Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-психологические аспекты трудового процессаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Социально-психологический климат в производственном коллективе. Психологическая атмосфера и психологический климат. Факторы, влияющие на психологический климат: факторы микросреды и факторы макросреды. Методы исследования социально-психологического климата на производстве: методика А.Н.Лутошкина, опросники. Совместимость людей в производственной группе. Уровни совместимости. Виды совместимости, по К.К.Платонову: физиологическая, психофизиологическая, психологическая, социально-психологическая. Показатели совместимости: по результатам труда, по энергетическим затратам, по субъективной удовлетворённости совместной деятельностью. Методы оценки совместимости. Использование интегративных методов для оценки совместимости в группах. Дифференциально-психологические оценки эффективности групповой работы. Профессиональные конфликты и пути их преодоления и предотвращения. Определение конфликта и специфика производственных конфликтов. Мотивационная и когнитивная концепции конфликтного поведения. Стороны конфликта. Типология конфликта М.Дойча: подлинный, условный, смещенный, неверно приписанный, латентный, сложный. Типология конфликтов А.Г.Ковалева: по времени возникновения, по причине возникновения, по объему, по длительности, по дальнейшему влиянию, по специфике сторон. Функции конфликта: деструктивные и конструктивные. Стратегии конфликтного поведения: соперничающая, кооперативная, уступающая, избегающая, бездействующая. Динамика конфликта. Пути предотвращения и преодоления конфликтов. Психология безопасности в труде. Актуальность проблемы безопасности труда. Аварийная ситуация. Общие показатели предрасположенности человека к опасности: направленность, психофизиологические возможности, состояния человека и др. Производственные факторы, создающие угрозу несчастного случая на производстве: санитарно-гигиенические условия труда, социально-психологические условия труда, режим труда и отдыха, организация рабочего места. Пути повышения безопасности труда: устранение отрицательных объективных и субъективных причин несчастных случаев на производстве.
3. 2 Темы семинарских занятий Предмет и методы психологии труда. Классификация профессий Цель: Обсудить определение предмета психологии труда, методы психологии труда, классификации профессий, историю возникновения и развития психологии труда.
Вопросы для обсуждения: 1. Предмет психологии труда. 2. Базовые понятия психологии труда: «труд», «задача». «работа», «профессия», «специальность». 3. Классификации профессий. 4. Методы психологии труда. Задание: определить к какой категории относится ряд предложенных профессий. Литература. 1. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – с. 103-294. 2. Котелова Ю.В. Очерки психологии труда. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – с. 10-14; с. 27-28. 3. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие.-Спб.: Питер, 2006. С.12-38; 58-85; 129-163.
Краткая история возникновения и развития психологии труда Цель: Обсудить историю развития психологии труда в России и за рубежом. Вопросы для обсуждения: 1. История психологии труда и смежных направлений в России конца XIX первой половины XX века. 2. Психология труда в России второй половины XX- начала XXI века. 3. Психология труда, индустриальная и организационная психология за рубежом. Задание: законспектировать «Очерки психологии труда» Ю.В.Котеловой. Литература. 1. Котелова Ю.В. Очерки психологии труда. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – с. 27-78. 2. Носкова О.Г. Психология труда. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. Е.А.Климова. – М.: Академия, 2004. – с. 5-35. 4. Психология труда. Учебник для студентов высших учебных заведений. / Карпов А.В., Конева Е.В., Маркова Е.В. и др. Под ред. А.В.Карпова. – М.: Владос-Пресс, 2004. – с. 31-44. 5. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие.-Спб.: Питер, 2006. С.39-57.
Анализ профессиональной деятельности Цель: Обсудить проблемы анализа профессиональной деятельности для целей психологии труда. Вопросы для обсуждения: 1. Системный анализ профессиональной деятельности. 2. Схема анализа профессиональной деятельности, предложенная Е.Климовым. 3. Основные методы анализа профессиональной деятельности. Задание: по схеме Климова проанализировать одну из сфер профессиональной деятельности.
Литература. 1. Носкова О.Г. Психология труда. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. Е.А.Климова. – М.: Академия, 2004. – с. 36-84. 2. Психология труда. Учебник для студентов высших учебных заведений. / Карпов А.В., Конева Е.В., Маркова Е.В. и др. Под ред. А.В.Карпова. – М.: Владос-Пресс, 2004. – с. 51-80. 3. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие.-Спб.: Питер, 2006. С.140-144. 4. Шадриков В.Д. Системный подход к изучению деятельности.// Хрестоматия по инженерной психологии: учебное пособие. М.: Высшая школа, 1991. С.171-183. Задание: Законспектировать основные понятия монографии В.Д.Шадрикова 3.2.4 Эргатическая система и эргатические функции. Трудовой пост Цель: Обсудить проблематику, связанную с определением структуры и функций эргатической системы. Обсудить вопросы организации рабочего поста. Вопросы для обсуждения: 1. Что такое «эргатическая система»? 2. Какие существуют классификации эргатических систем? 3. Что такое «эргатическая функция»? 4. Какие эргатические функции выделяют? 5. В чем сущность проблемы распределения функций между человеком и машиной? Задание: описать структуру трудового поста? Литература 1.Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – с. 49-64. 2.Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие.- Спб.: Питер, 2006. С.110-114.
Психологическое описание профессии Цель: Научить студентов пользоваться опросником О.Липмана. Вопросы для обсуждения: 1.Способы психологического описания профессии. 2.Описание профессии с помощью опросника О.Липмана. Задание: составить психологическое описание профессии «психолог». Литература. 1. Носкова О.Г. Психология труда. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. Е.А.Климова. – М.: Академия, 2004. – с. 40-43, 331-340. 2. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие.- Спб.: Питер, 2006. С.238-240.
Изучение профессиональной мотивации Цель: Научить студентов исследовать профессиональную мотивацию. Вопросы для обсуждения: способы изучения профессиональной мотивации. Задание: студенты исследуют мотивацию с помощью опросников «Мотивация», «Мотивы выбора профессии», опросников Элерса и обсуждают полученные результатов. Литература. 1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевской и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – с. 386-390. 2. Психология труда. Учебник для студентов высших учебных заведений. / Карпов А.В., Конева Е.В., Маркова Е.В. и др. Под ред. А.В.Карпова. – М.: Владос-Пресс, 2004. – с.212-222.
Определение профессиональных интересов Цель: Научить студентов исследовать профессиональные интересы человека. Вопрос для обсуждения: способы определения профессиональных интересов. Задание: студенты определяют свои профессиональные интересы с помощью «Карты интересов» А.Е.Голомштока, опросника «ДДО» и обсуждают полученные результаты. Литература. 1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – с.207-225. 2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевской и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – 374-385.
Инженерно-психологическая оценка технического устройства, соматография Цель: Сформировать у студентов умение составлять соматограммы и производить инженерно-психологическую оценку технического устройства. Вопросы для обсуждения: 1.Соматография. 2.Инженерно-психологическая оценка Задание: составить соматограмму, отражающую собственные характеристики. Литература. 1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевской и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2003. –С.474-480.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.92.5 (0.006 с.) |