![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Операторов технических системСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема профессионального отбора людей, пригодных к выполнению отдельных видов деятельности, обострилась в связи с техническим прогрессом. Профессиональный отбор – это система методов и средств, решающих задачу выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями человека. Усложнение техники увеличивает противоречие между требованиями, предъявляемыми производственным процес- сом, и способностями людей, что, в свою очередь, вызывает повышенный интерес к «человеческому фактору». Это проти- воречие требует решения двух задач: создание такой техники, которая свела бы к минимуму появление ошибок, и учет ин- дивидуальных особенностей человека с целью определения его пригодности к работе с данной техникой. Опыт и ряд исследований показывают, что часто лица, не обладающие достаточными способностями к определен- ному виду деятельности, не только значительно дольше дру- гих и с большими трудностями овладевают этой деятельно- стью, но и работают хуже других (чаще допускают ошибки и просчеты, являются виновниками аварий, обладают меньшей надежностью в работе). По данным исследований, несоответствие индивидуаль- ных особенностей работника требованиям профессии на транспорте является причиной 80% несчастных случаев, а в промышленности – 43%. Все профессии подразделены на две категории: • первая категория – профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности; • вторая категория – профессии, требующие относитель- ной профессиональной пригодности. Требования профессий второй категории доступны практически каждому человеку. Исследования показали, что в большинстве случаев этими профессиями успешно овладева- Безопасность жизнедеятельности 134 ют люди самых различных качеств на основе выработки ин- дивидуального стиля деятельности. Профессии первой категории предъявляют повышенные требования, которым удовлетворяют только люди, обладаю- щие специальными индивидуальными качествами. Это спе- циалисты, ошибочные действия которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Характерной про- фессией первой категории считается профессия оператора технических систем. Аппаратура и оборудование не обладают такой степе-
нью надежности, чтобы функционировать без человеческого контроля. На предприятии даже высокой степени автомати- зации может возникнуть ситуация, при которой вмешательст- во человека станет совершенно необходимым. Поэтому центральным звеном практически всех челове- ко-машинных комплексов остается человек-оператор. Сбой или отказ аппаратуры, ошибки оперативного пер- сонала сопряжены с весьма дорогостоящими последствиями, а подчас и катастрофическими, плата за которые неуклонно продолжает расти. Среди рабочих качеств оператора отмечаются следующие: • долговременная выносливость, в основе которой лежит устойчивость нервной системы; • выносливость к экстренному напряжению и перенапря- жению; • помехоустойчивость к действию фактора внешней среды; • переключаемость внимания. В настоящее время сложились два этапа профессио- нального отбора оператора технических систем: Первый этап – выясняются медицинские противопока- зания к данной профессии; Второй этап – определяется степень пригодности обсле- дуемых лиц к функциональной деятельности на основе соот- ветствия психофизиологических и личностных качеств уста- новленным критериям профессиональной пригодности. Выявление значимых психофизиологических и лично- стных качеств осуществляется методом профессиографии. Основы _____физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности 135 Профессиография – это детальное описание про- фессии, в котором определены цели и задачи труда, условия труда и основные производственные функции. Общая структура психологического отбора кандидата на должность оператора состоит из четырех оценок (рис. 4.4): Рис. 4.4. Психологический отбор оператора Оценка особенностей характера включает диагностику форм поведения человека в различных ситуациях, которые могут положительно либо негативно влиять на эффектив- ность профессиональной операторской деятельности. Оценка психических функций включает диагностику способностей к контролю за изменяющимся зрительным полем и собственными действиями, к восприятию, переработке большого объема информации и принятию решения в услови-
ях лимита времени. Оценка психофизиологических процессов включает диагностику способностей эффективно и надежно работать в стрессовых условиях (аварийная ситуация, нарушение техно- логического процесса). Оценка командного взаимодействия включает способ- ность кандидата работать в команде, управлять группой, со- хранять высокую эффективность и мотивацию при длитель- ных психических нагрузках. Исследования показали, что ошибочные действия или бездействия операторов в сложных и ответственных ситуациях находятся в определенной связи с состоянием нервной систе- мы человека. Психологический отбор оператора Особенности характера Психофизиологические процессы Командное воздействие Психические функции Безопасность жизнедеятельности 136 При оценке надежности человека-оператора рекоменду- ется учитывать факторы условий труда. Одной из причин снижения профессиональной надежности оператора является превышение на рабочем месте допустимых уровней вредных производственных факторов, которые приводят к снижению физических, психических и физиологических возможностей. Степень их влияния зависит от интенсивности и продолжи- тельности неблагоприятного действия производственных факторов, а также от характеристик используемых коллек- тивных и индивидуальных средств защиты. Особое внимание следует уделить изучению деятельно- сти оператора при аварийном режиме. При возникновении такой ситуации от оператора требуются: • быстрая реакция; • логическое мышление при решении сложнейших задач; • точные и правильные действия. Стресс дезорганизует психику далеко не каждого чело- века. Люди с сильным типом нервной системы в состоянии стресса могут испытывать даже некоторый душевный и ин- теллектуальный подъем и обретают способность мгновенно решать такие трудные задачи, выполнять такие сложные дей- ствия, какие им не по силам при спокойной работе. Исследования показали, что в аварийной обстановке некоторые операторы способны выполнять свои обязанности не снижая качество работы, однако именно эти люди очень подвержены монотонии. И наоборот, операторы с неустой- чивой нервной системой хорошо справляются с однообраз- ной, монотонной работой, а в аварийной ситуации теряются. В настоящее время отечественная промышленность вы- пускает большое количество психодиагностических приборов, предназначенных для профессионального отбора операторов технических систем. Например, комплекс УПДК-МК предназначен для оп- ределения надежности работы операторов автоматизиро- ванных систем (операторов ЭВМ, локационных станций, диспетчеров, кассиров и т.п.), работников охраны, водителей Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности 137 транспортных средств, военнослужащих спецподразделений, работников управленческого аппарата с высоким уровнем ответственности при принятии решения, для профессио- нального отбора или подбора, а также формирования произ- водственных коллективов, при решении кадровых вопросов, для оценки предсменного или предрейсового функциональ- ного состояния работников. Прибор используется с целью повышения эффективно- сти и надежности работы персонала, а также повышения безопасности движения психологическими и психофизиоло-
гическими средствами за счет: • выявления лиц, профессионально непригодных для ра- боты; • выявления лиц, непригодных к работе по новым, услож- ненным технологиям из-за недостаточной психологиче- ской надежности; • выявления лиц, функционально недостаточно готовых к предстоящей работе; • выявления лиц, имеющих выраженные проявления пси- хической дезадаптации и сложности в межличностных взаимоотношениях; • правильного формирования малых коллективов и групп. Прибор позволяет проводить исследование по следую- щим методикам: • определение бдительности (готовность к экстренному действию в условиях монотонно действующих факторов); • оценка кардиосистемы; • определение электрокожного сопротивления (кожно- гальванической реакции); • определение критической частоты слияния световых мельканий; • оценка «чувства времени» (временных интервалов); • определение времени простой двигательной реакции; • определение времени сложной двигательной реакции; Безопасность жизнедеятельности 138 • оценка реакции на движущийся объект; • определение индивидуального психомоторного темпа; • стрессоустойчивость; • переключение внимания и эмоциональная устойчи- вость; • определение личностных особенностей по вербальным (MMPI, Лири) и цветовому (Люшер) тестам; • психофизиологическая совместимость в группе Контрольные вопросы 1. Что называется опасным производственным фактором? 2. Что называется вредным производственным фактором? 3. Дайте классификацию производственных факторов? 4. Что относится к физическим производственным факторам? 5. Что относится к химическим производственным факторам? 6. Что относится к биологическим производственным фак- торам? 7. Что относится к психофизиологическим производствен- ным факторам? 8. Какие параметры микроклимата являются оптимальными? 9. Какие параметры микроклимата являются допустимыми? 10. Назовите параметры микроклимата. 11. Какой свет относится к видимому? 12. Назовите виды производственного освещения. 13. Назовите нормы освещения. 14. Какое освещение называется естественным? 15. Какое освещение называется искусственным? 16. Что называется шумом? 17. Каковы источники звука и их уровень? 18. Что называется вибрацией? 19. Каково влияние вибрации на организм человека? 20. Какая окраска стен и пола в помещении при работе с ком- пьютером является рекомендуемой? 21. Какие величины коэффициента отражения в помещении при работе с компьютером являются рекомендуемыми?
Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности 139 22. Какая освещенность в помещении при работе с компьюте- ром является рекомендуемой? 23. Назовите параметры микроклимата для помещений, где установлены компьютеры. 24. Назовите нормы подачи свежего воздуха в помещения, где установлены компьютеры. 25. Назовите допустимые значения параметров неионизи- рующих электромагнитных излучений. 26. Назовите показатели рабочего места оператора компьютера. Тест 1. К опасным производственным факторам относят: а) неблагоприятные метеорологические условия; б) запыленность и загазованность воздушной среды; в) воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации; г) электрический ток определенной силы; д) наличие лазерного и ионизирующих излучений. 2. К опасным производственным факторам относят: а) неблагоприятные метеорологические условия; б) раскаленные тела; в) воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации; г) запыленность и загазованность воздушной среды; д) наличие лазерного и ионизирующих излучений. 3. К опасным производственным факторам относят: а) неблагоприятные метеорологические условия; б) наличие лазерного и ионизирующих излучений; в) воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации; г) запыленность и загазованность воздушной среды; д) возможность падения с высоты работающего. 4. К опасным производственным факторам относят: а) оборудование, работающее под давлением выше атмо- сферного; б) наличие лазерного и ионизирующих излучений;
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.133.136 (0.011 с.) |