе использования диагностики индивидуально-психологических показателей личности.

Задачи и порядок проведения работы

1. Диагностика индивидуально-психологических качеств испытуемого тестом Кеттела.

2. Обработка результатов, вывод данных, построение графика личностных показателей.

3. Определение профессиональной пригодности на основе сравнения психологических ПВК, определенных в 1-й работе и результатов тестирования, используя двухэтапную стратегию отбора персонала В. Авдеева (профессия выбирается студентом самостоятельно).

4. Вывод о степени пригодности испытуемого к выбранной профессии.

Оснащение: 16-факторный опросник Кеттела, бланк протокола.

Вводные замечания. Ключевую роль в процессе определения профессиональной пригодности играют индивидуально-психологические качества человека. Двухэтапная стратегия отбора персонала предполагает два уровня отбора. Целью отбора первого уровня является определение противопоказаний к отдельным видам профессиональной деятельности, для чего применяются такие тесты, как многофакторный личностный тест



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.118.163 (0.011 с.)