ТОП 10:

Тема №1.Предмет «Основы безопасности и жизнедеятельности». Понятия и виды опасных ситуаций».



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»

 

 

Тема №1.Предмет «Основы безопасности и жизнедеятельности». Понятия и виды опасных ситуаций».

 

Обсуждена на заседании кафедры

«_____»________________2012 г.

 

Протокол № __________

 

 

Казань – 2012

 

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

 

Выработать у обучающихся пошаговое (этапно) формирование компетенции (ПК-16) в вопросах изучения возникновения опасные ситуации социального характера. Дать понятия о видах опасных ситуаций социального характера. Изучить понятие «человек и общество: единство и противоречия».

Сформировать у обучающихся системные знания об опасностях социального характера. Сформировать знания о генетической безопасности, наркомании. Сформировать умение организовать работу в системе «Человек – социальная среда».

ВРЕМЯ - 2 часа

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебный класс кафедры

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ – круглый стол.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА

 

Учебная литература

1. «Курс медицины катастроф», Соков В.А., М. 1999г.

2. Гражданская оборона. Учебное пособие под редакцией В.Н.Завьялова, Москва, Медицина, 1989 год.

3. Медицина катастроф. Учебное пособие под редакцией В.М. Рябочкина, Москва, 1989 год.

4. Медицина катастроф (организационные вопросы). Сахно И.И., Сахно В.И.-М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ,2002.

5. Учебник «Социология»,Т.Л.Кончалин, Москва 2001.

Законодательная и нормативно-правовая база

1. Федеральный закон "О гражданской обороне" № 28-ФЗ от 12 февраля 1998г.

2. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" №68 от 11 ноября 1994г.

3. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995г. № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

4. Федеральный закон « О защите персональных данных» №152 от 11.03.2011.

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

Структура занятия, наименование вопросов Время мин
Вступительное слово В начале занятия преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на их внешний вид. Во вступительном слове обращает внимание студентов на важность изучаемой темы в общей системе подготовки врачей. Подчеркивает, изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимо для того, чтобы повысить уровень безопасности и снизить отрицательное влияние различных факторов на безопасность личности, общества и государства.
Рефераты, подготовленные студентами и их обсуждение На предыдущих занятиях студентам раздавались темы для написания рефератов, докладов. В течение 10-15 минут заслушивается реферат подготовленный студентом, и совместно с группой обсуждается проблемы поднятые в реферате. Реферат на тему: «Понятие и виды опасных ситуаций социального характера».
Проверка подготовленности студентов к занятию методом опроса учебных вопросов:
3.1 Понятия и виды опасных ситуаций социального характера. Понятие, виды и классификация опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера. Закономерности их проявления и развития, возможные последствия.
3.2 Характеристика человека как элемента системы «человек-социальная среда». Человек и общество: единство и противоречия. Социальные опасности как объект исследований. Объективная и субъективная природа опасностей социального характера. Управление в системе «человек-социальная среда».
3.3 Проблемы экономики, бедности, занятости, нехватки продовольствия. Проблемы генетической безопасности, наркомании. Явление радиофобии, СПИДофобии и др. Демографический императив. Средняя продолжительность жизни. Суициды. Зависимость средней продолжительности жизни населения региона от воздействия опасностей социального характера.
3.4 Межэтническое противостояние. Религиозная нетерпимость.
3.5 Проблемы войны и мира, разоружения, распространения оружия массового поражения, терроризма, информационной безопасности.
Заключение В заключительной части занятия преподаватель отмечает общую подготовку группы, лучшие ответы студентов, объявляет оценки, отвечает на вопросы. После этого ставит задачу на самостоятельную подготовку.
  ВСЕГО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Общие методические указания

Накануне занятия студенты самостоятельно изучают рекомендованную литературу, делают конспективные записи, вычерчивают необходимые схемы в рабочих тетрадях, изучают материалы прочитанной лекции, соответствующие стенды, схемы, изучают учебные вопросы.

Рекомендуется одному-двум из студентов поручить подготовить доклад на тему: «Понятие и виды опасных ситуаций социального характера».

В начале занятия преподаватель заслушивает доклад дежурного по группе, приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид, соблюдение формы одежды, установленной на кафедре ректором КГМУ для студентов.

Занятие проводится согласно частным методическим указаниям, согласно перечню учебных вопросов и расчета учебного времени

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Введение

Опыт показывает, что наиболее защищен от всяких неприятных неожиданностей тот человек, который всегда готов к встрече с ними, владеющий определенным набором правил, как вести себя в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимо для того, чтобы повысить уровень безопасности и снизить отрицательное влияние различных факторов природного, техногенного, социального характера на безопасность личности, общества и государства.

Учебная цель: ознакомить обучающихся с опасными ситуациями социального характера.

Учебные вопросы:

1. Понятия и виды опасных ситуаций социального характера.

2. Характеристика человека как элемента системы «человек-социальная среда».

Человек и общество: единство и противоречия.

3. Проблемы экономики, бедности, занятости, нехватки продовольствия.

Проблемы генетической безопасности, наркомании.

4. Межэтническое противостояние.

Религиозная нетерпимость.

5. Проблемы войны и мира, разоружения, распространения оружия массового поражения, терроризма, информационной безопасности.

 

ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ЭЛЕМЕНТА «ЧЕЛОВЕК – СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА». ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО: ЕДИНСТВО И ПРОТИВОРЕЧИЯ.

Человек и общество.

Характеристика системы «человек – социальная среда» в общем контексте безопасности жизнедеятельности.

Деятельность человека как объекта и субъекта безопасности осуществляется в неразрывном взаимодействии с окружающей средой, формируя сложную систему «человек – среда».

Одна из целей, стоящих перед ней, – обеспечение безопасности человека.

Рассмотрим более узкую систему «человек – социальная среда». Чтобы обеспечить ее безопасность, необходимо учитывать особенности каждого элемента системы.

Первый элемент – человек, который играет троякую роль:

1) является объектом защиты;

2) выступает средством обеспечения безопасности;

3) сам может быть источником опасности.

Второй элемент системы – это общество, или социум, – социальный организм, развивающийся по своим специфическим законам. В социуме взаимодействует огромное количество людей, имеющих различные представления об окружающем мире. В результате в отдельных социальных группах создается особая обстановка, которая может влиять на других людей, не входящих в них. Так, например, обеспечением безопасности занимаются специалисты различных направлений: политики, военные, сотрудники служб спасения, ученые, конструкторы и др. Обеспечивая безопасность, эти группы в то же время могут порождать опасности своими возможными ошибками, допускаемыми при принятии решений.

Чтобы система «человек – социальная среда» функционировала эффективно и не угрожала безопасности человека, необходимо обеспечить совместимость каждой ее характеристики:

- энергетической;

- информационной;

- собственно социальной, нравственной, психологической и др.

Энергетическая совместимость предусматривает согласование деятельности органов управления обществом как социальной системой с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий, скорости реакции и точности действий.

Информационная совместимость имеет особое значение в обеспечении безопасности. В сложных системах человек обычно непосредственно не управляет социальными процессами. Нередко из-за удаленности на значительные расстояния объекты управления могут находиться вне сферы его восприятия. Но человек пользуется электронными и массовыми средствами информации, общается с другими людьми и получает сведения, помогающие ему управлять самыми сложными общественными процессами.

Социальная совместимость самым непосредственным образом связана с психологическими особенностями человека. Поэтому часто говорят о социально-психологической совместимости, которая особенно ярко проявляется в экстремальных ситуациях в изолированных группах. Знание этих особенностей позволяет лучше понять аналогичные феномены, которые могут возникнуть в обычных ситуациях в различных социальных группах.

Нравственная совместимость означает, что человек испытывает удовлетворение от общения с другими людьми, нравственного климата в коллективе, процесса трудовой деятельности и т. д.

Психологическая совместимость связана с учетом психических особенностей человека. Проблемы безопасности в социальной сфере сегодня невозможно решить только организационно-техническими мерами.

Опыт свидетельствует, что в основе социальных опасностей лежат и психологические причины:

- низкий уровень профессиональной подготовки людей, занимающихся обеспечением безопасности;

- недостаточное воспитание;

-слабая установка на соблюдение мер безопасности;

- допуск к опасным видам деятельности лиц из групп риска;

- пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих уровень безопасности их деятельности;

- агрессивность и т. д.

Таким образом, человек прямо или опосредованно включен в разнообразную, сложно организованную систему социальных отношений, выполняя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или даже разрушительную роль.

Его жизнедеятельность связана с различными сферами общественной жизни – экономической, социальной, политической, военной, культурной, информационной и др. Каждая из них по-своему проявляется в деятельности людей в зависимости от ее масштабов, местонахождения человека и условий его функционирования. Деятельность человека, в свою очередь, также влияет определенным образом на ту или иную сферу общественной жизни. Именно ею обусловлено возникновение глобальных проблем.

Еще одна серьезная опасность для человечества обусловлена энергетической проблемой. Недостаток энергии ощущается уже сегодня, а удовлетворение все возрастающей потребности в ней чревато тем, что:

- во-первых, управление мощными энергетическими потоками становится опасным;

- во-вторых, истощаются невозобновляемые природные ресурсы. По оценкам специалистов, залежей нефти и газа при существующих темпах их потребления хватит лишь на 50–70 лет, а каменного угля – примерно на 300 лет.

Все указанные проблемы обостряют межгосударственные отношения и отношения между различными регионами мира, способствуют росту международного терроризма, возникновению военных конфликтов, создают угрозу ракетно-ядерной войны.

Глобальный масштаб приобретают сегодня и опасности в информационной сфере, которые проявляются в стремлении ряда стран доминировать в мировом информационном пространстве, а также в разработке концепции информационных войн. Так, США разрабатывают космическую систему TeLe-desik, состоящую из 840 спутников, которые, передавая на всю планету и отдельные ее регионы целенаправленную информацию, способны осуществлять информационную агрессию: внедрение вирусов в компьютерные программы, выведение из строя различных систем управления, компьютерных сетей и т. д., а также воздействовать на психофизиологическое и эмоциональное состояние людей. Для этой же цели может использоваться мировая информационная система Интернет.

Следует также отметить нарастание глобальных социальных опасностей, способных погубить отдельные страны и мировое сообщество в целом.

Источниками этих опасностей являются несовершенство глобальной социальной структуры (различные цивилизации, социально-политические системы, социальное положение, темпы развития, географическое положение, уровни военной мощи, развития, жизни, расовый и национальный состав населения и т. д.), соответствующие ей отношения, политика отдельных стран и влиятельных международных организаций.

Высшие интересы мирового сообщества, т. е. интересы выживания человеческой цивилизации, диктуют необходимость исследованияугроз регионального масштаба и противодействия им. Влияние региональных опасностей проявляется в самых различных сферах, но главным образом политических, экономических и военных.

Все указанные проблемы тесно взаимосвязаны и представляют серьезную опасность.

 

Проблемы экономики.

 

Интернационализация хозяйственных и научно-технических связей привела к возрастанию глобальных проблем человеческой цивилизации. К ним относятся:

- малоразвитость экономики значительной части мира;

- продовольственный, энергетический и др. кризисы;

- проблемы военной угрозы.

Они оказывают воздействие на структуру мирового и национального воспроизводства, динамику экономических процессов.

Характерная черта глобальных проблем – их мера значимости для общественного развития. Это касается как экономических, так и проблем безопасности при решении социальных конфликтов.

Еще одной характерной чертой глобальных противоречий является то, что их источники в основной своей массе позитивны, т.е. связаны с ростом производства и благосостояния людей.

Для характеристики глобальных проблем можно использовать

классификацию, принятую международными организациями.

1.Проблемы, связанные с основными социально-экономическимии политическими задачами человечества:

-предотвращение мировой войны;

-немилитаризация Космоса;

-предотвращение гонки вооружений и разоружение;

-создание благоприятных условий для мирового социального прогресса, преодоление отставания в развитии слаборазвитых стран.

2.Комплекс проблем, касающихся взаимоотношений человека, общества и НТР:

-эффективность использования достижений НТР;

-проведение демографической политики;

-совершенствование системы образования;

-ликвидация негативного влияния техники на человека.

3.Проблемы, связанные с социально-экономическими процессами и окружающей средой:

-решение сырьевой, энергетической и продовольственной проблем;

- мирное освоение Космоса и богатств Мирового океана;

-устранение дефицита демократии и борьба с репрессиями.

Проблемы наркомании.

Наркомания (греческое оцепенение, сон + безумие, страсть, влечение) — хронические заболевания, вызываемые злоупотреблением лекарственными или лекарственными наркотическими средствами. Характеризуются возникновением патологического влечения к наркотическому средству (психической зависимости), изменением толерантности к наркотическому средству с тенденцией к увеличению доз и развитием физической зависимости, проявляющейся абстинентным синдромом, при прекращении его приема.

Выделяют:

— опийную наркоманию;

— наркоманию, обусловленную злоупотреблением препаратов конопли;

— наркоманию, вызванную злоупотреблением эфедрона;

— барбитуровую и кокаиновую наркомании;

— наркоманию, вызываемую галлюциногенами типа ЛСД

Опийная наркомания — обусловлена злоупотреблением опийной группы — морфином (морфинизм), кодеином (кодеинизм), омнопоном, промедолом, опием сырцом, героином и другие.

Наиболее часто их применяют внутрь или вводят внутривенно, иногда подкожно. При острой опийной интоксикации отмечаются резкое сужение зрачков, побледнение и сухость кожи, пониженное артериальное давление, брадикардия, снижение глубоких сухожильных и кашлевого рефлексов, угнетение дыхания, запоры, нарушения координации движений, аналгезия. Психические расстройства включают изменение поведения и настроения; первоначально наблюдаются оживленность, расторможенность, ускорение речевых и ассоциативных процессов, снижение критики; впоследствии подъем настроения сменяется сонливостью, речь становится замедленной, ослабевает внимание, появляются апатия или дисфория.

Этиология и патогенез наркомании. Причины злоупотребления наркотическими веществами сложны и разнообразны. Наряду с особенностями личности, играющими важную роль в формировании патологического привыкания, большое значение принадлежит также социальным факторам. Четкая зависимость между особенностями личности и предрасположенностью к наркотикам не выявлена. Однако установлено, что основными характерологическими особенностями лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами, являются повышенная раздражительность (причем она отмечается еще до первого употребления наркотиков), инфантилизм, склонность к демонстративному поведению, стремление быть в центре внимания и вместе с тем низкая позитивная социальная установка.

Среди социальных причин употребления наркотиков чаще выделяют социальную неустроенность, отсутствие квалификации или просто работы, желание выйти из состояния хронического стресса, обусловленного стремительным темпом жизни.

Лечениепри первичном обращении за помощью проводится в стационаре, при повторном обращении и отсутствии сформированного рецидива — амбулаторно. Оно включает несколько этапов: дезинтоксикацию и купирование абстинентных проявлений, собственно активное антинаркотическое лечение и поддерживающую терапию.

Профилактика включает прежде всего правильное воспитании (формирование здоровых интересов и социальной активности), а также контроль за используемыми в медицинских цепях наркотиками, борьбу с распространением и сбытом наркотиков.

Явление радиофобии.

 

Сейчас принято безрассудный страх, возникающий у человека в условиях, когда возможно воздействие на него любой, сколь угодно малой дозы ионизирующего излучения, называть радиофобией.

Главный источник радиофобии — это психологическое воздействие разнообразных сведений о результатах использования ядерной энергии в военных целях.

Книги, лекции, фильмы на эту тему, любая информация специального характера, красочные стенды об ужасах ядерной войны, занятия по гражданской обороне, на которых сообщалось об «основных поражающих факторах» и о том, что может служить укрытием при взрыве ядерной бомбы.

Считалось, что вероятность ядерной войны достаточно велика, и все население должно быть готово к ней. Противостояние «социалистической и капиталистической систем хозяйствования» требовало накопления огромных по количеству и невероятных по разрушительной мощи арсеналов ядерного оружия массового уничтожения.

Да, все это тоже было, но главным, для чего предполагалось использовать ядерную энергию, оставалось разрушение вражеских городов, гибель вооруженного противника, а на самом–то деле, всего живого.

Те, кто владеет огромными запасами ядерного оружия, заинтересованы представлять радиацию как можно более губительной. Поэтому редко опровергаются явно ложные заявления типа: «радиация во время ядерной войны способна убить все живое»

Многие политические группировки с успехом использовали радиофобию в борьбе за власть. Особенно это было популярно в 70-е годы в США и в 80-90-е годы в Западной Европе и СССР.

Но какова их цель? Цель — получение дополнительных ассигнований, например, на производство новых вооружений, которые должны быть противопоставлены вооружению противника, приход к власти или просто получение известности как «борца за природу и человечество».

К сожалению, известно множество примеров неверно поданной информации, которые не только не способствовали объективному пониманию ситуации, но резко обостряли психологическую обстановку, нервировали людей, вызывали у них недоверие к специалистам.

Давайте еще раз посмотрим на ситуацию, сложившуюся после чернобыльской аварии. И вновь мы будем говорить о влиянии на здоровье людей не облучения, а психологического давления, стресса.

Его причиной стало отсутствие достоверной информации, распространение слухов и домыслов.

Его следствием стало, в частности, то, что двое из трех человек любое проявление своего нездоровья немедленно объясняли влиянием радиации.

Стресс создает реальную опасность для человека, его психического и физического здоровья. Это было установлено при тщательных и долговременных медицинских обследованиях населения в районах аварии. Жить с постоянным чувством тревоги, угнетения, беспомощности очень трудно.

Стресс сказывается на состоянии здоровья сразу же, реакции на стресс не зависят не только от дозы облучения, но и от того, было ли вообще облучение, или нет, оставляя сомнения, поселяя тревогу, создавая напряженное ожидание беды. Так и рождается радиофобия.

В 90-е годы средняя глобальная доза облучения за счет человеческой деятельности возросла примерно на 20%. В основном это результат частого применения рентгенодиагностики в медицине.

Другие источники — работа ядерных установок, ядерные испытания, авария на ЧАЭС — внесли очень малый относительный вклад в суммарный прирост дозы.

ВЫВОД: жить с постоянным чувством тревоги, угнетения, беспомощности нет никаких оснований.

Явление СПИДофобии.

СПИДофобия: как заболеть от одних переживаний

СПИДофобия - это лишь одна из многих форм психического расстройства, называемого ипохондрией. У многих людей она переходит в навязчивое поведение, которое не дает человеку вести привычный образ жизни, лишает его способности работать и может реально навредить его здоровью, нарушить нормальные отношения с окружающими.

Люди с ипохондрией - это не "сумашедшие". Они не страдают от бредовых идей или галлюцинаций, они могут здраво мыслить и оценивать ситуацию. Обычно им самим кажется, что их переживания "ненормальны", и в большинстве случаев, человек готов признать, что он действительно "СПИДофоб".

У человека нет никакой ВИЧ-инфекции, паника и страх могут остаться и человек ничего не сможет с ними сделать.

В отношении ВИЧ существует масса иррациональных страхов и абсурдных предрассудков. В частности в обществе устоялость представление о ВИЧ-инфекции, как о "страшной болезни". Кроме того, вероятность передачи ВИЧ обычно сильно преувеличивается, что "подхватить" ВИЧ можно в любой момент, достаточно лишь одного незащищенного контакта.

Ипохондрия обычно развивается у людей в возрасте от двадцати до тридцати лет, и одинаково часто встречается и у мужчин, и у женщин. Помимо страха, постоянно отравляющего жизнь людей, она приносит реальный экономический ущерб. Так, делаются тысячи и тысячи совершенно не нужных тестов на ВИЧ, которые зачастую оплачиваются за государственный счет, люди тратят деньги на анализы на иммунный статус, вирусную нагрузку, принимают не нужные лекарства.

Обычно у ипохондриков есть одна характерная особенность - повышенная чувствительность ко всему, что происходит в их организме. Ощущения, на которые остальные люди даже не обратят внимания, при ипохондрии переживаются как сильная боль и крайне плохое самочувствие. Большинство людей даже не задумываются о легком покалывании в боку, ипохондрик - заподозрит как минимум рак печени.

Кроме того, при ипохондрии человек постоянно находится в состоянии стресса. Однако, у хронического стресса тоже могут быть симптомы: головная боль, кожные высыпания, сердцебиение, боли в животе, бессоница и т. д. Естественно, в случае со СПИДофобией человек твердо уверен, что это симптомы ВИЧ. Что, в свою очередь, увеличивает стресс.

Лечение - надо доверять врачу!

Заботьтесь о своем здоровье, выполняйте предписания врача и не превращайте свою жизнь в кошмар наяву с помощью фразы: "А что, если…".

Реальное лечение

Хорошая новость в том, что ипохондрия - это не навсегда. У многих людей она со временем проходит сама по себе, и человек, получивший очередной отрицательный результат анализа, успокаивается и возвращается к нормальной жизни. В других случаях может понадобиться профессиональная помощь.

Также может оказаться полезной психотерапия, проводимая психологом или психотерапевтом. Терапия может заменить прием препаратов, или проводится в сочетании с ними.

 

Демографический императив.

Раньше периоды роста и сокращения населения с предсказуемой точностью сменяли друг друга. Численность населения земного шара в целом увеличивалась очень медленно, и этот рост в течение длительных исторических периодов существенным образом не отражался на демографической ситуации. Факторов же, регулирующих такое равновесие, было предостаточно - неурожаи, голод, войны, многочисленные эпидемии и т.д.

С ХVIII-ХIХ вв. началось ускорение темпов роста численности населения земного шара. В 1825 г. население планеты достигло 1 млрд человек. За последующие 100 лет численность населения увеличилась в 2 раза, т.е. стала равной 2 млрд. Эта цифра в свою очередь удвоилась в последующие полвека (с1925 по 1976 г.), достигнув 4 млрд человек. К 1990 г. население планеты составляло уже 5,3 млрд человек, увеличившись только за 15 лет на 1,5 млрд. К концу ХХ в. оно уже превысило 6млрд человек.

Возросла средняя продолжительность жизни людей, достигнув в самых развитых странах 75 лет.

Сегодня население Земли каждые 4-5 дней увеличивается на 1 млн человек или, иначе говоря, ежедневный чистый прирост населения, определяемый как разница между числом родившихся и умерших, составляет 200-250 тыс. человек.

Если население будет продолжать увеличиваться, то можно ожидать своеобразной демографической "перегрузки" нашей планеты.

На тех или иных этапах в силу стечения множества обстоятельств и факторов на первое место выходила миграция или переселение людей с насиженных мест на новые, весьма отдаленные территории или в другие регионы.

Остро ощущавшаяся нехватка обрабатываемых земель при ускорившихся темпах роста численности населения поставила перед ведущими европейскими странами вопрос о необходимости поиска новых путей самосохранения и дальнейшего развития. Таких путей могло быть только два: экстенсивный, предполагающий пространственную экспансию за пределы самой Европы и интенсивный, заключающийся в разработке внутренних резервов и ресурсов.

В силу целого комплекса факторов эти два пути стали не альтернативами, а дополнениями друг другу.

Особенность нынешних миграционных процессов состоит в том, что они вызваны перемещением капиталов, охватом рыночной экономикой все новых стран, народов и регионов, изменениями в средствах транспорта и коммуникации.

Теперь потоки мигрантов идут в обратном направлении, из менее развитых в более развитые регионы - из всех азиатских и африканских стран в Европу и Северную Америку, из Латинской Америки - в США, из стран СНГ- в Россию, из Китая - в индустриально развитые страны, Россию и страны Юго-Восточной Азии и т.д.

Иначе говоря, если раньше Европа была источником эмиграции, то теперь она стала местом иммиграции.

В целом в настоящее время в Западной Европе живут более 20 млн легальных иммигрантов из других регионов. Если учесть темпы роста населения, то нынешние масштабы миграции нельзя считать значительными.

Эти тенденции и процессы способны внести существенные коррективы в демографические, социальные, экономические и политические реалии индустриально развитого мира

Большие массы миграции способны вызвать, с одной стороны, так называемую демографическую агрессию, а с другой стороны, то, что назвали "оборонительным расизмом".

Миграции, независимо от вызвавших их причин, рано или поздно порождают конфликты.

Очевидно, что все большую актуальность приобретает старая проблема перенаселения, порожденная тем, что численность населения планеты растет настолько быстро, что со временем его невозможно будет прокормить в силу ограниченности пригодных к сельскохозяйственному производству земель. Это ведет к неуклонному росту бедности, политической нестабильности, высокой безработице, болезням, отчаянию и хаосу.

Не менее важна проблема сокращения темпов роста и старения населения индустриально развитых стран. По существующим прогнозам, доля лиц старше 65 лет в общей численности населения развитых стран возрастет до 15,3% к 2010г. и до 22% к 2040 г.

 

Суициды.

Самоуби́йство, суици́д (от лат. sui caedere — убивать себя) — целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное ( бывают случаи вынужденного самоубийства) и самостоятельное (в некоторых случаях осуществляется с помощью других людей).

От самоубийства следует отличать самопожертвование(например на войне и в других экстремальных ситуациях), хотя некоторые авторы относят его к «альтруистическому самоубийству».

10 сентября провозглашён ВОЗ Всемирным днём предотвращения самоубийств.

Иногда несамостоятельное лишение себя жизни тоже считается самоубийством, особенно если самоубийца был физически не в состоянии сделать это.

Все самоубийства можно условно разделить на два класса:

- истинные;

- демонстративные (так называемый парасуицид или псевдосуицид).

Как правило, псевдосуицид совершается в состоянии аффекта и является не столько попыткой лишить себя жизни, сколько «криком о помощи», попыткой обратить на себя и свои проблемы внимание окружающих. Эти действия также называют «демонстративной попыткой суицида». В противовес псевдосуициду, истинный суицид — это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого — любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и т. д.

Попытка убить себя, которая не удалась, называется попыткой самоубийства. Попытка самоубийства называется серьёзной, если она могла привести к смерти с большой вероятностью. Попытки суицида, в зависимости от выбранного способа самоубийства, способны повредить здоровье человека.

Неудавшиеся самоубийцы склонны доводить начатое до конца.

Непосредственно перед актом самоубийства у суицидента может проявиться так называемое терминальное поведение — человек как бы «приводит в порядок» свою жизнь: отдаёт долги, закрывает счёт в банке, просит прощения у давних врагов, затевает генеральную уборку в квартире.

Причины самоубийств.

Среди причин самоубийств можно назвать следующие:

-боязнь наказания (страх осуждения со стороны родных или общества у разоблаченных преступников);

-неурядицы в личной жизни:

*тотальный неуспех в романтических или сексуальных отношениях;

*несчастная любовь;

*смерть кого-то из родных или друзей;

*доведение до самоубийства, целенаправленная травля, угрозы, унижения;

*физические издевательства, изнасилования, побои;

*непонимание окружающими, одиночество;

*проблемы на работе, финансовые проблемы;

*нереализованность в жизни (творческая, профессиональная, романтическая);

*проблемы со здоровьем (эвтаназия формально является самоубийством, так как, согласно закону, больной должен вводить препарат себе сам);

*приём наркотиков, алкоголя;

*религиозный фанатизм (обычно распространённый в сектах), ритуальное самоубийство;

*военные (действие по нанесению урона противнику, которое невозможно совершить, не погибнув;

*самоубийство с целью избежания плена;

*терминологически самоубийством является и самопожертвование с целью спасения боевых товарищей);

*вынужденное самоубийство (по приговору суда, под угрозой мучительной смерти или расправы с близкими родственниками);

*самоубийство для сохранения чести (харакири);

*подражательное самоубийство (после аналогичных смертей известных личностей или литературных персонажей);

*желание начать жизнь заново (для верящих в реинкарнацию).

Подростковые самоубийства.

Причины.

Причины подростковых самоубийств: бедность, отношения в семье и со сверстниками, алкоголь и наркотики, неприятности с учёбой, неразделённая любовь, пережитое в детстве насилие, социальная изоляция, неизлечимые болезни, безысходность, ненужность, потерянность.

Повышенный риск самоубийства имеют гомосексуальные подростки, которые совершают попытки суицида в четыре раза чаще.

Способы предотвращения.

Защитные факторы включают в себя высокое чувство собственного достоинства и социальную «связанность», особенно с семьёй и друзьями. Ранняя идентификация и соответствующее лечение расстройств психики — важная часть стратегии профилактики. Эффективными по-прежнему считаются телефоны доверия и центры по оказанию психологической помощи, находящиеся в том числе в учебных заведениях.

 

Религиозная нетерпимость.

Религиозная нетерпимость — это нетерпимость, мотивированная чьими-то личными религиозными убеждениями или практикой, или собственно нетерпимостью к другим религиозным верованиям или практикам как таковым.

Она проявляется как на культурном уровне, так и в качестве части догмы некоторых религиозных групп.

Простое утверждение от лица религии, что её собственная система верования и практики является правильной, а любые противоречащие ей верования являются неправильными, не представляет собой религиозную нетерпимость. В истории было много случаев, когда основные религии терпимо относились к другим практикам. Религиозная нетерпимость — это когда группа (общество, религиозная группа) отказывается терпимо относиться к практикам, личностям или верованиям на религиозной основе.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.168.57 (0.039 с.)