![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль 2. Личность в сфере правоохранительной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Модуль 2. Личность в сфере правоохранительной деятельности Психологическая структура личности Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности. В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни. Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром. В качестве примера типологического подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента. Структура личности по Платонову. Наибольший интерес для изучающих юридическую психологию может представлять близкая к приведенным выше взглядам концепция К.К. Платонова, названная им динамической структурой личности, в виде ее четырех составных компонентов или подструктур. Подструктура направленности. Она представлена совокупностью наиболее устойчивых и социально значимых качеств личности субъекта: мировоззрения, идейных убеждений, нравственных принципов, ценностных ориентаций, интересов, идеалов. Подструктура опыта. Данная подструктура включает в себя знания, навыки, умения, привычки. Она также в значительной мере формируется под воздействием социальных факторов, хотя и не без влияния некоторых биологически обусловленных свойств: способности к быстрому запоминанию, определенных физических данных, лежащих в основе формирования двигательных навыков, и т.п. Подструктура психических форм отражения. Она объединяет индивидуальные особенности психических познавательных процессов (психических функций): ощущений, восприятия, памяти, мышления. Подструктура темперамента и других биологически обусловленных свойств. Она определяется половыми, возрастными, конституционально-биохимическими, наследственно обусловленными факторами, особенностями нервной системы индивида и зависит от физиологических, нейродинамических, морфологических особенностей мозга.
Тема 3. Психологические (познавательные) процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности 1. Ощущение: понятие, свойства, виды; учет закономерностей ощущений в профессиональной деятельности юриста. 2. Восприятие: понятие, свойства, виды; учет закономерностей восприятия в профессиональной деятельности юриста. 3. Память: понятие, виды. Закономерности памяти и их проявление в профессиональной деятельности юриста. 4. Мышление: понятие, его виды и роль в познавательной деятельности юриста. Способы активации мыслительной деятельности юриста. 5. Воображение и его значение в деятельности юриста. 6. Внимание: понятие, его виды и свойства; роль внимания в деятельности юриста. Тема 5. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности 1. Свойства темперамента и их влияние на поведение человека. 2. Характер, его свойства и черты. 3. Акцентуации характера и их криминологическое значение. 4. Воля в структуре характера личности. 5. Направленность, мотивационная сфера в структуре личности субъектов уголовного, гражданского, административного судопроизводства.
Судебно-психологическая экспертиза при расследовании преступлений, совершенных группой лиц. Вопросы, исследуемые с помощью судебно-психологической экспертизы при расследовании преступлений, совершенных группой лиц. Обычно СПЭ для решения подобного рода вопросов назначается, когда необходимо дифференцировать статус в преступной группе, роль каждого обвиняемого в содеянном, исследовать специфику внутригрупповых отношений лиц, входящих в организованную преступную группу (преступное сообщество). Например, при назначении СПЭ в подобных случаях могут быть поставлены следующие вопросы — Какие для обвиняемого с учетом особенностей его личности являются наиболее предпочтимыми социальные роли, ролевые позиции в межличностных отношениях, в групповых формах поведения, социально-ролевые функции, которые он мог (указываются обстоятельства) выполнять?
Первый опыт исследования подобного рода вопросов в форме письменной консультации специалиста психолога, которую проводил по уголовному делу доктор психологических наук М.М. Коченов, относится к 1970 г — Мог ли он по своим индивидуально-психологическим, характерологическим особенностям личности быть в числе лидеров группы? — Какие психологические мотивы могли повлиять на его участие в групповых формах преступного поведения? При выявлении в поведении или в структуре личности обвиняемого негативных признаков вследствие пребывания его в преступной группе (секте), особенно в случаях, когда у него замечены явно аномальные (патологические) поведенческие реакции, целесообразно проводить, как это рекомендует И.А. Кудрявцев, комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу (КСППЭ) для решения следующих вопросов — Какое воздействие оказало пребывание обвиняемого в составе группы (секты) на его психику, сознание, интеллектуальную сферу, индивидуально-психологические особенности личности? — Не привело ли воздействие группы к каким-либо психическим расстройствам, к формированию или патологическому заострению у него личностных аномалий, оказавших существенное влияние на его поведение в ситуации (указывается содержание ситуации)? Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам, возбужденным в отношении несовершеннолетних. Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой по уголовным делам, возбужденным в отношении несовершеннолетних. Уже сам по себе перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам данной категории (ст 421 УПК), а также содержание ч 3 ст. 20 УК указывают на то, какие вопросы должны быть исследованы в обязательном порядке. Ответы на большинство из них просто невозможно получить без проведения СПЭ либо КСППЭ. Вот некоторые из этих вопросов, которые, как нам представляется, должны быть вынесены на разрешение экспертов. — Какими индивидуально-психологическими особенностями характеризуется личность несовершеннолетнего обвиняемого, его познавательная, эмоционально-волевая, мотивационная сфера, его сознание? Каков уровень его психического развития? — Могли ли его индивидуально-психологические особенности (в необходимых случаях они указываются) оказать существенное влияние на совершение им противоправных действий? — Имеются ли у несовершеннолетнего правонарушителя отставание в психическом развитии или иные аномалии психического развития, если имеются, в чем они выражаются, каковы их причины и какое влияние они могли оказать на его поведение в исследуемой ситуации. — Мог ли он с учетом уровня своего психического развития, отставания в нем в полной мере осознавать в конкретной ситуации фактический характер общественную опасность своих действий и руководить ими. Если речь идет о расследовании изнасилования, совершенного несовершеннолетним обвиняемым, то приведенный выше вопрос следует несколько конкретизировать применительно к данному виду преступного посягательства, тем более, если потерпевшей оказалась также несовершеннолетняя. — С учетом особенностей психического развития несовершеннолетнего, его возрастных, индивидуально-психологических особенностей, содержания ситуации сексуального посягательства, мог ли он полностью осознавать фактический характер, общественную опасность своих действий и в полной мере руководить ими.
— Учитывая особенности психического развития обвиняемого, индивидуально-психологические особенности его личности, мотивационной сферы, интеллекта, можно ли прийти к выводу о том, что он правильно воспринимал (понимал) поведение потерпевшей, ее мотивы, подлинные намерения в качестве согласия (либо несогласия) на вступление с ним в интимные отношения. — Не страдал ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния каким-либо психическим расстройством (хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики)' Ответ на данный вопрос побуждает назначить комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу для определения медицинского критерия невменяемости (см. ч. 1 ст. 21 УК), а также выявить наличие психических расстройств, не исключающих вменяемости (ст. 22 УК). Если несовершеннолетней оказалась также и потерпевшая, которая подверглась сексуальному посягательству, то в ходе расследования преступления необходимо и в отношении нее провести СПЭ. Такой подход допустим, когда в ходе следствия выявляются признаки «способствующего поведения» потерпевшей, по существу сыгравшего провоцирующую роль В результате этого обе стороны могли неправильно воспринимать, интерпретировать и оценивать смысловое содержание поведения друг друга В подобных случаях рекомендуется проведение так называемой двусторонней экспертизы с использованием соответствующих методик исследования личности как обвиняемого, так и потерпевшей (Л.П. Конышева, М.М. Коченов, О.Д. Ситковская). Как пишет в этой связи М.М. Коченов, предмет такой судебно-психологической экспертизы «имеет существенную особенность способность понимать психическое состояние другого человека реализуется не только рациональным, логическим путем, но и в значительной степени за счет выработанной жизненным опытом интуиции и таких психических явлений, как эмпатия, эмоциональная синтонность и т.п». Поэтому объектом экспертизы являются не только психические познавательные процессы, но и сама ситуация, повлиявшая на эти процессы, в которой оказались потерпевшая и обвиняемый. В подобных случаях перед СПЭ могут быть поставлены следующие вопросы — Имеются ли у потерпевшей какие-либо индивидуально-психологические особенности личности, которые могли существенно воспрепятствовать пониманию ею характера и значения совершаемых с нею противоправных действий либо оказанию сопротивления обвиняемому'
Или — С учетом индивидуально-психологических особенностей возраста потерпевшей, ее умственного развития, психического состояния в момент нападения на нее могла ли она правильно понимать подлинный характер, смысловое содержание и значение совершаемых с нею действий, предвидеть возможные последствия своего поведения и поведения обвиняемого — Оценивала ли потерпевшая создавшуюся ситуацию (обстановку) как безвыходную — Могли ли оказывать какое-либо негативное влияние на произвольность поведения потерпевшей те или иные особенности ее личности, психическое состояние — Способна ли была она руководить своими действиями, выразить свою волю в момент нападения на нее обвиняемого Если несовершеннолетний правонарушитель участвовал в групповом преступлении, в том числе сексуального характера, и по материалам дела видно, что на него не могла не оказывать влияние группа, т.е. имел место феномен групповой зависимости обвиняемого, перед экспертом-психологом целесообразно поставить вопрос: — Учитывая возрастные, индивидуально-психологические особенности личности правонарушителя, какое влияние на него могли оказать члены преступной группы, находился ли он от них в психологической зависимости? Перечисляя различные варианты вопросов перед СПЭ относительно индивидуально-психологических особенностей личности несовершеннолетнего правонарушителя, нельзя не отметить, что на практике иногда все еще встречаются случаи, когда некоторыми следователями (судами) перед экспертом-психологом ставится вопрос о том, соответствовал ли (либо не соответствовал) уровень психического (возрастного) развития подростка, его «психологический возраст» паспортному (календарному) возрасту (или возрасту, с которого наступает уголовная ответственность, т.е. к 14, 16 годам). Считается, что вопрос в такой постановке с научной точки зрения некорректен, поскольку «понятие «психологический возраст», эквивалентное «периоду возрастного развития», принципиально не равноценно календарному паспортному возрасту, существенно шире его границ». Более того, в настоящее время в психологической науке нет еще достаточно надежных и четких критериев сопоставления отдельных показателей «психологического возраста»2. Судебно-психологическая экспертиза при расследовании преступлений против безопасности движения, эксплуатации транспорта и других объектов повышенной опасности. Вопросы, выносимые на разрешение судебно-психологической экспертизы при расследовании преступлений против безопасности движения, эксплуатации транспорта и других объектов повышенной опасности. При рассмотрении данной группы вопросов нельзя обойти вниманием ч. 2 ст. 28 УК, в значительной степени наполненной психологическим содержанием, оценка которого следователем (судом) приобретает особую юридически значимую актуальность при расследовании (рассмотрении судами) целого ряда преступлений техногенного характера, прежде всего преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и т.п.), неосторожных нарушений правил по технике безопасности и других тяжких по своим последствиям происшествий в так называемых человеко-машинных системах, когда субъект (оператор) не сумел должным образом справиться со своими обязанностями.
Подобные происшествия, как показывает практика, нередко происходят из-за того, что психофизиологические качества человека оказываются несоответствующими нервно-психическим перегрузкам, требованиям возникшей ситуации, которая для него оказывается с учетом его индивидуально-психологических особенностей экстремальной (см. ст. 263, 264 УК, а также составы некоторых преступлений против военной службы, например, предусмотренные ст. 350—352 УК, и некоторые другие преступления). Аналогичные причины психологического характера могут приводить к правонарушениям на транспорте, в области дорожного движения, за которые предусмотрена не только уголовная, но и административная ответственность (см. целый ряд составе в правонарушений, включенных в гл. 11 и 12 КоАП). В связи с высказанными выше соображениями следует согласиться с мнением О.Д. Ситковской и других авторов относительно того, что решение о «способности оператора осознавать значение своих действий и руководить ими в экстремальной ситуации (когда поведение его было неадекватно обстановке и привело к тяжким последствиям) должно быть отнесено к предмету обязательной психологической экспертизы»[39]. Уместно вспомнить, по существу, аналогичную мысль, высказанную еще в 1929 г. А.Е. Брусиловским, горько сетовавшим на то, что «ни психолог, ни психотехник не заглядывают в суд, когда там разбираются дела о железнодорожных катастрофах», несмотря на то, что эти происшествия, по его глубокому убеждению, часто вызывались «чисто психологическими причинами» и поэтому требовали изучения психологом «обстановки работы и личности самого работника»[40]. Какие же вопросы по делам данной категории можно рекомендовать выносить на разрешение СПЭ, поручая ее проведение специалистам в области инженерной психологии? Вот некоторые из них: — Каким образом' индивидуально-психологические особенности личности обвиняемого, его психическое состояние в момент происшествия могли оказать влияние на восприятие, оценку им сложившейся ситуации, принятие решения и его реализацию? — С точки зрения индивидуально-психологических особенностей личности обвиняемого, его психофизиологических качеств, являлись ли для него обстоятельства, составляющие содержание дела (указываются конкретно), экстремальными? — Мог ли субъект, совершивший аварию, с учетом своих индивидуально-психологических особенностей личности правильно понимать, в полной мере осознавать характер внезапно возникшей для него ситуации как аварийной и свои возможности по ее предотвращению? — Соответствуют ли психофизиологические качества испытуемого, уровень сформированности у него профессионально-психологических навыков, внимания, перцептивных способностей характеру нервно-психических перегрузок в сложившейся аварийной ситуации? — Каким образом обстановка происшествия, психическое состояние обвиняемого в это время могли повлиять на восприятие им тех или иных обстоятельств, имеющих значение для дела? — Имеются ли у обвиняемого какие-либо недостатки перцептивной, мыслительной деятельности, которые существенно затрудняли или сделали невозможной полноценную реализацию им своих профессиональных навыков в сложившейся экстремальной обстановке? И далее: — Находился ли субъект в момент совершения инкриминируемых ему действий в таком психическом состоянии, которое могло вызвать у него существенное снижение качества выполнения профессиональных функций, возможности совершить действия по предотвращению аварийной ситуации? — С учетом способности субъекта к установлению причинно-следственных связей, общего уровня своего интеллектуального развития могли он предвидеть наступление опасных последствий, своевременно принять правильное решение в сложившейся обстановке и реализовать его?1 Некоторую специфику имеют уголовные дела, а также аналогичного характера дела об административных правонарушениях в области дорожного движения, эксплуатации различных видов транспортных средств, а также всевозможных технических объектов повышенной опасности, когда возникают или могут возникнуть ситуации, сопряженные с профессиональным риском. В подобных случаях рекомендуется постановка следующих вопросов: — С учетом индивидуально-психологических особенностей личности (обвиняемого) и ситуации, в которой произошла авария (катастрофа), какова цель рискованного поведения? — С точки зрения интеллектуальных, характерологических особенностей обвиняемого был ли он способен к осмыслению возникшей ситуации, возможностей ее развития и ожидаемых последствий? — Учитывая динамику развития сложившейся ситуации, мог ли испытуемый правильно и адекватно (самокритично) оценить собственные возможности для ее разрешения, способен ли он был прогнозировать последствия принятого решения и своих действий? — С учетом особенностей личности и психической деятельности (включая устойчивость и распределение внимания, быстроту реакции и пр.) имелась ли у него возможность избежать установленной технической экспертизой грубой ошибки в оценке им ситуации, ее прогнозе и принять решение о наиболее правильном поведении? Помимо этих общих вопросов могут быть поставлены и более частные: о времени реакции водителя, особенностях его внимания, восприятия, координации движений, например: — Каково время реакции у испытуемого, соответствует ли оно требованиям, предъявляемым его профессиональной деятельностью? Таким образом, с помощью СПЭ проводится исследование индивидуальных психологических составляющих поведения оператора в экстремальной обстановке, в условиях нервно-психических перегрузок, и с учетом его психофизиологических качеств, психического состояния оценивается, мог ли он с психологической точки зрения предотвратить аварию (катастрофу), в том числе и в ситуации профессионального риска. Оценивая ответы эксперта-психолога на все эти приведенные выше вопросы, необходимо помнить о том, чтобы принцип объективного вменения, игнорирующий субъективные возможности человека-оператора, не возобладал при решении вопроса о виновности конкретного лица, совершившего аварию. Особенно следует обращать внимание на это при оценке действий того или иного участника ДТП, когда, к сожалению, используются некие усреднённые данные, например, о времени реакции оператора в экстремальных ситуациях по так называемому среднему водителю, что нередко встречается при проведении судебной дорожно-транспортной экспертизы (О.Д. Ситковская). Судебно-психологическая экспертиза относительно психических, эмоциональных состояний участников уголовного (административного) судопроизводства. Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой относительно психических, эмоциональных состояний участников уголовного (административного) судопроизводства. Как показывает анализ практики использования СПЭ в уголовном судопроизводстве, наиболее распространенными вопросами, которые ставятся перед экспертами-психологами при исследовании различных эмоциональных, психических состояний, являются следующие. — С учетом индивидуально-психологических особенностей личности находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения противоправных действий (указать каких) в состоянии аффекта или в каком-либо ином эмоционально напряженном состоянии, какое влияние оно могло оказать на осознание им своих действий и способность руководить ими? — Что послужило причиной возникновения у него аффекта (иного эмоционально напряженного состояния)? Если в материалах дела имеются признаки, указывающие на то, что ситуация, в которой оказался обвиняемый (потерпевший), вызывала у него тяжелые переживания, нравственные, психические страдания и т. п., перед СПЭ могут быть поставлены вопросы: — Являлась ли для него с психологической точки зрения ситуация (указываются конкретные обстоятельства), в которой он оказался, психотравмирующей? Какое влияние она могла оказать на его эмоциональное состояние, сознание, поведение, способность руководить своими действиями и контролировать их? — Имеются ли у подэкспертного лица какие-либо индивидуально-психологические особенности личности, которые могли оказать существенное влияние на глубину, интенсивность его переживаний в связи с действиями и высказываниями противоположной стороны? — В какой мере действия и высказывания оскорбительного характера могли отразиться на психическом состоянии и деятельности подэкспертного, не могли ли эти действия и высказывания вызвать у потерпевшего нравственные, психические страдании, имеется ли причинная связь между этими действиями и пережитыми страданиями? При необходимости установить иные состояния психического, эмоционального возбуждения, напряжения в виде стресса, фрустрации и т.п. у обвиняемого (потерпевшего), влияние этих состояний на его поведение перед экспертом-психологом можно поставить следующие вопросы: — Находился ли обвиняемый в период, предшествовавший совершению действий (указать каких), в состоянии повышенного эмоционального возбуждения, психического напряжения, эмоциональной неустойчивости, оказавших существенное влияние на его сознание, волеизъявление и поведение. — Существует ли причинная связь между психическим, эмоциональным состоянием, в котором находился испытуемый в период, предшествовавший совершению действий (указать каких), и его состоянием в момент совершения им противоправных действий? При доказывании факта невиновного причинения вреда подозреваемым (в том числе и тогда, когда проверяется версия о необходимой обороне) перед экспертом-психологом может быть поставлен вопрос. — С учетом эмоционального состояния, индивидуально-психологических особенностей личности подозреваемого мог ли он точно соотнести свои оборонительные действия с экстремальными условиями ситуации, в которой оказался? Если в деле имеются данные о некоторых психических аномалиях личности непатологического характера (неврозы, неврастения и т п.), в ходе проведения СПЭ исследуется влияние этих психических аномалий на состояние, сознание, поведение, формы эмоционального реагирования субъекта в конфликтных ситуациях. При расследовании изнасилований, а также иных насильственных действий, в том числе сексуального характера, в ходе проверки версии о том, не находилась ли потерпевшая в психически беспомощном состоянии (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132, п. «з» ч. 1 ст. 63 УК), на разрешение СПЭ могут быть поставлены следующие вопросы. — Какое было психическое состояние потерпевшей в ситуации, составляющей содержание уголовного дела? — Могло ли психическое состояние потерпевшей препятствовать пониманию характера и значения совершаемых с нею действий, оказанию ею сопротивления обвиняемому? — С учетом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей, психического развития личности потерпевшей могла ли она осознавать характер, значение совершаемых с нею действий и оказывать сопротивление? Результаты проведенной экспертизы могут быть использованы следователем (судом) в совокупности с другими доказательствами по делу при окончательном решении вопроса о том, не находилась ли потерпевшая в беспомощном состоянии. Основная задача судебно-психологической экспертизы в подобных случаях состоит в том, чтобы предоставить правоохранительным органам психологическую характеристику и оценку психического состояния, психологических возможностей потерпевшей, но ни в коем случае не решать за них правовые вопросы. Особые трудности при расследовании изнасилований возникают, когда потерпевшая в результате сильных аффективно окрашенных потрясений, связанных с насилием, нередко принимающих форму аффекта страха, не может оказать сопротивления и в последующем кончает жизнь самоубийством. А подозреваемый, зная об этом, отрицает сам факт насилия, утверждая, что самоубийство никакого отношения не имеет к «добровольно» совершенному половому акту. В подобных ситуациях важное значение приобретает изучение с помощью СПЭ (КСППЭ) индивидуально-психологических (характерологических) особенностей личности потерпевшей, ее психического состояния во время, после насилия, а также перед самоубийством, определение того, насколько ее психическое состояние предрасполагало к самоубийству и в какой мере оно явилось результатом насильственных действий подозреваемого. Следует иметь в виду, что при определенных индивидуально-психологических особенностях потерпевшей, ее возраста, воспитания, ценностных ориентации акт насилия нередко вызывает состояние глубокой депрессии, заторможенности, подавление психики. Острые эмоциональные переживания, осознание непоправимости происшедшего и субъективно связанных с этим морально-этических последствий, крушение ценностных ориентации, жизненно важных планов и надежд, определенная суженность сознания могут свидетельствовать о том, что состояние стресса (фрустрации) достигло у нее своего наивысшего разрушительного уровня. Выявление причинных связей между актом насилия и совершенным самоубийством потерпевшей путем установления у нее с помощью экспертизы состояния психического напряжения, обусловленного актом насилия, является важной задачей, стоящей перед следователем (судом). В подобных ситуациях факт самоубийства потерпевшей в силу ее необычного психического состояния, возникшего в результате насилия, косвенно может подтверждать это насилие (разумеется, в совокупности с другими доказательствами). Поэтому в подобных случаях перед СПЭ (КСППЭ) ставятся следующие вопросы: — С учетом индивидуально-психологических, возрастных особенностей потерпевшей находилась ли она после изнасилования в эмоционально напряженном состоянии, предрасполагающем к самоубийству? — Если потерпевшая находилась в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству, чем оно могло быть вызвано? Аналогичный вопрос может быть поставлен и при расследовании других суицидных поступков. Так, например, И.А. Кудрявцев рекомендует в случаях, когда субъект обвиняется в доведении до самоубийства (ст. 110 УК), перед экспертами ставить следующие вопросы — В каком психическом состоянии находилось лицо, покончившее жизнь самоубийством? Какую роль в развитии этого состояния и реализации суицидального поведения сыграли противоправные действия (указываются какие) подозреваемого? — Имеется ли причинная связь психологического характера между неправомерными действиями обвиняемого и суицидальным поведением потерпевшего? [1] Собчак Л. Н. Введение в психологию индивидуальности Теория и практика психодиагностики М,1997 С 21. [2] См: Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции Конспект лекций. М., 1971. [3] См. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М. 1979. С. 22, 96.
[4] Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980 С 21—22. [5] Хорни К Невротическая личность нашего времени М, 1993 С 34—35,37,45. [6] Фрейд 3 Введение в психоанализ Лекции М, 1991. С. 250—252.
[7] См. Хорни К. Указ. соч. С. 33,39—40. [8] См. Собчак Л Н Стандартизированный многофакторныи метод исследования личности М, 1990. С. 44. [9] См Рейковский Я. Указ. соч. С. 100. [10] Хорни К Указ. соч. С. 37. [11] См. Мельников В. М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. С. 38, Березин Ф.Б, Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности М.1994 С 72—79. [12] См. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность В 2т. М., 1986 Т I С 247. [13] См. Ниенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976. С 7—8. [14] Подробнее см: Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982. [15] См. там же. С 27. [16] См. Ушаков Г.К Пограничные нервно-психические расстройства 2-еизд. М., 1987. [17] См. Китаев-Смык Л А. Психология стресса М, 1983. С. 13. [18] Коченов М.М. Введение в судебно психологическую экспертизу. М.1980. С 98. [19] Конышева Л.П. Указ соч С 58 См также Конышева Л П О психологических критериях психически беспомощного состояния / / Актуальные проблемы сферы психоло гии и права Материалы конференции Калуга, 1998 С 90—92, Ситковская О Д, Конышева Л П, Коченов М М Новые направления судебно-психологической экспертизы М, 2000 С. 99—108. [20] Ситковская О. Д. Психологический комментарий к Уголовному кодексу РФ М, 2001. С 87. [21] См. например, Новицкий И.Б. Сделки. Исковая давность М 1954. С. 103, Сахнова Т. В Основы судебно психологической экспертизы по гражданским делам М, 1997 С. 52—55.
[22] См. Китаев-Смык Л. А.Указ. соч. С 208. [23] Ситковская О. Д., Конышева Л. П. Коченов М. М. Ука.з соч. С. 60. [24] Зеленова М.Е., Лазебная Е.О., Тарабрина Н.В. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у участников войны в Афганистане / / Психол. журнал. 1997. № 2. С 34—48. [25] См.: Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психол. журнал. 1992. Т. 13. № 2. С. 14—29; Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О., Зеленова М.Е. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у ликвидаторов последствий на Ч АЭС / / Психол. журнал. 1994. Т 15. № 5 С 67—77; Каменев И.О. Психологическая диагностика постстрессовых состояний у сотрудников органов внутренних дел. М., 1997, он же: Посттравматические стрессовые состояния у сотрудников правоохранительных органов // Энциклопедия по юридической психологии. М., 2003. С. 376. [26] См.: Гессен М., Перевозкина М. PTSD — плата за войну. Посттравматическое стрессовое расстройство // Итоги.1996.№11.С29.
[27] Ситковская О. Д. и др. Новые направлений судебно психологической экспертизы. М, 2000. С 51.
[28] Ситковская О. Д. Аффект криминально психологическое исследование М, 2001. С 30.
[29] Коченов М.М. Введение в судебно психологическую экспертизу. М, 1980. С 88— 89.
[30] См. Кудрявцев И. А Сафуанов Ф.С, Голев А С Нарушения поведения лиц в состоянии алкогольного опьянения психологические механизмы и правовые аспекты про филактики / / Психол журнал. 1986 Т. 7. №6. С. 75—85.
[31] См. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. СПб. 1995. С. 188. [32] Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. С. 423. [33] См. там же. [34] Российская газета. 1995. 8февр.
[35] Там же. [36] Рубинштейн С..Л. Основы общей психологии. Т. II С. 188.
[37] Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972. С 16.
[38] Здесь и далее конструкция предлагаемых вопросов с небольшими поправками может быть использована и в ходе производства по делам об административных правонарушениях, когда возникнет необходимость в более глубоком изучении личности виновного, а также причин психологического характера совершенного им деяния
[39] Ситковская О.Д.- Психологический комментарий к Уголовному кодексу РФ. М., 1999. С. 47; Ситковская О.Д., Конышева Л.П.. Коченов ММ. Указ. соч. С. 61. Подобные взгляды изложены и Т.В. Сахновой в ее работах: Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам М, 1997 С. 86—87; Судебная экспертиза М., 2000 С. 313. [40] Брусиловский А.Е. Судебно-психологическая экспертиза, ее предмет, методика и пределы. Харьков, 1929. Цит. по: Юридическая психология. Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е В Романова. М., 2000. С. 174.
Модуль 2. Личность в сфере правоохранительной деятельности
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.133.1 (0.016 с.) |