Особенности действия ионизирующего излучения ха- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности действия ионизирующего излучения ха-



рактеризуются:

• действие излучения на организм неощутимо человеком

(у людей нет органов чувств, которые воспринимали бы

ионизирующее излучение);

• ионизирующее излучение может оказывать вредное воз-

действие на здоровье человека (границы между вредом и

пользой радиации пока не установлены, поэтому к лю-

бому ионизирующему излучению следует относиться

как к опасному);

• индивидуальные особенности организма человека про-

являются лишь при небольших дозах радиации (чем мо-

ложе человек, тем выше его чувствительность к облуче-

нию, начиная с возраста 25 лет, человек становится наи-

более устойчивым к облучению);

Поражение людей

радиацией

Проникающая

радиация

Радиоактивное

загрязнение

Безопасность жизнедеятельности

94

• чем больше доза облучения, полученная человеком, тем

выше вероятность появления у него лучевой болезни;

• видимые поражения кожного покрова, недомогание, ха-

рактерное для лучевой болезни, появляются не сразу, а

лишь спустя некоторое время;

• суммирование доз происходит скрытно (со временем до-

зы излучения суммируются, что приводит к лучевым за-

болеваниям).

В результате воздействия радиации нарушается течение

биохимических процессов и обмена веществ в организме че-

ловека. В зависимости от поглощенной дозы и индивидуаль-

ных особенностей организма изменения могут быть обрати-

мыми или необратимыми. При небольшой дозе пораженная

ткань восстанавливает свою функциональную деятельность.

Большая доза при длительном воздействии может вызвать не-

обратимое поражение отдельных органов или всего организ-

ма в целом.

При возникновении ЧС, сопровождающейся ионизи-

рующим излучением, необходимо предпринять все меры,

чтобы полученная доза облучения была как можно меньше

(рис. 3.4).

Рис. 3.4. Способы защиты от радиации

Защита временем подразумевает ограничение времени

пребывания на местности или объектах, пораженных радио-

активным загрязнением (чем короче промежуток времени,

тем меньше полученная доза облучения).

Способы

защиты от радиации

Защита

временем

Защита

экранированием

и поглощением

Защита

расстоянием

Техногенные аварии и катастрофы

95

Под защитой расстоянием понимается эвакуация лю-

дей из мест, где отмечается или ожидается высокий уровень

радиации.

В условиях невозможности проведения эвакуации осу-

ществляется защита экранированием и поглощением. В

этом способе защиты используются убежища, укрытия и сред-

ства индивидуальной защиты.

Оповещение населения о радиоактивном загрязнении

организуется органами ГО ЧС. Сигнал «Радиационная опас-

ность» подается при выявлении начала радиоактивного за-

ражения данного населенного пункта (района) или при уг-

розе радиоактивного заражения в течение ближайшего часа.

Он доводится до населения по местным радио- и телевизион-

ным сетям. Сигнал также может подаваться сиренами. После

уведомления о радиационной опасности населению следует

незамедлительно действовать согласно полученным по сред-

ствам массовой информации рекомендациям.

Электричество

Электрический ток – это процесс упорядоченного дви-

жения заряженных частиц.

В 2004 году только на объектах Росэнерго 144 человека

погибли и 1229 человек пострадали от воздействия электриче-

ского тока.

Для человека опасность представляет как переменный,

так и постоянный ток. Он вызывает судорожное сокращение

мышц, нарушает деятельность дыхательной и сердечно-

сосудистой систем, может привести к полной остановке дыха-

ния и прекращению сердцебиения. После 5–6 минут с момен-

та остановки сердца наступает гибель клеток головного мозга

в результате кислородного голодания. В течение указанного

времени необходимо провести реанимацию с целью восста-

новления работы сердца.

Действие электрического тока может вызвать в организ-

ме человека ряд сложных физиологических и рефлекторных

Безопасность жизнедеятельности

96

изменений: потерю сознания, паралич дыхательного центра,

необратимые изменения в клетках, расстройство нервной сис-

темы. Кроме того, действие электрического тока может вы-

звать ожоги, разложение крови, разрыв тканей.

В бытовых условиях чаще всего используется перемен-

ный электрический ток напряжением 220 вольт, частотой 50

Герц. Вероятность сильного поражения увеличивается в слу-

чае длительного (более 2 секунд) воздействия электрического

тока, прохождения его через головной мозг, сердце, легкие.

Основные причины поражения электрическим током:

• случайное прикосновение к проводам, которые находят-

ся под напряжением;

• эксплуатация неисправного электрооборудования и

электробытовых приборов;

• нарушение требований техники безопасности;

В случае падения на землю электрического провода,

который находится под напряжением, вокруг него образуется

зона растекания электрического тока. Выходить из опасной

зоны необходимо маленькими шажками, практически не от-

рывая ног от земли, или прыгая на одной ноге.

В тех случаях, когда человек оказался под напряжением

и не может самостоятельно освободиться от действия электри-

ческого тока, ему необходимо незамедлительно оказать по-

мощь. В первую очередь следует освободить его от действия

тока путем отключения подачи электричества. Если это не уда-

лось, пострадавшего необходимо оторвать от токоведущих про-

водов или приборов. Делать это необходимо за одежду, если

она сухая. Провод с пострадавшего снимают сухими подруч-

ными средствами: шест, палка, доска. После освобождения по-

страдавшего от действия электрического тока ему необходимо

обеспечить полный покой до прибытия врача, согревание,

приток свежего воздуха. Можно дать понюхать нашатырный

спирт. При необходимости провести искусственное дыхание и

непрямой массаж сердца, быстро доставить его в ближайшее

лечебное учреждение.

Техногенные аварии и катастрофы

97

Правила электробезопасности:

1. Не пользуйтесь неисправными электроприборами.

2. Не занимайтесь ремонтом электрооборудования и при-

боров под напряжением.

3. Прежде чем включить любой новый электроприбор в

сеть, внимательно ознакомьтесь с инструкцией по его

эксплуатации.

4. Проверяйте наличие или отсутствие напряжения с по-

мощью приборов.

5. Прежде чем касаться токоведущих проводов или частей

оборудования, даже если вы убеждены, что электричест-

во отключено, попробуйте сначала прикоснуться к ним

тыльной стороной ладони.

6. Помните, что плохой контакт в электропроводке приво-

дит к ее нагреву, образованию искр и может стать при-

чиной пожара.

7. Пользуйтесь только стандартными предохранителями.

8. Не подходите к торчащим, лежащим на земле, висящим

электропроводам.

9. Нельзя тушить водой горящие электроприборы, которые

находятся под напряжением.

10. Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы.

11. Не подогревайте воду в ванне с помощью электрокипя-

тильника.

12. Не держите в ванной комнате включенными электро-

приборы.

Транспорт

Жизнь современного общества невозможна без транс-

порта. Современные транспортные средства обеспечивают

скорость, комфортабельность, безопасность передвижения.

Наряду с этим они являются причиной возникновения ЧС, в

результате которых травмируются и гибнут люди, поврежда-

ются или уничтожаются транспортные средства и перевози-

мые грузы, наносится ущерб окружающей природной среде.

Безопасность жизнедеятельности

98

Таблица 3.3

Динамика смертельных несчастных случаев

На транспорте в России

Вид Годы

Транспорта 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Автомобиль-

ный

27700 29000 29716 29594 30916 33243 35602 34506 33957

Авиационный 80 37 80 65 361 131 103 50 102

Железнодо-

рожный

2 6 - 3 5 4 3 - 5

Водный 10 4 2 8 - 8 17 20 56

К основным видам транспорта относятся (рис 3.5):

Рис. 3.5. Виды транспорта

Для того чтобы сократить число ЧС на транспорте и их

последствия, необходимо знать и строго соблюдать требова-

ния по эксплуатации транспортных средств, правила дорож-

ного движения, правила поведения пешеходов и пассажиров,

уметь правильно действовать в случае возникновения ЧС на

транспорте.

Автомобильный транспорт

Основным средством для перевозки пассажиров и грузов

на небольшие расстояния (100–200 километров) является ав-

томобильный транспорт. В нашей стране на его долю прихо-

дится более 50% объема всех пассажирских и 75% грузовых

перевозок. В 2003 году автомобильным транспортом было пе-

ревезено около 25 миллиардов пассажиров, что составляет 52%

от общего объема перевозок всеми видами транспорта.

водный

Транспорт

автомобильный железнодорожный авиационный

Техногенные аварии и катастрофы

99

Автомобильный транспорт занимает лидирующее по-

ложение по числу ЧС и количеству человеческих жертв. По

данным ООН, в результате дорожно-транспортных происше-

ствий (ДТП) ежегодно в мире погибает около 1,3 миллиона

человек, становятся инвалидами 8 миллионов человек, эконо-

мические потери составляют в среднем 500 миллиардов дол-

ларов. Автодорожный травматизм занимает третье место в

мире среди причин смертности населения. Каждые сутки в

России происходит более 400 ДТП, в них погибает более 80,

травмируется около 500 человек. Ежегодно на дорогах России

регистрируется более 160 тысяч ДТП, в которых участвуют

транспортные средства: автомобили, мотоциклы, моторолле-

ры, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные ме-

ханизмы. В ДТП ежегодно погибает в среднем 30 тысяч росси-

ян, инвалидами становятся около 200 тысяч человек.

Основное количество ДТП (160 970 происшествий, или

72,1%) зарегистрировано в городах и населенных пунктах. На

автомобильных дорогах вне городов и населенных пунктов

произошло 61 763 ДТП (27,7%), в результате которых смер-

тельные травмы получили 17 из каждых 100 пострадавших.

В России количество погибших в ДТП в 5–10 раз больше,

чем в странах Европы. Социально-экономический ущерб от

ДТП в России огромен, он исчисляется сотнями миллиардов

рублей. ДТП происходят в результате столкновения – 37,9%,

наезда – 37,1%, опрокидывания – 16,1%.

ДТП – это событие, возникшее с участием хотя бы од-

ного находящегося в движении механического транспортно-

го средства, повлекшее за собой гибель или ранение людей,

повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или

иной материальный ущерб.

Участник ДТП – лицо, имеющее к нему непосредствен-

ное отношение: водители, пешеходы, пассажиры, сотрудники

ГИБДД, велосипедисты, дорожные рабочие.

В последние годы в нашей стране отмечен устойчивый

рост количества ДТП, числа погибших и раненых, материаль-

ных потерь (табл. 3.4). Риск оказаться в ДТП, получить травму

или погибнуть имеет довольно высокую степень вероятности.

Безопасность жизнедеятельности

100

Таблица 3.4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.221.110.87 (0.076 с.)