Социально-психологические аспекты трудового процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологические аспекты трудового процесса



Социально-психологический климат в производственном коллективе. Психологическая атмосфера и психологический климат. Факторы, влияющие на психологический климат: факторы микросреды и факторы макросреды. Методы исследования социально-психологического климата на производстве: методика А.Н.Лутошкина, опросники.

Совместимость людей в производственной группе. Уровни совместимости. Виды совместимости, по К.К.Платонову: физиологическая, психофизиологическая, психологическая, социально-психологическая. Показатели совместимости: по результатам труда, по энергетическим затратам, по субъективной удовлетворённости совместной деятельностью. Методы оценки совместимости. Использование интегративных методов для оценки совместимости в группах. Дифференциально-психологические оценки эффективности групповой работы.

Профессиональные конфликты и пути их преодоления и предотвращения. Определение конфликта и специфика производственных конфликтов. Мотивационная и когнитивная концепции конфликтного поведения. Стороны конфликта. Типология конфликта М.Дойча: подлинный, условный, смещенный, неверно приписанный, латентный, сложный. Типология конфликтов А.Г.Ковалева: по времени возникновения, по причине возникновения, по объему, по длительности, по дальнейшему влиянию, по специфике сторон. Функции конфликта: деструктивные и конструктивные. Стратегии конфликтного поведения: соперничающая, кооперативная, уступающая, избегающая, бездействующая. Динамика конфликта. Пути предотвращения и преодоления конфликтов.

Психология безопасности в труде.

Актуальность проблемы безопасности труда. Аварийная ситуация. Общие показатели предрасположенности человека к опасности: направленность, психофизиологические возможности, состояния человека и др. Производственные факторы, создающие угрозу несчастного случая на производстве: санитарно-гигиенические условия труда, социально-психологические условия труда, режим труда и отдыха, организация рабочего места. Пути повышения безопасности труда: устранение отрицательных объективных и субъективных причин несчастных случаев на производстве.

 

 

3. 2 Темы семинарских занятий

Предмет и методы психологии труда. Классификация профессий

Цель: Обсудить определение предмета психологии труда, методы психологии труда, классификации профессий, историю возникновения и развития психологии труда.

 


Вопросы для обсуждения:

1. Предмет психологии труда.

2. Базовые понятия психологии труда: «труд», «задача». «работа», «профессия», «специальность».

3. Классификации профессий.

4. Методы психологии труда.

Задание: определить к какой категории относится ряд предложенных профессий.

Литература.

1. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – с. 103-294.

2. Котелова Ю.В. Очерки психологии труда. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – с. 10-14; с. 27-28.

3. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие.-Спб.: Питер, 2006. С.12-38; 58-85; 129-163.

 

Краткая история возникновения и развития психологии труда

Цель: Обсудить историю развития психологии труда в России и за рубежом.

Вопросы для обсуждения:

1. История психологии труда и смежных направлений в России конца XIX первой половины XX века.

2. Психология труда в России второй половины XX- начала XXI века.

3. Психология труда, индустриальная и организационная психология за рубежом.

Задание: законспектировать «Очерки психологии труда» Ю.В.Котеловой.

Литература.

1. Котелова Ю.В. Очерки психологии труда. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – с. 27-78.

2. Носкова О.Г. Психология труда. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. Е.А.Климова. – М.: Академия, 2004. – с. 5-35.

4. Психология труда. Учебник для студентов высших учебных заведений. / Карпов А.В., Конева Е.В., Маркова Е.В. и др. Под ред. А.В.Карпова. – М.: Владос-Пресс, 2004. – с. 31-44.

5. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие.-Спб.: Питер, 2006. С.39-57.

 

Анализ профессиональной деятельности

Цель: Обсудить проблемы анализа профессиональной деятельности для целей психологии труда.

Вопросы для обсуждения:

1. Системный анализ профессиональной деятельности.

2. Схема анализа профессиональной деятельности, предложенная Е.Климовым.

3. Основные методы анализа профессиональной деятельности.

Задание: по схеме Климова проанализировать одну из сфер профессиональной деятельности.

 

Литература.

1. Носкова О.Г. Психология труда. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. Е.А.Климова. – М.: Академия, 2004. – с. 36-84.

2. Психология труда. Учебник для студентов высших учебных заведений. / Карпов А.В., Конева Е.В., Маркова Е.В. и др. Под ред. А.В.Карпова. – М.: Владос-Пресс, 2004. – с. 51-80.

3. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие.-Спб.: Питер, 2006. С.140-144.

4. Шадриков В.Д. Системный подход к изучению деятельности.// Хрестоматия по инженерной психологии: учебное пособие. М.: Высшая школа, 1991. С.171-183.

Задание: Законспектировать основные понятия монографии В.Д.Шадрикова

3.2.4 Эргатическая система и эргатические функции. Трудовой пост Цель: Обсудить проблематику, связанную с определением структуры и функций эргатической системы. Обсудить вопросы организации рабочего поста.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое «эргатическая система»?

2. Какие существуют классификации эргатических систем?

3. Что такое «эргатическая функция»?

4. Какие эргатические функции выделяют?

5. В чем сущность проблемы распределения функций между человеком и машиной?

Задание: описать структуру трудового поста?

Литература

1.Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – с. 49-64.

2.Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие.- Спб.: Питер, 2006. С.110-114.

 

Психологическое описание профессии

Цель: Научить студентов пользоваться опросником О.Липмана.

Вопросы для обсуждения:

1.Способы психологического описания профессии.

2.Описание профессии с помощью опросника О.Липмана.

Задание: составить психологическое описание профессии «психолог».

Литература.

1. Носкова О.Г. Психология труда. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. Е.А.Климова. – М.: Академия, 2004. – с. 40-43, 331-340.

2. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие.- Спб.:

Питер, 2006. С.238-240.

 

Изучение профессиональной мотивации

Цель: Научить студентов исследовать профессиональную мотивацию.

Вопросы для обсуждения: способы изучения профессиональной мотивации.

Задание: студенты исследуют мотивацию с помощью опросников «Мотивация», «Мотивы выбора профессии», опросников Элерса и обсуждают полученные результатов.

Литература.

1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевской и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – с. 386-390.

2. Психология труда. Учебник для студентов высших учебных заведений. / Карпов А.В., Конева Е.В., Маркова Е.В. и др. Под ред. А.В.Карпова. – М.: Владос-Пресс, 2004. – с.212-222.

 

Определение профессиональных интересов

Цель: Научить студентов исследовать профессиональные интересы человека.

Вопрос для обсуждения: способы определения профессиональных интересов.

Задание: студенты определяют свои профессиональные интересы с помощью «Карты интересов» А.Е.Голомштока, опросника «ДДО» и обсуждают полученные результаты.

Литература.

1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – с.207-225.

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевской и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – 374-385.

 

Инженерно-психологическая оценка технического устройства, соматография

Цель: Сформировать у студентов умение составлять соматограммы и производить инженерно-психологическую оценку технического устройства.

Вопросы для обсуждения:

1.Соматография.

2.Инженерно-психологическая оценка

Задание: составить соматограмму, отражающую собственные характеристики.

Литература.

1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевской и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2003. –С.474-480.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.015 с.)