Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-психологические аспекты трудового процессаСодержание книги
Поиск на нашем сайте Социально-психологический климат в производственном коллективе. Психологическая атмосфера и психологический климат. Факторы, влияющие на психологический климат: факторы микросреды и факторы макросреды. Методы исследования социально-психологического климата на производстве: методика А.Н.Лутошкина, опросники. Совместимость людей в производственной группе. Уровни совместимости. Виды совместимости, по К.К.Платонову: физиологическая, психофизиологическая, психологическая, социально-психологическая. Показатели совместимости: по результатам труда, по энергетическим затратам, по субъективной удовлетворённости совместной деятельностью. Методы оценки совместимости. Использование интегративных методов для оценки совместимости в группах. Дифференциально-психологические оценки эффективности групповой работы. Профессиональные конфликты и пути их преодоления и предотвращения. Определение конфликта и специфика производственных конфликтов. Мотивационная и когнитивная концепции конфликтного поведения. Стороны конфликта. Типология конфликта М.Дойча: подлинный, условный, смещенный, неверно приписанный, латентный, сложный. Типология конфликтов А.Г.Ковалева: по времени возникновения, по причине возникновения, по объему, по длительности, по дальнейшему влиянию, по специфике сторон. Функции конфликта: деструктивные и конструктивные. Стратегии конфликтного поведения: соперничающая, кооперативная, уступающая, избегающая, бездействующая. Динамика конфликта. Пути предотвращения и преодоления конфликтов. Психология безопасности в труде. Актуальность проблемы безопасности труда. Аварийная ситуация. Общие показатели предрасположенности человека к опасности: направленность, психофизиологические возможности, состояния человека и др. Производственные факторы, создающие угрозу несчастного случая на производстве: санитарно-гигиенические условия труда, социально-психологические условия труда, режим труда и отдыха, организация рабочего места. Пути повышения безопасности труда: устранение отрицательных объективных и субъективных причин несчастных случаев на производстве.
3. 2 Темы семинарских занятий Предмет и методы психологии труда. Классификация профессий Цель: Обсудить определение предмета психологии труда, методы психологии труда, классификации профессий, историю возникновения и развития психологии труда.
Вопросы для обсуждения: 1. Предмет психологии труда. 2. Базовые понятия психологии труда: «труд», «задача». «работа», «профессия», «специальность». 3. Классификации профессий. 4. Методы психологии труда. Задание: определить к какой категории относится ряд предложенных профессий. Литература. 1. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – с. 103-294. 2. Котелова Ю.В. Очерки психологии труда. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – с. 10-14; с. 27-28. 3. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие.-Спб.: Питер, 2006. С.12-38; 58-85; 129-163.
Краткая история возникновения и развития психологии труда Цель: Обсудить историю развития психологии труда в России и за рубежом. Вопросы для обсуждения: 1. История психологии труда и смежных направлений в России конца XIX первой половины XX века. 2. Психология труда в России второй половины XX- начала XXI века. 3. Психология труда, индустриальная и организационная психология за рубежом. Задание: законспектировать «Очерки психологии труда» Ю.В.Котеловой. Литература. 1. Котелова Ю.В. Очерки психологии труда. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – с. 27-78. 2. Носкова О.Г. Психология труда. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. Е.А.Климова. – М.: Академия, 2004. – с. 5-35. 4. Психология труда. Учебник для студентов высших учебных заведений. / Карпов А.В., Конева Е.В., Маркова Е.В. и др. Под ред. А.В.Карпова. – М.: Владос-Пресс, 2004. – с. 31-44. 5. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие.-Спб.: Питер, 2006. С.39-57.
Анализ профессиональной деятельности Цель: Обсудить проблемы анализа профессиональной деятельности для целей психологии труда. Вопросы для обсуждения: 1. Системный анализ профессиональной деятельности. 2. Схема анализа профессиональной деятельности, предложенная Е.Климовым. 3. Основные методы анализа профессиональной деятельности. Задание: по схеме Климова проанализировать одну из сфер профессиональной деятельности.
Литература. 1. Носкова О.Г. Психология труда. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. Е.А.Климова. – М.: Академия, 2004. – с. 36-84. 2. Психология труда. Учебник для студентов высших учебных заведений. / Карпов А.В., Конева Е.В., Маркова Е.В. и др. Под ред. А.В.Карпова. – М.: Владос-Пресс, 2004. – с. 51-80. 3. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие.-Спб.: Питер, 2006. С.140-144. 4. Шадриков В.Д. Системный подход к изучению деятельности.// Хрестоматия по инженерной психологии: учебное пособие. М.: Высшая школа, 1991. С.171-183. Задание: Законспектировать основные понятия монографии В.Д.Шадрикова 3.2.4 Эргатическая система и эргатические функции. Трудовой пост Цель: Обсудить проблематику, связанную с определением структуры и функций эргатической системы. Обсудить вопросы организации рабочего поста. Вопросы для обсуждения: 1. Что такое «эргатическая система»? 2. Какие существуют классификации эргатических систем? 3. Что такое «эргатическая функция»? 4. Какие эргатические функции выделяют? 5. В чем сущность проблемы распределения функций между человеком и машиной? Задание: описать структуру трудового поста? Литература 1.Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – с. 49-64. 2.Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие.- Спб.: Питер, 2006. С.110-114.
Психологическое описание профессии Цель: Научить студентов пользоваться опросником О.Липмана. Вопросы для обсуждения: 1.Способы психологического описания профессии. 2.Описание профессии с помощью опросника О.Липмана. Задание: составить психологическое описание профессии «психолог». Литература. 1. Носкова О.Г. Психология труда. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. Е.А.Климова. – М.: Академия, 2004. – с. 40-43, 331-340. 2. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие.- Спб.: Питер, 2006. С.238-240.
Изучение профессиональной мотивации Цель: Научить студентов исследовать профессиональную мотивацию. Вопросы для обсуждения: способы изучения профессиональной мотивации. Задание: студенты исследуют мотивацию с помощью опросников «Мотивация», «Мотивы выбора профессии», опросников Элерса и обсуждают полученные результатов. Литература. 1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевской и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – с. 386-390. 2. Психология труда. Учебник для студентов высших учебных заведений. / Карпов А.В., Конева Е.В., Маркова Е.В. и др. Под ред. А.В.Карпова. – М.: Владос-Пресс, 2004. – с.212-222.
Определение профессиональных интересов Цель: Научить студентов исследовать профессиональные интересы человека. Вопрос для обсуждения: способы определения профессиональных интересов. Задание: студенты определяют свои профессиональные интересы с помощью «Карты интересов» А.Е.Голомштока, опросника «ДДО» и обсуждают полученные результаты. Литература. 1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – с.207-225. 2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевской и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – 374-385.
Инженерно-психологическая оценка технического устройства, соматография Цель: Сформировать у студентов умение составлять соматограммы и производить инженерно-психологическую оценку технического устройства. Вопросы для обсуждения: 1.Соматография. 2.Инженерно-психологическая оценка Задание: составить соматограмму, отражающую собственные характеристики. Литература. 1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевской и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2003. –С.474-480.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.009 с.) |