Методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста



Выбор методов изучения личности субъектов различных правоотно­шений в профессиональной деятельности юриста, как и адекватность самих методов, во многом зависят от целей, которые стоят перед ним, от характера вопросов, требующих разрешения. Некоторыми методами юристы пользуются самостоятельно без какой-либо посторонней помо­щи, другие же могут применяться только лишь специалистами в облас­ти психологии, как это, например, бывает при проведении судебно-психологической экспертизы, в ходе профессионального психологического отбора лиц на службу в правоохранительные органы, а также абитури­ентов в некоторые юридические учебные заведения.

Остановимся на группе методов, которыми широко пользуются не только психологи в своих исследованиях, но и сами юристы в своей практической деятельности в процессе расследования преступлений, в ходе рассмотрения уголовных дел, гражданско-правовых споров в суде. Беседа. Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в про­цессе общения с субъектом получить необходимую информацию о нем и других лицах. В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отно­шении к тем или иным событиям, людям. И хотя с помощью беседы да­леко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее она помогает лучше узнать субъекта, определить по отношению к нему наиболее правильную тактическую линию поведения.

Во время беседы юристу следует произвести благоприятное впечат­ление на своего партнера по общению, пробудить у него интерес к об­суждаемым вопросам, желание отвечать на них и участвовать в диало­ге. Кроме того, беседа помогает юристу продемонстрировать свои поло­жительные качества, стремление объективно разобраться в тех или иных явлениях. Поэтому она является важным инструментом налажи­вания и поддержания психологического контакта с лицами, которых предстоит допрашивать.

Вопросы, относящиеся непосредственно к личности того, с кем проводится беседа, не следует задавать в самом ее начале. Лучше, если они


 

возникнут естественно как следствие разговора на более нейтральные своему содержанию темы.

Наблюдение. В психологии различают прямое и косвенное наблюдение. По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение подразделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру взаимодействия — включенное и невключенное (со стороны) наблюдение.

Метод наблюдения широко используется и в юридической практике в познавательных целях, например следователем в ходе проведения следственных действий. Так, во время осмотра места происшествия, обыска, допроса, следственного эксперимента, предъявления для опознания следователь имеет возможность целенаправленно наблюдать за введением интересующих его лиц, их эмоциональными реакциями и в зависимости от этого менять тактику своего поведения.

Наряду с этим следователь использует информацию и от опосредованного наблюдения. Сопоставление результатов непосредственного и опосредованного наблюдения за поведением тех или иных лиц в различных условиях позволяет получить дополнительную информацию.

В ходе наблюдения юрист может столкнуться и с наиболее распространенными ошибками (так называемый гала-эффект, или эффект ореола), приводящими к преувеличению или преуменьшению выраженности наблюдаемых им фактов, с «ошибками усреднения», с ошибками, возникающими в результате логически некорректных умозаключений, под воздействием профессиональной деформации, эффекта группового, внушающего давления.

В целях повышения достоверности наблюдения, нейтрализации ошибочных суждений необходимо строже относиться к своим выводам, объективно фиксировать полученные конкретные результаты, не поддаваясь искушению судить о сложных явлениях на основании первых, порой поверхностных впечатлениях[82].

Метод самонаблюдения (интроспекции). Данный метод возник на рубеже XIX—XX вв. Он состоит в том, что исследователь одновременно является и испытуемым, наблюдающим за собой, и лицом, фиксирующим все, что с ним происходит во время эксперимента. В фактической деятельности юриста самонаблюдение носит вспомогательный характер.

Самонаблюдение может использоваться юристом как метод самопознания, позволяющий ему выявлять свои характерологические особенности, свойства личности с тем, чтобы лучше контролировать собствен­ное поведение, вовремя нейтрализовывать у себя, например, проявление ненужных эмоциональных реакций, вспышек раздражительности в экстремальных условиях, обусловленных нервно-психическими перегрузками.

Экспериментальный метод. Эксперимент является одним из рас­пространенных методов изучения личности. Например, следователь в соответствии со ст. 183 УПК РСФСР вправе производить следствен-

 

ный эксперимент. В некоторых случаях целью такого эксперимента яв­ляется получение данных о способности лица воспринимать то или иное явление, какой-либо предмет в определенных условиях. В результате этого следственным путем удается получить информацию психологи­ческого содержания о качественной стороне процессов восприятия у свидетеля, а также и по некоторым другим вопросам.

Широко используется экспериментальный метод при проведении судебно-психологической экспертизы в целях исследования психичес­ких процессов испытуемого: восприятия, памяти, мышления, внимания. С помощью специально разработанных экспериментально-психологи­ческих методик (тестов) исследуются количественные и качественные характеристики психических процессов.

«Биографический» метод. Основное назначение данного метода состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих социально-психологическое значение в жизни человека, с момента его рождения и до того периода, который интересует следователя, суд. В ходе допросов свидетелей, хорошо знающих данного субъекта, во время бесед с ним выясняются сведения о его родителях, социальной среде, в которой он рос и воспитывался, его взаимоотношениях с окружающими, о его учебе, работе* интересах, склонностях, перенесенных заболеваниях, травмах, характере. В необходимых случаях изучаются различные ме­дицинские документы, характеристики из школы, с места работы, лич­ное дело, письма, дневники и т.д.

Метод обобщения независимых характеристик. Перечислен­ные выше методы существенно дополняются методом обобщения неза­висимых характеристик. Данный метод позволяет увидеть личность во всех ее проявлениях, оценивать человека объективно, с разных сторон, исключив субъективное к нему отношение. Так, например, чтобы наи­более полно охарактеризовать субъекта, совершившего преступление, бывает недостаточно одной лишь характеристики с его последнего места работы. Существенно дополнят представление о нем характерис­тики с других мест, где он учился или работал, мнение о нем его род­ных, знакомых. И хотя в каждой из этих характеристик могут содер­жаться элементы одностороннего подхода к оценке его личности, в целом же, поскольку все эти сведения независимы друг от Друга, они позволяют составить о виновном объективное мнение.

Анализ результатов деятельности. Данный метод в совокупности с другими особенно широко применяется при изучении личности разыс­киваемых преступников. Например, по результатам преступной деятель­ности судят не только о степени общественной опасности содеянного, но и об определенных характерологических особенностях личности, интел­лекте, психическом состоянии, в котором мог находиться обвиняемый в момент совершения преступления, о мотивах преступления.

В последние годы в качестве разновидности данного метода стал применяться метод составления психологического портрета пре­ступника, с помощью которого составляется психолого-криминалисти­ческая характеристика разыскиваемого преступника, включающая в


 

себя не только его психологические, но и поведенческие и даже чисто |внешние, физические признаки.

Весьма эффективным методом изучения личности является судебно-психологическая экспертиза, которой специально посвящена глава 7 учебника.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.007 с.)