Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Восприятие: понятие, свойства, виды; учет закономерностей восприятия в профессиональной деятельности юриста
Содержание книги
- Модуль 2. Личность в сфере правоохранительной деятельности
- Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности
- Ощущение: понятие, свойства, виды; учет закономерностей ощущений в профессиональной деятельности юриста
- Восприятие: понятие, свойства, виды; учет закономерностей восприятия в профессиональной деятельности юриста
- Память: понятие, виды. Закономерности памяти и их проявление в профессиональной деятельности юриста
- Способы активации мыслительной деятельности юриста
- Воображение и его значение в деятельности юриста
- Общее представление об эмоциях и чувствах, психических состояниях
- Состояние тревожности: понятие, виды
- Стресс: понятие, психодиагностические признаки, динамика его развития, влияние стресса на поведение и деятельность человека
- Посттравматические стрессовые состояния, причины возникновения, динамика развития, влияние стресса на поведение и деятельность человека
- Фрустрация: понятие, признаки, причины возникновения, ее воздействие на поведение человека в конфликтных ситуациях
- Диагностические признаки аффекта
- Страдание: понятие, психодиагностические признаки, его правовая оценка
- Свойства темперамента и их влияние на поведение человека
- Акцентуации характера и их криминологическое значение
- Воля в структуре характера личности
- Направленность, мотивационная сфера в структуре личности субъектов уголовного, гражданского, административного судопроизводства
- Общая характеристика судебно-психологической экспертизы: задачи, предмет, компетенции
- Разновидности судебно-психологической экспертизы
- Судебно-психологическая экспертиза при расследовании преступлений, совершенных группой лиц.
Похожие статьи вашей тематики
Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Образ восприятия складывается и ощущений, но не сводится к их простой сумме.
Уже в процессе восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсомоторной и мыслительной деятельности индивида. Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико–синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.
Свойства восприятия. Восприятие субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей называется АППЕРЦЕПЦИЕЙ.
ЦЕЛОСТНОСТЬ восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан полностью в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы основе небольшого набора элементов. Это происходит в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.
КОНСТАНТНОСТЬ - это способность воспринимать предметы относительно постоянными по цвету, форме и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.
КАТЕГОРИАЛЬНОСТЬ человеческого восприятия проявляется в том, оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.
Восприятие бывает внешненаправленное (восприятие предметов и явлений внешнего мира), и внутренненаправленное (восприятие собственных мыслей и чувств)
Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия – это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей степени известны зрительные иллюзии, которые имеют самые различные причины: практический опыт, особенности анализаторов, изменение привычных условий.
Выделяют также такие виды восприятия как: восприятие предметов, восприятие времени, восприятие пространства, восприятие движений, восприятие человека человеком.
Восприятие предметов. Ведущую роль в восприятии материальных объектов играют зрительные, тактильные, кинестетические анализаторы. Наиболее информативными признаками предметов являются их форма, величина, а также взаимное расположение предметов в пространстве. Поскольку 90% информации мы получаем с помощью зрения, рассмотрим некоторые особенности зрительного восприятия предметов. Известно, что восприятие предметов, лиц происходит двояким образом. Простые, хорошо знакомые объекты воспринимаются обычно сразу. Так бывает, например, при узнавании свидетелем различных предметов, которые он хорошо запомнил (симультанное узнавание). В других, более сложных случаях процесс восприятия предмета носит развернутый, осмысленный характер (сукцессивное узнавание). Иногда свидетелю удается запомнить характерные опорные признаки предметов, людей, например отдельные броские черты, дефекты лица, и прежде чем ему предъявят для опознания людей, он может назвать эти признаки. Но так бывает далеко не всегда. В процессе восприятия зрачок глаза совершает как бы ощупывающие предмет мелкие движения, останавливаясь на его различных точках, выделяя смысловые центры. В основе механизма восприятия лежит свойство нашего зрительного анализатора при строго неподвижном фиксированном положении зрачка через 1—2 с утрачивать полученное изображение на сетчатке глаза. Поэтому зрачок самопроизвольно находится в постоянном движении, перемещая тем самым проекцию отражаемого объекта по различным смежным участкам сетчатки. Это первый вид движения глаза. Второй вид проявляется в более крупных движениях глаза с одной информативной точки на другую, напоминая скачкообразные (саккадические) или плавные (дрейфовые) перемещения. Поскольку движение глаз, сопровождающее перцептивную деятельность, тесно связано с мышлением, наблюдение за человеком с «бегающими глазами» может подсказать следователю об активизации зрительного восприятия, мыслительных процессов, связанных с той ситуацией, в которой оказался субъект, подозреваемый в даче ложных показаний при предъявлении изобличающих его доказательств. Многопредметность восприятия, стремление в ограниченный отрезок времени «схватить» главные, существенные признаки предъявленных доказательств, поведение самого следователя могут вызвать у такого лица ускоренное движение зрачков глаз Все это может свидетельствовать о его повышенном интересе к возникшей в кабинете следователя ситуации, о его личной заинтересованности в результатах расследования. При восприятии сложных, многомерных объектов меняется направление взора с выделением наиболее важных «узлов» и деталей. Таким образом, полнота зрительного восприятия во многом обеспечивается движением, перемещением относительно друг друга воспринимаемого объекта и зрительного рецептора. Чтобы больше расширить возможности зрительного восприятия, следует изменять не только положение зрачка, но и сам предмет относительно глаза, преодолевая иной раз те отрицательные эмоции, которые возникают при контактном осмотре не очень приятных с эстетической точки зрения криминалистических объектов. Основными факторами, влияющими положительно или отрицательно на восприятие сложных объектов, каким, в частности, может быть место происшествия, являются: перцептивная задача, стоящая перед следователем, формирующая, по существу, целевую установку его предстоящей деятельности; сюжетное осмысление им возникшей ситуации; объективная и субъективная (с точки зрения самого следователя) значимость отдельных признаков места происшествия; опыт следователя (апперцепция) и особенности его мышления. Анализируя воспринятые свидетелем различные события, мы также наблюдаем воздействие на его перцептивные процессы перечисленных выше закономерностей, что иногда приводит к полным или частичным искажениям (иллюзиям). Например, по одному уголовному делу об автопроисшествии разыскивалась автомашина, на которой вечером был совершен наезд на людей. Очевидец события некто Н., смотревшая вслед удалявшейся на большой скорости с места происшествия машине, утверждала, что это был «грузовик с прицепом в виде фургона, покрытого брезентом». В результате кропотливой розыскной работы установили автомашину, на которой действительно был совершен наезд, однако никакого прицепа у нее не было. Только благодаря тому, что следователь критически отнесся к показаниям свидетельницы, допустив возможность искажения ее зрительного восприятия, дело не зашло в тупик. Осматривались не только грузовые автомашины с прицепами, но и подобного типа машины без прицепов. В последующем свидетельница объяснила ошибку своего восприятия тем, что «хлопающий на ветру сзади кузова быстро ехавшей машины брезент тента» создал у нее искаженное представление о том. что машина была с прицепом. Подобных примеров следственная практика знает немало. Это, по существу, те «поразительные эффекты зрительных искажений, которые не нарастают, а возникают мгновенно. Они необычайно реалистичны, практически неизменны при повторениях и почти одинаковы для всех, кто их когда-либо наблюдал». Говоря о восприятии объектов, следует также упомянуть еще и об искажающем влиянии фона как на конфигурацию, так и на цвет предмета. Восприятие пространства. Более сложным видом перцептивной деятельности, по сравнению с восприятием отдельных предметов, является восприятие пространства, которое включает в себя как отражение формы, величины, взаимного расположения предметов, их рельефа, так и удаленности и направления, в котором они расположены относительно друг друга. По некоторым уголовным делам, таким, например, как дела об автопроисшествиях, восприятие и правильная оценка пространственных координат движущихся объектов имеет исключительно важное значение. В основе пространственного восприятия лежит деятельность вестибулярного, глазодвигательного аппаратов, участие бинокулярного зрительного восприятия, ощущения мышечных усилий от сведения зрительных осей на фиксируемом предмете (конвергенция) и ощущения от изменения преломляющей способности хрусталика глаза путем изменения его кривизны (аккомодация). Также активную роль в восприятии пространства в сочетании со зрительным анализатором играют слуховые, тактильные, кинестетические анализаторы. Большое влияние на точность пространственного восприятия оказывает опыт. Существенно облегчают восприятие пространства дополнительные зрительные сигналы, т.е. система пространственных координат, с помощью которой мы как бы расчленяем пространство на его составные элементы и затем оцениваем их в отдельности. Поэтому, когда свидетель затрудняется определить в целом пространственное поле, можно воспользоваться этой системой, предложив ему последовательно определить расстояние до отдельных точек, а уж затем, суммировав данные анализа, попытаться определить искомую величину. Также большое значение для восприятия пространства имеют: положение субъекта относительно воспринимаемого объекта, условия восприятия, воздействие посторонних раздражителей. Например, наличие теней на предметах способствует более точному восприятию. Расположение свидетеля в плоскости оси движущегося транспорта по сравнению с положением свидетеля перпендикулярно направлению его движения при прочих равных условиях может привести к большему искажению пространственного восприятия движущегося объекта. Восприятие времени — это отражение в сознании человека последовательности, длительности, скоротечности явлений действительности. Это, наконец, ориентировка человека в самом времени. В основе восприятия времени лежат ритмические процессы жизнедеятельности организма. На восприятие последовательности событий влияют следующие факторы: перцептивная установка субъекта, выражающаяся в готовности его к восприятию событий; объективная упорядоченность событий, проявляющаяся в естественной организации стимулов; упорядоченность событий самим субъектом с использованием определенной последовательности событий, обладающих какими-то значимыми для субъекта признаками. Например, экспериментальным путем установлено: если на нас одновременно воздействуют два стимула, то тот из них, к восприятию которого мы подготовились, будет восприниматься в качестве предшествующего, более раннего стимула. Точно также раздражитель, к которому мы проявляем интерес, будет воспринят как предшествующий по сравнению с другим, «неинтересным» стимулом1. Это свойство восприятия объясняет причину появления некоторых ошибок в свидетельских показаниях, особенно о фактах, существенно отдаленных от момента допроса. Значительное влияние на восприятие продолжительности какого-либо события во времени также может оказать степень занятости субъекта в данный временной интервал Время, заполненное активной деятельностью, кажется протекающим намного быстрее, по сравнению со временем, не заполненным интересными делами, проведенным в ожидании неприятных событий, занятым малоинтересными, однообразными действиями. Особую роль в оценке времени играет мотивация. Время, насыщенное деятельностью, направленной на удовлетворение личностно значимых мотивов, воспринимается более коротким. Также меняется восприятие продолжительности времени в зависимости от возраста Это влияние, как считают некоторые авторы, проявляет себя при восприятии длительностей свыше одного дня. Для людей преклонного возраста время течет быстрее, чем для ребенка. Поэтому при допросе свидетелей мы можем столкнуться с расхождениями в их показаниях. Как показывает следственная практика, нередко восприятие времени свидетелем, потерпевшим, обвиняемым происходит в состоянии эмоциональной, психической напряженности, что также оказывает искажающее влияние на оценку продолжительности события. Подобное можно наблюдать, например, при допросе обвиняемого, который находился в момент совершения преступления в состоянии аффекта. В таких ситуациях можно использовать разработанный в психологии прием оценки времени по методу воспроизведения. В этих случаях в ходе следственного эксперимента обвиняемому (потерпевшему, свидетелю) предлагается воспроизвести те действия, которыми он был занят в интересующий период. Одновременно проводится хронометрирование. Оценивая данный метод, следует сказать, что он хотя и точнее обычной количественной оценки субъектом продолжительности событий, но все же не исключает ошибок, которые могут колебаться в пределах 12—28%. Иногда при расследовании преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, возникает необходимость оценить интервалы между услышанными выстрелами. Предлагая свидетелям дать временную оценку интервалов, мы нередко сталкиваемся с существенными искажениями в оценках их длительности В основе таких искажений лежат психологические закономерности восприятия времени. Дело в том, что короткие интервалы, не превышающие 0,5 с, практически не воспринимаются. При интервалах в 0,5—1 с границы выстрелов и интервал образуют единство. И лишь при интервалах свыше 1 с преобладающим является восприятие интервала Наряду с этими эмпирически установленными данными известно, что короткие интервалы переоцениваются, а длинные — недооцениваются. Интервал кажется более коротким, если первый выстрел был более громким. И наоборот, он кажется более длинным, если второй выстрел слышался сильнее первого. Это явление связано с тем, что при одинаковой длительности громкий звук кажется более длительным. Интервалы, ограниченные выокими звуками, кажутся более длинными, чем интервалы, ограниченные низкими звуками1 Чтобы помочь свидетелю с наибольшей точностью определить интервалы между выстрелами, следует не только попросить его дать количественную оценку, но и предложить отстукиванием воспроизвести интервалы между выстрелами с одновременным хронометрированием следователем его действий Практика показывает, что оценки интервалов свидетелем в первом и втором случаях будут существенно отличаться друг от друга. По одному уголовном уделу важно было установить интервал между двумя выстрелами. Допрошенный по делу свидетель А. заявил, что он слышал два выстрела, похожих на хлопки, с интервалом в 20— 30 с. Когда же следователь предложил ему постукиванием воспроизвести услышанные хлопки выстрелов, оказалось, что интервал между ними не превышал и 5 с. Следовательно, метод воспроизведения оказался точнее в 4—6 раз метода количественной оценки интервалов. В связи с этой особенностью некоторые авторы рекомендуют, прежде чем задавать вопрос о продолжительности интервала, предложить свидетелю постукиванием обозначить границы интервала с одновременной фиксацией его в единицах времени2. Восприятие движения — это отражение в сознании человека изменений положения предмета в пространстве: его скорости, ускорения и направления. Поскольку восприятие движения в своей основе имеет восприятие предметов и пространства, то в нем участвуют те же анализаторы (зрительный, слуховой, кинестетический и т.п) Движение воспринимается нами на основе непосредственного восприятия и восприятия, опосредствованного умозаключением, когда скорость движения при определенных перцептивных способностях человека восприниматься им не может, а о ее параметрах можно судить по результатам движения объекта. В последнем случае воспринимается, по существу, не сама скорость, а результат движения и по нему уже дается оценка скорости. С этим явлением следователь сталкивается при расследовании автопроисшествий. В подобных случаях свидетели, добросовестно заблуждаясь, иногда судят о скорости автомашины по результатам аварии и той динамичной обстановке, в которой она произошла Трупы, кровь, деформированный транспорт, визг тормозов, сильные удары могут значительно исказить восприятие скорости, полностью подчинить ее оценку ошибочным умозаключениям. Поэтому, выясняя скорость движения, следует поинтересоваться- на основании чего свидетель пришел к тому или иному выводу; каков его личный опыт восприятия движущихся объектов Ответы на эти вопросы объяснят причины его возможных ошибок в показаниях о скорости движения транспорта. Не полагаясь целиком на метод количественной оценки, можно прибегнуть к методу сравнения. Во время следственного эксперимента водителю предлагается ехать определенное расстояние сначала со скоростью 10, затем 20, 30, 40 и т.д. километров в час. Сравнивая скорости движения, свидетель может определить, в какой момент скорость машины примерно соответствует той скорости, с которой она ехала раньше. Индивидуальные различия людей, особенности их восприятия обусловливают необходимость проведения в некоторых случаях судебно-психологических исследований перцептивных способностей свидетеля, потерпевшего для последующей более точной оценки их показаний следователем, судом.
|