Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Основные содержательные особенности профессиональной деятельности прокурорского работника
Основные особенности правоохранительной деятельности прокурорского работника
| Ведущий факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества (психограмма) личности работника прокуратуры
| Критерии профессиональной пригодности к деятельности следователя, прокурора
|
|
|
| 1. Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений следователя, прокурора
| I фактор профессиональной пригодности - высокий уровень социализации личности (конвенциальность, нормативность поведения): высокий уровень правосознания, социальной ответственности, честность, гражданское мужество, совестливость; принципиальность, непримиримость в борьбе с нарушениями правопорядка: обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность; доминирование социально значимых мотивов в сфере профессиональной деятельности
| Прогностически благоприятные показатели:
а) наличие в документах поощрений, оценочных характеристик: «честен», «принципиален», «трудолюбив», «пользуется уважением сослуживцев», «дисциплинированный, Исполнительный, добросовестный работник», «ответственно относится к выполнению своих обязанностей», «личные интересы подчиняет служебным» и т.п.
| продолжение таблицы
|
|
|
|
| Негативные качества личности:
низкий нравственный облик,
нечестность, склонность к обману,
употреблению алкоголя; безответственное отношение к выполнению служебных заданий.
недисциплинированность.
| б) показатели психодиагностических методик: средние, выше сред-
него значения факторов *6-ФЛО: С, G, H, QJ, QJ; низкие, средние значения факторов 16-ФЛО: О, Q4; линейный профиль личности по СМИЛ со средне нормативными величинами
шкал; средние, выше среднего
значения шкал теста УСК.
Прогностически неблагоприятные
показатели:
а) имеет дисциплинарные взыскания
за обман, нарушений законности,
утрату документов, пьянство: оценочные характеристики: «недисциплинирован», «систематически опаздывает на работу», «требует контроля» и т.п.
б) показатели психодиагностических методик: низкие значения факторов 16-ФЛО: С, G, Q3, в сочетании с высокими значениями факторов О и Q5 высокие значения шкал
4, 6 8, в СМИЛ в качестве ведущих при низких значениях шкал 5, 7 (возможны различные варианты сочетаний шкал 4, 6, 8 с шкалой 9 со значениями более 70 Т-баллов: высокие значения шкалы L СМИЛ; низкие значения шкал теста УСК.
| 2. Властный, обязательный характер профессиональных Полномочий работника прокуратуры
| Профессионально необходимые
качества:
развитый интеллект: гибкое, творческое мышление, способность к глубокому, всестороннему анализу,
к прогнозированию; умение выделить главное; настойчивость, принципиальность а отстаивании принимаемых решений; смелость брать на себя и нести персональную ответственность за свои действия и решения: эмоциональная уравновешенность; адекватная самооценка;
уважительное отношение к людям.
Негативные качества личности:
сниженные интеллектуальные
способности; недостаточно развитые
волевые качества, эмоциональная
неустойчивость; неадекватно
завышенная самооценка;
властолюбие, пренебрежительное
отношение к людям.
| Прогностически благоприятные
показателя:
а) наличие в документах оценочных характеристик: «целеустремленный», «настойчивый», «умеет отстаивать свою точку зрения» и т д.;
б) показатели психодиагностических методик: высокие значения факторов 16-ФЛО: В, Оз; средние, выше
средних значения факторов 16-ФЛО: С, G, N; высокий показатель 1Q по методике Ра вена; линейный профиль личности по СМИЛ со средненормативными величинами шкал; ведущее место шкал 4, 6 СМИЛ в сочетаниях со шкалами 5, 7 в нормативном профиле личности; высокие значения показателей теста УСК.
Прогностически неблагоприятные
показатели:
а) наличие в документах оценочных характеристик:.«постоянно нуждается в помощи», «в сложных ситуациях теряется», «слабоволен», «высокомерен», «не пользуется авторитетом сослуживцев» и т.п.;
б) показатели психологических
методик: средние, низкие значения фактора В 16-ФЛО и показателя IQ теста Ранена; низкие значения факторов 16-ФЛО: С, G, N, Qa; высокие
значения шкал 4, 6, 8 СМИЛ в качестве ведущих более 70 Т-баллов; высокое значение шкалы 2 СМИЛ в качестве ведущей в сочетании с
|
продолжение таблицы
|
|
|
|
|
| Низким значением 9 шкалы; низкие значения шкал теста УСК
| 3 Экстремалный характер право-
охранительной деятельности следователя, прокурора
| II фактор профессиональной пригодности — нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности: выносливость к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокая работоспособность, нервно-психическая устойчивость к
стрессу, высокий уровень самоконтроля над своими эмоциями, настроением, стеническнй тип реагирования
в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях; развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов).
Негативные качества личности:
низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность; избыточная агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов; психопатические свойства характера.
| Прогностически благоприятные
показатели:
а) наличие в документах оценочных характеристик: «в сложной обстановке не теряется», «способен длительное время переносить физические и психические перегрузки»;
б) показатели психодиагностичес-
ких методик: средние, выше средних
значения факторов 16-ФЛО: С, Оз в сочетании с низкими, средними значениями факторов О, 0,4; линейный профиль личности СМИЛ со средненормативными величинами шкал, срсдненориатавное расположение
шкал невротической триады СМИЛ (шкалы 1,2,3).
Прогностически неблагоприятные
показатели:
а) наличие в, документах оценочных характеристик: «в условиях повышенной нагрузки теряется, не может сосредоточиться», «отличается
низком работоспособностью», «постоянно нуждается в помощи» и т.п.;
б) показатели психодиагностичес-
ких методик низкие значения факторов 16-ФЛО: С, G, Q3 в сочетании с высокими значениями факторов 16-ФЛО: Е, О, Q4; высокие, выше нормативных
(более 70— 75 Т-балов) показатели шкал 2,4,6,8 СМИЛ при высоких значениях шкалы 9; высокое значение шкалы F СМИЛ; подъём профиля с высокими значениями шкал 1,
2, 7 и 8 СМИЛ.
| 4. Нестандартный, творческий
характер правоохранительной
деятельности работника прокуратуры
| Ш фактор профессиональной пригодности — познавательная (когнитивная) активность, продуктивность мышления: развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция; гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность; аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить
главное; активность, подвижность
психических познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания), емкая память: развитые воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии.
Негативные качества личности.
низкая умственная работоспособность, сниженная познавательная активность: сниженные интеллект, эрудиция: неразвитое воображение;
слабая память.
| Прогностически благоприятные показатели:
а) наличие в документах: сведений о высоких показателях достигнутых в школе, вузе; оценочных характеристик: «проявляет аналитические способности», «умеет выделить главное», «любит читать», «способен расследовать дела любой сложности»,
«работоспособен» и т.п.;
б) показатели психодиагностичес-
ких методик: высокие значения
фактора В 16-ФЛО и показателя IQ теста Равена, низкие значения
шкалы L СМИЛ.
Прогностически неблагоприятные
показатели.
а) наличие в документах данных о
слабой успеваемости а школе, вузе; сведений о низкой работоспособности, нераскрытых преступлениях, возвращенных на доследование уголовных дел, отсутствии познавательных
интересов и пр.
б) показатели психодиагностичес-
ких методик: низкие значения фактора В 16-ФЛО и IO теста Равена;
|
продолжение таблицы
|
|
|
|
|
| высокие значения шкалы L СМИЛ; высокие (выше нормативных) значения 4, 8 шкал СМИЛ в качестве ведущих
| 5 Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность работника
прокуратуры
| 1, II, III факторы профессиональной
пригодности.
социальная зрелость личности, нервно-психическая, эмоционально-волевая устойчивость; развитый
интеллект, гибкое творческое мышление, прогностические способности; смелость, решительность, способность брать на себя ответственность, уверенность в себе, настойчивость при высокой уровне самокритичности; адекватная самооценка.
устойчивая мотивация на достижение успеха.
Негативные качества личности:
нервно-психическая, эмоциональная
неустойчивость; слабые интеллект.
эрудиция, сниженная познавательная активность; повышенные
тревожность, мнительность, недостаточно развитые волевые качества;
отсутствие мотивации на достижение успехов в работе
| Прогностически благоприятные
показатели:
а) наличие в документах оценочных
характеристик: «проявляет самостоятельность, инициативу», «отстаивает свою точку зрения», «настойчив», «умеет планировать свою работу» и пр.;
б) показатели психодиагностичес-
ких методик: показатели теста
Равеиа, 16-ФЛО, СМИЛ, УСК, указанные в ml. I — 4.
Прогностически неблагоприятные
показатели:
а) наличие в документах оценочных
характеристик: «постоянно
нуждается в помощи», «в сложной
обстановке теряется» и т.п.;
б) показатели
психодиагностических методик:
показатели тестов Равена, 16-ФЛО, СМИЛ. УСК. указанные в шт. 1 — 4.
| 2. Основные подструктуры правоохранительной деятельности прокурорского работника (следователя, прокурора) и соответствующие ее основным структурным элементам факторы (личностные качества) профессиональной пригодности
Основные подструктуры профессиональной деятельности работника прокуратуры
| Основные факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества личности (психограмма) работника прокуратуры
| Критерии профессиональной пригодности к деятельности следователя, прокурора
|
|
|
| 1. Познавательно-
прогностическая (когнитивная) подструктура деятельности следователя,
прокурора
| III фактор профессиональной
пригодности:
разносторонние общие и глубокие профессиональные знания, развитый интеллект, гибкое, творческое
мышление, высокая умственная
работоспособность; аналитический
склад ума, прогностические способности, умение выделять главное; активное восприятие, емкая память,
устойчивое внимание, развитое
воображение, интуиция.
II фактор профессиональной
пригодности: нервно-психическая, эмоциональная устойчивость, высокий порог стрессоустойчивости, волевые качества. в мотивационной сфере в качестве ведущих — познавательные потребности, мотивы достижения успеха в
работе
| Прогностически благоприятные и
неблагоприятные показатели: (см. выше п. 3, 4).
|
продолжение таблицы
|
|
|
|
| Негативные качества личности (см. выше л 3. 4)
|
| 2 Коммуникативная подструктура
правоохранительной деятельности
следователя, прокурора
| IV фактор профессиональной
пригодности — коммуникативная
компетентность прокурорского
работника:
способность устанавливать и поддерживать эмоциональные контакты с участниками общения; способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, мотивы поведения, психическое состояние; доброжелательность.
вежливость по отношению к людям, умение слушать, эмпатнйность; свободное владение вербальными.
невербальными средствами общения, умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения; способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений развитый самоконтроль над эмоциями, настроением.
стеннческий тип реагирования в
психогенных ситуациях; адекватная
самооценка; чувство юмора.
Негативные качества личности:
замкнутость (аутизм), повышенная
сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях (интравертированность); повышенные обидчивость, тревожность, легко ранимое
самолюбие, конфликтность, избыточная агрессивность; неадекватно завышенная самооценка; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; недостаточное владение
Вербальными и невербальными средствами общения.
| Прогностически благоприятные
показатели:
а) наличие в документах оценочных характеристик: «доброжелательный», «пользуется уважением сослуживцев», «легко устанавливает психологический контакт с допрашиваемыми» И т.д.;
б) показатели психодиагностичес-
ких методик: средние, выше
средних значения факторов 16-
ФЛО: А, С, Н, I, N, Qs: низкие
значения факторов 16-ФЛО: 0, Q4; в нормативном профиле личности по СМИЛ ведущие 5, 4 шкалы с умеренным повышением 3 шкалы при 0 (нулевой) шкале в пределах 50 Т-баллов.
Прогностически неблагоприятные
показатели;
а) наличие в документах оценочных характеристик: «в коллективе неуживчив», «авторитетом не пользуете», «конфликтен», «высокомерен», «труб», «с трудом вступает в
контакт с допрашиваемыми» и т.п.
б) показатели психодиагностичес-
ких методик: низкие значения
факторов 16-ФЛО: А, С, Н, I, N, Оз в сочетании с высокими значениями факторов 0. Q-C высокие значения шкал 4, 6, 8, 9 СМИЛ в качестве ведущих (более 70 Т-баллов)
отдельно или в комплексе с другими шкалами; высокие значения шкалы 7 СМИЛ (более 70 Т-баллов) в сочетаниях с высокорасположенными шкалами 1, 2, 8, высокие значения 0 (нулевой)шкалы СМИЛ (более 70 Т-баллов).
| 3. Организационно- управленческая
подструктура правоохранительной деятельности следователя, прокурора
| V фактор — организаторские
способности:
активность, инициативность, находчивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение
выделять главное, прогнозировать
последствия принимаемых решений. самостоятельность; чувство ответственности за свои поступки; организованность, планомерность в работе, в мотивационной сфере доминирование социально-значимых
| Прогностически благоприятные
показатели;
а) наличие в документах оценочных
характеристик: «инициативен», «настойчив», «хороший организатор»,
«объективно, взвешенно подходит к принятию решений», «оперативен.
собран в работе» и пр.;
б) показатели психодиагностичес-
ких Методик, высокие значения факторов G, QI, Оз 16-ФЛО; средние. выше средних значения шкал теста УСК.
|
продолжение таблицы
|
|
|
|
| мотивов достижения успеха в работе;
II фактор — нервно-психическая
устойчивость.
IV фактор — коммуникативная
компетентность
Негативные качества личности:
отсутствие организаторских способностей, психопатические черты и свойства характера, эмоциональная неустойчивость, несбалансированность процессов торможения и
возбуждения; пассивность, безынициативность, избыточная тревожность, мнительность; отсутствие
мотивации достижения успеха в
работе.
| Прогностически неблагоприятные
показатели:
а) наличие в документах данных, характеризующих прокурорского работника малоиницнативным, теряющимся в сложной обстановке, нуждающийся в постоянной помощи
И Т.П.
б) показатели психодиагностичес-
ких методик; низкие значения факторов G, Qi, Qa 16-ФЛО; низкие значения шкал теста УСК; см. также п. 3.
| 4. Воспитательная подструктура правоохранительной деятельности
следователя, прокурора
| I фактор — социализация личности, высокий уровень правосознания;
III фактор — познавательная активность, развитый интеллект; эрудиция, творческое мышление, емкая память;
IV фактор — коммуникативная
компетентность, свободное владение вербальными, невербальными средствами общения.
Негативные качества личности (см. п. 1
| Прогностически благоприятные и неблагоприятные показатели: (см.п. 1,4).
|
Анализ рассмотренных выше различных сочетаний качеств личности дает возможность строить прогноз относительно того, в какой мере тот или иной кандидат сможет успешно заниматься в избранной области правоохранительной деятельности, т.е. позволяет оценивать его профессиональные способности при приеме на работу, при распределении служебных обязанностей, при выдвижении на более высокую должность.
|