Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль 2. Личность в сфере правоохранительной деятельности↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Модуль 2. Личность в сфере правоохранительной деятельности Психологическая структура личности Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности. В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни. Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром. В качестве примера типологического подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента. Структура личности по Платонову. Наибольший интерес для изучающих юридическую психологию может представлять близкая к приведенным выше взглядам концепция К.К. Платонова, названная им динамической структурой личности, в виде ее четырех составных компонентов или подструктур. Подструктура направленности. Она представлена совокупностью наиболее устойчивых и социально значимых качеств личности субъекта: мировоззрения, идейных убеждений, нравственных принципов, ценностных ориентаций, интересов, идеалов. Подструктура опыта. Данная подструктура включает в себя знания, навыки, умения, привычки. Она также в значительной мере формируется под воздействием социальных факторов, хотя и не без влияния некоторых биологически обусловленных свойств: способности к быстрому запоминанию, определенных физических данных, лежащих в основе формирования двигательных навыков, и т.п. Подструктура психических форм отражения. Она объединяет индивидуальные особенности психических познавательных процессов (психических функций): ощущений, восприятия, памяти, мышления. Подструктура темперамента и других биологически обусловленных свойств. Она определяется половыми, возрастными, конституционально-биохимическими, наследственно обусловленными факторами, особенностями нервной системы индивида и зависит от физиологических, нейродинамических, морфологических особенностей мозга. Тема 3. Психологические (познавательные) процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности 1. Ощущение: понятие, свойства, виды; учет закономерностей ощущений в профессиональной деятельности юриста. 2. Восприятие: понятие, свойства, виды; учет закономерностей восприятия в профессиональной деятельности юриста. 3. Память: понятие, виды. Закономерности памяти и их проявление в профессиональной деятельности юриста. 4. Мышление: понятие, его виды и роль в познавательной деятельности юриста. Способы активации мыслительной деятельности юриста. 5. Воображение и его значение в деятельности юриста. 6. Внимание: понятие, его виды и свойства; роль внимания в деятельности юриста. Тема 5. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности 1. Свойства темперамента и их влияние на поведение человека. 2. Характер, его свойства и черты. 3. Акцентуации характера и их криминологическое значение. 4. Воля в структуре характера личности. 5. Направленность, мотивационная сфера в структуре личности субъектов уголовного, гражданского, административного судопроизводства.
Судебно-психологическая экспертиза при расследовании преступлений, совершенных группой лиц. Вопросы, исследуемые с помощью судебно-психологической экспертизы при расследовании преступлений, совершенных группой лиц. Обычно СПЭ для решения подобного рода вопросов назначается, когда необходимо дифференцировать статус в преступной группе, роль каждого обвиняемого в содеянном, исследовать специфику внутригрупповых отношений лиц, входящих в организованную преступную группу (преступное сообщество). Например, при назначении СПЭ в подобных случаях могут быть поставлены следующие вопросы — Какие для обвиняемого с учетом особенностей его личности являются наиболее предпочтимыми социальные роли, ролевые позиции в межличностных отношениях, в групповых формах поведения, социально-ролевые функции, которые он мог (указываются обстоятельства) выполнять? Первый опыт исследования подобного рода вопросов в форме письменной консультации специалиста психолога, которую проводил по уголовному делу доктор психологических наук М.М. Коченов, относится к 1970 г — Мог ли он по своим индивидуально-психологическим, характерологическим особенностям личности быть в числе лидеров группы? — Какие психологические мотивы могли повлиять на его участие в групповых формах преступного поведения? При выявлении в поведении или в структуре личности обвиняемого негативных признаков вследствие пребывания его в преступной группе (секте), особенно в случаях, когда у него замечены явно аномальные (патологические) поведенческие реакции, целесообразно проводить, как это рекомендует И.А. Кудрявцев, комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу (КСППЭ) для решения следующих вопросов — Какое воздействие оказало пребывание обвиняемого в составе группы (секты) на его психику, сознание, интеллектуальную сферу, индивидуально-психологические особенности личности? — Не привело ли воздействие группы к каким-либо психическим расстройствам, к формированию или патологическому заострению у него личностных аномалий, оказавших существенное влияние на его поведение в ситуации (указывается содержание ситуации)? Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам, возбужденным в отношении несовершеннолетних. Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой по уголовным делам, возбужденным в отношении несовершеннолетних. Уже сам по себе перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам данной категории (ст 421 УПК), а также содержание ч 3 ст. 20 УК указывают на то, какие вопросы должны быть исследованы в обязательном порядке. Ответы на большинство из них просто невозможно получить без проведения СПЭ либо КСППЭ. Вот некоторые из этих вопросов, которые, как нам представляется, должны быть вынесены на разрешение экспертов. — Какими индивидуально-психологическими особенностями характеризуется личность несовершеннолетнего обвиняемого, его познавательная, эмоционально-волевая, мотивационная сфера, его сознание? Каков уровень его психического развития? — Могли ли его индивидуально-психологические особенности (в необходимых случаях они указываются) оказать существенное влияние на совершение им противоправных действий? — Имеются ли у несовершеннолетнего правонарушителя отставание в психическом развитии или иные аномалии психического развития, если имеются, в чем они выражаются, каковы их причины и какое влияние они могли оказать на его поведение в исследуемой ситуации. — Мог ли он с учетом уровня своего психического развития, отставания в нем в полной мере осознавать в конкретной ситуации фактический характер общественную опасность своих действий и руководить ими. Если речь идет о расследовании изнасилования, совершенного несовершеннолетним обвиняемым, то приведенный выше вопрос следует несколько конкретизировать применительно к данному виду преступного посягательства, тем более, если потерпевшей оказалась также несовершеннолетняя. — С учетом особенностей психического развития несовершеннолетнего, его возрастных, индивидуально-психологических особенностей, содержания ситуации сексуального посягательства, мог ли он полностью осознавать фактический характер, общественную опасность своих действий и в полной мере руководить ими. — Учитывая особенности психического развития обвиняемого, индивидуально-психологические особенности его личности, мотивационной сферы, интеллекта, можно ли прийти к выводу о том, что он правильно воспринимал (понимал) поведение потерпевшей, ее мотивы, подлинные намерения в качестве согласия (либо несогласия) на вступление с ним в интимные отношения. — Не страдал ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния каким-либо психическим расстройством (хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики)' Ответ на данный вопрос побуждает назначить комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу для определения медицинского критерия невменяемости (см. ч. 1 ст. 21 УК), а также выявить наличие психических расстройств, не исключающих вменяемости (ст. 22 УК). Если несовершеннолетней оказалась также и потерпевшая, которая подверглась сексуальному посягательству, то в ходе расследования преступления необходимо и в отношении нее провести СПЭ. Такой подход допустим, когда в ходе следствия выявляются признаки «способствующего поведения» потерпевшей, по существу сыгравшего провоцирующую роль В результате этого обе стороны могли неправильно воспринимать, интерпретировать и оценивать смысловое содержание поведения друг друга В подобных случаях рекомендуется проведение так называемой двусторонней экспертизы с использованием соответствующих методик исследования личности как обвиняемого, так и потерпевшей (Л.П. Конышева, М.М. Коченов, О.Д. Ситковская). Как пишет в этой связи М.М. Коченов, предмет такой судебно-психологической экспертизы «имеет существенную особенность способность понимать психическое состояние другого человека реализуется не только рациональным, логическим путем, но и в значительной степени за счет выработанной жизненным опытом интуиции и таких психических явлений, как эмпатия, эмоциональная синтонность и т.п». Поэтому объектом экспертизы являются не только психические познавательные процессы, но и сама ситуация, повлиявшая на эти процессы, в которой оказались потерпевшая и обвиняемый. В подобных случаях перед СПЭ могут быть поставлены следующие вопросы — Имеются ли у потерпевшей какие-либо индивидуально-психологические особенности личности, которые могли существенно воспрепятствовать пониманию ею характера и значения совершаемых с нею противоправных действий либо оказанию сопротивления обвиняемому' Или — С учетом индивидуально-психологических особенностей возраста потерпевшей, ее умственного развития, психического состояния в момент нападения на нее могла ли она правильно понимать подлинный характер, смысловое содержание и значение совершаемых с нею действий, предвидеть возможные последствия своего поведения и поведения обвиняемого — Оценивала ли потерпевшая создавшуюся ситуацию (обстановку) как безвыходную — Могли ли оказывать какое-либо негативное влияние на произвольность поведения потерпевшей те или иные особенности ее личности, психическое состояние — Способна ли была она руководить своими действиями, выразить свою волю в момент нападения на нее обвиняемого Если несовершеннолетний правонарушитель участвовал в групповом преступлении, в том числе сексуального характера, и по материалам дела видно, что на него не могла не оказывать влияние группа, т.е. имел место феномен групповой зависимости обвиняемого, перед экспертом-психологом целесообразно поставить вопрос: — Учитывая возрастные, индивидуально-психологические особенности личности правонарушителя, какое влияние на него могли оказать члены преступной группы, находился ли он от них в психологической зависимости? Перечисляя различные варианты вопросов перед СПЭ относительно индивидуально-психологических особенностей личности несовершеннолетнего правонарушителя, нельзя не отметить, что на практике иногда все еще встречаются случаи, когда некоторыми следователями (судами) перед экспертом-психологом ставится вопрос о том, соответствовал ли (либо не соответствовал) уровень психического (возрастного) развития подростка, его «психологический возраст» паспортному (календарному) возрасту (или возрасту, с которого наступает уголовная ответственность, т.е. к 14, 16 годам). Считается, что вопрос в такой постановке с научной точки зрения некорректен, поскольку «понятие «психологический возраст», эквивалентное «периоду возрастного развития», принципиально не равноценно календарному паспортному возрасту, существенно шире его границ». Более того, в настоящее время в психологической науке нет еще достаточно надежных и четких критериев сопоставления отдельных показателей «психологического возраста»2. Судебно-психологическая экспертиза при расследовании преступлений против безопасности движения, эксплуатации транспорта и других объектов повышенной опасности. Вопросы, выносимые на разрешение судебно-психологической экспертизы при расследовании преступлений против безопасности движения, эксплуатации транспорта и других объектов повышенной опасности. При рассмотрении данной группы вопросов нельзя обойти вниманием ч. 2 ст. 28 УК, в значительной степени наполненной психологическим содержанием, оценка которого следователем (судом) приобретает особую юридически значимую актуальность при расследовании (рассмотрении судами) целого ряда преступлений техногенного характера, прежде всего преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и т.п.), неосторожных нарушений правил по технике безопасности и других тяжких по своим последствиям происшествий в так называемых человеко-машинных системах, когда субъект (оператор) не сумел должным образом справиться со своими обязанностями. Подобные происшествия, как показывает практика, нередко происходят из-за того, что психофизиологические качества человека оказываются несоответствующими нервно-психическим перегрузкам, требованиям возникшей ситуации, которая для него оказывается с учетом его индивидуально-психологических особенностей экстремальной (см. ст. 263, 264 УК, а также составы некоторых преступлений против военной службы, например, предусмотренные ст. 350—352 УК, и некоторые другие преступления). Аналогичные причины психологического характера могут приводить к правонарушениям на транспорте, в области дорожного движения, за которые предусмотрена не только уголовная, но и административная ответственность (см. целый ряд составе в правонарушений, включенных в гл. 11 и 12 КоАП). В связи с высказанными выше соображениями следует согласиться с мнением О.Д. Ситковской и других авторов относительно того, что решение о «способности оператора осознавать значение своих действий и руководить ими в экстремальной ситуации (когда поведение его было неадекватно обстановке и привело к тяжким последствиям) должно быть отнесено к предмету обязательной психологической экспертизы»[39]. Уместно вспомнить, по существу, аналогичную мысль, высказанную еще в 1929 г. А.Е. Брусиловским, горько сетовавшим на то, что «ни психолог, ни психотехник не заглядывают в суд, когда там разбираются дела о железнодорожных катастрофах», несмотря на то, что эти происшествия, по его глубокому убеждению, часто вызывались «чисто психологическими причинами» и поэтому требовали изучения психологом «обстановки работы и личности самого работника»[40]. Какие же вопросы по делам данной категории можно рекомендовать выносить на разрешение СПЭ, поручая ее проведение специалистам в области инженерной психологии? Вот некоторые из них: — Каким образом' индивидуально-психологические особенности личности обвиняемого, его психическое состояние в момент происшествия могли оказать влияние на восприятие, оценку им сложившейся ситуации, принятие решения и его реализацию? — С точки зрения индивидуально-психологических особенностей личности обвиняемого, его психофизиологических качеств, являлись ли для него обстоятельства, составляющие содержание дела (указываются конкретно), экстремальными? — Мог ли субъект, совершивший аварию, с учетом своих индивидуально-психологических особенностей личности правильно понимать, в полной мере осознавать характер внезапно возникшей для него ситуации как аварийной и свои возможности по ее предотвращению? — Соответствуют ли психофизиологические качества испытуемого, уровень сформированности у него профессионально-психологических навыков, внимания, перцептивных способностей характеру нервно-психических перегрузок в сложившейся аварийной ситуации? — Каким образом обстановка происшествия, психическое состояние обвиняемого в это время могли повлиять на восприятие им тех или иных обстоятельств, имеющих значение для дела? — Имеются ли у обвиняемого какие-либо недостатки перцептивной, мыслительной деятельности, которые существенно затрудняли или сделали невозможной полноценную реализацию им своих профессиональных навыков в сложившейся экстремальной обстановке? И далее: — Находился ли субъект в момент совершения инкриминируемых ему действий в таком психическом состоянии, которое могло вызвать у него существенное снижение качества выполнения профессиональных функций, возможности совершить действия по предотвращению аварийной ситуации? — С учетом способности субъекта к установлению причинно-следственных связей, общего уровня своего интеллектуального развития могли он предвидеть наступление опасных последствий, своевременно принять правильное решение в сложившейся обстановке и реализовать его?1 Некоторую специфику имеют уголовные дела, а также аналогичного характера дела об административных правонарушениях в области дорожного движения, эксплуатации различных видов транспортных средств, а также всевозможных технических объектов повышенной опасности, когда возникают или могут возникнуть ситуации, сопряженные с профессиональным риском. В подобных случаях рекомендуется постановка следующих вопросов: — С учетом индивидуально-психологических особенностей личности (обвиняемого) и ситуации, в которой произошла авария (катастрофа), какова цель рискованного поведения? — С точки зрения интеллектуальных, характерологических особенностей обвиняемого был ли он способен к осмыслению возникшей ситуации, возможностей ее развития и ожидаемых последствий? — Учитывая динамику развития сложившейся ситуации, мог ли испытуемый правильно и адекватно (самокритично) оценить собственные возможности для ее разрешения, способен ли он был прогнозировать последствия принятого решения и своих действий? — С учетом особенностей личности и психической деятельности (включая устойчивость и распределение внимания, быстроту реакции и пр.) имелась ли у него возможность избежать установленной технической экспертизой грубой ошибки в оценке им ситуации, ее прогнозе и принять решение о наиболее правильном поведении? Помимо этих общих вопросов могут быть поставлены и более частные: о времени реакции водителя, особенностях его внимания, восприятия, координации движений, например: — Каково время реакции у испытуемого, соответствует ли оно требованиям, предъявляемым его профессиональной деятельностью? Таким образом, с помощью СПЭ проводится исследование индивидуальных психологических составляющих поведения оператора в экстремальной обстановке, в условиях нервно-психических перегрузок, и с учетом его психофизиологических качеств, психического состояния оценивается, мог ли он с психологической точки зрения предотвратить аварию (катастрофу), в том числе и в ситуации профессионального риска. Оценивая ответы эксперта-психолога на все эти приведенные выше вопросы, необходимо помнить о том, чтобы принцип объективного вменения, игнорирующий субъективные возможности человека-оператора, не возобладал при решении вопроса о виновности конкретного лица, совершившего аварию. Особенно следует обращать внимание на это при оценке действий того или иного участника ДТП, когда, к сожалению, используются некие усреднённые данные, например, о времени реакции оператора в экстремальных ситуациях по так называемому среднему водителю, что нередко встречается при проведении судебной дорожно-транспортной экспертизы (О.Д. Ситковская). Судебно-психологическая экспертиза относительно психических, эмоциональных состояний участников уголовного (административного) судопроизводства. Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой относительно психических, эмоциональных состояний участников уголовного (административного) судопроизводства. Как показывает анализ практики использования СПЭ в уголовном судопроизводстве, наиболее распространенными вопросами, которые ставятся перед экспертами-психологами при исследовании различных эмоциональных, психических состояний, являются следующие. — С учетом индивидуально-психологических особенностей личности находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения противоправных действий (указать каких) в состоянии аффекта или в каком-либо ином эмоционально напряженном состоянии, какое влияние оно могло оказать на осознание им своих действий и способность руководить ими? — Что послужило причиной возникновения у него аффекта (иного эмоционально напряженного состояния)? Если в материалах дела имеются признаки, указывающие на то, что ситуация, в которой оказался обвиняемый (потерпевший), вызывала у него тяжелые переживания, нравственные, психические страдания и т. п., перед СПЭ могут быть поставлены вопросы: — Являлась ли для него с психологической точки зрения ситуация (указываются конкретные обстоятельства), в которой он оказался, психотравмирующей? Какое влияние она могла оказать на его эмоциональное состояние, сознание, поведение, способность руководить своими действиями и контролировать их? — Имеются ли у подэкспертного лица какие-либо индивидуально-психологические особенности личности, которые могли оказать существенное влияние на глубину, интенсивность его переживаний в связи с действиями и высказываниями противоположной стороны? — В какой мере действия и высказывания оскорбительного характера могли отразиться на психическом состоянии и деятельности подэкспертного, не могли ли эти действия и высказывания вызвать у потерпевшего нравственные, психические страдании, имеется ли причинная связь между этими действиями и пережитыми страданиями? При необходимости установить иные состояния психического, эмоционального возбуждения, напряжения в виде стресса, фрустрации и т.п. у обвиняемого (потерпевшего), влияние этих состояний на его поведение перед экспертом-психологом можно поставить следующие вопросы: — Находился ли обвиняемый в период, предшествовавший совершению действий (указать каких), в состоянии повышенного эмоционального возбуждения, психического напряжения, эмоциональной неустойчивости, оказавших существенное влияние на его сознание, волеизъявление и поведение. — Существует ли причинная связь между психическим, эмоциональным состоянием, в котором находился испытуемый в период, предшествовавший совершению действий (указать каких), и его состоянием в момент совершения им противоправных действий? При доказывании факта невиновного причинения вреда подозреваемым (в том числе и тогда, когда проверяется версия о необходимой обороне) перед экспертом-психологом может быть поставлен вопрос. — С учетом эмоционального состояния, индивидуально-психологических особенностей личности подозреваемого мог ли он точно соотнести свои оборонительные действия с экстремальными условиями ситуации, в которой оказался? Если в деле имеются данные о некоторых психических аномалиях личности непатологического характера (неврозы, неврастения и т п.), в ходе проведения СПЭ исследуется влияние этих психических аномалий на состояние, сознание, поведение, формы эмоционального реагирования субъекта в конфликтных ситуациях. При расследовании изнасилований, а также иных насильственных действий, в том числе сексуального характера, в ходе проверки версии о том, не находилась ли потерпевшая в психически беспомощном состоянии (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132, п. «з» ч. 1 ст. 63 УК), на разрешение СПЭ могут быть поставлены следующие вопросы. — Какое было психическое состояние потерпевшей в ситуации, составляющей содержание уголовного дела? — Могло ли психическое состояние потерпевшей препятствовать пониманию характера и значения совершаемых с нею действий, оказанию ею сопротивления обвиняемому? — С учетом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей, психического развития личности потерпевшей могла ли она осознавать характер, значение совершаемых с нею действий и оказывать сопротивление? Результаты проведенной экспертизы могут быть использованы следователем (судом) в совокупности с другими доказательствами по делу при окончательном решении вопроса о том, не находилась ли потерпевшая в беспомощном состоянии. Основная задача судебно-психологической экспертизы в подобных случаях состоит в том, чтобы предоставить правоохранительным органам психологическую характеристику и оценку психического состояния, психологических возможностей потерпевшей, но ни в коем случае не решать за них правовые вопросы. Особые трудности при расследовании изнасилований возникают, когда потерпевшая в результате сильных аффективно окрашенных потрясений, связанных с насилием, нередко принимающих форму аффекта страха, не может оказать сопротивления и в последующем кончает жизнь самоубийством. А подозреваемый, зная об этом, отрицает сам факт насилия, утверждая, что самоубийство никакого отношения не имеет к «добровольно» совершенному половому акту. В подобных ситуациях важное значение приобретает изучение с помощью СПЭ (КСППЭ) индивидуально-психологических (характерологических) особенностей личности потерпевшей, ее психического состояния во время, после насилия, а также перед самоубийством, определение того, насколько ее психическое состояние предрасполагало к самоубийству и в какой мере оно явилось результатом насильственных действий подозреваемого. Следует иметь в виду, что при определенных индивидуально-психологических особенностях потерпевшей, ее возраста, воспитания, ценностных ориентации акт насилия нередко вызывает состояние глубокой депрессии, заторможенности, подавление психики. Острые эмоциональные переживания, осознание непоправимости происшедшего и субъективно связанных с этим морально-этических последствий, крушение ценностных ориентации, жизненно важных планов и надежд, определенная суженность сознания могут свидетельствовать о том, что состояние стресса (фрустрации) достигло у нее своего наивысшего разрушительного уровня. Выявление причинных связей между актом насилия и совершенным самоубийством потерпевшей путем установления у нее с помощью экспертизы состояния психического напряжения, обусловленного актом насилия, является важной задачей, стоящей перед следователем (судом). В подобных ситуациях факт самоубийства потерпевшей в силу ее необычного психического состояния, возникшего в результате насилия, косвенно может подтверждать это насилие (разумеется, в совокупности с другими доказательствами). Поэтому в подобных случаях перед СПЭ (КСППЭ) ставятся следующие вопросы: — С учетом индивидуально-психологических, возрастных особенностей потерпевшей находилась ли она после изнасилования в эмоционально напряженном состоянии, предрасполагающем к самоубийству? — Если потерпевшая находилась в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству, чем оно могло быть вызвано? Аналогичный вопрос может быть поставлен и при расследовании других суицидных поступков. Так, например, И.А. Кудрявцев рекомендует в случаях, когда субъект обвиняется в доведении до самоубийства (ст. 110 УК), перед экспертами ставить следующие вопросы — В каком психическом состоянии находилось лицо, покончившее жизнь самоубийством? Какую роль в развитии этого состояния и реализации суицидального поведения сыграли противоправные действия (указываются какие) подозреваемого? — Имеется ли причинная связь психологического характера между неправомерными действиями обвиняемого и суицидальным поведением потерпевшего? [1] Собчак Л. Н. Введение в психологию индивидуальности Теория и практика психодиагностики М,1997 С 21. [2] См: Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции Конспект лекций. М., 1971. [3] См. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М. 1979. С. 22, 96.
[4] Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980 С 21—22. [5] Хорни К Невротическая личность нашего времени М, 1993 С 34—35,37,45. [6] Фрейд 3 Введение в психоанализ Лекции М, 1991. С. 250—252.
[7] См. Хорни К. Указ. соч. С. 33,39—40. [8] См. Собчак Л Н Стандартизированный многофакторныи метод исследования личности М, 1990. С. 44. [9] См Рейковский Я. Указ. соч. С. 100. [10] Хорни К Указ. соч. С. 37. [11] См. Мельников В. М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. С. 38, Березин Ф.Б, Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности М.1994 С 72—79. [12] См. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность В 2т. М., 1986 Т I С 247. [13] См. Ниенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976. С 7—8. [14] Подробнее см: Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982. [15] См. там же. С 27. [16] См. Ушаков Г.К Пограничные нервно-психические расстройства 2-еизд. М., 1987. [17] См. Китаев-Смык Л А. Психология стресса М, 1983. С. 13. [18] Коченов М.М. Введение в судебно психологическую экспертизу. М.1980. С 98. [19] Конышева Л.П. Указ соч С 58 См также Конышева Л П О психологических критериях психически беспомощного состояния / / Актуальные проблемы сферы психоло гии и права Материалы конференции Калуга, 1998 С 90—92, Ситковская О Д, Конышева Л П, Коченов М М Новые направления судебно-психологической экспертизы М, 2000 С. 99—108. [20] Ситковская О. Д. Психологический комментарий к Уголовному кодексу РФ М, 2001. С 87. [21] См. например, Новицкий И.Б. Сделки. Исковая давность М 1954. С. 103, Сахнова Т. В Основы судебно психологической экспертизы по гражданским делам М, 1997 С. 52—55.
[22] См. Китаев-Смык Л. А.Указ. соч. С 208. [23] Ситковская О. Д., Конышева Л. П. Коченов М. М. Ука.з соч. С. 60. [24] Зеленова М.Е., Лазебная Е.О., Тарабрина Н.В. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у участников войны в Афганистане / / Психол. журнал. 1997. № 2. С 34—48. [25] См.: Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психол. журнал. 1992. Т. 13. № 2. С. 14—29; Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О., Зеленова М.Е. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у ликвидаторов последствий на Ч АЭС / / Психол. журнал. 1994. Т 15. № 5 С 67—77; Каменев И.О. Психологическая диагностика постстрессовых состояний у сотрудников органов внутренних дел. М., 1997, он же: Посттравматические стрессовые состояния у сотрудников правоохранительных органов // Энциклопедия по юридической психологии. М., 2003. С. 376. [26] См.: Гессен М., Перевозкина М. PTSD — плата за войну. Посттравматическое стрессовое расстройство // Итоги.1996.№11.С29.
[27] Ситковская О. Д. и др. Новые направлений судебно психологической экспертизы. М, 2000. С 51.
[28] Ситковская О. Д. Аффект криминально психологическое исследование М, 2001. С 30.
[29] Коченов М.М. Введение в судебно психологическую экспертизу. М, 1980. С 88— 89.
[30] См. Кудрявцев И. А Сафуанов Ф.С, Голев А С Нарушения поведения лиц в состоянии алкогольного опьянения психологические механизмы и правовые аспекты про филактики / / Психол журнал. 1986 Т. 7. №6. С. 75—85.
[31] См. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. СПб. 1995. С. 188. [32] Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. С. 423. [33] См. там же. [34] Российская газета. 1995. 8февр.
[35] Там же. [36] Рубинштейн С..Л. Основы общей психологии. Т. II С. 188.
[37] Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972. С 16.
[38] Здесь и далее конструкция предлагаемых вопросов с небольшими поправками может быть использована и в ходе производства по делам об административных правонарушениях, когда возникнет необходимость в более глубоком изучении личности виновного, а также причин психологического характера совершенного им деяния
[39] Ситковская О.Д.- Психологический комментарий к Уголовному кодексу РФ. М., 1999. С. 47; Ситковская О.Д., Конышева Л.П.. Коченов ММ. Указ. соч. С. 61. Подобные взгляды изложены и Т.В. Сахновой в ее работах: Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам М, 1997 С. 86—87; Судебная экспертиза М., 2000 С. 313. [40] Брусиловский А.Е. Судебно-психологическая экспертиза, ее предмет, методика и пределы. Харьков, 1929. Цит. по: Юридическая психология. Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е В Романова. М., 2000. С. 174.
Модуль 2. Личность в сфере правоохранительной деятельности
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.017 с.) |