Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные содержательные особенности профессиональной деятельности прокурорского работника

Поиск
Основные особенности правоохрани­тельной деятель­ности прокурорско­го работника   Ведущий факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества (психограмма) личности работника прокуратуры   Критерии профессиональной пригодности к деятельности следователя, прокурора  
     
1. Правовая рег­ламентация (норма­тивность) професси­онального поведе­ния, принимаемых решений следовате­ля, прокурора   I фактор профессиональной пригод­ности - высокий уровень социализа­ции личности (конвенциальность, нор­мативность поведения): высокий уро­вень правосознания, социальной ответственности, честность, граждан­ское мужество, совестливость; прин­ципиальность, непримиримость в борьбе с нарушениями правопорядка: обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинирован­ность; доминирование социально значимых мотивов в сфере профессио­нальной деятельности   Прогностически благоприятные показатели: а) наличие в документах поощре­ний, оценочных характеристик: «чес­тен», «принципиален», «трудолюбив», «пользуется уважением сослуживцев», «дисциплинированный, Исполнитель­ный, добросовестный работник», «от­ветственно относится к выполнению своих обязанностей», «личные инте­ресы подчиняет служебным» и т.п.  
продолжение таблицы
     
  Негативные качества личности: низкий нравственный облик, нечестность, склонность к обману, употреблению алкоголя; безответственное отношение к выполнению служебных заданий. недисциплинированность.   б) показатели психодиагностических методик: средние, выше сред- него значения факторов *6-ФЛО: С, G, H, QJ, QJ; низкие, средние значения факторов 16-ФЛО: О, Q4; линейный профиль личности по СМИЛ со средне нормативными величинами шкал; средние, выше среднего значения шкал теста УСК. Прогностически неблагоприятные показатели: а) имеет дисциплинарные взыскания за обман, нарушений законности, утрату документов, пьянство: оценочные характеристики: «недисциплинирован», «систематически опаздывает на работу», «требует контроля» и т.п. б) показатели психодиагностических методик: низкие значения факторов 16-ФЛО: С, G, Q3, в сочетании с высокими значениями факторов О и Q5 высокие значения шкал 4, 6 8, в СМИЛ в качестве ведущих при низких значениях шкал 5, 7 (возможны различные варианты сочетаний шкал 4, 6, 8 с шкалой 9 со значениями более 70 Т-баллов: высокие значения шкалы L СМИЛ; низкие значения шкал теста УСК.  
2. Властный, обязательный характер профессиональных Полномочий работника прокуратуры   Профессионально необходимые качества: развитый интеллект: гибкое, творческое мышление, способность к глубокому, всестороннему анализу, к прогнозированию; умение выделить главное; настойчивость, принципиальность а отстаивании прини­маемых решений; смелость брать на себя и нести персональную ответственность за свои действия и решения: эмоциональная уравновешенность; адекватная самооценка; уважительное отношение к людям. Негативные качества личности: сниженные интеллектуальные способности; недостаточно развитые волевые качества, эмоциональная неустойчивость; неадекватно завышенная самооценка; властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.   Прогностически благоприятные показателя: а) наличие в документах оценочных характеристик: «целеустремленный», «настойчивый», «умеет отстаивать свою точку зрения» и т д.; б) показатели психодиагностических методик: высокие значения фак­торов 16-ФЛО: В, Оз; средние, выше средних значения факторов 16-ФЛО: С, G, N; высокий показатель 1Q по методике Ра вена; линейный профиль личности по СМИЛ со средненормативными величинами шкал; ведущее место шкал 4, 6 СМИЛ в сочетаниях со шкалами 5, 7 в нормативном профиле личности; высокие значения показателей теста УСК. Прогностически неблагоприятные показатели: а) наличие в документах оценочных характеристик:.«постоянно нуждается в помощи», «в сложных ситуациях теряется», «слабоволен», «высокомерен», «не пользуется авторитетом сослуживцев» и т.п.; б) показатели психологических методик: средние, низкие значения фактора В 16-ФЛО и показателя IQ теста Ранена; низкие значения факторов 16-ФЛО: С, G, N, Qa; высокие значения шкал 4, 6, 8 СМИЛ в качестве ведущих более 70 Т-баллов; высокое значение шкалы 2 СМИЛ в качестве ведущей в сочетании с  

 


 

продолжение таблицы
     
    Низким значением 9 шкалы; низкие значения шкал теста УСК
3 Экстремалный характер право- охранительной дея­тельности следова­теля, прокурора   II фактор профессиональной пригодности — нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности: выносливость к длительно воздей­ствующим психофизическим перегрузкам, высокая работоспособность, нервно-психическая устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над своими эмоциями, настроением, стеническнй тип реагирования в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях; развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов). Негативные качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность; избыточная агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов; психопатические свойства характера.   Прогностически благоприятные показатели: а) наличие в документах оценочных характеристик: «в сложной обстанов­ке не теряется», «способен длительное время переносить физические и психические перегрузки»; б) показатели психодиагностичес- ких методик: средние, выше средних значения факторов 16-ФЛО: С, Оз в сочетании с низкими, средними значениями факторов О, 0,4; линейный профиль личности СМИЛ со средненормативными величинами шкал, срсдненориатавное расположение шкал невротической триады СМИЛ (шкалы 1,2,3). Прогностически неблагоприятные показатели: а) наличие в, документах оценочных характеристик: «в условиях повы­шенной нагрузки теряется, не может сосредоточиться», «отличается низком работоспособностью», «постоянно нуждается в помощи» и т.п.; б) показатели психодиагностичес- ких методик низкие значения факторов 16-ФЛО: С, G, Q3 в сочетании с высокими значениями факторов 16-ФЛО: Е, О, Q4; высокие, выше нормативных (более 70— 75 Т-балов) показатели шкал 2,4,6,8 СМИЛ при высоких значениях шкалы 9; высокое значение шкалы F СМИЛ; подъём профиля с высокими значениями шкал 1, 2, 7 и 8 СМИЛ.  
4. Нестандарт­ный, творческий характер правоохранительной деятельности работника прокуратуры   Ш фактор профессиональной пригод­ности — познавательная (когнитивная) активность, продуктивность мышления: развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция; гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность; аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное; активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания), емкая память: развитые воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии. Негативные качества личности. низкая умственная работоспособность, сниженная познавательная активность: сниженные интеллект, эрудиция: неразвитое воображение; слабая память.   Прогностически благоприятные показатели: а) наличие в документах: сведений о высоких показателях достигнутых в школе, вузе; оценочных характеристик: «проявляет аналитические способности», «умеет выделить главное», «любит читать», «способен расследовать дела любой сложности», «работоспособен» и т.п.; б) показатели психодиагностичес- ких методик: высокие значения фактора В 16-ФЛО и показателя IQ теста Равена, низкие значения шкалы L СМИЛ. Прогностически неблагоприятные показатели. а) наличие в документах данных о слабой успеваемости а школе, вузе; сведений о низкой работоспособности, нераскрытых преступлениях, возвращенных на доследование уголовных дел, отсутствии познавательных интересов и пр. б) показатели психодиагностичес- ких методик: низкие значения фактора В 16-ФЛО и IO теста Равена;  

 


 

продолжение таблицы
     
    высокие значения шкалы L СМИЛ; высокие (выше нормативных) значе­ния 4, 8 шкал СМИЛ в качестве ведущих  
5 Процессуальная самостоятельность, персональная ответствен­ность работника прокуратуры   1, II, III факторы профессиональной пригодности. социальная зрелость личности, нервно-психическая, эмоционально-волевая устойчивость; развитый интеллект, гибкое творческое мышление, прогностические способности; смелость, решительность, способность брать на себя ответственность, уверенность в себе, настойчивость при высокой уровне самокритичности; адекватная самооценка. устойчивая мотивация на достижение успеха. Негативные качества личности: нервно-психическая, эмоциональная неустойчивость; слабые интеллект. эрудиция, сниженная познавательная активность; повышенные тревожность, мнительность, недостаточно развитые волевые качества; отсутствие мотивации на достижение успехов в работе   Прогностически благоприятные показатели: а) наличие в документах оценочных характеристик: «проявляет самостоя­тельность, инициативу», «отстаивает свою точку зрения», «настойчив», «умеет планировать свою работу» и пр.; б) показатели психодиагностичес- ких методик: показатели теста Равеиа, 16-ФЛО, СМИЛ, УСК, указанные в ml. I — 4. Прогностически неблагоприятные показатели: а) наличие в документах оценочных характеристик: «постоянно нуждается в помощи», «в сложной обстановке теряется» и т.п.; б) показатели психодиагностических методик: показатели тестов Равена, 16-ФЛО, СМИЛ. УСК. указанные в шт. 1 — 4.  

2. Основные подструктуры правоохранительной деятельности прокурорского работника (следователя, прокурора) и соответствующие ее основным структурным элементам факторы (личностные качества) профессиональной пригодности

Основные под­структуры профес­сиональной дея­тельности работни­ка прокуратуры   Основные факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества личности (психограмма) работника прокуратуры   Критерии профессиональной пригод­ности к деятельности следователя, прокурора  
     
1. Познавательно- прогностическая (когнитивная) под­структура деятель­ности следователя, прокурора   III фактор профессиональной пригодности: разносторонние общие и глубокие профессиональные знания, разви­тый интеллект, гибкое, творческое мышление, высокая умственная работоспособность; аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное; активное восприятие, емкая память, устойчивое внимание, развитое воображение, интуиция. II фактор профессиональной пригодности: нервно-психическая, эмоциональная устойчивость, высокий порог стрессоустойчивости, волевые качества. в мотивационной сфере в качестве ведущих — познавательные потребности, мотивы достижения успеха в работе   Прогностически благоприятные и неблагоприятные показатели: (см. выше п. 3, 4).  

 


 

продолжение таблицы
     
  Негативные качества личности (см. выше л 3. 4)    
2 Коммуникативная подструктура правоохранительной деятельности следователя, прокурора   IV фактор профессиональной пригодности — коммуникативная компетентность прокурорского работника: способность устанавливать и поддерживать эмоциональные контакты с участниками общения; способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, мотивы поведения, психическое состояние; доброжелательность. вежливость по отношению к людям, умение слушать, эмпатнйность; свободное владение вербальными. невербальными средствами общения, умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения; способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений развитый самоконтроль над эмоциями, настроением. стеннческий тип реагирования в психогенных ситуациях; адекватная самооценка; чувство юмора. Негативные качества личности: замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих пробле­мах, переживаниях (интравертированность); повышенные обидчивость, тревожность, легко ранимое самолюбие, конфликтность, избыточ­ная агрессивность; неадекватно завышенная самооценка; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; недостаточное владение Вербальными и невербальными средствами общения.   Прогностически благоприятные показатели: а) наличие в документах оценочных характеристик: «доброжелательный», «пользуется уважением сослуживцев», «легко устанавливает психологический контакт с допрашиваемыми» И т.д.; б) показатели психодиагностичес- ких методик: средние, выше средних значения факторов 16- ФЛО: А, С, Н, I, N, Qs: низкие значения факторов 16-ФЛО: 0, Q4; в нормативном профиле личности по СМИЛ ведущие 5, 4 шкалы с умеренным повышением 3 шкалы при 0 (нулевой) шкале в пределах 50 Т-баллов. Прогностически неблагоприятные показатели; а) наличие в документах оценочных характеристик: «в коллективе неуживчив», «авторитетом не пользуете», «конфликтен», «высокомерен», «труб», «с трудом вступает в контакт с допрашиваемыми» и т.п. б) показатели психодиагностичес- ких методик: низкие значения факторов 16-ФЛО: А, С, Н, I, N, Оз в сочетании с высокими значениями факторов 0. Q-C высокие зна­чения шкал 4, 6, 8, 9 СМИЛ в каче­стве ведущих (более 70 Т-баллов) отдельно или в комплексе с другими шкалами; высокие значения шкалы 7 СМИЛ (более 70 Т-баллов) в сочетаниях с высокорасположенными шкалами 1, 2, 8, высокие значения 0 (нулевой)шкалы СМИЛ (более 70 Т-баллов).  
3. Организационно- управленческая подструктура правоохранительной дея­тельности следователя, прокурора   V фактор — организаторские способности: активность, инициативность, находчивость, распорядительность; сме­лость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений. самостоятельность; чувство ответственности за свои поступки; организованность, планомерность в работе, в мотивационной сфере доминирование социально-значимых   Прогностически благоприятные показатели; а) наличие в документах оценочных характеристик: «инициативен», «на­стойчив», «хороший организатор», «объективно, взвешенно подходит к принятию решений», «оперативен. собран в работе» и пр.; б) показатели психодиагностичес- ких Методик, высокие значения факторов G, QI, Оз 16-ФЛО; средние. выше средних значения шкал теста УСК.  

 


 

продолжение таблицы
     
  мотивов достижения успеха в работе; II фактор — нервно-психическая устойчивость. IV фактор — коммуникативная компетентность Негативные качества личности: отсутствие организаторских способностей, психопатические черты и свойства характера, эмоциональ­ная неустойчивость, несбалансированность процессов торможения и возбуждения; пассивность, безынициативность, избыточная тревожность, мнительность; отсутствие мотивации достижения успеха в работе.   Прогностически неблагоприятные показатели: а) наличие в документах данных, характеризующих прокурорского работника малоиницнативным, теряю­щимся в сложной обстановке, нуждающийся в постоянной помощи И Т.П. б) показатели психодиагностичес- ких методик; низкие значения факторов G, Qi, Qa 16-ФЛО; низкие значения шкал теста УСК; см. также п. 3.  
4. Воспитатель­ная подструктура правоохранитель­ной деятельности следователя, прокурора   I фактор — социализация личности, высокий уровень правосознания; III фактор — познавательная активность, развитый интеллект; эрудиция, творческое мышление, емкая память; IV фактор — коммуникативная компетентность, свободное владение вербальными, невербальными средствами общения. Негативные качества личности (см. п. 1   Прогностически благоприятные и неблагоприятные показатели: (см.п. 1,4).  

 

Анализ рассмотренных выше различных сочетаний качеств личности дает возможность строить прогноз относительно того, в какой мере тот или иной кандидат сможет успешно заниматься в избранной области пра­воохранительной деятельности, т.е. позволяет оценивать его профессио­нальные способности при приеме на работу, при распределении служеб­ных обязанностей, при выдвижении на более высокую должность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.23.59 (0.009 с.)