Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направленность, мотивационная сфера в структуре личности субъектов уголовного, гражданского, административного судопроизводства

Поиск

Направленность личности. Одной из основных социально обу­словленных подструктур личности является ее направленность.

Направленность — это система устойчивых побуждений че­ловека, определяющая его социальную активность, избиратель­ность отношений к различным явлениям, к той или иной соци­ально полезной либо, напротив, антиобщественной деятельнос­ти. Изучение направленности личности позволяет заранее предвидеть, к чему будет стремиться субъект, чего от него следует ожидать. Зная элементы, составляющие направленность, легче воздействовать на пове­дение человека.

Основными элементами, во многом влияющими на формирование направленности, являются потребности. Потребность — это испыты­ваемая человеком нужда в чем-либо необходимом. Она может проявлять­ся не только в состоянии, когда человеку не хватает чего-то важного для его жизнедеятельности, но и в стремлении избавиться от всего того, что ему мешает. Такие потребности в отличие от первых (позитивных) назы­вают негативными. Потребности отражают зависимость человека от ок­ружающих его условий бытия и служат источником его активности.

Переживание человеком своей зависимости от потребности, ее акту­альности и важности для него формирует, по А.Н. Леонтьеву, потребностное состояние, которое постепенно переходит в побуждение.

Осознанные субъектом потребности принимают форму желаний, которые при достаточно сильном волевом начале перерастают в стрем­ления.

Основное свойство любой потребности — ее предметность. По­требность всегда конкретна Она соотносится с теми объективно суще­ствующими предметами реального мира, с помощью которых может быть удовлетворена.

Другим важным свойством потребности является ее динамичность, т.е. способность изменять свою напряженность, угасать или возникать вновь.

Различают потребности чисто физиологического характера, матери­альные, интеллектуальные (познавательные), духовные и социальные (общественные) потребности.

Обычно человек испытывает несколько потребностей, которые нахо­дятся в постоянном взаимодействии Одни из них занимают доминирую­щее положение, сдерживая проявление других потребностей, тем самым влияя на направленность личности. Такое динамическое взаимодействие различных потребностей в их сложном- иерархическом единстве во мно­гих случаях объясняет механизм и мотивы совершения многих поступ­ков человека, в том числе и противоправных.

В случае блокирования личностно значимой потребности у субъекта может появиться состояние психической напряженности (фрустрации), стремление добиться удовлетворения этой потребности «обходным», в том числе и неправомерным путем Конфликт личности с окружающими людьми, препятствующими удовлетворению данной потребности, может привести к противоправным действиям, послужить основой совершения того или иного (насильственного или корыстного) преступления.

Под воздействием внешних факторов, мировоззрения потребности претерпевают внутреннюю перестройку, некоторые из них деформиру­ются от позитивно-нейтрального до отрицательного качественного состо­яния. По данным В Н Кудрявцева, почти 90% преступлений совершает­ся лицами с деформированными в социальном отношении потребностя­ми. Например, анализ потребностей молодых правонарушителей пока­зал, что у этих лиц чаще ведущее положение занимают элементарные, биологически обусловленные потребности при отсутствии или крайней бедности высших, духовных потребностей.

Составным элементом направленности личности являются интере­сы, выражающие сосредоточенность человека на определенном объекте в силу его личностной значимости, привлекательности для него Интерес побуждает субъекта лучше ознакомиться с объектом, глубже познать его, включить тот или иной предмет в сферу своих отношений с окружаю­щей действительностью Интерес порождает любознательность, стиму­лирует внимание, позволяет сосредоточить мысли на определенном объ­екте Благодаря проявленному интересу к предмету последний приобре­тает эмоциональную привлекательность.

Человек, духовно и гармонично развитый, испытывает разнообраз­ные интересы, удовлетворение которых приносит пользу не только ему, но и окружающим людям, обществу Устойчивый, глубокий интерес к чему-либо побуждает индивида к определенной общественно полезной либо, напротив, противоправной деятельности. В свою очередь, вклю­ченность субъекта в ту или иную деятельность пробуждает новые инте­ресы

В деятельности юриста большое значение имеют профессиональные интересы, которые побуждают его овладевать необходимыми знаниями, приобретать опыт, успешно применять их на практике Особое место среди профессиональных интересов следователя, судьи, прокурора, ад­воката занимают познавательные интересы, столь необходимые для качественного расследования (рассмотрения) уголовных дел, разреше­ния гражданско-правовых споров. Познавательные интересы являются одним из факторов профессиональной активности юриста, постоянных поисков им истины в работе.

Основополагающим, связующим звеном в общей структуре направ­ленности личности является мировоззрение, которое представляет собой систему взглядов, убеждений человека, определяющих его мораль­ный, идейно-нравственный облик. В структуру мировоззренческой осно­вы личности входят ее философские, социально-экономические, религи­озные, нравственные, правовые, эстетические и другие взгляды Зная мировоззренческую основу личности, легче предвидеть, как поступит человек в той или иной ситуации.

Например, как показали исследования, многие преступники, особен­но из числа совершавших насильственные преступления и отбывающих за них уголовное наказание во время их опроса, как правило, одобряли предложенные им среди прочих противоправные варианты поведения, что косвенно свидетельствовало об их стойком антиобщественном миро­воззрении, формирующем негативную ценностно нормативную модель поведения.

В соответствии с мировоззрением у человека формируются нравст­венные идеалы, т.е. созданные воображением представления, образы, к которым он стремится, правосознание. Идеалом может стать кон­кретная (или воображаемая) личность, определенный образ жизни, по­ведение того или иного человека или группы людей, отдельная черта характера. Мировоззрение, правосознание являются основополагающи­ми элементами, определяющими направленность личности наряду с ее интересами, взглядами, убеждениями, идеалами.

Исключительно важное значение в современных условиях приобре­тает задача формирования у будущих юристов правосознания, высоко­нравственной гуманистической ориентации, совестливости, граждан­ской зрелости, социальной активности — именно тех качеств, которые должны составлять основу мировоззрения юриста.

Неосознаваемые побуждения в структуре направленности личности. В психике человека, в структуре направленности его личнос­ти наряду с процессами и явлениями осознаваемыми, сознательно регу­лируемыми имеют место и неосознаваемые (полностью или частич­но) психические процессы, различным образом влияющие на его перцеп­тивную, мыслительную деятельность, на проявление эмоций. В научной литературе эти явления психики относят к неосознаваемой, бессозна­тельной психической деятельности, о которой в свое время писал извест­ный австрийский психолог, основоположник психоанализа 3. Фрейд (1856—1939). К одним из таких бессознательных явлений следует отне­сти психологическую установку.

Психологическая установка является целостным динамическим не­осознаваемым состоянием субъекта, в котором выражается его готов­ность к определенной активности.

Как писал С.Л. Рубинштейн, «установка — это занятая личностью позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим перед ней целям или задачам и выражается в избирательной мобилизо­ванности и готовности к деятельности, направленной на их осуществле­ние»2. Таким образом, установка является своеобразным регулятором, сохраняющим относительную устойчивость направленности личности, психических процессов, динамической стороны отдельных действий ин­дивида.

Одним из необходимых условий формирования установки является предшествующая ее появлению деятельность субъекта, нашедшая отра­жение в его прошлом опыте. Условиями возникновения и проявления установки также являются: появившаяся у человека потребность; вос­приятие им объектов, с помощью которых может быть удовлетворена эта потребность; наличие среды (ситуации), благоприятной для удовлетворения возникшей потребности. Причем сама потребность, а также объект (предмет), с помощью которого она может быть удовлетворена, иногда полностью и не осознаются.

Подсознательное воздействие этого процесса на поведение человека наглядно показано Ф.М. Достоевским, описавшим душевное состояние и поведение Раскольникова после убийства. Читатель помнит, как Раскольникова безотчетно тянуло на место преступления (явление довольно распространенное в поведении лиц, совершавших подобного рода тяжкие преступления), как он, не осознавая этого, оказался там, вместо того чтобы попасть в полицейскую контору, куда направлялся. «В контору надо было идти все прямо и при втором повороте взять влево: она была тут в двух шагах. Но, дойдя до поворота, он остановился, подумал, поворотил в переулок и пошел обходом, через две улицы, — может быть безо всякой цели, может быть, чтобы хоть минуту протянуть и выиграть время. Он шел и смотрел в землю. Вдруг как будто кто шепнул ему что-то на ухо. Он поднял голову и увидел, что стоит у того дома, у самых ворот. С того вечера он здесь не был и мимо не проходил. Неотразимое и необъяснимое же­лание повлекло его».

Улиц, склонных к конфликтным отношениям с обществом, с окружа­ющими людьми, постепенно складывается стойкая индивидуалистичес­кая установка, которая в криминологии именуется антиобщественной (асоциальной) установкой. Антиобщественная установка, пишет В.Н. Кудрявцев, взятая в наиболее «концентрированном» виде, включает в себя индивидуалистическую жизненную организацию, пренебрежение нормами правопорядка и нравственности, безразличие к выбору средств для достижения своих целей, негативное отношение к общественным нуждам и интересам'. Выделяются три основные разновидности антиоб­щественной установки (ориентации) личности: корыстная, насильствен­ная и социально-пассивная, которые формируют соответствующие соци­альные стереотипы поведения.

Антиобщественная корыстная установка лежит в основе проти­воправной деятельности, направленной на достижение материальной выгоды за счет других.

Антиобщественная насильственная установка формирует у субъекта во имя удовлетворения своих интересов состояние внутренней готовности к агрессивным, жестоким по своему характеру насильствен­ным действиям, которые приводят к различным преступлениям против личности: убийствам, изнасилованиям и т.п.

В процессе формирования личности преступников (особенно рециди­вистов) может вырабатываться довольно устойчивая антиобщественная насильственно-корыстная установка, поскольку добиться преступ­ных целей в некоторых случаях возможно лишь путем преодоления со­противления потерпевшего с помощью физического или психического насилия над ним, что имеет место при совершении, например, разбойных нападений, грабежей, рэкета. Однако включение человека на разных этапах формирования его личности, начиная с детского возраста, в об­щественно полезную деятельность, формирование у него гуманистичес­кого мировоззрения, правосознания снимает вопрос о фатальности кри­минальной установки.

Весьма интересным выглядит эффект воздействия смысловой уста­новки на мыслительные процессы юриста, например следователя, рас­следующего преступление в сложной проблемной ситуации. С одной стороны, установка играет положительную роль, мобилизуя на решение поставленной задачи все его знания, профессиональный опыт. Под вли­янием установки мыслительные процессы приобретают строго избира­тельный характер. Отбрасывается все, что противоречит приобретенно­му опыту. Это оптимизирует мыслительную деятельность следователя, помогает ему отграничить круг исследуемых вопросов, быстрее найти главное звено.

С другой стороны, смысловая установка, если она полностью выпа­дает из-под контроля сознания, может длительное время удерживать следователя в плену его ошибочных представлений, препятствующих принятию более правильного нестандартного решения, т.е. может сыграть роль своеобразного «барьера внутри нас. Кстати, анализ от­мененных приговоров позволил обнаружить аналогичный эффект отри­цательного воздействия смысловой установки и в судебной деятель­ности.

Воздействие установки необходимо учитывать и при оценке показа­ний свидетелей, обвиняемых и других лиц, неумышленно допускающих так называемые ошибочные действия (по 3. Фрейду) в виде всевозмож­ных оговорок, описок, различного рода искажения истины, в основе которых лежат «бессознательные умозаключения», построенные на не­осознаваемых перцептивных процессах.

Другим недостаточно осознаваемым побуждением в структуре на­правленности личности, ее мотивационной сферы являются влечения, которые представляют собой не всегда отчетливо осознаваемые потреб­ности, некие ожидания, сопровождаемые эмоциональными переживания различной силы и направленности 3 Фрейд уподоблял их гран­диозным по своей неопределенности мифическим" существам, которые нельзя упускать из виду при объяснении поступков человека. Среди них он выделял влечения к самоутверждению, подражанию, игре, общению, к лицам противоположного пола.

Если субъект утрачивает способность управлять своими влечениями, оказывается в их власти, они могут стать одной из предпосылок его конфликтных отношений с обществом, первопричиной совершения им некоторых умышленных так называемых ситуативных, а также неосто­рожных правонарушений.

Мотивационная сфера личности, мотивы поведения. Любой поступок может быть объективно и правильно оценен лишь тогда, когда будут полностью установлены и поняты его мотивы Только зная мотивы принятия решений человеком, можно всесторонне оценивать его дейст­вия и поступки, его личность в целом. Вот почему в законе в числе обстоятельств, подлежащих обязательному доказыванию по каждому уголовному делу, указаны мотивы преступления (см. п. 2 ч. 1 ст. 73 УПК).

Придавая важное значение установлению мотивов преступления, за­конодатель дополнительно ввел в целый ряд статей УК РФ в качестве специальных квалифицирующих обстоятельств различные мотивы (по­буждения), которые должны быть непременно доказаны по делу при наличии к тому необходимых оснований. Например, в ст. 105 УК в каче­стве специальных квалифицирующих признаков убийства указаны ко­рыстные, хулиганские побуждения, мотивы национальной, расовой, ре­лигиозной ненависти или вражды, кровной мести (п. «з», «и», «л» ч. 2 ст. 105). Упоминание «корыстных, иных низменных побуждений» содер­жится и в ряде других статей УК РФ.

Кроме того, некоторые побуждения могут учитываться судом либо в качестве обстоятельств, смягчающих наказание виновному за содеянное (например, мотив сострадания; и «д» ч. 1 ст. 61 УК либо отягчающих наказание (ем, например, п. «е» ч. 1 ст. 63 УК).

Значение мотивов в понимании поведения человека исключительно велико Известный психолог В.Ню Мясищев подчеркивал, что результа­ты, которых достигает человек в своей жизни, на 70% зависят от моти­вов, которые побуждают его добиваться поставленных целей.

Мотив — это побуждение, направленное на удовлетворение значимой для, субъекта потребности. Мотив является внутренним побуждением человека к тому или иному поступку, способному удовле­творить личностно значимые для него потребности, интересы. Мотив обусловливает формирование намерений человека принять решение со­вершить какие-либо действия (либо, напротив, воздержаться от них) во имя достижения поставленной цели. Поэтому мотивы в качестве побуди­тельных сил лежат в основе различных, в том числе и преступных, действий человека, объясняющих их совершение. Поэтому некоторые авторы определяют мотив «как объяснение причин действия»[37].

Основной побудительной мотивообразующей силой человека явля­ются потребности (материальные, духовные и т.п. В качестве побуди­тельной силы также могут быть интересы, взгляды, убеждения, желания, влечения, привычки, переживаемые чувства, эмоции, психические со­стояния и установки. Большое влияние на мотивацию оказывают харак­терологические особенности личности виновного. Мощной побудитель­ной силой, лежащей в основе мотивации, являются мировоззрение лич­ности, ее ценностные ориентации, правосознание.

Человеческая деятельность, как правило, полимотивированна, т.е. определяется не одним, а несколькими мотивами, находящимися в опре­деленной иерархии и зависимости между собой. Некоторые из них зани­мают доминирующее положение, выполняя смыслообразующую функ­цию, другие являются всего лишь мотивами-стимулами.

Эта многомерная, строго иерархизированная система мотивов, нахо­дящихся в тесной связи с психическими свойствами и состоянием лич­ности, образует ее мотивационную сферу, мотивацию, как высшую психическую, социально детерминированную функцию. Мотивационная сфера личности находится в постоянном развитии под воздействием внешней среды, сознания человека.

Помимо того, что термин «мотивация» иногда употребляется как синоним мотивационной сферы, он означает и собственно процесс фор­мирования мотива, приведения его в действие, процесс непрерывного взаимного влияния субъекта действия и ситуации, в результате чего формируется то или иное поведение человека.

Таким образом, мотивация — это своего рода повторяющийся процесс выбора и принятия решений человеком на основе оцен­ки им различных поведенческих альтернатив, в основе которых лежат разные мотивы, побуждения. И с этой точки зрения понятие мотивации, безусловно, шире понятия мотива.

Говоря о процессе мотивации, следует подчеркнуть, что он может протекать как на сознательном, так и подсознательном уровне, т.е. не осознаваться субъектом действия в момент его совершения. Это особен­но важно иметь в виду, когда приходится исследовать субъективную сторону совершенного преступления и оценивать форму вины.

В психологии представителями разных научных школ и направлений создано около десятка различных теорий, в которых в основу процесса мотивации положены разнообразные факторы, начиная от врожденных инстинктов, органических потребностей и кончая исключительно созна­нием, разумом, волей человека. Поскольку жизнь современного челове­ка настолько сложна, а его поступки бывают столь противоречивы, ока­зывается, что каждая из этих теорий в отдельности далеко не всегда позволяет объяснить все многообразие различных феноменов мотива­ции. И только взаимная интеграция этих теорий с глубоким анализом накопленного материала и выделением всего положительного, что в нем имеется применительно к каждому конкретному случаю, может объяс­нить причины поведения человека.

Для юристов с профессиональной точки зрения одним из интересных подходов к проблеме мотивации является когнитивный подход, в ко­тором особое значение придается сознанию, знаниям человека. В данном подходе особенно часто используются понятия когнитивного диссонан­са, мотивации достижения успеха либо мотивации боязни, избегания неуспеха, а также уровня притязаний. Все эти составляющие процесс мотивации категории тесно связаны между собой, особенно в ходе при­нятия решений человеком. Изучив их, можно прогнозировать его пове­дение, что бывает особенно важно, например при отборе в правоохрани­тельные органы.

Теория когнитивного диссонанса была разработана в 50-х гг. амери­канским психологом Л. Фестингером. В психологии под когнитивным диссонансом понимается негативное побудительное состояние, кото­рое человек испытывает в ситуации неопределенности, обусловленной тем, что он располагает двумя и более противоречивыми «знаниями», мнениями, представлениями об одном каком-то объекте, явлении, кото­рое нужно объяснить. Это состояние диссонанса между какими-то отры­вочными «знаниями» и «незнаниями» переживается им как внутренний дискомфорт, приводящий к тому, что субъект стремится по возможности быстрее снять, нейтрализовать либо просто уменьшить возникшую рас­согласованность в своей осведомленности о личностно значимом для него явлении. Вследствие этого состояние когнитивного Диссонанса на­чинает оказывать на субъекта сильное мбтивационное влияние, становясь побудительной силой в мотивационной сфере его личности.

Наиболее Мощное мотивационноё воздействие на человека когнитив­ный диссонанс оказывает в жизненно (профессионально) важных дли него ситуациях, когда необходимо принимать ответственное решение, разрешать конфликтные отношения, оценивать групповое мнение значи­мой для него социальной группы и т.д. Примеров воздействия когнитив­ного диссонанса на принятие решений в профессиональной деятельности юристов достаточно много. Взять хотя бы, к примеру, поведение следо­вателя, приступающего к расследованию совершенного преступления в условиях неочевидности, принятие им решения о задержании подозрева­емого, проведении обыска, отдельных тактических комбинаций, связан­ных с использованием тех или иных доказательств и т.п.

И здесь очень важно обратить внимание на одну очень существенную деталь. С принятием решения под воздействием когнитивного диссонан­са субъект начинает придавать ему былую ценность по сравнению с решением, которое им было отвергнуто. «В этом просматривается дейст­вие своеобразного психологического механизма оправдания человеком сделанного им выбора уже после того, как он совершен», — обращает внимание на эту очень важную закономерность P.O. Немов. Установле­но, пишет далее он, что «после принятия решения человек невольно начинает искать дополнительные его оправдывающие аргументы и тем самым искусственно повышает для самого себя ценность избранной аль­тернативы. Одновременно с этим он обнаруживает склонность игнори­ровать неприятную для него информацию, говорящую о том, что он принял не самое лучшее из решении. И далее: «в тех случаях» когда силой обстоятельств человек бывает вынужден совершить действие, по­влекшее за собой нежелательны» результат, он стремится задним чис­лом повысить ценность данного результата для того, чтобы уменьшить возникший в результате этого диссонанс».

Именно данной закономерностью воздействия психологического ме­ханизма оправдания человеком сделанного им выбора (принятия реше­ния) в условиях когнитивного диссонанса, выступающего в роли побуди­тельной силы, можно объяснить поведение, к примеру, следователя, отстаивающего свое, порой ошибочное; мнение причастности задержан­ного лица к совершенному преступлению. Думается» что в подобных случаях самым разумным способом вывести расследование уголовного дела из своеобразного когнитивного тупика может быть передача этого дела -другому сотруднику прокуратуры, не находящемуся под воздейст­вием, описанного выше механизма самооправдания.

Совершая те или иные поступки, наблюдая за поведением других лиц, человек, как правило, пытается их объяснись. Причинное объяснение поступков человека в психологии получило название каузальной атри­буции (от лат. causa — причина, attribuo — придаю, наделяю). С этой точки зрения одни люди, как правило, считают, что достигнутые ими результаты, успехи в их деятельности, равно как и неудачи, зависят главным образом от них самих (так называемый внутренний локус кон­троля), другие же, напротив, полагают, что все зависит от внешних факторов, от складывающихся независимо от их воли каких-то обстоя­тельств, попросту говоря, от везения, случая (так называемый внешний локус контроля).

Такое отношение к себе, подобного рода переоценка внешних обстоятельств оказывают серьезное влияние прежде всего на процесс мотива­ции личности и в конечном итоге сказываются в целом на результатив­ности самой деятельности. Оказывается, что направленность лиц первой группы (с внутренним локусом контроля) прежде всего на самих себя определяет их более высокую ответственность, большую настойчивость на пути к достижению поставленных целей. Поэтому у таких людей определяющей является мотивация достижения успехов. Для лиц проти­воположной группы (с внешним локусом контроля) в структуре их мотивационной сферы ведущими являются мотивы избегания неудачи, по­требности найти внешние факторы, на которые можно было «списать» свою вину и тем самым оправдаться в допущенных ошибках перед самим собой и окружающими его людьми.

Установлено, что лица, мотивационная сфера которых определяется мотивацией достижения, в жизни, в профессиональной деятельности добиваются гораздо больше результатов, успехов, нежели те, у кого ведущими являются мотивы избегания неудачи. Как показали результа­ты обследования большой группы прокурорских работников, профессио­нально успешные сотрудники прокуратуры имеют действительно более выраженный внутренний локус контроля, что свидетельствует о том, что у них выше уровень персональной ответственности за происходящие событий, принимаемые решения» их последствия, больше инициативы. Они считают, что сами добились всего, что было и есть в их жизни, благодаря собственной воле и энергии.

Интересным выглядит и еще одно психологическое различие в пове­дении описанных выше двух групп людей. Лица, мотивированные на достижение успеха, в случае неудачи, как говорится, не опускают руки. Напротив, их упорство и активность только возрастают. Данный фено­мен особенно наглядно проявляется в работе следователей, добивающих­ся высоких результатов в раскрытии преступлений, расследуемых в ус­ловиях неочевидности. Напротив, у лиц, мотивированных на избегание неудачи, в случае неуспеха интерес к решению поставленной задачи, а, следовательно, и результативность их деятельности падают.

Таким образом, изучение мотивов поведения людей, процессов моти­вации деятельности имеет исключительно важное значение. С одной стороны, установление мотивов, которыми руководствовался виновный, помогает правильно квалифицировать его действия, устанавливать при­чины и условия, способствовавшие совершению преступления, объек­тивно оценивать полученные при расследовании доказательства, опреде­лять виновному то или иное, даже более мягкое наказание, чем оно предусмотрено в Уголовном кодексе (см. ч. 1 ст. 64 УК РФ). С другой стороны, процессы мотивации играют исключительно важную роль в профессиональной деятельности юристов, оказывают существенное вли­яние на результативность их труда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1039; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.203.129 (0.018 с.)