Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткое введение в область психологической диагностики

Поиск

Термин «психологическая диагностика» (психодиагностика) означает постановку психологического диагноза относительно психических особенностей, свойств, состояний человека специалистом-психологом с использованием различных психологических, тестовых методик (тестов). Применение методов психодиагностики требует от специалиста психологического образования и соответствующей подготовки. Использование психологических тестовых методик непрофессионалами (даже с компьютерным обеспечением обработки результатов тестирования) может привести к печальным последствиям, проще говоря, к дискредитации самой идеи тестирования[83].

В таком случае возникает вопрос, насколько нужны юристу знания методах психологической диагностики, процедуре тестирования, о самих тестах? Данный вопрос стал приобретать практическое значение возрождением в конце 60-х гг. в нашем уголовном процессе судебно-психологической экспертизы. В этой связи можно однозначно ответить, го такие знания юристу, безусловно, нужны в таком объеме, который позволял бы ему профессионально грамотно ставить вопросы перед экспертом-психологом при разрешении правовых вопросов, насыщенных психологическим содержанием, а также оценивать заключения судебно-психологической экспертизы по уголовным и гражданским делам.

Предыстория психодиагностики, тестирования, уходит далеко в глубь веков. Известно, что еще в Древнем Вавилоне в середине III тысячелетия до н.э. проводились испытания интеллектуального характера лиц, отбираемых на государственную службу в качестве писцов. Подоб­но рода испытания устраивались и в Древнем Египте для тех, из кого готовили жрецов. Помимо оценки внешних данных кандидатов, их интеллекта оценивались такие качества, как умение слушать и молчать, вести беседу, эмоциональная устойчивость в условиях воздействия на них огня, угрозы смерти, страха.

В Древней Греции активным сторонником отбора в созданную им школу был известный ученый, математик Пифагор (VI в. до н.э.), который для оценки интеллектуальных способностей молодых людей, отбираемых в эту школу, использовал математические задачи. В Древнем Китае еще за 2200 лет до н.э. также существовала довольно развитая система проверки способностей кандидатов, отбиравшихся на должнос-


 

ти правительственных чиновников. Аналогичные факты известны из ис­тории Древней Индии, средневекового Вьетнама[84].

Подлинно научная разработка методов исследований в психологии началась в первой четверти XIX в. с использования измерительных при­емов немецким физиком и психологом Г.Т. Фехнером (1801 —1887) при изучении им ощущений человеком света, цвета, звука, запаха. Задавая внешние стимулы, ученый стал определять разностные пороги ощуще­ний, взяв за эталон измерения едва заметные в них различия. Благодаря такому подходу Фехнеру удалось квантифицировать психические явле­ния, которые он исследовал. Квантифицированному ряду значений, ха­рактеризующему исследуемый процесс, он поставил определенный ряд чисел. Этот числовой (символический) ряд позволил ему рассматривать в абстрагированном виде степень выраженности проявлений изучаемо­го процесса. Такой числовой ряд получил название «школа». С тех пор принцип шкалирования положен в основу многих тестовых методик, с помощью которых исследуются различные психические процессы, каче­ства, свойства личности[85].

Дальнейшее развитие психодиагностики связано с именем выдающе­гося немецкого психолога В. Вундта (1832—1920), создавшего в 1879 г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию, в ко­торой стали изучаться закономерности ощущений, время реакции чело­века на различные раздражители, ассоциативные связи, внимание.

К началу ХХ в. одной из актуальных задач становится изучение спо­собностей людей и исследование в связи с этим их индивидуальных раз­личий. Работа в данном направлении была начата известным англий­ским ученым Ф. Гальтоном (1822—1911), который явился инициатором использования методов статистики в психологии. Занимаясь изучением наследственности, он в 1884—1885 гг. стал проводить измерения фи­зиологических возможностей организма людей, находившихся в близ­ком родстве, их сенсомоторных функций, психических свойств по сем­надцати показателям, применив методы математической статистики при анализе выявляемых им индивидуальных различий. При этом он по­лагал, что с помощью тестов сенсорного различения можно получить данные об интеллектуальном развитии человека, его одаренности. Как писал Гальтон, «информация о внешних событиях поступает к нам толь­ко от наших органов чувств, и чем лучше эти органы улавливают разли­чия, тем обширнее поле, на котором могут действовать наши интеллект и рассудок»[86]. Заслуга ученого состояла в том, что он первым применил оценочные шкалы, анкетирование и технику свободных ассоциаций, предложив использовать в психологии метод корреляций.


 

Существенный вклад в создание системы психологического тестирования внес американский ученый, зачинатель тестирования Дж. М. Кеттелл (1864)—1944), впервые употребивший в научной литературе термин «умственный тест». Им была создана серия тестов, измерявших уровень интеллектуального развития человека, его психомоторики, сенсорных функций. С помощью его тестов стали измерять мышечную силу, скорость движения, объем внимания, память и некоторые другие психофизиологические функции. Измерением памяти у школьников, их умственных способностей занимался также немецкий психолог Г. Эббингауз (1850—1909).

Дальнейшее развитие психологического тестирования связано с именем таких известных ученых, как немецкий психолог Э. Крепелин, создавший тесты в виде простейших арифметических операций, предназначенных для измерения памяти, утомляемости, отвлекаемости (1895), французский психолог А. Бине (1857—1911), продолживший исследование интеллекта, умственного развития детей, и другие ученые. С началом второй мировой войны в США в связи с массовым при­зывом в армию новобранцев возникла необходимость оценивать их пригодность к службе в различных родах войск по уровню интеллекта. Для иx целей были разработаны тесты, пригодные для группового тестирования призывников. Так появились известные армейские «Альфа»- и «Бета»-тесты. Наряду с тестами интеллекта стали разрабатываться тесты достижений, различного рода тесты-опросники. Среди них наибольшую известность приобретают личностный опросник Г. Айзенка, 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла, Миннесотский мн|огофакторный личностный опросник Дж. Маккинли и С. Хатуэя (ММPI), которые в последующем были адаптированы к нашим социально-культурным условиям и стали успешно применяться не только при проведении судебно-психологической экспертизы, но и при приеме на работу в правоохранительные органы.

Интересные работы в области психологической диагностики проводились и в России. В 1910 г. Г.И. Россолимо (1860—1928), оценивая психические процессы и свойства личности, разработал методику количественной их оценки, а также создал графическую систему измерений психологического профиля индивида. В 1928 г. А.П. Болтунов предложил измерительную шкалу для исследования умственного развития школьников. Известны имена и других выдающихся отечественных ученых: И.Н. Шпильрейна (1891 —1937), разрабатывавшего проблемы диагностики профессиональной пригодности, Н.А. Бернштейна (1896—1966), исследовавшего психомоторику человека, С.Г. Геллерштейна(1896—1967), изучавшего закономерности сенсомоторных реакций и др. Однако в 30-е гг. из-за непонимания серьезности психологического обследования с применением различных тестовых методик исследований в этой области в нашей стране были прекращены, а ученые, их проводившие, подверглись репрессиям.

Термин тест на русский язык переводится как «испытание», «проверка», «критерий». В психологии в качестве тестов применяются стан-


 

дартизированные психодиагностические методики, с помощью которых удается получать сопоставимые количественные и качественные харак­теристики степени выраженности тех или иных изучаемых свойств лич­ности. С использованием тестов измеряются различия психологическо­го характера между людьми или между отдельными реакциями у како­го-то одного индивида в разных условиях.

Разработка и использование любых тестов должны отвечать следу­ющим основным требованиям:

надежности, исключающей промахи в виде грубых нарушений процедуры измерения, а также различного рода случайные или система­тические ошибки сбора данных и их измерения;

валидности (или адекватности), т.е., в какой мере тест измеряет то психическое качество, для оценки которого он предназначен;

стандартизации, представляющей линейное или нелинейное пре­образование тестовых оценок, смысл которого состоит в замене исход­ных оценок новыми, производными, облегчающими понимание резуль­татов тестирования;

практичности в виде достаточной простоты, экономичности, эф­фективности использования и практической ценности для множества различных ситуаций (испытуемых) и видов деятельности.

Применение тестов специалистами предполагает соблюдение ими целого ряда процедурных требований, о чем должен знать юрист, оце­нивающий результаты тестирования, Изложенные в акте судебно-психо­логической экспертизы. Тестирование должно проводиться в благопри­ятных для испытуемого условиях с точки зрения времени, обстановки обследования, его самочувствия, отношения к нему психолога, профес­сионально грамотно ставящего перед ним задачи и проводящего обсле­дование.

Отступления от этих обязательных требований могут свидетельст­вовать о недостаточной научной компетентности специалиста-психоло­га и негативно повлиять на оценку его заключения судом.

 

§ 3. Классификация психологических методов (тестов) исследования личности

В настоящее время известно большое число разнообразных тесто­вых методик, рассматривать которые в учебнике по юридической психологии нецелесообразно. Тем более что в судебной практике абсолютное большинство из них не применяется. Однако юристу важно иметь общее представление о тех тестах, которые чаще других используются психологами при проведении судебно-психологической экспертизы, при профессиональном отборе на службу в правоохранительные органы. Юристу необходимо понимать сам подход, выбираемый психологом при обследовании той или иной личности» принципы отбора психодиагнос­тических методик применительно к той задаче, которую ему предстоит решать по заданию юриста.


 

Условно существующие тесты и прежде всего те из них, которыми пользуются специалисты (эксперты) психологи в сфере правоохранительной деятельности, условно можно разбить на четыре большие группы.

Первая группа — психофизиологические методы диагностики функциональных состояний индивида. С их помощью исследуются разнообразные показатели работы центральной, вегетативной нервной системы человека-оператора. К ним относятся электрофизиологические показатели электроэнцефалограмма, электромиограмма, кожно-гальваническая реакция, электрокардиограмма. В эту же группу южно также включить методики, фиксирующие биохимические изменения в организме ори различных экстремальных состояниях психики. Например, в качестве информативных признаков при диагностике стресса выявляют повышенное содержание в крови и моче так называемых гормонов стресса — адреналина и норадреналина. Поскольку для измерения всех этих характеристик функциональных состояний, влияющихx на психику человека, необходима специальная аппаратура, тестовые методики данной группы иногда называют аппаратурными методами исследования [87].

Указанные психофизиологические методы чаще применяются при проведении судебно-психологической экспертизы по уголовным делам о нарушениях правил эксплуатации каких-либо сложных технических устройств, транспортных средств и т.п., когда решается вопрос о том, соответствовал ли по своим психофизиологическим качествам управлявший ими оператор экстремальным условиям деятельности или нервно-психическим перегрузкам, т.е., в конечном итоге, когда стоит вопрос о виновном либо невиновном причинении вреда (см. ст. 20 УК РФ), (поэтому, подбирая эксперта-психолога для проведения судебно-психологической экспертизы по делам данной категории, необходимо предварительно выяснить, владеет ли он аппаратурными методами исследования функциональных состояний человека.

Вторая группа — интеллектуальные психологические тесты, с помощью которых исследуется интеллектуальный уровень развития человека. К этой же группе можно отнести методики, позволяющие оценивать сформированность у испытуемого познавательных процессов: мышления, памяти, восприятия, внимания, а также развитие речи, его отдельные навыки, умения, способности. Интеллект (буквальный перевод с латинского intellectus — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, отождествляемая со стилем его мышления, стратегией принимаемых решений в проблемных ситуации-


ях, требующих от субъекта нестандартного подхода, высокого уровня познавательной активности[88].

Исследование интеллекта, как уже отмечалось, связано с именем французского психолога А. Бине, создавшего для этих целей тестовые задачи различной степени трудности. Один из первых его тестов состо­ял из 30 таких задач, предназначенных для изучения рассудительности и понятливости ребенка. Эти качества ученый считал главными состав­ляющими интеллекта. В последующем для оценки интеллекта им было введено понятие умственного возраста.

Последняя редакция шкалы А. Бине (1911 г.) была доработана в США, где испытуемых начали классифицировать по степени умственно­го развития, используя в этих целях понятие intelligent quotient (IQ), переводимое как коэффициент умственного развития, с помощью которого стали оценивать отношение между умственным и хронологи­ческим возрастами. Это отношение (а не разницу между ними) назвали коэффициентом интеллекта, который является постоянной величиной. В последующем результаты обследования испытуемого стали сравни­вать со средним результатом его возрастной группы. Созданная методи­ка стала инструментом измерения интеллектуальных способностей, а также использовалась в качестве критерия валидности новых интеллек­туальных тестов. Этим в значительной степени объясняется тот факт, что IQ стал представляться символом интеллекта[89].

Среди различных тестовых методик, которые начали появляться и которые стали использовать IQ, следует прежде всего назвать тест аме­риканского клинического психолога Д. Векслера «Шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых» (WAIS). Тестовая батарея Векслера состоит из 11 различных заданий — субтестов, из которых первые шесть являются вербальными. Приведен кратко для общего представления эти субтесты в порядке их предъявления испытуемому по их названиям[90].

«Общая осведомленность». Субтест включает 29 вопросов, ответы на которые требуют самых разнообразных знаний, дающих представле­ние о способности субъекта сохранять их в долговременной памяти, о приобщении его к культуре, его общей образованности. Например: «При какой температуре кипит вода?», «Кто написал «Фауст»?» и т.д.

«Понятливость». Ответы на 14 вопросов данного субтеста характе­ризуют практическое мышление испытуемого, его жизненный и соци­альный опыт, здравый смысл. Например: «Почему закон не разрешает вступление в брак до определенного возраста?» Некоторые вопросы


 

требуют толкования пословиц. Ответы оцениваются в зависимости от полноты и степени обобщения.

«Арифметика». 14 заданий данного субтеста представляют арифметические задачи разной степени сложности, которые решаются устно в ограниченное время, что требует от испытуемого концентрации внимания, оперативной памяти, сообразительности.

«Сходства». Субтест состоит из 13 вопросов-заданий, выполняя которые необходимо установить общность различных понятий, что требует от испытуемого развитого вербального абстрактно-логического мышления, определенного образовательного уровня.

«Повторение цифр». Задания на воспроизведение испытуемым воз­дающих рядов цифр сначала в прямой, а затем в обратной последовательности позволяют оценивать его способность концентрировать внимание, объем его кратковременной памяти.

«Словарь». Данный субтест содержит 40 слов разной степени трудности и частоты употребления, например «зима, ремонт, регулировать и т.д. Он позволяет проверить понимание испытуемым содержания этих слов, выявляет его словарный запас, культуру речи, особенности мышления.

«Кодирование». Данный субтест и последующие задания являются вербальными. «Кодирование» (или «цифровые символы») состоит в том, что испытуемому предлагается образец, в котором каждой цифре по порядку соответствует определенный знак. После небольшой тренировки испытуемый должен, пользуясь образцом, подставить знаки в пустые клетки под цифрами, которые теперь уже даются в беспорядке, субтест проверяет сохранность визуальной перцепции, скорость формирования навыков, зрительную память, обучаемость, быстроту реакции моторную активность испытуемого.

«Недостающие детали». Испытуемый должен заметить и указать отсутствующую существенную деталь на предъявляемых ему рисунках. Тест проверяет перцептивные способности субъекта, его умение видеть существенное.

«Узор из кубиков». Задания субтеста побуждают испытуемого в ограниченное время воспроизводить с помощью кубиков, стороны которого окрашены в красный и белый цвета, геометрический узор, изображенный на листе бумаги. С помощью данного субтеста проверяется конструктивное мышление, аналитические способности испытуемого.

«Расположение картинок». Испытуемому предлагается набор картинок расположить последовательно, следуя определенному сюжету. Субтест позволяет установить особенности мышления, способность испытуемого анализировать, понимать причинно-следственные связи, ориентироваться в событиях.

«Складывание фигур». Испытуемый из отдельных фрагментов, частей должен собрать фигуру того или иного предмета. Выполнение задания требует как конструктивного, так и эвристического мышления.

После выполнения всех заданий проводится подсчет и оценка результатов, которые поддаются как качественному, так и количественному


анализу. Тест позволяет оценить две важные стороны интеллекта: вербальное, абстрактно-логическое и невербальное предметно-образное мышление, дать суммарную оценку общего уровня интеллекта.

Другим хорошо известным тестом, позволяющим устанавливать ко­эффициент интеллекта, является Шкала прогрессивных матриц Дж. Равена. Тест разработан в Англии в 30—40-е гг. И получил широкое распространение благодаря тому, что не зависит от образовательного, культурного уровня испытуемых, их национальной принадлежности и т.п. Тест Равена предназначен для исследования интеллекта субъек­та, выявления его способности логически мыслить, находить сущест­венные связи между предметами и явлениями, для определения уровня умственной работоспособности.

Комплект методики, построенной на невербальном материале, со­стоит из 60 заданий — графических рисунков (матриц), разделенных на пять серий (от «А» до «Е») по 12 заданий в каждой из них, и регистра­ционного бланка, Который заполняется обследуемым (рис. 3.1). Зада­ния усложняются последовательно от серии к серии. Матрица пред­ставляет собой графическое изображение, в котором имеется пробел, и набор фигур — вставок, одна из которых, если ее поместить в этот про­бел, восстанавливает логическую целостность изображения. При реше­нии задачи обследуемый должен указать на регистрационном бланке номер этой вставки.

 

Рис. 3.1. Образцы матриц теста Дж. Равенна

 

При разработке теста был реализован принцип «прогрессивности», заключающийся в Том, что выполнение предшествующих заданий является своеобразной подготовкой обследуемого к выполнению последующих, благодаря чему происходит обучение выполнению более трудных заданий.

Результаты, подученные с помощью данной методики, зависят от способности обследуемого логически мыслить, особенностей его восприятия,


пространственного воображения, умственной работоспособ­ности, умения концентрировать внимание, от сосредоточенности, сообразительности. Низкие результаты по методике позволяют выявлять лиц со сниженным интеллектом. С помощью ключа-шаблона подсчитывается число правильных ответов в каждой серии и по тесту в целом. Полученный результат (суммарный балл по методике) переводится в стандартные баллы коэффициента интеллектуального развития (IQ).

Результаты применения данного теста на прокурорских работниках, студентах и слушателях некоторых юридических вузов показали, что его можно успешно использовать в батарее с другими тестами при отбope кандидатов в правоохранительные органы, на должности руководящего состава, а также абитуриентов в юридические вузы.

Третья группа включает личностные, так называемые анкетные тесты в виде опросников, предназначенных для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей личности путем получения от испытуемого односложных ответов (типа верно — неверно,или да — нет — не уверен) на строго определенные вопросы-утверждения. Например: «я редко беспокоюсь о своем здоровье», «я никогда не нарушал закона» («да, верно» либо «нет, не верно»). В подобных случаях испытуемый лишен возможности давать произвольные ответы. Поэтому подобного рода опросники (вопросы) называются закрытыми. Вы6op краткого ответа на какой-либо вопрос зависит от степени выраженности того или иного свойства у испытуемого. Благодаря этому лицо, подвергающееся тестированию, сообщает о себе такие сведения, анализируя которые можно довольно точно определить свойства его характера, некоторые способности, ведущие мотивы поведения, направленность личности.

Среди данной группы методов исследования личности большое распространение получили: Миннесотский многопрофильный личностный опросник MMPI в виде двух адаптированных к нашей социокультурной среде вариантов: СМИЛ (стандартизированный метод исследования личности Л.Н. Собчик) и ММИЛ (методика многостороннего исследования личности Ф.Б. Березина), 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кэттелла (16-ФЛО), опросник Г. Айзенка (EPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков А.Е. Личко и некоторые другие[91].

Названные методики отличаются своей надежностью, практичностью, высоким уровнем достоверности. Поэтому их используют не


 

только при проведении судебно-психологической экспертизы, но и при проведении профессионального психологического отбора в различных правоохранительных ведомствах, в ряде юридических вузов страны при приеме абитуриентов на учебу. Они хорошо зарекомендовали себя, до­полняют друг друга и нередко берутся в качестве базовых в одной бата­рее в сочетании с другими тестами.

Указанные тесты удобны еще и тем, что могут применяться в ходе психологического обследования достаточно больших групп испытуе­мых, например при приеме абитуриентов на учебу, а результаты их тес­тирования быстро обрабатываться с помощью ЭВМ.

Ниже на примере использования двух из этих выше перечисленных тестов (16-ФЛО и СМИЛ) покажем, как это делается психологами и, самое главное, какую информацию из этого может получить юрист в своей профессиональной деятельности.

16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-ФЛО) предназначен для диагностики широкого круга личностных характерис­тик обследуемых, их психологических особенностей. С его помощью можно оценить уровень интеллектуального развития, а также такие особенности личности, которые могут привести к социально дезадаптивному поведению, алкоголизации, способствовать возникновению различного рода психических отклонений.

Методика Р.Б. Кеттелла предназначена для обследования психи­чески здоровых людей. Методика содержит 16 шкал — факторов, диагностирующих личностные особенности обследуемых. Размерность показателей каждой шкалы после обработки данных составляет от 1 до 10 баллов(стенов). Низкие значения по шкалам методики соответству­ют 3—4 стенам и ниже, высокая выраженность диагностируемых фак­торами качеств эквивалентна значениям 7—8 стенов и выше. Каждый фактор теста биполярен и позволяет судить о степени выраженности того или иного свойства личности.

Факторы методики позволяют получать представления о следую­щих личностных особенностях.

Фактор А. Высокие значения по фактору (А+) свидетельствуют о легкости общения обследуемого с людьми, гибкости, эмоциональной лабильности, высокой социальной адаптивности, приспособляемости, добросердечности, чуткости, доверчивости, беспечности, естественнос­ти и непринужденности поведения, готовности к сотрудничеству, богат­стве и яркости эмоциональных проявлений. Лица с высокими показате­лями по фактору А хорошо уживаются в коллективе, активны в установ­лении контактов, любят работать с людьми.

Низкие значения по фактору (А-) означают замкнутость, эмоцио­нальную холодность, скрытность, неразговорчивость, подозрительность, сдержанность, осторожность, слабость эмоциональных проявле­ний, эгоистичность. Люди с такими качествами формальны в контактах с окружающими, сторонятся их, не интересуются общественной жиз­нью, не идут на компромиссы, стараются работать одни, предпочитают


«общаться» с книгами. В делах они точны, обязательны, но в поведении достаточно гибки.

Фактор В. Высокие значения по фактору (В+) свидетельствуют о развитом интеллекте, способности обследуемого к логическому анализу, абстрактному мышлению, его умении быстро усваивать новый материaл, широких интеллектуальных интересах.

Низкие значения фактора (В-) являются показателем того, что у испытуемого невысокий уровень интеллектуального развития, снижены умственные способности.

Фактор С. Высокие показатели фактора (С+) отражают эмоциональную устойчивость, зрелость, умение управлять своими эмоциями, настроением, постоянство интересов, уверенность в себе, реалистичность по отношению к жизни, настойчивость и упорство в достижении целей. Высокие оценки по фактору свойственны лицам, смело смотрящим в лицо фактам, постоянным в своих планах и привязанностях, не поддающимся случайным колебаниям настроения. На веши такие люди смотрят серьезно и реалистично, хорошо сознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков, отличаются высоким уровнем социальной адаптации.

Низкие значения фактора (С-) диагностируют эмоциональную неустойчивость, невротизм, ипохондричность, повышенную тревожность. Лица с (С-) неспособны контролировать свои эмоции, в особенности проявлять их в социально приемлемой форме, они переменчивы, неустойчивы в интересах и склонностях, легко расстраиваются, стремятся уклониться от ответственности, капризны, не доводят дело до конца. Чаще чувствуют себя беспомощными, усталыми и неспособными справляться с жизненными трудностями.

Фактор Е. Высокие значения фактора (Е+) демонстрируют выраженную склонность к самостоятельности, доминированию, лидерства, властность, независимость, смелость, самоуверенность. Люди с высокими значениями по фактору Е действуют смело, энергично. Они игнорируют социальные условности, живут по собственным законам, активно отстаивают свою самостоятельность.

Низкие значения фактора (Е-) означают конформность, зависимость, неуверенность в себе, робость, скромность, послушность, осторожность. Лица с низкими факторными оценками не стремятся отстоять свою точку зрения, следуют за более сильными, не верят в себя и в свои способности, пассивны.

Фактор F. Высокий балл по фактору (F+) свидетельствует об активности, бодрости, беспечности, свободе поведения, жизнерадостности, общительности, энергичности субъекта. Лица, имеющие высокие

показатели по данному фактору, обычно легко относятся к жизни, верят в удачу, не заботятся о будущем. Как правило, это оптимисты.

Низкие значения фактора (F-) демонстрируют у испытуемых оза­боченность, скованность, сдержанность, беспокойство о будущем. Люди с низкими значениями по данному фактору часто озабочены последствиями своих поступков, постоянно ожидают всевозможных неудач


и несчастий. Поэтому они, как правило, тщательно планируют сбои дей­ствия. Они апатичны и молчаливы, выглядят печальными, избегают об­щества, пессимистичны.

Фактор G. Высокие значения фактора (G+) выявляют у обсле­дованных лиц: дисциплинированность, обязательность, стремление к соблюдению нравственных норм и правил поведения в обществе, ответственное отношение к делу, добросовестность. Такие люди точны и ак­куратны в делах, любят порядок, педантичны. Высокая добросовест­ность у них обычно сочетается с хорошим самоконтролем.

Низкий балл по фактору (G-) отражает недобросовестность, не­брежность, Легкомысленность, безответственность. Лица с низкими по­казателями по данному фактору склонны к непостоянству, ленивы, эго­истичны, стараются не следовать общественным требованиям, негатив­но относятся к соблюдению моральных норм, способны на обман, могут вести себя нечестно.

Фактор Н. Высокий балл по фактору (Н+) свидетельствует о смелости, общительности, отзывчивости, дружелюбии, импульсивнос­ти, беззаботности. Лица с высокими оценками по данному фактору ре­шительны, невосприимчивы к угрозе. Они свободно вступают в контак­ты, не испытывают трудностей в общении, не теряются в неожиданных ситуациях. Такие люди часто становятся лидерами, особенно в случаях, когда деятельность группы связана с риском. Они легко овладевают профессиями, где необходимо хорошо ориентироваться в эмоционально напряженней обстановке.

Если испытуемый продемонстрировал низкий балл по фактору (Н-), это говорит о его робости, застенчивости, сдержанности, чувствитель­ности к угрозе, боязливости. Такие люди не уверены в своих силах, воз­можностях, обоснованно терзаются чувством собственной Неполно­ценности, сдержаны в проявлении своих эмоций, не любят работать в кол­лективе, обычно смущаются в присутствии лиц противоположного пола.

Фактор I. Высокие показатели фактора (1+) характеризуют ис­пытуемого как.человека мягкого, сентиментального, эмоционального, чувствительного к внешним воздействиям, нежного, обладающего утон­ченным вкусом, образным, художественным восприятием мира, бога­тым воображением, романтическим складом характера. Высокие оцен­ки по фактору обычно имеют люди, склонные к художественной дея­тельности: артисты, музыканты, писатели и т.д.

Низкие значения фактора (I-), напротив, свидетельствуют о прак­тичности, жесткости, независимости, несентиментальности субъекта, присущем ему рациональном восприятии действительности. Такие лица, как правило, подчиняют чувства рассудку, эмоционально устой­чивы, к жизни подходят с расчетом, не доверяют первым ощущениям и интуиции..

Фактор L. Высокий балл показателя (L+) означает излишнюю подозрительность, недоверчивость, раздражительность, завистливость, тревожность. Лица с высокими оценками по фактору L относятся к людям с предубеждением, настороженно, никому не доверяют, неоткровенны.


В коллективе держатся обособленно, завидуют успехам других, не терпят конкуренции, не поддаются влиянию других людей, не склонны разделять групповые нормы и цели.

Низкие значения фактора (L-) говорят о доверчивости, бескорыстии покладистости, уступчивости испытуемого. Люди с низкими оценками по фактору откровенны с окружающими, легко уживаются в коллективе, веселы, независтливы, не стремятся к конкуренции, доминированию.

Фактор М. Испытуемые, получившие высокие оценки по фактору (М+), характеризуются мечтательностью, склонностью к фантазированию, непрактичностью, экстравагантностью, аутичностью, неуравновешенностью. Подобные оценки присущи лицам с богатым воображением, ориентированным на свои желания, не обращающим внимания на повседневные дела и обязанности, интересующимся отвлеченными, абстрактными проблемами. Высокие оценки по фактору обычно имеют представители творческих, художественных профессий.

Низкие оценки по фактору (М-) говорят о практичности, уравновешенности, зрелости субъектов. Такие оценки свойственны людям здравомыслящим, хорошо разбирающимся в житейских делах, трезво оценивающим происходящее, надежным в практических вопросах.

Фактор N. Высокие оценки по фактору (N+) диагностируют выраженность таких качеств субъекта, как проницательность, эмоциональная сдержанность, расчетливость в поведении, способность оценивать мотивы поведения других людей, хитрость. Лица с высокими оценками по фактору N обычно ведут себя холодно и рационально, не подда­ются эмоциональным порывам. Прежде чем предпринять что-либо, точно и хладнокровно оценивают возможные варианты, хитро и умело строят свои отношения, склонны к интригам, скептичны.

Лица, получившие низкие баллы по фактору (N-), отличаются наивностью, открытостью, прямотой, иногда доходящей до бестактности, непосредственностью, естественностью поведения. Подобные люди не умеют хитрить и ловчить, не вникают в мотивы поведения окружающих, ведут себя просто, естественно, грубовато.

Фактор О. Высокие оценки по фактору (0+) свидетельствуют о переживаниях субъектом чувства вины, печали, о его озабоченности, беспокойстве, впечатлительности, напряженности, подверженности стрессу. Данный фактор оценивает скорее настроение и состояние человека, нежели глубинные свойства его личности. Так, высокий балл по фактору диагностирует доминирующий тревожно-депрессивный фон настроения. Такие люди всегда подавлены, тяготятся дурными предчувствиями, склонны к необоснованным самоупрекам, недооценивают собственные возможности, плохо справляются с жизненными неудачами, ипохондричны.

Лица с низкими оценками по фактору (О-) обычно уверены в себе, демонстрируют спокойствие, безмятежность настроения, жизнерадостность, бесстрашие, беззаботность, расслабленность. Низкие оценки характерны


для веселых, довольных жизнью людей, уверенных в собст­венном успехе и в своих силах.

Фактор Q1. Высокие значения показателя (Q1+) говорят о гиб­кости мышления испытуемого, радикализме его суждений и оценок. Лица с высокими оценками по данному фактору имеют разнообразные интеллектуальные интересы, хорошо информированы, ничего не прини­мают на веру, не склонны к морализированию, не догматичны, легко вос­принимают новые идеи, отличаются критичностью мышления, никому не доверяют.

Низкие оценки по фактору (Q1-) выявляют ригидность установок, консерватизм взглядов. Такие люди не любят перемен, являются про­тивниками нововведений. Они догматичны, склонны к нравоучениям и наставлениям, следуют традициям и опыту авторитетов.

Фактор Q2. Высокая оценка по фактору (Q2+) свидетельствует о том, что испытуемый отличается самостоятельностью, самодостаточ­ностью, независимостью от группы. Лица с подобными оценками по соб­ственной инициативе не ищут контактов с окружающими, предпочита­ют все делать самостоятельно, не нуждаются в поддержке и одобрении других людей, готовы пожертвовать любыми удобствами, лишь бы со­хранить свою независимость.

Низкий балл по фактору (Q2~) характеризует зависимость от груп­пы, несамостоятельность субъекта. Лица, получившие низкие оценки, ориентируются на групповое мнение, нуждаются в поддержке окружа­ющих, в совете, одобрении.

Фактор Q3. Высокие значения фактора (Q3+) свидетельствуют о выраженном самоконтроле, волевых качествах субъекта. Подобные оценки говорят об его организованности, умении хорошо контролиро­вать свои эмоции и поведение. Такие люди хорошо осознают социаль­ные требования, стараются их аккуратно выполнять, заботятся о своей общественной репутации. Они действуют планомерно и упорядочение, упорно преодолевают препятствия, стремятся довести начатое



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.47.89 (0.014 с.)