Психологическое профессиоведение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое профессиоведение.



Введение

 

Курс «Психология труда» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин. Дисциплина «Психология труда» отвечает назначению цикла ОПД и государственному образовательному стандарту направления 030300.62 – «Психология» и специальности 030301.65– «Психология».

«Психология труда» содержательно дополняет, конкретизирует и развивает такие дисциплины федерального компонента, как «Общая психология», «Психология личности», «Психодиагностика».

Дисциплина «Психология труда» способствует реализации требований ГОС к уровню подготовки выпускника по направлению 030300.62 – «Психология» и специальности 030301.65 – «Психология».

 

1.1 Цели и задачи изучения дисциплины

Цель курса - сформировать у студентов базу знаний и умений по психологии труда, которая позволила бы им на профессиональной основе организовать трудовой процесс на предприятиях и в учреждениях различного типа, проводить самостоятельные исследования.

Основными образовательными задачами дисциплины являются:

-сформировать у студентов знания в области психологии труда

-сформировать у студентов умения применять полученные знания для решения задач в области психологии труда

 

Требования к уровню освоения программ

В результате изучения курса студенты должны:

знать: основы профессиоведения, профессиональной подготовки, профориентации, профотбора и профессиональной адаптации работника, закономерности развития человека как субъекта труда, психологию работоспособности, вопросы взаимоотношений в процессе труда, психологические причины аварийности и травматизма на производстве, пути социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов;

2) уметь: пользоваться основными методами психологии труда в практических и теоретических целях.

 

1.3 Взаимосвязь с другими дисциплинами основной образовательной программы

Дисциплина связана с такими дисциплинами, как «Общая психология», «Физиология», «Педагогическая психология», «Возрастная психология», «Гендерная психология».

 


2 Объем дисциплин в часах, виды учебной работы и формы контроля

Таблица 2.1 Объем дисциплин (в часах), виды учебной работы и формы контроля

Форма обучения очная

направление 030300.62 - Психология

специальность 030301.65 - Психология

Вид учебной работы Всего Часов по семестрам
           
Аудиторные занятия:              
- лекции              
- практические занятия              
-семинары              
- лабораторные работы              
Самостоятельная работа:              
- курсовая работа 6 (требования см. учебно-метод. пособие «Курсовые работы по психологии»/ Калашникова М.Б., Чувакова О.А.)
- реферат              
- контрольная работа              
               
               
Всего              
Вид итогового контроля экз экз          

 

 


3 Содержание дисциплины

Темы теоретических занятий

3.1.1 Предмет, методы и задачи психологии труда. История психологии труда.

Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия.

Определение основных понятий: труд, профессия, специальность. Субъект труда и его структура. Классификация профессий: по предмету и продукту труда.

Эргатическая система как сложная целеустремленная система. Эргатические функции. Классификация эргатических функций: моноэргатические и полиэргатические; детерминированные и недетерминированные. Проблема распределения функций между человеком и машиной.

Задачи психологии труда: гуманизация труда и повышение его производительности.

Взаимодействие психологии труда с другими науками и с отраслями психологии: общей, педагогической, возрастной, медицинской, социальной, инженерной; с физиологией труда и эргономикой.

Методы психологии труда: изучение продуктов деятельности, специфика методов опроса, наблюдения, эксперимента при изучении предмета психологии труда. Методы «мозгового штурма», групповой дискуссии и экспертный метод.

История и тенденции развития прикладной психологии в сфере профессионального труда. Исследования по психологии труда за рубежом: Ф.Тейлор, Г.Мюнстерберг, О.Липман, Д.Древер, Ф.Баумгартен, Э.Штерн. Исследования по психологии труда в России и Советском Союзе: И.Сеченов, В.Бехтерев, С.Геллерштейн, К.Платонов, Г.Челпанов, В.Мясищев и др..

Психологическое профессиоведение.

Основные определения: профессиография, профессиограмма, психограмма. Схема профессиограммы: общая характеристика профессии, ее производственная характеристика; содержание и характер труда; необходимые знания, умения, навыки; психологическая характеристика профессии; условия труда; сведения о возможности получения профессии.

Методы, применяемые для построения профессиограммы: анализ документации, наблюдение, трудовой метод, эксперимент, алгоритмический метод. Системный анализ трудовой деятельности В.Шадрикова: психологическая структура и система деятельности, системогенез; параметры эффективности трудовой деятельности (производительность, качество, надежность); программа профессиональной деятельности; Современная профессиография на Западе.

Типы профессиографирования: информационное, ориентировочно-диагностическое, конструктивное, психодиагностическое.


Личность в трудовом процессе.

Взаимосвязь типа личность и сферы профессиональной деятельности. Теория Голланда. Типы личности и типы профессиональной среды: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистичный.

Профессиональная направленность: профессиональные установки, трудовая мотивация, интересы. Деление профессиональных мотивов по силе: сильные, умеренные и слабые мотивы. Классификация профессиональных мотивов по регулирующей функции: процессуальные, коллективистические, ситуативные и поощрительные мотивы. Исследования Ф.Тейлора и поощрительная мотивация. Изучение коллективистической и ситуативной мотивации в исследованиях Э.Мейо. Ф.Херцберг: роль процессуально-деятельностной мотивации в побуждении трудовой деятельности. Мотивация и эффективность трудовой деятельности. Мотивация и удовлетворенность трудом.

Когнитивные компоненты в трудовом процессе.

Прогрессивная и регрессивная стадия профессионального развития личности. Профессиональная деформация. Феномен психического выгорания.

Психологические основы профотбора, профориентации, расстановки и аттестации кадров.

Профессионально-важные качества личности. Общие и специальные способности.

Структура профессиональной ориентации (профдиагностика, профпропаганда, профпросвещение, психологическое изучение профессии, консультирование оптанта по результатам профдиагностики).

Профконсультация: директивный и недирективный типы. Диагностическая и воспитательная профконсультация. Психоаналитическое, гуманистическое и активизирующее (развивающая) направления в профконсультации. Психология профессионального самоопределения.

Профессиональный отбор. Условия, при которых преимущественно проводится профессиональный отбор: опасные, требующие повышенной ответственности, предъявляющие повышенные требования к состоянию здоровья и психофизиологическим функциям.

Профессиональная адаптация. Определение адаптации, адаптированнсти, дезадаптации, анадаптации.Основные моменты процесса адаптации: освоение профессии, установление связей с заводским коллективом, приспособление к новым условиям труда и быта. Уровень адаптации: полная и неполная адаптация (по М.П.Жмырикову; А.А.Русалиновой; В.Г.Леонтьеву). Критерии адаптированности: объективные и субъективные.О.Н.Шкаратан, В.Г.Подмарков, В.Д.Шадриков, В.А.Калмык и Г.А.Сильченко о сроках адаптационного процесса. Факторы адаптации: мотивация, профессиональная подготовка, способности.

Участие психологической службы в аттестация кадров: методы и организационные основы

Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов. Восстановление трудоспособности лиц, имеющих инвалидность. Организация службы надомной работы. Подбор профессии для инвалидов.

 

Составление профессиограммы

Цель: Научить студентов составлять профессиограмму профессии.

Вопрос для обсуждения: составление профессиограммы.

Задание: студенты составляют профессиограмму профессии «психолог».

Литература.

1. Носкова О.Г. Психология труда. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. Е.А.Климова. – М.: Академия, 2004. – с. 193-238.

2.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – с. 193-238.

3.Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие.- Спб.: Питер, 2006. С.140-153; 238-274.

 

Безопасность труда

Цель: Обсудить вопросы безопасности труда на производстве.

Вопросы для обсуждения:

1. Как понимал Марбе роль личностного фактора травматизма?

2. В чем суть «Теста горошин»?

3. Что означает термин «человеческий фактор травматизма и аварийности»?

4. Каковы пути преодоления отказов по вине персонала?

5. Каковы правовые гарантии жизни и здоровья человека в профессиональном труде в России?

6. Каковы принципы концепции безопасности Д.Петерсона?

7. Укажите причины отказов для ситуаций аварий и несчастных случаев. Отметьте пути их профилактики.

Задание: студенты проводят психологическую экспертизу дорожно-транспортного происшествия.

Литература.

1. Носкова О.Г. Психология труда. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. Е.А.Климова. – М.: Академия, 2004. – с. 291-299.

2. Психология труда. Учебник для студентов высших учебных заведений. / Карпов А.В., Конева Е.В., Маркова Е.В. и др. Под ред. А.В.Карпова. – М.: Владос-Пресс, 2004. – с. 311-316.

3. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие.- Спб.:

Питер,2006. С. 192-201.

4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевской и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – с. 480-485.

 

Таблица 3.1 - Распределение часов по семестрам и видам учебных занятий

 

 

Вид занятия Формы обучения
очная  
     
семестр        
    срс            
Теоретические занятия                
3.1.1                    
3.1.2                    
3.1.3                    
3.1.4                    
3.1.5                    
3.1.6                    
3.1.7                    
3.1.8                    
3.1.9                    
Семинарские занятия                    
3.2.1                    
3.2.2                    
3.2.3                    
3.2.4                    
3.2.5                    
3.2.6                    
3.2.7                    
3.2.8                    
3.2.9                    
3.2.10                    
3.2.11                    
3.2.12                    
3.2.13                    
3.2.14                    
3.2.15                    
3.2.16                    
3.2.17                    
3.2.18                    
3.2.19                    
3.2.20                    
3.2.21                    
3.2.22                    
3.2.23                    
3.2.24                    
3.2.25                    
СРС                    
Всего          
Форма контроля Экзамен        
                         

 

Учебно-методическое обеспечение

4.1 Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевского и др. Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. СПб: Питер, 2003. – 560с.

2. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие.-Спб. Питер.2006.-479 с.

Дополнительная литература:

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2004. – 508 с.

4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Академический проект, 2009. – 943с.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2004. – 301 с.

6. Марищук В.Л. Критерии профессиональной пригодности в отборе.//Хрестоматия по инженерной психологии: Учебное пособие. Под ред. Б.А. Душкова.: Ш.: Высш. шк., 1991. – 287с.

7. Носкова О.Г. Психология труда. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. Е.А.Климова. – М.: Академия, 2004.

8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.

9. Применение многофакторного личностного опросника Кеттелла в практике профориентационной работы. Методические рекомендации. /Авт.-сост. Н.А.Сырникова. – Великий Новгород: НРЦРО, 1998. – 52 с.

10. Психология труда. Учебник для студентов высших учебных заведений./ Карпов А.В., Конева Е.В., Маркова Е.В. и др. Под ред. А.В.Карпова.- М.: Владос - Пресс, 2004.- 207с.

11. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Наука, 2004. – 214 с.

12. Шадриков В.Д. Системный подход к изучению деятельности.// Хрестоматия по инженерной психологии: учебное пособие. М.: Высшая школа, 1991. С.171-183..

 

 

Вопросы к экзамену

1. Предмет, цели, задачи, методы психологии труда.

2. История психологии труда в России и за рубежом.

3. Профессиография: типы, структура и методы составления профессиограмм.

4. Профессионально-важные качества личности и их определение.

5. Профессиональная деформация.

6. Профессиональная ориентация.

7. Профессиональная консультация.

8. Задачи и методы профотбора.

9. Проблемы производственной адаптации.

10. Текучесть кадров и пути борьбы с ней.

11. Аттестация кадров в промышленности и торговле.

12. Трудовое обучение.

13. Трудовой пост и рабочее место.

14. Профессиональная мотивация.

15. Оперативная память

16. Оперативное мышление.

17. Восприятие в трудовом процессе.

18. Характеристики внимания в трудовом процессе

19. Эмоции в труде.

20. Соматография

21. Состояния человека в труде.

22. Работоспособность и пути ее повышения.

23. Стресс в трудовом процессе и пути борьбы с дистрессом.

24. Обеспечение безопасности труда.

25. Психологические аспекты профессиональной и социальной реабилитации.

26. Индивидуальный стиль трудовой деятельности.

27. Психологический климат в производственном коллективе и способы его определения.

28. Производственные конфликты и способы борьбы с ними.

29. Психологические проблемы управления трудовым коллективом.

30. Совместимость людей в трудовом процессе.

 

Тест для самопроверки

 


Критерии оценок качества освоения студентами дисциплины

Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины должны устанавливать диапазоны баллов рейтинга и требования к знаниям, умениям и навыкам для достижения уровней:

- пороговый (оценка «удовлетворительно») –60-74%;

- стандартный (оценка «хорошо») – 75-89%;

- эталонный (оценка «отлично») – 90-100%.

 

Таблица 4.1 – Критерии оценки качества усвоения дисциплины

Критерий В рамках формируемых знаний, умений студент демонстрирует
Пороговый знание и понимание теоретического содержания курса с незначительными пробелами; несформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, низкое качество выполнения учебных заданий, низкий уровень мотивации учения;
Стандартный полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; недостаточную сформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях; достаточное качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий; средний уровень мотивации учения;
Эталонный полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; сформированность необходимых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, высокое качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий (оценены числом баллов, близким к максимальному); высокий уровень мотивации учения.

 


Приложение А

Карта учебно-методического обеспечения

дисциплины Психология труда

Специальность и направление психология Формы обучения очная/заочная Часов: всего 110; лекций 17; семин. зан. 25; СРС и виды инд.раб. (курсов.) 68

Факультет ППФ, Обеспечивающая кафедра психологии, Курс 3, Семестры 5.

 

Таблица 1- Обеспечение дисциплины учебными изданиями

Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.) Вид занятия, в котором используется Число часов, обеспечивае­мых изданием Кол. экз. в библ.НовГУ (на каф.) Примечание
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевского и др. Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. СПб: Питер, 2003. – 560с. Лекции, семинары срс   7+20  
Толочек В.А. Психология труда. – СПб.: Питер, 2005. – 385 с. Лекции, семинары      

 

Таблица 2 - Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями

Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.) Вид занятия, в котором используется Число часов, обеспечивае­мых изданием Кол. экз. в библ.НовГУ (на каф.) Примечание
Рабочая программа Сырникова Н.А. Лк,сем.,срс     2010 г. http://www.novsu.ru/study/umk/  
Применение многофакторного личностного опросника Кеттелла в практике профориентационной работы. Методические рекомендации. /Авт-сост. Н.А.Сырникова. – Великий Новгород: НРЦРО, 1998 Лк,сем.срс     Электронный вариант на кафедре психологии
Бодров В.А. Современные исследования фундаментальных и прикладных проблем психологии профессиональной деятельности. // Психологический журнал. 2008. Т.29. №5. С.83- Лк,сем.,срс      
Бодров В.А. Развитие учения о профессиональном утомлении человека. Часть1.Категория «утомление» в системе представлений о функциональном состоянии и деятельности человека.// Психологический журнал. 2010. Т.31. №3. С.46-57. Лк,сем.,срс      

 

Действительно для 2010/2011 учебного года

Учебно-методическое обеспечение дисциплины ________ %.

Зав. кафедрой психологии ____________ / Калашникова М.Б. /

_____ _________________ 2010 г.

 

Действительно для 2011/2012 учебного года

Учебно-методическое обеспечение дисциплины ________ %.

Зав. кафедрой психологии ____________ / Калашникова М.Б. /

_____ _________________ 20 г.

 

Введение

 

Курс «Психология труда» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин. Дисциплина «Психология труда» отвечает назначению цикла ОПД и государственному образовательному стандарту направления 030300.62 – «Психология» и специальности 030301.65– «Психология».

«Психология труда» содержательно дополняет, конкретизирует и развивает такие дисциплины федерального компонента, как «Общая психология», «Психология личности», «Психодиагностика».

Дисциплина «Психология труда» способствует реализации требований ГОС к уровню подготовки выпускника по направлению 030300.62 – «Психология» и специальности 030301.65 – «Психология».

 

1.1 Цели и задачи изучения дисциплины

Цель курса - сформировать у студентов базу знаний и умений по психологии труда, которая позволила бы им на профессиональной основе организовать трудовой процесс на предприятиях и в учреждениях различного типа, проводить самостоятельные исследования.

Основными образовательными задачами дисциплины являются:

-сформировать у студентов знания в области психологии труда

-сформировать у студентов умения применять полученные знания для решения задач в области психологии труда

 

Требования к уровню освоения программ

В результате изучения курса студенты должны:

знать: основы профессиоведения, профессиональной подготовки, профориентации, профотбора и профессиональной адаптации работника, закономерности развития человека как субъекта труда, психологию работоспособности, вопросы взаимоотношений в процессе труда, психологические причины аварийности и травматизма на производстве, пути социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов;

2) уметь: пользоваться основными методами психологии труда в практических и теоретических целях.

 

1.3 Взаимосвязь с другими дисциплинами основной образовательной программы

Дисциплина связана с такими дисциплинами, как «Общая психология», «Физиология», «Педагогическая психология», «Возрастная психология», «Гендерная психология».

 


2 Объем дисциплин в часах, виды учебной работы и формы контроля

Таблица 2.1 Объем дисциплин (в часах), виды учебной работы и формы контроля

Форма обучения очная

направление 030300.62 - Психология

специальность 030301.65 - Психология

Вид учебной работы Всего Часов по семестрам
           
Аудиторные занятия:              
- лекции              
- практические занятия              
-семинары              
- лабораторные работы              
Самостоятельная работа:              
- курсовая работа 6 (требования см. учебно-метод. пособие «Курсовые работы по психологии»/ Калашникова М.Б., Чувакова О.А.)
- реферат              
- контрольная работа              
               
               
Всего              
Вид итогового контроля экз экз          

 

 


3 Содержание дисциплины

Темы теоретических занятий

3.1.1 Предмет, методы и задачи психологии труда. История психологии труда.

Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия.

Определение основных понятий: труд, профессия, специальность. Субъект труда и его структура. Классификация профессий: по предмету и продукту труда.

Эргатическая система как сложная целеустремленная система. Эргатические функции. Классификация эргатических функций: моноэргатические и полиэргатические; детерминированные и недетерминированные. Проблема распределения функций между человеком и машиной.

Задачи психологии труда: гуманизация труда и повышение его производительности.

Взаимодействие психологии труда с другими науками и с отраслями психологии: общей, педагогической, возрастной, медицинской, социальной, инженерной; с физиологией труда и эргономикой.

Методы психологии труда: изучение продуктов деятельности, специфика методов опроса, наблюдения, эксперимента при изучении предмета психологии труда. Методы «мозгового штурма», групповой дискуссии и экспертный метод.

История и тенденции развития прикладной психологии в сфере профессионального труда. Исследования по психологии труда за рубежом: Ф.Тейлор, Г.Мюнстерберг, О.Липман, Д.Древер, Ф.Баумгартен, Э.Штерн. Исследования по психологии труда в России и Советском Союзе: И.Сеченов, В.Бехтерев, С.Геллерштейн, К.Платонов, Г.Челпанов, В.Мясищев и др..

Психологическое профессиоведение.

Основные определения: профессиография, профессиограмма, психограмма. Схема профессиограммы: общая характеристика профессии, ее производственная характеристика; содержание и характер труда; необходимые знания, умения, навыки; психологическая характеристика профессии; условия труда; сведения о возможности получения профессии.

Методы, применяемые для построения профессиограммы: анализ документации, наблюдение, трудовой метод, эксперимент, алгоритмический метод. Системный анализ трудовой деятельности В.Шадрикова: психологическая структура и система деятельности, системогенез; параметры эффективности трудовой деятельности (производительность, качество, надежность); программа профессиональной деятельности; Современная профессиография на Западе.

Типы профессиографирования: информационное, ориентировочно-диагностическое, конструктивное, психодиагностическое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.118 с.)