Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В структуре личности субъектов уголовного и гражданского процессовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Направленность личности. Одной из основных социально обусловленных подструктур личности является ее направленность. Направленность — это система устойчивых побуждений человека, определяющая его социальную активность, избирательность отношений к различным явлениям, к той или иной социально полезной либо, напротив, антиобщественной деятельности. Изучая направленность личности, можно заранее предвидеть, к чему будет стремиться субъект, чего от него следует ожидать. Зная элементы, составляющие направленность, легче воздействовать на поведение человека. Рассмотрим эти элементы направленности более подробно. Основными составляющими ее элементами являются потребности. Они отражают зависимость человека от окружающих его условий бытия и служат источником его активности (А.В. Петровский). Потребность — это испытываемая человеком нужда в чем-либо необходимом, Она может проявляться не только в состоянии, когда человеку не хватает чего-то важного для его жизнедеятельности, но и в стремлении избавиться от всего того, что ему мешает. Такие потребности в отличие от первых (позитивных) называют негативными. Переживание человеком своей зависимости от потребности, ее актуальности и важности для него формирует, по А.Н. Леонтьеву, потребностное состояние, которое постепенно переходит в побуждение. Осознанные субъектом потребности принимают форму желаний, которые при достаточно сильном волевом начале перерастают в стремления. Основное свойство любой потребности — ее предметность. Потребность всегда конкретна. Она соотносится с теми объективно существующими предметами реального мира, с помощью которых может быть удовлетворена. Другим важным свойством потребности является ее динамичность, т.е. способность изменять свою напряженность, угасать или возникать вновь.
Различают потребности чисто физиологического характера, материальные, интеллектуальные (познавательные), духовные и социальные (общественные) потребности. Обычно человек испытывает несколько потребностей, которые наедятся в постоянном взаимодействии. Одни из них занимают доминирующее положение, сдерживая проявление других потребностей, тем самым влияя на направленность личности. Такое динамическое взаимодействие различных потребностей в их сложном иерархическом единство многих случаях объясняет механизм и мотивы совершения многих поступков человека, в том числе и противоправных. В случае блокирования личностно значимой потребности у субъекта может появиться состояние психической напряженности (фрустрации), стремление добиться удовлетворения этой потребности «обходным», неправомерным путем. Конфликт личности с окружающими людьми, препятствующими удовлетворению данной потребности, может привести к противоправным действиям, послужить основой совершения того или иного (насильственного или корыстного) преступления[247]. Под воздействием внешних факторов, мировоззрения потребности претерпевают внутреннюю перестройку, некоторые из них деформируется от позитивно-нейтрального до отрицательного качественного состояния. По данным В.Н. Кудрявцева, почти 90% преступлений совершается лицами с деформированными в социальном отношении потребностями. Например, анализ потребностей молодых правонарушителей показал, что у этих лиц чаще ведущее положение занимают элементарные, биологически обусловленные потребности при отсутствии или крайней бедности высших, духовных потребностей[248]. Составным элементом направленности личности являются интересы. Интерес — это сосредоточенность человека на определенном объекте в силу его личностной значимости, привлекательности для него. Интерес побуждает субъекта лучше ознакомиться с объектом, глубже познать его, включить тот или иной предмет в сферу своих отношений |с окружающей действительностью. Интерес порождает любознательность, стимулирует внимание, позволяет сосредоточить мысли на определенном объекте. Благодаря проявленному интересу к предмету последний приобретает эмоциональную привлекательность. Человек, духовно и гармонично развитый, испытывает разнообразные интересы, удовлетворение которых приносит пользу не только ему, но и окружающим людям, обществу. Устойчивый, глубокий интерес к чему-либо побуждает индивида к определенной общественно полезной либо, напротив, противоправной деятельности. В свою очередь, включенность субъекта в ту или иную деятельность пробуждает новые интересы.
В деятельности Юриста большое значение имеют профессиональные интересы, которые побуждают его овладевать необходимыми знаниями, приобретать опыт, успешно применять их на практике. Особое место среди профессиональных интересов следователя, судьи, прокурора, адвоката занимают познавательные интересы, столь необходимые для качественного расследование (рассмотрения) уголовных дел, разрешения гражданско-правовых споров. Познавательные интересы являются одним из факторов профессиональной активности юриста, постоянных поисков им истины в работе. Основополагающим, связующим звеном в общей структуре направленности личности является мировоззрение. Мировоззрение представляет собой систему взглядов, убеждений человека, определяющих его моральный, идейно-нравственный облик. В структуру мировоззренческой основы личности входят ее философские, социально-экономические, нравственные, правовые, эстетические и другие взгляды. Зная мировоззренческую основу личности, легче предвидеть, как поступит человек в той или иной ситуации. Например, как показали исследования, многие преступники, особенно из числа совершивших насильственные преступления и отбывающих за них уголовное наказание, как правило, одобряли предложенные им среди прочих противоправные варианты поведения, что косвенно свидетельствовало об их стойком антиобщественном мировоззрении, формирующем негативную ценностно-нормативную модель поведения[249]. На основе мировоззрения у человека формируются нравственные идеалы, т.е. созданные воображением образы, к которым он стремится, правосознание. Идеалом может стать конкретная (или воображаемая) личность, определенный образ жизни, поведение того или иного человека или группы людей, отдельная черта характера. Мировоззрение, правосознание являются основополагающими элементами, определяющими направленность личности наряду с ее интересами, взглядами, убеждениями, идеалами. Исключительно важное значение в современных условиях построения правового государства приобретает задача формирования у будущих юристов правосознания, высоконравственной гуманистической ориентации, идейной убежденности, политической зрелости, социальной активности — именно тех качеств, которые должны составлять основу мировоззрения юриста. Неосознаваемые побуждения в структуре направленности личности. В психике человека, в структуре направленности его личности наряду с процессами и явлениями осознаваемыми, сознательно регулируемыми имеют место и неосознаваемые (полностью или частично) психические процессы, различным образом влияющие на его перцептивную, мыслительную деятельность, на проявление эмоций. В научной литературе эти явления психики относят к неосознаваемой, бессознательной психичес-
кой деятельности, о которой в свое время писал известный австрийский психолог, создатель психоанализа 3. Фрейд (1856—1939). К одним из таких бессознательных явлений следует отнести психологическую установку личности. Психологическая установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием его готовности к определенной активности, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией[250]. Как писал С.Л. Рубинштейн, «установка — это занятая личностью позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим перед ней целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление»[251]. Таким образом, установка является своеобразным регулятором, сохраняющим относительную устойчивость направленности личности, психических процессов, динамической стороны отдельных действий индивида. Одним из необходимых условий формирования установки является предшествующая ее появлению деятельность субъекта, нашедшая отра-жение в его прошлом опыте. Условиями возникновения и проявления установки также являются: появившаяся у человека потребность; восприятие им объектов, с помощью которых может быть удовлетворена эта потребность; наличие среды (ситуации), благоприятной для удовлетворения возникшей потребности. Причем сама потребность, а также объект (предмет), с помощью которого она может быть удовлетворена, иногда полностью и не осознаются им в данный момент. Подсознательное воздействие этого процесса на поведение человека очень наглядно показано Ф.М. Достоевским, описавшим душевное состояние и поведение Раскольникова после убийства. Читатель помнит, как Раскольникова безотчетно тянуло на место преступления (кстати, явление довольно распространенное в поведении лиц, совершавших подобного рода тяжкие преступления), как он, не осознавая этого, оказался там, вместо того чтобы попасть в полицейскую контору, куда направлялся. «В контору надо было идти все прямо и при втором повороте взять влево: она была тут в двух шагах. Но, дойдя до поворота, он остановился, подумал, поворотил в переулок и пошел обходом, через две улицы, — может быть безо всякой цели, может быть, чтобы хоть минуту протянуть и выиграть время. Он шел и смотрел в землю. Вдруг как будто кто шепнул ему что-то на ухо. Он поднял голову и увидел, что стоит у того дома, у самых ворот. С того вечера он здесь не был и мимо не проходил. Неотразимое и необъяснимое желание повлекло его». У лиц, склонных к конфликтным отношениям с обществом, с окружающими людьми, постепенно складывается стойкая индивидуалистическая установка, которая в криминологии именуется антиобществен-
ной (асоциальной) установкой. Антиобщественная установка, пишет В.Н. Кудрявцев, взятая в наиболее «концентрированном» виде, включает в себя индивидуалистическую жизненную организацию, пренебрежение нормами правопорядка и нравственности, безразличие к выбору средств для достижения своих целей, негативное отношение к общественным нуждам и интересам[252]. Выделяются три основные разновидности антиобщественной установки (ориентации) личности: корыстная, насильственная и социально-пассивная, которые формируют соответствующие социальные стереотипы поведения. Антиобщественная корыстная установка лежит в основе противоправной деятельности, направленной на достижение материальной выгоды за счет других. Такая установка чаще всего наблюдается у лиц, совершающих хищения, берущих взятки и другие подобные им преступления. Антиобщественная насильственная установка формирует у субъекта во имя удовлетворения узкоэгоистических интересов состояние внутренней готовности к агрессивным, жестоким по своему характеру насильственным действиям, которые приводят к различным преступлениям против личности: убийствам, изнасилованиям и т.п. В процессе формирования личности преступников (особенно рецидивистов) может вырабатываться довольно стойкая антиобщественная насильственно-корыстная установка, поскольку добиться преступных целей* некоторых случаях возможно лишь путем преодоления сопротивлении потерпевшего с помощью физического или психического насилия над ним, что имеет место при совершении, например, разбойных нападений, грабежей, рэкета. Так, более 30% воров и хулиганов совершают в последующем разбои и убийства[253]. Однако включение человека на разных этапах формирования его личности, начиная с детского возраста, в общественно полезную деятельность, формирование у него гуманистического мировоззрения, правосознания снимает вопрос о фатальности криминальной установки. Весьма интересным выглядит эффект воздействия смысловой установки на мыслительные процессы в плане повышения эффективности деятельности следователя, расследующего преступления в сложной проблемной ситуации. С одной стороны, установка играет положительную роль, мобилизуя на решение поставленной задачи все его знания, профессиональный опыт. Под влиянием установки мыслительные процессы приобретают строго избирательный характер, отбрасывается все, что противоречит приобретенному опыту. Это оптимизирует мыслительную деятельность следователя, помогает ему отграничить круг исследуемых вопросов, быстрее найти главное звено. С другой стороны, смысловая установка, если она полностью выпадает из-под контроля сознания, может длительное время удерживать
следователя в плену его ошибочных представлений, препятствующих принятию более правильного нестандартного решения, т.е. может сыграть роль своеобразного «барьера внутри нас». Кстати, анализ отмененных приговоров позволил обнаружить аналогичный эффект отрицательного воздействия смысловой установки и в судебной деятельности, о чем пойдет речь в последней главе. Воздействие установки необходимо учитывать и при оценке показаний свидетелей, обвиняемых и других лиц, неумышленно допускающих так называемые ошибочные действия (по Фрейду) в виде всевозможных, оговорок, описок, различного рода искажения истины, в основе которых лежат описанные в литературе «бессознательные умозаключения», построенные на неосознаваемых перцептивных процессах[254]. Другим недостаточно осознаваемым побуждением в структуре направленности личности, ее мотивационной сферы являются влечения, которые представляют собой не всегда отчетливо осознаваемые потребности, некие ожидания, сопровождаемые эмоциональными переживаниями различной силы и направленности. Фрейд уподоблял их грандиозным по своей неопределенности мифическим существам, которые нельзя упускать из виду при объяснении поступков человека. Среди них он выделял влечения к самоутверждению, подражанию, игре, общению, к лицам противоположного пола[255]. Если субъект утрачивает способность управлять своими влечениями, оказывается в их власти, они могут стать одной из предпосылок его конфликтных отношений с обществом, первопричиной совершения им некоторых умышленных так называемых ситуативных, а также неосторожных правонарушений. Мотивационная сфера личности, мотивы поведения. Любой поступок может быть объективно и правильно оценен лишь тогда, когда будут полностью установлены и поняты его мотивы. Только зная мотивы принятия решений человеком, можно всесторонне оценивать его действия и поступки, его личность в целом. Вот почему в законе в числе обстоятельств, подлежащих обязательному установлению по каждому уголовному делу, указаны мотивы преступления (см. п. 2 ч. 1 ст. 68 УПК РСФСР). Придавая важное значение установлению мотивов преступления, законодатель дополнительно ввел в целый ряд статей УК РФ в качестве специальных квалифицирующих обстоятельств различные мотивы (побуждения), которые должны быть непременно доказаны по делу при наличии к тому необходимых оснований. Например, в ст. 105 УК РФ в качестве специальных квалифицирующих признаков убийства указаны корыстные, хулиганские побуждения, мотивы национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, кровной мести (п. «з», «и», «л» ч. 2 ст. 105). Упоминание «корыстных, иных низменных побуждений» содержится и в ряде других статей УК РФ.
Кроме того, некоторые побуждения могут учитываться судом либо в качестве обстоятельств, смягчающих наказание виновному за содеянное (например, мотив сострадания: п. «д» ч. 1 ст. 61 УК РФ либо отягчающих его вину (см. например, п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ). Значение мотивов в понимании поведения человека исключительно велико. Известный психолог В.Н.Мясищев подчеркивал» что результаты, которых достигает человек в своей жизни, на 70% зависят от мотивов, которые побуждают его добиваться поставленных целей. Мотив — это побуждение, направленное на удовлетворение значимой для субъекта потребности. Мотив является внутренним побуждением человека к тому или иному поступку, способному удовлетворить личностно значимые для него потребности, интересы. Мотив обусловливает формирование намерений человека принять решение совершить какие-либо действия (либо, напротив, воздержаться от них) во имя достижения поставленной цели. Поэтому мотивы в качестве побудительных сил лежат в основе различных, в том числе и преступных, действий человека, объясняющих их совершение. Поэтому некоторые авторы определяют мотив «как объяснение причин действия»[256]. Основной побудительной мотивообразующей силой человека являются потребности (материальные, духовные и т.п.). В качестве побудительной силы также могут быть интересы, взгляды, убеждения, желания, влечения, привычки, переживаемые чувства, эмоции, психические состояния и установки. Большое влияние на мотивацию оказывают характерологические особенности личности виновного. Мощной побудительной силой, лежащей в основе мотивации, являются мировоззрение личности ее ценностные ориентации, правосознание. Человеческая деятельность, как правило, полимотивированна, т.е. определяется не одним, а несколькими мотивами, находящимися в определенной иерархии и зависимости между собой. Некоторые из них занимают доминирующее положение, выполняя смыслообразующую функцию, другие являются всего лишь мотивами-стимулами. Эта многомерная, строго иерархизированная система мотивов, находящихся в тесной связи с психическими свойствами и состоянием личности, образует ее мотивационную сферу, или мотивацию, как высшую психическую, социально детерминированную функцию. Мотивационная сфера (мотивация) личности находится в постоянном развитии под воздействием внешней среды, сознания человека. Процесс возникновения и формирования мотивов поведения человека, его мотивационной сферы тесно связан с развитием и удовлетворением им своих потребностей, с формированием в целом его личности. С одной стороны, нельзя не заметить изменений характера и направленности мотивов личности в ее развитии, а с другой — мы отчетливо видим изменения в структуре личности, в ее мотивационной сфере, происходящие под влиянием различных жизненных ситуаций. Следовательно, личность с ее мотивационной сферой представлена как
бы в двух плоскостях: на протяжении длительного периода ее развития и в постоянно окружающем ее социальном пространстве. В подобном пространственно-временном развитии находятся и мотивы, мотивация человеческой деятельности, в том числе и те, которые толкают субъекта на противоправный путь поведения. Помимо того, что термин «мотивация» употребляется как синоним понятия мотивационной сферы, он также может означать и собственно процесс формирования мотива, приведения его в действие, процесс: непрерывного взаимного влияния субъекта действия и ситуации, в результате чего формируется то или иное поведение человека. Таким образом, мотивация — это своего рода повторяющийся процесс выбора и принятия решений человеком на основе оценки им раз личных поведенческих альтернатив, в основе которых лежат разные мотивы, различные побуждения. И с этой точки зрения понятие мотивации, безусловно, шире понятия мотива. Говоря о процессе мотивации, следует подчеркнуть, что он может протекать как на сознательном, так и подсознательном уровне, т.е. не осознаваться субъектом действия в момент его совершения[257]. Это особенно важно иметь в виду, когда приходится исследовать субъективную сторону совершенного преступления и решать вопрос о форме вины. В психологии представителями разных научных школ и направлений создано около десятка различных теорий, в которых в основу процесса мотивации положены разнообразные факторы, начиная от врожденных инстинктов, органических потребностей и кончая исключительно сознанием, разумом, волей человека. Поскольку жизнь современного "человека настолько сложна, а его поступки бывают столь противоречивы, оказывается, что каждая из этих теорий в отдельности далеко не всегда позволяет объяснить все многообразие различных феноменов мотивации. И только взаимная интеграция этих теорий с глубоким анализом накопленного материала и выделением всего положительного, что в нем имеется применительно к каждому конкретному случаю, может объяснить причины поведения человека[258]. Для юристов с профессиональной точки зрения одним из интересных подходов к проблеме мотивации является когнитивный подход, в котором особое значение придается сознанию, знаниям человека. В данном подходе особенно часто используются понятия когнитивного диссонанса, мотивации достижения успеха либо мотивации боязни, избегания неуспеха, а также уровня притязаний. Все эти составляющие процесс мотивации категории тесно связаны между собой, особенно в ходе принятия решений человеком. Изучив их, можно прогнозировать поведение, что бывает особенно важно, например при отборе в правоохранительные органы.
Теория когнитивного диссонанса была разработана в 50-х гг. американским психологом Л. Фестингером. В психологии под когнитивным диссонансом понимается негативное побудительное состояние, которое человек испытывает в ситуации неопределенности, обусловленной тем, что он располагает двумя и более противоречивыми «знаниями», мнениями, представлениями об одном каком-то объекте, явлении, которое нужно объяснить. Это состояние диссонанса между какими-то отрывочными «знаниями» и «незнаниями» переживается им как внутренний дискомфорт, приводящий к тому, что субъект стремится снять, нейтрализовать либо просто уменьшить возникшую рассогласованность в своей осведомленности о личностно значимом для него явлении. Вследствие этого состояние когнитивного диссонанса начинает оказывать на субъекта сильное мотивационное влияние, становясь побудительной силой в мотивационной сфере его личности. Наиболее мощное мотивационное воздействие на субъект когнитивный диссонанс оказывает в жизненно (профессионально) важных для него ситуациях, когда необходимо принимать ответственное решение, разрешать конфликтные отношения, оценивать групповое мнение значимой для него социальной группы и т.д. Примеров воздействия когнитивного диссонанса на принятие решений в профессиональной деятельности юристов достаточно много. Взять хотя бы, к примеру, поведение следователя, приступающего к расследованию совершенного преступления в условиях неочевидности, принятие им решения о задержании подозреваемого, проведении обыска, отдельных тактических комбинаций, связанных с использованием тех или иных доказательств и т.п. И здесь очень важно обратить внимание на одну очень существенную деталь, С принятием решения под воздействием когнитивного диссонанса субъект начинает придавать ему большую ценность по сравнению с решением, которое им было отвергнуто. «В этом просматривается действие своеобразного психологического механизма оправдания человеком сделанного им выбора уже после того, как он совершен», — обращает внимание на эту очень важную закономерность Р.С. Немов. Установлено, пишет далее он, что «после принятия решения человек невольно начинает искать дополнительные его оправдывающие аргументы и тем самым искусственно повышает для самого себя ценность избранной альтернативы. Одновременно с этим он обнаруживает склонность игнорировать неприятную для него информацию, говорящую о том, что он принял не самое лучшее из решений». И далее: «в тех случаях, когда силой обстоятельств человек бывает вынужден совершить действие, повлекшее за собой нежелательный результат, он стремится задним числом повысить ценность данного результата для того, чтобы уменьшить возникший в результате этого диссонанс»[259]. Именно данной закономерностью воздействия психологического механизма оправдания человеком сделанного им выбора (принятия решения) в условиях когнитивного диссонанса, выступающего в роли побуди-
тельной силы, можно объяснить поведение, к примеру, следователя, отстаивающего свое, порой ошибочное, мнение о виновности лица, которое \им было задержано и которому он поспешил предъявить обвинение. Думается, что в подобных случаях самым разумным способом вывести расследование уголовного дела из своеобразного когнитивного тупика будет передача этого дела другому сотруднику прокуратуры, не находящемуся под воздействием описанного выше механизма самооправдания. Совершая те или иные поступки, наблюдая за поведением других лиц, человек, как правило, пытается их объяснить. Причинное объяснение поступков человека в психологии получило название каузальной атрибуции (от лат. causa — причина, attribuo — придаю, наделяю). С этой точки зрения одни люди, как правило, считают, что достигнутые ими результаты, успехи в их деятельности, равно как и неудачи, зависят главным образом от них самих (так называемый внутренний локус контроля), другие же, напротив, полагают, что все зависит от внешних факторов, от складывающихся независимо от их воли каких-то обстоятельств, попросту говоря, от везения, случая (так называемый внешний локус контроля). Такое отношение к себе, подобного рода оценка внешних обстоятельств оказывают серьезное влияние прежде всего на процесс мотивации личности и в конечном итоге сказываются в целом на результативности и успешности самой деятельности. Оказывается, что направленность лиц первой группы (с внутренним локусом контроля) прежде всего на самих себя определяет их более высокую ответственность, большую настойчивость на пути к достижению поставленных целей. Поэтому у таких людей определяющей является мотивация достижения успехов. Для лиц противоположной группы (с внешним локусом контроля) в структуре их мотивационной сферы ведущими являются мотивы избегания неудачи. Установлено, что лица, мотивационная сфера которых определяется мотивацией достижения, в жизни, в профессиональной деятельности добиваются гораздо больших результатов, успехов, нежели те, у кого ведущими являются мотивы избегания неудачи. Как показали результаты обследования большой группы прокурорских работников, профессионально успешные сотрудники прокуратуры имеют действительно более выраженный внутренний локус контроля, что свидетельствует о том, что у них выше уровень персональной ответственности за происходящие события, принимаемые решения и их последствия, больше инициативы. Они считают, что сами добились всего, что было и есть в их жизни, благодаря собственной воле и энергии[260]. Интересным выглядит и еще одно психологическое различие в подведении описанных выше двух групп людей. Лица, мотивированные на достижение успеха, в случае неудачи, как говорится, не опускают руки. Более того, их упорство и активность возрастают. Данный феномен осо-
бенно наглядно проявляется в работе следователей, добивающихся высоких результатов в раскрытии преступлений, расследуемых в условиях неочевидности. Напротив, у лиц, мотивированных на избегание неудачи, в случае неуспеха интерес к решению поставленной задачи, а следовательно, и результативность их деятельности падают. Таким образом, изучение мотивов поведения людей, процессов мотивации деятельности имеет исключительно важное значение. С одной стороны, установление мотивов, которыми руководствовался виновный, помогает правильно квалифицировать его действия, устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению преступления, объективно оценивать полученные при расследовании доказательства, определять виновному то или иное, даже более мягкое наказание, чем оно предусмотрено в Уголовном кодексе (см. ч. 1 ст. 64 УК РФ), с другой стороны, процессы мотивации играют исключительно важную роль в профессиональной деятельности юристов, оказывают существенное влияние на результативность их труда.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что такое темперамент? 2. Перечислите основные типы темпераментов, дайте им краткую характеристику. 3. Существует ли связь между темпераментом и личностью? 4. Какие основные свойства нервной системы влияют на формирование темперамента? 5. Каким образом надо подходить к оценке свойств темперамента в профессиональной деятельности юриста? 6. Раскройте понятие характера, перечислите его основные свойства. 7. Каково соотношение характера и темперамента? 8.Что представляют собой акцентуированные свойства характера? 9. Назовите основные типы акцентуаций характера, дайте им краткую психологическую характеристику. 10. Раскройте криминологическое значение отдельных видов акцентуаций характера. 11. Что такое направленность личности? Раскройте ее содержание. 12. Что представляет собой психологическая установка личности? Какое влияние она оказывает на профессиональную деятельность юриста? 13. Что такое воля? Ее место и роль в структуре личности. 14. Раскройте психолого-правовое значение воли в гражданском и уголовном праве. 15. Что выражает собой понятие «порок воли»? Критерии данного понятия. 16. Что такое мотив? Раскройте психолого-правовое значение мотива, его соотношение с понятием мотивации. 17. Что представляет собой мотивационная сфера личности? 18. В чем состоит сущность теории когнитивного диссонанса процесса мотивации? Какое влияние данное явление оказывает на поведение юриста? 19. Каким образом воздействует на профессиональную деятельность юриста мотивация достижения успеха и избегания неудачи (покажите на примере)?
Глава 7
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.108.99 (0.013 с.) |