Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Количество ДТП и пострадавших в России

Поиск

Количество Годы

ДТП,

Пострадавших 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Количество

ДТП

160300 15982

3

15759

6

16400

0

18436

5

20426

7

20855

8

22334

2

Погибло 29021 29716 29594 30916 33243 35602 34506 33957

Ранено 183846 182123 179401 187790 215678 243919 251386 274864

Источником повышенной опасности на дорогах являет-

ся совокупность факторов, среди которых на одном из пер-

вых мест стоят автомобили. Это связано с огромным их коли-

чеством, большой скоростью движения и массой, ограничен-

ной маневренностью, наличием "человеческого фактора",

невозможностью мгновенной остановки в случае возникно-

вения опасной ситуации. Если автомобиль движется со ско-

ростью 60 км/час, то после начала торможения он проходит

путь в 15 метров, при скорости 100 км/час тормозной путь уве-

личивается в четыре раза и составляет 60 метров. Чаще всего в

результате ДТП транспортные средства резко останавливаются

после удара или опрокидывания; деформируются, происходит

заклинивание дверей, нередки пожары, взрывы, выбросы опас-

ных веществ. Транспортное средство с людьми может оказаться

в воде, в лавине, селевом потоке и т.д.

Основные причины ДТП (табл. 3.5): незнание или на-

рушение правил дорожного движения; превышение скорости

движения; вождение транспортного средства в нетрезвом со-

стоянии, неисправность транспортного средства, плохое со-

стояние дороги, переход проезжей части дороги в неустанов-

ленном месте, наезд на пешехода, неумение ориентироваться

в сложной дорожной обстановке, неблагоприятные погодные

условия: туман, гололед, дождь, снегопад.

Техногенные аварии и катастрофы

101

Таблица 3.5

Доля происшествий в результате ДТП, 2005 год

Наезды на пешеходов 41,3%

Столкновения транспортных средств 30,6%

Нарушение ПДД водителями 80,9%

Плохие дорожные условия 23,9%

Если попали в автомобильную аварию:

• Сохраняйте самообладание в любой ситуации.

• Пассажиры должны быстро сгруппироваться, лечь на

пол или на сидение, защитить голову руками, накрыть

детей своим телом, напрячь мышцы.

• Покиньте автомобиль только после полной его остановки.

• После аварии быстро оцените обстановку, положение

транспортного средства, наличие факторов опасности.

• Определите степень травмирования и состояние всех

участников ДТП.

• Постарайтесь самостоятельно выбраться из автомобиля

и помочь всем пострадавшим покинуть автомобиль. В

случае невозможности это сделать успокойтесь, не де-

лайте резких движений, примите оптимальную позу, по-

зовите на помощь, ждите спасателей.

• Покиньте автомобиль через двери, окна, люки.

• Отойдите на безопасное расстояние от места аварии.

• Вызовите сотрудников ГИБДД, спасателей, пожарных,

медиков. Окажите помощь пострадавшим.

• При возникновении пожара постарайтесь погасить огонь

подручными средствами или вызвать специалистов.

• Сохраните все следы аварии до прибытия сотрудников

ГИБДД.

• При падении автомобиля в воду постарайтесь его поки-

нуть, двери можно открыть после полного погружения

автомобиля под воду.

• Если Вас сбивает автомобиль и избежать этого уже нель-

зя, то необходимо прыгнуть на его капот или лобовое

стекло и защитить голову руками.

Безопасность жизнедеятельности

102

Наземный транспорт

Миллионы людей пользуются услугами городского на-

земного транспорта: трамваями, троллейбусами, автобусами,

маршрутными такси. Нередко городской наземный транспорт

становится причиной возникновения ЧС. Это приводит к

травмированию и гибели людей, уничтожению материальных

ценностей.

Основные требования безопасности на наземном

транспорте: ожидайте общественный транспорт только на ос-

тановках, при отсутствии специальных площадок на тротуаре

или обочине дороги рядом с указателем остановки; входите

или выходите из транспортного средства только после его пол-

ной остановки; при движении не высовывайтесь из окон и лю-

ков; нельзя перевозить легковоспламеняющиеся жидкости,

взрывоопасные предметы, колющие и режущие инструменты.

ЧС на наземном транспорте имеют свои специфические

особенности, которые связаны со скоплением большого коли-

чества людей в замкнутом пространстве салона или вагона,

высокой скоростью движения транспортного средства, воз-

никновением неожиданных ситуаций на дорогах, резким

торможением, ДТП.

Железнодорожный транспорт

В транспортной системе России лидирующую позицию

по количеству перевозимых грузов и пассажиров занимает

железнодорожный транспорт.

Железнодорожный транспорт является потенциальным

источником возникновения ЧС с большим числом пострадав-

ших, значительным материальным ущербом, наступлением

неблагоприятных экологических и санитарно-гигиенических

последствий.

Основные причины ЧС на железнодорожном транс-

порте: сход подвижного состава с рельсов (крушение) в резуль-

тате столкновений, нарушения целостности путей, обрушения

мостов; пожары, взрывы, утечки ядовитых грузов; наезд поездов

на автомобили, гужевой транспорт и т.д.; воздействие неблаго-

приятных погодных условий и стихийных бедствий.

Техногенные аварии и катастрофы

103

На железнодорожном транспорте за 2004 год произошло

11 ЧС, погибли 5 и пострадал 1 человек.

Железнодорожный транспорт представляет собой угро-

зу не только для пассажиров, работников железной дороги, но

и для населения, проживающего в непосредственной близости

от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это свя-

зано с перевозками по железной дороге большого количества

легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и ра-

диационных материалов. Большое количество опасных грузов

скапливается на станциях.

Зоной повышенной опасности является железнодорож-

ный путь, особенно в местах пересечения железной дороги с

автодорогой или улицей. Такое пересечение устраивается в

местах хорошей видимости. Приближающийся поезд должен

быть виден на менее чем за 400 метров. Переезд должен быть

оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом, в

последнее время дополнительно устанавливаются поднимаю-

щиеся мостки.

Переходить железнодорожные пути необходимо только

в установленных местах. Перед началом перехода через же-

лезнодорожные пути необходимо убедиться в отсутствии

движущегося поезда. Стоящие вагоны и локомотивы обходить

на расстоянии не менее пяти метров от них.

Контактная подвеска над вагонами находится под на-

пряжением 27,5 тысячи вольт. Напряжение контактного про-

вода настолько велико, что на расстоянии двух метров образу-

ется электрическая дуга, которая поражает человека.

В случае обрыва и падения на вагон или землю контакт-

ного провода необходимо оставаться в вагоне. Можно спрыг-

нуть на землю одновременно на обе ноги и отойти от вагона

на безопасное расстояние мелкими шажками или прыжками.

Нельзя подходить к лежащему на земле проводу на расстоя-

ние ближе 10 метров.

Чрезвычайную опасность на железнодорожном транс-

порте представляют пожары. Наибольшая опасность связана с

пожарами в пассажирских вагонах. Причиной возгорания чаще

Безопасность жизнедеятельности

104

всего становится неосторожное обращение пассажиров с огнем,

неисправность электрооборудования, нарушение требований

противопожарной безопасности. Скорость распространения

огня в коридоре вагона составляет 5 м/мин, в купе – 2,5 м/мин.

В течение 15–20 минут после начала пожара весь вагон охваты-

вает пламя. Температура горения достигает 950 °С. Поражаю-

щими факторами во время пожара в пассажирском поезде яв-

ляются: дым, открытый огонь, высокая температура, отрав-

ляющие вещества, возникающие в процессе горения.

В случае возникновения пожара необходимо сообщить

об этом проводнику или начальнику состава. До прибытия

специалистов необходимо организовать тушение пожара с

помощью огнетушителей. В случае невозможности потушить

огонь необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана,

предупредить всех о пожаре и незамедлительно покинуть ва-

гон через двери, люки, окна или перейти в соседний вагон.

Нельзя останавливать поезд стоп-краном на мосту, в

Тоннеле, на акведуке.

В этих местах эвакуация пассажиров и тушение пожара

будут затруднены. Если поезд приходится покидать во время

его движения, опуститесь на самую нижнюю ступеньку, убе-

дитесь в отсутствии препятствий, прыгайте по ходу движе-

ния состава.

Меры безопасности на железной дороге:

• Нельзя ___________ходить по железнодорожному пути.

• Во время движения поезда нельзя находиться на насыпи

железной дороги.

• Нельзя переходить железнодорожный путь перед близко

идущим составом.

• Опасно переходить железнодорожный переезд при

опущенном шлагбауме, включенной звуковой и свето-

вой сигнализации.

• Нельзя передвигаться в зоне расположения стрелочных

переводов (стрелок). В случае автоматического перевода

стрелок нога может быть зажата между ними.

Техногенные аварии и катастрофы

105

• Нельзя подниматься на опоры контактных электриче-

ских сетей, прикасаться к металлическим шинам (спус-

кам), идущим от опоры к рельсам.

• В пассажирском составе наиболее безопасными являются

вагоны, которые находятся в середине состава.

• На перроне нельзя находиться на краю платформы,

прыгать с платформы на железнодорожные пути.

• Заходить в вагон и выходить из него можно только на

станциях, со стороны перрона или посадочной плат-

формы, после полной остановки поезда.

• Нельзя прислоняться во время движения поезда к дверям

вагона или открывать их.

• Нельзя высовываться из окон или дверей при движении

поезда.

• Запрещается ездить на крыше вагона, на подножках, пе-

реходных площадках, в грузовом вагоне.

Метрополитен

Метро – вид железнодорожного транспорта, большая,

сложная, техническая система, в которой возникают ЧС с

травмированием и гибелью людей.

Повышенную опасность для пассажиров метро пред-

ставляет эскалатор.

Самой частой и чрезвычайно опасной ситуацией на эска-

латоре является падение людей вниз по лестнице. Это может

случиться в результате неожиданной остановки эскалатора или

падения тяжелого предмета. Внизу у места cхода эскалатора

быстро образуется давка, травмируются и погибают люди.

ЧС может произойти на платформе. Находясь на плат-

форме, человек может упасть на железнодорожные пути, по-

пасть в пространство между вагонами.

Если пассажир упал между вагонами стоящего поезда, на-

ходящиеся рядом люди должны подать сигнал машинисту кру-

говыми движениями руки над головой, заблокировать входную

дверь любым предметом, сообщить о случившемся дежурному

по станции.

Безопасность жизнедеятельности

106

Если в отъезжающем поезде остались ваши вещи, запом-

ните, в каком по счету вагоне состава это произошло, запом-

ните номер поезда, который написан на лобовом стекле по-

следнего вагона, сообщите об этом дежурному по станции.

Информация будет передана машинисту поезда и дежурному

следующей станции.

Если поезд остановился в тоннеле, необходимо соблюдать

спокойствие и строго выполнять все указания машиниста по

громкоговорящей связи. Если в вагоне станет душно, тяжело

дышать, пассажиры начнут терять сознание – разбейте окна.

Возможно, вам придется идти до ближайшей станции пешком.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.99.18 (0.012 с.)