Психологический анализ преступного поведения при различных формах вины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологический анализ преступного поведения при различных формах вины



1. В литературе нередко встречается употребление терминов «пре­ступное поведение» и «преступление» в качестве синонимов. Однако такое словоупотребление будет не совсем точным, поскольку преступ­ное поведение — понятие более широкое, включающее не только само преступление как общественно опасное, противоправное деяние (дейст­вие или бездействие), «но и его истоки; возникновение мотивов, поста­новку целей, выбор средств, принятие субъектом будущего преступле­ния различных решений и т.д.»[286].

Анализируя с психологической стороны преступное поведение, сле­дует видеть не только само преступление, но и его связи с внешними факторами, а также «внутренние, психические процессы и состояния, детерминирующие решение совершить преступление, направляющие и контролирующие его исполнение». Как пишет В.Н. Кудрявцев, преступ­ное поведение — это процесс, развертывающийся во времени и про­странстве, «включающий не только сами действия, изменяющие внеш­нюю среду, но и предшествующие им психологические явления и про­цессы, которые определяют генезис противоправного поступка»[287].

2. Если схематически представить себе процесс формирования и проявления преступного поведения субъекта, умышленно совершивше­го преступление, то такой процесс условно можно разделить на два ос­новных этапа.

I этап — мотивационный. На данном этапе у субъекта под воздей­ствием возникшей потребности формируется весьма активное потребностное состояние, которое может затем перейти в мотив противо­правного поведения, особенно в тех случаях, когда возникшая потреб­ность не может быть реализована законным способом.

На данном этапе нередко происходит борьба мотивов. Процессу мотивации, содержанием которого является борьба мотивов на совер­шение преступления, сопутствуют процессы целеобразования, выбор объекта, на который субъект планирует направить свои преступные действия. Первоначально мотивы и цели могут и не совпадать. Однако в последующем возможен своеобразный сдвиг мотивов на цель.

Своеобразным завершением данного этапа является прогнозирова­ние, протекающее либо в развернутом виде с мысленным проигрывани­ем ролей-образов, либо в сжатом, свернутом виде, и затем — принятие решения.

После того как решение принято, оцениваются условия, в которых будут совершаться противоправные действия с точки зрения того, на­сколько они будут способствовать достижению поставленных целей, по­дыскиваются, выбираются средства и способы, орудия совершения пре-


 

ступления. В случае готовящегося группового преступления распределя­ются роли с их функциональными обязанностями среди его участников.

3. Поскольку сердцевиной данного мотивационного этапа является формирование мотивации преступного поведения, остановимся более подробно на данном процессе[288].

Проблема возникновения и формирования мотивов противоправного поведения имеет многоплановый характер и может быть специально ис­следована в зависимости от вида преступления и других обстоятельств. Особый интерес представляют наиболее общие закономерности возник­новения и формирования мотивов преступления. При этом в мотивационных процессах можно выделить следующие наиболее важные этапы.

Появление потребности как источника активности личности. Возникновению мотивов любой, в том числе противоправной, деятель­ности, как правило, предшествует появление определенной потребнос­ти. Вначале эта потребность может существовать безотносительно к тем объектам, с помощью которых она может быть удовлетворена. В последующем происходит «опредмечивание» данной потребности под воздействием тех объектов внешнего мира, которые воспринимаются лицом и отражаются в его сознании. «До своего первого удовлетворе­ния, — писал А.Н. Леонтьев, — потребность «не знает» своего предме­та, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнару­жения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою побудительную и на­правляющую деятельность функцию, т.е. становится мотивом»[289].

В результате переживания субъектом возникшей потребности как своей, личностно значимой, появляется особое, актуальное для данного субъекта потребностное состояние. Оно все с большей силой оказы­вает влияние на отношение субъекта к объектам (предметам), способ­ным удовлетворить эту потребность, что может служить основой зарож­дения в дальнейшем «напряженного мотивационного поля», «функцио­нально-энергетического, динамического потенциала человека»[290]. При этом потребностное состояние не обязательно должно содержать в себе признаки противоправности. В последующем при значительном рас­хождении потребностного состояния с возможностями удовлетворения потребности могут появиться отрицательные эмоции как одна из пред­посылок конфликтного противоправного поведения.

Потребностное состояние не является чем-то застывшим, заранее за­программированным. Под воздействием различных субъективных и внешних факторов потребности могут изменять свою напряженность, угасать и воспроизводиться вновь, персонифицироваться в соответствии с основными структурами личности — мировоззрением, ценностными ориентациями и т.д. Потребности в онтогенезе личности претерпевают


 

внутреннюю перестройку. Искажение отдельных потребностей личнос­ти, нарушение их соотношения между собой ведут к формированию двух видов систем потребностей: дисгармоничной и деформированной[291]. Пер­вая предполагает доминирование одних потребностей над другими, вто­рая — гипертрофию отдельных потребностей или их извращение.

Понятно, что сама по себе потребность, например в материальном достатке, не может оцениваться отрицательно. Иное дело, когда та же потребность под воздействием негативных влияний среды и антиобще­ственного мировоззрения, оправдывающего хищения, злоупотребления служебным положением, деформируется.

Таким образом, потребностная сфера большинства правонарушите­лей характеризуется нарушением равновесия между различными вида­ми потребностей и способами их удовлетворения, преобладанием в ее структуре духовно обедненных, асоциальных потребностей, которые су­щественно превосходят нормальные потребности этих лиц и в случае борьбы мотивов могут «перевесить», отрицательно повлияв на выбор целей и средств деятельности.

Переход потребности в мотив противоправного поведения. Одна и та же потребность в сознании различных людей оценивается по-разному. Субъективная значимость потребности может и не совпа­дать с ее объективным значением в общественном сознании. В зависи­мости от того, какое значение придает ей конкретный человек, она либо становится побудительной силой (мотивом), либо постепенно утрачива­ет свое актуальное значение.

Именно в человеческой пристрастности, субъективной значимости той или иной потребности человека во многом кроется секрет понима­ния на первый взгляд «загадочных» мотивов некоторых преступлений. Кому выгодно совершенное преступление (иначе: кто заинтересован в его результате?) — узловой вопрос, на который необходимо получить ответ в ходе следствия. Выявление интересов и потребностей, которые могут быть удовлетворены с помощью преступления, помогает опреде­лить круг лиц, возможно причастных к его совершению, обоснованно наметить версии о подозреваемых.

Вот почему преступник стремится скрыть свои истинные потреб­ности и то значение, личностный смысл, которые он придает им и своим действиям, направленным на их удовлетворение. Он не заинтере­сован раскрывать их низменный характер и даже тогда, когда личность его известна органам следствия. Нередко, признавшись в совершенном преступлении, виновные упорно отказываются называть истинные по­буждения, прикрывая их от общества и своего окружения менее пори­цаемыми побуждениями. Это — своеобразная психологическая защита, самооправдание, перенос ответственности за происшедшее на потер­певшего, приписывание себе благородных мотивов, стремления к спра­ведливости и пр.


 

Например, при изучении группы расхитителей, совершавших пре­ступления по корыстным мотивам, были получены данные, свидетельст­вующие о том, что они высоко оценивали себя по таким противополож­ным характеру их действий качествам, как «бескорыстный», «щедрый». У лиц, совершивших насильственные преступления (хулиганы, убийцы) наблюдались завышенные самооценки по качествам, характеризующим «вежливое», «предупредительное», «доброжелательное» отношение к людям. Подобные самооценки, прикрывающие низменные побуждения (мотивы), были установлены и в других группах преступников, приук­рашивающих личностный смысл совершения преступлений борьбой «за правду», справедливость и т.п.

Таким образом, личностный смысл самооценок преступников имеет как бы две стороны: одну для себя (своеобразный «рабочий вари­ант») и другую — для окружающих, выполняющую тактическую (скрыть истинные побуждения от органов правосудия, чтобы смягчить меру наказания) и нравственно-психологическую (оправдать свои по­ступки перед ближайшим окружением) функции.

На процесс преобразования потребности в мотив преступного пове­дения, помимо ее личностного смысла для субъекта, серьезное влияние оказывает конкретная жизненная ситуация, в которую активно включа­ется человек, стремящийся удовлетворить эту потребность. С этого мо­мента потребность, ранее существовавшая в качестве «внутреннего ус­ловия деятельности», преобразуется в мощный фактор, побуждающий субъекта совершить определенный поступок с учетом конкретных жиз­ненных обстоятельств. Таким образом, в процессе формирования моти­ва мы видим своеобразный треугольник: потребность — личностный смысл — ситуация, элементы которого постоянно взаимодействуют между собой. В ходе этого взаимодействия, своеобразного «примеривания» потребности, ее субъективной значимости (личностного смысла) и ситуации, в которой оказывается лицо, формируются мотивы деятель­ности, происходит «ситуативное развитие мотивации».

Ситуативно обусловленное развитие мотивации имеет место и в преступном поведении. Эту ситуацию называют криминогенной. Такой ее могут сделать различные обстоятельства: неопределенность, непред­сказуемость развития события, поведения различных лиц; экстремаль­ность, быстротечность происходящих событий; конфликтный характер отношений сторон с наличием провоцирующих элементов, например в виде неправомерного поведения потерпевшего; бесконтрольность, от­сутствие должного порядка, дисциплины и т.д.

Ситуация перед совершением преступления — это обычно ситуа­ция морального выбора, неразрывно связанная с мировоззренческой оп­ределенностью решения человека. В ситуации выбора объективные об­стоятельства и личное решение взаимообусловлены как элементы еди­ной системы объективных и субъективных факторов[292]. Например, для человека, имеющего высокие нравственные установки, сам по себе


 

факт отсутствия постоянного контроля за ним практически не имеет значения. Однако то же самое объективное условие, в котором оказы­вается субъект с антиобщественной направленностью, может явиться важным составным элементом криминогенной ситуации при соверше­нии хищения государственного имущества путем злоупотребления должностного лица своим служебным положением. Каждый человек включается в ту жизненную ситуацию (или сам формирует ее), которая более всего соответствует структуре и направленности его личности. В противном случае он исключает себя из неблагоприятно складываю­щейся для него ситуации, чтобы не оказаться в сфере ее воздействия.

Определенное влияние на формирование мотивов противоправного поведения оказывают искаженное восприятие и недооценка правонару­шителем конкретной жизненной ситуации в качестве криминогенной. В соответствии с жизненным опытом, полученным воспитанием, интел­лектом, характерологическими особенностями личности эта ситуация в сознании правонарушителя либо вовсе не отражается как криминоген­ная, либо оценивается им таковой частично или в полной мере. В пос­ледних двух случаях она может послужить «провоцирующим» факто­ром, влияющим на процесс мотивообразования.

Весьма важное место в процессе формирования мотивов имеют пси­хологические механизмы целеобразования. Цель действий по сравне­нию с мотивами всегда более предметна, более обнажена и осязаема. В ней как бы кумулируются в сознании человека и его потребности, и его стремления, интересы, и сами мотивы смещаются на цель деятельности. Таким образом, в формировании мотивации личности правонаруши­теля важное значение приобретают процессы, обусловленные взаимо­действием ряда факторов — его потребностей, их субъективной значи­мости для данного лица, криминогенной ситуации и оценки субъектом того, в какой мере достижение выдвинутых им целей в конкретной си­туации позволяет удовлетворить значимую для него потребность.

4. После того как решение принято, на смену мотивационного при­ходит II этап — реализации решения: совершаются противоправные действия и, как следствие этого, наступает преступный результат, который может и не совпадать с ранее намеченной целью[293].

В подобной ситуации (кроме случаев, когда цель и результат совпа­дают) могут встретиться следующие варианты:

цель оказалась «недовыполненной»: результат полностью или час­тично не достигнут в силу объективных или субъективных факторов;

цель оказалась «перевыполненной»: достигнутый результат в ходе совершения преступных действий превзошел ранее поставленную цель (например, в результате разбойного нападения наступила смерть потер­певшего от полученных телесных повреждений), т.е., имел место перво­начально не запланированный результат, который в ходе совершения преступления виновный тем не менее мог или должен был предвидеть, но не сумел внести коррективы в свои действия, отказаться от ранее заду-


 

манного замысла, будучи в состоянии избыточной психической напря­женности либо просто из-за рассогласованности совместных действий (в случае группового преступления) или по другим каким-то причинам.

Особой разновидностью криминальной ситуации может быть ситуа­ция, когда от противоправных действий возникает побочный результат, который вообще не охватывался целью. Такие противоправные дейст­вия могут носить и неосторожный характер.

Перечисленные выше процессы завершаются оценкой виновным достигнутого результата, прогнозированием своего дальнейшего пове­дения в ходе предварительного расследования и на суде.

Определенную рассогласованность на данном этапе в процессы осо­знания им происшедшего в его мотивационную сферу, поведение вносят результаты, наступление которых не прогнозировалось, вызывающие состояние повышенной психической напряженности, особенно в пер­вые дни после совершения преступления, что, безусловно, должен учи­тывать следователь (особенно в тактических целях).

Кроме того, нельзя не учитывать и того, что первоначально возник­шие у субъекта потребности', сыгравшие свою роль в совершении им преступления, уступают свое доминирующее место в иерархии всех его потребностей теперь для него наиболее актуальной — потребности из­бежать разоблачения и наказания.

Появление такой в высшей степени значимой потребности у право­нарушителя является характерной особенностью, отличающей его мо­тивационную сферу от мотивационной сферы любого законопослушно­го гражданина. Если до совершения преступления стремление уйти от наказания в системе побуждений бывает, как правило, не столь акту­альным, а иногда и попросту искаженным в сознании субъекта в силу различных «мотивационных иллюзий», то после достижения преступ­ной цели мотив избежать наказания и связанные с ним отрицательные эмоции зачастую становятся ведущими в его мотивационной сфере, подчиняющими многие поступки правонарушителя и все его поведение в целом на протяжении довольно продолжительного периода.

В общей мотивационной структуре личности потребность уйти от наказания в отдельные периоды (особенно до тех пор, пока субъект, со­вершивший преступление, пребывает в состоянии своеобразной право­вой неопределенности) занимает прочное, ведущее положение. Эта по­требность порождает такой сильный эмоционально насыщенный мотив, как страх перед наказанием. Он в свою очередь является мощным «мо­тиватором» всей последующей, в том числе и противоправной, деятель­ности, направленной на достижение вновь возникающих (теперь уже в связи с совершенным преступлением) целей: уничтожить следы пре­ступления, скрыться от органов правосудия, укрыть от них нажитые преступным путем ценности, устранить свидетелей преступления и т.д.

В этой типично криминальной ситуации виновный переживает со­стояние психической напряженности, вызванное тем фактором, что до­стижение преступной цели, раньше, казалось бы, способной удовлетво­рить его первоначально возникшую потребность, теперь уже выполняет


 

иную функцию — обусловливает появление новых побуждений, на­правленных на избежание наказания.

В своеобразном мотивационном профиле личности преступника на­ряду с ведущим мотивом, обусловленным его потребностью избежать наказания, выявляется (нередко неожиданно и для самого преступни­ка) новая потребность, связанная с ситуацией правовой неопределен­ности его положения (недостаточная доказанность его вины, альтерна­тивы в квалификации деяния и в назначении различных видов и мер на­казания), затрагивающей жизненно важные для него перспективы. Пре­ступник начинает испытывать потребность устранить возникшую си­туацию неопределенности, заполнить своим активным деятельным участием своеобразный информационный вакуум. Причем побуждения, связанные с этой потребностью, бывают настолько сильными, что даже такая потребность, как желание во что бы то ни стало избежать наказа­ния, уступает ей свое доминирующее положение. Это объясняется еще и тем, что ситуация неопределенности нередко обусловливает появле­ние характерных эмоциональных явлений: психической напряженности и страха. Ситуация неопределенности является объективным факто­ром, который влияет на дальнейшие мотивационные процессы личности правонарушителя, в том числе нередко побуждает его давать правдивые показания.

Анализируя механизм преступного поведения, нельзя также игно­рировать такие важнейшие факторы, определяющие поведение субъек­та, как особенности, свойства его личности (направленность, мировоз­зрение, ценностные ориентации, социальные установки, уровень пра­восознания, индивидуально-психологические особенности, характер) и воздействие социальной среды на формирование его личности и пове­дение до возникновения криминогенной ситуации и непосредственно в ходе нее.

Эти «внешние и внутренние факторы, влияющие на принятие реше­ния совершить преступление, находятся в тесном взаимодействии. Свойства личности, равно как и объем внешней информации, определя­ют не только количество, но и содержание вариантов поведения, кото­рые корректируются моделями прогнозируемого будущего»[294].

5. Изложение данной проблематики будет неполным, если не оста­новиться на психологических особенностях преступного поведения, ос­новным содержанием которого являются так называемые безмотивные преступления. Понятно, что такое название весьма условно и не отра­жает полного отсутствия мотива в действиях виновного (что само по себе исключается, поскольку речь идет о сознательной деятельности психически здорового человека), а скорее показывает иллюзорность на­шего видения данной проблемы, когда установить мотив преступления традиционным путем, без квалифицированной помощи специалиста-психолога представляется чрезвычайно сложным делом.


 

Первую группу так называемых безмотивных умышленных преступлений, если их условно так называть, составляют преступле­ния, внешне отличающиеся своей какой-то бессмысленностью, непо­нятной с первого взгляда избыточной жестокостью по отношению к жертве. Такое впечатление усугубляется явно неадекватным характе­ром насильственных действий по отношению к малозначительному по­воду для их совершения. Скрытая от поверхностного взгляда мотивиро­ванность таких действий нередко вызывает сомнения относительно пси­хического здоровья подозреваемого. Исключение болезненной симпто­матики в результате обычно назначаемой в таких случаях судебно-психиатрической экспертизы еще больше обостряет возникшую проблему, поскольку при этом исключается и сама возможность объяснения про­тивоправного поведения лица болезненным состоянием его психики, в конечном счете — его невменяемостью.

Круг подобных, вопросов замыкается сам по себе, если юристу, при­вычно оценивающему подобную ситуацию, не удается выйти за рамки стереотипных суждений, избавиться от Непонимания того, что проти­воправная, преступная деятельность (как и вообще любая деятельность человека) полимотивированна, и объяснять действия виновного толь­ко одним каким-то мотивом равносильно нежеланию видеть все много­образие психических явлений и состояний, переживаемых субъектом. И лишь после того как удается разрушить привычный стереотип мышления и перейти от безуспешного поиска какого-то одного мотива, лежащего на поверхности, к более глубокому исследованию всей мотивационной сферы личности, включающей в себя не только отдельные потребности, интересы, но скрытые в глубинах психики индивида, его подсознания влечения, настроения, а также его психические состояния, эмоции, можно понять кажущуюся на первый взгляд «безмотивность» преступления и найти истинные мотивы преступного поведения.

Особенно сложными в этом отношении представляются случаи, когда преступления совершаются лицами, имеющими психические от­клонения от нормы, наделенными акцентуированными чертами харак­тера, испытывающими из-за этого серьезные трудности в процессе со­циальной адаптации в новых условиях жизни, в экстремальных услови­ях деятельности.

Вторую группу «безмотивных» преступлений образуют преступ­ления насильственного характера, возникающие по механизму «смеще­ния» агрессивности в состоянии фрустрации. Указанные действия могут даже носить характер аутоагрессии, и тогда следователю прихо­дится иметь дело с суицидальным поведением[295].

Благодаря «смещающим» действиям, направленным, на совершенно иной, посторонний объект (что и вызывает в первую очередь сомнения относительно «безмотивности» таких действий), у субъекта ослабляет­ся избыточное напряжение психики, возникшее в результате неудовле-


 

творения какой-либо личностно значимой для него потребности, созда­ется своего рода иллюзия реагирования на какие-то неблагоприятные факторы, с которыми субъект не смог в свое время справиться. А тот негативный опыт, который он приобрел, переносится им теперь на со­вершенно иных лиц, порой не имеющих никакого отношения к тем пере­живаниям, которые ему пришлось испытать.

6. Рассмотренный выше механизм преступного поведения нередко, особенно когда речь идет о неосторожных преступлениях, носит свернутый характер. В подобных случаях, отмечает В.Н. Кудрявцев, не­осторожность обычно проявляется не в отношении самого действия или бездействия, а в отношении общественно вредных последствий. «Что же касается действия (бездействия), то оно не только в случае проти­воправной самонадеянности, но часто и при противоправной небреж­ности совершается сознательно. Следовательно, оно полностью подчи­нено тем психологическим и социальным закономерностям, которые действуют применительно к генезису умышленных правонарушений»[296].

Поведение человека перед совершением неосторожного преступле­ния характеризуется тем, что субъект нередко находится под воздейст­вием противоречий между требованиями ситуации, предписывающей ему поступать определенным образом, и его намерениями, частично или полностью несовпадающими с этими требованиями, его легкомыслен­ным стремлением во что бы то ни стало добиться поставленной цели.

Законодателем связывается неосторожное совершение преступле­ния с легкомыслием, с отсутствием «необходимой внимательности и предусмотрительности» у субъекта (ст. 26 УК РФ). Отмеченные выше критерии в поведении субъекта нередко усиливаются определенными особенностями его личности, в числе которых могут быть невротизм, повышенная аффективная возбудимость, психопатизация, импульсив­ность, ригидность мыслительных процессов при недостаточно высоком интеллектуальном уровне развития, завышенная самооценка, снижен­ный самоконтроль. Сюда же относятся дефекты восприятия, внимания, памяти, координации движений, которые могут недооцениваться самим субъектом.

Среди психологических факторов, в значительной мере влияющих на поведение лиц, неосторожно совершивших преступление, особое место принадлежит психологической установке в виде легкомысленно-безответственного отношения к соблюдению правил предосторожнос­ти, социальным ценностям и своим обязанностям по отношению к ним.

Говоря об отличиях с психологической точки зрения неосторожных преступлений от умышленно совершаемых преступных деяний, следует особое внимание обратить на процессы мотивации и целеполагания. Если в умышленных преступлениях мотив и цель непосредственно свя­заны с наступившим результатом, то в неосторожных преступлениях имеет место разрыв между мотивом и целью противоправного поведе­ния субъекта, с одной стороны, и наступившим результатом — с дру-


 

гой. Этот разрыв заполняется мотивом и целью допускаемых субъектом нарушений определенных правил поведения, объективно направленных на недопущение тяжких последствий, которые, в представлении субъ­екта, могут наступить, а могут и не наступить. В этом проявляется во­левой характер противоправного поведения субъекта и отдельных его действий, связанных с несоблюдением им тех или иных предписаний обязательного характера.

Следует также помнить, что отсутствие мотивации на достижение преступного результата в неосторожных преступлениях не исключает в целом мотивов противоправного поведения, следствием которого в ко­нечном итоге и явился этот результат.

Таким образом, мотив присущ любому волевому, а следовательно, и любому преступному поведению, независимо от формы вины. Но по­скольку при неосторожной форме вины наступившие последствия не охватываются желанием виновного, следует различать «мотивы умыш­ленных преступлений и мотивы поведения, объективно приведшего к общественно опасным последствиям в неосторожных преступлениях»[297].

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Что понимается в психологии под понятием «деятельность»? Какие элементы яв­ляются неотъемлемой частью деятельности, раскрывающей ее содержание и направлен­ность?

2. Что такое мотив деятельности? Опишите процесс формирования мотивов проти­воправного поведения человека.

3. Из чего складывается мотивационная сфера личности?

4. Дайте психолого-правовую оценку действиям, которые совершает человек.

5. Что такое поведение человека? Какие признаки присущи преступному поведению?

6. Из каких этапов состоит преступное поведение?

7. В чем состоят отличия психологического свойства между умышленными и неосто­рожными преступлениями?

8. Есть ли мотивы в неосторожном преступлении? Обоснуйте свою точку зрения.


 

Глава 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.205.2.188 (0.041 с.)