Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическое тестированиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Широкое место в арсенале психологических методов исследования деятельности оператора принадлежит тестам. Тест (от англ. test — испытание, исследование) представляет собой стандартизированную методику психологического измерения, предназначенную для диагностики выраженности у человека психических свойств или состояний при решении практических задач. Психологическое измерение нормируется в величинах межиндивидуальных различий. Тест представляет собой серию относительно кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и пр.). Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний. Тесты разделяются на два основных типа: собственно психологические тесты и тесты достижений (испытания знаний, навыков, уровня общей или профессиональной подготовки). Психологические тесты классифицируются по разным основаниям. В зависимости от способа и возможностей интерпретации полученных результатов различают стандартизированные (формализованные) и нестандартизированные (неформализованные) тесты. В стандартизированных тестах получается объективный показатель обследования в виде показателя качества или продолжительности выполнения задания испытуемыми. При использовании нестандартизированных методик результатом является мнение специалиста, реализующего данную методику. Примером таких тестов являются проективные тесты, применяемые при исследовании свойств личности. По предмету диагностики выделяют тесты способностей, личности и социально-психологические тесты. Тесты способностей представляют собой методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества. Тесты способностей включают задания на интеллект, на проверку творческих способностей, которые используются для определения общей одаренности человека. К ним относятся также тесты на проверку свойств восприятия, памяти, мышления, внимания, психомоторики и др. Эти тесты наиболее широко используются при профессиональном отборе. По способу реализации тесты делятся на бланковые, аппаратурные, опросные, ситуационно-поведенческие, компьютерные. Бланковые методики наиболее широко представлены тестами, позволяющими оценить основные психические процессы человека. С помощью таких методик сравнительно просто выявляются особенности узнавания образов и наблюдательности, концентрации и устойчивости внимания, ассоциации, обобщения, конкретизации, умозаключений, объема оперативной памяти и др. Для оценки количественных и качественных характеристик восприятия используют методики: «Компасы», «Шкалы приборов», «Кубики» и др. Например, методика «Шкалы приборов» (рис. 6.5), предназначена для исследования зрительного восприятия приборной информации и способности быстрой и точной ее оценки. Задачей испытуемого является определить возможно более точно показание каждого прибора. Оценка результатов определяется по времени выполнения задания и числу допущенных ошибок. Для оценки качества внимания: объема, переключения, распределения, концентрации, интенсивности и устойчивости используют корректурные пробы с кольцами (кольца Ландольта), методики: «Перепутанные линии», «Расстановка чисел», «Отыскание чисел с переключением» и др. Например, методика «Красно-черная таблица» предназначена для исследования Рис. 6.5. Бланк теста «Шкалы приборов». Рис. 6.6. Психологический тест «Красно-черная таблица».
способности оператора к переключению и распределению внимания. В таблице (рис. 6.6) изображаются в беспорядке цифры красного и черного цветов (на рисунке они показаны соответственно жирным и светлым шрифтом) от 1 до 24. Испытуемый должен назвать и показать цифры по очереди — одну с начала, другую — с конца ряда чисел, обязательно указывая при этом цвет цифры. Оценка проводится по скорости и точности ответа. Оценку свойств кратковременной и долговременной памяти (объем, точность, длительность, быстрота) проводят по специальным заданиям «Зрительная память», «Слуховая память», «Информационный поиск» и др. Так, для проверки объема оперативной памяти испытуемому предъявляют на несколько секунд таблицу с символами, изображенными на рис. 6.7 (с учетом особенностей исследуемой деятельности). На пустом бланке испытуемый обязан после предъявления таблицы обозначить запомненные символы. Оценка результатов: учитывается общее количество зарисованных фигур и допущенных ошибок. Проверка индивидуальных особенностей мыслительной деятельности осуществляется с помощью специальных методик типа «Установление закономерностей», «Составление фраз», «Исключение понятий», «Силлогизмы» и др. В качестве примера рассмотрим методику «Силлогизмы». Силлогизмом (отгреч. sillogismus) называется умозаключение, состоящее из двух и более суждений (посылок), из которых делается третье суждение (вывод). Подобного рода умозаключения часто приходится делать операторам, деятельность которых связана с принятием решения. Так, им нередко приходится принимать решение о преобладании одного параметра над другим не путем их прямого измерения, а на основании сравнения с третьим параметром [52]. В абстрактной форме эти решения можно представить как силлогизм вида: А больше Б в 2 раза А значительно больше Б __________________ или _____________________ А?В А?В
Рис. 6.7. Бланки тестов для исследования оперативной памяти.
В методике «Силлогизмы» испытуемому предъявляется серия двухпосылочных силлогизмов, на основании которых он должен сделать правильное умозаключение. Оценка задания ведется по времени его выполнения и количеству правильных ответов. В последнее время в инженерной психологии большое внимание уделяется изучению когнитивных стилей деятельности. Для оценки когнитивных стилей разработан ряд специальных тестов: «Скрытые фигуры» (для оценки полезависимости — поленезависимости), «Тест схематизации» (для оценки сглаживания — подчеркивания различий), тесты Дж. Келли и Дж. Биери (для оценки сложности познавательных структур), «Парные фигуры» Кагана (для оценки импульсивности — рефлексивности) и др. Из этой группы тестов довольно широко используется тест «Скрытые фигуры», предложенный Л. Торстоном. Фрагмент теста приведен на рис. 6.8. Задача испытуемого состоит в выявлении простых геометрических фигур (они расположены слева в каждой строке), включенных в состав скрывающего их сложного узора. Оценка результатов ведется по общему числу просмотренных фигур и количеству ошибок. Время выполнения теста (всего 196 фигур) составляет 10 минут. Более высокая эффективность выполнения теста характерна для поленезависимых [126].
Рис. 6.8. Фрагмент теста «Скрытые фигуры».
Для некоторых типов операторской деятельности, и прежде всего для операторов-руководителей и особенно операторов-исследователей предъявляются высокие требования к их творческим способностям. Для проверки этих качеств служат специальные тесты — тесты креативности. Под креативностью (от лат. creatio — созидание) понимается способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации и т. п. В тестах креативности, разработанных П. Торренсом, используются модели творческих процессов, отражающие их природную сложность в различных сферах деятельности. Эти тесты оценивают креативность в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей. Для оценки креативности могут использоваться также специальные опросники. Деятельность оператора в ряде случаев может быть связана с выполнением действий категоризации. К ним относятся такие психологические операции по переработке информации, которые приводят к разбиению некоторого множества сигналов на отдельные подмножества — категории или классы. Различают два основных вида категоризации: бинарную (разбиение на два подмножества) и многоальтернативную [53]. Для исследования таких процессов могут быть использованы психосемантические методики. Психосемантика (от греч. semantikos — обозначающий) — это область психологии, изучающая различные формы существования значений (образы, символы, знаковые формы) в индивидуальном сознании человека, а также влияние эмоциональных мотивационных факторов на формирующуюся у него систему значений. Основным методом психосемантики является построение субъективных семантических пространств, являющихся модельным представлением категориальной структуры индивидуального сознания, на основе которой осуществляется классификация каких-либо объектов, понятий и т. п. на основе анализа их значений. Для построения субъективных семантических пространств используются такие методы, как метод семантического дифференциала (от лат. differentia — разность) и метод семантического радикала (от лат. radikalis — коренной). Их применение позволяет дать характеристику основных образующих индивидуального сознания — смыслов и значений [148]. Одним из довольно распространенных является цветовой тест Люшера. Его применение основано на том, что воздействие цвета может вызвать у человека определенный психологический и физиологический эффект. В тесте используется четыре основных (синий, сине-зеленый, оранжево-красный, светло-желтый) и четыре дополнительных (фиолетовый, коричневый, серый, черный цвета). Испытуемому предлагается расположить карточки с названными цветами в порядке предпочтительности для его восприятия. По расположению карточек делаются выводы о функциональном состоянии, настроении, работоспособности человека, а также о некоторых свойствах его личности. Испытания по тесту Люшера во многих случаях тесно коррелируют с результатами испытаний по методике САН (см. ниже). Рис. 6.9. Прибор «Аттенциометр»: 1 — измерительные приборы; 2 — счетчики импульсов; 3 — модель самолета; 4 – 7 — органы управления. Аппаратурные методики позволяют измерять и регистрировать важные психологические и физиологические показатели оператора. Примером аппаратурного теста для проверки качеств внимания служит прибор «Аттенциометр» (рис. 6.9). На его лицевой панели расположена модель самолета, лампочки, счетчики и измерительные приборы. При работе с аппаратом испытуемый должен, действуя одной рукой, непрерывно корректировать положение самолета, удерживая его в заданном положении. Одновременно он должен следить за лампочками и приборами и, действуя другой рукой, производить заданные переключения органов управления [129]. Таким образом, как и работа с красно-черной таблицей (рис. 6.6), так и работа на аттенциометре требуют от человека одновременного выполнения нескольких действий. Успешное решение задачи в обоих случаях обусловлено прежде всего способностью испытуемого к распределению и своевременному переключению внимания. Аппаратурные тесты широко используются для проверки свойств психомоторики, под которой понимается связь восприятия и движения. Иными словами, психомоторика изучает двигательные реакции человека в ответ на поступивший сигнал. Примерами исследования в этой области является время простой и сложной зрительномоторной и звукомоторной реакции, реакции на движущийся объект, частота тремора (она позволяет оценить способность к тонкой сенсомоторной координации движений). Широко известны методики определения свойств нервной системы, основанные на измерении времени сенсомоторных реакций. Известно, что сила нервной системы характеризуется ее способностью выдерживать сильные или длительные раздражители. Поэтому ряд методик основан на учете физиологического закона силы, проявление которого сводится к тому, что испытуемые со слабой нервной системой лучше реагируют на раздражители слабой интенсивности, а люди с сильной нервной системой — на раздражители высокой интенсивности. В группе других методик испытуемому предлагается в довольно высоком темпе осуществить серию простых сенсомоторных реакций (зрительных или акустических). Чем быстрее ухудшается производительность работы (увеличивается время реакции), тем у испытуемого слабее нервная система. Лабильность нервной системы может оцениваться путем измерения критической частоты слияния (КЧМ) мельканий. Под ней понимается та минимальная частота пробелов, при которой возникает их слитное восприятие. Чем больше КЧМ, тем выше лабильность нервной системы. Подвижность нервных процессов оценивается по предельному темпу сложной реакции выбора из трех альтернатив по методике А.Е. Хильченко [126]. Для оценки свойств нервной системы могут использоваться также специальные опросники [147]. Довольно часто аппаратурные методики применяются для определения мышечной выносливости, под которой в общем случае понимается способность к длительному выполнению деятельности без снижения ее эффективности. Различают динамическую (при подвижных мышцах) и статическую (при неподвижных мышцах) выносливость. Для оценки динамической мышечной выносливости и состояния двигательного анализатора используется специальная методика — теппинг-тест. Обследование заключается в том, что испытуемому предлагают в максимальном темпе работать в течение двух минут на телеграфном ключе. Учитывается общее количество замыканий ключа, которое и характеризует динамическую выносливость. Этот показатель снижается при утомлении. Статическая мышечная выносливость оценивается временем, в течение которого испытуемый удерживает на заданном уровне дозированное по величине усилие. Статическая выносливость зависит от особенностей высшей нервной деятельности и свойств нервной системы. Аппаратурные методики позволяют во многих случаях более полно оценить оператора по сравнению с аналогичными по назначению бланковыми методами. Однако они требуют больших материальных затрат на изготовление и эксплуатацию аппаратуры. Поэтому приборы для психофизиологических исследований стараются делать комбинированными, позволяющими одновременно реализовать несколько различных методик. Некоторые из таких приборов рассматриваются в главе X. Возможности аппаратурных методик расширяются путем использования ЭВМ, с помощью которых реализуются специальные компьютерные тесты. Весьма распространенной разновидностью психологических тестов являются личностные опросники. Они базируются на самооценке испытуемым тех или иных собственных качеств и предназначены для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных черт (характера, темперамента, особенностей мотивационной сферы) и других психологических характеристик, количественным выражением которых служат суммарное число ответов на пункты опросника. Разработаны и применяются различные опросники для диагностики устойчивых черт личности, отдельных видов мотивации, психологических и эмоциональных состояний, профессиональных и других интересов, склонностей, способностей (например, креативности), свойств нервной системы и др. С помощью опросников можно получить информацию, характеризующую личность в широком диапазоне — от особенностей его физического и психического состояния до его морально-этических и общественных взглядов. Вопросы в опросниках группируются таким образом, чтобы ответы на них позволили оценить какие-либо свойства или состояния человека. Эти сгруппированные вопросы носят название шкал; они различаются по наименованию изучаемого свойства или состояния личности (например, шкалы тревожности, активности, интро-экстраверсии, эмоциональной устойчивости и др.). Опросники могут быть одномерными, диагностирующими одну и ту же характеристику, и многомерными, дающими информацию о целом ряде различных характеристик. Опросники применяются в прикладных или исследовательских целях, в индивидуальных или групповых исследованиях. В настоящее время широко используется перевод опросников на компьютерную основу с автоматизированным предъявлением и обработкой результатов [148]. Конкретные примеры построения опросников более детально рассматриваются в конце данной главы. Процедура применения тестов для решения практических задач психологической диагностики (профессионального отбора и обучения, контроля функционального состояния операторов, психологического консультирования, клинической практики и др.) называется тестированием. В процессе тестирования происходит определенное испытание, на основании результатов которого делается вывод о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных качеств у испытуемого. Поскольку для решения многих задач психологической диагностики необходимо измерить у человека не одно, а несколько психологических качеств человека, применяют совокупность тестов, которая называется батареей. Например, батарея тестов для профессионального отбора военных связистов включает в себя такие бланковые методики, как «Корректурная проба с кольцами», «Перепутанные линии», «Отыскание чисел с переключением», «Шкалы приборов», «Компасы», «Датчик» [128]. Независимо от характера решаемых задач процедура тестирования включает в себя три этапа: 1) выбор теста (определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста); 2) проведение тестирования (определяется инструкцией к тесту и методикой его использования); 3) интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования). На всех трех этапах необходимо участие квалифицированного, специально подготовленного человека. К тестам, применяемым для решения задач психологической диагностики, предъявляется ряд требований, основными из которых являются следующие. 1. Валидность или прогностическая ценность теста — соответствие его своему назначению. Она заключается в том, что результаты обследования находят подтверждение в успехах обучения и профессиональной деятельности. Валидность теста часто измеряется коэффициентом корреляции результатов его выполнения с внешними критериями (независимыми от этого теста). Получение при этом коэффициента корреляции, равного 0,3 — 0,4, можно считать очень хорошим показателем, свидетельствующим об удачном выборе теста. 2. Надежность теста, определяемая стабильностью его результатов при выполнении задания одним и тем же испытуемым. Надежность обычно измеряется коэффициентами корреляции между рядами результатов измерения по одному и тому же тесту (например, четными и нечетными) при первом и повторном измерении (в условиях, когда внешние факторы не могли еще повлиять на результаты). Надежность тестов возрастает с их продолжительностью. Минимально допустимым значением коэффициента надежности обычно считают величину 0,7. 3. Научность теста, т. е. научная обоснованность его применения. Выбор теста должен осуществляться на основании психографического изучения профессии, выявления ее структуры, требований с ее стороны к личности работника, к некоторым психическим процессам и психомоторным свойствам с учетом возможности их компенсации и развития. Необходимо также учитывать, что многие тестовые показатели, характеризующие искусственно изолированные свойства, выглядят иначе при моделировании целостной деятельности. 4. Дифференцированность и адекватность теста — направленность его на оценку определенного качества или группу качеств. Они определяются путем расчета коэффициентов корреляции с показателями тестов, направленных на оценку других показателей (чем выше коэффициент, тем ниже дифференцированность теста) и с показателями тестов, адекватность которых изучаемому качеству установлена (чем выше коэффициент, тем выше адекватность). 5. Объективность и достоверность тестов достигается стандартизацией условий обследования, исключением влияния посторонних факторов (условий среды, особенностей экспериментатора, функционального состояния испытуемого, ошибок аппаратуры и т. п.)- Должны быть исключены: предвзятость мнения экспериментатора, отсутствие мотивации у испытуемого, возможности индивидуальной предварительной подготовки к тесту. Тестирование должно проводится в точном соответствии с соответствующей инструкцией [111]. В заключение необходимо еще раз заметить, что к проведению тестовых испытаний следует подходить с большой осторожностью. Их результаты ни в коем случае нельзя абсолютизировать, — тестирование не должно полностью заменить другие виды психологического обследования. Однако в сочетании с другими методами тестовые испытания могут дать весьма ценный материал для изучения психических свойств и состояний человека.
Личностные методы В инженерной психологии человек-оператор рассматривается как личность, как субъект труда, как индивид [104]. Человек как личность выступает в качестве носителя определенных специальных отношений, характеризуется этими отношениями и их отражением в сознании и деятельности. По определению Б.Г. Ананьева «личность — субъект общественного развития и коммуникаций» [5]. Свойства личности в наиболее общем плане можно разделить на свойства темперамента, характера и свойства, относящиеся к мотивационнои сфере [128]. Человек как субъект труда — это представитель определенной профессии, носитель совокупности профессиональных качеств и навыков того или иного рода. Важной характеристикой человека как субъекта труда является эффективность (успешность) его деятельности, характеризуемая показателями надежности, производительности, точности, профессиональной пригодности и т. д. Понятие «индивид» обобщает свойства человека как биологического существа, представителя биологического вида Homo Sapiens. В соответствии с этим выделяют особенности или свойства человека как индивида, которые качественно отличаются от личностных свойств. К индивидным свойствам человека относятся его физические качества (особенности конституции, сила, ловкость, выносливость, точность и координация движений и др.), а также свойства систем человека, регулирующих его поведение во внешней среде. Важнейшими из них являются свойства нервной системы и обусловленные ими свойства высшей нервной деятельности. В уникальном сочетании индивидных, профессиональных и личностных качеств человека проявляется его индивидуальность. Все три эти аспекта рассмотрения человека являются существенными для понимания и оценки деятельности оператора в СЧМ. Поэтому совокупность свойств, характеризующих оператора должны охватывать его личностные, профессиональные и индивидуально-биологические (индивидные) особенности [104]. Однако традиционно в инженерной психологии наибольшее внимание уделяется рассмотрению и изучению профессиональных и индивидных свойств оператора. Личностным свойствам уделяется гораздо меньше внимания, что нельзя считать нормальным явлением. На необходимость учета личностных свойств обращают внимание многие отечественные психологи. Так, В.Ф. Рубахин отмечает, что с точки зрения личностного подхода овладение знаниями, навыками и умениями рассматривается как существенно важная, но не единственная и не определяющая часть формирования специалиста. Главное — формирование личности со всеми ее мировоззренческими и нравственными аспектами [60]. Аналогично Н.И. Майзель считает, что большое влияние на деятельность оператора оказывают субъективные факторы, характеризующие его как личность. Важнейшими среди них отмечаются социально-психологические и индивидуально-психологические черты, обусловливающие направленность личности, уровень мотивации, эмоционально-волевые качества; своеобразие психофизиологической структуры его индивидуальности: темперамента, характера, способностей [217]. Личностные методы в инженерной психологии предназначены для оценки и прогнозирования успешности профессиональной деятельности. Успешность при этом рассматривается как некоторая случайная величина Y, зависящая от значений хi свойств (качеств) X; (), характеризующих личность. В этой связи для личностных методов специфичным являются два способа описания: с помощью уравнения успешности и структурограммы. Уравнение успешности — это множественная регрессия в стандартном масштабе где Y — числовое значение успешности; βi — весовые коэффициенты. Структурограмма представляет график, посредством которого свойствам X; личности сопоставляются числа хi. Различают базовую (для коллектива или популяции специалистов) и индивидуальную структурограммы. По ее отличию от базовой делаются выводы о профпригодности и успешности работы конкретного оператора [40]. Информация о личности может быть получена из трех принципиально разных источников. Данные полученные из них обозначаются как L, Q и Т-данные [106]. L-данные получаются путем анализа реального поведения испытуемого в повседневной жизни. Основным способом их получения является формализация оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемого в определенных ситуациях и в течение некоторого периода времени. Важной проблемой при использовании метода является повышение надежности оценок экспертов, снятия систематических и инструментальных искажений. Причиной систематических искажений является влияние на оценки хорошего или плохого отношения эксперта к оцениваемому лицу (эффект ореола). Другим примером систематических искажений является влияние на оценку разницы в статусе эксперта и оцениваемого лица. Например, поведение человека в присутствии коллег по работе, начальников, представителей других организаций может быть различным, соответственно могут различаться и оценки, даваемые одному и тому же лицу, экспертами, занимающими по отношению к испытуемому разное положение. Инструментальными называются искажения, вносимые в измерение черт личности определенным образом. Для повышения надежности L -данных целесообразно выполнить следующие рекомендации. 1. Оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения. 2. Эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого лица достаточно длительный промежуток времени. 3. Необходимо не менее десяти экспертов на одного оцениваемого. 4. Оценивание испытуемых должно проводится экспертами только по одной черте за один раз, вместо оценивания испытуемого по всему комплексу характеристик. Другими словами, вместо того, чтобы просить эксперта оценивать одного испытуемого сразу по нескольким чертам, его просят упорядочить всю группу по одному признаку. Через некоторое время, например, на следующий день его просят сделать это по другому признаку и т. д. Одним из наиболее распространенных методов получения L -данных является метод обобщения независимых характеристик, предложенный К.К. Платоновым [132]. Суть метода такова. В соответствии с разработанной программой опрашиваются коллеги по работе, непосредственные начальники, другие работники (всего около десяти человек), хорошо знающие изучаемого специалиста. Предложена шкала, по которой оценивается та или иная черта личности: 5 — названная черта личности развита очень хорошо, ярко выражена и проявляется часто в различных видах деятельности; 4 — она заметно выражена, но проявляется не постоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко; 3 — как и противоположная ей, данная черта личности выражена не резко, и в проявлениях они уравновешивают одна другую, хотя обе проявляются не часто; 2 — заметно более выражена и чаще проявляется противоположная названной черта личности; 1 — противоположная названной черта личности проявляется часто в различных видах деятельности. Оценка каждой черты личности должна опираться на знание «жизненных показателей», т. е. типичных случаев из жизни оцениваемого человека и его деятельности, в которых проявляется оцениваемая черта. Полученные оценки усредняются, при этом крайние точки зрения нейтрализуют одна другую и выведенный средний балл отражает достаточно устойчивое и компетентное мнение о человеке, сложившееся в его трудовом коллективе. Полученные оценки подвергаются дальнейшей статистической обработке, например корреляционному анализу, направленному на выявление структуры свойств, типичной для той или иной группы работников [132]. Близким к рассмотренному является метод полярных профилей (полярных баллов). Шкалы балльных оценок в этом случае могут быть построены таким образом: Замкнутый — 2 — 1 0 +1 +2 Общительный Ленивый — 2 —1 0 +1 +2 Трудолюбивый Недисциплинированный — 2 —10+1 +2 Дисциплинированный, и т. д.
Иногда используются графические шкалы (рис. 6.10), когда все варианты оцениваемого свойства изображаются в виде отрезка прямой линии. Оценивающий должен подчеркнуть соответствующий балл (в первом случае) либо отметить ту точку шкалы, которой по его мнению соответствует развитие свойства у испытуемого. Метод удобен, если имеется необходимость оценки большого числа свойств [128]. Получение Q-данных осуществляется с помощью личностных опросников и других методов самооценок. Благодаря простоте исследования и легкости получения информации эти методы занимают центральное место в личностных исследованиях. Так же как и L-данные, Q-данные также подвержены действию инструментальных искажений. Причины искажений Q-данных носят познавательный и мотивационный характер. Познавательные искажения связаны с незнанием собственной личности, с низким интеллектуальным и Рис. 6.10. Шкала для оценки качеств личности по методу полярных баллов.
культурным уровнем испытуемых. Мотивационные искажения связаны с нежеланием откровенно отвечать на вопросы и подделкой ответов под социальную желательность. Эти искажения могут носить как сознательный, так и бессознательный характер. Основной формой получения Q-данных являются личностные опросники. Они представляют собой перечень вопросов или утверждений, на каждый из которых испытуемый должен дать ответ, выбрав один из предложенных вариантов. Примерами ответов могут быть: верно, неверно (выбор одного из двух вариантов); да, нечто среднее, нет (выбор одного трех из вариантов) и т. п. Определенность ответов позволяет строго стандартизировать обработку результатов исследования, повысить их надежность, создает основу для обработки полученных данных с использованием методов математической статистики и ЭВМ. Обычно используются многопрофильные опросники, позволяющие получить оценку нескольких свойств личности. Для оценки каждого из этих свойств учитываются ответы на несколько вопросов, которые образуют соответствующую шкалу или фактор. Подбор вопросов в шкалу или фактор может осуществляться с использованием различных подходов: качественным путем с учетом содержания вопросов, с помощью факторного анализа, с применением методов автоматической классификации и распознавания образов. Довольно широкое распространение в нашей стране получили такие личностные опросники как Миннесотский многопрофильный личностный опросник MMPI (его адаптированный вариант СМИЛ — стандартизированная методика исследования личности) и 16-факторный личностный опросник 16 ФЛО (опросник Кэттела). Опросник MMPI состоит из 550 утверждений от первого лица, касающихся самочувствия обследуемого, его отношений с окружающими, наличия невротической симптоматики и других вопросов. Испытуемый в каждом случае решает, верно или неверно данное утверждение его характеризует. Опросник содержит три оценочных шкалы (лжи, достоверности, коррекции), с помощью которых измеряется правдивость и достоверность ответов и отношение испытуемого к обследованию, и десять основных шкал (депрессии, интересов, интроверсии и др.). Каждая из этих шкал измеряет степень близости данного испытуемого к соответствующему типу личности [100]. Опросник 16 ФЛО измеряет 16 факторов личности (эмоциональная устойчивость, моральный контроль поведения и др.), каждый из которых характеризует степень выраженности у испытуемого той или иной черты личности. Факторы 16 ФЛО — это в основном свойства темперамента, отдельные его факторы можно отнести к свойствам характера. В отличие от MMPI, который больше ориентирован на выявление и оценку психической патологии, 16 ФЛО в большей мере пригоден для исследования психически здоровой личности. Необходимо отметить, что MMPI и 16 ФЛО не просто два популярных многомерных теста, но и воплощение двух различных подходов к исследованию личности. Первый подход направлен на выделение черт личности и представляет собой группировку признаков. Черты, объединяя группы признаков, выступают как новые интегральные характеристики, соответствующие некоторым базисным теоретическим представлениям о размерности личностного пространства. Примером реализации подхода на базе черт является тест 16 ФЛО. Второй подход ориентирован на выделение типов личности и представляет собой группировку испытуемых. Типы представляют собой другой способ конструирования понятий, когда в качестве исходного понятия выступает название соответствующего типа личности, а содержание раскрывается его типичным (усредненным) представителем. Примером реализации такого подхода является тест MMPI. На базе построения новой системы понятий, объединяющей черты и типы личности и интегральной относительно обоих подходов, разработан специальный психодиагностический тест (ПДТ). Тест включает в себя 174 вопроса-утверждения, на которые нужно ответить «да» или «нет». С их помощью формируются 10 шкал нижнего уровня (невротизм, депрессия, активность, робость, общительность и др.) и 4 шкалы верхнего уровня: психическая неуравновешенность (оценивает уровень психической устойчивости, ровность, стабильность, последовательность и целенаправленность поведения), асоциальность (характеризует трудности социальной адаптации, негативное отношение к социальным требованиям), интроверсия, сензитивность (характеризует степень чувствительности, впечатлительности, мечтательности). Каждая из шкал верхнего уровня объединяет в себе по 1 — 3 шкалы нижнего уровня [106]. Рассмотренными примерами не ограничивается все многообразие личностных опросников. Описание других их типов можно найти в специальной литературе [175]. Еще одним видом оценок свойств личности (наряду с L и Q-данными) являются Т-данные. Их получают в результате объективного измерения поведения испытуемого без обращения к самооценкам или оценкам экспертов. Объективность достигается соблюдением следующих двух требований: 1) наложением ограничений на возможности искажения тестовых оценок; 2) наличием объективного способа получения оценок по реакциям испытуемого. Выполнение первого требования достигается таким конструированием тестов, чтобы испытуемым было неясно, какие стороны их поведения будут изучаться, какова истинная цель исследования. Этому требованию в наибольшей степени удовлетворяют проективные тесты. В этих тестах испытуемому предлагают отреагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, при этом он не знает какой ответ является для него хорошим или плохим. Считается, что давая объяснение стимулирующему материалу, испытуемый проявляет свой личный опыт, потребности, восприятие, особенности характера и темперамента, которые «проектируются» на его ответы. При выполнении проективн
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.117 (0.013 с.) |