Теоретические и методологические основы ИП и Э 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические и методологические основы ИП и Э



ФГОУ ВПО

«Сибирский федеральный университет»

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИППС

О.Г. Смолянинова /____________/

«_____» _____________20__ г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Инженерная психология и эргономика

Дисциплина _____________________________________________________

(наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом)

 

Укрупненная группа 080000 Экономика и управление

Программа подготовки специалистов 080800.62. Прикладная информатика

(по областям)

Институт Педагогики, психологии и социологии

 

Кафедра Социальные технологии

 

Красноярск


Учебная программа дисциплины

 

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 080000 Экономика и управление

_____________________________________________________________________________________________

(указывается номер и наименование укрупненной группы)

направления (специальности) 080800.62. Прикладная информатика (по областям)

_________________________________________________________________

(указывается номер и наименование направления (специальности)

Программу составили:

Ст. преподаватель Манушкина М.М. ___________

(должность, фамилия, и. о., подпись)

Учебная программа согласована с выпускающей кафедрой социальных технологий______________________

(наименование кафедры)

Заведующий кафедрой ______ И.А.Ковалевич __________________________

(фамилия, и. о., подпись)

«__ 18 ___»_____ 09 __________ 2011 г.

Учебная программа обсуждена на заседании кафедры _______________

__________________________________________________________________

«___ 28. ___» __ _09. ______________ 2011__ г. протокол № _ 2 ____________

Заведующий кафедрой ______________________________________________

(фамилия, и. о., подпись)

Учебная программа обсуждена на заседании НМСФ _____________

_____________________________________________________________________________________________

«____» __________________ 20__ г. протокол № ____________

Председатель НМСФ ____ .___________________

(фамилия и. о., подпись)

Дополнения и изменения в учебной программе на 20 __/20__ учебный год.

В учебную программу вносятся следующие изменения: _____________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 200__г. протокол № ________

Заведующий кафедрой ______________________________________________

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:

Зав.каф._________ И.А.Ковалевич _________ социальных технологий

(фамилия, и. о., подпись)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цель преподавания дисциплины.

Дисциплина "Инженерная психология и эргономика" представляет собой од­ну из основных специальных дисциплин при подготовке студентов по направлению 08 08 01. 65.05 «Прикладная информатика в психологии»

Изучение дисциплины базируется на материалах предшествующих естественно - научных и общепрофессиональных дисциплин, таких как общая психология.

Целью преподавания является формирование и развитие у студентов знаний, умений и навыков в области информационного взаимодействия человека с техникой; в проектировании технических средств и пользовательского интерфейса, обучение методикам инженерно-психологического и эргономического исследования; овладение навыками инженерно-психологической экспертизы, что позволит выпускнику успешно работать в области информатизации решения прикладных задач и создания ИС, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями.

 

1.2. Задачи изучения дисциплины.

Введение в проблематику инженерной психологии и эргономики и формирование у специалистов глубоких представлений об инженерно-психологическом проектировании систем «человек-машина», требует разрешения ряда задач.

К задачам изучения дисциплины, в соответствии с требованиями к компетенциям магистров,относятся:

- получение основ знаний об основных парадигмах инженерной психологии, позволяющих проводить целенаправленный синтез и системный анализ в осуществляемой проектной деятельности;

- формирование умений и навыков применять полученные знания в профессиональной деятельности;

- овладение современными методами исследования.

- сформировать представления о принципах инженерно-психологического проектирования и эргономической экспертизе систем «человек-машина».

По окончанию изучения дисциплины «ИП и Э» студент должен:

знать:

- тенденции и перспективы развития эргономики и инженерной психологии, а также смежных областей науки и техники;

- передовой отечественный и зарубежный научный опыт в профессиональной сфере деятельности;

уметь:

- предлагать новые области научных исследований и разработок, новые методологические подходы к решению задач в профессиональной сфере деятельности;

- проводить эргономическую экспертизу систем «человек-машина»;

- проектировать деятельность оператора на этапе разработки систем «человек-машина»;

владеть умениями:

проведения экспериментов по заданной методике, составлением описания проводимых исследований и анализом результатов;

составлять отчет по выполненному заданию, участвовать во внедрении результатов исследований и разработок;

 

Формируемые компетенции:

 

а) универсальные:

- понимание определяющей роли науки в развитии цивилизации, владение методологией научного познания и готовность использовать ее в профессиональной сфере деятельности;

- способность анализировать, критически осмысливать и систематизировать передовой отечественный и зарубежный научный опыт в профессиональной сфере деятельности

- способность видеть тенденции и перспективы развития эргономики и инженерной психологии, а также смежных областей науки и техники, предлагать новые области научных исследований и разработок, новые методологические подходы к решению задач в профессиональной сфере деятельности;

- знать и уметь использовать современные информационные и компьютерные технологии, средства коммуникаций, способствующие повышению эффективности научной и образовательной сфер деятельности

- иметь способность к постоянному самообучению и самосовершенствованию в профессиональных и социально-общественных сферах деятельности;

- способность организовывать и руководить работой коллектива исполнителей, уметь формулировать цели и задачи работы, предлагать эффективные методы их решения, обеспечивать работу необходимыми ресурсами и оценивать результаты работы на соответствие сформулированным целям;

- способность прогнозировать и анализировать социально-экономические, гуманитарные и экологические последствия научных открытий и новых технических решений.

Инструментальные компетенциями:

- Способность профессионально работать на компьютере;

- Способность работать с информацией различных видов из разных источников, перерабатывать большие объемы информации с использованием информационно-коммуникационных технологий, собирать и интерпретировать соответствующие данные;

- Способность формулировать мысли, владеть навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, презентации; способность доводить до специалистов и неспециалистов профессиональную информацию о проблемах и путях их решения;

- Способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;

- Способность инициировать и осуществлять проекты, формулировать вопросы, ведущие к решению поставленной задачи, определять диапазон возможных решений;

- Способность к непрерывному обучению и самообразованию.

Социально-личностные и общекультурные компетенции:

- Способность к социальному взаимодействию в обществе, коллективе, семье, с клиентами, партнерами, заказчиками; готовность к сотрудничеству и разрешению конфликтов; толерантность;

- Способность творческой адаптации к конкретным условиям выполнения профессиональных задач, готовность брать на себя инициативу и принимать решения;

- Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности;

- Способность адекватно оценивать происходящие события и преломлять их через общественный исторический опыт.

 

б) профессиональные компетенции:

Проектная деятельность:

- Способность ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

- Способность проектировать программно-технические комплексы, программировать и тестировать приложения;

- Способность моделировать и проектировать все виды обеспечения информационных систем: математическое, программное, лингвистическое, информационное, техническое, организационно-правовое;

- Способность документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла;

- Способность использовать технологические и функциональные стандарты, современные методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств;

- Способность проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе.

Организационно-управленческая и производственно-технологическая деятельность:

- Готовность к участию в процессе создания и управления ИС на всех этапах жизненного цикла;

- Способность и готовность к внедрению, адаптации, настройке и интеграции проектных решений по созданию ИС, к обучению пользователей и презентации результатов проектной работы.

Аналитическая деятельность:

- Способность оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для автоматизации решения прикладных задач и создания;

- Способность анализировать прикладную область на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях;

- Способность анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем.

Научно-исследовательская деятельность:

- Способность использовать методы классического математического анализа, исследования операций и оптимизации для постановки решения прикладных задач;

- Способность на основе системного анализа и математических методов моделировать данные, знания, прикладные и информационные процессы, информационные системы;

- Способность применять алгоритмические схемы, базовые алгоритмы и стратегии обработки информации, выполнять оценку их сложности.

 

Межпредметная связь

Наименование дисциплины Раздел Тема    
         
Общая психология     Когнитивные процессы Ощущение, основы психофизики, понятие абсолютного и дифференциального порогов, восприятие, его особенности и свойства, память, виды и характеристики памяти, мышление, виды мышления, внимание, характеристики внимания, виды внимания.    
Высшая математика   Теория вероятности и математическая статистика Методы статистической обработки эмпирических данных,      
  Математическое моделирование Имитационное моделирование, теория массового обслуживания    
Психодиагностика     Диагностика функционального состояния, идеографические методики психодиагностики    
Теория систем и системный анализ     Физические основы и принципы работы электронных устройств ЭВМ; Теория систем и системный анализ, закономерности строения систем; Методы и модели теории систем, методики системного анализа, классификация систем и их роль в выборе методов моделирования и методик системного анализа.    
   
Основы прикладной информатики   Назначение и виды информационных систем (ИС); Документальные и фактографические ИС; состав функциональных и обеспечивающих подсистем ИС; модели и процессы жизненного цикла ИС; стадии создания ИС; Назначение и виды информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации;      

Дисциплина «Инженерная психология и эргономика» является важной для изучения дисциплины «Проектирование информационных систем». Полученные при изучении дисциплины знания, позволяют грамотно осуществлять анализ предметной области; формирование требований к ИС; методологии и технологии проектирования ИС.


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов 1 семестр 2 семестр
   
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия      
Лекции      
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С)      
Лабораторные работы (ЛР)      
И (или) другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа      
Изучение теоретического курса (ТО)      
Курсовой проект (работа)      
Расчетно-графические работы      
Реферат      
И (или) другие виды самостоятельных работы      
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)   зачет  

 


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)

N п/п Раздел дисциплины Лекции Пз (или С) ЛР Самост. работа
  Раздел 1 Теоретические и методологические основы ИП и Э Тема 1 Предмет и задачи ИП и Э. Методы ИП и Э        
  Тема 2 Особенности и классификация системы человек-машина          
  Раздел 2. Психофизиологические и психологические основы деятельности оператора Тема 3. Деятельность оператора в системе человек-машина. Психофизиологические и психологические основы деятельности оператора.          
  Тема 4. Прием информации оператором          
  Тема 5. Принятие решений.        
  Тема 6 Ошибки человека-оператора и его надежность        
  Раздел 3. ИП и Э основы проектирования и эксплуатации СЧМ Тема 7 Образ в системе психической регуляции деятельности. Инженерно-психологические принципы создания и оценки системы человек-машина        
  Тема 8 Анализ и синтез проектирования систем отображения информации, психологические факторы сложности. Проектирование органов управления          
  Тема 9. Разработка (проектирование и создание) пользовательского интерфейса.. Эргономика пользовательского интерфейса        

Содержание разделов и тем лекционного курса

 

Таблица 3.2.1

Содержание разделов и тем лекционного курса Объем в ЗЕ (часах)
Ауд. Сам.
Раздел 1 Теоретические и методологические основы ИП и Э Тема 1 Предмет и задачи ИП и Э Определение понятий – эргономика, инженерная психология, система «человек — машина». Предметная область эргономики и инженерной психологии. Цели и задачи эргономики и инженерной психологии. Разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом специфики эксплуатации им технических систем и окружающей среды. Исследование закономерностей взаимодействия человека с техническими системами и окружающей средой, определяющих качество его деятельности. Формулирование принципов создания СЧТС и алгоритмов деятельности в ней человека-оператора. Выдвижение и проверка гипотез о перспективах развития труда человека и связанных с ним технических систем, факторов внешней среды. Создание методов исследования, проектирования и эксплуатации СЧТС, обеспечивающих ее безопасность, эффективность и удовлетворенность трудом работающего в ней человека. Разработка специфических категорий эргономики, отражающих особенности ее предмета, содержания и методов. Поиск, обнаружение и описание фактов, демонстрирующих связь качества труда человека с эргономическими параметрами технических систем и внешней среды. Проблематика инженерной психологии. Психофизиологическое направление инженерной психологии. Понятия работоспособности и надежности человека-оператора. Системотехническое направление инженерной психологии. эксплуатационное направление инженерной психологии. Профессиональная подготовка операторов для работы в СЧМ Общая характеристика методов. Психологические методы. из психологических методов являются наблюдение и эксперимент Методы наблюдение и эксперимент. Анализ характера ошибок, причин их возникновения. Метод опроса. Тестовые испытания. Физиологические методы. Электроэнцефалограмма. Электромиограмма. Кожно-гальваническая реакция. Электрокардиограмма. Электроокулограмма. Пневмограмма. Речевой ответ. Математические методы. Методы теории информации. теории массового обслуживания. Методы имитационного моделирования   6
Тема 2Особенности и классификация систем «человек-машина» Понятие системы «человек - машина». Классификация систем «человек - машина». Целевое назначение системы. Особенность управляющих и обслуживающих систем. Характеристика «человеческого звена». Системотехнические комплексы. Важнейшие принципы системного подхода к изучению системы «человек - машина». Показатели качества систем «человек - машина». Быстродействие. Надежность. Безопасность. Степень автоматизации. Экономический показатель. Эффективность системы «человек - машина». Оператор в системе «человек - машина».   6
Раздел 2Психофизиологические и психологические основы деятельности оператора Тема 3Деятельность оператора в системе «человек-машина» Психологические особенности операторской деятельности. Факторы влияющие на эффективность деятельности оператора. Этапы деятельности человека-оператора. Функциональные характеристики человека и машины. Структура операторской деятельности. Понятие информационной модели. Понятие концептуальной модели. Компонентный состав системы психической регуляции операторской деятельности. Средства операторской деятельности. Средства отображения информации. Органы управления. Рабочее место человека-оператора Психофизиологические и психологические основы деятельности оператора Проявление психологических характеристик в деятельности. Формирование системы мотивов. Цель деятельности. Процесс формирования перцептивного образа. Особенности функционирования когнитивных процессов у человека-оператора. Характеристики работы анализаторов.   6
Тема 4Прием информации оператором Психофизиологическая сущность и структура трудовой деятельности. Основные этапы деятельности оператора: восприятие информации, оценка информации, ее анализ и обобщение на основе заранее заданных или сформированных критериях оценки. Распределение информации между воспринимающими каналами человека – оператора. Выбор канала восприятия в зависимости от вида информации   6
Тема 5Принятие решений Особенности труда операторов в современных условиях. Основные режимы работы оператора. Общая схема (и основные этапы работы) деятельности оператора системы «человек-машина». Сущность и концептуальная схема принятия решений. Основные стратегии поведения в условиях принятия решения. Принятие решения как горячий когнитивный процесс. Оптимальное решение.   6
Тема 6Ошибки человека-оператора и его надежность Понятие ошибки. Концепция ошибки в теории деятельности. Анализ ошибочных действий. Ошибки и психические процессы. Операции, культура, язык. Ошибка и страх. Установление причин ошибки путем выдвижения гипотез и исключения версий. Надежность человека-оператора.     4
Раздел 3ИП и Э основы проектирования и эксплуатации СЧМ Тема 7 Образ в системе психической регуляции деятельности Принципы эргономического анализа трудовой деятельности Проблема образа как фундаментальная проблема психологии и ее значение в исследовании трудовой деятельности человека. Уровни психического отражения: сенсорно–перцептивный, представлений, вербально–логический. Проблема образа в инженерной психологии. Многообразие образной сферы человека-оператора: оперативный образ, "образ—цель", концептуальная модель управляемого объекта Категория деятельности. Пять классов операторской деятельности: Оператор-технолог, оператор-манипулятор, оператор-исследователь, оператор-руководитель. Функциональная структура исполнительных (перцептивно-моторных) действий. Исследование характеристик когнитивных компонентов. Функциональная структура познавательных действий     6
Тема 8Анализ и синтез проектирования СОИ, ПФС Проектирование органов управления Теория и методология инженерно-психологического проектирования. Принципы системотехники. Методологическая основа проектирования системы человек-машина. Инженерно – психологические требования к системе человек-машина. Эта­пы проектирование системы человек-машина. Структура инженерно-психологического проектирования. Понятие психологических факторов сложности. Классификация органов управления. Общие инженерно-психологические требования к органам управления. Совместное расположение индикаторов и органов управления. Инженерно-психологические принципы построения систем ввода информации.Тема 9Разработка (проектирование и создание) пользовательского интерфейса Понятие пользовательского интерфейса. Виды интерфейса. Эргономика аппаратных и программных средств вычислительной техники. Эргономические исследования и разработки средств ввода информации. Эргономические стандарты, которые описывают требования к процессу и процедурам разработки и оценки пользовательского интерфейса, основной стандарт – ISO 9241. Понятие юзабилити. Методы юзабилити-исследования. Инженерно-психологическая экспертиза пользовательского интерфейса программного продукта.   10

 

Раздел

Раздел

Раздел

Раздел

Содержание практических (семинарских) занятий

№ п/п № раздела дисциплины   Темы занятий, трудоемкость
  Раздел 1 Теоретические и методологические основы ИП и Э Тема 1.Задачи и направления инженерной психологии. Цели, задачи, предметная область эргономики.Сущность методов инженерной психологии. Основные подходы к моделированию операторской деятельности. 2ч Тема 2. Требования, предъявляемые к человеку в сложных системах управления. Психологические проблемы взаимодействия человека и машины в системах управления. 2ч
  Раздел 2. Психофизиологические и психологические основы деятельности оператора Тема 3. Системный подход к изучению деятельности оператора. Строение операторской деятельности. 2ч Тема 4 Психологический анализ деятельности. Мотивы и цели деятельности. Планирование и регуляция деятельности. Виды и структура действий. Алгоритмическое описание деятельности оператора..2ч Тема 5 Сенсорно-перцептивная организация операторской деятельности. Характеристика анализаторов человека.Психологические аспекты принятия решений в операторской деятельности. Исследование и моделирование процессов принятия решений. 2ч  
  Раздел 3. ИП и Э основы проектирования и эксплуатации СЧМ   Тема 7Инженерно-психологические требования к СОИ. Структура процесса приема информации ч-о.Инженерно-психологические требования к органам управления. Инженерно-психологические принципы совместного размещения индикаторов и органов управления. Современные подходы к построению систем ввода информации. 2 ч Тема 8 Психологические проблемы проектирования операторской деятельности. Распределение функций между человеком и машиной в процессе инженерно-психологического проектирования. 2 ч Тема 9 Проблема профориентации и профотбора. Психологические основы обучения оператора. Особенности групповой деятельности оператора. Контроль и нормализация состояний человека-оператора. 2 ч
  Раздел 4 ИП и Э основы взаимодействия человека с компьютером   Тема 9. Проблема профориентации и профотбора. Психологические основы обучения оператора. Особенности групповой деятельности оператора. Контроль и нормализация состояний человека-оператора. Требования к процессу и процедурам разработки и оценки пользовательского интерфейса2 ч

 

Лабораторные занятия

 

Учебным планом не предусмотрены.

 

 

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа студентов регламентируется графиком учебного процесса и самостоятельной работы. По дисциплине «Инженерная психология и эргономика» учебным планом предусмотрен 51 час на самостоятельную работу, из них 51 часов – на изучение разделов теоретического цикла.

Часы на самостоятельное изучение теоретического курса распределяются по темам следующим образом: Тема 1 – 6 часов; Тема 2 – 6 часов; Тема 3 – 6 часов; Тема 4 – 6 часов; Тема 5 – 6 часов; Тема 6 – 6 часов; Тема 7 – 6 часов; Тема 8 – 6 часов; Тема 9 – 10 часов.

Изучение теоретического материала происходит в форме конспектирования и реферирования литературных источников (не менее 20 страниц по каждой теме), подготовки доклада по теме занятия (выступление перед группой в течение 10 минут). Задания на самостоятельную работу студенты получают у преподавателя. Методические рекомендации студенты получают в начале изучения дисциплины в электронном виде. Сдача заданий производится студентами преподавателю в часы, назначенные для консультаций.

 

3.6 Содержание модулей дисциплин при использовании системы зачетных единиц

См прил 1. Табл. 3.1.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

4.1. Основная и дополнительная литература

А) Основная литература

1. Адамчук В. В.Эргономика, - Москва, ЮНИТИ-ДАНА 1999 Количество экз. в библ. 2

2. Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. М. 1982, с.344 Количество экз. в библ. 1

3. Душков Б.А. Основы инженерной психологии / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 576 с. Количество экз. в библ. 2

4. ЗинченкоВ.П,Мунипов В.М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. – Москва: Логос, 2000 Количество экз. в библ. 1

5. Узилевский Г.Я. Начала эргономической семиотики – Москва: Орагос, 2000.

6. Человеческий фактор М.: Мир, 1991,т.1-6. Количество экз. в библ. 6

7. Эргономика. Принципы и рекомендации. Методическое руководство. М.:ВНИИТЭ, 1983.

 

Б) Дополнительная литература

 

1. Забродина Л.В., Карпов А.В., Чернышев А.П., Шадриков В.Д. Психологический анализ трудовой деятельности – Ярославль, 1980.

2. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // О проблемах современного человекознания. – М., 1977.

3. Травникова Н.П. Эффективность визуального поиска. – М., 1985.

4. Мышление и субъективный мир. Сборник научных трудов. ЯрГУ, 1991, с. 9-20.

5. Стрелков Ю.К. Операционально-смысловые структуры профессионального опыта. Вестник МГУ, Сер.14. Психология, 1990, 3.

6. Слепова Л.В.,Стрелков Ю.К. Функциональные единицы памяти в трудовом процессе оператора. Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1989, 2.

7. Стрелков Ю.К. Психические процессы в операторском труде, М.:МГУ, 1989.

8. Котик М.А., Емельянов А.М. Природа ошибок человека - оператора М.: Транспорт, 1993.

9. Солнцева Г.Н. Психологический анализ проблемы принятия решения. М.:МГУ, 1985.

10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность М.: Педагогика, 1986,т.1, с.180-242.

11. Пошаговая схема принятия решения (Janis,Mann,1977)

12. Дженсен Р. Профессиональная мыслительная способность пилота. Ошибка пилота. Человеческий фактор. М.:Транспорт,1986,с.81-104.

13. Бодров В.А., Орлов В.Я.. Психология и надежность: человек в системах управления техникой Институт психологии РАН, Москва 1998

14. Емельянов А.М.,. Котик М.А Ошибки человека-оператора. (Психологический и кибернетический аспекты) Знание, Москва 1988

15. Солнцева Г.Н. Психологический анализ проблемы принятия решения. М.:МГУ, 1985.

16. Ошанин Д.А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии. В сб. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, М.: Наука, 1977, с.134-148.

17. Ошанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ Москва-Воронеж, 1999

18. Пьер Рабардель Люди и технологии. Когнитивный подход к анализу современных инструментов, Институт психологии РАН, Москва, 1999.

19. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982.

20. М. Монмоллен Системы человек и машина, 1973,

21. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Психология автоматизации управления техникой ИП РАН,М,1996..

22. Корнилов Ю.К. Мышление в производственной деятельности. ЯрГУ, 1984

23. Барышников Ю.Н, Березкин В.Ф., Евлюхин Ю.Я. Аттестация и рационализация рабочих мест - Москва, Экономика 1987

24. Бедный Г.З Психологические основы анализа и проектирования трудовых процессов - Высшая школа, Киев-Одесса 1987

25. Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательсих работ/Отв. редакторы М.Г. Ярошевский, О.К. Тихомиров - Москва, Наука 1987

26. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека./ Учебное пособие А.Б. Леонова, Л.С. Кузнецова - (Издательство московского университета, 1987

27. Мандел Тео. Разработка пользовательского интерфейса ДМК Пресс, 2001; Wiley John & Sons, 1997

28. Нильсен Якоб Веб дизайн (The Practice of simplicity) Символ-Плюс, 2000

29. Узилевский Г.Я. Начала эргономической семиотики ОРАГОС, 2000.

 

 

Входной контроль

Входной контроль представлен контрольно-измерительным материалом: вопросами для распределенного входного контроля;

Промежуточный контроль

Вопросы распределенного промежуточного контроля (1–3 вопроса за занятие) задаются студентам на практических занятиях для решения следующих задач:

· контроль базовых знаний и принятие преподавателем решения о более углубленном изложении лекционного материала;

· контроль базовых знаний и принятие преподавателем решения о реорганизации занятий по лабораторному практикуму и практических занятий;

· контроль базовых знаний и принятие преподавателем решения о проведении дополнительных занятий в рамках консультаций;

· контроль базовых знаний и выдача рекомендаций преподавателям, ведущим дисциплины, обеспечивающим получение необходимых знаний и умений в рамках направления, для формирования междисциплинарной связи;

· контроль усвоенных теоретических знаний – проверка остаточных знаний по дисциплине;

· развитие логического мышления.

Форма контроля усвоения знаний студентов регламентируется графиком учебного процесса и предполагает сдачу зачета, по прохождении первого модуля, и экзамена, по прохождении второго модуля.

Итоговый контроль

Для итогового контроля знаний, умений и навыков, в соответствии с требованиями к компетенциям бакалавра, применяются следующие контрольно-измерительные материалы:

 

Список вопросов к зачету:

1. Предметная область инженерной психологии и эргономики

2. Цели и задачи эргономики и инженерной психологии.

3. Проблематика инженерной психологии.

4. Методы ИП и Э

5. Особенности и классификация систем «человек-машина»

6. Показатели качества систем «человек - машина».

7. Оператор в системе «человек - машина».

8. Психологические особенности операторской деятельности.

9. Структура операторской деятельности.

10. Этапы деятельности человека-оператора.

11. Понятие информационной модели.

12. Понятие концептуальной модели.

13. Средства отображения информации.

14. Проявление психологических характеристик в деятельности.

15. Особенности труда операторов в современных условиях.

16.Сущность и концептуальная схема принятия решений.

17. Основные стратегии поведения в условиях принятия решения.

18. Принятие решения как горячий когнитивный процесс

19. Моделирование принятия решения

20. Ошибки человека-оператора

21. Проблема надежности человека-оператора

22. Образ в системе психической регуляции деятельности

23. Уровни психического отражения: сенсорно–перцептивный, представлений, вербально–логический.

24. Проблема образа в инженерной психологии.

25Психологические факторы сложности

26. Проектирование органов управления

27. Органы управления.

28. Рабочее место человека-оператора

29. Инженерно-психологические принципы построения систем ввода информации.

30. Понятие пользовательского интерфейса. Виды интерфейса.

31. Эргономические свойства пользовательского интерфейса

32. Функциональные состояния пользователя

33. Динамика работоспособности.

34 График труда и отдыха операторов

35. Проблема профориентации и профотбора

36. Психологические основы обучения оператора

37. Особенности групповой деятельности оператора.

38.. Контроль и нормализация состояний человека-оператора

39 Требования к процессу и процедурам разработки и оценки пользовательского интерфейса

40. Факторы влияющие на эффективность деятельности оператора.

 

5.Организационно-методическое обеспечение учебного процесса по дисциплине в системе зачетных единиц

 

 

Инженерная психология и эргономика — одна из дисциплин психолого-педагогического цикла, изучающая закономерности взаимодействия человека с технической системой. На основе данных инженерной психологии и эргономики проектируется деятельность человека в системе человек-машина, организуется взаимодействие оператора с технической системой, разрабатывается пользовательский интерфейс программного обеспечения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.31 (0.143 с.)