Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические и методологические основы ИП и Э↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
УТВЕРЖДАЮ Директор ИППС О.Г. Смолянинова /____________/ «_____» _____________20__ г. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Инженерная психология и эргономика Дисциплина _____________________________________________________ (наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом)
Укрупненная группа 080000 Экономика и управление Программа подготовки специалистов 080800.62. Прикладная информатика (по областям) Институт Педагогики, психологии и социологии
Кафедра Социальные технологии
Красноярск Учебная программа дисциплины
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 080000 Экономика и управление _____________________________________________________________________________________________ (указывается номер и наименование укрупненной группы) направления (специальности) 080800.62. Прикладная информатика (по областям) _________________________________________________________________ (указывается номер и наименование направления (специальности) Программу составили: Ст. преподаватель Манушкина М.М. ___________ (должность, фамилия, и. о., подпись) Учебная программа согласована с выпускающей кафедрой социальных технологий______________________ (наименование кафедры) Заведующий кафедрой ______ И.А.Ковалевич __________________________ (фамилия, и. о., подпись) «__ 18 ___»_____ 09 __________ 2011 г. Учебная программа обсуждена на заседании кафедры _______________ __________________________________________________________________ «___ 28. ___» __ _09. ______________ 2011__ г. протокол № _ 2 ____________ Заведующий кафедрой ______________________________________________ (фамилия, и. о., подпись) Учебная программа обсуждена на заседании НМСФ _____________ _____________________________________________________________________________________________ «____» __________________ 20__ г. протокол № ____________ Председатель НМСФ ____ .___________________ (фамилия и. о., подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 20 __/20__ учебный год. В учебную программу вносятся следующие изменения: _____________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______ «____» _____________ 200__г. протокол № ________ Заведующий кафедрой ______________________________________________ (фамилия, и.о., подпись) Внесенные изменения утверждаю: Зав.каф._________ И.А.Ковалевич _________ социальных технологий (фамилия, и. о., подпись) ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цель преподавания дисциплины. Дисциплина "Инженерная психология и эргономика" представляет собой одну из основных специальных дисциплин при подготовке студентов по направлению 08 08 01. 65.05 «Прикладная информатика в психологии» Изучение дисциплины базируется на материалах предшествующих естественно - научных и общепрофессиональных дисциплин, таких как общая психология. Целью преподавания является формирование и развитие у студентов знаний, умений и навыков в области информационного взаимодействия человека с техникой; в проектировании технических средств и пользовательского интерфейса, обучение методикам инженерно-психологического и эргономического исследования; овладение навыками инженерно-психологической экспертизы, что позволит выпускнику успешно работать в области информатизации решения прикладных задач и создания ИС, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями.
1.2. Задачи изучения дисциплины. Введение в проблематику инженерной психологии и эргономики и формирование у специалистов глубоких представлений об инженерно-психологическом проектировании систем «человек-машина», требует разрешения ряда задач. К задачам изучения дисциплины, в соответствии с требованиями к компетенциям магистров,относятся: - получение основ знаний об основных парадигмах инженерной психологии, позволяющих проводить целенаправленный синтез и системный анализ в осуществляемой проектной деятельности; - формирование умений и навыков применять полученные знания в профессиональной деятельности; - овладение современными методами исследования. - сформировать представления о принципах инженерно-психологического проектирования и эргономической экспертизе систем «человек-машина». По окончанию изучения дисциплины «ИП и Э» студент должен: знать: - тенденции и перспективы развития эргономики и инженерной психологии, а также смежных областей науки и техники; - передовой отечественный и зарубежный научный опыт в профессиональной сфере деятельности; уметь: - предлагать новые области научных исследований и разработок, новые методологические подходы к решению задач в профессиональной сфере деятельности; - проводить эргономическую экспертизу систем «человек-машина»; - проектировать деятельность оператора на этапе разработки систем «человек-машина»; владеть умениями: проведения экспериментов по заданной методике, составлением описания проводимых исследований и анализом результатов; составлять отчет по выполненному заданию, участвовать во внедрении результатов исследований и разработок;
Формируемые компетенции:
а) универсальные: - понимание определяющей роли науки в развитии цивилизации, владение методологией научного познания и готовность использовать ее в профессиональной сфере деятельности; - способность анализировать, критически осмысливать и систематизировать передовой отечественный и зарубежный научный опыт в профессиональной сфере деятельности - способность видеть тенденции и перспективы развития эргономики и инженерной психологии, а также смежных областей науки и техники, предлагать новые области научных исследований и разработок, новые методологические подходы к решению задач в профессиональной сфере деятельности; - знать и уметь использовать современные информационные и компьютерные технологии, средства коммуникаций, способствующие повышению эффективности научной и образовательной сфер деятельности - иметь способность к постоянному самообучению и самосовершенствованию в профессиональных и социально-общественных сферах деятельности; - способность организовывать и руководить работой коллектива исполнителей, уметь формулировать цели и задачи работы, предлагать эффективные методы их решения, обеспечивать работу необходимыми ресурсами и оценивать результаты работы на соответствие сформулированным целям; - способность прогнозировать и анализировать социально-экономические, гуманитарные и экологические последствия научных открытий и новых технических решений. Инструментальные компетенциями: - Способность профессионально работать на компьютере; - Способность работать с информацией различных видов из разных источников, перерабатывать большие объемы информации с использованием информационно-коммуникационных технологий, собирать и интерпретировать соответствующие данные; - Способность формулировать мысли, владеть навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, презентации; способность доводить до специалистов и неспециалистов профессиональную информацию о проблемах и путях их решения; - Способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; - Способность инициировать и осуществлять проекты, формулировать вопросы, ведущие к решению поставленной задачи, определять диапазон возможных решений; - Способность к непрерывному обучению и самообразованию. Социально-личностные и общекультурные компетенции: - Способность к социальному взаимодействию в обществе, коллективе, семье, с клиентами, партнерами, заказчиками; готовность к сотрудничеству и разрешению конфликтов; толерантность; - Способность творческой адаптации к конкретным условиям выполнения профессиональных задач, готовность брать на себя инициативу и принимать решения; - Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности; - Способность адекватно оценивать происходящие события и преломлять их через общественный исторический опыт.
б) профессиональные компетенции: Проектная деятельность: - Способность ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; - Способность проектировать программно-технические комплексы, программировать и тестировать приложения; - Способность моделировать и проектировать все виды обеспечения информационных систем: математическое, программное, лингвистическое, информационное, техническое, организационно-правовое; - Способность документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла; - Способность использовать технологические и функциональные стандарты, современные методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств; - Способность проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе. Организационно-управленческая и производственно-технологическая деятельность: - Готовность к участию в процессе создания и управления ИС на всех этапах жизненного цикла; - Способность и готовность к внедрению, адаптации, настройке и интеграции проектных решений по созданию ИС, к обучению пользователей и презентации результатов проектной работы. Аналитическая деятельность: - Способность оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для автоматизации решения прикладных задач и создания; - Способность анализировать прикладную область на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях; - Способность анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем. Научно-исследовательская деятельность: - Способность использовать методы классического математического анализа, исследования операций и оптимизации для постановки решения прикладных задач; - Способность на основе системного анализа и математических методов моделировать данные, знания, прикладные и информационные процессы, информационные системы; - Способность применять алгоритмические схемы, базовые алгоритмы и стратегии обработки информации, выполнять оценку их сложности.
Межпредметная связь
Дисциплина «Инженерная психология и эргономика» является важной для изучения дисциплины «Проектирование информационных систем». Полученные при изучении дисциплины знания, позволяют грамотно осуществлять анализ предметной области; формирование требований к ИС; методологии и технологии проектирования ИС. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)
Содержание разделов и тем лекционного курса
Таблица 3.2.1
Раздел Раздел Раздел Раздел Содержание практических (семинарских) занятий
Лабораторные занятия
Учебным планом не предусмотрены.
Самостоятельная работа Самостоятельная работа студентов регламентируется графиком учебного процесса и самостоятельной работы. По дисциплине «Инженерная психология и эргономика» учебным планом предусмотрен 51 час на самостоятельную работу, из них 51 часов – на изучение разделов теоретического цикла. Часы на самостоятельное изучение теоретического курса распределяются по темам следующим образом: Тема 1 – 6 часов; Тема 2 – 6 часов; Тема 3 – 6 часов; Тема 4 – 6 часов; Тема 5 – 6 часов; Тема 6 – 6 часов; Тема 7 – 6 часов; Тема 8 – 6 часов; Тема 9 – 10 часов. Изучение теоретического материала происходит в форме конспектирования и реферирования литературных источников (не менее 20 страниц по каждой теме), подготовки доклада по теме занятия (выступление перед группой в течение 10 минут). Задания на самостоятельную работу студенты получают у преподавателя. Методические рекомендации студенты получают в начале изучения дисциплины в электронном виде. Сдача заданий производится студентами преподавателю в часы, назначенные для консультаций.
3.6 Содержание модулей дисциплин при использовании системы зачетных единиц См прил 1. Табл. 3.1.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 4.1. Основная и дополнительная литература А) Основная литература 1. Адамчук В. В.Эргономика, - Москва, ЮНИТИ-ДАНА 1999 Количество экз. в библ. 2 2. Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. М. 1982, с.344 Количество экз. в библ. 1 3. Душков Б.А. Основы инженерной психологии / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 576 с. Количество экз. в библ. 2 4. ЗинченкоВ.П,Мунипов В.М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. – Москва: Логос, 2000 Количество экз. в библ. 1 5. Узилевский Г.Я. Начала эргономической семиотики – Москва: Орагос, 2000. 6. Человеческий фактор М.: Мир, 1991,т.1-6. Количество экз. в библ. 6 7. Эргономика. Принципы и рекомендации. Методическое руководство. М.:ВНИИТЭ, 1983.
Б) Дополнительная литература
1. Забродина Л.В., Карпов А.В., Чернышев А.П., Шадриков В.Д. Психологический анализ трудовой деятельности – Ярославль, 1980. 2. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // О проблемах современного человекознания. – М., 1977. 3. Травникова Н.П. Эффективность визуального поиска. – М., 1985. 4. Мышление и субъективный мир. Сборник научных трудов. ЯрГУ, 1991, с. 9-20. 5. Стрелков Ю.К. Операционально-смысловые структуры профессионального опыта. Вестник МГУ, Сер.14. Психология, 1990, 3. 6. Слепова Л.В.,Стрелков Ю.К. Функциональные единицы памяти в трудовом процессе оператора. Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1989, 2. 7. Стрелков Ю.К. Психические процессы в операторском труде, М.:МГУ, 1989. 8. Котик М.А., Емельянов А.М. Природа ошибок человека - оператора М.: Транспорт, 1993. 9. Солнцева Г.Н. Психологический анализ проблемы принятия решения. М.:МГУ, 1985. 10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность М.: Педагогика, 1986,т.1, с.180-242. 11. Пошаговая схема принятия решения (Janis,Mann,1977) 12. Дженсен Р. Профессиональная мыслительная способность пилота. Ошибка пилота. Человеческий фактор. М.:Транспорт,1986,с.81-104. 13. Бодров В.А., Орлов В.Я.. Психология и надежность: человек в системах управления техникой Институт психологии РАН, Москва 1998 14. Емельянов А.М.,. Котик М.А Ошибки человека-оператора. (Психологический и кибернетический аспекты) Знание, Москва 1988 15. Солнцева Г.Н. Психологический анализ проблемы принятия решения. М.:МГУ, 1985. 16. Ошанин Д.А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии. В сб. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, М.: Наука, 1977, с.134-148. 17. Ошанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ Москва-Воронеж, 1999 18. Пьер Рабардель Люди и технологии. Когнитивный подход к анализу современных инструментов, Институт психологии РАН, Москва, 1999. 19. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982. 20. М. Монмоллен Системы человек и машина, 1973, 21. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Психология автоматизации управления техникой ИП РАН,М,1996.. 22. Корнилов Ю.К. Мышление в производственной деятельности. ЯрГУ, 1984 23. Барышников Ю.Н, Березкин В.Ф., Евлюхин Ю.Я. Аттестация и рационализация рабочих мест - Москва, Экономика 1987 24. Бедный Г.З Психологические основы анализа и проектирования трудовых процессов - Высшая школа, Киев-Одесса 1987 25. Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательсих работ/Отв. редакторы М.Г. Ярошевский, О.К. Тихомиров - Москва, Наука 1987 26. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека./ Учебное пособие А.Б. Леонова, Л.С. Кузнецова - (Издательство московского университета, 1987 27. Мандел Тео. Разработка пользовательского интерфейса ДМК Пресс, 2001; Wiley John & Sons, 1997 28. Нильсен Якоб Веб дизайн (The Practice of simplicity) Символ-Плюс, 2000 29. Узилевский Г.Я. Начала эргономической семиотики ОРАГОС, 2000.
Входной контроль Входной контроль представлен контрольно-измерительным материалом: вопросами для распределенного входного контроля; Промежуточный контроль Вопросы распределенного промежуточного контроля (1–3 вопроса за занятие) задаются студентам на практических занятиях для решения следующих задач: · контроль базовых знаний и принятие преподавателем решения о более углубленном изложении лекционного материала; · контроль базовых знаний и принятие преподавателем решения о реорганизации занятий по лабораторному практикуму и практических занятий; · контроль базовых знаний и принятие преподавателем решения о проведении дополнительных занятий в рамках консультаций; · контроль базовых знаний и выдача рекомендаций преподавателям, ведущим дисциплины, обеспечивающим получение необходимых знаний и умений в рамках направления, для формирования междисциплинарной связи; · контроль усвоенных теоретических знаний – проверка остаточных знаний по дисциплине; · развитие логического мышления. Форма контроля усвоения знаний студентов регламентируется графиком учебного процесса и предполагает сдачу зачета, по прохождении первого модуля, и экзамена, по прохождении второго модуля. Итоговый контроль Для итогового контроля знаний, умений и навыков, в соответствии с требованиями к компетенциям бакалавра, применяются следующие контрольно-измерительные материалы:
Список вопросов к зачету: 1. Предметная область инженерной психологии и эргономики 2. Цели и задачи эргономики и инженерной психологии. 3. Проблематика инженерной психологии. 4. Методы ИП и Э 5. Особенности и классификация систем «человек-машина» 6. Показатели качества систем «человек - машина». 7. Оператор в системе «человек - машина». 8. Психологические особенности операторской деятельности. 9. Структура операторской деятельности. 10. Этапы деятельности человека-оператора. 11. Понятие информационной модели. 12. Понятие концептуальной модели. 13. Средства отображения информации. 14. Проявление психологических характеристик в деятельности. 15. Особенности труда операторов в современных условиях. 16.Сущность и концептуальная схема принятия решений. 17. Основные стратегии поведения в условиях принятия решения. 18. Принятие решения как горячий когнитивный процесс 19. Моделирование принятия решения 20. Ошибки человека-оператора 21. Проблема надежности человека-оператора 22. Образ в системе психической регуляции деятельности 23. Уровни психического отражения: сенсорно–перцептивный, представлений, вербально–логический. 24. Проблема образа в инженерной психологии. 25Психологические факторы сложности 26. Проектирование органов управления 27. Органы управления. 28. Рабочее место человека-оператора 29. Инженерно-психологические принципы построения систем ввода информации. 30. Понятие пользовательского интерфейса. Виды интерфейса. 31. Эргономические свойства пользовательского интерфейса 32. Функциональные состояния пользователя 33. Динамика работоспособности. 34 График труда и отдыха операторов 35. Проблема профориентации и профотбора 36. Психологические основы обучения оператора 37. Особенности групповой деятельности оператора. 38.. Контроль и нормализация состояний человека-оператора 39 Требования к процессу и процедурам разработки и оценки пользовательского интерфейса 40. Факторы влияющие на эффективность деятельности оператора.
5.Организационно-методическое обеспечение учебного процесса по дисциплине в системе зачетных единиц
Инженерная психология и эргономика — одна из дисциплин психолого-педагогического цикла, изучающая закономерности взаимодействия человека с технической системой. На основе данных инженерной психологии и эргономики проектируется деятельность человека в системе человек-машина, организуется взаимодействие оператора с технической системой, разрабатывается пользовательский интерфейс программного обеспечения. Учебный курс «Инженерная психология и эргономика» предназначен для студентов направления 08080000 (Экономика и управление), специальности 080801.65.05 (прикладная информатика в психологии) Института Психологии, Педагогики и Социологии СФУ. В предложенной программе содержаться общие сведения, ориентирующие и направляющие деятельность студентов п
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.242 (0.014 с.) |