Стресс на производстве и способы борьбы с ним 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стресс на производстве и способы борьбы с ним



Цель: Сформировать у студентов умение определять стрессовое состояние и бороться с дистрессом.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема стресса на производстве.

2. Методы диагностики стрессового состояния.

Задание: студенты слушают кассету с записью текста аутогенной тренировки и обсуждают результаты.

Литература.

1. Китаев-Смык Л.А. Психологи Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Академический проект, 2009. – 943с.

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевской и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – с. 534-539.

3. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие.- Спб.:

Питер,2006. С. 169-172.

 

Безопасность труда

Цель: Обсудить вопросы безопасности труда на производстве.

Вопросы для обсуждения:

1. Как понимал Марбе роль личностного фактора травматизма?

2. В чем суть «Теста горошин»?

3. Что означает термин «человеческий фактор травматизма и аварийности»?

4. Каковы пути преодоления отказов по вине персонала?

5. Каковы правовые гарантии жизни и здоровья человека в профессиональном труде в России?

6. Каковы принципы концепции безопасности Д.Петерсона?

7. Укажите причины отказов для ситуаций аварий и несчастных случаев. Отметьте пути их профилактики.

Задание: студенты проводят психологическую экспертизу дорожно-транспортного происшествия.

Литература.

1. Носкова О.Г. Психология труда. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. Е.А.Климова. – М.: Академия, 2004. – с. 291-299.

2. Психология труда. Учебник для студентов высших учебных заведений. / Карпов А.В., Конева Е.В., Маркова Е.В. и др. Под ред. А.В.Карпова. – М.: Владос-Пресс, 2004. – с. 311-316.

3. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие.- Спб.:

Питер,2006. С. 192-201.

4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевской и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – с. 480-485.

 

Анализ структуры и качества отношений в организации. Социально-психологический климат в производственной группе

Цель: Обсудить особенности взаимоотношений членов организации, конфликты, причины их предотвращения и преодоления.

Вопросы для обсуждения:

1.Социально-психологический климат и его диагностика.

2.Анализ структуры и качества отношений в организации.

3.Стороны и типы конфликтов. Причины производственных конфликтов. Положительные и отрицательные стороны производственных конфликтов.

4.Пути профилактики конфликтов.

Задание: исследовать психологический климат в учебном коллективе.

Литература.

1. Носкова О.Г. Психология труда. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. Е.А.Климова. – М.: Академия, 2004. – с. 271-286.

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевской и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – с. 441-458.

Руководство и лидерство на предприятиях

Цель: Обсудить проблемы руководства и лидерства на предприятиях.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем состоит разница между руководителем и лидером?

2. В чем сущность личностного подхода к исследованию процесса управления?

3. В чем сущность поведенческого подхода к исследованию процесса управления?

4. Ситуативный подход в управлении?

5. Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя.

Задание: оценка качеств руководителя с помощью опросников.

Литература.

1. Носкова О.Г. Психология труда. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. Е.А.Климова. – М.: Академия, 2004. – с. 287-290.

2. Психология труда. Учебник для студентов высших учебных заведений. / Карпов А.В., Конева Е.В., Маркова Е.В. и др. Под ред. А.В.Карпова. – М.: Владос-Пресс, 2004. – с. 162-174; с. 237-248.

3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевской и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – с. 459-464.

Совместимость людей в производственной группе

Цель: Обсудить проблему совместимости людей в производственной группе.

Вопросы для обсуждения:

1. Определение понятия «совместимость».

2. Совместимость и срабатываемость.

3. Параметры по которым оценивается совместимость.

4. Исследования совместимости в современной психологии труда.

5. Методы оценки совместимости.

Задание: составить план исследования совестимости работников конкретного коллектива.

Литература.

1. Методы социальной психологии. / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. – с. 161-167.

2. Носкова О.Г. Психология труда. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. Е.А.Климова. – М.: Академия, 2004. – с. 278-280.

3.3 Содержание самостоятельной работы

3.3.1 Подготовка к занятиям.

3.3.2 Подготовка докладов по следующим темам:

- Теория информации в оценке деятельности человека.

- Анализ деятельности оператора в режиме слежения.

- Системный подход как основа исследований по психологии труда.

- Особенности подготовки пользователя ЭВМ.

- Профориентационные игры в школе.

- Использование психоанализа в профконсультационной работе.

- Аутогенная тренировка как метод борьбы со стрессом.

Литература:

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2004. – 301 с.

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевского и др. Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. СПб: Питер, 2003. – 560с.

3. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие.-Спб. Питер.2006.-479 с.

4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Академический проект, 2009. – 943с.

Таблица 3.1 - Распределение часов по семестрам и видам учебных занятий

 

 

Вид занятия Формы обучения
очная  
     
семестр        
    срс            
Теоретические занятия                
3.1.1                    
3.1.2                    
3.1.3                    
3.1.4                    
3.1.5                    
3.1.6                    
3.1.7                    
3.1.8                    
3.1.9                    
Семинарские занятия                    
3.2.1                    
3.2.2                    
3.2.3                    
3.2.4                    
3.2.5                    
3.2.6                    
3.2.7                    
3.2.8                    
3.2.9                    
3.2.10                    
3.2.11                    
3.2.12                    
3.2.13                    
3.2.14                    
3.2.15                    
3.2.16                    
3.2.17                    
3.2.18                    
3.2.19                    
3.2.20                    
3.2.21                    
3.2.22                    
3.2.23                    
3.2.24                    
3.2.25                    
СРС                    
Всего          
Форма контроля Экзамен        
                         

 

Учебно-методическое обеспечение

4.1 Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевского и др. Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. СПб: Питер, 2003. – 560с.

2. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие.-Спб. Питер.2006.-479 с.

Дополнительная литература:

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2004. – 508 с.

4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Академический проект, 2009. – 943с.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2004. – 301 с.

6. Марищук В.Л. Критерии профессиональной пригодности в отборе.//Хрестоматия по инженерной психологии: Учебное пособие. Под ред. Б.А. Душкова.: Ш.: Высш. шк., 1991. – 287с.

7. Носкова О.Г. Психология труда. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. Е.А.Климова. – М.: Академия, 2004.

8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.

9. Применение многофакторного личностного опросника Кеттелла в практике профориентационной работы. Методические рекомендации. /Авт.-сост. Н.А.Сырникова. – Великий Новгород: НРЦРО, 1998. – 52 с.

10. Психология труда. Учебник для студентов высших учебных заведений./ Карпов А.В., Конева Е.В., Маркова Е.В. и др. Под ред. А.В.Карпова.- М.: Владос - Пресс, 2004.- 207с.

11. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Наука, 2004. – 214 с.

12. Шадриков В.Д. Системный подход к изучению деятельности.// Хрестоматия по инженерной психологии: учебное пособие. М.: Высшая школа, 1991. С.171-183..

 

 

Педагогические контрольные (испытательные) материалы

Вопросы к экзамену

1. Предмет, цели, задачи, методы психологии труда.

2. История психологии труда в России и за рубежом.

3. Профессиография: типы, структура и методы составления профессиограмм.

4. Профессионально-важные качества личности и их определение.

5. Профессиональная деформация.

6. Профессиональная ориентация.

7. Профессиональная консультация.

8. Задачи и методы профотбора.

9. Проблемы производственной адаптации.

10. Текучесть кадров и пути борьбы с ней.

11. Аттестация кадров в промышленности и торговле.

12. Трудовое обучение.

13. Трудовой пост и рабочее место.

14. Профессиональная мотивация.

15. Оперативная память

16. Оперативное мышление.

17. Восприятие в трудовом процессе.

18. Характеристики внимания в трудовом процессе

19. Эмоции в труде.

20. Соматография

21. Состояния человека в труде.

22. Работоспособность и пути ее повышения.

23. Стресс в трудовом процессе и пути борьбы с дистрессом.

24. Обеспечение безопасности труда.

25. Психологические аспекты профессиональной и социальной реабилитации.

26. Индивидуальный стиль трудовой деятельности.

27. Психологический климат в производственном коллективе и способы его определения.

28. Производственные конфликты и способы борьбы с ними.

29. Психологические проблемы управления трудовым коллективом.

30. Совместимость людей в трудовом процессе.

 

Тест для самопроверки

 


Критерии оценок качества освоения студентами дисциплины

Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины должны устанавливать диапазоны баллов рейтинга и требования к знаниям, умениям и навыкам для достижения уровней:

- пороговый (оценка «удовлетворительно») –60-74%;

- стандартный (оценка «хорошо») – 75-89%;

- эталонный (оценка «отлично») – 90-100%.

 

Таблица 4.1 – Критерии оценки качества усвоения дисциплины

Критерий В рамках формируемых знаний, умений студент демонстрирует
Пороговый знание и понимание теоретического содержания курса с незначительными пробелами; несформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, низкое качество выполнения учебных заданий, низкий уровень мотивации учения;
Стандартный полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; недостаточную сформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях; достаточное качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий; средний уровень мотивации учения;
Эталонный полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; сформированность необходимых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, высокое качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий (оценены числом баллов, близким к максимальному); высокий уровень мотивации учения.

 


Приложение А

Карта учебно-методического обеспечения

дисциплины Психология труда

Специальность и направление психология Формы обучения очная/заочная Часов: всего 110; лекций 17; семин. зан. 25; СРС и виды инд.раб. (курсов.) 68

Факультет ППФ, Обеспечивающая кафедра психологии, Курс 3, Семестры 5.

 

Таблица 1- Обеспечение дисциплины учебными изданиями

Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.) Вид занятия, в котором используется Число часов, обеспечивае­мых изданием Кол. экз. в библ.НовГУ (на каф.) Примечание
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевского и др. Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. СПб: Питер, 2003. – 560с. Лекции, семинары срс   7+20  
Толочек В.А. Психология труда. – СПб.: Питер, 2005. – 385 с. Лекции, семинары      

 

Таблица 2 - Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями

Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.) Вид занятия, в котором используется Число часов, обеспечивае­мых изданием Кол. экз. в библ.НовГУ (на каф.) Примечание
Рабочая программа Сырникова Н.А. Лк,сем.,срс     2010 г. http://www.novsu.ru/study/umk/  
Применение многофакторного личностного опросника Кеттелла в практике профориентационной работы. Методические рекомендации. /Авт-сост. Н.А.Сырникова. – Великий Новгород: НРЦРО, 1998 Лк,сем.срс     Электронный вариант на кафедре психологии
Бодров В.А. Современные исследования фундаментальных и прикладных проблем психологии профессиональной деятельности. // Психологический журнал. 2008. Т.29. №5. С.83- Лк,сем.,срс      
Бодров В.А. Развитие учения о профессиональном утомлении человека. Часть1.Категория «утомление» в системе представлений о функциональном состоянии и деятельности человека.// Психологический журнал. 2010. Т.31. №3. С.46-57. Лк,сем.,срс      

 

Действительно для 2010/2011 учебного года

Учебно-методическое обеспечение дисциплины ________ %.

Зав. кафедрой психологии ____________ / Калашникова М.Б. /

_____ _________________ 2010 г.

 

Действительно для 2011/2012 учебного года

Учебно-методическое обеспечение дисциплины ________ %.

Зав. кафедрой психологии ____________ / Калашникова М.Б. /

_____ _________________ 20 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.064 с.)