Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стресс: понятие, психодиагностические признаки, динамика его развития, влияние стресса на поведение и деятельность человека

Поиск

Длительно переживаемые эмоции тревоги, страха могут свидетельствовать о том, что субъект находится в состоянии психической напряженности или в состоянии стресса.

Стресс и его воздействие на сознание, деятельность современного человека — одна из актуальных проблем, которая в настоящее время привлекает внимание не только психологов, но и специалистов из других областей знаний.

В литературе понятия стресс (или эмоциональный стресс), психичес­кая напряженность нередко употребляются как синонимы. Эти понятия характеризуют особенности психической деятельности, функционирова­ния психики человека в сложных, экстремальных условиях[13]. Такими условиями деятельности могут быть как обстоятельства, связанные с совершением противоправных действий, так и сама процедура расследо­вания, вызывающая состояние психической напряженности не только у обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, но порой и у следователя, проку­рора, адвоката, судьи.

В основе учения о стрессе лежит теория гомеостаза, т.е. относительного равновесия, постоянства внутренней среды организма в качестве важнейшего условия его жизнедеятельности. Это состояние подвижного равновесия поддерживается путем противодействия внешним (средовым) и внутренним факторам с последующей к ним адаптацией. Вот почему то, что теперь называют стрессом, ранее определялось основопо­ложником учения о стрессе Г. Селье как общий адаптационный синдром[14].

Таким образом, стресс — это состояние психической напря­женности, обусловленное адаптацией (приспособлением), пере­стройкой психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности.

Как подчеркивал Г. Селье, эта неспецифическая потребность организ­ма, психики субъекта перестроиться в новых для него условиях, осуще­ствить свои «приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние» — и есть сущность стресса, выделяющая его среди других состояний напряжения[15].

Возникая, стресс первоначально до известных пределов мобилизует внутренние резервы психики, всего организма человека, его приспособи­тельные возможности, волевую, познавательную активность и в силу этого является своеобразным стимулирующим фактором, положительно влияющим на эффективность его жизнедеятельности. За счет этого, осо­бенно на первых порах, обычно улучшаются показатели выполнения субъектом не только простых, но и более сложных для него задач. Имен­но в этом проявляется мобилизующий эффект стресса.

Однако при длительном воздействии неблагоприятных факторов, по мере истощения защитных, адаптационных резервов организма стресс может привести к противоположному — отрицательному результату и оказать разрушительное, дезорганизующее влияние на психику, неред­ко приводящее к расстройству ее деятельности, поведения человека вплоть до их полного срыва. С этой точки зрения можно говорить о деструктивном воздействии стресса на психику, сознание, общее самочувствие человека, о тяжелой форме стресса — травматическом стрессе, приводящем к нарушениям адаптации и даже к психическим расстройствам личности болезненного характера, требующем вмеша­тельства специалистов в области психиатрии. Вот почему острая реак­ция на тяжелый стресс включена в Международную классификацию болезней (см.: МКБ-10, F43).Сильный эмоциональный стресс обычно сопровождается эмоциями гнева (ярости), страха (ужаса), горя (страдания), тревоги, подавленнос­ти, депрессии, что внешне проявляется в мимике, жестах, речи, поведе­нии человека.

Рис 5.3. Типичное внешнее выражение деструктивного воздействия стресса, приводящее к депрессии — одной из причин суицидов (из серии рис X. Бидструпа «Самоубийство»).

Важно отметить, что возникновение психической, эмоциональной напряженности (стресса) часто бывает связано с необходимостью реше­ния человеком субъективно важных и сложных задач, в которых для него заключен глубоко личностный смысл. Этому в значительной мере способствуют актуальные для субъекта, сверхбыстрые изменения социаль­ной среды, экстремальные условия деятельности: острый дефицит вре­мени, сил и средств; неопределенность сложившейся ситуации, непол­ная информированность о происходящих событиях; остроконфликтный выбор решения, особенно при несовместимых побуждениях; избыточная мотивация социального происхождения; завышенная самооценка субъ­екта при отсутствии реальных возможностей для достижения поставлен­ной цели.

Физическими стрессорами могут быть высокие температуры, высо­кий радиационный фон, различного вида промышленные интоксикация, шумы и т.п. Стресс может возникать под воздействием монотонии тру­дового процесса, длительной изоляции, одиночества, неудачного выбора профессии, межличностных конфликтов и т.п. Сильным стрессором может явиться реально воспринимаемая человеком угроза его жизни, здоровью, благополучию, а также аналогичная угроза его родным и близким, ощущение беззащитности, физической или психической бес­помощности ввиду какого-либо нападения, экологической катастрофы и т.п.[16]1

Эмоциональный стресс бывает кратковременным, насыщенным ярки­ми аффективно окрашенными импульсивными поведенческими реакция­ми (в подобных случаях происходит бурное расходование адаптационной энергии человеком), и длящимся, имеющим затяжной по времени харак­тер. В последнем случае адаптационные резервы организма расходуются постепенно. Человек, его психика успевают мобилизовать свои ресурсы, «подстроиться» к уровню длительных экстремальных требований среды. Вот почему симптоматика длящегося стресса нередко напоминает на­чальные общие симптомы соматических, а подчас и серьезных психичес­ких расстройств[17].

Большое влияние на возникновение и развитие стресса оказывают психофизиологические особенности человека, имеющийся у него запас устойчивости и приспособляемости к воздействующим раздражителям, адаптационные резервы его психики, т.е в конечном итоге — порог его индивидуальной стрессоустойчивости, или, как еще говорят — уровень толерантности к стрессу.

Особый интерес в уголовно-правовом отношении «представляют факты, свидетельствующие о том, что в стрессовом состоянии у человека заметно затрудняется оценка силы угрожающего фактора, наблюдается тенденция к завышению этой оценки»[18]. Данную закономерность необходимо учитывать при расследовании преступлений, связанных с превыше­нием пределов необходимой обороны, при оценке суицидных поступков, поведения потерпевших по делам о преступлениях против половой не­прикосновенности и половой свободы личности, когда есть основания полагать, что жертва могла находиться в психически беспомощном состоянии (ст. 131, 132 УК), либо преступление было совершено в от­ношении беззащитного или беспомощного лица (что рассматривается как обстоятельство, отягчающее наказание п. «з» ч. 1 ст. 63 УК)

Как пишет Л.П. Конышева, всесторонне исследовавшая психологоправовые аспекты беспомощности (или беззащитности, что почти одно и то же), «непонимание жертвой внутреннего содержания си­туации, оценка ею ситуации как безвыходной, выбор неэффективной тактики противодействия, отсутствие психологической возможности контролировать исполнительские звенья деятельности — составля­ют психологические критерии (интеллектуальный и волевой — Р В) психически беспомощного состояния»[19] Аналогичной точки зре­ния придерживается и О.Д. Ситковская, которая пишет, что «понятия беспомощности и беззащитности очень близки и вытекают из психоло­гического понятия неспособности к эффективной защите от посягатель­ства путем целенаправленного осознанно-волевого поведения в конкрет­ной ситуации»[20].

Таким образом, все эти составляющие психически беспомощного состояния образуют особый стиль поведения, своего рода модус реагирова­ния, названный Л П Конышевой «способствующим (виктимным) поведением» жертвы, которая предоставляет преступнику воз­можность добиваться своей цели.

Как и при решении целого ряда уголовно-правовых вопросов, так и в гражданско-правовых спорах при обсуждении вопросов, например о признании недействительности заключенной сделки «гражданином хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен пони­мать значения своих действий» (ч. 1 ст. 177 ГК), а также под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК), может также возникнуть необходимость в психологических знаниях о стрессе, чтобы разобраться в причинах того, почему субъект согласился заключить на явно невыгодных для него условиях сделку, по существу лишившись способности прогнозировать неблагоприятные от этого последствия. Из-за этого в подобных случаях некоторые авторы такие соглашения называют «сделками с пороками воли»[21].

Появление сильного стресса у потерпевшего под воздействием противоправных действий, совершенных виновной стороной, может свидетельствовать о его психических (ст. 117 УК), нравственных страда­ниях, подтверждать факт нанесения ему морального вреда (ст. 151, 1101 ГК), что нередко необходимо устанавливать при рассмотрении раз­личной категории дел.

Рис 5. 4. Динамика развития стресса.

В динамике стресса Г. Селье выделяет следующие три стадии (фазы) его развития (рис 5.4).

Стадия тревожности. Данная стадия характеризуется тем, что под воздействием психотравмирующих факторов у субъекта возникает со­стояние беспокойства, тревоги, начинают перестраиваться физиологи­ческие функции организма, что проявляется в изменении частоты дыха­ния, пульса, в повышении артериального давления и т.д. На определен­ное время вначале человек может испытывать состояние оглушенности, у него может несколько снижаться сопротивляемость организма, может происходить сужение поля сознания, нарушаться устойчивость внима­ния Однако затем постепенно начинается мобилизация его внутренних адаптационных резервов, защитных сил, раскрываются дополнительные возможности психики, активизируются его психические процессы (восприятие, память, мышление). За счет этого до известных пределов повышаются его поисковая, творческая активность, эффективность дея­тельности в целом.

Стадия сопротивления. Постепенно начальная стадия (фаза) стресса перерастает в его вторую стадию. Организм человека, его психи­ка перестраиваются, приспосабливаются, адаптируются к новым услож­ненным условиям деятельности, активно расходуя свои внутренние ре­сурсы. При этом активизируются мыслительные процессы, его познава­тельная деятельность. С течением времени после относительной стаби­лизации в результате продолжающегося воздействия экстремальной ситуации наступает ослабление сопротивляемости организма, снижают­ся критичность мышления, работоспособность и начинается спад, пере­ход к заключительной стадии.

Стадия истощения. Заключительная стадия характеризуется, по словам Г. Селье, истощением «адаптационной энергии», приводящей к дезорганизации деятельности, нервно-эмоциональному срыву и может даже закончиться смертельным исходом.

Признаками, свидетельствующими о переходе стресса в завершаю­щую стадию развития, являются постепенное ослабление физической, волевой активности человека, ухудшение, провалы памяти, уменьшение объема внимания, сужение, ошибки восприятия; затруднения в осмыс­лении, понимании ситуации, замедление темпа мыслительной деятель­ности; нарушение процесса целеполагания, частичная утрата сложных интеллектуальных навыков, когнитивных, прогностических способнос­тей, заторможенность при принятии решений и в то же время — неаде­кватные реакции на изменения ситуации, иногда парадоксально сочетаю­щиеся с неоправданной обстоятельствами спешкой, суетливостью вплоть до полного срыва целенаправленной деятельности с утратой должного самоконтроля

В этот период субъект может испытывать беспричинное раздраже­ние, беспокойство, усталость, страх. У него нарушается сон, теряется аппетит, появляются головные боли, возникают различного рода вегета­тивные реакции, функциональные психосоматические расстройства, неврозы и другие так называемые болезни стресса. При этом в поведении субъекта могут отмечаться такие психические явления, как повышенная обидчивость, вспыльчивость, импульсивные реакции, неадекватные представления об отрицательном к нему отношении окружающих, сни­женный самоконтроль, «уход в себя», нарушение связей с реальными условиями вплоть до полной дезорганизации поведения.

Рис 5. 5. Могло быть и хуже? Не стоит ли после всего этого с учетом своих «психофизиологических качеств», сниженной сопротивляемости к стрессу (особенно в экстремальной обстановке) пользоваться только общественным транспортом?

(рис. X.Бидструпа).

Возникновение отрицательной, направленной на себя активизации мыслительных процессов может привести к резкому снижению надеж­ности в системе «человек — машина», в которую включен субъект[22]. Подобный отрицательный эффект воздействия стресса в виде его край­него разрушительного для интеллектуальной сферы варианта, обозна­ченного Г Селье как дистресс, может проявляться и в случаях, когда субъект оказывается не в состоянии предотвратить опасные последствия от своих действий при эксплуатации различного рода технических уст­ройств, при необходимости соблюдения определенных правил техники безопасности и т п., на что необходимо обращать внимание при рассле­довании подобного рода правонарушений, совершенных в экстремаль­ных условиях, когда налицо имеются признаки, свидетельствующие о несоответствии его психофизиологических качеств требованиям экстре­мальных условий или нервно-психическим перегрузкам (см. ч. 2 ст. 28 УК) Суть данной проблемы состоит в том, что происходит «разрыв между требованиями, предъяэляемыми к оператору в условиях НТР, и психофизиологическими свойствами человека, которые могут оказаться недостаточными для адекватных действий в экстремальной ситуации... хотя для бытовой или обычной трудовой деятельности этих возможнос­тей достаточно»[23].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.243 (0.011 с.)